99057

Польши и Европейская политика соседства

Реферат

Международные отношения

Позиция Польши направлена на укрепление Европейской политики соседства как в политической, так и в экономической и финансовой областях. Она прилагает большие усилия для поддержания баланса развития отношений ЕС с его восточными и южными соседями. Польша придает особое значение развитию политического и экономического аспектов, в том числе снижению торговых барьеров и постепенной реализации норм и стандартов ЕС, а также выступает за отмену визового режима.

Русский

2016-07-29

48.24 KB

0 чел.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Реферат

«Польши и Европейская политика соседства»

Выполнил   

студент 3 курса

отделения международных отношений  __________  В.Г. Сахащик

Руководитель:

доктор исторических наук,

профессор        ___________ В.Е. Снапковский

Минск

2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………........... 3

Общая характеристика Европейской политики соседства……............... .......... 4

Расширение ЕС на Восток и создание Европейской политики соседства......... 5

Недовольство Польши Европейской политикой соседства…………….........… 6

Польская восточная политика после 2004 года…………………........................ 7

Польская восточная политика при президентстве Леха Качиньского……........ 8

Польша и Европейская политика соседства (2007- ) .......................................... 9

Восточное партнерство и Польша……............................................................... 11

Программы ЕПС с участием Польши………………………………………….... 13

Заключение……………………………………………………………………....... 15

Список использованных источников……………………………………............. 16

ВВЕДЕНИЕ

В 2003-2004 гг. появляется предложение о проведении нового внешнеполитического курса ЕС – "Европейской политики соседства", рамочной политики, охватывающей его восточных и южных соседей. Это предложение было продиктовано заинтересованностью ЕС иметь окружение из стабильных, процветающих соседей. ЕС рассматривает содействие политическому и экономическому развитию своих соседей как лучшую гарантию мира, безопасности и долгосрочного благосостояния. Через ЕПС, предлагающую разделить преимущества углубленных отношений, ЕС намерен внести решающий вклад в содействие правительствам этих государств в реализации задач политико-экономических реформ. Для стран-соседей благотворным будет извлечение максимальной пользы из всего того, что может им предложить ЕС – экономической стабильности и расширенных рынков, опыта и умения проводить реформы, культурных и других контактов между народами.

Европейская политика соседства – особая система правил, положенная в основу отношений ЕС с его непосредственными соседями на востоке и юге, с шестнадцатью странами: Алжиром, Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Египтом, Грузией, Израилем, Иорданией, Ливаном, Ливией, Молдовой, Марокко, Палестинской автономией, Сирией, Тунисом и Украиной. ЕПС возникла в ответ на заинтересованность и желание наших соседей от Средиземного до Каспийского моря завязать с ЕС более тесные отношения, которые на сегодня являются привилегированной формой отношений, каким бы ни было завтра.

Польша, как пограничное государство ЕС, непосредственно связана с ЕПС, так как она граничит с двумя из выше перечисленных мной странами, Беларусью и Украиной. При этом имеет тесные экономические связи и с остальными государствами, которые включены в сферу Европейской политики соседства.

Позиция Польши направлена на укрепление Европейской политики соседства как в политической, так и в экономической и финансовой областях. Она прилагает большие усилия для поддержания баланса развития отношений ЕС с его восточными и южными соседями. Польша придает особое значение развитию политического и экономического аспектов, в том числе снижению торговых барьеров и постепенной реализации норм и стандартов ЕС, а также выступает за отмену визового режима.  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ СОСЕДСТВА

Европейская Политика Соседства представляет собой новый подход Европейского союза к соседним странам с целью укрепления отношений между Евросоюзом и его странами-соседями и сотрудничества по созданию зоны безопасности и благосостояния, «кольца дружественных стран» на границах Европейского союза. ЕПС также призвана предоставить странам-соседям Евросоюза возможность более тесного сотрудничества с ЕС в области политики, безопасности, экономики и культуры.

Главная цель ЕПС — разделить блага состоявшегося в 2004 году расширения ЕС с соседними странами в плане укрепления стабильности, безопасности и повышения благосостояния всех заинтересованных стран. Об укреплении стабильности и надлежащего правления в соседних с ЕС странах, говорится также в Европейской Стратегии Безопасности, одобренной Европейским Советом в декабре 2003 года.

Европейская Политика Соседства не предоставляет странам-партнерам перспективу присоединения к Европейскому союзу, но предлагает привилегированные отношения с ЕС и способствование в достижении целей в различных областях сотрудничества.

Политика соседства в настоящее время финансируется главным образом Европейским инструментом соседства и партнерства (ЕИСП). Бюджет ЕИСП на период с 2007 по 2013 год составляет в сумме 11,18 миллиардов евро. В 2007-10 годах около 70% средств было направлено на юг, и 30% было выделено на восточное сотрудничество Европейской политики соседства. Но нужно учесть, что восточное направление ЕПС также с 2008 года дополнительно финансируется еще одним проектом ЕС «Восточное партнерство», который был представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям. Следовательно, финансовый дисбаланс южного и восточного направления значительно сокращается. Что касается распределения бюджета ЕИСП на 2011-2013 гг., то процентное соотношение составило: 63% средств направлены на юг, соответственно, 37% – на восток.

РАСШИРЕНИЕ ЕС НА ВОСТОК

И СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ СОСЕДСТВА

Европейская политика соседства была задумана накануне так называемого «восточного расширения» ЕС в целях поддержки демократических преобразований и экономического развития в его непосредственной близости. Европейская политика соседства, прежде всего, направлена на интеграцию и консолидацию действий стран ЕС, а также должна стать ключевым элементом внешней политики, так как ЕС обеспечит себе границы из «круга друзей». Первоначальное предложение было представлено в Великобритании и Дании в апреле 2002 года в форме «New Neighbours Initiative», которая первоначально была направлена исключительно на Восток (Украина, Беларусь и Молдова).

В качестве государства-кандидата, Польша приняла активное участие в процессе разработки политики ЕС в отношении новых восточных соседей после расширения, в частности, с помощью «Non-paper» представлена ​​на саммите в Копенгагене в декабре 2002 года. В этом документе польское правительство предложило комплексную политику, состоящий из 3 элементов: партнёрство,  правительственное и неправительственное развития взаимоотношений. Особое внимание было уделено Украине, Польша считала, что уровень отношений Украина-ЕС должны быть равными с уровнем взаимодействия ЕС с Россией.

Проект предусматривал сотрудничества в 5 областях: расширение политического диалога, содействие в процессе преобразования, развитие экономического сотрудничества, энергетического сотрудничества и сотрудничества в области правосудия и внутренних дел.

В документ по стратегии ЕПС с мая 2004 года также были включены страны Южного Кавказа. Западные Балканы и Турция были исключены из процесса, так как они уже пользовались и пользуются по сей день статусом кандидата или «потенциальных» кандидатов на вступление в ЕС. Эта дифференциация вызвала негативное восприятие ЕПС в Польше. Широко распространено убеждение о том, что Европейская политика соседства определяет де-факто границу Европы. А отношения с Россией были разработаны в рамках отдельной формулы «стратегического партнерства».

НЕДОВОЛЬСТВО ПОЛЬШИ

ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКОЙ СОСЕДСТВА

Европейская политика соседства часто подвергался критике в Польше, как неэффективная и ограниченная в своих действиях. Критики также отметили напряженность, которая существует между ЕПС и национальной политики государств-членов. Государства-члены часто действовуют самостоятельно, преследуя свои собственные национальные интересы, не уважая необходимость совместных действий и солидарности. Кроме того, польские критики жалуются, что южное направление ЕПС является более привилегированным по отношению к восточному. С этой точки зрения, укрепление восточного направления, если учитывать новый бюджет ЕПС на период 2007-2013 годов, особо не просматривается. Критики также считают, что существующие слабые стороны политики соседства уже глубоко укоренились в самой природе ЕС по внешним действиям. Как государства-члены, так и институты ЕС управляют внешней политикой ЕС, но государства-члены имеют конфликтующие интересы и они никогда не будут полностью подчинены общим интересам Европейского Союза, как это определено в институтах ЕС.

Однако такие конфликты касаются не только крупных государств-членов, Франции и Германии, как это часто утверждается в Польше. Недавнее соглашение между Россией и Болгарией по строительству трубопровода «Южный поток» ясно показывает, что дух европейской солидарности также пренебрегается и в новых государствах-членах. Таким образом, ЕПС может показаться амбициозной в своих предположениях, но она действительно слабо и противоречиво реагирует  на актуальные политические проблемы.

ПОЛЬСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА

ПОСЛЕ 2004 ГОДА

2004 год следует рассматривать как важный поворотный пункт для польской восточной политики по двум причинам:

  1. Во-первых, процесс вступления в ЕС уже завершен, Польша должна была сдвинуть свою внешнюю политику. Этот сдвиг  подразумевает консолидацию польских и европейских интересов и целей. Однако нужно и достигнуть соглашения с другими государствами-членами, для того чтобы  продвинуть свои собственные, иногда противоречивые с политикой ЕС интересы.
  2. Во-вторых, Украинская Оранжевая революция 2004 года дала возможность польской политической и дипломатической элите быть посредничества и влиять на разрешение политического конфликта после самих выборами. Оранжевая революция также предоставила возможность для поддержания европейских стремлений Украины, а также утвердить Польшу главным специалистом ЕС по восточному вопросу. Роль президента Александра Квасьневского и польских членов Европейского парламента имело решающее значение в присутствии украинского вопроса на повестке дня ЕС.

Несмотря на интенсивное лоббирование Польши и стран Балтии, реакция Союза по отношению к «революции» была довольно осторожная, так как ЕС не возлагал большие надежды на президента Украины Виктора Ющенко и его восторженных польских защитников.  И всё же никакой декларации не было принято в связи с возможным будущим членством Украины в ЕС. Ранее согласованный план действий, направленный на реализацию приоритетов Европейской политики соседства в Украине, так и не был открыт для пересмотра с новым проевропейским правительством. Этот жест ЕС был широко раскритикован в Украине и Польше. Несмотря на все это, план действий был дополнен приложением, которое в частности предусматривает:

  1. обсуждение условий нового и более эффективного соглашения о свободной торговле,
  2. активная поддержка членства Украины в ВТО,
  3. возможное признание Украины как государство с функционирующей рыночной экономикой (которую на самом деле признали на саммите Украина-ЕС в декабре 2005 года),
  4. укрепление сотрудничества в области энергетики, транспорта и виз,
  5. расширение доступа к финансированию Европейским инвестиционным банком.

С польской точки зрения данное предложение вряд ли было приемлемым, и, следовательно, недовольство ЕПС только усилилось. Польским политологам казалось, что ЕС заинтересован только в развитии отношений с Россией, а другие восточные страны, которые пытаются освободиться от русского господства, его привлекают в меньшей степени.

ПОЛЬСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА

ПРИ ПРЕЗИДЕНТСТВЕ ЛЕХА КАЧИНЬСКОГО

В 2005 году произошли изменения в правительстве Польши. На парламентских и президентских выборах одержала победу партия «Право и справедливость» во главе с Лехом Качиньским. Новый президент вскоре объявил о «новой главе» во внешней политике Польши и о её пересмотре.

Качиньский утверждал, что большое влияние Германии в политике ЕС влияет на многие рычаги как политического, так и экономического характера. Гегемония Германии угрожает интересам Польши, и тесное немецкое сотрудничество с Россией, прежде всего, приостанавливает развитие ЕПС в должных масштабах. Строительство нефтепровода «Северный поток» по дну Балтийского моря весьма привлекательно для немецкой стороны, и данный фактор ограничивает интеграционный вектор восточного направления ЕПС, и ЕС его видит только в лице России.

Президент также добавил, что Германия по восточному направлению не может быть их союзником и что непринятие Украине в состав ЕС является близорукой покорностью Европейского союза по отношению к России. Следовательно, сотрудничество с другими государствами-членами ЕС априори довольно сложно. Польша была явно готова обсуждать свои приоритеты со всеми партнерами по ЕС, но было практически невозможно найти взаимопонимание без ущерба для национальных интересов. В конце концов, единственным надежным союзником по восточной политике была Литва.

Правительство Качиньского заявило о настоятельной необходимости диверсификации источников энергии. Сотрудничество с Украиной по альтернативному газопроводу является одним из приоритетных, и Польша хотел бы принимать более активное участие в Кавказском регионе и Центральной Азии. Согласно данным представителей партии «Право и Справедливость», эмбарго России на польские продукты питания ясно показало, что Россия не применяла принцип равноправного партнерства по отношению к Польше. Нежелание ЕС показывать солидарность с польской стороной, Польше не было никакого другого выбора, кроме как наложить вето на мандат ЕС для ведения переговоров о партнерстве и сотрудничестве с Россией.

По словам Анны Фотыга, министра иностранных дел в правительстве «ПиС», интенсивный политический диалог с Украиной был проведен на всех уровнях: между двумя президентами и правительствами. Польша утверждала, что она является защитником европейских устремлений Украины. Польша была убежден, что Украина нуждается в дополнительных внешних поддержках - в форме соглашения об ассоциации, которое проложит путь к будущему членству.

Некоторые из «достижений» правительства «ПиС» в восточной политике особенно стоит упоминания. Благодаря своим враждебным отношением к сотрудничеству с Германией, правительство «ПиС» отклонило германское председательство, так как Германия не уделяет достаточного внимания на восточное направление Европейской политики соседства.

Другой пример провала «ПиС» в области восточной политики является случай виз для украинцев, когда Польша готовилась к вступлению в Шенгенскую зону. Венгрии и Словакии удалось подготовить подходящие решения заблаговременно, в то время Польша это дело затянула, и в итоге потеряла репутацию как надежного партнёра для Украины.

ПОЛЬША И ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА (2007- )

Внешняя политика «ПиС» была подвержена открытой и резкой критике со стороны оппозиции и большинства экспертов по внешней политике, и эта критика, как оказалось, внесла свой вклад в поражение «ПиС» во время досрочных парламентских выборов, состоявшихся 21 октября 2007 года. Победившая коалиция (Гражданская платформа и Польская крестьянская партия (PO-PSL)) объявила о новом направлении в области внешней политики.

Новое правительство, несомненно, относилось с большим энтузиазмом к процессу европейской интеграции. Как заявил премьер-министр Польши Дональд Туск, Польша намерена активно продвигать свое видение развития ЕС, в качестве ключевого игрока на европейской арене. В то же время, сотрудничество в рамках Союза должна быть усилено. Что касается политики соседства, министр иностранных дел Радек Сикорский продолжал пропагандировать традиционную польскую позицию, аналогичную с «ПиС», что на Востоке ЕС имеет дело с европейскими соседями, в то время как на юге - с соседями Европы. Эти факты, как представляется, указывают на то, что существует определенная преемственность между политикой Качиньского и правительства Туска, политика последнего отличается от своего предшественника только стилем и содержанием, а идея одна и та же.  

Польша наглядно продемонстрировала более активный подход в европейской политике. В декабре 2007 г. на Европейском Совете, Польша и Литва предложили уделить больше внимания на многосторонних рамках Европейской политики соседства. По словам Дональда Туска, роль Польши как лидера сотрудничества в рамках Восточного направления были признаны и подтверждены единогласно. Запуск новой и усиленной формы сотрудничества между Вышеградской группы (Польша, Чехия, Венгрия и Словакия) и стран Балтии также был объявлен во время саммита. Семь партнеров объявили желание придумать общие позиции и стратегии перед каждым европейским саммитом. Это структурированное, долгосрочное сотрудничество включает в себя региональную энергетическую стратегию, которая будет заключена на саммите, вероятно, в сентябре 2008 года. Кроме того, Польша активно откликнулись на предложение Франции о создании Союза для Средиземноморья (СДС), проект по Южному направлению ЕПС. В марте 2008 года Европейский Совет, Дональд Туск согласился на компромисс, чтобы создать СДС при условии, что аналогичное предложение будет рассмотрено на Восток. Интенсивный процесс консультаций с Парижем, Берлином, Стокгольмом и Центрального европейских столицах был запущен с целью достижения прогресса по этому вопросу в ходе июньского европейского саммита.

Дональд Туск также постановил принять очень прагматичный подход в отношениях с Россией. Он заявил о своей готовности к диалогу о строительстве американской противоракетной обороны в Польше для того, чтобы показать, что ни в коем случае он не направлен против России. Следующим шагом было снять польское вето на открытие переговоров членство в ОЭСР с Россией. Эти признаки доверия и доброй воли приветствовали в Москве, и эмбарго на польские продукты питания был частично снят. Туск нанес официальный визит в Москву в феврале 2008 года проложил путь для дальнейшего улучшения двусторонних отношений.

«ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО» И ПОЛЬША

Учитывая то, что только 30% бюджета ЕИСП идет на поддержку восточного направления, Польша нашла выход для того, чтобы финансирование увеличить. Она решила выдвинуть на рассмотрение ЕС новый проект. Он был представлен министром иностранных дел Польши Радеком Сикорским при участии Швеции на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям 26 мая 2008 года. 7 мая 2009 года в Праге — столице председательствующей на тот момент в ЕС Чехии — состоялась учредительная встреча в рамках программы «Восточное партнерство». Главная цель проекта — сближение ЕС с 6 странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью.

7 мая 2009 года в Праге лидеры стран Европейского Союза, институтов ЕС и стран-партнеров — Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины — собрались на первый Саммит Восточного Партнерства. В столице Чехии сделан еще один шаг к развитию и укреплению двустороннего и многостороннего сотрудничества на европейском континенте. Участники Саммита одобрили итоговую декларацию, в которой определены основные сферы и направления сотрудничества между ЕС и странами-партнерами в рамках инициативы Восточного Партнерства.

Второй саммит программы ЕС "Восточное партнерство" должен был состоятся в Будапеште в мае 2011 года. Такое решение 25 октября 2010 года принял Совет министров иностранных дел Евросоюза. Однако список его участников оказался недостаточно солидным для такого уровня мероприятия. Председательствовавшая в ЕС в первом полугодии Венгрия передала миссию проведения мероприятия преемнице — Польше. Варшава взялась за подготовку к саммиту с энтузиазмом, пригласив на встречу руководителей и высоких представителей 33 государств — 27 стран ЕС и шестерки партнеров из ВП.

29-30 сентября 2011 года прошел саммит «Восточного партнерства» уже в Варшаве. К завершению саммита 27 стран Евросоюза и шести бывших советских республик вновь стали очевидны различные приоритеты в отношении демократии и прав человека. Делегация из Беларуси не приняла участия в саммите. Саммит в Варшаве признал «европейские устремления» стран – участниц «Восточного партнерства». Но дальнейшая интеграция увязывается с усилиями по реформированию экономики и политической системы. Странам «Восточного партнерства» обещаны соглашения об ассоциации и свободной торговле, а также финансовая помощь, сотрудничество в различных областях (безопасность, сельское хозяйство, транспорт, защита окружающей среды) и постепенная либерализация визового режима. Отдельным пунктом в итоговой декларации саммита прописано энергетическое сотрудничество, прежде всего в интересах обеспечения стабильных и безопасных поставок энергоносителей и их транзита. Это предполагает в том числе диверсификацию источников топлива за счет развития так называемого «Южного коридора», по которому в Европу пойдут углеводороды из прикаспийских стран. Предполагаются также совместное развитие необходимой инфраструктуры и повышение энергетической эффективности. В частности, речь идет о сокращении потребления газа в Украине за счет модернизации на деньги ЕС жилого фонда. На период 2010–2013 годов ЕС выделил на двусторонние программы в рамках «Восточного партнерства» 1,9 млрд. евро, а всего через различные каналы планируется потратить до 16 млрд. евро. Одной из главных тем саммита стала ситуация в Белоруссии. Участникам с трудом удалось согласовать общую позицию. В итоге от Минска потребовали немедленно освободить и реабилитировать политзаключенных, начать диалог с оппозицией и приступить к реформам. Вообще тон заявления Ван Ромпея по этому поводу очень напоминал высказывания европейского руководства в адрес Сирии и ее президента.

На сегодняшний день предложения «Восточного партнерства» остаются открытыми. Основная цель проекта заключается в укреплении регионального сотрудничества с Украиной, Молдовой, Грузией, Азербайджаном, Арменией, и, в определенной степени, с Беларусью. Проект предусматривает упрощение визового режима с перспективой безвизового передвижения, зону свободной торговли для услуг и сельскохозяйственных продуктов, а также более тесного сотрудничества в области окружающей среды, пограничного контроля и т.д. Данные мероприятия не будут производить дополнительной нагрузки на бюджет ЕС, за исключением тех средств, которые уже выделены на эти страны от Европейской политики сотрудничества на 2007-2013 годы. В случае необходимости, дополнительные средства могут быть получены от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

ПРОГРАММЫ ЕПС С УЧАСТИЕМ ПОЛЬШИ

Журналистская сеть Европейского соседства

Данная программа создана для выполнения следующих задач:

  1. развития групп и сообществ и создания возможностей, которые позволят журналистам в Euromed и в регионах Восточной Европы обменяться опытом и больше узнать друге о друге и получить необходимую информацию.
  2. обучение журналистов, редакторов, продюсеров и других профессионалов в области СМИ из стран ENPI (Алжир, Армения, Азербайджан, Беларусь, Египет, Грузия, Израиль, Иордания, Ливан, Молдова, Марокко, Палестинская Автономия, Российская Федерация, Сирия, Тунис и Украина). Большое внимание уделяется развитию профессиональных навыков и умений, необходимых для работы репортерам по освещению событий в ЕС и о ЕС.
  3. поддержка журналистов в применении и использовании их новых навыков и знаний в их работе при создании дополнительных программ для редакторов/менеджеров/владельцев СМИ, в которых они работают.
  4. объединение, управление и расширение существующих сообществ «Euromed» и «Media» в странах действия программы Euromed (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Палестинская Автономия, Сирия, Тунис, Турция, Албания, Мавритания).
  5. организация подобного сообщества в восточно-европейских странах и исследование возможностей по слиянию и интеграции их в единое целое.

Программа приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия

Разработка Программы была начата в ноябре 2006 года и завершена в июне 2008 года, когда окончательный вариант Рабочей Программы был представлен в Европейскую Комиссию для утверждения 30 июня 2008 года. Руководство над разработкой Программного документа осуществлялось Объединённой рабочей группой, в состав которой входили представители центральных и региональных органов власти каждой из участвующих стран. В период разработки состоялись следующие заседания Объединённой рабочей группы: 20 ноября 2006 г., 26 февраля 2007 г. и 23-24 августа 2007 г. (в Варшаве), 12-13 декабря 2007 г. в Друскининкае, 12 марта 2008 г. в Варшаве. Кроме того, в Калининграде были проведены общественные слушания с целью формирования калининградской концепции Программы. Общественные слушания были также проведены в Литве и Польше для ознакомления потенциальных бенефициаров с Программой.

Программа на 2007-2013 годы поддерживает сотрудничество на приграничных территориях Литвы, Польши и России. Это достигается за счет софинансирования проектов, оказывающих позитивное воздействие на приграничные регионы, в рамках таких мер, как устойчивое использование окружающей среды, улучшение доступности, развитие туризма, развитие человеческого потенциала путем улучшения социальных условий, управления и образовательных возможностей. Общий бюджет программы составляет 176 миллионов евро, из которых 132 миллиона составляет вклад Европейского Союза и 44 миллиона – вклад Российской Федерации.

Программа трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина 2007-2013, в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства (ЕИСП), продолжает и расширяет сотрудничество на территории приграничных областей трёх стран, которое развивалось в рамках Программы Добрососедства Польша-Беларусь-Украина (Программа Добрососедства).

Управление Программой осуществляло Министерство Регионального Развития Польши, и в Польше был создан Совместный Технический Секретариат Программы. Все этапы управления и внедрения Программы Добрососедства осуществлялись в тесном сотрудничестве с белорусскими и украинскими партнёрами. Несмотря на различия в источниках финансирования проектов из фондов ЕФРР и TACIS, на Территории поддержки Программы были успешно реализованы совместные проекты с четко выраженным трансграничным характером. ЕИСП предусматривает создание Программы трансграничного сотрудничества, в рамках которой страны-участницы будут руководствоваться едиными правилами и иметь равный доступ к единому общему бюджету.

Программа Добрососедства поддерживала совместные мероприятия в различных сферах в рамках трёх приоритетов: конкурентоспособность приграничной территории путем модернизации и развития трансграничной инфраструктуры, человеческий капитал и институциональное трансграничное сотрудничество, в том числе безопасность границ Европейского Союза, техническая помощь.

Финансирование ЕФРР было разделено на три приоритета:

  1. Приоритет 1: Повышение конкурентоспособности приграничных территорий путем модернизации и развития трансграничной инфраструктуры – 21 447 930 евро
  2. Приоритет 2: Развитие человеческого капитала и институционального сотрудничества включая безопасность границ Европейского Союза – 14 068 619 евро
  3. Приоритет 3: Техническая помощь – 2 272 321 евро

Программы приграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина 2007-2013 гг. 

Главная цель Программы приграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина состоит в поддержке трансграничных процессов развития. Цели программы будут реализованы через некоммерческие проекты, выполняемые в рамках следующих приоритетов и мер:

  1. Приоритет 1. Повышение конкурентоспособности на приграничном пространстве.
  2. Приоритет 2. Улучшение качества повседневной жизни.
  3. Приоритет 3. Налаживание контактов и сотрудничества между людьми.

          

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новое правительство действительно произвело благоприятный импульс, созданный в самом начале своего срока, чтобы вступить в конструктивный диалог как внутри ЕС, так и с Россией. В то же время, критики отмечают, что двусторонние отношения с Украиной пренебрегаются. Некоторые аналитики даже  дошли так далеко, заявив, что польско-украинские отношения рушатся и что Дональд Туск потерял Украину. Но, как нынешнее правительство утверждает, что любой прогресс по поводу европейской перспективы для Украины может быть достигнут только в Брюсселе и в других европейских столицах. У последней Центральной Европейской коалиции есть потенциал, чтобы стать мощным защитником для восточных соседей. В проекте "Восточное партнерство", Польша пытается поставить себя среди других крупных акторов ЕС.

Польша должна продемонстрировать по-настоящему позитивное отношение к ЕПС. Следует также активно поощрять внутри ЕС союзы уделять больше внимания непосредственно Восточного соседства, которая включает Украину, Беларусь и Молдову. Инициативы с участием стран Балтии и стран Вышеградской группы является важным шагом в нужном направлении. Предложение Восточного партнерства имеет потенциал, чтобы преодолеть разрыв, что Восток страдает особенно в сравнении с другими инициативами, таким как Северное измерение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Европейская политика соседства – Работаем сообща», брошюра // Люксембург: Бюро официальных публикаций Европейских Комиссий, 2006
  2.  http://polskawue.gov.pl/Europejska,Polityka,Sasiedztwa,7968.html // Europejska Polityka Sąsiedztwa (12.10.2012)
  3.  «Analyses & Opinions», policy briefs highlighting pressing issues, No. 4, June 2008 // Fundacja Instytut Spraw Publicznych
  4.  http://www.enpi-info.eu/  // EU NEIGHBOURHOOD INFO CENTRE
  5.  http://lt-pl-ru.eu/ru,1 // ENPI Cross-Border Cooperation Programme
  6.  http://www.pl-by-ua.eu/ // Cross-border Cooperation Programme Poland - Belarus - Ukraine