98988

Субъект и объект познания. Проблема истины в познании. Познание как вид духовной деятельности

Реферат

Логика и философия

Рассмотреть субъект и объект познания; определить критерии эмпирического и теоретического уровней познания; выявить особенности философской проблемы истины в познании.

Русский

2016-08-02

45.92 KB

0 чел.

13

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

ПОЗНАНИЕ КАК ВИД ДУХОВНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель       Разработал

профессор       студент гр. МПМ-113

_________________ Быстрова А.Н.   ____________ Ринкевичуте Е.К.

_________________     __________________

(дата проверки)      (дата сдачи на проверку)

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ 4

ГЛАВА 2 УРОВНИ ПОЗНАНИЯ 8

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ 10

3.1 Понятие истины 10

3.2 Диалектика объективного и субъективного в истине 10

3.3 Истина как диалектический процесс 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

БИБЛИОГРАФИЯ 14

ВВЕДЕНИЕ

Проблема познания является одной из важнейших в философии.

Воздействуя в своей деятельности на природу, повседневно взаимодействуя с ней, человек обнаружил, что знания – великая сила, источник его могущества, величия и процветания.

Что такое познание, как и в каких формах оно протекает, как связано с деятельностью людей в своих книгах пытается разъяснить доктор философских наук, профессор А.М. Коршунов. В данной работе я опираюсь именно на его труды.

Тема познания была и остается актуальной, прежде всего потому, что современное развитие исторического процесса убедительно свидетельствует о принципиальной познаваемости действительности.

Познание очень важно для человека, без него невозможно развитие самого человека, науки, техники и всего окружающего мира и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию.

Основной целью работы является рассмотрение познания как вида духовной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1.  рассмотреть субъект и объект познания;
  2.  определить критерии эмпирического и теоретического уровней познания;
  3.  выявить особенности философской проблемы истины в познании.

ГЛАВА 1 СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Если рассматривать процесс познания в целом, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания это носитель предметно-практической и познавательной деятельности, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Субъект познания органически включен в систему общественных отношений, которые определяют его особенности. Субъектом познания в широком смысле является общество в целом, социальные группы, классы, но познание осуществляется через отдельных людей. Субъект активен, он познает, изменяет и преобразует объективный мир в процессе своей практической деятельности в соответствии со своими потребностями, целями, задачами. Он использует инструменты, формы и методы, знания, накопленные человечеством. То есть индивид смотрит на окружающий мир как бы глазами общества. Усваивая общественные знания, индивиды и развивают их. Поэтому, выявление общественной природы субъекта не должно вести к недооценке роли личности в производстве общественного знания [1, стр.13].

Объектом познания является существующий вне нас и независимо от нашего сознания материальный мир (природный и социальный), включенный в сферу деятельности людей, их отношений. Объект есть источник познания, он определяет содержание знаний [2, стр.6]. 

Объект существует независимо от субъекта, является первичным в отношении с субъектом, а познающий субъект является вторичным относительно объективной реальности. В процессе познания субъект и объект находятся в постоянном взаимодействии и изменении.

Взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познания Коршунов рассматривает, предварительно изучив труды домарксистских материалистов и марксистов. Главный недостаток домарксистских материалистов, по мнению автора, состоял в том, что они игнорировали роль практики, а тем самым активность познающего субъекта. Связь субъекта и объекта рассматривалась ими как чисто физическое отношение. Познавательное отражение понималось только как результат одностороннего воздействия объекта на субъект, а само сознание трактовалось лишь как природное явление, которое объясняется действием биологических, а часто даже физических закономерностей. Марксизм же, как считает автор, преодолел этот недостаток старого материализма. Здесь отношение субъекта и объекта понимается диалектически. Коршунов согласен с такой позицией. Он говорит: «Объективный мир обуславливает деятельность людей, их сознание, но субъект активен, деятельность является его сущностью. Благодаря ей человек выделился из животного мира и, опираясь на законы объективного мира, целесообразно преобразует и познает его»[2, стр.6].

Нельзя не согласиться с автором в том, что исторически исходной формой взаимодействия субъекта с объектом служило отношение людей к природе в ходе трудовой деятельности. В этих условиях практическая и духовная деятельность еще не разделены. До определенного этапа люди не выделяют себя из окружающего мира. Только на определенной стадии, на основе развития производительных сил, возникновения социальных различий познавательная деятельность начинает отделяться от предметно-практической (умственный труд отделяется от физического). Формируются относительно независимые от практики познавательные отношения. С возникновением разделения труда субъект разделяется на субъект практической и субъект духовной деятельности, так как разные виды деятельности оказываются связанными с различными социальными группами, классами. Автор утверждает, что физический и умственный труд, как всякие диалектические противоположности, взаимопроникают. Следовательно, между людьми, занятыми в сфере практики и познания, существует обмен деятельностью. Наука, теории и эмпирические знания обслуживают производство, а труд в сфере материального производства составляет основу всякой умственной деятельности. Коршунов считает, что нельзя разрывать духовную и практическую деятельность людей, потому как даже в том случае, если они распределены между различными социальными группами и классами, материально- производственная деятельность, практическое отношение к объекту является ведущим в развитии общества, определяет в конечном счете и теоретическое познание. С развитием общества, изменением социальной структуры происходит постепенное сближение субъекта практической и субъекта теоретической деятельности. Автор предполагает, что органическое единство этих видов деятельности будет достигнуто с исчезновением классовых различий, а также существенных различий между физическим и умственным трудом [2, стр.7].

Конкретный анализ категорий субъекта и объекта познания должен учитывать разделение труда в самой духовной сфере. Научное познание – ее важнейшая, но не единственная форма. Существуют и другие виды духовной деятельности, другие формы общественного сознания – эстетическое, нравственное, политическое, правовое, философское, религиозное. Каждое из них включает в себя познавательный компонент. Поэтому субъект познания – это не только созидатель научных идей, а также творец художественных произведений, политических, правовых, философских, нравственных ценностей. Между всеми этими видами деятельности существуют сложные и противоречивые отношения. Они по-разному соотносятся с практикой, а, следовательно, и с объективной реальностью [1, стр.12].

Закономерным для развития субъектно-объектных отношений является процесс выделения различных сфер познания. Специфика познания зависит прежде всего от его объектов – природы и общества. Но автор указывает на их качественное различие. Природа служит условием, основой существования и развития общества, человека. Познание природы есть отражение противостоящей человеку объективной реальности, из которой он исходит в своей деятельности. В отличие от природы, общество не только объект деятельности человека, но и ее субъект. Однако и в этом случае автор подчеркивает, что такое отличие неабсолютно. Познавая природные явления, человек может познавать и свое собственное к ним отношение. Особой реальностью, выступающей в качестве объекта познания, является духовная жизнь общества, а значит, и само сознание [2, стр.9].

Субъектно-объектные отношения имеют социально- исторический характер. Отношение человека к окружающему миру всегда опосредствовано его отношением к другим людям, то есть взаимосвязь субъекта с объектом, а, следовательно, познание зависят от социальных условий и классовой принадлежности субъекта [1, стр.19].

Конкретно-исторический смысл взаимодействия объекта и субъекта определяют  социальные отношения людей. Как отмечает автор, решающее значение имеют экономические отношения, которые определяют цели производства, его мотивы и стимулы. От них в первую очередь зависят характер взаимодействия субъекта и объекта, значимость деятельности человека, степень развития его активности и вместе с тем особенности познания. Важную роль играют и другие виды общественных отношений (политические, правовые, моральные и т.п.). Их влияние особенно отчетливо проявляется на примере взаимодействия субъекта с социальным объектом. В этом случае практические действия субъекта более непосредственно связаны с классово-политическими, идеологическими отношениями, но и в этом случае ведущая роль, по словам автора, принадлежит экономической структуре [2, стр.9].

Таким образом, Коршунов делает несколько выводов, касающихся особенностей субъектно-объектных отношений. Во-первых, их основа – практическая деятельность. Во - вторых, расширение сферы взаимодействия человека с окружающим миром ведет к тому, что объектами познания становятся и предметы, которые не имеют прямого практического значения. В - третьих, в ходе развития практической деятельности осуществляется развитие познавательного отношения: субъект деятельности превращается в субъект познания, объект деятельности – в объект познания [2, стр.8].

Действительно, познавательное отношение, как важнейшая сторона взаимодействия субъекта и объекта, производно от предметно-практической деятельности. Но реализуется оно в различных сферах духовного освоения мира – научном и обыденном познании, искусстве, политике и праве, морали, религии, философии.

ГЛАВА 2 УРОВНИ ПОЗНАНИЯ

Для того, чтобы понять содержание познания как процесса, необходимо изучить его уровни и структуру. Духовная деятельность представляет собой крайне сложную систему знаний, которая включает в себя различные формы и ступени отражения мира. Коршунов называет важнейшие ее уровни: эмпирическое и теоретическое познание.

По словам автора, эмпирическое познание основано на чувственном опыте, но целиком к нему не сводится. В таком познании чувственность – ведущая сторона, которая существует в виде наглядных, воображаемых представлений. К эмпирическому познанию относятся эксперимент, наблюдение, описание. На этом уровне объект познания подвергается первичному осмыслению, выявлению его внешних особенностей и некоторых закономерностей (эмпирические законы). Эмпирический уровень является исходным пунктом, фундаментом научного знания.

Теоретическое же познание, как говорит автор, в своей основе содержит разум, т.е. рациональное здесь является ведущей стороной. Рациональное в мышлении представлено в виде замысла, задачи, цели, поэтому выступает как исходный пункт познания. На теоретическом уровне осуществляется объяснение объекта познания, раскрываются его внутренние связи (теоретические законы) [2, стр.60].

Эмпирический и теоретический уровни тесно взаимосвязаны. Коршунов определяет эту связь. Он говорит, что эмпирическое познание является исходным для формирования научных законов, а теоретическое же объясняет эмпирический материал. Автор называет  и общие для этих уровней формы, в которых они осуществляются – чувственные образы (ощущения, восприятия, представления) и рациональное мышление (понятия, суждения) [2, стр.60].

Вместе с тем, эмпирическое и теоретическое познание различны. Автор называет несколько признаков. Во-первых, по характеру предложений, представленных в знании. Предложения, содержащие термины непосредственного наблюдения, относятся к эмпирическим. А предложения, которые выражают закон, считаются теоретическими. Во-вторых, эмпирическое и теоретическое различаются в зависимости от объектов исследования. Эмпирические объекты имеют непосредственно существующий прообраз. А теоретические объекты – это результаты идеализации и абстрагирования. В-третьих, эмпирическое и теоретическое различаются по характеру связи с практикой. Эмпирическое знание выявляется непосредственно из практики, теоретическое же с ней связано опосредованно. В-четвертых, эмпирическое и теоретическое различаются по форме логической деятельности. На эмпирическом уровне значительная роль принадлежит наглядности и чувственной интуиции, а на теоретическом уровне большое значение приобретают чисто формальные и знаковые средства познания [1, стр.138].

Самое главное различие эмпирического и теоретического познания, как говорит Коршунов, осуществляется по глубине отражения объективной реальности, а также по степени обобщения явлений. «Всякое теоретическое познание начинает с констатаций фактов, отдельных случаев, с эмпирических данных и ни с чего другого оно начинаться не может. Но если познание, не ограничиваясь набором частных случаев, усугубляется в их анализ, связанный с абстракцией, и переходит к основанному на них обобщению, оно на известном уровне анализа переходит с внутренней необходимостью в познание теоретическое; это последнее дает новые знания о независимой от нее реальной действительности, недоступное познанию, остающемуся на уровне эмпирических констатаций» .2

Таким образом, эмпирический и теоретический уровни образуют вместе одно целое, но каждый из них имеет свои определенные формы.

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ

3.1 Понятие истины

Познание, возникая в деятельности людей, служит ей в силу того, что оно является адекватным отражением действительности. Цель любого познания – движение к истине. Отсюда возникает вопрос о сущности истины.

Говоря о сущности истины, Коршунов видит ее в соответствии знаний объекту отражения. Тогда можно сформулировать определение истины. Автор говорит: «Истина есть исторически определенная форма адекватного отражения, определяемая уровнем развития практики, а также характером общественных отношений» [2, стр.126]. Это позволяет выяснить причину, основу истины, понять ее исторический характер, а также ее конкретность. Истина конкретна, потому как, будучи обусловлена социальными факторами, она отражает объект как существующий в определенном месте и времени, обладающий определенным значением для деятельности людей [2, стр.126].

Исходя из сказанного, можно поставить вопрос: что является критерием истины? Критерием истинности Коршунов называет практическую деятельность. В ней возникает и развивается познание человека, ее оно обслуживает. Нельзя успешно действовать, не познавая правильно внешнего мира. И так во всем: практика и познание не существуют друг без друга. Практика может установить истинность или ложность знаний в силу того, что в ходе ее люди сопоставляют свои идеи, понятия с тем миром, который они отражают. При этом, отмечает автор, подтверждение истинности познания может быть очень длительным процессом. Тем не менее практика в конечном счете позволяет обосновать истинность или ложность знаний [2, стр.127].

3.2 Диалектика объективного и субъективного в истине

Признание объективности истины предполагает активность познания, источник которой заключен в практике человека. Появлением такой активности служит диалектика объективного и субъективного в истине.

Коршунов, ссылаясь на Ленина, говорит о том, что объективная истина, которая создается активной деятельностью субъекта, носит  заметный отпечаток субъективности. Но автор задается вопросом: как вообще возможно совмещение таких противоположных характеристик истины? [2, стр.128]

«Объективность содержания истинного знания означает следующее: в форме истинного знания осуществляется адекватное отражение объекта; истинное знание есть воспроизведение того, что имеется в объективном мире; в нем нет ни одного кусочка, не являющегося отражением внешнего мира (последнее не означает, что путь к истине не может лежать через формы и схемы, содержащие в себе элементы условности, огрубления и т.д.)» [2, стр128].

Субъективность истины состоит в том, что это идеальная форма освоения объекта, идеальный образ объективных вещей и процессов. Автор говорит, что истина никак не может быть независимой от человека, так как она – его собственное знание, продукт его творческой активности. Отражая объект, истина всегда так или иначе связана с определенными задачами, целями и потребностями субъекта, соответствует им. При этом под субъектом, как отмечалось ранее, понимается не только отдельный индивид, а прежде всего общество. Истина есть продукт деятельности людей, человеческого общества, она производна от уровня развития практической деятельности и от уже достигнутого уровня знаний [2, стр.129].

3.3 Истина как диалектический процесс

Диалектический процесс развития знания раскрывается в соотношении абсолютной и относительной истины. Это соотношение выявляет важные особенности познания, характеризуя его как сложный процесс перехода от менее полного знания к более полному.

Коршунов отмечает, что вся история развития науки свидетельствует о том, что человек оперирует знаниями, которые нельзя считать вечными, завершенными, которые изменчивы, неокончательны, преходящи по своему характеру, а, следовательно, относительны. Но знания не только относительны. Объективная истина, будучи относительной, содержит и элемент абсолютного знания. Тогда возникает вопрос: в чем же заключается абсолютность объективно-истинного знания? [2, стр.130]

Абсолютными истинами автор называет положения, которые не могут быть опровергнуты ни в настоящем, ни в будущем. В этом случае относительные истины представляются приблизительно верным отражением действительности, и поэтому по мере развития науки они не только углубляются, но и уточняются, поскольку из них устраняются элементы заблуждения. По существу, абсолютная истина здесь отождествляется с объективной истиной, относительная же оказывается знанием, которое включает в себя кроме истины и элементы заблуждения [2, стр.131].

Если говорить об истинном и ложном знании, то, безусловно, между ними не существует непроходимой границы. Коршунов говорит, что еще Энгельс отмечал относительность противопоставления истины и заблуждения и подчеркивал, что истина при определенных условиях может превращаться в заблуждение. Любое положение истинно лишь в определенных границах, за их пределами научное, практически проверенное положение превращается в заблуждение, так как оно неприменимо к особенностям объектов, которые в нем не отражены. Относительность противопоставления истины и заблуждения обнаруживается и в том, что в заблуждении есть элементы истины. Заблуждение, хотя оно противоположно истине, тоже является формой отражения внешнего мира [2, стр.131].

По мнению автора, относительность истины означает, что человек отражает мир неполно. Вместе с тем в каждой научной истине, говорит Коршунов, ссылаясь на Ленина, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины. Поэтому относительная истина так же неопровержима для своих условий, как и абсолютная. Абсолютный характер истины состоит в том, что знания людей отражают отдельные стороны бесконечного (абсолютного) мира. Диалектика познания в том и состоит, что объективная истина и относительна, и абсолютна, так как в ней содержится частичное знание о бесконечном объективном мире. Отсюда автор и делает вывод о том, что абсолютная истина складывается из суммы относительных [2, стр.132].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Познавательная деятельность как особый вид духовной деятельности включена в общую структуру общественной деятельности, поэтому она не отделена от других видов, в том числе и от материальной деятельности, а органически с ними взаимосвязана. 

Цель работы достигнута. Поставленные задачи были выполнены. Мы выяснили, что:

  1.  Субъектом познания является человек, а также общество в целом, отражающие в своем сознании явления действительности. Этот субъект активен. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.
  2.  Познание – это сложный и противоречивый процесс, в котором выделяют два уровня познания: эмпирический и теоретический. Эмпирическое познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике. Теоретическое познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Эти уровни тесным образом связаны между собой и каждый из них имеет свои формы.
  3.  Истина – это адекватное отражение объективного мира познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Мир познается человеком и  трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание. – М.: Политиздат, 1979. – 216 с.
  2.  Коршунов А.М. Познание и деятельность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1984. – 142 с.

2 Цит. по: Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957, стр.154.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79389. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул 22.61 KB
  Наблюдения и опыты подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Среди трудов крупных философов-физиков занимавшихся учением о молекулярном строении вещества особую роль сыграли труды великого русского учёного М. Строение вещества дискретно прерывисто.
79390. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц 41.99 KB
  Опытные данные лежащие в основе молекулярно-кинетической теории служат наглядным доказательством молекулярного движения и зависимости этого движения от температуры. Опыт явился одним из первых практических доказательств состоятельности молекулярно-кинетической теории строения вещества.
79391. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений 114.02 KB
  Ещё в четвёртом веке до н.э. было известно, что свойства вещества определяются свойствами его атомов молекул. Прошло двадцать четыре века но информация о структуре вещества полученная за это время не сказалась на основных положениях физики определяющих агрегатное состояние вещества.
79392. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха 97.31 KB
  Основным свойством жидкости отличающим её от других агрегатных состояний является способность неограниченно менять форму под действием касательных механических напряжений даже сколь угодно малых практически сохраняя при этом объём.
79393. Поверхностное натяжение. Смачивание и несмачивание. Капиллярность 167.81 KB
  Наиболее характерным свойством жидкости отличающим ее от газа является то что на границе с газом жидкость образует свободную поверхность наличие которой приводит к возникновению явлений особого рода называемых поверхностными.
79394. Модель строения твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел. Упругость, пластичность, хрупкость. Диаграмма растяжения 26.38 KB
  Причиной этих свойств во многом являются силы связи между молекулами материала. Под твердостью понимают сопротивление материала которое он создает при вдавливании или царапании его поверхности другим телом. Оценка твердости материала проводится с помощью простого испытания на твердость методом царапания.
79395. Кристаллические и аморфные тела. Типы кристаллических решёток. Жидкие кристаллы 177.63 KB
  По своим физическим свойствам и молекулярной структуре твердые тела разделяются на два класса аморфные и кристаллические тела. Молекулы и атомы в изотропных твердых телах располагаются хаотично образуя лишь небольшие локальные группы содержащие несколько частиц ближний порядок.
79396. З чого складається комп’ютер 143.5 KB
  Мета уроку: Познайомити учнів з основними складовими частинами комп’ютера, їх призначенням. Скласти модель комп’ютера. Повторити техніку безпеки при роботі з комп’ютером; Виховувати дбайливе відношення до устаткування кабінету;
79397. Поняття оригамі. Відомості з історії оригамі 813.5 KB
  Мета уроку: Ознайомити із поняттям оригамі, збагатити знаннями про історію його виникнення, ознайомити із видами оригамі та способами його створення, навчити виконувати модульне оригамі. Розвивати увагу, мислення, пам’ять, уяву, точність вимірювань при виконанні модулів, фантазію та креативність.