99001

Финансовое состояния предприятия ОАО «УМ-146»

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия. Анализ кредиторской задолженности предприятия. В процессе ее прохождения решаются следующие задачи: Изучение и анализ всех аспектов деятельности предприятия; Приобретение практических навыков анализа экономических процессов выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях; Ознакомление с содержанием методик технико-экономического планирования и овладение навыками разработки планов экономического и социального развития предприятия....

Русский

2016-07-22

301.5 KB

2 чел.

Содержание

[1] Введение

[2] 1 Обязательная часть программы практики

[3] 1.1 Отраслевая принадлежность, тип производства,  специализация, форма собственности

[4] 1.2 Основные виды деятельности

[5] 1.3 Динамика основных экономических показателей

[6] 1.4 Организационная структура и система управления предприятием

[7] 1.5 Информационное управление

[8] 2 Индивидуальное задание

[9] 2.1. Анализ ликвидности и платежеспособности  предприятия  

[10] 2.2. Анализ состояния расчетов с заказчиками

[11] 2.3 Анализ кредиторской задолженности предприятия

[12] 2.4 Направления повышения финансовой устойчивости организации

[13] Заключение

[14] Список использованных источников

Введение

Учебная практика является одним из этапов в системе подготовки специалистов.  В условиях перехода к рыночной экономике изменились условия хозяйствования белорусских предприятий. Они получили право самостоятельно в рамках закона осуществлять хозяйственную деятельность, планировать и распределять прибыль. Они отвечают «рублем» за свои решения. Поэтому будущему экономисту важно научиться  анализировать хозяйственную деятельность и на основе анализа принимать решения экономического характера.

Цель практики - закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в учреждении образования, приобретение практических навыков работы по специальности.

В процессе ее прохождения решаются следующие задачи:

  1.  Изучение и анализ всех аспектов деятельности предприятия;
  2.  Приобретение практических навыков анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях;
  3.  Ознакомление с содержанием методик технико-экономического планирования и овладение навыками разработки планов экономического и социального развития предприятия.
  4.  Ознакомление с экономико-математическими методами и электронно-вычислительной техникой, используемыми в прогнозировании, планировании, управлении и организации производства и труда.
  5.  Сбор, систематизация и анализ фактической информации по теме дипломной работы для ее дальнейшего использования.

Объектом прохождения практики является открытое акционерное общество «УМ-146».

Данный отчет по практике состоит из двух частей: обязательной части и индивидуальной части.  

В процессе выполнения Отчета по практике изучены материалы, касающиеся деятельности ОАО «УМ-146», Законы Республики Беларусь, регулирующие деятельность предприятий,  литературные источники.

1 Обязательная часть программы практики

1.1 Отраслевая принадлежность, тип производства,  специализация, форма собственности 

Открытое акционерное общество «УМ-146» создано на неопределенный срок в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Основные виды деятельности общества приведены в приложении А.

Имущество Общества принадлежит ему на праве собственности.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Общество не отвечает по обязательствам Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, если иное не установлено законодательными актами.

Общество руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и уставом.

Общество имеет право создавать унитарные предприятия, учреждения, открывать филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами, участвовать в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществах и товариществах, а также в иных юридических лицах и объединениях.

1.2 Основные виды деятельности

С целью извлечения прибыли ОАО «УМ-146»  осуществляет различные виды деятельности, перечень которых приведен в Уставе.

Основные виды деятельности предприятия – это строительные, дренажные, землеустроительные, кровельные, ремонтные, штукатурные работы; установка дверей и окон, покрытие полов и стен, покраска и застекление. Помимо строительных работ предприятие осуществляет торговлю строительными и отделочными материалами, древесиной. В Уставе предприятия заявлены и такие виды деятельности, как торговля машинами и оборудованием для строительства, однако эту деятельность оно пока не осуществляет. Предприятие имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Оно имеет лицензии на те виды деятельности, которые подлежат лицензированию.

1.3 Динамика основных экономических показателей

Основными технико-экономическими показателями ОАО «УМ-146» являются: выручка от реализации работ, услуг; затраты на производство и реализацию работ, услуг, прибыль, рентабельность, производительность труда.

Выручка ОАО «УМ-146» - это денежные средства, получаемые предприятием за работы, услуги, осуществляемые по договорам и предоставляемые физическим лицам (населению) и юридическим лицам. Выручка ОАО «УМ-146» в 2012-2014 годах формируется от: общестроительных работ; отделочных работ; штукатурных работ; устройства покрытий пола и облицовки стен; прочих отделочных работ.

Анализ структуры и динамики доходов ОАО «УМ-146»  представлен в таблице 1.

Доходы от общестроительных работ в 2012 году составили 2600 млн. руб., в 2013 – 2895 млн. руб., темп роста составил – 111,3 %. В 2014 году доходы от общестроительных работ составили 3230 млн. руб., темп роста – 111,6 %.

Доходы от отделочных работ в 2012 году составили 500 млн. руб., в 2013 – 740 млн. руб., темп роста составил – 148 %. В 2014 доходы от отделочных работ составили 1100 млн. руб., темп роста – 148,6 %.

Увеличение темпов роста доходов от отделочных работ вызвано ростом числа физических лиц, заключивших договоры на выполнение этих работ.

Таблица 1 –   Анализ структуры и динамики доходов ОАО «УМ-146» за 2012-2014 гг               

Наименование

показателей

Годовая сумма, млн.руб.

Годовой удельный вес, %

Динамика по годам, %

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2013/

2012

2014/

2013

Общестроительные работы

2600,0

2895,0

3230,0

75,5

66,8

68,7

111,3

111,6

Отделочные работы

500,0

740,0

1100,0

14,5

17,1

23,4

148,0

148,6

Штукатурные работы

120,0

249,0

140,0

3,5

5,7

3,0

207,5

56,2

Устройство покрытий пола и облицовка стен

113,0

228,0

120,0

3,3

5,3

2,6

201,8

52,6

Прочие отделочные работы

111,0

219,0

110,0

3,2

5,1

2,3

197,3

50,2

Итого, доходы

3444,0

4331,0

4700,0

100,0

100,0

100,0

125,8

108,5

Доходы от штукатурных работ в 2012 году составили 120 млн. руб., в 2013 – 249 млн. руб., темп роста составил – 207,5 %. В 2014 году доходы от штукатурных работ составили 140 млн. руб., темп роста – 56,2 %.

Доходы от устройства покрытий пола и облицовки стен в 2012 году составили 113 млн. руб., в 2013 – 228 млн. руб., темп роста составил – 201,8 %. В 2014 доходы от устройства покрытий пола составили 120 млн. руб., темп роста – 52,6 %.

Доходы от прочих отделочных работ в 2012 году составили 111 млн. руб., в 2013 – 219 млн. руб., темп роста составил – 197,3 %. В 2014 году доходы от прочих отделочных работ составили  110 млн. руб., темп роста – 50,2 %.

Снижение доходов от устройства покрытий пола и прочих отделочных работ обусловлено тем, что это направление деятельности не является для предприятия основным, и на эти виды работ в 2014 году были заключены договоры лишь на указанные суммы.

Структура и динамика затрат ОАО «УМ-146»  представлены в таблице 2.

Как следует из таблицы 2,  наибольший удельный вес в сумме затрат занимают материальные затраты. Их доля составила в 2012 году 58,63%, в 2013 году – 67,78%, в 2014  году удельный вес затрат составил 72,4%.

Доля затрат на оплату труда составила в 2012 году – 14,32%, в 2013 году – 10,89%, а в 2014 году 9,96%. Удельный вес отчислений на социальные нужды составил в 2012году 5,01% , в 2013 году – 3,81%, в 2014 году –3,49%.

Удельный вес амортизационных отчислений составил в 2012 году 8,93%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,04%.

Таблица 2  Структура и динамика затрат ОАО «УМ-146» за 2012-2014 гг.

Наименование

Показателей

Годовая сумма, млн.руб.

Годовой удельный вес, %

Динамика по годам,%

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2013/

2012

2014/

2013

Материальные затраты

1450,0

2500,0

2960,0

58,63

67,78

72,4

172,41

118,4

Затраты на оплату труда

354,12

401,63

407,2

14,32

10,89

9,96

113,42

101,39

Отчисления на

социальные нужды

123,942

140,57

142,52

5,01

3,81

3,49

113,42

101,39

Амортизация основных средств и нематериальных активов

196,0

155,0

165,0

8,93

4,2

4,04

79

106,45

Прочие затраты

324,0

491,0

413,3

13,1

13,31

10,11

151,54

84,18

Итого затраты

2473,062

3688,2

4088,02

100,0

100,0

100,0

149,1

110,84

В анализируемом периоде наблюдался относительно высокий удельный вес прочих затрат в структуре затрат предприятия. В состав этих затрат входят налоги и неналоговые платежи, аренда, оплата лизинга, реклама, плата за подготовку и переподготовку кадров, страховые взносы, оплата услуг банков и другие расходы. В 2012 году удельный вес этих расходов составил 13,1%, в 2013 году – 13,31%, в 2014 году удельный вес прочих затрат несколько снизился и составил 10,11% в структуре затрат предприятия.

В таблице 3 приведен анализ структуры и динамики прибыли ОАО «УМ-146» за  2012-2014 гг.

Таблица 3 – Структура и динамика прибыли ОАО «УМ-146»  за  2012-2014 гг.

Наименование

показателей

Годовая сумма,

млн.руб.

Годовой удельный вес, %

Динамика по годам,%

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2013/

2012

2014/

2013

Прибыль до

налогообложения, в том числе:

998,228

665,59

639,5

100,0

100,0

100,0

66,68

96

Прибыль от реализации

970,938

642,8

612

97,27

96,58

95,7

66,2

95,2

Прибыль от операционной деятельности

35,48

32,53

39,00

3,55

4,89

6,1

91,69

119,9

Прибыль от внереализационной деятельности

-8,13

-9,74

-11,5

-0,81

-1,46

1,8

-1,61

-1,76

Налоги и сборы из прибыли

196,16

139,77

153,48

19,65

21

24

71,25

1,098

Чистая прибыль

802,068

525,82

486,02

80,35

79,01

76

66

92,43

Общая прибыль ОАО «УМ-146»  формируется в основном за счет прибыли от реализации. В 2012 году прибыль от реализации составляла 97,27%, в 2013 году – 96,58%, и в 2014 годах – 95,7%  в структуре прибыли до налогообложения.

Удельный вес прибыли от операционной деятельности в течение анализируемого периода возрастал: он составлял в 2012 году 3,55%, а в 2013 и в 2014 году – соответственно 4,89% и 6,1%.

Удельный вес налогов и сборов в течение анализируемого периода возрастал: в 2012 году он составил 19,65%, в 2013 году – 21%, в 2014 году – 24%.

В 2013 году чистая прибыль предприятия составила 76% от уровня 2012 года, в 2014 году – 66% от уровня 2013 года. В 2014 году происходило дальнейшее снижение чистой прибыли, она составила 92,43% от уровня 2013 года.

Снижение чистой прибыли в 2013 году обусловлено снижением прибыли от реализации, обусловленного возрастанием затрат. В 2014 году предприятию удалось предотвратить резкий рост затрат, снижение  прибыли от реализации, а также чистой прибыли.   

В период с 2012 по 2014 годы на предприятии в основном снижались все показатели рентабельности. Особенно существенным было снижение в 2012 году: рентабельность активов снизилась на 1,93%, рентабельность продаж, рассчитанная по общей прибыли, снизилась на 13,62%, рентабельность продаж по чистой прибыли снизилась на 11,4%, а рентабельность услуг – на 21,83%. Снижение показателей рентабельности обусловлено опережающим ростом затрат перед ростом выручки от реализации. Например, в 2012 году темп роста затрат составил 149,1%, в то время как темп роста выручки от реализации составил 125,8%. В 2014 году темпы роста затрат не были столь существенными, однако они также опережали темпы роста выручки от реализации.

Темпы роста производительности труда работников в ОАО «УМ-146» в 2013 году составили 121,95%, в 2014 году – 113,68%,  темпы роста производительности рабочих в 2013 году составили 128,6%, в 2014 году – 113,68%.

1.4 Организационная структура и система управления предприятием

На рисунке 1   приведена организационная структура управления  ОАО «УМ-146». Так как предприятие ОАО «УМ-146» является небольшим  предприятием, то оно не имеет специальной финансовой службы. Управление финансами на предприятии осуществляют: директор предприятия, экономист, главный бухгалтер.

Основной их задачей является руководство работой структурных подразделений предприятия  с целью обеспечения его эффективной деятельности, высокого качества выпускаемой продукции, анализа финансовой деятельности, совершенствования технико–экономического планирования, снижения затрат на производство, ценообразования, нормирования и организации оплаты труда работников.

  1.  

Рисунок 1 –  Организационная структура управления   ОАО «УМ-146»

Лица, ответственные за финансовую работу ОАО «УМ-146» решают следующие задачи:

-Организация финансовой работы, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- Эффективное использование основных оборотных средств и финансовых ресурсов предприятия;

- Обеспечение своевременных обязательных платежей в государственный и местные бюджеты, поставщикам, учреждениям банка;

- Своевременное и полное обеспечение финансовыми ресурсами капитальных вложений;

-Контроль за правильным и целевым использованием финансовых ресурсов.

В настоящее время перед предприятием стоит целый ряд нерешенных проблем. Во-первых, нехватка оборотных средств.

В 2012 -2014 годах произошло замедление оборачиваемости оборотных средств, что привело к недополучению планируемой прибыли.  Причин этому несколько. Во-первых, не вовремя рассчитываются дебиторы. Во- вторых, предприятие не соблюдает договорные сроки выполнения работ. Это обусловлено тем, что предприятию трудно обеспечить себя кадрами, способными добросовестно и на должном уровне выполнять порученную им работу.

На предприятии не существует отдела кадров. Подбор кадров осуществляет коммерческий директор. Поиск их ведется следующим образом: коммерческий директор дает объявление в газеты, а затем принимает на работу тех лиц, которые приходят по объявлениям, выбирая из низ наиболее подходящих на его взгляд претендентов. Претендентам назначается испытательный срок, который многие из них не выдерживают.

На предприятии высокая текучесть кадров. Таким образом, проблема с кадрами является основной проблемой предприятия.

1.5 Информационное управление

В процессе своей деятельности анализируемое предприятие создаёт для дальнейшего использования значительное количество разнообразной информации.

Частью создаваемой информации является информация о материальных составах изделий. Такая информация создаётся в процессе конструкторско-технологической подготовки производства и используется в процессах планирования, материально-технического обеспечения, управления и др., как, впрочем, и в самом процессе конструкторско-технологической подготовки производства.

Исторически первоначально, единственным хранилищем создаваемой информации о материальных составах изделий на предприятии являлись бумажные документы (например, т.н. маршрутно-материальные ведомости). Именно на их основе создавались различные сводки, и к ним обращались при возникновении производственных вопросов. Способом создания сводок в этом случае являются рукописные подсчёты.

Следующим шагом развития, как правило, являлось создание баз данных информации о материальных составах изделий, заполняемых и поддерживаемых путём ввода информации с первичных бумажных документов силами специально сформированных групп операторов. На этом шаге сводки (или, по крайне мере, какая то их часть) подсчитываются компьютерно и подготавливаются машинопечатно. Частично начинает применяться доступ к информации, содержащейся в базах данных, как альтернатива обращения к бумажным документам.

Развитием такого шага является (а для некоторых предприятий уже и являлось) создание программ, позволяющих заполнять/корректировать базы данных одновременно (или практически одновременно) с компьютерной разработкой необходимых, уже машинопечатных, документов. На таком этапе развития рукописная подготовка обобщающих сводок используется в единичных случаях, а практика обращения к информации, содержащейся в базах данных, как альтернатива обращения к бумажным документам, становятся массовым явлением.

Возможным завершением приведённой линии развития является отказ от печати разрабатываемых документов и переход к использованию разрабатываемой и обобщающей информации путём непосредственного чтения на экранах ПЭВМ и ноутбуков/палмтопов.

Необходимым условием использования накопленной в базах данных информации является наличие программ для её переработки и показа получаемых результатов. Такие программы должны быть разработаны в необходимом количестве, причём стоимость разработки программ не должна превышать экономического выигрыша от их использования.

Существовавшая до недавнего времени на предприятии  практика разработки программ для доступа к информации в Управлении информационного обеспечения предусматривала прямое чтение программами информации из таблиц баз данных. Недостатками такого подхода являются:

необходимость детального знания разработчиками аналитических программ всех, читаемых разрабатываемыми программами, таблиц;

практическая невозможность реорганизации структур хранения данных из-за наличия гигантского количества, подлежащих в этих случаях корректировке, ранее разработанных аналитических программ.

Как уже отмечалось в данной работе,  использование информационных технологий на предприятии ограничивалось в недавнем прошлом лишь наличием компьютеров в организации. Только документооборот осуществлялся с применением  компьютеров.

Документационное обеспечение деятельности предприятия включает также комплекс работ с готовыми документами, созданными данным учреждением и полученными извне: прием, регистрация, распределение, контроль исполнения, справочная работа, формирование дел, предархивная обработка, хранение и использование документов. К документационному обеспечению относится и процесс движения документации по инстанциям - документопоток или документооборот. Документооборот включает восходящий документопоток (передача документов в вышестоящую организацию), нисходящий поток – передача документов в подчиненные организации и параллельный документопоток -  подготовка и отправка документов партнерам и движение документов внутри организации.

Все информационно-документационное обеспечение деятельности учреждения, организации, предприятия, фирмы должно быть сосредоточено в специальном структурном подразделении. В министерствах и ведомствах эти функции выполняет управление делами, в учреждениях,  организациях и предприятиях - канцелярия или общий отдел, в небольших организациях  и фирмах —  секретарь-референт или секретарь.

Задача службы документационного обеспечения управления (ДОУ) - организация документооборота, обеспечивающая эффективность и оперативность решения управленческих задач, зафиксированных в документах.

Документооборот - движение документов в учреждении с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки.

При этом документы не просто передаются от одного структурного подразделения или исполнителя к другому, а постоянно учитываются, обрабатываются, т.е. с ними производятся определенные делопроизводственные операции. Каждое перемещение документа должно быть оправдано, порядок перемещения  (маршрут) документов должен быть единообразным и максимально эффективным.

В функцию делопроизводственной службы входят: прием, учет, первичная обработка и  отправка корреспонденции, печатание и размножение документов, контроль за исполнением документов, формирование дел, текущее хранение документов и передача дел в архив; методическое руководство  делопроизводством во всех структурных подразделениях.

В документообороте выделяются три документопотока: входящие, внутренние и исходящие документы. Хотя они тесно связаны между собой, каждый их них имеет свои правила обработки

Работа с входящим документами включает два этапа. Первый этап работы с документами - прием и обработка. Второй этап обработки документа - рассмотрение и исполнение.

Работа с исходящими документами также включает  несколько этапов. Начинается работа с создания проекта документа. Затем подготовленный проект согласовывается и визируется. Окончательный вариант подписывается руководителем предприятия или его заместителем. Подписанный документ регистрируется и отправляется.

Внутренние документы готовятся в пределах самого предприятия. Маршруты их прохождения те же, что и у исходящих документов: подготовка проекта, согласование, визирование, подписание. Но последний этап - исполнение, т.е. такой, как у входящих документов.

Основными видами работ, обеспечивающими правильную организацию документов в делопроизводстве, являются составление номенклатуры дел и формирование дел.  Дело - совокупность документов, относящихся к определенному вопросу или участку деятельности учреждения. Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения и оформленный в установленном порядке.

Номенклатура дел составляется для обеспечения порядка формирования и учета дел в делопроизводстве организации. Она намечает группировку исполненных документов в дела, систематизацию дел, индексацию и сроки хранения дел, является основой для составления описей постоянного и долговременного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, а в ведомственном архиве используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения. При составлении номенклатуры дел необходимо руководствоваться основными положениями ЕГСДОУ (Единая Государственная система Документационного Обеспечения Управления), уставом предприятия, положениями о его функциональных подразделениях, штатным расписанием, типовыми и примерными номенклатурами дел и типовыми перечнями документов с указанием сроков их хранения. Формирование дел - группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел. В деле должны находиться документы, соответствующие по своему содержанию заголовку дела. Не формируются в дела черновые и скопированные экземпляры документов (за исключением черновиков и дубликатов особо ценных документов),  а также документы, подлежащие возврату. Документы в деле должны располагаться в следующем порядке: сначала помещают основной документ и относящиеся к нему приложения, а затем, в хронологической последовательности, идут документы, возникающие по мере решения вопроса. Дела, предназначенные к уничтожению, могут быть уничтожены только после того, как описи на дела постоянного хранения за соответствующий период времени будут утверждены и переданы в архив. Законченные дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения после окончания календарного года, в котором они были заведены,  для передачи  в ведомственный архив должны быть надлежащим образом оформлены. Оформление дел производится сотрудником, ответственным за делопроизводство.

В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. Полному оформлению подлежат дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и дела по личному составу.

Информационное обеспечение деятельности предприятия находится на должном уровне. Все потоки информации строго регламентированы и поддерживают предприятие на должном уровне. На рассматриваемом предприятии информационная система довольно проста, и в центре ее оказываются высшие руководители. Директор ОАО «УМ-146» ежедневно общается со своими работниками, часто посещает производственные участки и имеет сведения из первых рук о состоянии дел на своем предприятии. Не имея средств на создание специальной системы сбора и распространения информации об окружающей среде, он постепенно создает неофициальные системы, удовлетворяющие его потребности.

В настоящее время на предприятии увеличивается потребность в официальных системах информации, более сложными становятся почти все хозяйственные операции и все большее значение приобретают потоки информации о состоянии дел как внутри, так и вне предприятия.

2 Индивидуальное задание

Практика проходила в экономическом отделе. В процессе прохождения практики был проведен анализ финансового состояния предприятия.

2.1. Анализ ликвидности и платежеспособности  предприятия  

Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость ОАО «УМ-146»  является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости.

В таблице 4 приведены нормативные значения коэффициентов платежеспособности  в строительстве.

Таблица 4 –  Нормативные значения коэффициентов платежеспособности в строительстве (ОКОНХ — Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства)

Наименование отрасли, подотрасли

Код
отрасли,
подотрасли
по ОКОНХ

Коэффициент текущей ликвидности (К1)

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3)

Строительство

60 000

1,20

0,15

Для всех отраслей (подотраслей) не более 0,85

Для анализа ликвидности баланса ОАО «УМ-146»  составим таблицу группировки текущих активов и платежных обязательств (таблица 2.2).

Таблица 5 – Группировка текущих активов по степени ликвидности ОАО «УМ-146»

Текущие активы

На 1 января 2015 г. млн. руб.

Денежные средства

23

Краткосрочные финансовые вложения

-

Итого по первой группе

23

Товары отгруженные

-

Дебиторская задолженность

24

НДС по приобретенным ценностям

2

Итого по второй группе

26

Производственные запасы

84

Незавершенное производство

-

Готовая продукция, товары

4

Итого по третьей группе

88

Итого текущих активов

137

Соответственно на три группы разбиваются и платежные обязательства предприятия:

1. Кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили — 114 млн. руб.

2. Задолженность, которую следует погасить в ближайшее время.

3. Долгосрочная задолженность.

Для оценки перспективной платежеспособности рассчитаем следующие показатели ликвидности: абсолютный, промежуточный и общий. Абсолютный показатель ликвидности определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Его значение признается достаточным если он выше 0,25–0,30.

Абсолютный показатель ликвидности по ОАО «УМ-146»  составит:

23/114 = 0,2.

Промежуточный коэффициент ликвидности — отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, НДС по приобретенным ценностям и краткосрочной дебиторской задолженности к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1. В то же время следует отметить, что оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение большее. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.

Промежуточный коэффициент ликвидности по ОАО «УМ-146»  составит:

(23 + 26) / 114 = 0,43.

Общий коэффициент ликвидности рассчитывается отношением всей суммы оборотных активов, включая запасы за минусом расходов будущих периодов, к общей сумме краткосрочных обязательств. Удовлетворяет обычно коэффициент > 2.

Общий коэффициент ликвидности по ОАО «УМ-146»  составит:

137 / 114 = 1,2.

Из проведенных расчетов видно, что коэффициенты ликвидности ОАО «УМ-146»  не удовлетворяют принятым нормативам.

Как было отмечено выше, основанием для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а предприятия — устойчиво неплатежеспособным является наличие одного из следующих условий:

– коэффициент текущей ликвидности (К1) на конец отчетного периода по строительству имеет значение менее 1,2.

– коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) на конец отчетного периода по строительству имеет значение менее 0,15.

– коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетного периода имеет значение более 0,85.

Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности ОАО «УМ-146». Он составит:

на начало 2014 г.

К = 41/90 = 0,46;

на 1 января 2015 года

К = 137/165 = 0,83.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ОАО «УМ-146»:

                                              на начало 2014 г.

К = (1 + 7 – 57)/41 = –1,2 ;

на 1 января 2015 года

К = (22 + 18 – 68)/137 = –0,2.

Рассчитаем коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами для ОАО «УМ-146» :

на начало 2014 г.

К = 90/98 = 0,92 ;

на 1 января  2015 года

К = 165/205 = 0,8.

Таблица 6 –   Показатели, характеризующие структуру бухгалтерского баланса и платежеспособность предприятия

Наименование показателей

На начало 2013 года

На начало 2014 года

На 1.01.2015

Коэффициент текущей ликвидности

0,43

0,46

0,83

Наличие собственных оборотных средств, млн. рублей

-52

–49

–28

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

-1,5

–1,2

–0,2

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (платежеспособности) предприятия

0,97

0,92

0,8

Как видно из результатов расчета, представленных в табл. 6, на ОАО «УМ-146»  в 2014 г. по сравнению с 2012 г. значения данных показателей определенно улучшились, и предприятие вошло в пределы норматива коэффициента платежеспособности (0,8 < 0,85). Однако коэффициенты текущей ликвидности (0,83) и обеспеченности собственными оборотными средствами (–0,2) по-прежнему остаются ниже нормативных, принятых в строительстве (соответственно — 1,2 и 0,15), что, в свою очередь, говорит о неудовлетворительной структуре бухгалтерского баланса предприятия.

Оценивая состояние оборотных активов, важно изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пд.з), или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от покупателей:

Пд.з = Средние остатки дебиторской задолженности × Дни отчетного периода/Сумма погашенной дебиторской задолженности за отчетный период. Для оценки периода оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО «УМ-146»  составим табл. 7.

Таблица 7 – Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО «УМ-146»  за 2012 – 2014 гг.

Показатель

2012

2013 г.

2014 г.

Средние остатки по счетам дебиторов, млн. руб.

0,6

0,5

12,5

Сумма погашенной дебиторской задолженности, млн. руб.

9,4

9,8

124,6

Дни периода, дн.

360

360

360

Период инкассации долгов, дн.

13,2

18

36

На исследуемом предприятии в 2014 г. по сравнению с 2012 г. период инкассации дебиторской задолженности увеличился на 22,8 дн. и составил 36 дн., что, прежде всего,  связано с финансовыми затруднениями у заказчиков строительно-монтажных работ. В то же время следует обратить внимание на тот факт, что ОАО «УМ-146»  в расчетах с покупателями не использует вексельную форму расчетов, а, как известно, вексель выступает высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Следовательно, увеличение удельного веса полученных векселей в общей сумме дебиторской задолженности свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.

2.2. Анализ состояния расчетов с заказчиками

Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Поэтому при анализе дебиторской задолженности важно подсчитать потери реальной величины собственного капитала из-за несвоевременного возврата дебиторской задолженности. Падение покупательной способности денег характеризуется одноименным коэффициентом (К), обратным индексу цен:

К = 1/Iц.

Для того чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс цен за этот срок.

Сумма просроченных платежей свыше 12 месяцев в 2014 г. составила 1,6 млн. руб. Инфляция за год составила 7,2%. Отсюда реальная величина собственного капитала предприятия в результате обесценивания денег уменьшилась на:

1,6 – 1,6 / (1 + 0,072) = 0,107 млн. руб.

Следовательно, потери собственного капитала на ОАО «УМ-146»  за 2014 год  составили — 0,107 млн. руб.

Можно также подсчитать утерянные выгоды от недоиспользования этих средств в операционном или инвестиционном процессе. Для этого необходимо провести дисконтирование суммы каждого вида просроченного платежа по альтернативной ставке доходности и сопоставить с суммой просроченного платежа.

На ОАО «УМ-146»  сумма просроченных платежей за 2014 год   составила 1,6 млн. руб. Среднегодовая ставка процента по депозитным вкладам составила 12%. Отсюда утерянные выгоды составили:

1,6/(1 + 0,16)1 – 1,6 =  – 0,221 млн. руб.

2.3 Анализ кредиторской задолженности предприятия 

Для оценки состояния краткосрочных обязательств предприятия, важно изучить качество и ликвидность кредиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является средняя продолжительность использования кредиторской задолженности в обороте предприятия, которая рассчитывается как отношение средних остатков кредиторской задолженности умноженных на дни отчетного периода к сумме погашенной кредиторской задолженности за тот же период.

Для оценки продолжительности использования кредиторской задолженности ОАО «УМ-146»  составим табл. 8.

Таблица 8 – Оценка продолжительности использования кредиторской задолженности ОАО «УМ-146»

Показатель

На начало 2013г.

На начало 2014г.

На начало 2015 г.

Средние остатки кредиторской задолженности, млн. руб.

23,1

26,5

73,5

Сумма погашенной кредиторской задолженности, млн. руб.

168,5

271,8

537,7

Дни периода, дн.

360

360

360

Продолжительность использования кредиторской задолженности, дн.

31

35

49

На ОАО «УМ-146»  период продолжительности использования кредиторской задолженности увеличился на 14 дн. и составил 49 дн.

Следует отметить, что одной из особенностей функционирования строительных организаций является то, что начало финансирования объектов строительства происходит еще до начала производства строительных работ. Заказчики, как правило, перечисляют на расчетный счет генерального подрядчика авансы на приобретение необходимых для начала производства работ строительных материалов. Это обычная практика работы строительных организаций. Поэтому наибольший удельный вес в кредиторской задолженности ОАО «УМ-146»  составляют полученные от заказчиков авансы — 61% (69,5/114 × 100) в общей сумме кредиторской задолженности.

Далее сравним дебиторскую задолженность предприятия с его кредиторской задолженностью (табл. 9).

Таблица 9 –  Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «УМ-146»  за 2014 г.

Показатель

На начало 2014г.

На начало 2014г.

На 1.01.2015 г.

Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.

1

1

24

Сумма кредиторской задолженности, тыс. руб.

31

33

114

Продолжительность погашения дебиторской задолженности, дни

13,2

18

36

Продолжительность использования кредиторской задолженности, дни

31

35

49

Приходится дебиторской задолженности на рубль кредиторской задолженности, руб.

0,03

0,03

0,21

Соотношение периода погашения дебиторской и кредиторской задолженности

0,4

0,5

0,7

Из табл. 9  видно, что на начало и конец анализируемого периода на исследуемом предприятии сумма кредиторской задолженности превышает сумму по счетам дебиторов и срок ее погашения больше чем дебиторской задолженности, что свидетельствует о полном покрытии дебиторской задолженности предприятия кредиторской задолженностью, главной составляющей которой являются полученные от заказчиков авансы, а также о достаточной сбалансированности денежных потоков на ОАО «УМ-146»  в 2014 г.

Большой влияние на финансовое состояние предприятия оказывает состав и структура заемных средств, то есть соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых обязательств.

Для анализа состава и структуры заемного капитала ОАО «УМ-146»  составим табл.10.

Таблица 10 – Анализ состава и структуры заемного капитала ОАО «УМ-146»

Источник капитала

Сумма, млн. руб.

Структура, %

На начало 2012г.

9 месяцев 2012 г.

Изменение, +. -

На начало 2014г.

На 1.01.2015

Изм.

абс.

в %

Краткосрочные кредиты

48

-48

-100

53,3

-53,3

Долгосрочные кредиты

Кредиторская задолженность:

33

114

81

+245,5

36,7

69,1

+32,4

в том числе:

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

19

67

48

+252,6

21,1

40,6

+19,5

Расчеты по оплате труда

3

8

5

+166,7

3,3

4,8

+1,5

Расчеты по прочим операциям с персоналом

0

2

2

0

1,2

+1,2

Расчеты по налогам и сборам

5

35

30

+600

5,6

21,2

+15,6

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

1

2

1

+100

1,1

1,2

+0,1

Расчеты по выплате доходов (дивидендов)

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

5

-5

-100

5,6

-5,6

Прочие виды обязательств

9

51

42

+466,7

10

30,9

+20,9

Итого

90

165

75

+83,3

100

100

Из табл. 10 видно, что общая сумма заемных средств предприятия увеличилась на 75 млн. руб. или на 83,3%. Произошли и существенные изменения в структуре заемного капитала. Так если на начало 2014 г. наибольший удельный вес в структуре заемных средств составляли краткосрочные кредиты банков — 53,3%, то на конец анализируемого периода наибольший удельный вес в структуре заемного капитала составляла кредиторская задолженность — 69,1%, сумма которой увеличились на 32,4%. Наибольший удельный вес из кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств предприятия в 2014 г. составили расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Анализируя кредиторскую задолженность, следует учитывать, что она является одновременно источником покрытия дебиторской задолженности предприятия. Поэтому сравним сумму дебиторской задолженности с суммой кредиторской задолженности.

На начало 2014 г. отношение суммы дебиторской задолженности к кредиторской задолженности составило:

Кнач. = 1/33 = 0,03.

На конец периода:

Ккон. = 24/114 = 0,21.

На ОАО «УМ-146» сумма кредиторской задолженности на начало 2014 года и конец периода значительно превышает сумму дебиторской задолженности, что свидетельствует о полном покрытии на предприятии дебиторской задолженности кредиторской задолженностью.

2.4 Направления повышения финансовой устойчивости организации 

Проанализируем финансовое состояние ОАО «УМ-146»  используя  модель Альтмана для компаний, чьи акции не торгуются на биржевом рынке.

На основании модели Э.Альтмана можно сделать вывод, что за весь анализируемый период предприятие успешно работало и является финансово устойчивым и платежеспособным.

Не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате сопоставления по группам.

Таблица 12 – Показатели для прогнозирования финансового состояния

Показатели

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

К1  

0,48

0,40

0,40

К2  

0,12

0,08

0,09

К3  

0,24

0,21

0,75

К4  

1,88

1,80

1,50

К5  

4,12

3,58

6,32

Значение

6,79

5,97

10,28

Оценка значений:                              <1,81, очень высокая вероятность банкротства                                                              >2,7, вероятность банкротства невелика

Вероятность банкротства невелика, т.к. Z > 2,7

Вероятность банкротства невелика, т.к. Z > 2,7

Вероятность банкротства невелика, т.к. Z > 2,7

Расчет вероятности банкротства моделью R-счета (Иркутской государственной экономической академии) (таблица 9).

Таблица 9 – Показатели для прогнозирования финансового состояния.

Показатели

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

1

оборотный капитал

12 701

14 628

18 257

2

актив

26 358

36 322

45 976

3

чистая прибыль

4 466

5 300

19 723

4

собственный капитал

17 202

23 372

27 620

5

выручка от реализации

108 598

130 205

290 465

6

затраты на реализацию

15 182

18 782

32 296

7

К1  (п.1 / п.2)

0,48

0,40

0,40

8

К2  (п.3 / п.4)

0,65

0,64

0,60

9

К3  (п.5 / п.2)

4,12

3,58

6,32

10

К4  (п.3 / п.6)

3,40

3,54

1,64

12

Значение

7,05

6,44

5,30

Значение модели R>0,42 по всем анализируемым периодам, поэтому можно сделать вывод, что предприятие является финансовоустойчивым и платежеспособным. Вероятность банкротства мало вероятна.

Расчет вероятности банкротства методом скорингового анализа.

  1.  Рентабельность совокупного капитала:

2012 год = 4466/26358*100=26,94%

2013 год = 5300/36322*100=14,59%

2014 год = 19723/45976*100=42,9%

  1.  Коэффициент текущей ликвидности.
  2.  Коэффициент финансовой независимости:

2012 год = 17202/26358=0,65

2013 год = 23372/36322=0,64

2014 год = 27620/45976=0,6

Таблица 13 – Данные, для проведения скорингового анализа.

Показатели

2012 год

2013 год

2014 год

Рентабельность совокупного капитала, %

16,94

14,59

42,9

Коэффициент текущей ликвидности

1,39

1,13

0,995

Коэффициент финансовой независимости

0,65

0,64

0,6

Предприятие по данному анализу можно отнести ко II классу платежеспособности. Его можно охарактеризовать как предприятие, демонстрирующее некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматривающиеся как рискованное.

Коэффициент финансовой независимости по всем периодам превышает оптимальное значение (Кф.н.>0,5), то есть финансовая структура средств является оптимальной и стабильной, что выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне фондов, обеспеченных собственными средствами.

При оценке финансового состояния предприятия и выявления резервов его укрепления необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью предварительно все затраты предприятия следует разбить на две группы в зависимости от объема производства продукции, работ, услуг: переменные и постоянные. Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально объему производства продукции, работ.

Постоянные затраты не зависят от объема производства и реализации продукции. Постоянные затраты вместе с прибылью (убытком) составляют маржинальный доход предприятия. Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, то есть сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но и не будет убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю. Рассчитывается порог рентабельности отношением суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке. Запас же финансовой устойчивости предприятия (в процентах) будет равен частному от деления выручки за минусом порога рентабельности к выручке умноженному на 100.

Составим таблицу расчета порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости ОАО «УМ-146».

Таблица 14–  Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости ОАО «УМ-146»

Показатель

2014 г.

На 1.01.2015 г.

Выручка от реализации работ за минусом НДС, акцизов и др., млн. руб.

593

983

Прибыль (убыток), млн. руб.

10

24

Полная себестоимость выполненных работ, млн. руб.

583

959

Сумма переменных затрат, млн. руб.

492

831

Сумма постоянных затрат, млн. руб.

91

128

Сумма маржинального дохода, млн. руб.

101

152

Доля маржинального дохода в выручке, %

17

15,5

Порог рентабельности, млн. руб.

535

826

Запас финансовой устойчивости:

млн. руб.

58

157

%

9,8

16,0

Как видно из табл. 11, предприятию в 2014 г. необходимо было выполнить объем работ на сумму 535 млн. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактический объем выполненных ОАО «УМ-146»  работ в 2012 г. составил — 593 млн. руб., что выше порога рентабельности на 58 млн. руб., или на 9,8%. Это и будет являться запасом финансовой устойчивости предприятия. В 2014 г. запас финансовой устойчивости ОАО «УМ-146»  по сравнению с 2012 г. увеличился, но находится на достаточно низком уровне. Выручка предприятия в 2012 г. может упасть на 16% и только тогда рентабельность будет равна нулю. Если же рентабельность упадет еще ниже, тогда предприятие станет убыточным. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости предприятия и выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опуститься выручка предприятия.

Для поиска резервов повышения финансовой устойчивости предприятия в первую очередь следует изучить динамику валюты баланса. Абсолютное уменьшение валюты баланса свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что может являться одной из причин его неплатежеспособности.

При увеличении валюты баланса за отчетный период (как в нашем случае) следует учитывать влияние переоценки фондов, удорожания производственных запасов, готовой продукции. Без этого трудно сделать заключение о том, является ли увеличение валюты баланса следствием расширения хозяйственной деятельности предприятия или следствием инфляционных процессов.

Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин неплатежеспособности предприятия в 2009 г. — слишком высокую долю заемных средств в источниках финансирования хозяйственной деятельности. Тенденция увеличения доли заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости и повышения степени его финансового риска, а с другой — об активном перераспределении в условиях инфляции доходов в пользу предприятия-заемщика.

Абсолютный и относительный рост текущих активов может свидетельствовать не только о расширении производства или воздействии фактора инфляции, но и о замедлении оборачиваемости капитала, что вызывает потребность в увеличении его массы. Поэтому нужно изучить показатели оборачиваемости оборотного капитала в целом и на отдельных стадиях кругооборота.

При изучении структуры запасов и затрат необходимо выявить тенденции изменения производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров.

Увеличение удельного веса производственных запасов может быть следствием:

– наращивания производственной мощности предприятия;

– стремлением защитить денежные средства от обесценивания в условиях инфляции;

– нерационально выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть оборотного капитала заморожена в запасах, ликвидность которых может быть невысокой.

В нашем случае увеличение запасов свидетельствует о том, что ОАО «УМ-146» , стремясь защитить денежные средства от инфляции, заморозило часть оборотного капитала в производственных запасах, что является не совсем правильной хозяйственной стратегией.

При изучении структуры текущих активов большое внимание уделяется состоянию расчетов с дебиторами. Высокие темпы роста дебиторской задолженности свидетельствуют о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, если платежи за продукцию задерживаются, предприятие вынуждено брать кредиты для обеспечения своей деятельности, увеличивая собственные финансовые обязательства перед кредиторами. Поэтому основной задачей ретроспективного анализа дебиторской задолженности является оценка ее ликвидности, т.е. возвратности долгов предприятию, для чего нужна ее расшифровка с указанием сведений о каждом дебиторе, сумме задолженности, давности образования и ожидаемых сроках погашения. Необходимо также оценить скорость оборота капитала в дебиторской задолженности и денежной наличности, сопоставляя ее с темпами инфляции. К сожалению, данная работа на исследуемом предприятии не ведется и, как следствие, дебиторская задолженность на предприятии на конец 2014 г. составила 24 млн. руб.

Для ускорения инкассации дебиторской задолженности ОАО «УМ-146» , может использовать следующие приемы:

– использование оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами, аккредитивами;

– контроль за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения;

– использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности: учет векселей в банке с дисконтом и факторинг, т.е. уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита.

В ходе изучения дебиторской задолженности на предприятии было установлено, что предприятие в недостаточной мере использует вексельную форму расчетов с заказчиками. При внедрении данной формы расчетов и заключения с банком договоров на факторинговые операции можно сократить период инкассации долгов предприятия на 10 дней. Это позволит получить относительную экономию оборотных средств в дебиторской задолженности по сравнению с 2014 г. на:

Эд.з. = 12,5 – (124,6/(360 ÷ (36 – 10)) = 12,5 – 9 = 3,5 млн. руб.

Увеличить объем собственных финансовых ресурсов можно путем сокращения суммы постоянных расходов на содержание управленческого персонала, ремонт основных средств и т.д.; снижения уровня переменных издержек за счет сокращения численности производственного персонала и роста производительности труда; ускоренной амортизации машин и оборудования; реализации неиспользуемого имущества; отказа от внешних социальных и других программ, снижения инвестиционной активности предприятия и т.д.

Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формированию на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции, работ.

Надо отметить, что для выявления резервов укрепления финансового состояния предприятия необходима выработка генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможности в перспективе. Она должна строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределение прибыли, инвестиционная и ценовая политика. Основное внимание при этом уделяется выявлению и мобилизации внутренних резервов увеличения денежных доходов, максимальному снижению себестоимости продукции (работ, услуг), выработке правильной политики распределения прибыли, эффективному использованию капитала предприятия на всех стадиях кругооборота.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь на предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам:

– от брака;

– снижения качества продукции;

– невостребованной продукции;

– утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта;

– неполного использования производственной мощности предприятия;

– простоев рабочей силы, средств труда, предметов труда и денежных ресурсов;

– перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению с установленными нормами;

– порчи и недостачи материалов и готовой продукции;

– списания не полностью амортизированных основных средств;

– уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины;

– списания невостребованной дебиторской задолженности;

– просроченной дебиторской задолженности;

– привлечения невыгодных источников финансирования;

– несвоевременного ввода в действие объектов капитального строительства;

– от стихийных бедствий;

– по производствам, не давшим продукции, и т.д.

Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению позволят руководству предприятия значительно улучшить его финансовое состояние.

Заключение

В заключение данной работы необходимо сделать следующие выводы:

На основе изучения первоисточников по проблеме исследования и анализа фактического материала о дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «УМ-146»  можно сделать следующие выводы:

 – на предприятии за 2014 г. значительно увеличилась сумма как собственного — на 32 млн. руб., так и заемного капитала — на 75 млн. руб. В то же время следует отметить, что доля собственного капитала предприятия увеличилась за данный период на 11,3%, а доля заемного, соответственно, снизилась на 11,3%, что свидетельствует об уменьшении степени финансовой зависимости предприятия от внешних кредиторов;

– показатели, характеризующие структуру бухгалтерского баланса и платежеспособность за 2014 год,  значительно улучшились. Предприятие вошло в пределы норматива коэффициента платежеспособности (0,8) и не относится к потенциальным банкротам. Однако коэффициенты текущей ликвидности (0,83) и обеспеченности собственными оборотными средствами (–0,2) по-прежнему остаются ниже нормативных, принятых в строительстве (соответственно — 1,2 и 0,15), что, в свою очередь, говорит о неудовлетворительной структуре бухгалтерского баланса предприятия;

– согласно анализу платежеспособности по денежным потокам, предприятие  в течение 2014 г. являлось платежеспособным: на предприятии выплаты зарплаты, перечисления по налогам и платежам, оплате за кредит, а также оплата поставщикам за материалы и др. в течение 2014 г. полностью покрывались денежной выручкой от реализации работ, услуг;

– на начало 2014 года и на 1 января 2012 года на исследуемом предприятии сумма кредиторской задолженности превышает сумму по счетам дебиторов и срок ее погашения больше чем дебиторской задолженности, что свидетельствует о достаточной сбалансированности денежных потоков в 2014 г.

Для улучшения финансового состояния предлагается провести следующие мероприятия:

– при изучении структуры запасов и затрат необходимо выявлять тенденции изменения производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров. Увеличение запасов, было вызвано тем, что предприятие, стремясь защитить денежные средства от инфляции, заморозило часть оборотного капитала в производственных запасах, что является не совсем правильной хозяйственной стратегией;

– рост дебиторской задолженности свидетельствуют о том, что предприятие » активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. Поэтому основной задачей ретроспективного анализа дебиторской задолженности является оценка ее ликвидности, т.е. возвратности долгов предприятию, для чего нужна ее расшифровка с указанием сведений о каждом дебиторе, сумме задолженности, давности образования и ожидаемых сроках погашения. Необходимо также оценить скорость оборота капитала в дебиторской задолженности и денежной наличности, сопоставляя ее с темпами инфляции. Но данная работа на исследуемом предприятии не ведется и, как следствие, дебиторская задолженность на 1 октября составила 24 млн. руб.;

– для ускорения инкассации дебиторской задолженности предприятие, может использовать следующие приемы: использование оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами, аккредитивами; контроль за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов; использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности: учет векселей в банке с дисконтом и факторинг. При внедрении вексельную формы расчетов с заказчиками и заключения с банком договоров на факторинговые операции можно сократить период инкассации долгов предприятия на 10 дней. Это позволит получить в 2015 г. по сравнению с 2014 г. относительную экономию оборотных средств в дебиторской задолженности на 3,5 млн. руб.;

– для ускорения погашения собственной кредиторской задолженности предлагается внедрить систему расчетов с поставщиками материальных ресурсов и услуг путем заключения договора перевода долга, что позволит повысить скорость взаиморасчетов и уменьшить сумму платежей за банковские услуги.

 

Список использованных источников

  1.  Конституция Республики Беларусь 1994 года (С изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Минск: Беларусь,1997.
  2.  Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей от 28 октября 1998 г.// Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск,  1999. №218-3.
  3.  Трудовой кодекс Республики Беларусь от 02.01.2009 № 296-З. // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 2009. – №1-2. с.432.
  4.  Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденная Постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.02.2008 № 81/128/65.
  5.  Антикризисное управление: учебник для вузов по экон.спец. / Под ред. Э.М. Короткова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  6.   Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003.
  7.   Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник. – 4-е езд., испр. – М.: Омега-Л, 2007.
  8.  4. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2004.
  9.  Смольский А.П. Антикризисное управление: Учебное пособие. – Мн.: Современная школа, 2008.
  10.  Высоцкий О.А. Теория измерения управляемости хозяйственной деятельностью предприятий / О.А. Высоцкий. Под науч. ред. Р.С. Седегова. – Мн.: Право и экономика, 2004. – 396 с.
  11.  Высоцкий О.А. , Седегов Р.С., Стукалов Л.С. Антикризисное управление. Учебно-методическое пособие и программа курса. Под редакцией чл.-корр. НАН Беларуси, д.э.н., профессора Медведева В.Ф. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002. – 88 с.
  12.  Зуб А.Т., Панина Е.М. Антикризисное управление организацией. – М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2012.
  13.   Высоцкий О.А. и др. Диагностика и мониторинг процессов управления хозяйственными системами. –Мн.: ЦНИИТУ, 1999.
  14.  Высоцкий О.А., Седегов Р.С. и др. Процессы управления микроэкономическими системами. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2005.
  15.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Под ред. Г.В.  Савицкой. – Минск: Тетра Систем, 2008. – 688 с.
  16.   Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под общ.ред. д.э.н. профессора Л.Л. Ермолович. – Минск: ООО «ИНТЕРПРЕССЕРВИС», 2006. – 576 с.
  17.   Афитов, Э.А. Планирование на предприятии/Э.А. Афитов. – Минск: «Вышэйшая школа», 2007. – 285 с.
  18.   Баканов, М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 412с.
  19.  Ганэ, В.А. Теоретические основы менеджмента/ В.А. Ганэ, С.В. Соловьева. – Минск: МИУ, 2006. – 211 с.
  20.    Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифоров. –  М.: Дело и сервис, 2006. – 368 с.
  21.   Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности/ Т.П. Елисеева.  – Минск: Соврем. шк., 2007. – 944 с.
  22.   Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия/ Н.Л. Зайцева. – М.: ИНФРА.М, 2007. – 358 с.
  23.   Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия/Л.Н. Нерошева. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
  24.   Пивоваров, К.В. Финансово – экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций/К.В. Пивоваров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 120 с.
  25.    Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность/Ф.П. Половцева. М.: ИНФРА-М,  2006. 166 с.
  26.   Попов, Е.М.Финансы предприятий/ Е.М. Попов. – Минск: «Вышэйшая школа», 2006. – 573 с.
  27.   Сафонова, Г.А. Порядок определения себестоимости реализованной продукции (работ, услуг)/Г.А. Сафонова// Главный Бухгалтер. – ТБ.  2006.  № 19. – С. 12–18.
  28.   Скляренко, В.К. Экономика предприятия/В.К. Скляренко, В.М. Прудников. –  М.: ИНФРА-М, 2007. – 527 с.
  29.   Ткачук, М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента/М.И. Ткачук, Е.Ф. Киреева. – Мн.: «Экоперспектива», 2006.  – 416 с.
  30.   Управление финансами предприятия: справочно-практическое пособие. – Мн.: «Мисанта», 2006. – 224 с.
  31.   Финансы предприятий /Под ред. Заяц Н.Е., Василевской Т.И. – Мн.: «Вышэйшая школа», 2006. – 578 с.
  32.   Финансы: учебник под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Е.В. Маркиной. – М.: Инфра-М, 2006. – 498 с.
  33.   Чечевицына, Л.П. Экономика предприятия/Л.П. Чечевицына. – Ростов –на – Дону, «Феникс», 2006. – 384 с.
  34.   Шевчук, Д.А. Бизнес-планирование/Д.А. Шевчук. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007. – 519 с..
  35.   Экономика предприятия /Под ред. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: «Новое знание», 2005. –  383 с.
  36.   Экономика предприятия/Под ред. А.И. Ильина. – Минск: «Новое знание», 2006. –  698 с.
  37.   Экономика предприятия /Под ред. В.Я.Семенова. – Санкт-Петербург: «Питер», 2004. – 389 с.
  38.   Экономика предприятия /Под ред. д.э.н, проф. Е.А.Кантора. – М.: «Финпресс», 2007. –  864 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52826. Застосування сучасних прикладних програм і технологій при розв’язуванні задач економічного напрямку 337 KB
  Можливо за допомогою всього лише прикладних програм, що входять до пакета MS Office, розв’язати задачу про те, який кошторис потрібно фірмі закласти сьогодні в новий проект для того, щоб через певний період часу вона отримала від здійснення цього проекту максимальний прибуток? Чи можна в середовищі MS Excel розв’язати проблему оптимального розподілу ресурсів фірми
52827. ЭКОНОМЕТРИКА Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения 956 KB
  Если работа не принимается к зачету, то она вместе с рецензией возвращается студенту. Студент обязан учесть все замечания и внести их в текст работы или выполнить ее заново
52828. Використання мультимедійних засобів для проведення лекційного заняття з дисципліни «Основи менеджменту та маркетингу» 26.03 MB
  По-перше. Кожен викладач може розробити власний пакет лекцій, який буде максимально адаптований саме для певного кола слухачів. Для створення таких лекцій необхідний лише один персональний компютер, на якому установлено стандартний пакет програм Microsoft Office, a саме стандартна програма Power Point.
52829. Школа бізнесу 37.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей з грошовими одиницями інших держав, продовжувати вчити дітей ощадливо ставитися до грошей, економно та раціонально їх використовувати. Пригадати основний закон економіки. Розрізняти першочергові і другорядні потреби. Вправляти в розв’язуванні кросвордів, читанні ребусів; розвивати пам'ять, логічне та образне мислення, творчу уяву, пізнавальні інтереси.
52830. Машини і механізми 200 KB
  Мета. Ознайомити учнів з різними видами машин і механізмів, де і як вони використовуються у виробництві; розвивати мислення, уяву, мовлення, виховувати інтерес до різних видів професій.
52831. РЕАЛІЗАЦІЯ МЕТОДУ ПРОЕКТІВ З ВИКОРИСТАННЯМ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ ПРИ ПРОЕКТУВАННІ ДІЯЛЬНОСТІ ФІРМИ СТУДЕНТАМИ СПЕЦІАЛЬНОСТІ „ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА“ 121 KB
  З’явилась можливість бути учасником міжнародних проектів телеконференцій спілкуватися з величезною і дуже різноплановою аудиторією. Серед різноманітних напрямів нових педагогічних технологій найбільш адекватним до поставлених завдань є метод проектів. Численними дослідженнями встановлено що метод проектів виступає як важливий компонент системи продуктивної освіти і є нестандартним нетрадиційним способом організації освітніх процесів через активні дії планування прогнозування аналіз синтез спрямованих на реалізацію...
52832. Екосистеми світу. Ecosystems of the World 83.5 KB
  To start with we’ll see how well you know the matter of our discussion and revise the lexical units which help us to keep it and be aware of the problem under consideration. On your desks there are cards with words and word-combinations. During two minutes define them and give examples. At that time one of you will go to the board and draw a scheme of an ecosystem with all elements it comprises and give the definition what an ecosystem is.
52833. Математична наука навколо нас 67 KB
  Математична наука навколо нас Протягом усього свідомого життя людина здобуває нові знання. Знанняце сукупність інформаціїяку вона дістає з навколишнього світу в процесі суспільновиробничої практики. Головна мета такого уроку спостереження предметів явищ процесів які вивчаються та вміння використовувати теоретичні знання на практичних прикладах що супроводжується поясненням учителя. У процесі уроку учні зможуть: повторити теоретичні відомості ; поглибити свої знання про...
52834. Конструювання та розвязання економічних задач в середовищі табличного процесору Microsoft Excel 108.5 KB
  Раціональність вибору вказаних класів пояснюється тим, що разом з наочно-образним мисленням, що допомагає цілісно бачити обєкти, в учнів у цьому віці активно розвивається асоціативне мислення, сприяюче засвоєнню різних абстрактних понять.