98983

ДОБРО И ЗЛО В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (ОПЫТ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ЭТИКИ)»

Реферат

Логика и философия

В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух – это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая деятельность, природа - это вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же - нечто объективное, множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе относится не только материя, но и психика. Бог выступает как духовное начало.

Русский

2016-07-22

104.5 KB

2 чел.

PAGE  9

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

ДОБРО И ЗЛО В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (ОПЫТ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ЭТИКИ)»

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                              Разработал        

     Профессор                                                                  студент гр. Д-211

____________Быстрова А.Н.                                  __________Саушкина К.С.

  (подпись)                                                                                   (подпись)

_______________                                                                     ___________________

(дата проверки)                                                                          (дата сдачи на проверку)

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I.НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ-КРУПНЕЙШИЙ РУССКИЙ ФИЛОСОФ……………………………………………………………………………...4

          1.1 Проблематика добра и зла у Бердяева ………………………………….....5

          1.2.. Этапы творческого пути Бердяева………………………………………..5

ГЛАВА II. БЕРДЯЕВ «О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА»……………………………6

ГЛАВА III ЭТИЧЕСКА РЕВОЛЮЦИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА…………………………..7

         3.1. Этика Закона……………………………………………………………........7

         3.2. Этика Искупления…………………………………………………………...7

         3.3. Этика Творчества……………………………………………………….……8

         3.4. Вечная актуальность взаимопроникновения добра и зла…………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………10

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Добро и зло в «Филосовской энциклопедии» - нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.( Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.)

Проблема добра и зла является одной из центральных для человеческой жизни, а, следовательно, этики. Эти категории занимают важное место среди основных универсалий культуры: в них выражаются представления о собственно человеческом бытии, через них человек определяется в своем существовании. Как философия, так и религия усматривают в различении добра и зла корень человеческого духа. В этом исследовании мы попытаемся понять углубиться в «парадоксальную» этику Николая Бердяева, понять суть и смысл его учения.

ГЛАВА I.НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ  КРУПНЕЙШИЙ РУССКИЙ ФИЛОСОФ.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) -крупнейший русский философ первой половины XX в.Он родился в Киевской губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета, но в 1898 г.был арестован как участник социалистического движения. В молодости - марксист, но вскоре разочаровался в Марксе и заинтересовался философией Вл. Соловьева, а затем разработал свое собственное миросозерцание. В 1922 году по идеологическим причинам был выслан из Советской России за границу, вместе с другими представителями русской интеллигенции. После этого жил в Берлине, затем переехал в Париж. В 1926 г. основал журнал "Путь" и был его главным редактором до 1939 г. Бердяев написал огромное количество книг и статей .Библиография его произведений сама составляет целый том объемом в 10 печатных листов. Наиболее значительные философские произведения Бердяева следующие: "Субъективизм и идеализм в общественной философии .Критический этюд о Н.К. Михайловском" (1900), "С точки зрения вечности" (1907), "Философия свободы" (1911),"Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916),"Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923),

"Философия свободного духа, христианская проблематика и апологетика" (1929), "О назначении человека (опыт парадоксальной этики)" (1931), "Русская мысль:  главные проблемы русской мысли в девятнадцатом я начале двадцатого столетия" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики"(1947). Его произведения переведены на многие языки мира .Основная тема трудов Бердяева - духовное бытие человека. По его мнению, духовность человека тесно связана с божественной духовностью. Его учению противоположны концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической религиозной философии.

В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух – это название для таких понятий, как жизнь, свобода, творческая

деятельность, природа - это вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же - нечто

объективное, множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе относится не только материя, но и психика. Бог выступает как духовное начало. Божественное

иррационально и сверх рационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается

символически .Бог сотворил мир из ничто. Ничто - это не пустота, а некий первичный принцип, который предшествует Богу и миру и не содержит никакой дифференциации, первичный хаос (Ungrund). Это понятие Бердяев заимствовал у Якоба Беме, отождествляя его с божественным ничто. Порождение мира у Бердяева тесно связано с его решением проблемы свободы.

Для Бердяева существует три вида свободы:первичная иррациональная свобода (произвольность),рациональная свобода (исполнение морального долга),свобода, пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из которого Бог создал мир.Бог-творец возникает из божественного ничто, а уже потом Бог-творец создает мир. Поэтому свобода не создается Богом,так как она коренится уже в божественном ничто. Бог-творец не ответственен за ту свободу, которая порождает зло. "Бог-создатель, - пишет Бердяев, -является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой". Во власти свободы создавать и добро и зло. Поэтому, по мнению Бердяева,действия человека абсолютно свободны, так как неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть.

Бог не оказывает никакого влияния на волю человеческих существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, а лишь помогает человеку в том, чтобы его воля

становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле и тогда бы теодицея не была бы возможна.

Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы. (www.gumer.info     Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий).

1.1. ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА У БЕРДЯЕВА.

Проблематика добра и зла была принципиальной для Н.А.Бердяева; она проходит почти через все его творчество.

В европейской мысли добро и зло определяются, как правило, через соотношение с идеалом, с общим и универсальным стандартом. Вместе с тем, и само добро выражает этот стандарт, что заставляет задуматься о природе и содержании данного стандарта, особенностях соотношения с ним понятий добра и зла. Учение Бердяева о добре и зле является оригинальным по сравнению с классическими для этики представлениями о них. Он подверг в нем сомнению идею безусловности и абсолютной ценности добра, показав добро как непременно определенное ко злу. Бердяев не случайно называл свою этику «парадоксальной»: в качестве начала, которому призвана противодействовать мораль, им было указано не только зло, но и добро, а человек представлен как существо, виновное не только в зле, но и в добре. Он рассматривал вопрос о действительном содержании добра и зла как один из основополагающих для понимания человеческого существования, которое раскрывается в своей подлинности «по ту сторону добра и зла» как свобода, творчество и любовь. Осмысливая метафизику добра и зла, Бердяев поставил вопрос о реальности добра и зла не только как ценностных представлений, но и онтологических сил.( Плетнева Н.В. Учение о добре и зле в философии Бердяева Н.А .-Автореферат к диссертации. М.-2003).

1.2. ЭТАПЫ ТВЕРЧЕСКОГО ПУТИ БЕРДЯЕВА.

Первый этап (1899—1904 гг.) творчества Бердяева как время определения философских приоритетов отразился в книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском», таких статьях, как «А.Ф.Ланге и критическая философия», «Борьба за идеализм», «К философии трагедии. Морис Меттерлинк», «Этическая проблема в свете философского идеализма».

Второй этап (1904-1920-е гг.) ознаменовался началом разработки Бердяевым «творческого понимания христианства», что выразилось в появлении статей: «О новом русском идеализме», «Трагедия и обыденность», «О новом религиозном сознании», книг: «Новое религиозное сознание и общественность», «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Судьба России», «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», сборника «Духовный кризис интеллигенции».

Третий этап (1920-1948 г.) - этап окончательной выработки философского миросозерцания Бердяева, углубления концепции связан с появлением статьи «Кошмар злого добра (О книге И.Ильина «О сопротивлении злу силою»), книг: «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения», «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии», «Самопознание (опыт философской автобиографии)», «Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого», «Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация)», «Царство Духа и царство Кесаря», сборника «На пороге новой эпохи». Бердяев дал  характеристику своей философии, существенную для понимания его этического учения. Согласно этой характеристике, в его философии «есть противоречия, которые вызываются самим ее существом и которые не могут и не должны быть устранены» '(Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Междунар. отношения, 1990. С.277.)      (www.lib.ua-ru.net  Научно-электронная библиотека «Веда» ,2003-2012).

ГЛАВА II. БЕРДЯЕВ «О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА»

«О назначении человека.Опыт парадоксальной этики» - одна из главных книг Бердяева и одна из лучших по этике. Бердяев остро критикует "обыденную", "естественную" этику, пытается найти корни самого разделения на добро и зло, разбирает этику закона, искупления и творчества, решает конкретные этические проблемы и, наконец, пытается описать эсхатологическое преображение мира, то, что уже по ту сторону добра и зла.

Бердяев в "Самопознании" писал о книге "О назначении человека" следующее. "Проблема моральной философии для меня всегда стояла в центре. [...] я резко восставал против морали долга и защищал мораль сердечного влечения [...] [Эти] мотивы [...] в зрелой форме развиты в моей книге «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», книги очень для меня важной." "Для суждения о моем философском миросозерцании наибольшее значение имеют книги: «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», наиболее систематическая из моих книг [и др.]". "Наиболее совершенной своей книгой я считаю книгу, написанную значительно позже – «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики». В ней я пытался создать цельную этику." "Если допустить существование вечности адских мук, то вся моя духовная и нравственная жизнь лишается всякого смысла и всякой ценности, ибо протекает под знаком террора. [...] Меня всегда поражали люди, которые рассчитывали попасть в число избранников и причисляют себя к праведным судьям. Я себя к таким избранникам не причислял и скорее рассчитывал попасть в число судимых грешников. Самые существенные мысли на эту тему я изложил в заключительной главе моей книги «О назначении человека», и я это причисляю, может быть, к самому важному из всего, что я написал."

В работе “О назначении человека” Н.А.Бердяев выступает как представитель школы религиозного экзистенциализма, противопоставляя свободу духа объективной необходимости. Труд философа посвящен проблемам этического познания, проблемам свободы, личности и творчества, проблемам добра и зла. Бердяев различает три ступени этической эволюции: этику закона, этику искупления и этику творчества. Именно этика творчества, основанная на защите, переосмыслении и обновлении принципа свободной личности, является высшей и наиболее зрелой формой нравственного сознания. Следует отметить, что Бердяев в своем труде следует по стопам философов древности, средних веков и современности. Его высказывания строятся на теории Канта, Декарта, Аристотеля, Ницше, Аврелия, и т.д

В этой книге моральная установка у Бердяева достигает  высшего расцвета. Бердяев подвергает сомнению доброту самого добра: является ли "добро" добром и не есть ли оно зло? Смысл данного парадокса становится очевидным в связи с проблемой критерия добра и зла, причиной и источником различения и оценки вообще. Откуда берется само различение и может ли быть его критерием добро, если оно само является следствием различения и имеет греховное происхождение? Пытаясь объяснить этот парадокс, Бердяев выдвигает мысль, что высший ценностный критерий этики должен иметь "сверхэтический" характер, лежать "по ту сторону" добра и зла[1]. Отсюда - основной метафизический вопрос этики: что есть "добро" до (и после) различения добра и зла? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Бердяев приходит к пересмотру самого предмета этики. Этика - не просто кодификация нравственных норм и оценок. Она шире той сферы, которую ей обычно отводят. Она есть учение об источнике и смысле различения и оценки, пронизывающей человеческое сознание в целом и относящейся ко всему миру. Основанием различения, определяющим сам предмет этики, является, согласно Бердяеву, "отношение между свободой Бога и свободой человека"[2].

ГЛАВА III ЭТИЧЕСКА РЕВОЛЮЦИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА

3.1. ЭТИКА ЗАКОНА

Бердяев различает 3 ступени в этической эволюции: этику закона (Ветхий Завет), этику искупления (Новый Завет) и этику творчества.

О том, что этика закона есть низшая, не может быть для Бердяева и спора — она есть «этика социальной обыденности», она проходит мимо личности, она «исходит из религиозного страха». Разумеется, Бердяев не призывал отменить этику закона или общепринятые формы общения людей. В этом смысле, его "перечеканка монет" (лозунг, провозглашенный античным философом-киником Диогеном и означавший отказ от сложившихся норм и правил поведения) не есть отрицание сложившихся регулятивов человеческого поведения. Бердяев лишь показал, что существуют более высокие стадии нравственности, чем следование этике закона. Причем эти более высокие стадии не могут быть достигнуты принудительно, они предполагают свободу человека – его свободную любовь к Богу, к ближнему, его свободное творчество. Здесь философия Бердяева как бы возвращается к своим истокам, к учению о свободе как источнике всего существующего[3]. Этика закона организует жизнь человеческих масс, демонстрирует господство общества над конкретной личностью, над внутренней жизнью человека. Парадокс в том, что закон имеет и положительное значение, ибо он не только калечит личную жизнь, но и охраняет ее. Этика И. Канта, по Бердяеву, есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным нравственным законом, одинаковой у всех природой человека и оставляет в тени живую конкретную личность с ее нравственным опытом и духовной борьбой. Нравственная максима Канта, что каждого человека нужно рассматривать не как средство, а как самоцель, подрывается тем, что человек все же оказывается средством осуществления безличного, общеобязательного закона.

3.2. ЭТИКА ИСКУПЛЕНИЯ.

Новый Завет дает уже совсем другую систему нравственных требований, это - этика искупления или этика любви. Хотя Иисус Христос и говорил, что он пришел не нарушить закон, а исполнить его (Матф., 5:17) - речь идет, конечно, о ветхозаветном законе, - на деле он то и дело букву этого закона нарушал: не побил камнями блудницу, ел и пил с мытарями и грешниками, не постился, не соблюдал субботу... Почему? Потому что законническая этика проходит мимо личности, следует лишь букве закона, зачастую порождая "кошмар злого добра" (название одной из статей Бердяева). Бердяев же понимал христианство как персонализм. Этика искупления и любви не просто формулирует некие правила поведения, но дает высший принцип жизни - любовь к ближнему, ради которой можно переступить и через какие-то конкретные запреты. Это этика сострадания, прощения, соучастия[4]. Этика искупления не знает резкого деления на "добрых" и "злых". В ее основе лежит отношение не к отвлеченной идее добра, а к живому человеческому существу. В ней на первый план выходит личность и личное отношение человека к Богу и ближнему, а не следование общепринятым нормам. Бердяев даже поставил вопрос, впервые заданный Оригеном, о том, возможно ли индивидуальное спасение человека? Может ли спастись человек, если его ближний погибает? Сам он склонялся к мысли о том, что спасение возможно лишь как всеобщее спасение (в терминах богословия – "апокатастазис"). Поэтому существовавшие долгое время представление об аде, об ужасных и безнадежных вечных муках, которые ждут нераскаявшихся грешников, - садистская ложь. Христианство – религия любви, поэтому невозможно представить себе христианина, блаженствующего в то время, как хотя бы один другой человек страдает[5]. Бердяева всегда очень отталкивали "мстительная эсхатология, резкое разделение людей на добрых и злых и жестокая расправа над злыми и неверными"[6]. У него есть запоминающийся образ, - мораль начинается с вопроса Бога к Каину об убитом им брате: "Каин, где твой брат Авель?" Но закончиться нравственное развитие человечества, считал Бердяев, должно вопросом к Авелю: "Авель, где твой брат Каин?", то есть и Авель ответственен за то, что не уберег своего брата-убийцу от греха, дал ему нравственно погибнуть.

3.3. ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА.

Но встречается и еще одна система нравственных ценностей - этика творчества. Бердяев считает, что внес вклад в разработку этой проблематики уже в своей ранней работе "Смысл творчества". Новое в этике творчества заключается в том, что она утверждает ценность индивидуального и единичного. По пути этого утверждения шли С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Г. Ибсен, Достоевский, М. Шелер и др. экзистенциальные мыслители. Только в творчестве обнаруживается призвание и назначение человека в мире. Для этики творчества свобода означает не простое принятие закона добра, а индивидуальное творчество добра. Человек не есть пассивный исполнитель законов этого миропорядка. Он - изобретатель и творец. Борьба со злом должна происходить не столько пресечением его, сколько творческим осуществлением добра и преображением злого в доброе. Нравственной целью жизни должно быть не самоспасение, не искупление вины, а творческое осуществление правды, бескорыстная любовь к божественному в жизни. Тайна жизни скрыта в любви - жертвующей, дающей, творческой.[7] «Творчество стоит, — пишет Бердяев, — как бы вне этики закона и вне этики искупления и предполагает иную этику. Творец оправдывается своим творчеством… творец и творчество не заинтересованы в спасении и гибели»… «творчество означает переход души в иной план бытия»: «страх наказания и страх вечных мук не может играть никакой роли в этике творчества». Бердяев уверен, что «творческое горение, эрос божественного побеждает похоть и злые страсти», что «сублимация или преображение страстей означает освобождение страсти от похоти и утверждение в ней свободной творческой стихии»[8]. Этика творчества есть этика творческой энергии — и тогда как наш «закон сковывает энергию добра», этика творчества, преодолевая этику закона, «заменяет абсолютные веления… бесконечной творческой энергией». Творчество, — уверяет Бердяев, — «есть благодатная энергия, делающая волю свободной от страха, от закона», творчество «есть первожизнь», оно обращено «не к старому и не к новому, а к вечному»[9]. Творчество по мнению Бердяева, также акт излечения: «Все плохие качества человека такие как половые страсти, гнев, честолюбие, ревность, страсть к игре можно с помощью творчества направить в другое русло, то есть произойдет переход отрицательной энергии в положительную. Человек должен стремиться к свободе, а похоть порабощает дух человека, она жадна, вампирична, поэтому составляет полную противоположность творчеству».

3.4. ВЕЧНАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА.

В ходе дальнейшего анализа Бердяев высказывает суждения по конкретным вопросам нравственной жизни человека - о любви, браке, семье, сексуальной и эротической этике, совести, страхе, сострадании и др. Трагизм нравственной жизни, подчеркивает он, не в столкновении добра и зла, а в столкновении одного добра с другим, одной ценности - с другой. Человек, будучи свободным, постоянно вынужден делать тот или иной выбор, лично решая при этом вопрос, что лучше и что хуже. Выбор же зачастую связан с проявлением жестокости, необходимостью преодолевать сострадание, причинять страдание, чтобы избежать большего страдания. Разрешение нравственных конфликтов порождает трагизм жизни, который ставит нас перед проблематичностью добра. Парадокс: борьба со злом нередко порождает новое зло - нетерпимость, фанатизм, жадность, зависть, жестокость, злобные чувства, которые обладают способностью возрождаться под видом добра. Зло также может оказываться новой, еще не осознанной формой добра. И добро и зло могут принимать противоположные формы. Но, с другой стороны, когда люди "к добру и злу постыдно равнодушны" и отказываются от нравственной борьбы, наступает деморализация и разложение. Лишь евангельская мораль прорывает порочный круг в борьбе добра и зла, провозглашая любовь к врагам, неосуждение ближних и грешников. Однако Бердяев считает, что христианская этика нуждается в восполнении. Любовь в ней становится риторической, условной ("стеклянной", по терминологии Розанова), а не сердечной и душевной[10]. В христианской этике нет проблем космической этики, любви к животным, растениям, земле, звездам. Даже любовь к ближнему понимается в ней лишь как путь самоспасения, как аскетическое упражнение в добродетели. Между тем любовь не может быть лишь путем искупления и спасения. Она есть творчество "новой жизни", понимание которой связано с эсхатологическими проблемами этики. В 3-й ч. ("О последних вещах. Этика эсхатологическая") Бердяев рассматривает проблемы смерти и бессмертия, ада и Царства Божьего. Смерть есть самый глубокий факт жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть, и если бы ее не было, то жизнь лишена была бы смысла. Смысл связан с концом и лежит за пределами этого замкнутого мира. Смысл нравственного опыта человека на протяжении всей его жизни заключается в том, чтобы привести его к должному отношению к смерти. Смысл смерти в том, что во времени невозможна вечность. Жизнь есть непрерывное умирание, постоянная борьба со смертью посредством любви ко всему живущему. Поэтому следует относиться к себе и др. существу так, как будто ты сам и др. человек могут умереть в любой момент. Бердяев считает, что дерзновенную идею Федорова о воскрешении всех умерших надо продолжить и углубить: не только все умершие должны быть спасены от смерти и воскрешены, но все должны быть спасены и освобождены от ада, выведены из ада. Царство Божье все равно лежит по ту сторону нашего понимания "добра" и "зла". Зло и злые появились потому, что добро и добрые были плохи, что в них было мало добра. Бердяев считает, что в словах Гоголя "грусть от того, что не видишь добра в добре" поставлена самая глубокая проблема этики. Религиозная этика, основанная на идее личного спасения души, есть минималистская этика. Она призывает человека благополучно устроиться при неблагополучии других людей и мира. Однако райское блаженство невозможно для одних добрых, потребовавших для себя привилегированного положения. Бердяев призывает создавать новую, эсхатологическую этику: учение о добре превратить в профетическое учение о сверхдобре. Ницше, перенесший наше посюстороннее понимание зла по ту сторону добра и зла, не смог прорваться туда. Бердяев считает важным преодолеть исторически сложившееся понимание Апокалипсиса как ожидания конца света и Страшного суда. Ибо возможно понимание Апокалипсиса как призыва к творческой активности человека, к героическому усилию и подвигу. Конец будет тем или иным в зависимости от действий человека[11]. Исходя из этого, Бердяев завершает свое исследование призывом: "...поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых"[12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Целью нашей работы было исследование наследия великого философа, открытие новых для себя истин, приобщение к мировой философской мысли. Мы достигли её, осмыслив работы Бердяева, в которых он предпринимает пересмотр традиционных этических проблем в свете основополагающих принципов своей философии: идеи «несотворенной свободы», объясняющей возникновение зла; идеи «объективации», показывающей символико-рационалистический, условно-знаковый характер моральных норм и оценок; идеи творчества как реального привнесения в мир «еще не бывшего в мире добра»; наконец, идей персонализма и эсхатологизма, раскрывающих назначение человека в его конечном устремлении к царству «сверхдобра», лежащего "по ту сторону" различения добра и зла. Все это и обусловило парадоксальность его этического учения, выразившуюся в столкновении традиционной морали добра и зла – «этики закона», «этики искупления» и «этики творчества» - этики  «сверхдобра» и красоты.

                                           

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

2.Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Междунар. отношения, 1990. С.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 461 с.

4. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Высш. шк., 1991. - 559 с.

5. Назаров В.Н. О назначении человека. М.: Эмка: Энциклопедический словарь, 2001

6. Плетнева Н.В. Учение о добре и зле в философии Бердяева Н.А .-Автореферат к диссертации. М.-2003, 179 с.

7. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983

8.Этика: учебник / Г. А. Голубева. - М.: Издательство Экзамен, 2007. - 318, (2) с. (Серия Учебник для вузов)

Интернет-источники

  1.  www.lib.ua-ru.net  Научно-электронная библиотека «Веда» ,2003-2012
  2.  www.gumer.info     Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий
  3.  www.krotov.info
  4.  www.5ballov.gip.ru

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. – с. 137

[2] Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. – с. 184.

[3] Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - с. 253-256

[4] Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Высш. шк., 1991. - с. 315

[5] Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Высш. шк., 1991. - с. 325

[6] Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. – с. 201-208

[7] Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - с. 274

[8]Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. – с. 206

[9] Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. – с. 255

[10] Этика: учебник / Г. А. Голубева. - М.: Издательство Экзамен, 2007. (Серия Учебник для вузов) – с. 106

[11] Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Высш. шк., 1991. - с. 387-388

[12] Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. – с. 334-335


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61755. Корень и однокоренные слова 17.57 KB
  Пальчиковая гимнастика 2 мин А теперь давайте подготовим наши пальчики к письму. 3 Словарная работа 7 мин Молодцы а теперь открываем тетради и записываем число. Записывают слова в тетрадях и на доске вспоминают написания слов.
61756. Картина Виктора Васнецова «Богатыри» 108.93 KB
  Задачи: 1)расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по теме; 2)закрепление навыка грамотного построения предложений разного типа; 3)обучать составлению символического плана рассказа-описания и рассказыванию с опорой на него. Оборудование: картина «Богатыри».
61757. Окончание и основа слова 31.28 KB
  Цель: сообщить учащимся что окончание изменяемая часть слова значимая: в ней содержится грамматическое значение слова образует форму слова а не новое слово служит для связи слов в словосочетании и предложении бывает нулевым материально не выраженным звуком буквой...
61758. Буквы безударных гласных в корне слова 20.32 KB
  Цель: обобщить и закрепить знания детей по орфограмме безударные гласные в корне слова Задачи: Образовательная: закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова проверяемых ударением...
61759. Мягкие и твердые согласные звуки 27.03 KB
  Задачи: совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные; содействовать осознанию учащимися способов обозначения мягкости согласных; прививать интерес к русскому языку.
61760. Правописание слов с удвоенными согласными 41.95 KB
  Цель: познакомить детей со словами в которых пишутся удвоенные согласные буквы. Развивать умение сопоставлять слова друг с другом объединять их по какому-то одному признаку и находить среди них лишнее...
61761. Виды речевых ошибок. Причины употребления слова несвойственном ему значении. Причины лексической несочетаемости 21.8 KB
  Причины употребления слова несвойственном ему значении. Употребление слова в несвойственном ему значении. Студенты знакомятся с классификацией речевых ошибок IV Изучение вопроса о причинах появления речевых ошибок типа...
61762. Лексическое значение слова и способы его объяснения 30.97 KB
  Цель: научить определять лексическое значение слова разными способами. Задачи: Обучающая: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики изучающем словарный состав языка; закрепить основные способы объяснения лексического значения слов...
61763. Изменение глаголов по временам 19.35 KB
  А что вы знаете о времени Что это такое Как вы понимаете Часы дни сутки года В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: Время – это когда идут дни за днями последовательное течение суток за сутками 2 Фонетический разбор...