99000

Кант и его место в классической немецкой философии

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Вошла в историю мировой философии под названием классической немецкой философии родоначальником которой является Иммануил Кант. Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге в многодетной семье Иоганна Георга Канта где и прожил почти всю жизнь не выезжая за пределы города окончил престижную гимназию а затем в 1740 году поступил в Кенигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и чтобы прокормить семью Кант на 10 лет становится домашним учителем.

Русский

2016-07-22

76.5 KB

0 чел.

“Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения”

Кафедра Философия и культурология

Реферат по теме

Кант и его место в классической немецкой философии”

Новосибирск


Оглавление

[1]
Оглавление

[2] Философия Канта

[3] Заключение

[4] Список литературы


Введение

Немецкая философия второй половины XVIII – XIX вв. вошла в историю мировой философии под названием классической немецкой философии, родоначальником которой является Иммануил Кант. 

Кант родился 22 апреля 1724 года, в Кенигсберге в многодетной семье Иоганна Георга Канта, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города, окончил престижную гимназию, а затем в 1740 году поступил в Кенигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем.

В 1755 году Иммануил, завершая обучение в университете, защитил магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защитил еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не стал и работал экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770 года, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. За свою преподавательскую карьеру И. Кант читал лекции по математике, естествознанию, биологии, этике, эстетике, антропологии. В 1796 году он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803 года.

Вся жизнь Иммануила Канта расписана по минутам, по нему проверяли время. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе. Иммануил вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.

По вечерам Кант любил разглядывать здание собора, которое было очень хорошо видно из окна его комнаты.

Он не был женат, хотя и не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества.

В своих философских взглядах Кант испытал влияние Христиана Вольфа, Александра Готлиба Баумгартена, Жан Жака Руссо, Дэвида Юма, Лейбница и других мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна». Откуда это всё?

Философия Канта

В философском развитии Канта принято различать два периода – Докритический и Критический.

Докритический период творчества Канта охватывает половину его научной деятельности: от первой работы мыслителя 1746 г. “Мысли об истинной оценке живых сил” до диссертации 1770 г. “О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира”. В сочинениях докритического периода в целом господствует уверенность

в способности постигнуть то, что обычно представляется недоступным познанию. «Я прекрасно вижу все эти затруднения и все же не падаю духом. Я сознаю всю силу встающих предо мною препятствий и все же не унываю»1; «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир»2 .

В работах докритического периода Кант широко использовал достижения современных ему наук о природе. Он был философом, обладавшим обширными знаниями в современной ему астрономии, геологии, физической географии, физике и антропологии. Теоретической основой натурфилософских работ Канта были механические принципы физической

науки, разработанные Ньютоном. И в исследованиях об измерении сил, и в космогонии, и в работе о движении Кант руководствуется главным образом идеями и принципами ньютоновской механики с центральным для нее законом всемирного тяготения. Но Кант не просто повторяет  ньютоновские принципы. Он существенно дополняет Ньютона тем, что сверх вопроса о

физическом строении Вселенной ставит важнейший вопрос о ее происхождении и развитии, а также о направлении, в котором совершается

это развитие. В отличие от Канта ни Галилей, ни Ньютон не задавались целью объяснить происхождение наблюдаемого в данное время строения Вселенной, тем более объяснить процесс развития Земли и органической жизни на ней.

Усвоив учение Ньютона о тяготении как универсальном механическом законе, которому повинуются все тела Вселенной, Кант пошел дальше

Ньютона и сделал попытку научно объяснить происхождение и развитие Солнечной системы. Ньютон отказывается признать механические принципы достаточными для того, чтобы на них построить научную теорию развития. Напротив, Кант смело и уверенно берется за эту задачу.

Приступая к разработке “Всеобщей естественной истории и теории неба”, Кант опирался на результаты научной работы предшествовавших ему исследователей. “Итак, я не буду отрицать, что теория Лукреция или его предшественников Эпикура, Левкиппа и Демокрита во многом сходна с моей. Так же как и эти философы я полагаю, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества всех небесных тел, или, как они их называют, атомов.”3

В качестве основы и исходного пункта космогонии Кант берет гелиоцентрическую систему Коперника, законы движения планет,

установленные Кеплером, законы падения тел, открытые Галилеем, и, наконец, закон всемирного тяготения, сформулированный Ньютоном.

Поразительное единство, обнаруженное Ньютоном в Солнечной системе, свидетельствует, по мнению Канта, о единстве происхождения составляющих эту систему тел. Для объяснения образования планет Кант, кроме предположения, что на громадном пространстве нынешней Солнечной системы были рассеяны материальные частицы, допускает различия между ними по плотности их скоплений, а также наличие у них сил притяжения и отталкивания, первоисточник, по его мнению, материальная среда из которой возникают все планеты.

 Среди множества других космогонических идей Канта, содержащихся во «Всеобщей естественной истории и теории неба», принцип самодвижения материи составляет здесь основу всего рассуждения. “Элементы, коим присущи силы для приведения друг друга в движение, имеют источник жизни в самих себе. Материя с самого начала стремится к формированию.” – пишет Кант. Это самодвижение проявляет себя прежде всего как притяжение и отталкивание. Именно наличие этих противоположностей является, по Канту, источником движения материи. Кроме уже рассмотренного во время докритического периода Иммануил Кант выдвинул идею о генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения; идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

Изданная Кантом «Новая теория движения и покоя» в 1758 г. занимает видное место. В этой работе Кант развивает новое представление об относительности движения и покоя. Движение признается универсальным явлением природы.

В работах первого периода в мышлении Канта еще господствуют материалистические тенденции. Даже в последнем докритическом сочинении

«О первом основании различения сторон в пространстве» 1768 г., в котором пространство рассматривается уже как условие наглядного представления

о телесном мире, Кант еще признает пространство реальным в материалистическом смысле, т. е. видит в нем реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания.

Критический период творчества Канта занимается вопросами гносеологии(процесс познания), метафизическими проблемами бытия, познания, нравственности, государства, права и эстетики. Критический период основан на убеждении, что разработке теоретической философии должно предшествовать критическое исследование познавательных способностей. Под “критикой” Кант понимает точное выяснение познавательной способности, к которой обращается отрасль философии; или исследование границ дальше которых не может простираться компетенция теоретического и практического разума, философии. Ключевой вопрос Критики — это исследование познавательной возможности разума, в отрыве от знаний, получаемых эмпирическим, то есть опытным путем.

“Критика чистого разума” и “Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука” образуют первое и основное звено в творчестве философа. По мнению В. Ф. Асмуса “в «Критике чистого разума» и в «Пролегоменах» Кант пытается доказать, будто понять достоверную природу изучаемых наук возможно лишь на основе идеалистического учения о пространстве, о времени и о предметах опытного знания.”4

  Кант замечает, что суждения делятся на априорные и апостериорные, априорные(до опыта) суждения не нуждаются в опытной проверке своей истинности и являются врожденными, а для апостериорных(после опыта)  необходима опытная верификация.

В критике чистого разума мы встречаемся с понятием вещь в себе, что подразумевает Кант под этим понятием? «Вещью в себе» Кант прежде всего называет то, чем предметы познания являются сами по себе, т. е. независимо от познания, от тех чувственных и логических форм, посредством которых эти предметы воспринимаются и мыслятся нашим сознанием. “Вещь в себе” по мнению Канта не познаваема и всякое углубление знаний является лишь познанием явлений, а не самих вещей. Кант утверждал, что способность познания одновременно и безгранична, и ограничена.

“Критика практического разума” посвящена не вопросам познавательных способностей разума, а его практическому применению, т. е. выявлению оснований определения воли. По моему мнению, главный вопрос исследуемый в “Критике практического разума”, которым задается автор, звучит так – достаточно ли одного чистого разума самого по себе для определения воли, или же требуются знания подтвержденные опытным путем.

Третья критика Канта под названием “Критика способности суждения”, обращает внимание на понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, по мнению Канта, присутствует в эстетической способности суждения, объективная в телеологической(направленное на цель). Способность суждения определяется Кантом как способность мыслить о каждой вещи, подчиняясь общему правилу. Важнейшими вопросами философии Кант признал вопросы о душе, о мире как целом, о боге, о свободе, о бессмертии, о целесообразности в мире. Однако вопросы эти Кант объявил недоступными для познания.5 Исследование проблемы прекрасного и проблемы искусства составляют первую часть «Критики способности суждения». Вторая ее часть посвящена вопросу об объективной целесообразности в природе.

«Критика способности суждения» не только в части, посвященной эстетике, но и части, посвященной телеологии, стала стимулом для развития последующей философии.  Без этой «Критики» не были бы

возможны письма Шиллера об эстетическом воспитании,  лекции по философии искусства и «Философия природы»  Гегеля, натурфилософские работы Шеллинга. Противоречия кантовской телеологии привели этих преемников Канта не только к  убеждению, что целесообразность организмов природы есть объективный факт, но требующий иного, чем у Канта, объяснения. Без сомнения Критики Канта являются величайшим вкладом в немецкую классическую философию.

Описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения разума.  В результате исследования чистого разума Кант выводит четыре антиномии (противоречия): «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве», «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве»; «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого», «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого»; «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность», «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы»; «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность», «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины». Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…».6

 В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

 Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения». Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать. Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Человек — это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности, считает Кант. Человек должен обладать нравственным долгом.

Заключение

Исследуя творчество И. Канта я пришел к выводу, что подтверждает и В. Ф. Асмус в своем произведении , формирование философских взглядов Канта проходило постепенно, поэтому его ранние взгляды отличаются от более поздних. Ценность философии Канта состоит в том, что он впервые в истории немецкого идеализма восстановил диалектику, разработал некоторые ее вопросы. «Критика способности суждения», по мнению Асмуса, является связующим звеном всей “Критики” Канта и соответствует развитию наук этого времени. Некоторые выводы были сделаны благодаря его гениальности и намного опередили время. Вся философия Канта направлена на человека , его связь с природой и изучение человеческих способностей. “О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант” – сказал Шиллер. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.

 

Список литературы

  1.  В. Ф. Асмус “Иммануил Кант” 1973 г.
  2.  Иммануил Кант. “Сочинения в шести томах”, М., 1963г.
  3.  Нарский И. С. “Иммануил Кант”.- М., 1976 г.

1 4 Иммануил Кант. Сочинения в шести томах, т. 1. М.,


1963, стр. 117

2 4 Иммануил Кант. Сочинения в шести томах, т. 1. М.,


1963, стр.126

3 И.Кант “Всеобщая естественная история и теория неба”

4 В. Ф. Асмус “Иммануил Кант” 1973 г. Стр 29

5 В. Ф. Асмус “Иммануил Кант” 1973 г. Стр 73

6 Нарский И. С. Иммануил Кант.- М., 1976 г. стр 208


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61929. Дальневосточный экономический район 24.13 KB
  Цель урока: Сформировать знания о составе территории особенностях экономико-географического положения природы хозяйственного развития Дальнего Востока; Продолжить формировать умения анализировать тематические карты атласа диаграммы учебника и составлять комплексную характеристику района формулировать выводы.
61930. Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов 74.53 KB
  Ход урока Учитель Ученики Записи на доске или на проекторе Организационный момент. Учитель: Персональный компьютер это универсальная техническая система. Учитель: Системный блок процессор представляет собой основной узел внутри которого установлены наиболее важные компоненты.
61931. Склонение имён прилагательных во множественном числе 32.73 KB
  Цели: Образовательные актуализировать знания учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Склонение имён прилагательных во множественном числе»; способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о склонении имён прилагательных во множественном числе...
61932. Композиция из пластилиновой ленты 27.87 KB
  Вы уже знаете много способов плетения. Сегодня мы с вами продолжим знакомство еще с одним – из способов плетения. Ребята скажите мне какие уже вы плетения знаете На прошлых уроках вы знакомились с плетением.
61933. Изготовление изделия из нетрадиционных материалов 19.31 KB
  Ребята вспомните кто является любимицей кота Матроскина А кто может сказать как ее звали Не можете вспомнить тогда я вам помогу загадав загадку: Каждый вечер так легко Она дает нам молоко. Ребята скажите из чего сделана наша коровка Какие геометрические фигуры спрятались на этой работе...
61934. Организация обучения математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: Урок математики 23.25 KB
  Организация обучения математике учащихся специальной коррекционной школы VIII вида: Урок математики. Контроль и учёт состояния математической подготовки учащихся. Домашняя работа по математике содержание объем учет индивидуальных возможностей учащихся ее значение в системе математической подготовки школьников с нарушением интеллекта. готовность учащихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внимания учащихся; продолжительность этапа; проверка знаний учащихся домашнее задание: сочетание фронтальной и углубленной проверки...
61936. Народная праздничная одежда 19.59 KB
  Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...