99037

ЗАМКИ ГЕРМАНИИ: ВАРТБУРГ И НОЙШВАНШТАЙН. МУЗЕЙНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Замок Вартбург. История и архитектура замка. Интерьеры замка. Замок Нойшванштайн. История и архитектура замка. Интерьеры замка. Музейное использование замков. Изучить историю и архитектуру замков Вартбург и Нойшванштайн; изучить туристскую инфраструктуру замков; сравнить музейное использование замков Вартбург и Нойшванштайн; выявить и раскрыть зарубежный опыт музейного использования данных замков.

Русский

2016-07-22

246 KB

1 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Курсовая работа

ЗАМКИ ГЕРМАНИИ:

ВАРТБУРГ И НОЙШВАНШТАЙН.

МУЗЕЙНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Выполнил: студент исторического

факультета 36 группы

Кочкина Е. И.

Проверил: д.и.н., профессор

кафедры отечественной истории

Исаева Н. Н.

Красноярск 2013

Содержание

Введение……………………..…..…………………………………...………..……….……...…3

Глава 1. Замок Вартбург ………………..…………………………...……………………….....5

1.1 История и архитектура замка ….....…………………..………………………………….....5

1.2 Интерьеры замка  ………………………………………………………...…………..……...7

Глава 2. Замок Нойшванштайн  …………………………………..…………………..………...9

2.1 История и архитектура замка ………………..……..…..……..……………….…..............9

2.2 Интерьеры замка ………………………………………………………………..………….10

Глава 3. Музейное использование замков ………..…………….………………..….…….….13

Заключение ………………………………………………………………….……………….…16

Список использованных источников …………………………………..……………………..17

Приложение …………………………………………………………………...…………….….18

Введение

Ничто так наглядно не обрисовывает динамику строительства и разрастания государства, как перемещение его крепостей – объектов, казалось бы, по самой сути своей неподвижных1. Крепости, призванные устоять перед лицом любого противника, возводились на века. Изначально замки служили военными укреплениями и одновременно жилищами королей или правителей прилегающих территорий. Многие были построены на месте древних фортификационных сооружений2. Их осталось совсем немало, несмотря на все войны, революции и последующее использование. В Германии в разной степени уцелело свыше 1,2 тыс. крепостей, а по всей Западной Европе можно насчитать не менее пяти тысяч. Редкие из них сохранились в первозданном виде, многие были перестроены в светские замки и дворцы, многие – лежат в руинах3.

Обилие этих сооружений в Германии объясняется «лоскутным» средневековым прошлым страны. Каждый курфюрст или барон стремился засвидетельствовать свою персону в истории, возводя замок. Во всех землях Германии существуют малоизвестные замки. Только на берегах Рейна более 70 замков. Почти все эти замки и поместья частично отреставрированы, а около половины из них относятся к числу памятников архитектуры. Государство не в состоянии выделить средства, достаточные для их полной реставрации. Поэтому часть замков уже сдана в наем, а некоторые выставлены на продажу.

В XX веке судьба дворцовых построек складывалась по-разному. Некоторые из них известны во всем мире как правительственные здания, в других размещаются музеи, как в замке Вартбург. Едва ли какая-нибудь другая крепость занимала такое значительное место в истории Германии, как Вартбург. Мартина Лютера переводил здесь Библию на немецкий язык. С Вартбургом связана и «Вартбургская война», и Вартбургское празднество4.

Сегодня множество туристов приезжает в Германию, чтобы полюбоваться ее замками. Часто отправляются теплоходные экскурсии, во время которых туристы любуются не только самими замками, но и специально устраиваемыми световыми шоу и фейерверками. Многие туристы останавливаются в отелях-замках. Мощные стены здесь сочетаются с роскошной отделкой, выполненной в соответствующем стиле. Новые хозяева, вложившие средства в покупку замков, часто используют их для проведения выставок, балов, концертов. Примером может служить знаменитый замок Нойшванштайн в Баварии. В зале певцов Нойшванштайна проводится всемирно известный музыкальный фестиваль5.

Данная работа посвящена изучению музейного использования замков Германии (Вартбург и Нойшванштайн) в контексте сравнения их истории и архитектуры.

Актуальность изучаемой темы в курсовой работе раскрывается в следующих аспектах:

во-первых, в современном интегрированном обществе необходимо исследование музейных объектов, в частности, такой их категории как замки, для  последующего применения полученных результатов к конкретным музейным объектам нашей страны;

во-вторых, не высока степень научной проработанности данной темы в трудах отечественных ученых, крупных специалистов, практиков;

в-третьих, зарубежный опыт музейного использования имеет большое значение и для нашей страны, в музейной деятельности и в области научных знаний он может послужить примером.

Целью данной работы является изучение и сравнение музейного использования замков Вартбург и Нойшванштайн.

Для решения данной цели выдвинуты следующие задачи:

- изучить историю и архитектуру замков Вартбург и Нойшванштайн;

- изучить туристскую инфраструктуру замков;

- сравнить музейное использование замков Вартбург и Нойшванштайн;

- выявить и раскрыть зарубежный опыт музейного использования данных замков.

Объект исследования – замки Германии.

Предмет исследования – зарубежный опыт музейного использования замков Германии.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды отечественных и зарубежных историков, искусствоведов; публикации по истории замков и об архитектурных особенностях замков Германии; туристические путеводители по Баварии и Айзенаху.  

Научная новизна работы состоит в том, что в проведенном исследовании выполнена комплексная оценка современного состояния замков Вартбург и Нойшванштайн и их музейного использования в Германии.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями на уроках истории искусства  и искусствоведения, а также туристическими фирмами, работающими с данным направлением.

В качестве информационной базы использовались: статистические сборники, литературные источники, энциклопедии, различные картографические материалы, журналы, интернет-ресурсы, а также научная и научно-популярная литература.

Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам культурного и туристического развития замков Германии. Активно занимался темой замков Германии доктор искусствоведения Ю. П. Маркин, он исследовал Вартбург, показал строительство и развитие замка вплоть до наших дней.

Существенное влияние на содержание выполненного исследования, особенно в части раскрытия сущности и особенностей влияния исторических процессов на культурное развитие замков страны оказали работы зарубежных ученых и исследователей: К. Вёрман, О. Шуази, Э. Битти, Л. Джордж, У. Шербер; российских ученых: Ю. П. Маркин, А. Журавлев, О. Г. Козьмин, А. Н.  Попов, Т.Г. Маклакова,  Т. Ф. Саваренская, Н. А. Ионина, Т. Н. Карпенко, А. Ю. Низовский.

Дополнительный материал взят из российской и зарубежной периодической печати. Использовались статьи и публикации в журналах «ASARATOV», «Мир замков», «Вокруг Света» а также материалы путеводителя по Европе Михаила Шмита. Среди других источников фигурируют свободно доступные во всемирной сети Интернет публикации и статьи по заявленной тематике. Эмпирическая база исследования представлена планами и картами.

Глава 1. Замок Вартбург

1.1 История и архитектура замка

Замок Вартбург находится в Тюрингии, на горе близ города Айзенаха, в герцогстве Саксен-Веймарском, в северо-восточной части Тюрингенского Леса, на высоте 441 м над уровнем моря.

Франконский граф Людвиг II Шпрингер (Людвиг Прыгун, ум. 1123) посчитал, что крепость может быть стратегически выгодной при колонизации Тюрингии. Древняя сага повествует о том, что граф случайно наткнулся на это место во время охоты. «Жди гора («Wart berg».), скоро ты станешь моей крепостью!» - воскликнул он. Местные владельцы попытались отстоять свои законные права на голый скалистый утес, но граф ночью приказал перенести на его вершину тысячи корзин земли, после чего заявил, что его родословное древо произросло на родной почве.

По другому преданию крепость выросла на вершине Вартберга в 1067 г. или в 1073 г., упоминание о ней впервые встречается в книге Бруно фон Мерзебурга о Саксонской войне (1080), однако окончательно Вартбург был построен только в XIX в. Подобные укрепленные замки возникали тогда по всей Тюрингии и Саксонии, образуя заслон против вторжения венгерских племен с юга и утверждая мощь местной феодальной знати6.

Со времени сына Шпрингера – ландграфа Тюрингии Людвига I (1123 – 1140) – начинается быстрый расцвет края, объяснимый предприимчивостью Людовингов в их отношениях с соседями и императором. В 1131 г. Людвингеры стали ландграфами, а крепость Вартбург – их местной резиденцией. В 1172 г. Людвиг III решил увековечить этот статус в архитектуре крепости, сделав ее более роскошной, был построен трехэтажный дворец в романском стиле, который сейчас считается основным примером такого рода строений в классической замковой архитектуре7.

С 1170 г. замок Вартбург становится местом традиционных празднеств и церемоний, а к концу XII в. – состязаний известных поэтов-рыцарей.

В начале XIV в. замок сильно пострадал от междоусобных войн, а в 1317 г. – от пожара, вызванного грозой. В XV в. Вартбург перестраивался и на самых ранних изображениях (XVII в.) крепость имеет мало общего с современным обликом, сложившимся после радикальной перестройки комплекса во второй половине XIX в. Все же в общей своей планировке крепость осталась прежней, умещаясь на верхней площадке центральной главы Вартберга – горы, давшей название замку.

В XV в. Вартбург перестал быть резиденцией, и управление им было вверено дворцовому интенданту. Замок стал быстро приходить в разрушение; но в 1507 году, при Фридрихе Мудром, в нем были предприняты работы8.

Вартбург тесно связан с немецкой историей. Дочь венгерского короля Андрея II принцесса Елизавета (1207 – 1231) была привезена в Вартбург в 1211 г. и воспитывалась здесь как невеста будущего ландграфа Людвига IV. Свадьба состоялась в 1221 г., но в 1227 г. Людвиг Святой умер в Отранто, сопровождая императора Фридриха II в крестовом походе. После смерти мужа Елизавета с детьми была изгнана из Вартбурга своим деверем, Генрихом Распе, правившим Тюрингией в 1227 – 1247 гг. В 1223 г. францисканец Редигер, стал духовником Елизаветы. Последние два года жизни она проводит в Марбурге, в жестоком самоистязании, принимая как благо способы умерщвления духа и плоти, изобретаемые для нее Конрадом. После смерти Елизавета Венгерская была объявлена святой и канонизирована папой Григорием IX как патронесса ордена св. Франциска (1235)9.

4 мая 1521 г. после того, как Вормский рейхстаг объявил Мартина Лютера вне закона, он нашел убежище в Вартбурге. С благоволением к нему хозяина замка, курфюрста Фридриха Мудрого, Лютер жил в замке, под именем юнкера Йорга, писал труды о реформации и переводил Новый Завет. Перевод получил резонанс социального памфлета в сознании масс и способствовал развитию Крестьянской войны. Лютер готовил почву для Реформации, целью которой было вернуть христианскую религиозность в библейском смысле и избавиться от недостатков, которыми изобиловала церковь. В Вартбурге Лютер провел почти безвыездно десять месяцев. Лютер выполнил перевод Евангелия, работа заняла январь и февраль 1522 г., он выступил и как редактор канонического текста, предложив иную, более драматическую интонацию евангельского повествования10.

18 и 19 октября 1817 г. в Вартбурге состоялось празднование 300-летия Реформации и 4-й годовщины «Битвы народов» - Лейпцигского сражения 1813 г. Студенты сжигали государственные акты и требовали объединения Германии. Вартбургское празднество было патриотической и либеральной демонстрацией против реакции и манифестаций немецкого национального движения. Этих студентов Иоганн Вольфганг фон Гете назвал «горячими головами». Именно он, часто бывая в Вартбурге, побудил великого герцога Веймарского Карла Августа увидеть в разрушенной крепости символ немецкой нации11.

На южном дворе Вартбурга лучше сохранился дворец тюрингских ландграфов, центральное здание Вартбурга. Выстроен он был двухэтажным при Германе I, в 1170 – 1180-е гг.; при последнем Людовинге – Генрихе Распе – к нему добавили третий этаж (1240 г.). При Германе I Вартбург становится одним из культурных центров средневековой Европы. Он устроил состязание миннезингеров, вошедшее в историю литературы как «Вартбургская война» и использованное Рихардом Вагнером в сюжете оперы «Тангейзер»12. Напротив дворца, в северо-западном углу южного двора, высится единственная сохранившаяся старая башня Вартбурга, с зубчатым завершением. В датировке башни ученые расходятся между  XI и XIV вв.13. На платформе главной башни крепости установлен символ Вартбурга – 4-метровый крест.

Реставрация крепости началась 1838 г. при Карле Александре, внимание уделялось романтической идее показать Вартбург рыцарским замком. Вартбургскую крепость дополнили главной башней, воротами, дирницем и Рыцарской ванной. К южному двору было решено добавить тактичное окружение14. Восхищение короля Людвига II при посещении Вартбурга в 1867 г. показывает, насколько точно реставрированный замок отвечал представлениям современников о Средневековье. Эта «воплощенная в камне мечта», возможно, подтолкнула Людвига II к созданию Нойшванштайна.

При более поздних реставрационных работах старались учитывать как подлинный средневековый колорит крепости, так и изменения, привнесенные во времена увлечения историзмом. В цокольном этаже дворца снова царит романская эпоха Средневековья, а в праздничной зале в верхнем этаже доминирует роскошь времен грюндерства15. В наружной отделке этих построек решительно возобладали модные для второй половины XIX в. неороманские и неоготические архитектурные мотивы16. С XIX века замок Вартбург стал национальным памятником немцев.

В апреле 1945 г. замок подвергся артиллерийскому обстрелу. Гитлер проводил здесь совещания ясновидцев и астрологов. В своих стенах он хранит множество мистических легенд. С 1946 г. проводятся работы по реставрации.

1.2 Интерьеры замка

Внутренние помещения обоих зданий северного двора Вартбурга – Рыцарского дома и дома фогта – в ходе последних веков часто меняли свое назначение. Время сохранило в них лишь один, но самый уникальный для нас интерьер – комнату, где проживал 38-летний Мартин Лютер.17 Комната расположена на верхнем этаже фогтая с южной стороны и вполне достоверна как историческая реликвия. Она была опознана при реставрации здания в 1845 г. по многочисленным автографам, оставленным на стенах паломниками начиная с 1580 г18. В XVIXIX вв. здесь прибывало множество посетителей из всех стран, желавших взглянуть на обиталище Мартина. При этом исчезли его личные вещи и мебель кабинета оказалась разнесенной в щепы «на сувениры». Единственным предметом прежней обстановки остался огромный позвонок кита, служащий Лютеру подножием во время работы за письменным столом. В XIX в. при обновлении фахверка были пробиты оконные проемы в левой стене; в комнате появилась керамическая печь, выложенная кафельными плитками XVII в.19 Небольшой стол XVI в. был доставлен сюда йенскими студентами в 1817 г. из дома родителей Лютера в Мёре. На нем лежит раскрытая Библия с собственноручными пометками Лютера и его друга, теоретика Реформации Филиппа Меланхтона. Над столом – гравюрное изображение «рыцаря Йорга», для конспирации обросшего бородой (1522), под ним – более поздние портреты реформатора и его жены Катарины Бора (оба 1526). Все они были созданы современником Лютера, его другом Лукасом Кранахом Старшим20.

Дворец ландграфов Тюрингии – крупнейший памятник позднероманского зодчества Германии составляет сильное впечатление о Вартбурге. В 1240-е гг. дополнен третьим этажом, оказавшись соразмернее пространству южного двора.

Первый этаж дворца состоит из трех помещений, игравших служебную роль в сложной церемониальной жизни дворца: Рыцарского зала, трапезного зала и женской половины (покоев св. Елизаветы). Рыцарский зал дает представление о типичном романском интерьере. Достаточно обширное (8х8 м), квадратное в плане, помещение перекрыто несоразмерно мощным крестовым сводом, опирающимся на единственный низкий столб в центре.

Трапезный зал отличается чуть более удлиненной формой, он высок и просторен. Его плоское перекрытие через общую поперечную балку опирается на высокий столб-колонну, увенчанный капитель. Конфигурация этой капители образована фигурами четырех орлов, терзающих стилизованную листву и ветви. В центре продольной стены встроен камин, два – три предмета старинной мебели тактично довершают убранство зала, среди них – сосновый шкаф-буфет с фигурными металлическими петлями и богатой росписью (ок. 1480 г.). Покои св. Елизаветы по размерам, плану и конструкции свода точно повторяют Рыцарский зал. Но это помещение оказывается как бы затянутым мозаичным ковром, совершенно скрывающим архитектуру интерьера.

В Вартбурге тема св. Елизаветы получила еще одно воплощение – в росписях немецкого художника середины XIX  в. Морица фон Швинда, украсившего фресками парадные помещения второго этажа дворца в 1853 – 1855 гг.21

Зал певцов в его нынешнем состоянии – удлиненное светлое помещение с двумя опорными колоннами по продольной оси и плоским балочным перекрытием. Его интерьер декорирован сплошной орнаментальной росписью, тремя огромными окнами на восточной стене и поздней красивой нишей с колоннами – на северной22.

Ландграф Тюрингии Герман I и его жена София приглашали в Вартбург помериться силами шестерых поэтов-рыцарей: Вольфрама фон Эшенбаха, Вальтера фон Фогельвейде, Раймера фон Цветера, Иоганна Битерольфа, Генриха Шрайбера, Генриха фон Офтердингера. Проигравший должен быть отдан палачу23. Пятеро миннезингеров, каждый на свой лад, поют хвалу Герману. Но Офтердингер исполняет экспромт в честь австрийского герцога Леопольда VII. Вартбург и Вена в то время соперничали за приоритет самого пышного двора. Соперники, сознавая про себя его превосходство, объявляют его проигравшим и зовут палача24. Но Офтердингер бросается к ногам Софии и обретает в ней заступницу, он выпрашивает для себя год отсрочки, чтобы привезти на очередное состязание авторитетного поэта и мастера диспутов. Мориц фон Швинд останавливается на этом кульминационном моменте сюжета. Стремительному броску Офтердингера к Софии в ценре фрески вторит встречное движение палача, выступающего из лоджии в стене. Остальные персонажи, равномерно сгруппированные справа и слева, в ужасе отшатываются от обреченного рыцаря. Автор росписи наделил их сходством с обитателями ваймарского двора XIX в. и некоторыми именитыми современниками. Гете, Шиллер, Лист, Вагнер и Лютер узнаются здесь. Сам художник угадывается в профильном изображении пожилого мужчины с усами на правом краю фрески25.

Последнее помещение второго этажа дворца – капелла – напоминает Рыцарский зал и покои св. Елизаветы на первом этаже. Она появилась во дворце после пожара 1317 г. В соответствии со своим назначением капелла имеет каменную купель, алтарный стол с Распятием, небольшой орган и зарешеченное исповедальное оконце в восточной стене. Торцовые стороны капители украшены крупными фигурами львов. В результате лев и человек при их соединении у ребра капители образуют некое фантастическое единство.

Торжественный зал (36х9 м, высота 4 м), перекрытый высоким кессонированным сводом, целиком занимает третий этаж, поражая обилием пышного эклектичного декора второй половины XIX в. Первоначальное назначение этого зала неизвестно; его надстройка в  XIII в. объяснялась стремлением Людовингов утвердить масштаб и роль тюрингского двора в кризисный для них период. Тяжелое пурпурное знамя и меч были оставлены здесь йенскими студентами в 1817 г. как символы свободы26.

Глава 1. Замок Нойшванштайн

1.1 История строительства и архитектура замка

Людвиг Баварский начал строить Нойшванштайн в сентябре 1869 г. под руководством архитектора Эдварда Риделя. Он задумывался как рыцарский замок в стиле XIIXIII вв. и как новый центр ордена Лебединых рыцарей, хранителей Святого Грааля, гроссмейстером которого провозгласил себя король27.

Строительство длилось с 1869 по 1892 гг. После Риделя над проектом работали еще двое архитекторов: Георг Дольман с 1874 г. и Юлиус Хофман с 1884 г. Внешний вид замка был создан под впечатлением от немецкого романского стиля, во внутреннем убранстве романский сочетался с другими средневековыми стилями28.

Работа над  будущим местом постройки началась летом 1868 года. До 8-ми метров горной породы было снесено, для того чтобы создать место для фундамента. В июне 1869 года была готова новая подъездная дорога. 5-го сентября 1869 года в фундаментный камень, в традиции Людвига I-го, были заложены план постройки, портреты владельцев и денежные монеты времен его правления. При постройке была использована самая современные техники и материалы. Фундамент был зацементирован, а стены были построены из кирпичей и украшены  известняком.

С сентября 1872 года было начато строительство паласта (самого дворца), в котором в последствии по желанию Людвига II был построен большой тронный зал, который из соображений стабильности был построен в виде облицованной металлической конструкции. Праздник по поводу окончания строительства был 29-го января 1880 года. Техническое оборудование и художественные украшения, за мелким исключением, были закончены в середине 1884-го года. С весны 1884 г. король мог уже жить в своих покоях, часть помещений замка отапливалась, теплый воздух по специальным шахтам подавался из подвала. Уже во время работ король иногда останавливался здесь, а где-то за полгода до своей кончины переехал в недостроенный замок29.

В комнатах королевской резиденции проведено центральное отопление. На каждом этаже была обеспечена подача воды, а на кухне – и горячей, и холодной. В туалетах была установлена автоматическая система смыва. Для вызова слуг и помощников король использовал электросигнализацию. На третьем и четвертом этажах были даже телефоны. Еду не нужно было нести наверх по лестнице: для этой цели в замке был лифт. Современные технологии были также использованы в самом процессе постройки. Подъемные краны приводились в движение паровыми машинами, а стены тронной залы были соединены с помощью стальных конструкций. Одной из самых интересных особенностей замка Нойшванштайн являются большие оконные стекла: такие размеры были необычными даже для эпохи Людвига II30.

Церемония открытия замка состоялась 11 июня 1872 года, и замок был готов к заселению уже в конце 1873 года. На протяжении многих лет король Людвиг II использовал верхний этаж, как временное жилое помещение во время своих визитов.

В 1886 г., когда Людвиг II покинул этот мир, часть замка стояла в лесах. Строительство завершал архитектор Хофман уже после смерти короля. В длину участок, на котором стоит замок, составляет 130 м, общая площадь всех помещений замка почти 60 тыс. кв. м. Высота главной башни – 80 м, квадратной башни – 48 м, главного здания – 57 м. Нойшванштайн обошелся в 6 млн. 180 тыс. марок золотом31.

Центральное строение и боковые пристройки облицованы мрамором, добытым в окрестностях Швангау, из каменоломен около Шванзее. Крепостная стена наружного фасада главных ворот выложена красным кирпичом. Издалека замок похож на театральную декорацию. Архитекторы Эдуард Ридель, Георг Дольман и Юлиус Хофман делали проект и рабочие чертежи замка на основе рисунков театрального художника и придворного декоратора Кристиана Янка32.

В Нойшванштайне нет воинственности. Это крепость-дворец. Мечта, воплощенная в камне! Замок Лоэнгрина. На стенах и гобеленах, в оформлении мебели, интерьере лестниц и переходов, на потолках – множество лебедей: рисованные, каменные, деревянные, металлически. Росписи многих помещений главного пятиэтажного дворца выполнены по мотивам вагнеровских опер «Тристан и Изольда», «Зигфрид», «Парсифаль», «Тангейзер». Людвиг задумывал замок как фантастический театр со множеством музыкальных залов, где отражался бы героико-романтический пафос произведений Вагнера и средневековых немецких песен. Но Рихард Вагнер так никогда и не побывал в Нойшванштайне33.

В конце второй мировой войны замок стал хранилищем золота Рейхсбанка, которое потом исчезло в неизвестно направлении. Согласно легенде оно было утоплено в близлежащем озере34.

2.2 Интерьеры замка

В планировке замка нашли свое отражение и религиозные и политические мотивы. Цикл картин замка Нойшванштайн был создан на основе опер композитора Рихарда Вагнера, которому и было посвящено строительство этого замка. Условно можно выделить три основных героя: поэт Таннгейзер, рыцарь-лебедь Лоэнгрин и его отец, граф Грааля Парцифаль. Также один из лейтмотивов внутреннего убранства замка – это лебедь, который был геральдическим животным графства Швангау, чьим наследником себя считал король Людвиг. Лебедь также является христианским символом чистоты.35 Пышно обставленная королевская спальня с резной кроватью с балдахином – это готика. Тронный зал Хофмана – византийский, по плану похожий на церковь, с двухэтажной аркадой с трех сторон и полукруглой апсидой над троном36.

На первом этаже Нойшванштайна находятся комнаты слуг и дворцовая кухня, которая была оборудована по последнему слову кулинарной техники. Здесь есть проточная холодная и горячая вода, сушильный шкаф для посуды с подогретым воздухом. В подсобных кухонных помещениях установлены большие отопительные печи. Дрова доставлялись сюда с помощью специального подъемного устройства. Кухня действовала два года – с 1884 по 1886 г37. В отсутствие короля в замке обычно жили 10 – 15 человек обслуживающего персонала. Когда Людвиг приезжал в замок, число слуг удваивалось. На втором этаже жил управляющий замком и находились гостевые комнаты. Главная лестница ведет на третий этаж дворца, где на противоположных торцах расположены Тронный зал и Королевские покои. Уже здесь проявляются первые признаки интерьерной эклектики, свойственной многим помещениям зала38.

Тронный зал достигает 20 м в длину и 12 м в ширину. Высота до купола – 15 м, он занимает собой три этажа и всю площадь западного крыла господского дома. Тронный зал был выстроен в неовизантийском стиле. Главными архитектурными ориентирами для него были собор Святой Софии в Константинополе и мюнхенская церковь Всех Святых. Потолок Тронного зала усыпан золотыми звездами на зеленом фоне. С него свисает огромная люстра из позолоченной бронзы в форме царской короны, выполненная мастером Воленвебером. Она весит более полутора тонн и рассчитана на 96 свечей.

Короли являются посредниками между небесами и землей: «Королей назначает Бог» — основная идея Тронного зала. В полукруглой нише в глубине зала — «Христос во славе», окруженный херувимами и венком из звезд; по сторонам — Святая Дева и Иоанн Креститель, молящиеся за человечество. Над ними изображены Семь даров Святого Духа. Одна из картин этого зала изображает Святых Апостолов — носителей Божественного закона, другая — проповедников веры и закона всех времен и народов: Гермеса, Заратустру, Ману, Солона, императора Августа. На противоположном конце Тронного зала — Георгий Победоносец на белом коне и в костюме рыцаря-лебедя, архангел Михаил — покровитель Баварии, поражающий дракона, ниже — шесть святых королей: Казимир Польский, Стефан Венгерский, германский король Генрих, французский король Людовик XIV, испанский король Фердинанд, английский король Эдуард, а также святые королевы Елизавета и Клотильда. С западной стороны Тронного зала есть выход на Галерею, с которой можно увидеть альпийскую панораму.

Королевские покои включают в себя спальню, столовую, домашнюю часовню, кабинет, гостиную. Гостиная – самая большая комната в Королевских покоях. Красочные панно в золотистых рамах изображают сцены из саги о Лоэнгрине. В оформлении Гостиной щедро использованы лебединые мотивы: в резных деревянных украшениях, в отделке шелковых накидок и портьер. Под картиной, изображающей прибытие Лоэнгрина в золотом челне, на облицованной майоликой печи стоит выполненная в натуральную величину фарфоровая скульптурная фигура лебедя. Первый предмет мебели, который обращает на себя внимание, – это большой дубовый книжный шкаф, расположившийся между оконными проемами. Его прототипом послужил такой же шкаф в Вартбурге.

Рабочий кабинет выглядит торжественно. Его стены обиты мореным дубом, изукрашенным богатой резьбой и тонкой чеканкой. Столешница рабочего стола выполнена со ставками из малахита. Письменный прибор из золота, слоновой кости и драгоценных камней венчает фигурка Лоэнгрина в рыцарских латах. Позади стола тяжелые портьеры из тяжелого, расшитого золотом шелка. Тема этой комнаты – легенда о миннезингере Тангейзере. Он происходил из австрийско-баварского дома баронов Тангузенов; вместе с Фридрихом II в 1228 г. участвовал в крестовом походе. Он принадлежал к тем неспокойным личностям, что вечно ищут себе на голову приключения. Его похождениям Рихард Вагнер посвятил оперу «Тангейзер», одним из ключевых эпизодов которой стало знаменитое «Состязание певцов» (дословно – «Война певцов»/ «Zangenkrieg»)39.

Между Гостиной и Кабинетом находится самое необычное помещение замка – искусственный грот. Это прекрасно выполненная декорация горной пещеры с каменными стенами и сталактитами40. Грот был создан скульптором Августом Дириглем в 1880-81 гг. Чтобы создать естественную фактуру камня, он натянул по периметру комнаты проволочную сетку, на основе которой моделировались из цемента стены пещеры. Мебель – стол и стулья – Антон Пёссенбахер изготовил из ветвей дуба, стремясь подчеркнуть природное происхождение материала. При Людвиге в гроте тек небольшой водопад. Стены подсвечивались разноцветными лампами. Через специальный слуховой переход грот соединялся с Певческим залом, чтобы король мог слушать музыку. В соседние комнаты ведут прозрачные двери из листового стекла.

В Королевской спальне при ее отделке работали по дереву четырнадцать лучших мастеров Германии более четырех лет. Убранство царственной опочивальни, оформленной в позднеготическом стиле, подавляет обилием резных украшений и обилием декоративных форм. В пространстве спальни доминирует огромная кровать с балдахином. Кровать для Людвига создана как настоящее архитектурное сооружение. Подножие кровати украшено рельефом на сюжет Распятия работы скульптора Филиппа Перрона, а у изголовья помещена живописная копия мозаики из собора Святой Софии в Константинополе, изображающая Мадонну и выполненная художником Андреасом Мюллером в технике масла по меди. Эта комната сыграла особую роль в жизни Людвига II. Здесь 11 июня 1886 г. ему было объявлено о низложении. Это единственное помещение замка, которое полностью выполнено в стиле неоготике.

С южной стороны к спальне примыкает королевская часовня, которая отделана дубом и выдержана в неоготическом стиле. В центре трехстворчатого алтаря изображен Людовик IX Святой, канонизированный в 1297 г. Ему и посвящена часовня. На алтаре –распятие из слоновой кости. Перед алтарем подставка для колен, обшитая бархатом. На боковой стене витраж «Людовик Святой принимает последние утешения». Стрельчатый свод голубого цвета с золотыми звездами делает молельню выше, создавая ощущение возвышенного устремление к небесам41.

Людвиг предпочитал обедать в одиночестве, поэтому его обеденный стол был невелик, так же как и помещение Королевской столовой. Блюда подавались сюда из расположенной тремя этажами ниже кухни с помощью ручного лифта. Аналогичные устройства впервые появились на застольях у Людвига XV в Шуази. Благодаря им можно было избавиться от присутствия слуг. Заказ писали на столике, который опускался и поднимался уже соответственно накрытым. Королевский стол в Нойшванштайне украшает роскошная позолоченная бронзовая скульптура около метра высотой, изображающая одну из центральных сцен «Кольца Нибелунгов» - бой Зигфрида с драконом Фафниром, который сторожил похищенное у нибелунгов кольцо из рейнского золота и шлем-невидимку. Стены помещения обшиты дубовыми панелями. Большинство полотен написано по мотивам «Состязания певцов» в Вартбурге42.

До начала строительства Нойшванштайна Людвиг II по совету Вагнера побывал в 1867 г. в Вартбурге, в замке которого состоялось знаменитое «Состязание певцов». Вартбургский замок произвел на Людвига глубочайшее впечатление. Рыцарский (Праздничный) зал Вартбургского замка стал прототипом Певческого зала в Нойшванштайне, где такой же массивный трапециевидный потолок темного дерева, а поверх покрытых золотистым орнаментом межоконных деревянных панелей так же проходит галерея. Певческий зал расположен над Королевскими покоями на четвертом этаже и занимает всю его восточную часть. Это самый большой зал в замке. Зал подразумевался как центральное помещение замка. Фактически, замок должен был как будто выстраиваться вокруг него. Это прямоугольное помещение 27х10 м. Тема Тангейзера воплощена в предназначении зала. Здесь должна была звучать музыка. И прежде всего музыка Вагнера43.

По северной стороне тянется галерея второго яруса, которая заканчивается трибуной, которая повторяет трибуну вартбургского зала. Ее поддерживают резные кронштейны в виде фигур менестрелей. Стены покрыты декоративными панно на сюжеты из легенд о Парцифале, хранителе святого Грааля, растительными орнаментами и раскрашенной деревянной скульптурой. Огромные люстры своей формой напоминают несколько сцепленных друг с другом вотивных корон вестготского периода. Помимо люстр, зал дополнительно освещают напольные канделябры.

На западе зал завершается небольшим подиумом, отделенным от основного пространства зала  аркадой из трех пролетов. За ними имитируется декорация волшебного леса из легенды о Парцифале. Часто это обособленное пространство принимают за сцену Певческого зала, однако по замыслу Гофмана на этом подиуме должно было располагаться кресло короля. Таким образом, сценой становилось само пространство зала, что соответствовало традициям средневековых залов. Другие зрители – гости короля – должны были располагаться на верхней галерее и на скамьях, расставленных у стен. Этот зал был памятником самой культуре Средневековья – ее поэтам, ее рыцарству. Действующими лицами здесь выступали оживающие в воображении герои древнегерманских эпосов – Парцифаль, Лоэнгрин, Тангейзер.

Замок соединил в своей архитектуре романский, византийский, мавританский, барочный, готический стили. Возле замка находится озеро Schwansee (Лебединое озеро), которое вдохновило П.И. Чайковского на создание одноимённой оперы.

Глава 3. Музейное использование замков

Одиночные произведения искусства, подобно драгоценным реликвиям, хранятся в европейских музеях, библиотеках и частных собраниях и очень редко – в естественной среде, то есть в комплексе средневекового дворца или замка. Вартбург – один из немногих примеров такого органичного их существования44.

Вартбург – национальный памятник, икона наступающего в 1900 г. массового туризма, символ тоски по объединению Германии, которое исполнилось в 1990. В этом году один миллион человек устремился в Вартбург. Это национальное культурное учреждение, которое может похвалиться столетиями и большими праздничными мероприятиями. С 1999 г. Вартбург входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО45.

Большинство стремится попасть в Вартбург не только потому, что здесь сосредоточены интереснейшие памятники немецкой культуры, начиная с XII в. Вартбург –  понятие емкое, оно соотносится с романтическим представлением о рыцарской эпохе XIXII вв., с ее ритуалами и придворной культурой46.

Идея превращения Вартбурга в музей, в постоянно действующую экспозицию национальной средневековой культуры возникла давно. Об этом думали в конце XVIII в. историк искусства И. Винкельман и И. В. Гете, который по долгу службы своей министром ваймарского двора посещал Вартбург. Гете первым начал разыскивать в Айзенахе и его окрестностях предметы старинной мебели, утвари и произведений искусства, вывезенные в разное время из Вартбурга, и возвращать их в замок. При нем вартбургская коллекция стала пополняться памятниками старины, специально закупаемыми по всей Германии. Позднее собирательство было продолжено айзенахским коллекционером Людвигом Бехштейном47.

Сегодня эти экспонаты собраны в соединенных между собой поздних зданиях, разделяющих территорию Вартбурга посредине – в Новых покоях и в Дирнице. Самые древние из них – фрагменты позднероманской каменной скульптуры из Айзенаха и Вартбурга конца XII в.48

В Вартбурге собранно много предметов старинного немецкого быта XIIXVII вв., исполненных на высоком художественном уровне: резные шкафы позднего средневековья различных типов; литые фигурные сосуды XIIXIII вв.; инкрустированные музыкальные инструменты; деревянные окованные сундуки с накладными петлями; образцы тканей и шпалер XIIXIV вв.; реликварии, монеты, изделия из слоновой кости и т.д.

После с портретами Кранаха Старшего в комнате Лютера живопись этого большого мастера можно обстоятельно изучать в специальной экспозиции в музее. Здесь собраны его работы разных лет: портреты родителей Лютера (1527), дипломата Иоганна фон Бранденбург-Ансбаха (1520), герцога Георга Бородатого (между 1534 и 1539 гг.), виттенбергского гуманиста Филиппа Меланхтона, а также картины «Мать и дитя» (ок. 1525 г.) и «Мадонна с гроздью винограда» (вторая треть XVI в.)49. Поясные портреты родителей реформатора – Ганса и Маргариты Лютер. И в том и в другом портрете воплощен тип портрета-биографии50.

В замке экспонируется небольшая коллекция деревянной скульптуры. Основу ее составляют резные скульптуры из других областей Германии51.

Маршрут осмотра замка начинается со знакомства с помещениями дворца тюрингских ландграфов: рыцарский зал и столовая с крестообразными подвалами, женский покой Елизаветы; капелла, от которой ведут украшенные фресками галереи Елизаветы к певческому залу52. Помещение оформили известным изображением миннезингеров и ландграфа, и фризом сцен охоты на стенах. Наконец, достигают торжественного зала – это место многих мероприятий, выдач премий и посвященных памяти речей и концертов.

В Торжественном зале дворца Франц Лист дирижировал симфоническим оркестром в 1867 г., при первом публичном исполнении своей «Легенды о св. Елизавете». Толчком к созданию этой грандиозной оратории послужили впечатления композитора от фресок Морица фон Швинда в Вартбурге. Зал и впоследствии неоднократно использовался для симфонических концертов; сегодня эту традицию продолжают ежегодные Вартбургские концерты – примечательное событие европейского музыкального сезона53.

Во время обхода туристы посещают на обратном пути музейные помещения Нового женского покоя и Дирнитц со средневековыми предметами искусства и музыкальными инструментами, коврами, скульптурами, картинами Лукаса Кранаха, шкафами, книгами. От помещений выставки туристы идут назад из фахверка в маленькое, с XVI в. сохраненное помещение, комнаты Лютера54. Это – подлинное место. Давно исчезло знаменитое чернильное пятно, которое, по преданию, произошло от того, что Лютеру явился дьявол, и Мартин бросил в него чернильницу55.

Три эпохи немецкой истории современны в Вартбурге: высокое Средневековье с его придворной культурой, раннее XVI в. пребывание Мартина Лютера как начало реформации и историзм второй половины XIX в., связанного с деятельностью великого герцога Карла Александра фон Сахсен-Ваймар-Айсенаха и художника Морица фон Швинда. Поэтому Вартбург – это исторический музей, у которого есть замечательное участие в культурной памяти немцев56.

Через семь недель после смерти Короля Людвига II в 1886 году, замок Нойшванштайн был открыт для посещения. Скромный король построил замок в надежде укрыться от общественной жизни, а теперь толпы людей приходят посмотреть на его убежище. В начале XX века замок был превращен в историко-музейный комплекс. На сегодняшний день Нойшванштайн является одним из самых знаменитых замков и дворцов в Европе. Каждый год около 1,2 миллиона туристов приезжают посмотреть на «замок сказочного короля». В летний период около 6 000 посетителей в день проносятся по залам, которые когда-то предназначались только одному жителю57.

Замок Нойшванштайн расположен в нескольких километрах от города Фоссен. У подножия скалы находится парковка для автомобилей и информационный центр, где приобретаются билеты на посещение. Посещение замка поставлено на поток и билеты продаются строго на определенное время. Подъем к самому замку занимает 30-40 минут пешего хода, можно так же воспользоваться гужевыми повозками, запряженными лошадьми или автобусом, но они тоже идут не к воротам замка, а к промежуточной площадке, от которой нужно подниматься еще минут десять.

Каждую среду после закрытия замка организуются специальные экскурсии для людей с ограниченными возможностями. Это дает людям несколько весомых преимуществ:

- безбарьерная экскурсия по пустому замку;

- экономия на билетах (со скидкой);

- возможность припарковаться на собственной машине под стенами замка, а не на нижней парковке.

В замке открыто для осмотра 12 залов королевских покоев. Посещение замка возможно только в рамках экскурсии. Экскурсии предлагаются на различных языках, в том числе и русском. В замке помимо экскурсий можно воспользоваться услугами плеера аудиогида, говорящего на десятке языков, включая русский. С ним можно посмотреть замок самостоятельно. Пользоваться фотоаппаратами внутри дворца, как и в остальных баварских замках Людвига II, здесь запрещено.

В настоящее время Зал певцов в замке Нойшванштайн является местом действия всемирно известного музыкального фестиваля с огромным оркестром и хором. С 1933 г. в рамках Вагнеровского фестиваля проходят концерты классической музыки. Сегодня они проводятся только в сентябре, при этом билеты раскупаются задолго до начала фестиваля. Около 4000 посетителей получают удовольствие от высококлассной программы фестиваля.

Баварцы построили в предгорьях Баварских Альп, неподалеку от Нойшванштайна музыкальный театр «Нойшванштайн». Людвиг II не построил все, о чем мечтал, и театр «Нойшванштайн» оказался своеобразным воплощением его несбывшихся планов58. Вращающаяся сцена театра – вторая по величине в Германии после оперного театра во Франкфурте. Представление идет на немецком, но на верхнюю часть арки просцениума проецируются титры в переводом текста на ведущие языки мира, включая русский (если известно, что на спектакле присутствует группа русских туристов). Посещение спектакля включается в программу многих туров в этом регионе Баварии59.

Во внутреннем дворе замка расположен сад. В нем имеется искусственная пещера, которую с удовольствием посещают туристы. Местность, где расположен Нойшванштайн, выглядит также сказочно, как и сам замок. Замок расположен в красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, на фоне величественного горного пейзажа.

В горах над ущельем повис романтичный мостик Мариенбрюке. Подвесной мост натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. Первоначально деревянный мостик, замененный в 1866 г. на современную металлическую конструкцию, он получил свое название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии, принцессы Прусской. С этого мостика открывается хороший вид на замок и окрестности, а также на водопад60.

В раскинувшемся невдалеке от замка альпийском озере Альпзее можно искупаться летом. В хорошую погоду недалеко от замка Нойшванштайн работает канатная дорога. С её помощью можно подняться на Тегельберг – вершину высотой 1720 м, откуда видны альпийские хребты.

Трудно было бы придумать место более подходящее для расположения замка, однако, нужно постоянно отслеживать движения в районе фундамента замка, и отвесные скалистые стены нужно периодически укреплять. Климат также наносит ущерб известняковым фасадам, которые в последующие несколько лет нужно реставрировать деталь за деталью.

Заключение

Каждый замок в Германии – это уникальное сочетание немецкой монументальности и романтики: неспроста многие памятники немецкой замковой архитектуры находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО и возглавляют рейтинги самых красивых в Европе. Немецкий замок – воплощение нелегкой и противоречивой истории: несмотря на свою воинственность, князья и графы раздробленной и воевавшей долгие века Германии вдохновлялись легендами, сказаниями о рыцарях и возводили памятники архитектуры.

Каждый замок Германии прекрасен по-своему, однако в каждом из них есть что-то мистическое. О любом замке можно услышать десятки легенд и романтических историй, старинные замки Германии привлекают тысячи туристов.

Музейное использование замков Вартбург и Нойшванштайн отличается широким разнообразием. Для туристов помимо обычных экскурсий устраиваются дополнительные фестивали, концерты, спектакли, посетителям предлагают широкий спектр услуг. Кроме чисто музейного использования замков, их часто сдают в аренду для мероприятий-торжеств.

Список использованных источников

  1.  Битти Э. Альпы: от Любляны до Лиона и от Мюнхена до Милана/ Эндрю Битти; [пер. Т. Велимеева]. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. – 384 с.
  2.  Вартбург // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3.  Вёрман Карл История искусства всех времен и народов / К. Вёрман. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 944 с.
  4.  Журавлев А. Крепости и вооружения Восточной Европы. – М.: Бук Хаус, 2005. – 192 с.
  5.  Журавлев А. Крепости и вооружения Западной Европы. – М.: Бук Хаус, 2006. – 192 с.
  6.  Ионина Н. А. 100 великих замков/ автор-сост. Н. А. Ионина. – М.: Вече, 2007. – 480 с.
  7.  Карпенко Т. Н. Шедевры архитектуры и инженерного искусства. – М.: Издательство Астрель, 2009. – 256 с.
  8.  Козьмин, О. Г. Германия. История и современность = Deutschland. Geschichte und Gegenwart: учебное пособие по страноведению : [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033200 (050303) - Иностранный язык] / О. Г. Козьмин. - Москва : Высшая школа, 2006. – 390 с.
  9.  Льюис Джордж. 75 самых красивых замков мира. – М.: Арт-Родник. – 2009. – 160 с.
  10.  Маклакова Т.Г. История архитектуры и строительной техники. Часть 1. Зодчество доиндустриальной эпохи: Учебник. – М.: Издательство АСВ, 2011 – 408 с.
  11.  Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – 191 с.
  12.  Низовский А. Ю. Величайшие чудеса света. Энциклопедический справочник / А. Ю. Низовский. – М.: Вече, 2007. – 512 с.
  13.  Попов, А. Н. Бавария: крепости, замки, дворцы / [А. Н. Попов; авт. идеи и проекта С. М. Бурыгин]. – Москва: Вече, 2007. - 312 с.
  14.  Саваренская Т. Ф. Градостроительное искусство Нового времени и градостроительная мысль Италии, Австрии, Германии: труды Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) / Т. Ф. Саваренская [и др.]. – М., 2006. – 106 с.
  15.  Шербер, Ульрика. Замки и дворцы Европы. – М. – 2003. – 415 с.
  16.  Шуази Огюст. История архитектуры. В 2 томах/ пер с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 2. – 708 с.
  17.  100 x Deutschland: Die 100 wichtigsten Kulturdenkmaler / D. Arens [et al.]. - Ostfildern : Du Mont Reiseverl., 2006. - 399, [1] S.
  18.  Burgen in Deutschland / herausgeb. U. A. Oster . - Darmstadt : Primus Verlag, 2006. - 160 S. : il. - Literatur: S. 157-160.
  19.  Das Buch der Deutschen: Alles, was man kennen muss / herausgeb. : J. Thiele. - Bergisch Gladbach : Verl. Lubbe, 2004. - 831 S.   (Der Sangerkrieg auf der Wartburg . -  S. 78-80.)
  20.  Die schonsten Reiseziele: Deutschland. - Munchen : Verlag Wolfgang Kunth GmbH & Co KG, 2007. - 256 S.
  21.  Die schonsten Routen in Deutschland. - Munchen : Bruckmann Verl. GmbH, 2005. – 167 S.
  22.  Forg, Klaus G. Neuschwanstein und Hohenschwangau / K. G. Forg. - Rosenheim : Rosenheimer Verl., 2003 (Slovenia). - 96 S.
  23.  Homburg, Elke. Allgau, mit Neuschwanstein, Wieskirche, Linderhof: Mit Atlas / E. Homburg. - 2., aktualis. Aufl. - Koln : DuMont Reiseverl., 2004. - 239 S.
  24.  Luthardt, Ernst-Otto. Bayern / E. -O. Luthardt ; fotog. M. Siepmann. - Leipzig : Verlagshaus Wurzburg GmbH, 2005. - 156 S.
  25.  Raabe, Paul. Kulturelle Leuchtturme: Brandenburg, Mecklenburg-Vorpommern, Sachsen, Sachsen-Anhalt, Thuringen [Electronic resource] / P. Raabe. - 2. Aufl. - Leipzig : Edition Leipzig, 2003. - 176 S.
  26.  Schurmann-Mock, Iris. Mythische Orte in Deutschland, Osterreich und der Schweiz / I. Schurmann-Mock ; fotog. K. Mayer. - Hildesheim : Gerstenberg Verl., 2005. - Literatur: S. 182.
  27.  http://holidaygid.ru Замки Германии. Путеводитель по Европе от Михаила Шварца (дата обращения: 25.02.2013).
  28.  http://www.mir-zamkov.net/ Мир замков (дата обращения: 3.03.2012).

Приложение 1.

План замка Вартбург

Пояснения к плану замка :

  1.  Дорога
  2.  Мост
  3.  Ворота
  4.  Рыцарский дом
  5.   Фогтство
  6.  Стена с галереей
  7.  Дирниц
  8.  Внутренние ворота
  9.  Гостиница
  10.  Цистерна
  11.  Южная башня
  12.  Купальня
  13.  Дворец
  14.  Бергфрид
  15.  Новая кемената

Приложение 2.

План замка Нойшванштайн

a) лестничная башня  

b) здание  рыцарей

c) квадратная башня

d) соединительное здание

e) передняя площадь

f) передний зал

g) паласт

h) верхний двор

i) нижний двор

j) пропилеи

k) лестничная башня

l) женская половина

 

1 Журавлев А. Крепости и вооружения Восточной Европы. – М.: Бук Хаус, 2005. – С. 6.

2 Льюис Джордж. 75 самых красивых замков мира. – М.: Арт-Родник. – 2009. – 160 с.

3 Журавлев А. Крепости и вооружения Западной Европы. – М.: Бук Хаус, 2006. – С. 5.

4 Шербер, Ульрика. Замки и дворцы Европы. – М. – 2003. – С. 96.

5 http://mosintour.ru Известные и неизвестные замки Германии (дата обращения: 24.02.13)

6 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 14.

7 Шербер, Ульрика. Замки и дворцы Европы. – М. – 2003. – С. 96.

8 Вартбург // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

9 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 26.

10 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 21.

11 Шербер, Ульрика. Замки и дворцы Европы. – М. – 2003. – С. 101.

12 Там же. – С. 96.

13 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 22.

14 Там же. – С. 23.

15 Шербер, Ульрика. Замки и дворцы Европы. – М. – 2003. – С. 101.

16 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 24.

17 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 18.

18 Там же. – С. 19.

19 Там. – С. 20.

20 Там. – С. 21.

21 Там. – С. 27.

22 Там. – С. 28.

23 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 23.

24 Там же. – С. 30.

25 Там. – С. 32.

26 Там. – С. 35.

27 Попов, А. Н. Бавария: крепости, замки, дворцы / [А. Н. Попов; авт. идеи и проекта С. М. Бурыгин]. – Москва: Вече, 2007. – С. 91.

28 Карпенко Т. Н. Шедевры архитектуры и инженерного искусства. – М.: Издательство Астрель, 2009. – С. 78-79.

29 Попов, А. Н. Бавария: крепости, замки, дворцы / [А. Н. Попов; авт. идеи и проекта С. М. Бурыгин]. – Москва: Вече, 2007. – С. 92.

30 http://beway.ru Нойшванштайн - Лебединый замок Людвига II (дата обращения 20. 01. 2013)

31 Попов, А. Н. Бавария: крепости, замки, дворцы / [А. Н. Попов; авт. идеи и проекта С. М. Бурыгин]. – Москва: Вече, 2007. – С. 92.

32 Там же. – С. 93.

33 Там. – С. 94.

34 http://munich.ucoz.ru Нойшванштайн (дата обращения 22. 03. 2013)

35 http://beway.ru Нойшванштайн - Лебединый замок Людвига II (дата обращения 20. 01. 2013)

36 Карпенко Т. Н. Шедевры архитектуры и инженерного искусства. – М.: Издательство Астрель, 2009. – С. 78-79.

37 Попов, А. Н. Бавария: крепости, замки, дворцы / [А. Н. Попов; авт. идеи и проекта С. М. Бурыгин]. – Москва: Вече, 2007. – С. 102.

38 Попов, А. Н. Бавария: крепости, замки, дворцы / [А. Н. Попов; авт. идеи и проекта С. М. Бурыгин]. – Москва: Вече, 2007. – С. 95.

39 Там же. – С. 96.

40 Там. – С. 99.

41 Попов, А. Н. Бавария: крепости, замки, дворцы / [А. Н. Попов; авт. идеи и проекта С. М. Бурыгин]. – Москва: Вече, 2007. – С. 99.

42 Там же. – С. 102.

43 Там. 101.

44 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 13.

45 Raabe, Paul. Kulturelle Leuchtturme: Brandenburg, Mecklenburg-Vorpommern, Sachsen, Sachsen-Anhalt, Thuringen  / P. Raabe. - 2. Aufl. - Leipzig : Edition Leipzig, 2003. -  S. 71.

46 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 13.

47 Там же. – С. 35.

48 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 36.

49 Там же. – С. 39.

50 Там. – С. 40.

51 Там. – С. 42.

52 Raabe, Paul. Kulturelle Leuchtturme: Brandenburg, Mecklenburg-Vorpommern, Sachsen, Sachsen-Anhalt, Thuringen  / P. Raabe. - 2. Aufl. - Leipzig : Edition Leipzig, 2003. -  S. 72.

53 Маркин, Ю. П. Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар / Ю. П. Маркин. – М.: Искусство, 1995. – С. 35.

54 Raabe, Paul. Kulturelle Leuchtturme: Brandenburg, Mecklenburg-Vorpommern, Sachsen, Sachsen-Anhalt, Thuringen  / P. Raabe. - 2. Aufl. - Leipzig : Edition Leipzig, 2003. -  S. 73.

55 Вартбург // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

56 Raabe, Paul. Kulturelle Leuchtturme: Brandenburg, Mecklenburg-Vorpommern, Sachsen, Sachsen-Anhalt, Thuringen  / P. Raabe. - 2. Aufl. - Leipzig : Edition Leipzig, 2003. -  S. 73.

57 Козьмин, О. Г. Германия. История и современность = Deutschland. Geschichte und Gegenwart: учебное пособие по страноведению / О. Г. Козьмин. - Москва : Высшая школа, 2006. – С. 127.

58 Попов, А. Н. Бавария: крепости, замки, дворцы / [А. Н. Попов; авт. идеи и проекта С. М. Бурыгин]. – Москва: Вече, 2007. – С. 105.

59 Там же. – С. 107.

60 Попов, А. Н. Бавария: крепости, замки, дворцы / [А. Н. Попов; авт. идеи и проекта С. М. Бурыгин]. – Москва: Вече, 2007. – С. 103.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9924. Идентификация и аутентификация, управление доступом 141.5 KB
  Идентификация и аутентификация, управление доступом В данной лекции кратко описываются традиционные сервисы безопасности - идентификация и аутентификация, управление доступом. Сервисы безопасности мы будем рассматривать применительно к распреде...
9925. Антивирусная защита информационных технологий 165 KB
  Антивирусная защита информационных технологий Основные угрозы информационной безопасности. Классификация вредоносных программ. Принципы функционирования современной антивирусной защиты, типы и разновидности антивирусных средств. Вряд ли стоит напоми...
9926. Экранирование, анализ защищенности 86 KB
  Экранирование, анализ защищенности Рассматриваются сравнительно новые (развивающиеся с начала 1990-х годов) сервисы безопасности - экранирование и анализ защищенности. Экранирование Основные понятия Формальная постановка задачи экранирования, с...
9927. Обеспечение высокой доступности 90 KB
  Обеспечение высокой доступности Рассматриваются два вида средств поддержания высокой доступности: обеспечение отказоустойчивости (нейтрализация отказов, живучесть) и обеспечение безопасного и быстрого восстановления после отказов (обслуживаемость). ...
9928. Протоколирование и аудит, шифрование, контроль целостности 109.5 KB
  Протоколирование и аудит, шифрование, контроль целостности Описываются протоколирование и аудит, а также криптографические методы защиты. Показывается их место в общей архитектуре безопасности. Протоколирование и аудит Основные понятия Под протоколи...
9929. Криптографические основы безопасности. Основные понятия и определения 142.5 KB
  Криптографические основы безопасности Введение: Даются основные понятия и определения, относящиеся к информационной безопасности: атаки, уязвимости, политика безопасности, механизмы и сервисы безопасности приводится классификация атак рассматриваю...
9930. Сохранность и защита программных систем 6.23 MB
  Сохранность и защита программных систем Цели защиты информации. Теоретические основы компьютерной безопасности. Требования, предъявляемые к обеспечению безопасности информационных технологий. Организационно-правовое обеспечение информационной...
9931. Средства и методы защиты операционных систем 584.5 KB
  Средства и методы защиты операционных систем Технические средства и методы защиты информации. Криптографические методы защиты информации. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности Наши бастионы. Обзор программных...
9932. Безопасность операционных систем. Классификация программных продуктов 4.84 MB
  Безопасность операционных систем Общая характеристика операционных систем назначение и возможности. Организация управления доступом и защиты ресурсов ОС основные механизмы безопасности. Генерация, настройка, измерение производительности и модифика...