99040

Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

В качестве объекта оценки для целей бухгалтерского учета из всех нематериальных активов подлежит оценке только интеллектуальная собственность как один из видов гражданских прав согласно ст. Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности экономической ситуации на момент оценки. Подход к оценке стоимости – общий способ определения стоимости в рамках которого используются один или более методов оценки.

Русский

2016-07-22

302.5 KB

1 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)

ОСновы Оценки стоимости нематериальных активов и  интеллектуальной собственности 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы оценки стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности»

                                                     Руководитель

                                                 

                                                                                               ___________/Левада Г.П./

                                                             «________________»  

Автор

студент

 / Ростовщиков А.В./

«_____» _______________20____ г.

Работа  защищена

с оценкой 

___________________________

«_____» _______________20____ г.

Челябинск 2015

Оглавление

Введение_____________________________________________________________________3

  1.  Теоретическая часть__________________________________________6

[1] Оглавление

[2] Определение и структура нематериальных активов

[2.0.1] В системе бухгалтерского учета деятельности предприятия ОИС причисляются к такой большой и очень разнородной группе активов,  как «нематериальные активы». Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив».

[3] Интеллектуальная собственность  как актив предприятия

[3.0.1] В качестве объекта оценки для целей бухгалтерского учета из всех нематериальных активов подлежит оценке только интеллектуальная собственность как один из видов гражданских прав согласно ст. 128 ГК РФ и ст.5 закона «Об оценочной деятельности в Российской федерации».

[4] Подходы к оценке ОИС

[5] На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности, экономической ситуации на момент оценки.

[5.0.1] Подход к оценке стоимости – общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.

[6] Рыночный подход

[6.0.1] Структура и объем юридических прав собственности на неосязаемое имущество, передаваемых в сделке.

[6.0.2] Существование каких-либо специальных условий и соглашений о финансировании.

[7] Для определения диапазона рыночной цены ОИС выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает собственник благодаря приобретению прав, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники.

[8] Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для собственника оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой стоится тсратегия поведения собственника при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы приведены в таблице 5.1.1.

[8.0.1] Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента – потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.

[8.0.2] № этапа

[8.0.3] Расчет растущего рынка

[8.0.4] Расчет для поделенного рынка

[8.0.5] 1

[8.0.6] Минимальная оценка ОИС (патента или лицензии), приемлемая для патентообладателя через расчеты ожидаемого будущего приращения прибыли патентообладателя на растущем рынке, где патентообладатель имеет установленную долю рынка, которая не подвергается риску с проникновением конкурента. При этом необходимо учесть возможности альтернативного использования капитала, требуемого для расширения рынка, а также целесообразность проведения экспансии.

[8.0.7] Так как возможности для расширения доли или объема рынка в основном исчерпаны, оценка должна отражать неизбежное при отказе от исключительности, обеспечиваемой патентом, уменьшение доли рынка, занимаемой патентообладателем. Простейший способ оценить эти потери – рассчитать потерю прибыли от продаж в каждом году наличия патентной охраны, а затем суммировать эти потери с учетом коэффициентов дисконтирования.

[8.0.8] 2

[8.0.9] Патентообладатель должен учесть поправку на эффект сопутствующих или производных продаж (например, комплектующие изделия, расходные материалы, программное обеспечение и т.д.)

[8.0.10] 3

[8.0.11] При анализе дохода патентообладателя учитываются издержки на дополнительные производные мощности, которые потребуются при отсутствии конкурента и расширении производства, издержки на расширение маркетинга и сбыт, а так же риски, возникающие при любом расширении рынка.

[8.0.12] Учет изменений производственных мощностей, сокращение расходов на маркетинг и сбыт.

[8.0.13] Таким образом, в процессе определения цены существуют:

[8.0.14] две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом;

[8.0.15] две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом.

[8.0.16] Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающее пространство между соответствующими оценками.

[9] Затратный подход

[9.0.1] Оценщику необходимо выявить и отдавать себе отчет в наличии различных форм устаревания – физическом износе, функциональном устаревании, устаревании, учитываемом регулирующими органами, технологическом устаревании и экономическом устаревании, которые должны применяться к стоимости объекта интеллектуальной собственности.

[10] Доходный подход

[10.0.1] Метод дисконтирования денежного потока

[10.0.2] Срок полезной службы – это период, в течение которого неосязаемые активы, как ожидается, принесут собственнику экономическую отдачу от активов и могут оцениваться оценщиком с учетом следующих факторов:

[10.0.3] Ставки дисконтирования (i) определяются по данным рынка на момент оценки и выражаются как мультипликаторы цен (определенные из данных по открыто продаваемым бизнесам или по сделкам) или как процентная ставка (определяемая по альтернативным инвестициям).

[10.0.4] Метод прямой капитализации

[10.0.5] Метод остаточного дохода

[10.0.6] Метод экспресс – оценки

[10.0.7] Расчет стоимости роялти

[10.0.8] Метод освобождения от роялти

[10.0.9] Метод избыточной прибыли

[10.0.10]  Правило 25 %

[10.0.11] За время существования патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой претендент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии.

[10.0.12] При условии применения этого метода оценки ОИС лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет.

[10.0.13] При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску.

[10.0.14]  Метод экспертной оценки

[11] Методы  оценки рисков при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности

[12] 5.1 Метод корректировки нормы дисконта

[13] 5.2 Метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности)

[14] заключение

[14.0.1] Рынок интеллектуальной собственности является одним из самых динамичных рынков в условиях информационной экономики.  Несовершенство российского законодательства в сфере обмена интеллектуальной собственности, отсутствие, до недавнего времени, стандартов оценки ОИС, привели к формированию отношения ненужности объектов интеллектуальной собственности, оценки их как неэкономических объектов, неспособных влиять на эффективность экономической деятельности предприятий. В то время как во всем мире основную ценность активов фирмы составляют именно ОИС, Российские предприниматели не имеют навыков и знаний, позволяющих включать ОИС в экономически оборот.

[14.0.2] Представленные в курсовой работе технологии оценки ОИС, позволяют в короткие сроки оценить эффективность затрат на их разработку, регистрацию, внедрение, покупку или продажу. Принятые стандарты по оценке ОИС, соответствуют мировым стандартам, что создает благоприятные условия для участия собственников в международном обороте ОИС и максимизации эффективности их использования.

[14.0.3] Список использованной литературы

введение

Успех и долгосрочная устойчивость фирмы в современном мире во многом определяется степенью ее адаптации к ускоряющейся и усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде. В условиях информационной экономики адаптация является, прежде всего, информационно-интеллектуальным и социально-психологическим процессом. Производственная структура  развитых странах уже не дает возможности обеспечивать существенные преимущества фирмы только за счет материальных и финансовых факторов, делая их в принципе общедоступными. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей и большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающих в себя объекты интеллектуальной собственности.

Интеграция России в мировое экономическое пространство сдерживается низким научно-технический уровнем производственной сферы, изношенностью материальных активов и дефицитом финансовых ресурсов для их модернизации, но она не оставляет иного выбора  отечественным производителям, кроме как поиска возможностей интенсивного использования существующего интеллектуального потенциала, который является, наверное, единственным фактором, который можно мобилизовать в короткие и завоевать устойчивое положение на российском и международном рынках. Являясь базой формирования нематериальных активов фирмы, интеллектуальная собственность играет все большую роль в формировании и повышении стоимости фирмы на рынке.

К сожалению, в отечественной практике понятие нематериальных активов у многих руководителей и специалистов слишком прямо ассоциируется с неосязаемостью, абстрактностью их реальной стоимости. До последнего времени в графе «Нематериальные активы» бухгалтерских балансов большинства российских предприятий значился прочерк или незначительные  цифры. Находясь в рамках нормативной бухгалтерской модели фирмы и не имея методических инструментов оценки и отражения нематериальных активов, управленческий персонал достаточно слабо представляет себе необходимость и возможность повышения реальной рыночной стоимости предприятия путем целенаправленного и рационального управления нематериальными активами и, в частности интеллектуальной собственностью.

В настоящее время по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса («СОИС-SERVAL») в среднем доля нематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики уже сегодня составляет 10-15 %. Причем в промышленности на долю этих активов приходится в среднем 15-20 % от общей стоимости активов. Но экспертами также отмечено, что данная оценка носит вербальный характер, так как номинально в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы.

Иная ситуация в развитых странах. В США, например, эти цифры вдвое выше в основном за счет иного отношения к юридическому оформлению своих прав и существенно более высокого уровня управления активами предприятий, построенного на принципах тщательного учета, оценки, охраны и внедрения объектов интеллектуальной собственности в производстве. Так, по данным аналитика Пола Страссмана, в конце 1998 года общая стоимость 6 153 американских компаний составила 13,7 трлн. долл., причем стоимость основного капитала 25% наиболее удачных из этих компаний (таких, как Microsoft, Symantec, Oracle, IBM и т.п.) составляет в среднем всего около 14% от их рыночной стоимости. Следовательно, оставшиеся 86% стоимости определяется как стоимость знаний, накопленных компанией, в том числе и стоимость интеллектуальной собственности.

Практика российских предприятий складывается иначе. Созданные внутри предприятия за весь период функционирования знания научно-исследовательского, опытно-конструкторского, организационно-управленческого, маркетингового и иного характера, внутрифирменная культура, опыт и квалификация персонала, торговые марки, репутация и многое другое не рассматриваются как реальные и основные ценности фирмы, а следовательно, воспринимаются как вспомогательные ресурсы и побочные продукты, используются достаточно хаотично и нерационально, редко рассматриваются как основной рыночный продукт компании. Однако следует отметить, что в условиях жесткой конкуренции только уникальный характер интеллектуальной собственности может обеспечить фирме в долгосрочном периоде достаточно прочные и высокие монопольные барьеры, позволяющие получать стабильные доходы на рынке в долгосрочном периоде. И что очень важно, эти барьеры охраняются законами во всем мире. Технологии оценки объектов интеллектуальной собственности (ОИС) позволяют не только определить ценность (стоимость) этого ресурса для собственника. Но и представить его рыночную ценность, уровень востребованности ОИС на рынке, а следовательно и дальнейшую стратегию деятельности собственника по реализации и внедрению ОИС.

  1.  Определение и структура нематериальных активов

В системе бухгалтерского учета деятельности предприятия ОИС причисляются к такой большой и очень разнородной группе активов,  как «нематериальные активы». Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». 

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от от 16 октября 2000 г. N 91н и введено в действие с 01.01.2000), нематериальные активы это часть имущественного комплекса организации (ст. 132 ГК РФ), используемая в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящая доход.

Согласно п. 4 Положения к нематериальным активам могут быть отнесены:

  •  исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  •  исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  •  имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
  •  исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
  •  исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
  •  деловая репутация организации;
  •  организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Нематериальные активы весьма неоднородны по своему составу, по характеру использования или эксплуатации, по степени влияния на финансовое состояние предприятия и результаты хозяйственной деятельности, поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу и включению в экономический оборот.

В практической работе следует учитывать следующие принципы классификации и формирования нематериальных активов:

  1.  По степени участия в производстве:
  •  функционирующие (работающие) нематериальные активы, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период;
  •  нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем.
  1.  По степени отчуждения:
  •  отчуждаемые - полностью передаваемые при их продаже, передаче, аренде;
  •  неотчуждаемые - остающиеся в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.
  1.  По степени влияния на финансовые результаты предприятия:
  •  объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию;
  •  объекты нематериальных активов, опосредованно влияющие на финансовые результаты.
  1.  По степени правовой защищенности:
  •  нематериальные активы, защищаемые охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);
  •  нематериальные активы, не защищенные охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями).
  1.  По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:
  •  единоличные - то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями предприятия;
  •  паевые - то есть объекты нематериальных активов, разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;
  •  приобретенные со стороны - то есть объекты нематериальных активов, которые получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

 

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Тот факт, что объекту учета можно вменить некоторое учетное наименование, указывает на то, что он идентифицируем и распознаваем. Момент идентификации, по оценке многих специалистов, весьма спорен. Тем не менее, к нематериальным активам могут быть отнесены объекты, отвечающие следующим условиям (п.3 Положения):

  1.  Отсутствие материально - вещественной (физической) структуры;
  2.  Возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
  3.  Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  4.  Использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  5.  Организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
  6.  Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  7.  Наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации. 

Нематериальные активы учитываются по первоначальной и остаточной стоимости. Первоначальная стоимость нематериальных активов зависит от источника их приобретения.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету в случаях:

  •  приобретения;
  •  внесения учредителями в счет вкладов в уставной капитал;
  •  получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.

Проблема признания и отнесения объекта учета к нематериальным активам достаточно сложна и противоречива. Грань, отделяющая нематериальные активы от расходов будущих периодов, достаточно неопределенна. Их можно сгруппировать следующим образом - см. табл.1-1.

Таблица 

Объекты, учитываемые как нематериальные активы

Объекты, учитываемые как расходы будущих периодов

  •  Фирменные марки и наименования
  •  Авторские права
  •  Обязательства не вступать в конкуренцию
  •  Лицензии и франшизы
  •  Гудвилл
  •  Права на эксплуатацию
  •  Патенты
  •  Документированные консультации
  •  Торговые марки
  •  Технологии, рецепты, формулы, чертежи и прототипы
  •  Компьютерное программное обеспечение (при условии обособленности от аппаратных средств)

  •  Реклама и пропаганда
  •  Авторские авансы
  •  Затраты на разработку программных продуктов
  •  Эмиссионные расходы
  •  Маркетинговые исследования
  •  Организационные расходы
  •  Расходы по подготовке кадров
  •  Затраты на ремонт
  •  Судебные расходы
  •  Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Анализ структуры нематериальных активов и организационных расходов позволяет сделать вывод, что до того момента, пока потенциальный объект нематериальных активов не имеет право- определяемых характеристик, все расходы, связанные с его разработкой, поиском, содержанием и т.п., относятся на «расходы будущих периодов». Как только объект (проект, товарный знак, разработка и т.п.) приобретает правоопределяемые характеристики и приобретается организацией на срок более 12 месяцев, он относится к нематериальным активам.

2  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.

Проблема коммерческого использования результатов деятельности объектов нематериальных активов в современной практике — комплексная, многогранная проблема, включающая в себя правовые, технологические, экономические, производственные, социальны и психологические вопросы. Проблема как теоретическая, так и прикладная: нематериальные активы могут и должны продаваться, а значит должны иметь стоимостную оценку. Иными словами, наиболее существенные разногласия вызывает следующий вопрос: являются ли нематериальные (неосязаемые) средства активами и могут ли они вообще включаться в баланс предприятия. Следует отметить, что единого мнения у ученых-экономистов в настоящее время нет.

Доводы в пользу того, что неосязаемые средства являются активами заключаются в том, что эти средства представляют собой будущие экономические выгоды, за которые была выплачена компенсация. Однако противники включения этих средств в бухгалтерскую отчетность в качестве активов мотивируют свою позицию тем, что будущие экономические выгоды, связанные с нематериальными активами, за исключением отдельных случаев, невозможно определить с достаточной степенью достоверности, и, кроме того, эти объекты не отвечают, как правило, критерию отчуждаемости (например, деловая репутация фирмы не может быть реализована отдельно от фирмы, торговые знаки неотделимы от деловой репутации фирмы).

Однако следует отметить, что это не совсем так. Некоторые нематериальные активы вполне отчуждаемы. Это относится к товарным маркам особенно приобретаемым (хотя возникают проблемы по их оценке) и другим аналогичным активам: расходам на НИОКР в тех случаях, когда эти исследования должны привести к созданию таких активов как товарные марки, торговые знаки, патенты и другие активы, которые являются отделимыми от компании в целом; расходам на программное обеспечение в тех случаях, когда выявлены его техническая осуществимость и коммерческая эффективность, и когда оно разработано самой компанией.

Поэтому, признавая нематериальные активы – активами, возникает нелегкая задача — дать по возможности наиболее обобщающие рекомендации по стоимостной оценке нематериальных активов, которые сами по себе весьма значительно отличаются друг от друга. Конечно можно выделить наиболее общие факторы, общие критерии эффективности и некоторые другие наиболее характерные моменты. В таком плане и разрабатывались раньше отдельные методики по отраслям, которые использовались в практике той или иной отрасли.

Разумеется, нельзя признавать сколь-нибудь серьезной методикой ту, где выделены, обозначены и перемножены друг на друга коэффициенты, хотя бы и отражающие реальные факторы. Простое произведение условных значений разнохарактерных факторов дает в результате весьма недостоверную стоимость нематериальных активов, которую обязательно нужно будет «подгонять» под удобный результат. Нельзя всерьез принимать и методики, где расчеты ведутся по очень сложным математическим формулам, включающим логарифмы, интегралы и дифференциалы. Среди действующих самодеятельных оценщиков сегодня используются многочисленные ложные варианты методики оценки стоимости нематериальных активов и других не всегда корректных методик.

Отметим наиболее характерные случаи, когда возникает потребность в оценке нематериальных активов предприятия, а также всего имущества предприятия:

Купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг. Покупка предприятия, находящегося в акционерной собственности, есть покупка всех акций, эмитированных данным предприятием. Чтобы держать предприятие под контролем, можно не скупать все его акции, а купить только контрольный пакет акций. Но независимо от того, покупается ли контрольный или неконтрольный (миноритарный) пакет акций, инвестор тогда уверен в своем решении, когда знает стоимость предприятия и долю этой стоимости, приходящуюся на контрольный пакет акций.

Купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью. В отличие от предыдущего случая доля оценивается не числом акций, а в денежных единицах.

Продажа предприятия целиком на аукционе или по конкурсу, осуществляемая при процедуре банкротства или при приватизации государственного предприятия.

Передача всего предприятия в аренду. Оценка стоимости важна для назначения арендной платы и осуществления последующего выкупа арендатором (если это предусмотрено договором аренды).

Реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т.п.) и ликвидация предприятия, проводимые как по решению собственников предприятия, так и при решении арбитражного суда при банкротстве предприятия.

Осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стоимость имущества. В частности, такая проблема возникает перед инвестором при проведении санации несостоятельного предприятия.

Получение кредита под залог всего имущества предприятия (ипотека).

Оценка стоимости фирменного товарного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:

при их перекупке, приобретении другой фирмой;

при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;

при определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;

при использовании их в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества или товарищества;

при определении стоимости нематериальных активов, «гудвилла», для общей оценки стоимости предприятия.

Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости нематериальных активов во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.

Особое внимание следует обратить на способ оценки поступающих безвозмездно на баланс нематериальных активов.

До опубликования текста [ 5 ] оценка поступающих на предприятие безвозмездно нематериальных активов должна была осуществляться экспертным путем согласно пояснениям к счету 04 [ 4 ]. В настоящее время согласно статьи 11 [ 5 ] оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования. Оценка нематериальных активов по рыночной стоимости в настоящее время затруднена, хотя в России и складывается институт оценки интеллектуальной собственности.

Напомним, что согласно п. 2.7. [ 1 ] суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий, включаются в состав внереализационных доходов, то есть подлежат обложению налогом на прибыль.   Такая формулировка в тексте [ 1 ] приводит к тому, что ряд бухгалтеров отражает безвозмездно получаемое имущество не по кредиту счетов 87 или 88, как предписывается [ 4 ], а по кредиту счета 80 «Прибыли и убытки», так как именно на кредите  счета 80 учитываются внереализационные доходы согласно нормативным актам Минфина РФ по бухгалтерскому учету.

Действительно, формально проблема правильности отражения в учете этих сделок существует. Однако острота противоречия значительно спала с отчетного периода за 1995 год, который считается годом начала разделения бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения. В настоящее время довольно остро стоит проблема терминологии, используемой в налоговом законодательстве и заимствовании отдельных понятий из других видов законодательства и отраслей права.

Получаемое безвозмездно имущество не должно учитываться на кредите счета 80 «Прибыли и убытки», а подлежит отражению на счетах 87 или 88 по принадлежности. Для целей налогообложения прибыль увеличивается на стоимость безвозмездно полученных средств расчетно без отражения на счетах бухгалтерского учета.

В настоящее время позиция по безвозмездному полученному организацией от других предприятий имуществу для увеличения финансового результата для целей налогообложения прямо оговорена в п. 4.5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчет налога от фактической прибыли» [ 2 ].

Согласно п. 9 [ 3 ] при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) плательщиком НДС является сторона, их передающая. При этом сумма НДС, уплаченная передающей стороной, в бухгалтерском учете принимающей стороны не отражается и в зачет не принимается.

Интеллектуальная собственность  как актив предприятия

Все вышеперечисленные нематериальные активы представляют собой пучки прав на использование тех или иных объектов собственности. Отличие одного нематериального актива от другого определяется структурой прав собственности на нематериальный актив и сущностными характеристиками объекта собственности.

Структура прав на интеллектуальную собственность определяется правовыми актами, представленными в главе 9.

Иными словами, часть нематериальных активов является правами на использование объектов овеществленной (осязаемой) собственности (недвижимость, природные ресурсы….), а часть не овеществленной (неосязаемой), или интеллектуальной собственности (авторские права, патенты….).

В качестве объекта оценки для целей бухгалтерского учета из всех нематериальных активов подлежит оценке только интеллектуальная собственность как один из видов гражданских прав согласно ст. 128 ГК РФ и ст.5 закона «Об оценочной деятельности в Российской федерации».

Обладание правами собственности влечет за собой необходимость учета и оценки собственности, обеспечения ее сохранности и эффективного использования.

Учет интеллектуальной собственности в нематериальных активах основывается на:

  •  документах, подтверждающих права правообладателя и отражающих сущность сделок и хозяйственных операций;
  •  документах, отражающих факт поступления в активы или выбытия из активов соответствующих прав (объектов учета);
  •  соответствующих платежных документах и документах, подтверждающих осуществление платежей и иных расходов.

Документами, подтверждающими права организации-правообладателя и отражающими сущность сделок и хозяйственных операций с интеллектуальной собственностью, являются:

  •  охранные документы;
  •  прилагаемые к договорам оригиналы или копии выданных общественными организациями документов о регистрации авторских и смежных прав;
  •  договоры об уступке прав;
  •  лицензионные договоры;
  •  договоры о ноу-хау;
  •  договоры о создании объекта интеллектуальной собственности;
  •  учредительные документы (в комплексе с договорами об уступке прав, лицензионными договорами или договорами о ноу-хау).

К документам, отражающим факт поступления в активы или выбытия соответствующих прав из активов организации, относятся:

  •  акт приемки (приходования);
  •  акт оценки стоимости;
  •  акт выбытия;
  •  акт списания.

Что касается расчетно-платежных документов, к которым относятся счета, счета-фактуры, платежные поручения и иные документы, то раскрывать их содержание в данной работе представляется нецелесообразным, поскольку они едины с документами, предназначенными для сделок с материальными активами (продукцией, основными средствами, материалами и оборудованием), и и технология их учета широко освещается в печати.

При оформлении интеллектуальной собственности следует учитывать ряд особенностей:
  1.  Интеллектуальная собственность не передается по договору дарения, договору купли-продажи и договору мены, поэтому эти виды договоров не являются основаниями для учета интеллектуальной собственности в нематериальных активах организации.
  2.  Договоры, связанные с передачей интеллектуальной собственности (договор об уступке прав, лицензионный договор, договор о ноу-хау, договор о создании объекта интеллектуальной собственности), могут содержать условие безвозмездности передачи прав или условие неденежной формы оплаты (ценными бумагами, товарами и т. п.).
  3.  Договоры о передаче прав на некоторые виды объектов интеллектуальной собственности подлежат обязательной регистрации уполномоченным государственным органом, без которой такие договоры недействительны.
  4.  На авторские и смежные права по желанию авторов и иных граждан-правообладателей может быть выдано соответствующей общественной организацией свидетельство той или иной формы в качестве документа о регистрации прав или объекта авторских прав. Однако такой документ для организации-правообладателя не может служить самостоятельным основанием для внесения прав в активы организации. Основным документом для таких целей является соответствующий договор об уступке прав, лицензионный договор, договор о создании объекта интеллектуальной собственности. Только на основании этих договоров организация принимает на себя соответствующие права, передаваемые ей автором или его правопреемником. Для автора произведения выданное общественной организацией свидетельство о регистрации его прав может служить дополнительным подтверждением действительности его правомочий, передаваемых организации в том или ином объеме. Оригинал или заверенная копия такого документа могут быть приложены к соответствующему договору.

  1.  Подходы к оценке ОИС

На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности, экономической ситуации на момент оценки.

Рыночный подход    

метод сравнения продаж ОИС

метод стоимости замещения

Затратный подход

метод восстановительной стоимости

метод исходных затрат

метод расчета роялти

метод исключения ставки роялти

методы DCF

методы прямой капитализации

Доходный подход

Экспресс - оценка

метод избыточной прибыли

ДОХОДНЫЙ

метод основанный на «правиле 25%»

экспертные методы

Рисунок .  Методы оценки интеллектуальной собственности

Подход к оценке стоимости – общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки. 

Рыночный подход 

При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда  рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.

Двумя наиболее распространенными источниками данных, используемыми в сравнительном подходе, являются рынки, на которых продаются как интересы в собственности на аналогичные неосязаемые активы, так и деривативы (фьючерсы и опционы). Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ОИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемый ОИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные.

Когда для обеспечения ориентиров при определении величины стоимости используются предыдущие сделки в отношении предмета оценки, могут потребоваться корректировки данных с учетом течения времени и изменившихся обстоятельств в экономике.

Основными элементами сравнения, которые должны рассматриваться при отборе и анализе сделок по продаже являются следующие:

  1.  Структура и объем юридических прав собственности на неосязаемое имущество, передаваемых в сделке.
  2.  Существование каких-либо специальных условий и соглашений о финансировании. 
  3.  Экономические условия, которые существовали на соответствующем вторичном рынке во время сделки по продаже.
  4.  Отрасль или бизнес, где использовался (или будет использоваться) неосязаемый актив.
  5.  Физические характеристики ОИС.
  6.  Функциональные характеристики ОИС.
  7.  Технологические характеристики ОИС.
  8.  Включение других нематериальных активов в сделку.

Для определения диапазона рыночной цены ОИС выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает собственник благодаря приобретению прав, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники. 

Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для собственника оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой стоится тсратегия поведения собственника при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы приведены в таблице 5.1.1.

Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента – потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.

Таблица .1 

№ этапа

Расчет растущего рынка

Расчет для поделенного рынка

1

Минимальная оценка ОИС (патента или лицензии), приемлемая для патентообладателя через расчеты ожидаемого будущего приращения прибыли патентообладателя на растущем рынке, где патентообладатель имеет установленную долю рынка, которая не подвергается риску с проникновением конкурента. При этом необходимо учесть возможности альтернативного использования капитала, требуемого для расширения рынка, а также целесообразность проведения экспансии.

Так как возможности для расширения доли или объема рынка в основном исчерпаны, оценка должна отражать неизбежное при отказе от исключительности, обеспечиваемой патентом, уменьшение доли рынка, занимаемой патентообладателем. Простейший способ оценить эти потери – рассчитать потерю прибыли от продаж в каждом году наличия патентной охраны, а затем суммировать эти потери с учетом коэффициентов дисконтирования.

2

Патентообладатель должен учесть поправку на эффект сопутствующих или производных продаж (например, комплектующие изделия, расходные материалы, программное обеспечение и т.д.)

3

При анализе дохода патентообладателя учитываются издержки на дополнительные производные мощности, которые потребуются при отсутствии конкурента и расширении производства, издержки на расширение маркетинга и сбыт, а так же риски, возникающие при любом расширении рынка.

Учет изменений производственных мощностей, сокращение расходов на маркетинг и сбыт.

Источник: Бромберг Г.В. Основы патентного дела: Учеб. Пособие. М.: 2002.С.30.

Таким образом, в процессе определения цены существуют:

  •  две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом;
  •  две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом.

Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающее пространство между соответствующими оценками. 

Затратный подход 

Затратный подход используется при оценке стоимости ОИС, если невозможно найти объект – аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ОИС очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.  

Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки.

К примеру, такие объекты интеллектуальной собственности, как информационные базы данных, подпадающие под определение нематериального актива, создаются на протяжении довольно длительного периода, и расходы на их формирование чаще всего списываются по расходным статьям. Собранная научная библиотека, к примеру, может представлять собой огромную ценность - в некоторых случаях она может быть самым дорогостоящим активом предприятия, особенно в тех случаях, если это предприятие - научный институт или высшее учебное заведение. Но оценить степень участия этого актива в создании других, а соответственно и долю в будущих доходах практически невозможно. Активы подобного рода оцениваются, как правило, методом стоимости создания, то есть с точки зрения затратного подхода, без учета возможных прибылей.

Могут применяться несколько методов оценки затрат на создание ОИС:

  •  Метод стоимости замещения объекта оценки заключается в суммировании затрат на создание ОИС, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
  •  Метод восстановительной стоимости заключается в суммировании затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.  
  •  Метод исходных затрат заключается в суммировании  исторических (первоначальных) затраты, пересчитанных с учетом настоящих условий с учетом индекса изменения цен в данной отрасли.

При оценке следует учитывать все существенные расходы, среди которых  такие как оплата труда, маркетинговые и рекламные расходы, расходы на страхование рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности, расходы и издержки на решение правовых конфликтов, на израсходованные материалы, себестоимость научно-методического обеспечения, индивидуализации собственной продукции - логотипа, лицензий, сертификатов и т. д.

Оценщику необходимо выявить и отдавать себе отчет в наличии различных форм устаревания – физическом износе, функциональном устаревании, устаревании, учитываемом регулирующими органами, технологическом устаревании и экономическом устаревании, которые должны применяться к стоимости объекта интеллектуальной собственности. 

Доходный подход

При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод.

Различные методы оценки будут зависеть от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы дохода.

Могут использоваться следующие методы оценки:

Метод дисконтированного денежного потока (DCF).

Метод прямой капитализации (превышение поступлений над затратами), которая может извлекаться из неосязаемого актива и которая может возникать, в частности, за счет надбавки к цене, снижения затрат или эффекта масштаба.

Метод остаточного дохода или распределения остаточного дохода.

Экспресс – оценка.

Расчет стоимости роялти или арендной платы, которые пользователь неосязаемого актива должен был бы в ином случае выплачивать законному собственнику неосязаемого актива.

Метод освобождения от роялти.

Метод избыточной прибыли.  

Правило 25%.

Метод реального экономического эффекта.

Метод экспертной оценки.

  1.  Метод дисконтирования денежного потока

В методе дисконтирования будущего денежного потока (Discounted Cash Flow - DCF) рассчитываются денежные поступления для всех будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения ставки дисконтирования и использования техники расчета стоимости, приведенной к текущему моменту. Метод дисконтирования используется для ОИС, имеющих конкретные сроки службы. Принятый период времени обычно представляет собой более короткий из двух сроков службы ОИС – экономического или юридического.

Срок полезной службы – это период, в течение которого неосязаемые активы, как ожидается, принесут собственнику экономическую отдачу от активов и могут оцениваться оценщиком с учетом следующих факторов:

Остающийся юридический срок службы.

Остающийся срок по контракту.

Остающийся физический срок службы.

Остающийся технологический срок службы.

Остающийся функциональный срок службы.

Остающийся экономический срок службы.

Дисконтированный денежный поток - DCF (Discounted Cash Flow), рассчитывается по следующей формуле:

Мn= CF1 /(1+i) + CF2 /(1+i)2 + CF3 /(1+i)3 + … +           (14)

        n

+ CFn /(1+i)n =  CFt /(1+i) t

                      t=1

Где:

CFt – поток выгод (денежный поток) в году t  от использования объекта оценки.

Mn – сумма (стоимость) ОИС через n лет.

Mn = M0 (1+i) n          (15)                   M0 = Мn /(1+i )n                                     (15)

Где:

M0 – начальная сумма,
i – ставка ссудного процента (ставка дисконтирования).  

Ставки дисконтирования (i) определяются по данным рынка на момент оценки и выражаются как мультипликаторы цен (определенные из данных по открыто продаваемым бизнесам или по сделкам) или как процентная ставка (определяемая по альтернативным инвестициям). 

  1.  Метод прямой капитализации

Если исходить из того, что объект оценки приобретается не с целью его скорой перепродажи, а на многие годы, то при достаточно большом значении n формула расчета дисконтированного денежного потока преобразуется в формулу (16). 

Мn= CF0 /rk                                          (16)

Где:

CF0 – средний доход по истечении каждого года;

rk – коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).

Метод прямой капитализации достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов капитализации.

  1.  Метод остаточного дохода

Метод остаточного дохода используется для конвертации дохода в стоимость. В этом случае репрезентативная величина дохода делится на ставку капитализации или умножается на мультипликатор дохода.

Mn =  Mr/rk                                                             (17)

Где:

Mn текущая стоимость объекта оценки,

Mr –  репрезентативная величина дохода,

rk – коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).

Оценщик обычно распределяет доход по различным неосязаемым активам. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы доход, распределенный по всем неосязаемым активам, не превысил наличного дохода для распределения по всем активам.  

  1.  Метод экспресс – оценки

  1.  Расчет стоимости роялти

Ставка роялти (R) (величина периодических отчислений в пользу лицензиара (правообладателя). Представляет собой отношение величины отчислений в пользу лицензиара (прибыли лицензиара Прл-ра) к величине общей стоимости, цене (Ц) произведенной и реализованной лицензиатом (пользователем) продукции (услуг) по договору (Ц).

Экономический смысл роялти заключается в распределении полученной от использования лицензии прибыли правообладателя (лицензиата, франчайзера) между ним и лицензиаром в согласованной пропорции, путем установления определенного процента от цены произведенной и реализованной продукции в пользу правообладателя.

Цена (Ц) производства и реализации продукции (услуг) по лицензионному договору или договору коммерческой концессии в дальнейшем (договору) может быть представлена как сумма себестоимости производства и реализации продукции по договору (С) и общей прибыли (Пробщ), получаемой от производства и реализации новой продукции:

Ц = С + Пробщ                                                                    (23)

Общую прибыль (Пробщ), получаемую от производства и реализации продукции (услуг) по договору, можно выразить как сумму базовой прибыли (Прбаз.), ранее получаемой на предприятии при использовании имеющихся в наличии основных и оборотных средств, и дополнительной прибыли (Прдоп.), дополнительно получаемой от использования новых технологий, выпуска и реализации продукции, полученных по договору.

                           Пробщ = Прбаз. + Прдоп.                                                         (24)

Исходя из концепции справедливого распределения расходов и доходов, дополнительную прибыль (Прдоп) можно представить как сумму прибыли правообладателя (Прл-ра) и дополнительной прибыли пользователя  (Прп-ля): 

        Прдоп = Прл-ра + Прп-ля                                                      (25)

Величину прибыли  лицензиара (Прл-ра) можно выразить также через часть (долю) (Д) от дополнительной прибыли (Прдоп), дополнительно получаемой от производства и реализации продукции (услуг) следующей формулой:

Прл-ра = Прдоп * Д                                            (26)

Где:

Д - доля (часть) прибыли лицензиара (Прл-ра) в общем объеме дополнительной прибыли (Пробщ) от производства и реализации продукции (услуг) по договору Прдоп .

Д = Прл-ра / Прдоп                                                                        (27)

Общую рентабельность промышленного производства и реализации продукции (услуг) по договору (Рентобщ.) можно определить как отношение величины общей прибыли (Пробщ) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по договору (С) по формуле:

Рентобщ. =

Пробщ
—————
С

(28)

Уровень базовой рентабельности ( Рентбаз. ) (то есть рентабельности по базовой прибыли (Прбаз.)) можно определить как отношение величины базовой прибыли (Прбаз.) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по договору  (С) по формуле:

Рентбаз. =

Прбаз.
—————
С

(29)

Соответственно, уровень дополнительной рентабельности
(Рентдоп.) (то есть рентабельности по дополнительной прибыли (Прдоп)) можно определить как отношение величины дополнительной прибыли (Прдоп) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по договору (С) по формуле:

Рентдоп. =

Прдоп
—————
С

(30)

По определению ставка роялти (R) (величина % периодических отчислений в пользу правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу правообладателя (прибыли лицензиара (Прл-ра)) к величине общей стоимости, цене (Ц) произведенной и реализованной пользователем продукции (услуг) по договору, что может быть выражено следующей формулой:

R =

Прл-ра
——————
Ц

(31)

Подставляя в формулу (31) выражение прибыли правообладателя (Прл-ра) из формулы (27) и выражение цены продукции по (Ц) из формулы (24), получим:

R =

Прдоп. * Д
————————
(С + Пр
общ)

(32)

Подставляя в формулу (32) выражение дополнительной прибыли (Прдоп.) из формулы (24), получим: 

R =

(Пробщ. - Пр баз..) * Д
——————————
(С + Пр
общ)

(33)

Подставляя в формулу (33) выражение общей прибыли (Пробщ) базовой прибыли (Прбаз.) через общую рентабельность (Рентобщ.) и базовую рентабельность (Рентбаз.), соответственно из формул (30) и (31), получим:

R =

(С * Рентобщ. - С * Рент баз. ) * Д
——————————————
(С + С * Рент
общ. )

(34)

После вынесения за скобки формулы (34) значения себестоимости (С) получим:

R =

С * (Рентобщ. - Рент баз. ) * Д
————————————
С * (1 + Рент
общ. )

(35)

После сокращения числителя и знаменателя формулы (35) на величину себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по договору (С) получим:

R =

(Рентобщ. - Рент баз. ) * Д
———————————
(1 + Рент
общ. )

(36)

Аналогичным образом из формулы (36) можно получить выражение ставки роялти (R) через дополнительную рентабельность
(Рентдоп.) и общую рентабельность (Рентобщ ) и долю (Д) правообладателя в дополнительной прибыли пользователя:

 R =

Рентдоп. * Д
————————
(1 + Рент
общ. )

(37)

Таким образом, численное значение величины ставки роялти периодических отчислений по договору можно рассчитать как отношение произведения дополнительной рентабельности (Рентдоп.) (36) или, соответственно, разности общей рентабельности (Рентобщ) и базовой рентабельности (Рентбаз.) (37), и доли правообладателя (Д) в дополнительной прибыли от производства и реализации продукции по договору к сумме единицы и значения общей рентабельности (Рентобщ.) производства и реализации продукции (услуг) по договору (1 + Рентобщ. ).

  1.  Метод освобождения от роялти

Этот метод базируется на предположении, что рассматриваемая интеллектуальная собственность не принадлежит реальному владельцу, а является собственностью другого предприятия. Последнее предоставляет интеллектуальную собственность на лицензионной основе при условии уплаты роялти. Таким образом, вычисляется псевдоэкономия расходов по оплате роялти, капитализированная величина которых может рассматриваться в качестве эквивалента рыночной стоимости интеллектуальной собственности.

  1.  Метод избыточной прибыли

При оценке патентов и лицензий, торговой марки, франшизы, имущественных прав используется, как правило, метод избыточной  прибыли.

Метод избыточной прибыли основан на расчете экономических выгод, связанных с получением прибыли за счет нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднего уровня.

  1.   Правило 25 %

За время существования патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой претендент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии.

При условии применения этого метода оценки ОИС лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет. 

При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску.

  1.   Метод экспертной оценки

Метод экспертных оценок - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

Существует масса методов получения экспертных оценок.

В одних случаях с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, и потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов.

В других же - экспертов собирают вместе для подготовки материалов, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. При этом, число экспертов может быть фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения, а может расти в процессе проведения экспертизы.  

Необходимость проведения экспертной оценки предполагает следующие этапы подготовки работы экспертов:

  1.  Формулировка заказчиком, цели экспертного опроса (формулируется цель оценки ОИС). От точности формулировки цели оценки ОИС зависит эффективность и своевременность выполнения экспертами поставленной перед ними задачи.
  2.  Подбор заказчиком основного состава группы экспертов. Состав экспертов зависит от специфики оцениваемых  объектов. Эксперты должны быть специалистами в той отрасли, где осуществляет свою деятельность заказчик.
  3.  Разработка и утверждение технического задания на проведение экспертного исследования опроса.
  4.  Разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации (вычисление медианы Кемени, статистический анализ люсианов и иные методы статистики объектов нечисловой природы и других разделов прикладной статистики).
  5.  Формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты, утверждение заказчиком состава экспертной комиссии).
  6.  Проведение сбора экспертной информации.
  7.  Анализ экспертной информации.
  8.  Интерпретация полученных результатов и подготовка заключения для  заказчика.
  9.  Официальное окончание деятельности.

Предполагается, что коллективное решение вырабатывается группой, состоящей из N  - экспертов.

На первом этапе всем экспертам предъявляется один и тот же перечень возможных вариантов решения. Множество вариантов обозначим через X, а сами варианты обозначим –  x, y, z. 

Второй этап работы заключается в формулировании критериев обработки  экспертных оценок. Основными процедурами обработки персональных экспертных оценок являются: ранжирование, нормирование, попарное сравнение и последовательное сравнение.

При ранжировании исходные ранги преобразуются сначала так, что ранг 1 становится n – м рангом и т.д., а ранг n становится рангом 1. По этим преобразованным рангам вычисляются суммы:  

 М

RJ = Σ RJK                                                                            (41)                  

К=1

Где:

RJ сумма преобразованных рангов по всем экспертам для  j – го фактора,

RJKпреобразованный ранг, присвоенный k – м экспертом j – му фактору,

М – число факторов.

Далее вычисляются веса факторов:

N

WJ = RJ / Σ RJ                                                    (42)

J=1

Где:

WJ средний вес фактора по всем экспертам;

j = 1-N – число факторов;

i = 1-N – число экспертов.

При нормировании исходные оценки, приписанные экспертами каждому фактору, выписываются с двумя значащими цифрами и преобразуются следующим образом:

M

WJK = ρKJ / Σ ρKJ                                                    (43)

K=1

Где:

WJK  - вес, вычисленный для j – го фактора на основании данных эксперта  k,

ρKJ - оценка, данная k – м экспертом j – му фактору.

При попарном сравнении определяются числа выборов фактора по всей матрице факторов [ƒKJ] и вес j – го фактора для k – го эксперта:

WKJ = 1/n ƒKJ                                                         (44)

Средний вес j – го фактора по всем экспертам WJ подсчитывается так же, как при нормировании. При последовательном сравнении все подсчеты выполняются точно так же, как и при нормировании.

После получения WKJ  и WJ  проводится статистический анализ полученных данных. Он заключается в определении степени согласованности мнений всей группы экспертов по относительной важности рассматриваемых факторов. На базе анализа принимается решение о дальнейшем использовании ОИС.

Практика применения того или иного метода оценки разнообразна, тем не менее можно говорить о том, что доходный подход наиболее предпочтителен как для продавцов, так и покупателей ОИС, так как он базируется на оценке потенциальных выгод от использования ОИС.

  1.  Методы  оценки рисков при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности

Сложность экономической ситуации, трудность в прогнозировании развития событий и возможности возврата вложенных средств требуют оценки рисков инновационных решений. Методы оценки рисков зависят от факторов, влияющих на формирование инновационных рисков.

Классификацию факторов, влияющих на формирование инновационных рисков, можно представить следующим образом:

Внешние риски

Стабильность партнерства:

  •  банковский,
  •  снабженческий,
  •  налоговый,
  •  бюджетных отчислений,
  •  подрядного партнерства.

Рыночный:

  •  уменьшения спроса,
  •  избытка предложения.
  •  роста инфляции.

Внутренние риски

Срыв намеченных программ:

  •  возможное оспаривание прав на ОИС,
  •  сокращение финансирования,
  •  недостаточность научно-технического потенциала,
  •  срыв полноценных мероприятий по использованию научно-технических новшеств,
  •  ошибочность научно-технических прогнозов.

Прежде всего следует рассмотреть методы оценки внутренних рисков, состоящих в том, что реальные поступления денежных средств в ходе использования ОИС могут сильно отличаться от запланированных.

Из известных в мировой практике финансового менеджмента различных методов анализа собственных рисков наиболее распространенны метод корректировки нормы дисконта и метод достоверных эквивалентов.

5.1 Метод корректировки нормы дисконта

Корректировка осуществляется путем прибавления премии за риск, после чего производится расчет критериев эффективности инвестиционного проекта, в котором используется объект интеллектуальной собственности. Чем больше риск, ассоциируемый с использованием в проекте объекта интеллектуальной собственности, тем выше должна быть величина премии, которая может определяться по внутрифирменным процедурам, экспертным путем или по формальным методикам. Например, фирма может установить премию за риск  в размере 10%, при расширении успешного использования объекта интеллектуальной собственности, 15% при использовании нового объекта интеллектуальной собственности в проекте, связанном с основной деятельностью фирмы, и 20% в случае, когда использование объекта интеллектуальной собственности связано с выпуском продукции и внедрением технологии, требующих освоения новых для фирмы видов деятельности и рынков. Пусть предельная величина ставки доходности равна 8%. Тогда для перечисленных случаев использования объекта интеллектуальной собственности норма дисконта будет соответственно равна 18,23 и 28%.

Этот метод позволяет привести будущие потоки платежей к настоящему моменту времени, но не дает никакой информации о степени риска. При этом полученные результаты существенно зависят только от величины надбавки за риск. Кроме того, он предполагает увеличение риска во времени с постоянным коэффициентом, хотя для многих проектов с использование объектов интеллектуальной собственности характерно наличие рисков в начальный период с их постепенным снижением к концу реализации.

5.2 Метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности)

В отличие от предыдущего метода в этом случае осуществляют корректировку не нормы дисконта, а ожидаемых значений потока платежей CF путем введения специальных понижающих коэффициентов t)  для каждого периода реализации проекта, содержащего ОИС.

аt= CCFt / RCFt                                                                      (45)

Где:

CCFtвеличина чистых поступлений от безрисковой операции в период t;

RCFt  - ожидаемая (запланированная) величина чистых поступлений от реализации ОИС в период t;

t – номер периода.

 Тогда достоверный эквивалент ожидаемого платежа может быть определен как:

CCFt = аt *  RCFt                                                                       (46)                                   

Где аt<=1

Таким образом, осуществляется приведение ожидаемых поступлений к величинам платежей, получение которых практически не вызывает сомнений и значения которых могут быть определены более или менее достоверно либо точно.

Однако на практике для определения значений коэффициентов чаще используется метод экспертных оценок. В этом случае коэффициенты отражают степень уверенности специалистов-экспертов в том, что поступление ожидаемого платежа осуществится.

После того, как значения коэффициентов определены, осуществляется расчет критерия NPV:

n

NPV = (at*CFt)/(1+r)t – I0                             (47)

1

Где:

CFt - суммарный поток платежей в период t;

r - используемая ставка процента;

at - корректирующий множитель;

 I0 - начальные инвестиции;

 n - срок проекта по использованию ОИС.

Предпочтение отдается тому проекту, по которому величина NPV больше.

  1.  Практическая часть

Вариант №23.

Необходимо оценить целесообразность приобретения лицензии для производства на том же оборудовании усовершенствованной продукции.

Исходные данные

п/п

Годовой

обьем

производства,

шт

Себестоимость единицы,руб

Урове

нь

услов

но

посто я иных затрат ,%

Цена

едини

цы

проду

кции,

руб

Себесто имость единицы новой продукц ии, руб

Цена

едини

цы

новой

проду

кции,

руб

Увели

чение

объем

а

выпус

ка,%

Срок

дейст

вия

лицензии,

лет

Средня я доля лицензиа вра в дополни тельной прибыл и, %

Затраты

на

модерн

изацию,

тыс.руб

Норма собстве

нного

оборотн

ого

капитала,%

Срок перен ал ад к и

техно

логич

еского

проце

сса,

мес

Цена

лицен

зии

23

75 000

70

50

100

80

110

20

10

25

100 000

15

2

50 000

Формула расчета стоимости объектов оценки доходным подходом имеет следующий вид:

PV=     (1)

Где СFt- чистый денежный поток генерируемый активом;

Т-срок полезного использования актива;

г-ставка дисконтирования соответствующая рискам вложений в оцениваемый актив.

При использовании метода основанного на расчетном экономическом эффекте чистый денежный поток равен экономическому эффекту от использования актива:

Экономический эффект = денежному потоку производственной системы с использованием актива минус денежный поток без использования актива. Если использование актива предполагает дополнительные затраты связанные с его использование, то эти затраты должны быть учтены с отрицательным знаком в денежном потоке с использованием актива.

Экономический эффект возникает за счет увеличения цены и объема продукции выпускаемой с использованием нематериального актива.

Таким образом, формула (1) будет иметь вид:

PV=                  (2)

Где С1, С0 -цена единицы продукции выпускаемой с использованием и без использования актива

 S1, S0 - себестоимость единицы продукции выпускаемой с использованием и без использования актива

V1, V0 -объем выпускаемой продукции с использованием и без использования актива

Z - дополнительные затраты, связанные с использованием актива.

Расчет будем выполнять на основе реальных (без учета инфляции) денежных потоков.

Поскольку в первом слагаемом формулы значения денежных потоков в разные месяца полезного срока использования имеют различное значение целесообразно расчет всех показателей осуществлять по месяцам.

В этом случае в первом части формулы можно выделить два постоянных денежных потока:

  1.  Денежный поток первых двух месяцев при использовании актива в связи с остановкой производства (продукция не выпускается), т.е. = 0, а значение   будет равно условно постоянным затратам, т.е. S0 х 0,5 ).

  1.  Денежный поток последующих месяцев, где и имеют постоянные значения.

При расчете ставки дисконтирования для денежного потока экономического эффекта следует использовать альтернативную ставку доходности. Альтернативой использования нематериального актива является отказ от его использования, т.е. функционирование производственной системы в прежнем режиме. В этом случае годовая ставка доходности будет равна отношению годовой прибыли к затратам (себестоимости). То есть: (100-70)х75000/(70*75000)=0,4286 или 42,86% годовых. Поскольку в расчетах будут использоваться значения месячных денежных потоков, ставка дисконтирования также должна использоваться в расчете за месяц. Для этого годовая ставка пересчитывается по формуле дробной ставки: = , где n - число периодов в году.

= = 0,0302

Таким образом, в первые два месяца (t=1-2) значение числителя первого слагаемого формулы (2) будет равно:

(0-70x0,5)х75000/12 - (100-70)х75000/12= - 406 250.

В остальные периоды (t=3 до 120) это значение будет равно:

(110-80)х75000*1,2/12 - (100-70)х75000/12 = 37500

Поскольку эти денежные потоки в пределах указанных периодов имеют постоянное значение, их текущая стоимость может быть рассчитана по формуле прямой капитализации для постоянного денежного потока.

PV=                           (3)

Затраты связанные с использованием актива представляют из себя затраты на модернизацию оборудования, которые осуществляются в начальный момент времени (t=0) и затраты на увеличение собственного оборотного капитала, связанные с увеличением объема производства и затрат, которые осуществляются в момент начала производства с использованием нематериального актива (t=3). Сок=75000х100х15% - 75000x1,2*110x15%= - 360000

Таким образом:

текущая стоимость денежного потока затрат на модернизацию будет равна:

/(1 + 0,0302)°= -100 000

Текущая стоимость денежного потока, связанного с изменением величины собственного оборотного капитала будет равна:

 /(1 + 0,0302)2= -339 203

Текущая стоимость денежного потока в первых двух месяцах будет равна:

Текущая стоимость денежного потока последующих месяцев, рассчитанная по формуле прямой капитализации будет равна:

Поскольку формула (3) дает результат расчета текущей стоимости на начало денежного потока {для данного потока это конец второго месяца - t=2), необходимо выполнить приведение данного значения к дате оценки (t=0):

/(1 + 0,0302)2= 1137057

Таким образом, текущая стоимость денежного потока, рассчитанная исходя из экономического эффекта от применения данной технологии составляет:

-100 000 - 339 203 – 777122 + 1137057 = -79268.

Поскольку цена лицензии  превышает значения текущей стоимости денежного потока от эффекта ее применения приобретение лицензии нецелесообразно.

заключение

Рынок интеллектуальной собственности является одним из самых динамичных рынков в условиях информационной экономики.  Несовершенство российского законодательства в сфере обмена интеллектуальной собственности, отсутствие, до недавнего времени, стандартов оценки ОИС, привели к формированию отношения ненужности объектов интеллектуальной собственности, оценки их как неэкономических объектов, неспособных влиять на эффективность экономической деятельности предприятий. В то время как во всем мире основную ценность активов фирмы составляют именно ОИС, Российские предприниматели не имеют навыков и знаний, позволяющих включать ОИС в экономически оборот. 

Представленные в курсовой работе технологии оценки ОИС, позволяют в короткие сроки оценить эффективность затрат на их разработку, регистрацию, внедрение, покупку или продажу. Принятые стандарты по оценке ОИС, соответствуют мировым стандартам, что создает благоприятные условия для участия собственников в международном обороте ОИС и максимизации эффективности их использования.

Список использованной литературы

"Система национальных счетов 1993 года" Издание ООН, ST/ESA/STAT/SER.F/2/Rev.4, 1994.

Gordon V.Smith. Russel L.Parr. Valuation of Intellectual Property and Intangible Assets. Second edition, New York, 1994.

Абрютина М.С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности. Методика. Практические рекомендации. Изд-во "Дело и Сервис", М., 1999, с. 7-51.

Бизнес: франчайзинг как средство от неудач. Аргументы и факты. 1998. N 9.

Бромберг Г.В. Основы патентного дела: Учеб. Пособие. М.: 2002.

В. Евдокимова “Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе РФ”. Хозяйство и право. 1997. N 12. стр. 113—120.

Вао Tran. IP law aspects in strategic planning. ABI/INFORM Euromoney Ltd. 1995 Managing Intellectual Property March 1995

Газета "Интерфакс - АИФ" № .

Газета "Финансовые известия" №.

Журнал "Деньги" №.

Журнал "Патенты и лицензии", №11, 1997 год.

Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - М.: Экспертное бюро-М, 1997.-289 с.

Междисциплинарные вопросы оценки стоимости. Сб. п/р Рутгайзер В.М., изд-во "Квинто-Консалтинг" М., 2000, с. 6-12.

Методология оценочной деятельности: современное состояние и перспективы развития в Российской Федерации. Фонд "Бюро экономического анализа", М., 2000, 81 с.

Микерин Г.И., Недужий М.И., Павлов Н.В., Яшина Н.Н. Международные стандарты оценки. Кн. 1 и 2. "Типография Новости", М., 2000.

Общероссийский классификатор основных фондов №ОК 013-94 (дата введения 01.01.96). Утвержден постановлением госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359.

Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов от 13.03.95 № ОР22-2-64

Руководство по оценке бизнеса. Гленн М.Десмонд, Ричард Э.Келли, 1996, 262 с.

Руководство по франшизе. ВОИС. Женева. 1995. 82 стр.

С. Иванова Наша марка – ваша марка. Экономика и жизнь. 1994. N 46. Стр. 20.

PAGE  46


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82947. Построение графиков в Mathcad 181.5 KB
  Для этого нам необходимо знать уравнения графиков касательной и нормали. Их я не знал, поэтому пришлось обратиться к всемогущему интернету. В нём я нашёл сайт, да хранит его могучий браузер Mozilla Firefox, который показал мне, глупому холопу, уравнения нужных мне функций.
82948. Пожарная защита на железнодорожном транспорте 100.9 KB
  По программе дисциплины предполагается последовательное изучение пожароопасных свойств материалов и веществ классификации пожаров и опасных факторов пожара установка противопожарного режима на объекте железных дорого изучение природных пожаров воздействующих на объекты предприятий...
82949. Комплекс геофизических методов на участке Соанваара-1 11.64 MB
  Наиболее крупным близлежащим населенным пунктом является п. Вяртсиля, расположенный в 20 км западнее площади работ и п. Суйстамо, расположенный в 25 км южнее. Поселок Вяртсиля связан железнодорожной веткой с п. Янисъярви, расположенным на железной дороге Петрозаводск – С-Петербург (через г. Сортавала).
82951. Расчет режима термической обработки детали «Стакан буферный» 1.07 MB
  Проведен расчет прокаливаемости сталей 30Х, 38ХА, 50Х. Описаны режимы термической обработки этих сталей и структура, и механические свойства до, после различных видов ТО. Разработан технологический процесс термической обработки детали «Стакан буферный» по ее чертежу.
82952. Эмуляция структуры объекта остовой кран 126.32 KB
  Программирование одна из самых сложных наук, и объем информации, усваиваемой программистом очень сложно запомнить. Для помощи программистам создаются и разрабатываться приложения, ориентированные на задачи программистов.
82953. Проектирование АТП на 320 автомобилей марки МАЗ 537 и КАВЗ-3976 404.15 KB
  Для выполнения технологического расчета автотранспортного предприятия необходимы следующие исходные данные: тип автотранспортного предприятия; списочное количество автомобилей по типам и маркам, среднесуточный пробег автомобиля, км; количество дней работы в году АТП, время работы автомобилей...
82955. Проектирование системы теплоснабжения района города Томск 148.14 KB
  Определить расчетные расходы теплоты на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение района города по укрупненным показателям в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, этажности и нормы расхода теплоты на горячее водоснабжение на одного человека в сутки с учетом общественных...