98986

Сословные реформы и реформы феодального землевладения

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Подобрать необходимую по теме литературу; Подробно раскрыть каждую реформу Петра I; Подвести итоги петровских реформ, затрагивающих историю государства и права.

Русский

2016-07-22

3.2 MB

2 чел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1

Сословные реформы  и реформы феодального землевладения……….5

Глава 2

 Административные реформы……………………………………………9

Глава 3

 Церковные преобразования ……………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………..15

Литература……………………………………………………………………...17

Введение

В современной жизни человеку необходимы знания истории своей страны. Мне, как представителю молодого поколения, тоже интересны эти знания.

В истории отечественного государства и права было много деятелей, внёсших большой вклад в развитие страны. Мне интересен Пётр I. Этот правитель в  сознании миллионов наших сограждан ассоциируется с кардинальными изменениями в России, которые в конечном итоге и поставили страну в ряд ведущих мировых государств. Из газеты «Аргументы и Факты» за декабрь 2012 г. я узнала, что в рабочем  кабинете Президента Российской Федерации Владимира Путина висит портрет Петра I, и он является его политическим кумиром, как правитель-реформатор. Многие литературные произведения посвящены этому монарху, такие как: А.Н.Толстой «Пётр I», А.С.Пушкин «Арап Петра Великого», отрывок «Полтавский бой» из произведения «Полтава». М.Ломоносов писал о Петре I: «он Бог твой, Бог твой был Россия».  

Пётр I Великий (1672-1725), русский царь (с 1682 г.), первый российский император (с 1721 г.).

Родился 9 июня 1672 г. в Москве. Младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной. В первые годы царствования противники Петра группировались вокруг его сестры царевны Софьи и бояр Милославских. После подавления Стрелецкого бунта 1689 г. угрозу со стороны Софьи и её сторонников удалось устранить. Формально до 1698 г. Пётр разделял власть со сводным братом Иваном V (сын Алексея Михайловича от первого брака с М. И. Милославской). В 1695-1696 гг. молодой царь возглавил Азовские походы, в результате которых Россия закрепилась на побережье Азовского моря. Уже в это время Пётр проявил огромный интерес к зарубежным военным и научным достижениям. В 1697-1698 гг. он отправляется в Великое посольство по странам Европы. Пётр побывал в Австрии, Голландии, Англии и других государствах. На кольце, которое он заказал себе перед поездкой, было написано: «Я ученик и ищу себе учителей». Эта фраза вполне отражала цель путешествия. Молодой царь действительно ехал учиться. Везде он приводил в изумление иностранцев – то своими удивительными талантами, то варварским манерами – и везде учился: в Голландии он несколько месяцев работал плотником на верфи и узнал, что «надобно доброму плотнику знать»; в Англии он взялся за теорию кораблестроения, осмотрел литейный завод, арсенал, монетный двор, госпитали и – набравшись иноземной мудрости, освоив множество ремёсел, он окончательно утвердился в решении провести в России европеизационные реформы.

По возвращении домой Пётр приступил к самостоятельному правлению. Он активно использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Ему удалось осуществить ряд реформ, касающихся истории отечественного государства и права, которые за два десятилетия превратили страну в одно из наиболее интенсивно развивающихся государств Европы.

Цель моего реферата: изучение реформ Петра I.

Задачи:

  1.  Подобрать необходимую по теме литературу;
  2.  Подробно раскрыть каждую реформу Петра I;
  3.  Подвести итоги петровских реформ, затрагивающих историю государства и права.

Глава 1

Сословные реформы  и реформы феодального землевладения

Начало реформ положило монопольное  право на земельную собственность, которое характеризовало правовое положение дворян. Только дворяне могли владеть землей, что давало им право эксплуатировать крепостных крестьян. Однако при Петре I (в 1721 г.) купечество получило право покупать деревни с крестьянами, но с обязательным условием использования труда этих крестьян на создаваемых мануфактурах.                                                                              

Наибольшим количеством земли владели светские феодалы. Крупнейшим землевладельцем был царь. Основную же массу землевладельцев составляло среднее дворянство. Среднее и мелкое дворянство добивалось слияния в правовом отношении вотчины и поместья.

Это слияние произошло по указу «О единонаследии» — 23 марта 1714 г. По нему правовое положение вотчины и поместья уравнивалось, они стали именоваться  недвижимыми вещами. Указ сыграл большую роль в укреплении положения дворянства, превратив их поместья в наследственную собственность. Вместе с тем он содержал ряд ограничений в праве распоряжения земельной собственностью, против которых выступали дворяне. Особенно их не удовлетворяло положение, по которому земельная собственность могла передаваться только одному из сыновей, а остальные дети получали движимого имущества.

Однако подлинный смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству. Младшие дворянские дети, не имея перспектив наследования, теперь вынуждены были связывать свое будущее с получением образования и службой в армии, на флоте или в бюрократическом аппарате.

К указу о единонаследии примыкали законы, запрещавшие производить в офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках, жениться дворянским «недорослям», не овладевшим азами математики; покупать имения тем, кто нигде не служил и др.

Правовой статус дворянства существенно изменяется с принятием «Указа о единонаследии» 1714 г. Последствия:

1. Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, приводит к возникновению единого понятия «недвижимость».

2. Установление института майората — наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственного русскому праву, целью которого было сохранение от раздробления дворянской земельной собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии.

3.  Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Очень быстро формируется многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Во время реформы Петра I о подушной подати указом «О запрете продажи крестьян без земли» прекратилось деление на крестьян и холопов. Стали выделяться следующие группы: посессионные крестьяне (крестьяне, принадлежащие фабрикам и заводам); государственные крестьяне (бывшие черносошные); дворцовые (несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти); церковные (находились в ведении Коллегии экономии); частновладельческие крестьяне.

Размеры подати были определены без учета хозяйственных возможностей плательщиков, а исходя из суммы, необходимой для содержания армии (4 млн. руб. в год), и составили 80, затем 74 коп., с крестьянина мужского пола и 80 коп. с посадского. Кроме того, помещичьи крестьяне отдавали владельцу натуральную, денежную и отработочную ренту, а государственные — платили дополнительные 40 коп. «оброчной» подати и исполняли натуральные повинности, поставляя хлеб, лошадей, людей на строительство и пр. Все податное население платило также чрезвычайные налоги.

Трудно сказать, насколько новая подать оказалась тяжелее прежних государственных сборов, но одобрения в народе она не вызвала.

Дворянство при Петре I укрепило свое положение. В 1714 г. поместье было приравнено к вотчине, его обладатель теперь мог им распоряжаться как наследственной собственностью. Так же исчезло прежнее деление феодалов на многочисленные сословные группы — бояр, дворян, детей боярских и т.д.

Обязательность службы сохранялась. Царь не разрешал дробления владений между несколькими наследниками: только один из них получал имение. Так Петр хотел предотвратить разорение «благородного сословия». Предполагалось также, что оставшиеся без наследства дети дворян будут поступать на службу, займутся предпринимательством. Такой порядок вызвал недовольство дворянства, и после смерти царя был отменен при сохранении одинаковых прав на поместные и вотчинные владения.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стал «Табель о рангах» (1722 г.). Его принятие свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:

  •  Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. В 1682 г. принимается акт об отмене местничества.
  •  Новая система чинов и должностей юридически оформляет статус правящего класса, причем любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера (т.е. служебного положения) не получат», - подчёркивалось в указе.
  •  Уравнивается военная и гражданская служба.
  •  Подготовка кадров для нового государственного аппарата осуществляется в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. От уровня подготовки дворян зависят многие личные права (например, право на вступление в брак).

В основу Табели были положены аналогичные акты, существовавшие в западноевропейских странах, при этом были приняты во внимание чины, уже существовавшие в России.

Все чины Табели о рангах подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные, и делились на 14 рангов — от 1-го, высшего, например канцлера в гражданской службе, до 14-го, низшего — коллежского регистратора. При Петре чиновник уже с 14-го ранга получал личное, а с 8-го (коллежский асессор) — потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось уже с 14-го ранга — низшего офицерского чина прапорщика. Устанавливались чины исходя из личных качеств, а не в силу знатности рода. Табель о рангах определяла место в иерархии государственной службы, предоставляла возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и придворных чинов, что давало преимущества военным чинам в переходе в высшее дворянское сословие: 14-й военный класс давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса). В последующем приобретение потомственного дворянства было существенно ограничено.

Табель о рангах, изданная Петром I, устранила прежние сословные группировки и ввела новое единое название для обозначения господствующего класса-сословия — «шляхетство», при этом исключались претензии дворян на боярский титул, равно как и возражения бояр против переименования их в дворян. Уже при жизни Петра возродился на новом уровне термин «дворянство» — им именовали весь служилый класс.

В начале XVIII в. холопство окончательно слилось с крестьянством, исчезли и другие группы: захребетников, монастырских детенышей и т.п. Крестьяне делились на государственных, экономических, дворцовых, помещичьих, выход из крестьянства крайне затруднялся. В начале XVIII в. крепостным крестьянам было разрешено покидать деревни и вступать в армию.

Дослужившись до классных чинов, выходцы из любых сословий имели теперь право стать дворянами. Выходит, дворяне становились чиновниками, а чиновники — дворянами. Табель о рангах просуществовала с видоизменениями до революции 1917 г.

Петр учредил также первые российские ордена и медали. Высшим был орден Андрея Первозванного, учрежденный в 1698 г. Царь работал над положением об ордене Александра Невского, который появился после смерти императора.

Рис.1 Табель о рангах 1722 г.

Глава 2

Административные реформы

«Преобразование управления – едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю деятельность», - писал историк В.О. Ключевский. Он справедливо отмечал, что в действительности никакой программы административно-государственных преобразований у Петра не было. Те или иные изменения в управлении, административно-территориальном делении России, организации государственного аппарата диктовались трудностями того времени. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачивание из народа средств для покрытия постоянно растущих государственных расходов, прежде всего – на войну (сам император называл деньги «артериею войны»). Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: не успевало войти в жизнь какое-либо установление, как через несколько лет оно уже заменялось другим или сводилось на нет непрекращавшимися переменами в учреждениях, близких по своим функциям. Многие гражданские, военные и придворные должности поменяли старинные русские названия на европейские, по сути своей, оставшись прежними.

Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711 г. для управления страной Сенат. Созданный в результате экспромта как временное учреждение, он превратился позднее в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Практически Сенат, состоявший поначалу из 9 человек, назначавшихся царем, пришел на смену «умершей» естественным образом аристократической Боярской думе (формально упразднена с созданием Сената). Решения принимались сенаторами путем голосования. Ход заседания протоколировался. «Ибо сим всякого дурость явлена будет», как считал Петр.

При Сенате имелись:

  •  разрядный стол (с 1722 г. герольдмейстерская контора), ведавший прохождением службы дворянами;
  •  расправная палата, ведавшая расследованием служебных преступлений;
  •  генерал-рекетмейстер, рассматривавший жалобы на центральные учреждения;
  •  ревизион-контора (после ликвидации в 1722 г. Ревизион-коллегии), осуществлявшая финансовый контроль.

Но этого оказалось недостаточно. Взяточничество и волокита продолжали расширяться, что заставило Петра I создать широкую сеть органов гласного надзора. В 1722 г. была создана должность генерал- прокурора Сената. В его обязанности входило наблюдение за выполнением законов и правил, он мог приостановить и оспорить решение Сената, ему были подчинены фискалы. Первым прокурором — «оком государевым» — стал выходец из низов П. И. Ягужинский. Прокуроры назначались во все государственные учреждения для надзора за их работой.

Ближайшим помощником генерал-прокурора был обер-прокурор, которому подчинялись прокуроры (в коллегиях и надворных судах). В 1711 г. при Сенате была создана особая должность — обер-фискал, которому подчинялись местные фискалы. Их обязанностью было доносить сенату и царю о всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаговидных деяниях должностных лиц. Если донос подтверждался, фискал получал половину имущества осужденного, если нет – никакого наказания фискал не нёс. Очень скоро слово «фискал» стало внушать ужас русским чиновникам. Сами небезгрешные по части взяток и злоупотреблений, фискалы вовсю пользовались своим положением для сведения личных счетов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Особенно отличался этим обер-фискал Нестеров. Дело дошло до того, что царский указ о фискалах осудил в проповеди назначенный Петром местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский.

Когда исход Северной войны стал уже очевиден и можно было больше внимания уделять внутренним вопросам, Петр приступил к созданию новых органов исполнительной власти. В 17171722 гг. на смену изжившим себя приказам пришли коллегии. Высшей коллегией был назван Сенат.

Во главе коллегии стоял президент, при нем находились советники и другие должностные лица. Обсуждение дел проводилось сообща, коллегиально, на это обращал внимание царь (делать все «с совету»).

Воинская коллегия ведала сухопутными вооруженными силами государства. Морской флот и все дела, к нему относящиеся, включая корабельные леса, были предметом деятельности Адмиралтейств-коллегий. Сношениями с другими государствами занималась Коллегия иностранных дел. К тому времени Россия уже имела за рубежом постоянные дипломатические представительства — посольства и миссии. Петр в своих частых разъездах пользовался услугами походной посольской канцелярии, она его сопровождала на суше и на море.

Управление финансами сосредоточилось в трех коллегиях. Налогами и другими поступлениями в казну занималась Камер-коллегия. Расходами ведала Штатс-коллегия. В задачи Ревизион-коллегии входил контроль за деятельностью государственного аппарата по финансовой части.

В обязанности Юстиц-коллегии вменялись организация судов и руководство их деятельностью.

Возросшее значение промышленности и торговли выразилось в создании особых высших учреждений. Коммерц-коллегия должна была заниматься вопросами торговли. Горную промышленность передали в управление Берг-коллегии, а Мануфактур-коллегии — прочие отрасли промышленности. Несколько позже возникла Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными делами дворянства.

Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.

Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций всех учреждений, централизма и коллегиальности. Так, президенты коллегий, непосредственно подчиненных Сенату, контролировали их работу, но решения принимались баллотировкой (голосованием).

Претерпело изменения и городское управление. Должность бурмистров, учрежденная реформой 1699 г., отменялась. Всё посадское население отныне делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах; новые органы городского самоуправления, магистраты, теперь состояли лишь из представителей 1-й гильдии. Деятельность городских министров контролировал и координировал Главный магистрат, подчинённый сенату.

После учреждения коллегий Пётр I решил реформировать на шведский манер и местное управление. В 1708 г. Россию разделили на 8 губерний: Архангелогородскую, Ингерманландскую (Прибалтика, Карелия, Петербург), Казанскую, Московскую, Киевскую, Азовскую, Смоленскую и Сибирскую. Позже число губерний было увеличено. Губернаторы подчинялись царю и обладали большой властью, но и спрос был строгий.

За многочисленные злоупотребления подвергся казни сибирский губернатор князь М. П. Гагарин, сделавший в свое время немало полезного для развития Сибири. Слетали и другие высокие головы.

Управление в присоединенных к России прибалтийских провинциях осталось без изменений. Сохранились привилегии немецкого дворянства и купечества, местные органы самоуправления. Украина имела гетмана, в Калмыкии правил свой хан. Лишь впоследствии общая система управления распространилась на эти области.

С 1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а те в свою очередь –  на дистрикты, в основном соответствовавшие старым уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались Камер-коллегией. Единственное, что русское правительство решило не заимствовать из шведского опыта, - это крестьянское самоуправление. «В уездах из крестьян умных людей нет», - объясняли правители России.   

С формированием коллегий реформа получила свое завершение, так как все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к резкому росту местного бюрократического аппарата.

Многие историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. «Все эти преобразования, непрерывным оттоком следовавшие одно за другим…не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнётом, мало, чем уступавшим войне Петровского времени», - писал известный российский историк В.Я. Уланов.

Глава 3

Церковные преобразования

Во второй половине XVII в. политические позиции Русской Православной церкви были весьма прочными: она сохранила административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675 – 1690 гг.) и Андриан (1690 – 1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Сначала в деятельности юного царя не было ничего «антицерковного». Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, скончавшейся в 1694 г. Пётр перестаёт постоянно участвовать в религиозных церемониях и уже не столь регулярно общается с патриархом. Как и в других областях, основой политики Петра I в отношении церкви первоначально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение обширных государственных программ, прежде всего – на строительство флота. Церковные иерархи насильственно объединялись в «кумпанства», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.

После путешествия Петра I по странам Европы церковь стала интересовать его и в другом отношении. Разделяя новейшие европейские взгляды, царь хотел сделать церковь орудием просвещения, а заодно – лишить её положения «государства в государстве» и совершенно подчинить своей власти.    

Новые отношения между церковью о государством требовали и нового организационного оформления. В 1721 г. видный церковный деятель, убежденный сторонник Петровских реформ Феофан Прокопович, также выходец с Украины, составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели попытались протестовать, Пётр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот вам булатный патриарх». Естественно, что после столь убедительного довода ни о каком сопротивлении со стороны церкви не могло быть и речи.

Царь был решительным сторонником первенства светской власти над духовной. К тому же деятельность царя-преобразователя, внедрявшего в России европейские порядки, вызывала серьезное недовольство у части православного духовенства. А старообрядцы считали государя ни много ни мало... антихристом.

Изыскивая источники казенных поступлений, правительство произвело изъятие части доходов церкви на государственные нужды. Вмешательство власти в духовные дела выразилось также в том, что нарушалась тайна исповеди, прежде всего для выявления антиправительственных настроений.

Церковь в известной мере превращалась в часть государственного аппарата. Все это не противоречило тому, что Петр был человеком верующим. Он хорошо знал «чин» церковной службы, посещал храмы, отмечал религиозные праздники. Незадолго до смерти император участвовал в перенесении мощей Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь.

В новой столице состоялось освящение храма святого Пантелеймона в ознаменование победы русского флота при Гангуте. В последний год жизни Петр часто посещал богослужения в Александро-Невской обители. Среди священнослужителей были горячие поборники реформ Петра — Феофан Прокопович, Афанасий и др.

Принятие Духовного регламента означало логическое завершение церковной политики Петра I. Хотя Святейший синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены императором. К тому же во главе Святейшего синода для надзора за его деятельностью находилось светское лицо – обер-прокурор. В дальнейшем Святейший синод стал своеобразным ведомством идеологического и религиозного контроля, а церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Монарх стал юридической главой церкви. Основы этого были заложены реформой Петра I.

      

Заключение

Подобрав необходимую по теме литературу (домашнюю, библиотечную), я подробно раскрыла реформы Петра I.

И пришла к выводу, что:

Два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценить по-разному. Всё зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что – главным, а что – второстепенным. Но все согласны в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом истории России, благодаря которому всю её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьёв, которому, может быть, лучше других удалось понять и личность Петра, и его дело, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние».

В XVIIXVIII вв. Россия была тесно связана с Европой. Государям московским служили немецкие солдаты, английские врачи, голландские купцы и итальянские инженеры. Крупные промышленные предприятия разных типов – от оружейных заводов до бумагоделательных мельниц – принадлежали в России иностранцам. Европейцы, жившие в Москве, в Немецкой слободе, имели собственные школы и церкви. Дьяки московских приказов переводили книги с польского и латинского языков, знать щеголяла дорогой иноземной одеждой, солдаты учились по европейским воинским уставам. Но при всём этом русская одежда, русские книга, русские законы, обычаи и традиции были преобладающими.

Основное значение преобразований Петровской эпохи состоит в том, что Россия начала становиться частью Европы. В политике и культуре, в экономике и быту западноевропейские образцы поколебали прежде незыблемое положение образцов русских и начали быстро завоёвывать господствующее положение.

В английском языке есть слово «western» – «западный». От этого слова произошёл термин «вестернизация», которым историки пользуются, говоря о государствах, испытывающих глубокое и всестороннее влияние европейских порядков. В России бурная вестернизация началась в конце XVII – начале XVIII вв., при Петре I.  

 Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторгались в жизнь каждого человека – от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Когда царь Алексей Михайлович строил корабли в подмосковном селе Дединове, в этом участвовали лишь несколько русских плотников; строительство же флота при Петре I стало делом всей страны, так или иначе, коснулось всего народа. Когда в 1672 г. в придворном театре Алексея Михайловича был дан первый в истории России спектакль, его смотрели лишь сам царь и несколько высших аристократов. При Петре I театр стал достоянием всего общества. И так было во всём. Вот почему и по сей день не утихают споры о значении Петровских реформ в русской истории.

Я считаю, что важнейшим результатом преобразований Петра является превращение нашей страны в Российскую Империю – одну из могущественных стран Европы. Пётр не только «прорубил окно в Европу», но и сделал всё от него зависящее, чтобы Россия стала европейской страной. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора.  

Таким образом, цель реферата достигнута.

Литература

  1.  Арсланов Р.А. и др. / Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие. – М.: Издательство «Астрель», 2012.
  2.  Гомола А.И., Панцерная С.Г. / История государства и права России. – М.: Издательство «Мастерство», 2011.
  3.  Кириллов В.В. / Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Издательство «Эксмо», 2012.
  4.  Краткий курс по истории государства и права России: учебное пособие. – 2-е издание. – М.: Издательство «Окей-книга», 2013.
  5.  Матюхина Ю.А. / История России за 24 часа. – Издание 5-е, переработанное. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2012.
  6.   Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. / История Отечества. – М.: Издательство «Просвещение», 2009.
  7.  Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей. Часть 1. от древних славян до Петра Великого – 2-е издание. – М.: Издательский дом «Аванта+», 2010.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34384. Социальные нормы и нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата 61.5 KB
  Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь общества хронические болезни капиталистической системы: безработицу резкое имущественное расслоение бедность многочисленных слоев населения. Необходимость проведения активной социальной политики направленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социальных нормативов. Это...
34385. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки 72 KB
  Политика доходов была направлена на сохранение в условиях инфляции определенного уровня заработной платы низкооплачиваемым слоям населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексаций. Их успешная реализация стала важным этапом в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении уровня жизни населения. Реальные денежные доходы населения повысились на 72 их рост по отношению к 1990 г.
34386. Прогнозирование и планирование оплаты труда 66 KB
  Основная цель оплаты труда обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду. Фонд оплаты труда по народному хозяйству – это сумма денежных средств предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества затраченного труда. Источниками фонда оплаты труда является национальный доход который распределяется на фонд потребления и фонд накопления.
34387. Реальные доходы населения. Методы их прогнозирования 55 KB
  Методы их прогнозирования Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни населения являются реальные доходы. Основным источником формирования реальных денежных доходов и стимулирования трудовой деятельности являются зарплата повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики рост инвестиционного потенциала населения снижение налоговой нагрузки на фонд зарплаты субъектов хозяйствования всех форм собственности что будет способствовать созданию новых рабочих мест...
34388. Потребительский рынок (ПР). Прогнозирование спроса на товары народного потребления 33.5 KB
  Рынок – сфера товарноденежного обращения охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Структура ПР: международный рынок рынок государств содружества рынок РБ рынок региональных областей рынок конкретных товарных групппродовольственных. Рынок: 1.
34389. Прогнозирование и планирование покупательных фондов и товарных ресурсов 37.5 KB
  Рассчитанный таким образом покупательный фонд определяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в результате определяется необходимый объем товарооборота. Дело в том что потребительские ожидания относительно таких факторов как будущие цены на товары наличие товаров и будущий доход способны изменить спрос. Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами наряду с...
34390. Формирование структуры товарооборота. Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение 41.5 KB
  Чтобы сформировать структуру товарооборота необходимо определить спрос на отдельные группы товаров и сопоставить с ресурсами этих товаров. Структура характеризует соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота. Соотношение отдельных товарных групп и товаров связано вопервых с их значимостью и вовторых со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за...
34391. Внешнеэкономическая политика. Прогнозирование экспорта и импорта 37.5 KB
  Среди моделей получивших широкое применение в мировой практике для прогнозирования экспорта и импорта следует выделить: трендовые модели; функции экспорта и импорта многофакторные модели; комплексные эконометрические модели; модели межотраслевого баланса; матричные модели международной торговли; оптимизационные модели. Трендовые модели у = t b и др. Эти модели используются на стадии составления инерционного прогноза. При конструировании целевого прогноза применяются функции экспорта и импорта многофакторные модели.
34392. Квотирование, лицензирование, валютное регулирование экспорта и импорта 25 KB
  Квотирование К – установление количественных ограничений квот на ввоз и вывоз товаров. Лицензирование Л: для ввоза вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ лицензию. Число квотированных товаров по мере приближения цен к мировым снижается. Кроме того лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров: товаров и технологий военного и двойного назначения ядерных материалов драгоценных металлов и камней наркотических и психотронных средств ядов.