98987

Проблема разочарования в жизни на примере литературных произведений

Реферат

Литература и библиотековедение

Мы рассмотри три литературных произведения разных авторов, коснувшихся этой темы, живших в разное время, в разных странах и при разных режимах правления. Первая книга Оноре де Бальзака «Утраченные иллюзии», вторая книга Н.Г Чернышевского «Пролог», и третья книга, написанная Чингизом Айтматовым «Буранный полустанок». Авторы этих трех книг довольно ясно показывают нам людей встретивших разочарования в своей жизни.

Русский

2016-07-22

49.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Проблема разочарования

Реферат

по дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                                          Разработал

    Доктор философских наук                                                       студент гр.-112

    _____________ Быстрова А.Н.                                                  _________ Решетняк  В.С.

    _____________                                                                                 28.10.2012

2012 год

2

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»…..4

Глава 2. Н.Г. Чернышевский «Пролог»………………………5

Глава 3. Чингиз Айтматов «Буранный полустанок»…6

Заключение………………………………………………………………..8

Библиография…………………………………………………………….9


3

Введение

В данной работе я выбрал тему разочарования в жизни людей. Каждый человек в жизни, когда то разочаровывался. Эта тема актуальна, поскольку знакома каждому из нас.

Мы рассмотри три литературных произведения разных авторов, коснувшихся этой темы, живших в разное время, в разных странах и при разных режимах правления.  Первая книга Оноре де Бальзака «Утраченные иллюзии»,  вторая книга Н.Г Чернышевского «Пролог», и третья книга, написанная Чингизом Айтматовым «Буранный полустанок». Авторы этих трех книг довольно ясно показывают нам людей встретивших разочарования в своей жизни.


4

Глава 1

Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»

Бальзак начинает свой роман с такого персонажа как Жероме-Никола Сешар. Он работал в типографии подмастерьем-текстильщиком, на своем профессиональном жаргоне их называют Медведями. Благодаря своей скаредности и хитрости, Сешар стал владельцем типографии, и ему осталось ждать, когда его сын примет бразды правления типографией. Своего сына Давида он послал учиться в Париж высшему типографскому искусству. После возращения сына домой, папаша Сешар отдал сыну  типографию, сделав так, что Давид сам еще остался в долгу на долгие годы перед отцом. Став владельцем типографии Давид встретил своего школьного товарища Люсьена Шардона, человека честолюбивого и мечтавшего о литературной славе. Началась совместная работа в типографии, практически не приносившая доход, а одни лишь проблемы. Параллельно, Люсьен написал роман «Лучник Карла IX», было решено отправить Люсьена в Париж, в поисках славы. «Ты создан для успеха»-сказал Давид Люсьену. Не малый фактор, повлиявший на отъезд Шардона в Париж, это роман с Анаис де Баржетон, светской львицей Ангулема.

По приезду в Париж, Люсьен и Анаис, быстро разминулись, поскольку обоих не устраивало провинциальный вид партнера на фоне парижской аристократии. И Люсьен остался один в большом городе, с малой суммой денег для проживания. В бедном квартале он снимал комнату и писал свой роман, при этом часто стал посещать библиотеки. Именно там он встретил д’Артеза, «человека глубоких знаний, закаленный в горниле нужды». В скромной квартире на Карт-Ван-«оазисе в пустыни Парижа», д’Артез и его друзья составляют «федерацию чувств и интересов». Девять человек, входивших куда? составляли «великолепие умственных сокровищ». Они трудились каждый в сфере своего таланта [с. 9,1]. Это были уникальные люди. Они верили в талант Люсьена. Но вот, не знавший до этого слава, Люсьен решил писать для газет. Друзья всячески его отговаривали, объясняя это тем, что «грязный притон продажной мысли» ,именуемый газетой, погубит его талант. И так и случилось, Люсьен приобрел славу, но газета его поглотила. «Газетные звери растерзали его», у него не хватило воли для борьбы и победы, как и у сотен тысяч его собратьев по перу Люсьенов в так называемом «свободном мире», где всем правят деньги. [там же]

5

«Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания». [c.9, 2].  Сидя возле своей умирающей любимой в слезах, он сочинял застольные песенки, потому что заказчик пообещал ему 200 франков, если он сделает это до завтра. В итоге, после всех этих событий, Люсьен вернулся в родной город. Где жила его семья, которая благодаря нему погрязла в долгах. Именно так, и разбились мечты Люсьена Шардона о «скалы буржуазной системы». Этот молодой человек так и не смог продвинуться по общественной лестнице. Что же ему помешало?

Глава 2

Н.Г. Чернышевский «Пролог»

В романе Чернышевского «Пролог» описываются действия 1860-х годов. «Главный вопрос идейной борьбы, изображенной в «Прологе»,- суть будущей крестьянской реформы». [с.9,3].  Автор показывает нам молодую супружескую пару Волгиных, Алексея Ивановича, молодого журналиста, не красивого внешне и Лидию Васильевну, смуглую девушку необычайной красоты и легко привлекающую мужчин. Волгин является либеральной знаменитостью Что это значит? в Петербурге. Волгина занята супружеской интригой семьи Савеловых. Как можно заниматься этим? Так по-русски не говорят. Савелов пытается подкараулить свою жену, Антонину Дмитриевну на свидании с Павлом Михайловичем Нивельзиным,  который является аристократом, богатым помещиком, а так же математиком и астрономом Как связано одно с другим?. Волгина спасает Нивельзина от разоблачения Савеловым их романа с Антониной Дмитриевной.  В это время Волгин встречает молодого студента Левицкого, центра либеральной молодежи. А это что за термин? Но Волгин не спишет приглашать его в гости, хоть и на этом настаивала его жена, поскольку видит, что его супруга проявляет к нему большой интерес. Позже, сидя на даче Волгин и Нивельзин, обсуждают о деле освобождения крестьян, так тоже по-русски не говорят и Волгин ясно высказывают свою точку зрения, что дело это преждевременно, нисколько не сомневаясь в своей правоте. В романе показан также, такой персонаж как Рязанцев, профессор в университете, именно в его квартире собираются всей либералы Петербурга. Все одержимы идеей освобождения крестьян. Чтобы подписать манифест об освобождении крестьян, нужно чтобы помещики всех губерний одобрили задуманную идею на общем собрании. И Вот такое собрание состоялось.

6

Все в сборе, все готовы к рассмотрению идеи Какой идеи? либералов. Но Савелов убеждает «верхушку общества», что можно и отложить эту реформу на некоторое время. Рязанцев в разочаровании, но Волгин совершенно спокойно принял все это.

В романе показано разочарование Рязанцева, ведь именно он жил идеей освобождения крестьян, боролся за нее, и в один момент все его труды и старания были резко отвергнуты. Почему же роман так называется? Что такое «пролог»?

Глава 3

Чингиз Айтматов «Буранный полустанок»

В романе «Буранный полустанок» рассказывается судьба пожилого человека, работавшего стрелочником на разъезды Боранлы-Буранный, по имени Едигей.  В конце сорок четвертого года, его демобилизовали после контузии. Они с женой познакомились с Казангапом , и он пригласил их работать на железную дорогу в Буранный. Всего там стоял несколько домиков, больше ничего, только пески. Казангап помогал им первое время, и они очень сдружились. Дети их росли вместе, и стали как родные.

Ночью Едигей дежурил, и к нему, постучалась его жена Укубала, сообщила о кончине Казангапа. Казангап был его лучшим другом, столько они пережили вместе. Едигей решил похоронить своего товарища в священном месте Сары-озеки. По легенде, когда жуаньжуаны захватил Сары-озеки, они уничтожали воспоминания людей, лишая их рассудка. Они надевали на голову пленным верблюжью кожу, и на солнце она очень плотно стягивалась, тем самым лишая человека рассудка, делая его своим рабом, выполнявшим грязную работу, и человек становился манкуртом. Одно парня по имени Жоломан так и лишили рассудка, его мать нашла, и начала умолять вспомнить имя своего отца. Их заметили жуаньжуаны, и прогнали ее, сказав, что это женщина хотела отпарить ему голову. Они дали ему лук и стрелы, и увидев снова эту женщину он пронзил ее стрелой, ее звали Найман-Ана. И на этом место теперь кладбище Ана-Бейит- материнский упокой.

Когда все уже повезли хоронить Казангапа на священное кладбище, то неожиданно наткнулись на непредвиденное препятствие, это была колючая проволка с караульным солдатом. Как связана легенда о манкуртах со всем содержанием романа?

7

И он отказывался их пропускать, отвечая на их уговоры, что на этом месте будет воздвигнут новый микрорайон, и что кладбище Ана-Бейит подлежит ликвидации. Казангапа так и похоронили недалеко от этого священного кладбища.

В романе показывается разочарование Едигея, сколько он работал ради этой страны, всегда им говорили, что в нашей стране будет хорошо каждому. А в итоге, Едигей не может достойно похоронить своего близкого человека.

 

8

Заключение

Три автора разных эпох, разных режимов правления, ясно показали нам проблему разочарования. Будь то это разбитые амбиции молодого человека, или неодобрение своих идей обществом,  или же разочарование в надеждах на собственную страну.

9

Библиография

  1.  Бальзак Оноре де. Утраченные иллюзии/Послесловие Артомонова;- М.: Правда, 1982.-с.619.
  2.  В.И. Ленин. Полное собрание сочинений т.12-М. 1983.-с.104
  3.  Чернышевский Н.Г.. Пролог. Послеслов. Примеч. П.Г. Горелова.-М.:Сов.Россия,1988.-с.426


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31706. Учнівський колектив 30 KB
  Ціль колективу обов'язково повинна збігатися з суспільними цілями не суперечити пануючій ідеології конституції і законам держави. Єдиний шкільний колектив складається з колективу педагогів і загального колективу учнів. Учнівський колектив має органи управління: загальні збори учнівський комітет і рада колективу комісії штаби; у первинних колективах також працюють загальні збори та інші органи самоуправління обираються уповноважені особи та ін. Наявність у відносинах між членами колективу певної моральнопсихологічної єдності яка терпима...
31708. Складові психології спілкування 47 KB
  Складові психології спілкуванняСпілкування завжди займало важливе значення в житті людини. Хоч людське спілкування належить до основи соціального буття безпосереднім обєктом психологічного та соціальнопсихологічного аналізу воно постало лише в ХХ столітті. Спілкування дуже складний та многогранний процес. Паригіна “Основи соціально психологічної теоріїâ€ автор відзначив що процес спілкування може виступати як процес взаємодії людей як інформаційний процес як відношення людини до оточуючих як процес впливу один на одного а...
31710. Основні види діяльності 59 KB
  У дошкільному віці провідним різновидом діяльності є гра у шкільному навчання а в зрілому праця. Гра та навчання властиві і людям і тваринам. Але вона відрізняється від навчання та праці.
31711. Колектив як соціокультурне середовище виховання і розвитку 52.5 KB
  Емоціональний рівень ввзаємодії в колективі відображає домінуючі емоціональні стани дітей їх спільні переживання стосунки симпатій чи антипатій між членами колективу гуманістичні та суспільно значимі мотиви. Ініціатива творча позиція особистості зростання самостійності і самоуправління дітей ціннісний зміст їх спільної діяльності є індикаторами виховного потенціалу дитячого колективу. Підходи до розробки колективу та індивідуальності. Погляди на проблеми колективу відобразили сутність суспільних культурноісторичних процесів розвитку...
31712. Двіжущіе сили та умови розвитку особистості 99 KB
  Двіжущіе сили та умови розвитку особистості Розвиток особистості слід розуміти як процес формування особистості як соціальної якості індивіда в результаті його соціалізації та виховання. Володіючи природними анатомофізіологічними передумовами до становлення особистості в процесі соціалізації дитина вступає у взаємодію з навколишнім світом опановуючи досягненнями людства. Створювані в ході цього процесу здібності і функції відтворюють в особистості історично сформувалися людські якості. Оволодіння дійсністю у дитини здійснюється в його...
31713. Соціалізація особистості 95.5 KB
  socilis суспільний характеристика це процес входження індивіда в суспільство соціалізації особистості активного засвоєння ним соціального досвіду соціальних ролей норм цінностей необхідних для успішної життєдіяльності в даному суспільстві. У процесі соціалізації в людини формуються соціальні якості знання вміння відповідні навички що дає їй змогу стати дієздатним учасником соціальних відносин. Отже основа соціальнопсихологічного розуміння соціалізації особистості грунтується на характеристиці соціальнопсихологічного типу...
31714. Загальні поняття про особистість 49 KB
  В особистості немовби концентруються особливості суспільства основні його риси. Тому зрозуміти життя особистості можна тільки розглядаючи її у конкретних суспільних умовах в діяльності та стосунках з іншими людьми аналізуючи її соціальний статус та місце в суспільних відносинах. Усі особистості індивіди але не кожен індивід особистість. Паригіна модель особистості котра повинна зайняти місце в системі психології припускає поєднання двох підходів: соціологічного й загальнопсихолоігчного.