99058

ПРОБЛЕМА ОТКРЫТИЯ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТУАНА ДЕ СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ «ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ», ВАСИЛИЯ СМИРНОВА «ОТКРЫТИЕ МИРА», АЛЕКСАНДРА ГЕРЦЕНА «КТО ВИНОВАТ?»

Реферат

Литература и библиотековедение

Открытие мира в произведениях А.Экзюпери, В. Смирнова, А. Герцена». В данных книгах проблема открытия мира более актуальна чем какая либо другая, так как ей уделяется значительное внимание автора. Я постараюсь раскрыть связь между тремя абсолютно разными произведениями, написанными совершенно непохожими людьми, герои которых открывали один и тот же мир, но каждый открывал его по-своему.

Русский

2016-07-29

60.5 KB

0 чел.

                   Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «________________Философии_________________________»

ПРОБЛЕМА ОТКРЫТИЯ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТУАНА ДЕ СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ «ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ», ВАСИЛИЯ СМИРНОВА «ОТКРЫТИЕ МИРА» , АЛЕКСАНДРА ГЕРЦЕНА «КТО ВИНОВАТ?»

Реферат

по дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

     Профессор                                                                   студент гр. Д-111

_________Быстрова А.Н.                                         _______Сбоев А.С.

 (подпись)                                                              (подпись)

_____________                                                       _________________

(дата проверки)                                                  (дата сдачи на проверку)

2012год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА I. ОТКРЫТИЕ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИИ

А.ЭКЮПЕРИ  «ЗЕМЛЯ  ЛЮДЕЙ»……………………………….4-5

ГЛАВА II. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА В КНИГЕ

ВАСИЛИЯ СМИРНОВА «ОТКРЫТИЕ МИРА»…………………5-6

ГЛАВА III. РОМАН А. ГЕРЦЕНА «КТО ВИНОВАТ?»,

ОТКРЫТИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ОБЫКНОВЕННОГО

ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………...6-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….9

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего реферата - «Открытие мира» в произведениях А.Экзюпери, В. Смирнова, А. Герцена». В данных книгах проблема открытия мира более актуальна чем какая либо другая, так как ей уделяется значительное внимание автора. Я постараюсь раскрыть связь между тремя абсолютно разными произведениями, написанными совершенно непохожими людьми, герои которых открывали один и тот же мир, но каждый открывал его по-своему.

 

ГЛАВА I. ОТКРЫТИЕ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИИ

А.ЭКЮПЕРИ  «ЗЕМЛЯ ЛЮДЕЙ»

«Земля  людей»-одно из ярчайших произведений  А. де Сент-Экзюпери написанное от первого лица и посвященное своему другу Анри Гейоми, за которое он получил не мало литературных премий, произведение завоевавшее любовь читателей по всему миру.

Герои произведения – летчики почтовой авиации, рискующие своими жизнями ради чьих-то писем. Экзюпери описывает состояние летчика при полетах, его переживания и волнения, страхи и боязни. Одним из таких летчиков является сам автор. В то время как простые люди делая обыденные дела на земле, он же ощущал себя властелином, который отвечал за африканскую почту. Экзюпери  сравнивает полет в небо с боем в который он мужественно уходит со своим помощником – радистом Нери. «Черные, на вид неподвижные, как колонны храма, вставали здесь смерчи. Их раздувшиеся вершины подпирали низкий и мрачный свод бури, но сквозь разрывы свода полосами падал свет, и полная луна сияла между колоннами, освещая холодные плиты моря» [1,C.90]вот так описывал свой первый полет А. де Сент-Экзюпери. Автор узнавал для себя новые маршруты, благодаря самолету он видел необыкновенную природу, которая свидетельствовала о том или ином новом открытии.

Но несмотря на все это главной ценностью для автора является ценность человеческой личности, которую он раскрывает в достижении общей цели «Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Осознавая, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир»[1,С.107].  Ценность человеческой личности для А. де Сент-Экзюпери подтверждает и тот случай в пустыне, когда он изнемогал от жажды и его рaccудoк  страдал под тяжестью миражей пилот  был спасен бедуином, который казался им богом «как некий бог»[1,С.181].

ГЛАВА II. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА В КНИГЕ

ВАСИЛИЯ СМИРНОВА «ОТКРЫТИЕ МИРА»

Василий Александрович Смирнов – русский советский писатель, журналист. Родился 31 декабря 1904 года в деревне Синицино Ярославской губернии. Первое свое серьезное произведение он опубликовал в 1927 году(роман «Гарь»). Тетралогия «Открытие мира» стало главным творением Смирнова, над которым он работал до самой смерти (1947-1973) (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

В произведении «Открытие мира» рассказывается об умном мальчике Шурке Соколове и о русской деревне в период революционного  И что за революция происходила? времени. В центре нашего внимания деревенский подросток Шурка. В своих делах и поступках он открывает новый мир для себя.

Одним из первых его открытий в романе Смирнова  является первая любовь с Катькой Растрепой повлекшее за собой и первое предательство. Автор показывает нам Шурку очень любопытным ребенком, который умеет понимать разные «взрослые» вещи и связывать их воедино делая логические, иногда необычные, выводы из того или иного открытия. Привезенные из Питера Что? («подмоченная головка сахара, обрывок цепи, гвозди, волосатое клетчатое одеяло, «лампасея» в банке, спорок хорькового меха, изъеденный молью»), - все это Шурка умеет понять, связать воедино,  оценить как частицу непрерывно текущей, не сдающейся перед натиском внешних бед, ударов жизни. Это, пожалуй, самое важное в характере юного мальчика. А не юный мальчик тоже бывает? Умение Смирнова детально описывать своих героев давало четкое представление об их внешнем виде и поведении, очень ярко показывая людей начала двадцатого столетия. Шурку очень восхищал пастух Евсей Сморчок  своими необыкновенными на его взгляд способностями «все видит сквозь шапку, как через стекло» [2,С69]. Мальчик очень любил проводить с ним время и слушал его с открытым ртом, узнавая для себя все новое и новое. Но были и непонятные для Шурки вещи. Например, Саша Пупа «проклинал вино, не хотел капли в рот брать, а пил целыми бутылками»[2,С66].  Шурка часто мечтал побывать в Питере, постоянно представлял его себе по разному. Однажды отец случайно рассказал об этом городе горькую правду и Шуркины мечты канули во мрак,  как и мысли о том, что отец его живет в Питере припеваючи. Но самое главное и важное открытие для Шурки заключалось в том, что взрослые люди говорят не то, что думают. Это было ярко показано на его отце. В конце первой части нашего произведения мы видим как мальчишка Шурка, который еще вчера играл с ребятами во дворе, перестает быть маленьким мальчиком. Шурка понимает, что мать нуждается в его помощи и поддержке как моральной, так и физической так, как отец уезжает воевать « мать искала у него поддержки, участия, разговаривала с ним, как с большим»[2,С.282]. Шурка обещает матери, что он будет помогать ей во всем по хозяйству, как отец. Именно в этот момент мы видим, как закончилось для нашего любимого героя детство, которое, по большому счету, так и не успело начаться, но в эту взрослую жизнь Шурка вступает как настоящий мужчина.

ГЛАВА III. РОМАН А. ГЕРЦЕНА «КТО ВИНОВАТ?»,

ОТКРЫТИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ОБЫКНОВЕННОГО

ЧЕЛОВЕКА

Герцен Александр Иванович – великий философ, писатель, публицист и политический деятель, был незаконнорожденным сыном богатого дворянина Яковлева Ивана Алексеевича и молодой Луизы Гааг, немки по национальности. Брак родителей не был зарегистрирован официально, поэтому ребенок 16-ти летней Луизы получил фамилию Герцен, которую придумал для него отец от слова «herz», что в переводе с немецкого означает сердце.

В романе Герцена «Кто виноват?» выделить проблему, связанную с проблемой двух предыдущих книг было достаточно непросто. Но все-таки развязка нашей проблемы заключается в одном из главных героев этого романа Владимире Бельтове и его внутренних открытиях.

Композиция романа «Кто виноват?» очень оригинальна. Первая часть романа состоит преимущественно из развернутых биографий действующих лиц, что подчеркивается даже названием отдельных разделов: «Биография их превосходительства», «биография Дмитрия Яковлевича». Во второй части развертывается более последовательное сюжетное повествование с многочисленными вставными эпизодами и авторскими отступлениями. В целом же весь художественный текст связан единством авторской идеи и строится прежде всего на основе четкого и последовательного развития авторской мысли, в свою очередь ставшая важнейшим фактором образующим структуру романа. Владимир Бельтов – центральный герой романа, владелец имения «Белое поле». Его судьба особенно привлекает внимание Герцена: она служит подтверждением, что крепостничество исчерпало свои возможности, приближается к неизбежному краху, и наиболее правящие круги общества осознают это. В воспитании Бельтова особую роль сыграл женевец, рекомендованный матери Владимира «одним из ее швейцарских друзей»[3,С.81]. Он человек образованный и гуманный, очень умный и стойкий в своих убеждениях. Изучив множество трактов по воспитанию и педагогике, «одного он не вычитал в книгах – что важнейшее дело воспитания состоит в приспособлении молодого ума к окружающему»[3,С.81]. Такой гувернер не мог подготовить Владимира к жизненной борьбе. Какой борьбе? За что? С кем? Но Софья Бельтова именно такого воспитателя искала: она хотела чтобы ее сын вырос не похожим на тех, от кого она терпела гонения. Мать желала, чтобы сын ее стал добрым, честным, умным, открытым человеком. Разумеется ни мать, ни воспитатель не понимали сколько горечи они приготовляют Володе этим отшельническим воспитанием. Университет довершил воспитание Бельтова: «доселе он был один, теперь попал в шумную семью товарищества. Здесь он узнал свой удельный вес, здесь он встретил горячую симпатию юных друзей»[3,С.84]. Окончив университет, Бельтов с мечтами о гражданской деятельности, уехал Петербург. По знакомству ему дали хорошее место в канцелярии, но работа вскоре ему наскучила и он вышел в отставку в чине губернского секретаря. После отставки Владимир безуспешно пробовал заниматься медициной, как он не старался, «но  медицина была для него местом бегства: он в нее шел от неудач, шел от скуки, от нечего делать»[3,С.93]. Так же Бельтов пробовал заниматься живописью.  Само собой и живопись не удовлетворила Бельтова. Вся деятельность Владимира Бельтова не находила его полного погружения в дело, так, как это было обусловлено только го личным желанием. Бельтов кутил, скитался по Европе, скучал и, наконец, встретив  в Швейцарии своего старого учителя и тронутый его упреками, решил вернуться домой. И это все? На том жизнь и судьбы Бельтова завершилась?

«Кто виноват?» - интеллектуальный роман. Его герои – люди мыслящие, но у них есть свое горе от ума. И состоит оно в том, что со всеми своими идеалами они были вынуждены жить «в сером свете», поэтому и мысли у них кипели «в действии пустом». Роман заканчивается на печальной ноте: Круциферский пьет, его жена больна, а за ней ухаживает мать Бельтова. Тем не менее Герцен оставляет читателям главный вопрос: Кто виноват?, В чем? и ответ на него, у каждого из нас будет свой…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью моей работы являлось стремление выявить связь между тремя абсолютно разными художественными произведениями, в которых показаны совершенно разное развитие событий. А.Экзюпреи, В.Смирнов, А.Герцен очень ясно отразили в своих книгах проблему открытия мира, но каждый отразил ее по своему.

Библиография

1. Сент – Экзюпери А.  Земля людей. – М: 1957.

2. Смирнов В. Открытие мира – М: Советский писатель, 1979.

3. Герцен А.И. Кто виноват? – М: Детская литература, 1970.

Интернет – ресурсы:

  1.  Сент – Экзюпери А. - http://lib.ru/EKZUPERY/planeta.txt
  2.  Василий Смирнов – «Открытие мира» http://www.litmir.net/br/?b=40917&p=1
  3.  Википедия (свободная энциклопедия) – Смирнов Василий Александрович - http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  4.  Герцен А.И. Роман «Кто виноват?» - http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0010.shtml
  5.  Бабаев Эдуард – «”Кто виноват”  и другие повести и рассказы Герцена». - http://readr.ru/eduard-babaev-kto-vinovat-i-drugie-povesti-i-rasskazi-gercena.html?page=2#

PAGE   \* MERGEFORMAT 10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16894. Табуляция во Writer. Формулы 101.5 KB
  Лабораторная работа № 5Табуляция во Writer. Формулы Оборудование: ПКПрограммное обеспечение: Windows OpenOffice.org WriterЦель работы: приобретение и закрепление практических навыков работы в текстовом процессоре Writer Задание 1. 1. Перекопируйте папку ЛР_5 на диск H: в папку ИТ 2. Откр
16896. Подготовка документа к печати 179.41 KB
  Подготовка документа к печати Оборудование: ПКПрограммное обеспечение: Windows OpenOffice.org WriterЦель работы: приобретение и закрепление практических навыков работы в текстовом процессоре Writer Ситуация. Вам нужно срочно подготовить материал в печать или реферат по опред...
16897. Подготовка документа к печати. Урок 20.16 KB
  Тема Подготовка документа к печати Цели урока: 1 обучающие: Освоить дополнительные возможности OpenOffice.org Writer; Научиться быстро и качественно готовить документ к печати; 2 развивающие: повышение общего образовательного уровня в области офи
16898. Объекты Math: редактор формул OpenOfficeorg 393.19 KB
  Лабораторная работа № 7 Объекты Math: редактор формул OpenOffice.org Оборудование: ПКПрограммное обеспечение: Windows OpenOffice.org WriterЦель работы: приобретение и закрепление практических навыков работы в текстовом процессоре Writer OpenOffice.org OOo имеет компонент для создания и ре
16899. Работа с таблицами в OpenOfficeorg 431.22 KB
  Лабораторная работа № 8 Работа с таблицами Оборудование: ПКПрограммное обеспечение: Windows OpenOffice.org WriterЦель работы: приобретение и закрепление практических навыков работы в текстовом процессоре Writer Таблицы являются полезным средством для организации и представл...
16900. Знакомство с программой KompoZer 818.5 KB
  Лабораторная работа Знакомство с программой KompoZer Цель работы: познакомиться с рабочей средой программы KompoZer научиться создавать сайт на основе шаблона 1.2 Технические средства Оборудование: ПК; Программное обеспечение: KompoZer Примерное время ра...
16901. Знакомство с программой KompoZer. Лабораторная работа 807 KB
  Лабораторная работа №9. Знакомство с программой KompoZer. Цели лабораторной работы: познакомиться с рабочей средой программы KompoZer создать сайт на основе шаблона. Описание пунктов меню в KompoZer можно просмотреть в файле Описание пунктов меню в KompoZer.doc. Панель инстр...
16902. РАХМАНИНОВ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ 31.5 KB
  РАХМАНИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Rakhmaninov 1873–1943 русский композитор и пианист. Родился 20 марта 1 апреля 1873 в имении Онег Новгородской губернии. Проявив интерес к музыке уже в четыре года обучался игре на фортепиано а в девять лет поступил на фортепианное отделение СанктПете...