99052

Культура Японии: возникновение и особенности

Реферат

Культурология и искусствоведение

Все кто хоть раз побывал в Японии утверждают что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира. Следовательно целью данной работы является изучение возникновения и особенностей культуры народов Японии. Предметом для изучения послужит соответственно народ Японии и его культура.

Русский

2016-07-29

63 KB

0 чел.

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

Дисциплина «Культурология»

РЕФЕРАТ

на тему: «Культура Японии: возникновение и особенности»

Выполнил:

Ст. гр. Д-113 Соболев И. О.

Проверил:

Профессор Быстрова А.Н.

Новосибирск 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………2

1. Возникновение японской культуры………………………………………………………...3

2. Особенности японской культуры…………………………………………………………...4

Заключение………………………………………………………………...……………………7

Список литературных источников

Введение

 

Япония –  потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.

Почему для нас в Стране восходящего солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всём умели найти гармонию.

В данной работе мы сможем узнать много интересного о жизни в этой стране, попытаться понять современную японскую культуру.

Таким образом, Япония – страна с многовековым культурным наследием и далеко уходящими в будущее технологиями. Каждый из этих ресурсов по своему уникален и замечателен своим наполнением и красочными материалами, которые собираются и размещаются для детального обзора Японской культуры и расширения кругозора её посетителей.

Следовательно, целью данной работы является изучение возникновения и особенностей культуры народов Японии.

Предметом для изучения послужит, соответственно, народ Японии и его культура.

2

1. Возникновение японской культуры.

     Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.

    На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, она располагается на четырех тысячах островах, географические и климатические особенности, а также особые природные явления: частые землетрясения (ежегодно происходит около 1,5тысяч) и тайфунов (около 10-15), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

Иностранные ученые выделяют основные этапы развития:

- культуру древних веков до 6 в. нашей эры;

- Буддийскую культуру с 6 в. до конца 8 в.;

- формирование национальной культуры с 8-12 в.;

- развитие культуры в средневековье в 13-15 в.;

- культура предновейшей эпохи 15-17 в.

- этап модернизации культурной жизни 19-20 в.

Таким образом, цивилизация и культура Японии до глобального столкновения западной и восточной цивилизаций имела много ярких уникальных особенностей, некоторые из них сохранились и в новейшее время. Одной из существенных является отсутствие хронологически четкого перехода от древности к средневековью, связанного с формированием феодализма как социально-экономической и политической структуры.

Вместе с тем, в Японии проявляются общие признаки восточных цивилизаций. Ведущее место среди этих явлений занимает культурный традиционализм - образ жизни, строящийся на догматизированных социальных и духовных образах прошлого. Причем, в Японии традиционализм не отрицал развития, а скорее обеспечивал одновременную консервацию отдельных сторон жизни в условиях быстрой модернизации экономики, проходившей по европейским образцам.

3

2. Особенности японской культуры

      

       Образование всегда было важным в японском обществе.

В Японии, в настоящее время действуют более 400 университетов. Самый Древнейший из университетов является Токийский (основаный в 1877), он является самым авторитетным высшим учебным заведением Японии. За ним следуют университеты  Киото (основанный в 1895),  Сэндае ( в 1907) и Саппоро (в 1918).

Что касается общения в Японии:

Японцы вежливый и приветливый народ, часто легко ранимый, любят радоваться, смеяться, улыбаться. Они считают, что боги, которым поклоняются люди, тоже улыбаются и даже смеются. Улыбка и смех в Японии могут означать разное - это признак дружеского расположения, и выражение сдержанности, скрытности, и открытое выражение эмоций, неловкости, вызванной затруднительным положением. В процессе общения собеседники часто кивают головами, это означает не «я согласен с вами», а скорее «я внимательно слушаю вас». Чтобы подозвать кого-либо к себе, японец вытягивает руку вперед ладонью вниз и слегка согнутыми пальцами делает движение «ко мне».

По статистике Японская семья едва ли не самая прочная в мире (меньше всего разводов).  Общество Японии представляет собой уникальный пример человеческой общности, основная определяющая черта которой - предсказуемость. Быть может, поэтому японцы в общении друг с другом на редкость правдивы: ложь становится вредной  и бессмысленной, она при существующей схеме не может жить долго и не приносит никакой выгоды. Мужчина является главой в японской  семье.

       С древнейших времен основным питанием японцев были рис и просо. Из риса готовят разные блюда, но главное - это «го-хан», просто вареный в рассыпчатую без масла, соли и каких-либо приправ рис. Вторым по значимости продуктом питания японцев является рыба. Часто рыба употребляется в сыром или полусыром виде, например суши. Также очень популярен в Японии соевый творог (тофу). Все эти блюда японцы едят палочками, их изготавливают из слоновой кости, серебра, но основном используются деревянные (бамбуковые) палочки. Придается большое значение внешнему оформлению блюд, которые настолько красиво, художественно оформлены, что иногда просто жалко их есть. Не зря говорят: японские блюда нужно есть глазами.

Самым обычным напитком для японцев является некрепко заваренный

4

зеленый чай, который пьют в любое время дня до еды, после еды и во время еды. Чайная церемония с крепко заваренным чаем, сбитым кисточкой, - особая форма проведения досуга в дружеской компании. Традиционный  спиртной напиток является Саке

    

      Костюм как элемент материальной культуры японцев подвергался, пожалуй, наиболее сильной европеизации. Однако национальная одежда в Японии сохранилась и продолжает развиваться. Национальные формы одежды, особенно кимоно, в настоящее время носят и мужчины, и женщины. Что касается обуви, то у японцев национальной обувью являются гэта – деревянные сандалии на толстой подошве. Японцы также как другие народы, имеют свои традиционные украшения.  Нэцкэ является обязательным украшением в одежде для японцев которое носили вместе с кимоно.  Это небольшой резной брелок, изготовленный из различным материалов: камня, стекла, металла, рогов, костей и клыков животных, а также из дерева, бамбука и фарфора. Японская парфюмерия стала широко известна. Сами японцы, душатся очень мало, а многие не используют ее вообще, считая это дурным тоном.

      Японцы – страстные любители спорта. Отметим, что Японцы предпочитают побеждать. Лозунг «главное не победа, а участие» для японцев — лишь слабое утешение проигравшему. Старейшим национальным видом спорта признана борьба сумо. Другие национальные виды спорта – кэндо (вид фехтования с использованием бамбуковых мечей), дзюдо, каратэ. Самый популярный вид спорта это бейсбол. Также спортивном календаре предусмотрены ежегодные состязания по футболу, регби, хоккею на траве и льду, плавание, настольный теннис, волейболу, баскетболу и гандболу. Команды финансируются либо университетами, либо фирмами, которые вносят весомый вклад в подготовку спортсменов-олимпийцев.

      Главных отмечаемых праздников в Японии является Гандзицу (Новый год).

Рождество сопровождается покупкой рождественского торта и игрушек детям. 29 декабря большинство предприятий закрывается и возобновляет свою работу только 4 января. 31 декабря это день очищение дома перед Новым годом (Омисока). Завершение года – повод для обмена подарками (осэйбо). Каждый японец, по подсчетам, дарит сам и получает подарки от других в среднем около 300 раз в году, на каждый случай предусмотрен свой ассортимент.

     Следующий праздник – 15 января, это день когда молодые люди достигают совершеннолетия. Они одевают кимоно, и идут на мероприятия. 11 февраля – День основания государства. 14 февраля – День Святого Валентина. 29 апреля – День зелени посвящен весеннему возрождению природы. 5 мая – День детей. 4 июня – День борьбы с кариесом.

5

15 сентября – День почитания престарелых. 10 октября отмечается День спорта и 3

ноября – День культуры. Национальным праздником также является День рождения императора Акихито – 23 декабря.

В Японии национальной религией считается синтоизм. Пройдя долгий путь развития и совершенствования, она зародилась на основе даосизма, буддизма и конфуцианства. Объектами поклонения и уважения в синтоизме являются предки, а точнее души усопших покровителей семей, а так же различные явления природы и предметы. Главным верховным божеством в религии является Священная Богиня Аматэрасу Омиками.

 

6

Заключение

Изучив народ Японии и его культуру, можно сделать такие выводы.

Суровые природные явления, от которых напрямую зависели жизни людей на Японских островах, которым постоянно угрожает разрушения, они смогли бросить достойный вызов катаклизмам, опираясь на традиции собственной культуры.

Образование всегда играло важную роль в японском обществе.

Японцы всегда вежливые и сдержанные люди. Правила этикета для них очень важны.

Основные религии в Японии - синтоизм и буддизм.

Япония это удивительная страна, ощутить это, можно только приехав туда.

7

Список литературных источников

  1.   «Япония: народ и культура» / Арутюнов С.А. – М.: Изд. «Знание», 1991
  2.  Страна восходящего солнца: история и культура Японии/ Е.А. Гаджиева.   ̶  Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  3.  Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии.  ̶  М., 1990.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57590. Жанри інструментальної музики Скерцо. Ноктюрн 35 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість Ф. Шопена. З’ясувати значення понять «ноктюрн», «скерцо». Розвивати слухацьку уяву, образно-асоціативне мислення учнів. Виховувати інтерес до творчості Ф. Шопена, ціннісне ставлення до класичної музики.
57591. Техническое обслуживание и ремонт сцепления КамАЗ-4310 22.81 MB
  Трансмиссия предназначена для передачи энергии двигателя ведущим колесам автомобиля или трактора, рабочим органом машин и привода управления, распределении мощности между ними, регулирования скорости движения и развиваемого ими тягового усилия путем изменения частоты вращения и вращающих моментов на ведущих колесах движителей.
57592. Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства (на примере МУП “Жилкомсервис” Володарского района города Брянска) 953.5 KB
  Функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах.
57593. Реализация категории фантазии в системе характеров главных героев романа Ю.Олеши «Зависть» 197 KB
  Изучению вопроса реализации фантазии в художественной литературе не уделялось достаточно внимания, несмотря на то, что категория фантазии неразрывно связана с искусством и с процессом творческой деятельности как таковой.
57594. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 2.73 MB
  Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы. Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства...
57595. Треугольники 5.19 MB
  Какую цель урока они бы перед собой поставили; Где встречаются треугольники Как данная тема урока используется в жизни для чего ее нужно изучать. Так как понятие треугольник уже знакомо учащимся то целесообразно организовать изучение нового материала в виде поисковой работы.
57596. Ее величество - Картошка 658 KB
  Определение темы и цели проекта Картофель второй хлеб. Формулирование проблемы Какой путь прошел картофель чтоб появиться на нашем столе Гипотеза и ее решение Картофель хлебу подспорье. Как выращивают картофель.
57597. КИЇВСЬКА РУСЬ НАПРИКІНЦІ Х – У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХІ СТОЛІТТЯ 88 KB
  МЕТА - узагальнити і систематизувати знання учнів з історії Київської Русі, а також про видатних історичних осіб - київських князів і державців; закріпити в ігровій формі уміння учнів працювати з поняттями, хронологією
57598. Культура Украины в XVI веке 67 KB
  Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации...