98991

Роль и значение двусторонних отношений Польши и США

Реферат

Международные отношения

Крепкие отношения с США способствуют достижению целей Польши и преследуют государственные интересы в ключевых областях в частности в области безопасности. Поддержание вовлеченности США в европейские дела соответствует польским национальным интересам так как Штаты являются гарантом безопасности и стабилизируют политические и военные отношения на континенте. Основной сферой для сотрудничества между Польшей и США является международная безопасность: присутствие Польши в анти-террористической коалиции и в операциях в Ираке Афганистане Косово...

Русский

2016-07-22

44.68 KB

1 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Реферат на тему:

«Роль и значение двусторонних отношений Польши и США»

Студентка 3-его курса                 ________________                С.А. Рогалевич

Руководитель                              ________________               В. Е. Снапковский

доктор исторических наук,

профессор

Минск

2012


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Введение.........................................................................................2
  2.  Политический диалог…………………………………………..4
  3.  Военное сотрудничество……………………………………….7
  4.  Экономическое сотрудничество……………………………….9
  5.  Движение за безвизовый режим………………………………11
  6.  Сотрудничество в области науки и образования…………....12
  7.  Заключение……………………………………………………...13


ВВЕДЕНИЕ

Одним из основополагающих столпов польской внешней политики является развитие сотрудничества (взаимодействия) с Соединенными Штатами. Крепкие отношения с США способствуют достижению целей Польши и преследуют государственные интересы в ключевых областях, в частности, в области безопасности. Поддержание вовлеченности США в европейские дела соответствует польским национальным интересам, так как Штаты являются гарантом безопасности и стабилизируют политические и военные отношения на континенте.

Основной сферой для сотрудничества между Польшей и США является международная безопасность: присутствие Польши в анти-террористической коалиции и в операциях в Ираке, Афганистане, Косово и Ливане. К тому же, Польша принимает активное участие в трансатлантическом диалоге со странами Ближнего Востока и Ираном.

Вовлеченность Польши в дела Ближнего Востока отражает стремление быть активным игроком в международной политике и используется, чтобы улучшить отношения с США. Ближневосточный конфликт является одной из ключевых тем на повестке дня во время американо-польских переговоров. Благодаря поддержке, предложенной во время войны США в Ираке, Польша стала рассматриваться Вашингтоном в качестве надежного государства и также готового предпринимать рискованные действия.

Решение Польши по развертыванию дополнительных войск для усиления польского военного контингента в Афганистане было воспринято Соединенными Штатами как свидетельство ответственности за успех операции НАТО в Афганистане. Этим Польша не только закрепляет свой имидж как надежного союзника, но и предпринимает усилия по сохранению ключевого механизма политики безопасности в трансатлантическом регионе в руках НАТО, который совмещает в себе традиционную функцию политического и военного союза и особенности организации, которая адаптируется к постоянно изменяющейся обстановке в международных отношениях.

Польская дипломатия считает развитие стратегических отношений с Соединенными Штатами и членство в Европейском Союзе в качестве взаимодополняющих целей. Хорошие отношения с США усиливают позицию Польши в отношениях со странами Европейского Союза. Также, путем построения крепкой позиции в Европейском Союзе, Польша становится более привлекательным партнером для США. Таким образом, Польша является активным собеседником в трансатлантическом диалоге, используемом США и ЕС не только для того, чтобы добиться нового качества отношений между ними, но и также, чтобы оказывать влияние на феномены и процессы в региональном и мировом масштабах. Сотрудничество между ними чрезвычайно обширно и включает в себя экономические вопросы, международную безопасность (борьба с терроризмом, противодействие распространению оружия массового поражения, стабилизация обстановки на Ближнем Востоке и на Балканах), политические вопросы (такие как продвижение демократии в Восточной Европе и других регионах мира), энергетическая безопасность, изменение климата и борьба с инфекционными заболеваниями.

Польша является сторонником расширения трансатлантического сотрудничества в отношении политики по Восточной Европе, Южному Кавказу и Центральной Азии, а также поддерживает всестороннюю координацию совместных действий США и ЕС. Это в первую очередь относится к поддержке политических и экономических реформ в Украине и интеграции страны в евро-атлантические институты, а также долгосрочных обязательств в пользу преобразований в Беларуси. Польша призывает своих партнеров выработать совместную систему политических стандартов в отношении России, включая аспект энергетической безопасности.


ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

США с самого начала активно поддерживали процесс демократических преобразований в Польше. Самым символическим выражением политической поддержки стал визит президента Джорджа Буша 9-11 июля 1989 года, в ходе которого он встретился как с представителями коммунистического правительства, так и руководителями партии «Солидарность», победившей в парламентских выборах 4 июня. В ноябре 1989 года президент Польши Лех Валенса лидер партии «Солидарность» был с энтузиазмом принят в США. 15 ноября, выступил с речью на совместном заседании обеих палат Конгресса США и был лишь третьим иностранцем в истории, кто это сделал. В марте 1990 года состоялся первый визит в США премьер-министра Тадеуша Мазовецкого. Основными темами переговоров были вопрос о воссоединении Германии, в которых Польша четко обозначила свое стремление гарантировать нерушимость границы по Одеру и Нейсе и проблемы, возникающие в связи с распадом Восточного блока. 6 мая 1990 года в Варшаву прибыл государственный секретарь США Джеймс Бейкер и официально пригласил принять участие в заседании конференции "2 +4", посвященной вопросам, касающимся границ Германии. Вашингтон в целом благосклонно относится к польским требованиям в ходе переговоров о воссоединении Германии. Варшава решительно поддержала также переговоры с СССР о выводе советских войск. В декабре 1990 года в Польшу нанес визит министр обороны США Дик Чейни, он выступил в области военного сотрудничества. Польша выразила решительную поддержку американской внешней политики, ввиду вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года. Когда Соединенные Штаты разорвали дипломатические отношения с Ираком, в польском посольстве в Багдаде, открылся отдел интересов США. В апреле 1993 года вице-президент США Альберт Гор посетил Варшаву по случаю 50-й годовщины начала восстания в Варшавском гетто. 21 апреля 1993 года, накануне церемонии открытия музея Холокоста в Вашингтоне, новый президент США Билл Клинтон встретился с президентом Польши Лехом Валенсой, сформулировал потребность в расширении НАТО в Центральной и Восточной Европе. Затем, 1 сентября Валенса в письме генеральному секретарю НАТО Манфреду Вернеру четко выразил заинтересованность Польши во вступлении в НАТО, который быстро столкнулся с оппозицией Москве - в конце сентября втянутой в серьезный политический кризис, президент России Борис Ельцин направил письмо руководителям государств-членов НАТО, в котором рекомендовал воздержаться от расширения Альянса. Таким образом, в октябре 1993 года США представили концепцию "Партнерство ради мира", которые стремились наладить сотрудничество посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы с НАТО. Вашингтон не хотел противодействовать националистическим кругам в России и выразил определенный скептицизм по поводу стремления к членству в НАТО стран региона. "Партнерство ради мира" должно было отложить на неопределенный срок дискуссии о расширении, и в то же время предусматривало сближение кандидатов на вступление к структурам Альянса. В Польше даже опасались, что ПРМ на самом деле может составить альтернативу НАТО, так что в декабре 1993 года, министр иностранных дел Польши Анджей Олеховский, нанес визит в Вашингтон, в рамках которого проявил настойчивость по вопросу о том, чтобы кандидаты на вступление  получили гарантии будущего членства в НАТО. 7 января 1994 года со специальной миссией в Польшу прибыла государственный секретарь США Мадлен Олбрайт и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джон Шаликашвили для обсуждения базовых положений будущего соглашения по вступлению в ПРМ. 2 февраля 1994 года в Брюсселе, премьер-министр Вальдемар Павляк подписал рамочный документ  «Партнерства ради мира». В июле 1994 года в течение двухдневного визита в Польшу президент Клинтон во время выступления в парламенте в очередной раз подчеркнул, что расширение НАТО является неизбежным. С 12 по 16 сентября 1994 года на полигоне Бедруско недалеко от Познани были проведены первые военные учения в рамках программы «Партнерство ради мира».  22 октября 1996 года в своей речи в Детройте, Клинтон заявил, что первая группа новых членов НАТО должна быть принята до 1999 года. 12 июня 1997, Клинтон официально заявил о том, что США поддерживают вступление в НАТО трех государств - Польши, Чехии и Венгрии. 8 июля 1997, встреча в Мадриде, руководитель НАТО официально направил приглашение этим странам начать переговоры о вступлении. Процесс вступления Польши начался 16 сентября 1997 года, а уже 16 декабря, Польша, Чехия и Венгрия подписали протоколы присоединения. Таким образом, Польша, Чехия и Венгрия стали членами НАТО. Польша достигла одной из главных целей политики безопасности. Польшу многие считали самым большим союзником Америки на европейском континенте. Значительным успехом в польско-американских отношениях была организация в Варшаве с 26 по 27 июня 2000 конференции на уровне министров «На пути к сообществу демократий» с участием представителей 107 стран. Польша также тесно сотрудничает с США в защите прав человека в ООН. В 1999 году Польша в последний раз использовала финансовую поддержку программы Support for East European Democracy Act (SEED) осуществляемой USAID, вместо которой начала осуществляться американо-польско-украинская инициатива сотрудничества (ПАУСИ), имеющих опыт поддержки преобразований, осуществленных в Украине. В феврале 2000 года министр Геремек, встретился с госсекретарем Олбрайт для проведения переговоров о компенсации, пострадавшим от политики Третьего рейха. А в апреле 2001 года во время визита в США министр иностранных дел Владислав Бартошевский, провел переговоры с госсекретарем Колином Пауэллом и советником президента по вопросам национальной безопасности Кондолизой Райс.


ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Военная сфера является одной из наиболее важных областей польско-американского сотрудничества. Она охватывает совместные операции по поддержанию мира на Ближнем Востоке и на Балканах, а также осуществляется посредством безвозмездной помощи и приобретения современного вооружения для модернизации польских вооруженных сил. Формируются партнерские объединения между польскими и американскими военными, военно-морские силы сотрудничают в области модернизации судов и в сфере подготовки военных кадров.

В 1991 году под руководством США проводилась операция «Буря в пустыне» против С. Хусейна, в которой принимала участие Польша и помогала эвакуировать американцев из Кувейта, кроме того Польское посольство представляет интересы США в Багдаде.

27 декабря 2002 года Польшей принято решение купить 48 американских истребителей F-16 на сумму 3,5 млрд. долларов. Это был самый крупный контракт в истории польских вооруженных сил. Польша получила на эти цели от американского гиганта, под низкий процент, 15-летний кредит в размере $ 3,8 млрд. 29 января 2002 года Буш в обращении к нации назвал Ирак, Иран и Северную Корею "осью зла", установив тем самым будущие направления кампании против терроризма. В 2002 и 2003 году, стало ясно, что США намерены силой решить проблему Ирака, что, в свою очередь, встретило острое сопротивление со стороны европейских государств. В этом споре, Польша встала на сторону Вашингтона: премьер-министр Миллер был одним из восьми глав европейских правительств, которые 30 января 2003 подписали заявление в поддержку усилий США по разоружению Ирака . 14 января 2003 года во время встречи в Белом доме Квасьневский заявил, что у США "нет в Европе лучшего друга, чем Польша"; в феврале, Буш также непосредственно беседовал с премьер-министром Польши  Миллером.  17 марта его правительство выступило с предложением об использовании польского контингента, насчитывающего не более 200 польских солдат, в составе международной коалиции для интервенции в Ирак, чтобы «обеспечить выполнение соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН по Ираку», и просьба была немедленно одобрена президентом Квасьневским.

Основной американской программой помощи для Польши было Иностранное военное финансирование (Foreign Military Financing). Между 1995 и 2006 годами общий объем финансовой помощи составил  318 500 000 долларов.

Годовой объем помощи по этому проекту составил около 30 миллионов, что является крупнейшим среди европейских получателей американской помощи.

Как и в предыдущие годы, проекты по подготовке военных кадров финансируются в рамках программы «Международное образование и обучение» (International Education and Training - IMET), чей годовой бюджет для Польши превышает 2 миллиона долларов.

Предметом совещания экспертов стало потенциальное создание на территории Польши компонентов американской системы противоракетной обороны. Официальное решение американских властей по данному вопросу еще не принято. Польская сторона подчеркнула свою готовность начать переговоры по системам ПРО, рассматривая их как возможность улучшения отношений с США в области политического и военного сотрудничества.


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Экономические отношения, в отличие от политических, развивались не так быстро, однако товарооборот в 1990-е годы увеличился по сравнению с 1980-ми годами. Доля американских инвестиций в Польшу составляет около 8 млрд долларов ( 12% всех иностранных инвестиций, 2-е место после Германии).

Американские инвесторы по-прежнему находятся среди лучших в списке иностранных компаний в Польше. Они обеспечивают не только капитал, но и современные технологические, организационные, маркетинговые и т.д. стандарты. Польские власти особенно заинтересованы в  приобретении передовых технологий через американские инвестиции. Это позволило бы в полной мере использовать потенциал польских ученых и специалистов, работающих в сфере национальных исследований и разработок, дало бы возможность польской экономике конкурентоспособность на мировом рынке.

Рядом с неослабевающим интересом инвесторов в таких отраслях, как автомобильная промышленность, пищевая промышленность, недвижимость и финансовые услуги, проявляются и новые тенденции, такие, как создание центров на периферии, а также научные исследования и развитие центров, построенных в Польше, в частности, General Electric, IBM, Pratt & Whitney, Motorola, Delphi, Avon и Hewlett Packard.

Основными факторами формирования экономического сотрудничества являются роль Соединенных Штатов как крупнейшего экономического субъекта мировой экономики и место Польши на экономической карте Европы. С точки зрения последнего фактора, мы являемся свидетелями далеко идущих изменений, инициированных присоединением Польши к Европейскому Союзу. Это событие имело большое влияние на ускорение темпов экономического роста страны.

Польша участвует в развитии многогранных трансатлантических отношений в экономическом измерении. Это включает в себя интенсивный диалог по согласованию правил и снятию формальных барьеров для торговли и инвестиций.

Польша является последовательным сторонником более глубоких трансатлантических экономических отношений. Она выступает за реализацию проектов сотрудничества в рамках Европейского Союза по инициативе Соединенных Штатов по повышению трансатлантической экономической интеграции и роста (Initiative to Enhance Transatlantic Economic Integration and Growth), которая была предметом обсуждения встреч на высшем уровне ЕС-США в 2005 и 2006 годах.

Одной из ключевых проблем для Польши считается проблема сотрудничества США и ЕС в сфере энергетической безопасности. Еще одним важным фактором, который стимулирует развитие польско-американских экономических отношений является глубокое политическое и военное сотрудничество между государствами, а также осуществление программ по модернизации  вооруженных сил при поддержке США.


ДВИЖЕНИЕ ЗА БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ

В 2006 году продолжились переговоры по включению Польши в Американскую программу по отмене визового режима (American Visa Waiver Programme). Регулярные рабочие встречи польско-американской целевой группы по консульским вопросам были проведены с целью разработки практических путей по достижению этой цели.

Польская дипломатия активно поддерживала законодательные инициативы в Конгрессе США, направленные на реализацию т.н. «дорожной карты», с тем чтобы включить Польшу в программу безвизового режима. Эти инициативы принесли частичный успех.

17 мая 2006 г. Сенат принял поправку к Закону об иммиграции, которая открыла возможности для Польши быть включенной в программу.

Поскольку иммиграционный закон, принятый ранее палатой Представителей отличался по содержанию от версии Сената, требуется согласие обеих палат парламента по той же версии документа. Благодаря глубинным различиям во мнениях по иммиграционной политике и спорам, окружающим проблемы в контексте избирательной кампании Конгресса США, компромисс, который позволил бы вступление в силу этой поправки, так и не был достигнут. Переговоры не привели к значительному прорывупо этому вопросу.


СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

10 февраля 2006 года в Вашингтоне, округ Колумбия в присутствии президента Польши Леха Качиньского было подписано новое Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий.

Рамочные соглашения будут выполняться на основе подзаконных актов, подписанных непосредственно между заинтересованными государственными органами обоих государств. Соглашение устанавливает общие условия сотрудничества и подробные условия защиты интеллектуальной собственности. Исполнительные рекомендации определяют сферу сотрудничества, а также регулируют организационные и финансовые аспекты.

В целях поддержки осуществления вышеупомянутого соглашения была создана Междисциплинарная группа по польско-американскому сотрудничеству при Министерстве образования. Это учреждение будет работать над программой углубленного научного сотрудничества с Соединенными Штатами. Исследования в области передовых технологий (например, биотехнологии, наноматериалы) планировалось включить в число приоритетных.

Польская дипломатия также стремилась к развитию сотрудничества в сфере образования. Нашло поддержку создание польско-американской  программы Парламентского обмена молодежи (Parliamentary Youth Exchange Programme).

Программа, предусматривает учебу в течении какого-то времени в США или Польше, ориентирована на старшеклассников. Тем не менее, соответствующие законодательные процессы не были завершены до конца срока Конгресса. Эта инициатива была вновь запущена в начале 2007 года.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С приходом к власти Б. Обамы отношения между Польшей и США немного снизили свой темп развития. В политике Вашингтона понизилось значение Европы и прослеживается налаживание контактов с Россией. Самый низкий процент поддержки Б. Обамы в Польше – менее 50 %.

Заявление МИД Польши Сикорского в ноябре 2009 года гласит: «Разместить военные базы в Центральной Европе, чтобы защитить регион от наступления Востока».

В 2004 г. подписано соглашение о статусе вооруженных сил, которые размещаются на территории Польши. Польша выступает сейчас за укрепление вооруженных сил Европейского элемента обороны, ранее же полагалась исключительно на НАТО. Также идет пересмотр нереалистичных надежд в отношении США, пришли к более «спокойному» сотрудничеству.

Президент США Б. Обама и глава Пентагона Р. Гейтс 17 сентября 2009 г. объявили о внесении корректив в планы по созданию системы национальной ПРО и отсрочили начало их развертывания до 2015 г. Эти решения не нашли определенной поддержки со стороны Польши и продемонстрировали ее некоторую разочарованность.

В экономической сфере на данный момент и 2000-е годы, в частности 2006 год, экспорт Польши в США составил 2,3 млрд долларов, импорт – 2 млрд долларов, что свидетельствует о положительном сальдо. Однако необходимо подчеркнуть, что в последние годы снова наблюдаются отрицательные показатели.    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  http://www.stosunkimiedzynarodowe.info/kraj,Polska,stosunki_dwustronne,USA
  2.  http://www.creeca.wisc.edu/images/events/posters/Fall2011/Pisarski_USPoland.pdf
  3.  http://www.msz.gov.pl/pl/polityka_zagraniczna/inne_kontynenty/ameryka_polnocna/stosunki_dwustronne_ameryka_pln/polsko_amerykanskie_stosunki_dwustronne;jsessionid=CB568CCA3FB8F4D59FB4A029A2F8625B.cmsap2p

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71340. СССР В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 143 KB
  Основное население страны планировалось превратить в рабов, а саму Россию – в аграрно-сырьевой придаток Запада. Такие планы не оставили народу другой альтернативы, кроме борьбы. В этой войне речь шла не столько о борьбе нацизма и большевиков, сколько о судьбе российской государственности.
71341. Начало царствования Ивана IV. Реформы Избранной рады 76.5 KB
  На долю сына Ивана III Василия III (1505-1533) досталась нелегкая задача завершить начатое отцом объединения страны. И он блестяще осуществил эту задачу. Именно при нем были присоединены к Москве Псков, Смоленск и Рязанское княжество (завершение объединения русских земель).
71342. Понятие МЧП 204 KB
  МЧП -– система правовых норм регулирующая отношения вытекающие из гражданского оборота носящие интернациональный характер в которой одной из сторон является лицо попадающее под действие частного права. МЧП –- комплексная правовая система объединяющая нормы национального...
71343. Восточные славяне в древности 1 MB
  В СССР речь шла о возобновлении индустриализации начавшейся еще в царской России. Каковы были цели индустриализации 1 Преодоление технико-экономической отсталости СССР; 2 Ликвидация отсталости аграрного сектора экономики; 3 Превращение страны из аграрной в индустриальную...
71344. Восток — Запад — Россия. Зарождение и развитие мировой экономики 211 KB
  Отличительной чертой такого подхода стала углубленная характеристика не только экономических, но и социальных отношений в обществе в разные исторические периоды. Историко-хронологический и технологический подходы дают возможность обобщить социально-экономический опыт человеческой цивилизации...
71346. Периферийные устройства ЭВМ 1.1 MB
  Учебное пособие «Администрирование локальных вычислительных сетей» по дисциплине ЭВМ и телекоммуникации» предназначено для студентов Псковского государственного политехнического института специальности 220100 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети очно-заочной форм обучения.
71348. Глобализация - отличительная черта современного мирового сообщества 600 KB
  К глобальным проблемам человечества следует отнести, прежде всего, такие, как предотвращение третьей мировой войны, охрана окружающей среды и борьба с техногенными катастрофами, энергетическая, сырьевая, продовольственная, а также освоение космоса и Мирового океана...