99064

Джордано Бруно как ученый и философ

Реферат

Логика и философия

Краткая биография Джордано Бруно. Джордано Бруно как ученый и философ. Эпоха в которую жил Джордано Бруно вторая половина XVI столетия; за 56 лет до его рождения была открыта Америка за 6 лет до его рождения была учреждена римская инквизиция.

Русский

2016-07-29

39.14 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Реферат

по дисциплине «Философия»

Тема: «Джордано Бруно как ученый и философ»

Проверил:       Выполнил:

Профессор        студент гр. МО111

  Быстрова А.Н..      Сентюрина А.И.

 (подпись)       (подпись)

          

(дата проверки)       (дата проверки)

             

(оценка по результатам защиты)     (подпись преподавателя)

Новосибирск 2013 год

Оглавление

Введение 3

1. Краткая биография Джордано Бруно. 5

2. Джордано Бруно как ученый и философ. 7

3. Начало конца. 14

Заключение. 17

Список литературы: 19

Введение

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Часто спорят – является ли философия наукой. Главная ценность науки – истина. Поскольку в философии этой ценности уделяют первостепенное внимание, то и философия является наукой.

Средние века заканчиваются 14 веком и начинается двух вековая эпоха Возрождения. В философии эпохи Возрождения два центра – Бог и человек.

Человек не выбирает себе эпоху. Даты жизни и смерти — это не просто хронологические вехи. Время жизни и деятельности философа определяет ход его мысли и характер его судьбы. Эпоха, в которую жил Джордано Бруно,— вторая половина XVI столетия; за 56 лет до его рождения была открыта Америка, за 6 лет до его рождения была учреждена римская инквизиция. Но человек не бессильная игрушка в руках «божественного провидения» или безликой исторической необходимости. Всей жизнью своей и всем сознанием связанный с породившей его эпохой, с ее традициями и стремлениями, с ее социальными конфликтами и культурой,  он сам — творец  истории,  участник борьбы, исход которой определяет пути человечества, и от его усилий зависит, каким он оставит мир. Ибо не только Бруно — человек своего времени, но и само время его жизни и борьбы может быть названо эпохой Джордано Бруно.

Эта эпоха знала себе цену. Сознание новизны и величия своего времени переполняло гордостью сердца и умы людей. Веком, «привыкшим видеть чудеса», считал его Джордже Вазари, автор знаменитых жизнеописаний художников, и он же дал своей эпохе имя, сохранившееся в памяти человечества,— Возрождение.

Новые философские идеи не возникают на пустом месте, они сохраняют преемственность со своими историческими предшественниками. Это те великие идеи, которые в каждой эпохе пробивают себе дорогу в сознание людей. Это великие люди – носители этих идей. Жить в старой эпохе – это значит пытаться донести до своих современников что-то новое. А это – новое, всегда сопровождается борьбой, столкновениями с устоявшимися, привычными идеями мировоззрения. А это огромная сила ненависти, злобы, безразличия других.

Судьба носителя новой идеи – это постоянная борьба, и борьба не только за свою жизнь, но и за свою Идею. Чтобы эта Идея жила, развивалась. 1542 г. была учреждена римская инквизиция, костры запылали в вечном городе один за другим.

Но интеллектуальная жизнь не прекращалась. Просто бороться стало на много труднее. И если Пьетро Помпонацци, живший в начале XVI столетия, несмотря на травлю со стороны духовенства, спокойно дожил до старости и умер в своей Болонье, не прекращая до последних дней университетского преподавания, то Джордано Бруно ожидала иная судьба.

Глубочайший конфликт эпохи — между силами феодальной реакции и новыми потребностями общественного развития — нашел свое выражение и в политике, и в религии, и в литературе и искусстве. Но, пожалуй, с наибольшей силой он проявился в философской мысли как непримиримое противоречие между догматами религии и развитием опытного естествознания, между властью тысячелетних предрассудков и требованием свободного изучения природы, между материализмом и богословием.  

Джордано Бруно не мог себе выбрать другую эпоху. Но выбор пути зависел от него. Поэтому сколько бы ни продолжалась жизнь такого человека, она неизбежно коротка для него. Нередко финалом такой борьбы становится мученическая смерть. Умереть за Идею для человека такого склада ума и сердца не означает поражения. Если тело очень легко уничтожить, то Душу и Идею не убьёшь.

  1.  Краткая биография Джордано Бруно.

Джордано Бруно – итальянский философ-пантеист, учёный и поэт эпохи Возрождения. Развивал идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров. О нём говорят, что он родился раньше своего времени, так как лишь спустя 400 лет после его смерти наука, философия и искусство 20 века стали принимать многие его предложения и учения как актуальные и истинные.

Джордано Бруно родился в 1548 году в Италии, в маленьком местечке Нола близ Неаполя. Воспоминания детства, глубокая ностальгия по родным краям сопровождали его до конца жизни. Оттуда и прозвище, которым любил представляться Джордано Бруно, - Ноланец.

Пламенный сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо на Джордано. Глубокие знания получил путем самообразования в богатой монастырской библиотеке. В период пребывания в монастыре, в 1571 году в Риме перед его святейшеством римским папой Пием 5 излагает своё учение об искусстве памяти.

В 1575 году он получает учёную степень доктора теологии и защищает докторскую диссертацию. В своих работах Джордано Бруно упоминает жрецов Египта и Тота-Гермеса Трисмегиста, магов Холдеи и Ассирии, учения Зороастра, Орфея, Пифагора, Платона, кардинала Кузанского, Коперника, Парацельса и многих других.

За смелые выступления против догматов церкви и поддержку учения Коперника Бруно вынужден был покинуть монастырь. Преследуемый церковью он долгие годы скитался по многим городам и странам Европы. Везде он читал лекции, выступал на публичных богословских диспутах.

Когда инквизиция начала преследовать Бруно, он так сформулировал свой принцип: «Меня мало интересует то обстоятельства, что мои идеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом и опытом».

Женева, Швейцария (1579-1580) – Работает  помощником в типографии и параллельно проводит факультативные занятия в Женевском университете. Сражается за новое видение медицины. Публично разоблачает проповедников богословия и официальных врачей-шарлатанов. За еретические высказывания и за «оскорбление святой реформации» предан двойному суду: городского совета и кальвинистской инквизиции. Бежит во Францию.

В Париже (1581год) – излагает свою теорию памяти и пишет книгу на эту тему «О тенях идеи». И снова преследования, побег. В Лондоне Бруно издает самые известные свои труды: «Пир на пепле», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О причине, начале и едином», «О героическом энтузиазме», «Изгнание торжествующего зверя».

Началом конца становится приглашение молодого аристократа на которое Бруно отвечает согласием.

После семилетнего заточения в тюрьме его сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Теперь здесь стоит памятник с надписью «Джордано Бруно. От столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».

Идеи Джордано Бруно на целые столетия обогнали его время. Он писал «Небо... единое безмерное пространство, лоно которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем – бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли  разумом мы заключаем о бесконечном количестве других»; «Все они имеют свои собственные движения. одни кружатся вокруг других». Он утверждал, что не только Земля, но и никакое другое тело не может быть центром мира, так как Вселенная бесконечна и «центров» в ней бесконечное число.

  1.  Джордано Бруно как ученый и философ.

Философия Бруно многогранна и затрагивает комплекс самых разнообразных вопросов. В философских работах Бруно содержатся как логические рассуждения, так и мистические элементы. Это объясняется временем, в котором жил учёный.

Джордано Бруно принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком.

Воззрение Джордано Бруно характеризуются как пантеизм. В целом пантеизм Бруно материалистический в ряде своих положений.

Пантеизм – философское учение, согласно которому Бог отожествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают.

В момент очередной смены эпох Джордано Бруно говорил новым языком о гелиоцентрической системе, о бесконечной, вечно трансформирующейся Вселенной, о бесконечном числе параллельных миров, форм жизни и эволюции, содержащихся в ней, об одном,  Едином Боге, проявляющемся не через церковные догмы, а через бесконечные и многообразные формы существования в Космосе.

В своей концепции Вселенной Джордано Бруно не ограничивается выступлениями в защиту учения Коперника о гелиоцентрической системе, воображение Бруно рисует те дали, существование которых с математической точки зрения подтверждает, причем не полностью, только наука 20 века. О нашей Солнечной системе он образно говорит как о маленьком атоме, развивающемся и продвигающемся среди бесконечного числа ему подобных, внутри великого живого организма – нашей Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца. Наша Вселенная бесконечно.

По воспоминаниям современников:

«Он (Бруно)…утверждал, что вселенная бесконечно и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством и лоном, в котором имеется много звёзд…; равным образом луна, солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля; и что не нужно верить в другой небосвод, в другую базу, в другое основание, на которые опирались бы эти великие животные, участвующие в составе мира, который является истинным субъектом и бесконечной материей, бесконечной божественной, действующей силой».

Бруно пришёл к мысли о возможности движения Земли ещё в юности, в результате изучения античных авторов. Он разработал собственную «теорию», согласно которой Солнце обращается вокруг Земли в плоскости экватора, при этом Земля совершает суточное вращение вокруг своей оси и одновременно годичные колебания вдоль той же оси. В геоцентрической системе отсчёта сложение этого колебания с движением Солнца по экватору приводит к видимому движению Солнца по эклиптике.

«Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?» – говорил  о себе философ.

Джордано Бруно не был астрономом в современном понимании этого слова. Он был ученым более широкого охвата, философом, который в своих философских обобщениях действительно высказал поразительные для того времени мысли. Они не были должным образом математически подкреплены.

Вот что утверждал Джордано Бруно:

  1.  Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена.
  2. И солнце вращается вокруг своей оси
  3. "...земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу".
  4. Неподвижные звезды суть также солнца.
  5. Вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния.
  6. Кометы представляют лишь особый род планет.
  7. Миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется.

Джордано Бруно дал своё объяснение к текстам Священного Писания относительно вращения Земли. Он говорил, что Библия написана языком, понятным простым людям, и если бы её авторы давали чёткие с научной точки зрения формулировки, она не смогла бы выполнять свою основную, религиозную миссию. Бруно очень близко подходит к принципу относительности.

Новым языком говорил он и о Боге – Едином Боге, проявляющемся не через церковные догмы, а через бесконечные и многообразные формы существования в Космосе.

Понятия Бога и Единого (Единства) отожествляется. Бог есть везде и во всём, но Он также находится и за пределами проявлённого Космоса, и за пределами любого вида сознания. Он одновременно «везде» и «во всём» и за пределами этого «везде» и этого «всего». Он отожествляется с Вселенной, проистекающей из Него, но в то же время Он от неё существенно отличается. Высший Разум, Душа и Субстанция-Материя – вот три лица Бога.

 Анализируя свойства разума, Бруно, в отличие от Кузанца, не употребляет латинского понятия «интуиция», а использует понятие «ум» («mens», которое можно перевести и как «дух»). Задача «ума» состоит в том, чтобы вносить высшее единство в познавательную деятельность человека, доводя его до постижения единства мира, выражаемого божественной субстанцией.  

Джордано Бруно говорит о магии как о сумме священных действий, посредством которых отражались и применялись бы в жизни принципы и законы, руководящие человеком.

Принимая за основу герметическую традицию, Бруно понимает магию как совокупность священных действий, отражающих божественные законы Вселенной. Вселенная – это единое целое, оживлённое всепроникающей Космической Душой, связанной между собой по принципу сообщающихся сосудов. Если воздействовать на какую-нибудь точку Вселенной, то это воздействие и его последствия будут отражаться и на всех остальных по принципу резонанса.

Всё есть Музыка Сфер, и всё является частью мистической души и тела Вселенной. Всё связано между собой – симпатия и антипатия, сочетания и несочетания. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей.

Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».

Бруно считал, что искусство мага – понимать суть космического принципа аналогии и уметь владеть им и таким образом стать проводником гармонии Неба на Земле.

Бруно говорит о трёх видах магии соответствующих законам и познаниям трёх миров: метафизическая (или теургия), математическая и натуральная (или магия Природы). Для философа и учёного того времени это было образом жизни.  

Для Бруно в магии виделось не просто колдовство. В ней усматривался инструмент, позволяющий распутать клубки тех связей, что кажутся для обыкновенного человека чудесными и непостижимыми. «Магия, – разъяснял Бруно инквизиторам, – есть не что иное, как познание тайн природы путем подражания природе в её творении и создании вещей, удивительных для глаз человека».

Из магического искусства Бруно выделил для себя то, что на современном языке можно назвать методом комбинаторного перебора по случайному закону из заранее организованных массивов. В связи с этой системой среди прочих сочинений Бруно написал «Искусство памяти», снабдив его рисунками, мнемоническими стихами и загадками. Специальная мнемоническая система развития памяти в сочетании с незаурядными творческими способностями к познанию и самосовершенствованию превратили его в своего рода «человека-машину». Со своей изобретательной логикой Бруно как бы оказался в XXI веке с компьютером и необходимым программным обеспечением типа искусственного интеллекта. Ученость Бруно стала легендарной.

Помимо сторонников у Джордано Бруно было немало врагов:
«...я измеряю поле природы, стараюсь пасти души, мечтаю обработать ум и исследую навыки интеллекта — вот почему кто на меня смотрит, тот угрожает мне,— кто наблюдает за мной, нападает на меня,— кто догоняет меня, кусает меня, кто меня хватает, пожирает меня» - писал ученый.

Он говорит о глубоких духовных потенциалах в человеке и учил тому, как они пробуждаются и развиваются через комплексные и целостные системы Памяти и Воображения.

Первое и основное - искусство памяти - мнемотехника. Память - это важный ресурс ученого человека в условиях крайнего дефицита и дороговизны книг. Традиция проведения многочасовых диспутов требовала от участников обильного цитирования, указания по памяти точных ссылок на параграфы канонических текстов. Бруно предлагает улучшить память с помощью формирования внутри человека "книги мира". Главный инструмент здесь - таблицы и система Раймунда Луллия, иными словами - классификационный подход к внешнему миру.

Бруно учил систематическому описанию мира, тренировал людей видеть в происходящем некие общие, типические черты, учил находить в сиюминутно происходящих событиях элементы и характеристики общего. И, конечно, он активно использует для запоминания такой ресурс как образность.

Отметим еще, что доступ в крупнейшие университеты и научные сообщества Бруно имел именно как полномочный представитель Луллиева искусства, интерес к которому в шестнадцатом веке был повсеместным. Бруно как приверженец Платона следовал его высказыванию «Знание есть не что иное, как припоминание». Человек вспоминает, даже если он придумывает, ибо по настоящему все уже существует в великой системе Вселенной.

В Париже Джордано Бруно издает две книги по искусству памяти.

Память не просто как процесс запоминания, а как искусство, дающее возможность зафиксировать следы Бога в Природе. Живые архетипальные символы, с которыми он работает, дают доступ к источнокам универсального познания. Мнемоническими приемами пользовались еще римские ораторы.

По Бруно, совершенный человек должен стремиться к тому, чтобы используя силу светил, стать благим магом и целителем, как Христос, Альберт Великий или Фома Аквинский.

В XIX веке философия Джордано Бруно рассматривалась преимущественно в контексте истории науки: в историографии астрономии Бруно занимал промежуточное место между Коперником и Галилеем. Эта же тенденция в значительной мере продолжалась и в XX веке, особенно в трудах советских авторов.

Вместе с тем, в начале XX столетия возникла и противоположная тенденция: Бруно стали рассматривать в контексте истории мистики и даже оккультизма, представленных в Эпоху Возрождения герметизмом.

  1.  Начало конца.

Этическое воззрение Бруно заключаются в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов, героев, которые возвышаются над размерной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.В.Шеллинг и других философов.

Герой стремится «вырваться» из объятий материи проявляя сверхчеловеческие усилия, освободиться от притяжения всего преходящего и недолговечного. Его цель состоит не только в том, чтобы слиться с Божественным, но также в том, чтобы, двигаясь к нему, стать проводником Божественных Принципов и Идей через Мечту, за которую можно было бы сражаться не земле.

Бруно раскрывает необъятный мир перед человеком, дает бескрайние возможности человеческому разуму. Он человек, который почувствовал себя свободным и что-то значащим:

«Когда свободно крылья я расправил,

Тем выше понесло меня волной,

Тем шире веял ветер надо мной;

Так, дол презрев, я ввысь полет направил.

Дедалов сын небес не обесславил

Паденьем; мчусь я той же вышиной!

Пускай паду, как он: конец иной

Не нужен мне – не я ль отвагу славил?» («Героический энтузиазм», 1585)

Дерзость научных выступлений Бруно была хорошим предлогом, чтобы расправиться с ним и за его откровенную критику непомерного обогащения монастырей и церкви. В книге «Песнь Цирцеи» он так писал о своих собратьях по ордену: «они бесполезны в серьезных и трудных делах и только угождают магнатам лестью, шутовством и паразитической жизнью». В другой книге – «Тайное учение пегасского коня» - Бруно проявил такой сарказм, которому позавидовал бы сам Вольтер. В очень злой форме им высмеивался католицизм. Книга посвящена вымышленному епископу и наполнена цитатами из Библии и сочинений раввинов.

Бруно, как и все учёные, мечтал о своём ученике.

В 1591 году молодой аристократ Джованни Мочениго приглашает Бруно в Венецию, в свой дом, с просьбой обучить его «тайнам философии». Первый раз за годы долгих странствий Бруно покидает страну по своей воле. Он принимает приглашение молодого аристократа приехать в Венецию и научить его своей мудрости. Это было началом конца.
Отношения учителя и ученика с самого начала складываются плохо.

Джованни Мочениго, не получив желаемого предаёт Джордано Бруно инквизиции.

История повторяется – предательство, измена ученика приводит к гибели великого учёного и его бесценных трудов. Джордано Бруно будто предвидел свою судьбу. «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф. Смерть в одном столетии дарует жизнь во всех грядущих веках» – говорил он.

В 1591—1592 годах Бруно находится в тюрьмах венецианской инквизиции и подвергается постоянным допросам. 1593–1600 годы: Бруно переводят в тюрьму инквизиции в Рим, где в течение семи лет инквизиция подвергает его ужасным пыткам и многочисленным абсурдным допросам в попытках добиться его раскаяния и признания в еретическом мировоззрении.

«Я не должен и не желаю отрекаться, мне не от чего отрекаться, я не вижу оснований для отречения…» - отвечал Джордано Бруно своим мученикам.

Не получив желаемого, инквизиция осуждает Бруно на смерть. Приговор приводится в исполнение 17 февраля 1600 года, когда на Кампо ди Фьори (Площади Цветов) в Риме Джордано Бруно живым сжигают на костре.

Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине. Он лишь в религиозных чувствах готов был сделать уступки своим судьям.

Отмечая очередной церковный праздник, город бурлил сотнями тысяч паломников. Во всех церквях читались мессы, распевались псалмы, шествия с образами святых отовсюду направлялись к собору Святого Петра. Костры на Кампо ди Фьори входили в обычную программу праздника. Еще папа Kлимент VIII провозгласил, что перед началом церковных торжеств нужно воздать хвалу Господу святым делом — осуждением и сожжением еретиков. Казнь Бруно происходила под утро, при свете факелов. Чтобы продлить мучения казнимого, сначала развели небольшой костер и постепенно усиливали огонь, подбрасывая сухой хворост. Все то время, пока пламя постепенно пожирало тело философа, его живой взгляд не переставал скользить по собравшейся толпе. Бруно умер молча, не проронив ни слова, не издав ни стона.

Так ушла с арены этого мира Душа одного из благороднейших людей эпохи Возрождения, оставив за собой божественные следы.

«Умерший в рабский век

Бессмертием венчается – в свободном!

Я умираю – ибо так хочу.

Развей, палач, развей мой прах, презренный!

Привет Вселенной, Солнцу! Палачу! –

Он мысль мою развеет по Вселенной!»

Заключение.

Создавая свое космологическое учение, Бруно вступал в непримиримый конфликт со средневековой традицией, одобренной и поддержанной церковью и богословием и уходящей своими корнями в глубокую древность. Он осмелился поднять руку на незыблемые основы схоластической науки, разрушить и отбросить прочь как ненужный хлам освященную духовными и светскими авторитетами картину мироздания.

Главное зло, которое видел в религии Бруно,— это отказ от естественного разума, от научного знания, подмена разумного познания слепой верой, основанной на божественном откровении.

Фундаментальная новация Бруно состояла во введении в религию идеи прогресса, т.е. представления о том, что с ходом времени происходит не деградация некоего «золотого века», истинной мудрости, подлинной святости и т.п. а наоборот, приумножение и совершенствование знаний, включая знания о Боге. «Современная мудрость превосходит мудрость древних» писал Бруно в книге «Пир на пепле».

Главное зло, которое видел в религии Бруно,— это отказ от естественного разума, от научного знания, подмена разумного познания слепой верой, основанной на божественном откровении.

В списке заметных еретиков он остается единственным не реабилитированным до наших дней католической церковью. Дитя своего времени, он в полной мере разделял весь комплекс мечтаний, иллюзий и надежд эпохи Возрождения. Бруно все время настаивает, что все, чему он учил, он учил как философ, а не как теолог, и догматов церковных не касался никогда. Но Бруно не мог отрешиться от всего, что составляло самую суть его. Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине. Он лишь в религиозных чувствах готов был сделать уступки своим судьям. Сам он писал: «Храбро боролся я, думая, что победа достижима. Но телу было отказано в силе, присущей духу, и злой рок вместе с природою подавляли мои стремления. Я вижу, что победа есть дело судьбы Силы мои направлены на то, чтобы заслужить признание будущего.»

Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость – таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя Джордано Бруно. На этом базируется его космологическое представление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концепцией устройства мироздания. Идеи Джордано Бруно и его предшественников Николая Кузанского и Коперника заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.

Более трех с половиной столетий прошло с тех пор, как погас костер на Поле цветов. Но и поныне философия Ноланца является объектом острой идейной борьбы. В работах кардинала Меркати и епископа Чикуттини нам слышится голос судьи Бруно кардинала Роберто Беллармино, уже в двадцатом столетии причисленного церковью к лику святых. Появляются новые и новые истолкования философии Бруно с позиций реакционно-идеалистических. Против извращения действительного содержания его философии решительно выступают историки-марксисты. С марксистских позиций изучают философское наследие Джордано Бруно советские историки философии М. А. Дынник, В. В. Соколов, Н. А. Ивлиев, польские ученые А. Новицкий и Б. Суходольский, итальянский исследователь Н. Бадалони,, американский— И. Л. Горовиц и др. Многие из буржуазных исследователей отходят от спиритуалистических концепций и стремятся к более глубокому и объективному изучению «философии рассвета».

Список литературы:

  1.  Канке В.А. «Основа философии»: учебник для студентов /В.А. Канке . – М.: Логос, высшая школа, 2001. – 288с.
  2.  Радугин А.А. «Философия»: курс лекций /А.А. Радугин. – М.: Владос, 1995. – 304с.
  3.  Спиркин А.Г. «Философия»; учебник . – 2-е издание /А.Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2007. – 736с.
  4. Тузов Н.В. «Философия теории единой идеи» /Н.В. Тузов. – М.: Мысль, 1994. – 251с.
  5. Штекли А. «Джордано Бруно» /А. Штекли. – М: «Мол. гвардия», 1964 – 384с.
  6. Бруно Д. «О героическом энтузиазме»: пер. с ит./Д. Бруно – Киев: Новый Акрополь, 1996. – 281с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47864. Загальні поняття основ ергономіки 300 KB
  Технічний прогрес у промисловості в транспортній галузі в енергетиці та у військовій справі супроводжується вростанням ролі людини у забезпеченні високої ефективності виробництва. Механізація та автоматизація виробничих процесів упровадження обчислювальної техніки та інформаційних технологій докорінно змінюють діяльність людини висуваючи до неї нові більш високі вимоги збільшуючи при цьому економічну та соціальну значущість результатів її діяльності. Одночасно принцип гуманізації...
47865. Інформаційні системи та технології в торгівлі 623.5 KB
  Між керуючою системою і керованою системою здійснюється взаємозв'язок через інформаційну систему під якою розуміють комунікаційну систему із збору передачі переробки інформації про об'єкт яка постачає працівникам різного рангу інформацію для реалізації функції управління. Друга відмінність полягає у формі передавання інформації. Для АСУТП основною формою передавання інформації є сигнали в АСОУ документи. Роль та місце АСДС в ієрархії управління визначається тим що вона є основним джерелом статистичної інформації конче потрібної для...
47866. Організаційна структура та бюджетні повноваження Державного казначейства України. Функції Державного казначейства України 72 KB
  Саме останні дають нам можливість оцінити якість дії Державного казначейства а також його завдання та обовязки які повязані з його діяльністю. Більше того через функції визначається сутність та основна мета діяльності певного об'єкта в нашому випадку Державного казначейства. На Державне казначейство в Україні покладено виконання таких функцій: здійснення касового виконання державного бюджету та бюджетів самоврядування за доходами та видатками; здійснення контролю за цільовим спрямуванням бюджетних коштів на стадії проведення...
47867. Предмет і метод політичної економіки 1.86 MB
  Сукупність економічних відносин між людьми у сфері виробництва розподілу обміну і споживання продукції що утворюють певну економічну систему. Юм Фізіократи 1718 ст питання походження багатства перенесено із сфери обігу в сферу виробництва. Основні риси виробництва Стадії суспільного виробництва Основні елементи процесу виробництва Праця –це свідома доцільна діяльність людини яка спрямована на створення тих чи інших благ з метою задоволення потреб.
47868. Проектний аналіз 1.67 MB
  Він дає інформаційну базу у вигляді проекту як спеціально оформленого інвестиційного плану чи результатів проведеної експертизи проекту для ухвалення рішення щодо включення проекту в інвестиційний портфель підприємства початку його інвестування постійного моніторингу реалізації. Аналіз інвестиційних проектів – це комплекс методичних та практичних прийомів розробки обґрунтування й оцінки доцільності реалізації проекту. Більшість проектів що виявилися збитковими могла бути не допущена до реалізації за умови якісного попереднього аналізу з...
47869. Міжнародна економіка. Конспект лекцій 905.5 KB
  Конспект лекцій містить зміст лекційного курсу, завдання до самостійного вивчення теоретичного матеріалу курсу, що вивчається в позааудиторний час, список рекомендованої літератури і ресурсів Інтернет, ілюстративний матеріал до лекцій
47870. Многочлени. Властивості многочленів 5.51 MB
  Ділення многочлена на лінійний двочлен. Розклад многочлена за степенями лінійного двочлена. Означення многочлена Вираз виду: Повністю визначається коефіцієнтами. Многочленомполіномомвід однієї змінної над областю цілісності К називається вираз виду 3 де довільне ціле невід’ємне число елементи К а деякі символи; називається степенем змінної або невідомого а м коефіцієнтом многочлена 3 або коефіцієнтом при .
47871. Основи геометрії 63.5 KB
  Історичний нарис обґрунтування геометрії Предмет основ геометрії. Відкриття неевклідової геометрії.