99071

Отношения и участие Польши в новых региональных структурах Центральной Европы

Реферат

Международные отношения

Участие Польши в Вишеградской группе. Польша и Центрально-Европейская Инициатива. Польша и Совет Государств Балтийского моря. Укрепление на новой основе государственного суверенитета, демократии и свободы; Уничтожение всех остатков тоталитаризма в социальной, экономической и духовной сферах жизни общества; Построение парламентской демократии, современного правового государства и уважение основных прав и свобод человека;

Русский

2016-07-29

67.31 KB

0 чел.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Реферат по дисциплине «Внешняя политика Польши»
на тему:
Отношения и участие Польши в новых региональных структурах Центральной Европы

Выполнила: студентка 3 курса 1 группы
Силивончик Т.А.
Проверил: доктор исторических наук,
профессор Снапковский В.Е.

Минск 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….....3

Участие Польши в Вишеградской группе……………………………..……….4

Польша и Центрально-Европейская Инициатива……………………………..13

Польша и Совет Государств Балтийского моря……………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованных источников…………………………………………...22

ВВЕДЕНИЕ

Центральная Европа — не столько географическая реальность, сколько историческая, в определенном смысле историко-идеологическая концепция. До XIX века Центральная Европа отличалась государственно-политическом единством в рамках двух крупных держав — империи Габсбургов и Речи Посполитой — при этнокультурном многообразии.

В новом виде концепция Центральной Европы стала предметом относительно широких дебатов в 1980-е годы. Принадлежность Польши, Чехословакии, Венгрии к сфере влияния СССР вызывавала у большей части интеллектуальной элиты этих стран неприятие и отторжение. Отсюда возникало представление о необходимости в будущем вырваться из этой сферы и «вернуться в Европу», которая отождествлялась таким образом с Западной Европой. Фактически «легализация» концепции Центральной Европы произошла уже после революций 1989 г., покончивших с коммунистическими режимами. Стало ясно, что посткоммунистические преобразования в Польше, Чехии, Венгрии идут быстрее, чем в бывшем СССР (за исключением стран Балтии) и бывшей Югославии. Так «большая» социалистическая Восточная Европа 1940-1980-х годов стала рассматриваться как несколько регионов, одним из которых и стала новоявленная Центральная Европа.

Польша является последовательным приверженцем идеи регионального сотрудничества и интеграции. В этом контексте регион Центральной Европы после распада Советского Союза представляет для нее особый интерес и стабильно выделяется в качестве одного из направлений польской внешней политики.

В условиях расширения влияния Европейского союза и НАТО Польша видит необходимость в усилении своих позиций в регионе и обновлении самой концепции регионального сотрудничества.

Сотрудничество в рамках Вишеградской группы, Центрально-Европейской инициативы и Совета государств Балтийского моря содействует росту самосознания Центральной Европы в качестве самостоятельного региона и гарантирует в нем стабильность.

УЧАСТИЕ ПОЛЬШИ В ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЕ

После падения коммунистической системы  приобретенный в прошлом опыт в области сотрудничества, а также осознание новых политических, социальных и экономических задач склонили три государства региона – Польшу, Венгрию и Чехословакию к укреплению взаимных контактов.

15 февраля 1991 года президент Польши Лех Валенса, премьер-министр Венгрии Йожеф Антал и президент Чехословакии Вацлав Гавел в присутствии президента Венгрии, премьер-министров и министров иностранных дел подписали в восстановленном Королевском дворце в Вишеграде Декларацию о сотрудничестве трех государств. Объединение, образовавшееся в результате данной встречи, получило название Вишеградская группа, или Вишеградская четверка (V4) (тройка, или треугольник – до распада Чехословакии в 1993 году).

В деятельности Вишеградской группы можно выделить 4 периода.

На первый период – с 1991 по 1992 – приходится создание данного объединения и определение приоритетных сфер сотрудничества.

Сами государства региона: Польша, Чехословакия и Венгрия тогда, после роспуска СЭВ и ОВД, рассматривали такое временное, отчасти неформальное объединение, как вариант преодоления европейской изоляции, более или менее равноправного партнерства, и, главным образом, - заполнения вакуума общения в регионе. Основные задачи этой организации, зафиксированные в декларации, также носят скорее декларативный характер, более призванный обозначить новую внути- и внешнеполитическую ориентацию этих стран, нежели какие-то конкретные механизмы сотрудничества:

  1.  Укрепление на новой основе государственного суверенитета, демократии и свободы;
  2.  Уничтожение всех остатков тоталитаризма в социальной, экономической и духовной сферах жизни общества;
  3.  Построение парламентской демократии, современного правового государства и уважение основных прав и свобод человека;
  4.  Введение современной рыночной экономики;
  5.  Полное включение стран-участниц в систему европейской политики, экономики, права и безопасности.

Вторая встреча премьер-министров и министров иностранных дел стран Вишеградской группы состоялась 6 октября 1991 года в Кракове. Эта встреча уже была наполнена более конкретными решениями. Так, удалось определиться с тем, что главными областями сотрудничества Польши, Венгрии и Чехословакии станут экономика, транспорт, защита окружающей среды и научное сотрудничество. Одновременно была высказана необходимость снятия барьеров в торговле между странами.

Это решение было реализовано уже к концу 1992 года, 20 декабря в Кракове министры экономики Польши и Венгрии подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA) с представителями Чехии и Словакии, что можно считать главным успехом Вишеградской группы. Суть этого решения состоит в том, что странам ВГ удалось создать общее таможенное пространство еще до вступления в ЕС.

Примерно за полгода до этого события, 6 мая 1992 года, в Праге премьер-министры трех стран высказали решимость укреплять сотрудничество с перспективой членства в структурах НАТО и ЕС.

Второй период существования Вишеградской группы – с 1993 по 1998 годы – характеризуется ослаблением взаимодействия между странами-участницами.

На протяжении 1994-1997 годов Вишеградская группа не собирается ни разу. В польском МИДе это состояние охарактеризовали как «Вишеград существует, но не работает». Контакты осуществляются преимущественно на двусторонней основе.

Центрально-Европейская зона свободной торговли хоть и содействовала ликвидации таможенных барьеров, в целом не стимулировала активизацию горизонтальных экономических связей в регионе. Члены CEFTA в качестве первого шага сократили на 40% пошлины на промышленные товары; дополнительные протоколы к Соглашению 1994-1995 гг. еще больше снизили пошлины и распространили действие льгот на продукцию сельского хозяйства. Все промышленные товары были разделены на три группы в зависимости от сроков полной отмены таможенных пошлин. К 1 января 1998 года пошлины на промышленные товары были отменены, но взаимная торговля аграрной продукцией осуществлялась несколько неровно и все еще требовала дальнейших согласований и подвижек.

Однако ориентиром для каждой из стран по-прежнему оставались дотации из фондов ЕС и западные инвестиции. По этим статьям между странами шла неприкрытая конкурентная борьба, способствовавшая скорее вертикализации межгосударственных отношений и замыкании их на интеграционном ядре Евросоюза. Так, в 1993-2002 гг. объемы внешней торговли членов этой ассоциации увеличились в 2,6 раза, но доля поставок в рамках этих соглашений снизилась с 14 до 11%. При этом доля ЕС в совокупном экспорте CEFTA возросла с 56 до 68%.

Фактически на протяжении 1990-х отношения между странами региона характеризовались довольно жесткой конкуренцией за право быть первыми принятыми в ЕС, нежели взаимопомощью.

Новый импульс Вишеградскому сотрудничеству пришел извне. 13 декабря 1997 года на заседании Совета ЕС в Люксембурге Польша, Венгрия и Чехия были официально приглашены начать переговоры о вступлении в Европейский союз. Это открывало перед вишеградскими странами перспективу взаимодействия и обмена опытом по конкретным вопросам подготовки к вступлению в ЕС.

После длительного застоя в истории ВГ, 21 октября 1998 года в канун вступления Польши, Чехии и Венгрии в НАТО, в Будапеште премьер-министры этих стран приняли заявление о возобновлении Вишеградского сотрудничества, что стало точкой отсчета для третьего периода в деятельности ВГ.

14 мая 1999 года на встрече в Братиславе, в которой спустя 10 лет вновь приняли участие премьер-министры всех четырех государств ВГ, обсуждались вопросы гармонизации отношений с отдельными государствами и международными организациями. Венгрия, Польша и Чехия, ставшие 12 марта членами НАТО, выступили с поддержкой приема в военно-политический альянс Словакии.

На неформальной встрече премьер-министров в октябре 1999 года в словацкой Яворине обсуждались в основном вопросы укрепления безопасности региона, борьбы с преступностью, визовой политики. Также было принято решение о создании совместного Вишеградского фонда для поддержки проектов в области культуры и науки. Местом расположения фонда была выбрана Братислава – географический центр ВГ. 9 июня 2000 года в чешском Штирине премьер-министры Вишеградских стран подписали соглашение о создании Вишеградского фонда, который стал единственной институализированной формой Вишеградского сотрудничества.

3 декабря 1999 года на встрече в словацком Герлачеве президенты Вацлав Гавел, Арпад Гёнц, Александр Квасьневский и Рудольф Шустер приняли «Татрскую декларацию», в которой они подтвердили решимость продолжения сотрудничества ради, как указывалось в документе, «придания нового лица Центральной Европе». В декларации подчеркивалось стремление Вишеградских государств вступить в Европейский союз и повторяется обращение к НАТО с просьбой о приеме в эту организацию Словакии.

На период председательства Польши в Вишеградской группе в 2000/2001гг. выделялись следующие направления деятельности: продвижение целей ВГ (Европейской и Евроатлантической интеграции) как в странах ЕС и НАТО, так и в рамках V4; поддержка Словацкой Республики на ее пути к членству в НАТО; укрепление идентификации V4 а качестве регионального ядра политической и экономической стабильности; продолжение сотрудничества с третьими странами. Для этого предполагалось разработать совместные заявления V4 по региональным и вопросам Евроинтеграции на уровня министров иностранных дел и премьер-министров, а также организовать встречи и консультации экспертов по этим вопросам.  Кроме того планировались встречи на высоком уровне в формате «V4 плюс 1» с представителями стран-членов ЕС и Еврокомиссии, а также встречи ad hoc в формате «V4 плюс 1» со Словенией, Украиной, Литвой, Хорватией – по запросу или предложенные  партнерам с согласия ВГ.

2000 год можно назвать годом усиленной дипломатической активности ВГ, в течение которого лидеры Вишеградских стран знакомились с главами европейских государств. Так состоялись встречи премьер-министров «четверки» с руководством Германии, Франции, Великобритании, Эстонии, Словении, Дании. Необходимость в этих встречах была продиктована завершающей стадией периода подготовки к вступлению в ЕС.

19 января 2001 года, в 10-летний юбилей президенты Вишеградской группы в польской Пштине приняли декларацию о достижениях  и об успехах на пути интеграции в Европейский союз и НАТО. А 31 мая в Кракове премьер-министры предложили странам, не вошедшим в Вишеградскую группу, заключение сотрудничества в форме партнерства. Такой статус стразу получили Австрия и Словения. После ряда неформальных встреч, в том числе на Крыницком экономическом форуме, в самом конце 2001 года, 5 декабря в Брюсселе состоялось заседание стран Вишеградской группы и стран Бенилюкса на уровне премьер-министров этих стран. Это доказывало, что в преддверии вступления в ЕС вишеградские страны начали поиск формул своего будущего взаимодействия в Евросоюзе.

С 1998 по 2002 годы в рамках Вишеградского форума прошло восемь совещаний, посвященных проблемам присоединения к ЕС. Лидеры центральноевропейской группировки одной из главных своих задач видели попытку преодоления неравенства в ЕС, которого они так опасались. Министр иностранных дел Польши А. Олеховский писал по этому поводу: «Мы озабочены тем, что с Польшей, после того как она станет членом ЕС, не будут обращаться так, как со всеми, и мы окажемся в подчиненной положении».

В феврале 2002 года премьер-министры стран ВГ выступили с заявлениями о несогласии с принятым накануне рабочим документом ЕС, в соответствии с которым планировалось открыть доступ новичкам к аграрным программам ЕС лишь через 10 лет после их принятия. Польский премьер-министр Л. Миллер высказался в том духе, что равноправие перед бюджетом для стран-новичков могло бы наступить не 2013 году, как это предлагалось ЕС, а уже в 2006. Его поддержал венгерский премьер-министр В. Орбан, предложивший снизить срок ожидания до двух лет. Попытки Венгрии и Польши переломить неравенство в подходах в сторону уменьшения его сроков привели к принятию ЕС компромиссного варианта.

Очередная продолжительная пауза в сотрудничестве была связана с заявлением венгерского премьер-министра В. Орбана об ответственности чехословацкого государства в связи с декретами Э. Бенеша. В. Орбан потребовал от Чехии и Словакии в канун вступления в ЕС осуществить компенсации жертвам послевоеннй политики чехословацкого руководства. В результате 1 марта 2002 года премьер-министры Чехии и Словакии отказались прибыть в Вишеград на очередную рабочую встречу глав правительств Центральной Европы.

Встречи возобновились только после очередных парламентских выборов в Венгрии, когда власть вернулась к социал-либеральной коалиции. Новый премьер-министр Венгрии Петер Меддеши вместе с главами кабинетов других Вишеградских стран принял участие в состоявшейся 24-25 мая 2002 года в словацком Тренчине очередной встрече премьер-министров Вишеграда и Бенилюкса. В течение 2003 года основной темой встреч высшего руководства Вишеградских стран было согласование действий в Евросоюзе после предстоящего в мае 2004 года вхождения в эту организацию. В марте 2004 года в Брюсселе, уже в самый канун вступления состоялась еще одна встреча премьер-министров Вишеграда и Бенилюкса. А уже 25 марта Словакия была принята в организацию НАТО.

С принятием стран-участниц в состав Европейского союза начался четвертый, современный, этап в деятельности Вишеградской группы.

12 мая 2004 года премьер-министры Марек Белка, Микулаш Дзуринда, Петер Меддеши и Владимир Шпинда встретились в чешском Кромерже, чтобы наметить конкретные программы сотрудничества уже в качестве членов ЕС. На встрече было подчеркнуто, что с вступлением в ЕС и НАТО были достигнуты главные цели Вишеградской декларации о присоединении к общему европейскому интеграционному пространству. Участники особо почеркнули помощь, оказанную им руководством стран Бенилюкса, а также странами Северной Европы. В качестве ближайших целей лидеры Вишеграда наметили программу содействия подключению к ЕС Румынии и Болгарии.

Первое совместное выступление V4 в рамках ЕС состоялось уже летом 2004 года. Тогда вишеградцы решили выступить единым фронтом против дискриминационных положений в принимаемом бюджете на 2007-2013 гг., касающимся распределения из фондов ЕС. Премьер-министры четырех стран договорились подготовить предложения по достижению политического компромисса между членами ЕС к июню 2005 года.

Таким образом впервые страны ВГ проявили решимость к взаимодействию в отстаивании общих интересов. Результатом совместных усилий «четверки» стал доступ к средствам из бюджета ЕС на только на равных, но в ряде случаев и на особо благоприятных условиях.

Стоит отметить, что после вступления в ЕС страны Вишеградской группы вышли из CEFTA, которая сейчас, вопреки своему названию («Центрально-Европейская»), фактически объединяет страны Юго-Восточной Европы (кроме членов ЕС Словении и Греции) плюс Молдавию.

С момента вступления в ЕС Польша являлась председателем Вишеградской группы в 2004/2005 гг., 2008/2009 гг. и является на данный момент (2012/2013 гг.). Цели, которые ставились Польшей в рамках Вишеградской группы, несколько видоизменялись в соответствии с текущими вызовами и обстановкой, но в целом, оставались в русле следующих направлений: расширение сотрудничества между государствами V4, в том числе через проекты Международного Вишеградского фонда; усиление влияния Вишеградской группы на процесс принятия решений в рамках Европейских институтов; углубление сотрудничества в формате V+ с отдельными государствами (например, Восточно-Европейскими соседями, Израилем, Египтом или Японией) и группами государств (например, Северным Советом министров, Балтийскими странами или Бенилюксом).

Так, Австрия и Словения начали проводить регулярные встречи и консультации с государствами-членами V4. Австрийские и словенские представители не регулярной основе приглашаются на Конференцию по Западным Балканам, неофициально называемую «основой V4+2». Осуществляется также сотрудничество в формате V4+Украина: в июне 2005 года премьер-министр Ю. Тимошенко нанесла визит в Польшу, который завершился подписанием двух деклараций.

Из последних важнейших событий следует отметить расширенный саммит премьер-министров V4 при участии премьер-министров Австрии, Германии и Украины, проведенный по случаю 20-ой годовщины Вишеградской группы 15 февраля 2011 года в Братиславе. На саммите были приняты Совместное заявление по Беларуси; Коммюнике премьер-министров V4 и Братиславская Декларация премьер-министров V4 в честь 20-ой годовщины ВГ.

3 марта 2011 года  также в Братиславе произошла встреча министров иностранных дел V4 и Германии по поводу южного направления Европейской политики соседства и Восточного партнерства. Было принято Финальное заявление по Восточному партнерству, в котором Вишеградские страны высказали готовность активно участвовать в Восточном партнерстве и делиться опытом в сфере реформирования и интеграции со своими восточными соседями. Позже, 16 июня 2011 года, был проведен саммит премьер-министров V4, на котором было принято Совместное заявление о развитии деятельности Вишеградской группы по отношению к Восточному партнерству, которое признавалось долгосрочным приоритетом внешней политики стран V4. В рамках Международного Вишеградского фонда основывалась специальная программа «Вишеград 4 Восточное партнерство» (V4 EaP).

К слову, в 2012 году Польша является председателем Международно Вишеградского фонда, чей бюджет на этот год составляет 7 миллионов евро.

21 марта 2012 года в Праге проводилась международная конференция по партнерству между V4 и Группой Мирового банка.

На встрече министров обороны V4 3-4 июня 2012 года в Литомержице было принято Совместное Коммюнике, котором говорилось о создании Боевой группы V4 и ЕС (V4 EU BG) в первой половине 2016 года под польским руководством численностью в 3000 человек, что станет региональным вкладом V4 в оборонительный потенциал Европейского союза.

Сегодня можно констатировать, что Вишеградская четверка стала наиболее успешным проектом в постсоциалистической части Европы. В ее деятельности наблюдались периоды спада и подъема, в ней еще идут острые дискуссии и сохраняются те или иные противоречия, но все они поступательно преодолеваются, превращая «четверку» в региональный форум и центр притяжения для других стран региона.

ПОЛЬША И ЦЕНТРАЛЬНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Центрально-Европейская инициатива (CEI) является старейшим и крупнейшим межгосударственным форумом регионального сотрудничества в Европе, обладающим статусом наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

11 ноября 1989 года в Будапеште (через два дня после падения Берлинской стены) Италией, Австрией, Венгрией и Югославией был создан так называемый Квадригон с целью развития устойчивых связей между государствами Центральной, Западной и Восточной Европы в области политики, экономики и культуры, а также недопущения образования новых разделительных линий в европейском регионе. На первой же встрече глав правительств, проведенной в Венеции в августе 1990 года, Квадригон был расширен с принятием Чехословакии и стал называться Пентагон. Годом позже, встреча глав правительств в Дубровнике, в июле 1991 года, приняла Польшу в качестве полноправного члена, преобразовав Пентагон в Гексагон. Гексагон являлся структурным форумом для действий на министерском уровне с проведением встреч министров иностранных дел и глав правительств и на оперативном уровне через рабочие группы по различным вопросам, таким как транспорт, энергетика, телекоммуникации, мелкий и средний бизнес, культура и туризм. В 1991 году Гексагон и Европейский Банк Реконструкции и Развития (EBRD) подписали Соглашение о создании в рамках EBRD Секретариата по проектам Гексагона. В 1992 году итальянское правительство и EBRD подписали соглашение о создании Трастового фонда, спонсируемого Италией.

Образовавшиеся в результате Югославского кризиса Босния и Герцеговина, Хорватия и Словения были приняты на Венской встрече глав правительств в 1992 году, где также было принято решение о переименовании организации в Центрально-Европейскую инициативу (CEI). После распада Чехословакии в 1993 году как Чехия, так и Словакия были приняты в CEI. На встрече глав правительств в Будапеште в 1993 году было одобрено предложение о принятии Македонии (десятого члена инициативы). С 1996 года Албания, Беларусь, Болгария, Молдова, Румыния и Украина также являются полноправными членами Центрально-Европейской инициативы. В ноябре 2000 года Федеральная Республика Югославия (позже – Союз Государств Сербии и Черногории) стала семнадцатым членом CEI. Процесс расширения CEI завершился в августе 2006 года, когда Черногория стала восемнадцатым государством-членом.

Период первого польского председательства в CEI пришелся на 1995 год, когда имела место определенная форма институционализации инициативы. Так, во время Саммита CEI в Варшаве в 1995 году главами правительств было достигнуто соглашение по двум ключевым вопросам: принятию Основных направлений деятельности и правил процедуры Центрально-Европейской инициативы (документа, который на базовом уровне излагал цели, структуру и принципы деятельности Инициативы) и учреждению Центра ЦЕИ по информационному и документационному обеспечению (CEI CID) в Триесте. 24 июля 1996 года в Вене было подписано Соглашение о заседании CEI CID в Триесте (Соглашение по генеральному штабу). На основе этого соглашения CEI CID, позже переименованный и Исполнительный Секретариат ЦЕИ, обладает правовым статусом международной организации.

На встрече министров иностранных дел в Сараево в 1997 году было решено сориентировать деятельность в различных органах CEI так, чтобы сконцентрироваться на помощи по усилению потенциала наименее продвинутых стран-членов и тех, что остро нуждаются в ускорении экономического восстановления и развития. Саммит CEI в Сараево в ноябре 1997 года подтвердил эту ориентацию и принял два документа повышенной важности: Сараевскую декларацию и План действий  CEI  на 1998-1999 гг. Таким образом, были установлены три базовые цели:

  1.  расширение сотрудничества между странами-участницами;
  2.  усиление участия всех стран-членов в процессе Европейской интеграции;
  3.  ускорение процесса экономической трансформации в странах, находящихся в переходном состоянии.

Со временем CEI разработала множество программ и инициатив для сотрудничества, начиная от семинаров и заканчивая проектами, сориентированными на страны региона и даже на общеевропейский контекст. Во многих случаях проекты CEI разработаны, чтобы дополнить и усилить стратегические программы, продвигаемые другими международными организациями, в частности ЕС.

В 1998 году в Триесте был создан Фонд солидарности CEI, основанный на добровольных взносах стран-членов. Размер взноса Польши составляет 9% от общей суммы вкладов.

Были начаты новые инициативы по развитию Парламентских и бизнес направлений CEI. Осенью 1998 года в Загребе по случаю Саммита CEI был проведен первый Бизнес форум CEI, позже названный Экономический форум Саммита CEI (SEF), который стал с тех пор площадкой для экономического сотрудничества и продвижения инвестиционных проектов.

В связи с возросшим числом проектов, финансируемых CEI, на встрече министров иностранных дел, проводимой в Милане в июне 2001 года, было принято решение основать Фонд кооперации CEI на основе ежегодных взносов всех стран-членов. Бюджет фонда утвержден в размере 300 тысяч евро, взнос со стороны Польши составляет 4,3% от этой суммы (третье место после Италии и Австрии).

В ноябре 2001 года на Саммите в Триесте впервые был проведен Молодежный форум CEI, идея которого была выдвинута Польшей во время Саммита в Будапеште в 2000 году, чтобы установить диалог с молодежью региона CEI и дать ей возможность озвучить свои потребности и ожидания. Более того, возникла идея создания «Университета CEI». Эта идея представляла собой основу для создания Сети университетов в регионе, Университетской Сети CEI.

В 2003 году Польша повторно председательствовала в Центрально-Европейской инициативе. В своем ежегодном обращении к Сейму министр иностранных дел Польши заявлял, что Польша готова делиться своим опытом в сфере трансформации и демократизации, а также трансграничного и межрегионального сотрудничества.

По случаю проведения в 2003 году в Варшаве Саммита CEI был представлен проект Программаы LEED (Local Economic and Employment Development - Местного развития экономики и занятости) Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по созданию совместной CEI-LEED Сети советников по местному развитию (CEI-LEED Local Development Network of Advisors).

В 2004 году начали работу Университетская сеть CEI, а также Сеть по науке и технологиям. Кроме того, была запущена Программа CEI по обмену ноу-хау (KEP), призванная служить инструментом, предлагающим со-финансирование проектов по обмену ноу-хау между ЕС и странами-членами CEI, не входящими в ЕС.

В результате вхождения в 20004 году пяти стран-членов CEI (Венгрии, Польши, Словакии, Словении и Чехии) в Евросоюз, а также Болгарии и Румынии – в 2007, CEI оказалась в стратегической позиции, объединяя равное число стран, входящих и не входящих в ЕС.

27 ноября 2007 года на Саммите CEI в Софии было принято решение о выделении восьми основных сфер деятельности CEI: 1. Климат, окружающая среда и устойчива энергетика; 2. Развитие предпринимательства, включая туризм; 3. Развитие человеческого потенциала; 4. Информационное общество и СМИ; 5. Межкультурное сотрудничество, включая национальные меньшинства; 6. Интермодальный транспорт; 7. Наука и технологии; 8. Устойчивое сельское хозяйство. Отдельно выделялось межрегиональное и трансграничное сотрудничество.

Польша всегда была последовательным сторонником регионального сотрудничества и Центрально-Европейской инициативы, демонстрируя это через активное участие, творческие инициативы и финансовые взносы. Польша также получала выгоды как от членства в CEI, так и от различных инструментов инициативы, таких как Фонд кооперации (получает около 5% всех грантов), Программа обмена ноу-хау, Сеть по науке и технологиям и Университетская сеть.

Заместитель премьер-министра Польши Павлак в 2011 году высказался о  высокой оценке польским правительством роли CEI в продвижении регионального сотрудничества в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. В свете польского председательства в ЕС во второй половине 2011 года он предложил совместную инициативу: проведение Круглого стола по вопросам регионального сотрудничества для европейской интеграции.

ПОЛЬША И СОВЕТ ГОСУДАРСТВ

БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

Совет государств Балтийского моря (CBSS) является политическим форумом для регионального межгосударственного сотрудничества,  учрежденным 5-6 марта 1992 года в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря. В него вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Комиссия европейских сообществ. С 1995 года в состав Совета государств Балтийского моря вошла Исландия. Статус наблюдателя при Совете имеют Беларусь, Франция, Испания, Нидерланды, Румыния, Украина, Великобритания, Италия и США.

Первая встреча Совета состоялась 3-4 мая 1996 года в Швеции. Тогда и были выделены основные направления сотрудничества, среди которых: содействие новым демократическим институтам, экономическая и технологическая помощь и сотрудничество, гуманитарные вопросы и охрана окружающей среды, энергетика, культура, образование, туризм, транспорт и коммуникации.

CBSS является «зонтичной» организацией, под эгидой которой в 1990 гг. было создано около 60 различных структур, наиболее значимыми из которых являются Парламентская конференция Балтийского моря, Конференция по субрегиональному сотрудничеству, Союз балтийских городов, Ассоциация торговых палат и Консультативный совет деловых кругов балтийских стран. Но главная роль в развитии регионального строительства на Балтике все же отводится негосударственным субъектам: органам местного самоуправления, бизнес-кругам, неправительственным организациям и другим структурам гражданского общества. По распространенному мнению, такая организация балтийского сотрудничества, при котором влияние государственных интересов и амбиций сведено к минимуму, должна сделать его более гибким и эффективным. Инициатива, исходящая «снизу», а не «сверху», позволит приблизить это сотрудничество к реальным нуждам и интересам жителей региона и будет способствовать формированию у них региональной солидарности.

Так, 7-8 октября 1993 года состоялась первая Конференция субрегионов стран, которые входят в CBSS, в которой приняли участи более 30 административно-территориальных единиц. Подобные конференции проводятся ежегодно, основным их результатом являются конкретные проекты по сотрудничеству на областной (губернском, муниципальном) уровне. Практическое сотрудничество на высшем уровне разворачивается через рабочие группы, в частности, в рамках Рабочей группы CBSS по экономическому сотрудничеству. Членами группы рассматриваются как общие вопросы координации экономического взаимодействия государств региона, так и конкретные проекты.  Последние охватывают наиболее актуальные сферы экономических отношений: энергетику, коммуникации, транспорт, инвестиции и торговлю. Также в рамках CBSS действуют следующие группы: Экспертная группа по морской политике; Экспертная группа по ядерной и радиационной безопасности; Оперативная рабочая группа по борьбе с человеческим траффиком; Экспертная группа по сотрудничеству в отношении детей, находящихся в зоне риска; Балтийская группа мониторинга и сотрудничества в сфере культурного и природного наследия; Балтийское региональное энергетическое сотрудничество и другие.

Экономическая деятельность в рамках CBSS также имеет свою специфику, связанную с принадлежностью большинства стран Совета к ЕС. В результате наиболее масштабные экономические инициативы в регионе проходят под эгидой программы Европейского Союза «Северное измерение».

С 1998 года CBSS управляется действующим на постоянной основе международным Секретариатом, который расположен в Стокгольме и финансируется за счет государств-членов.

Польские интересы в Совете государств Балтийского моря тесно связаны с перспективами реформирования и добавлением большего динамизма организации.

Председательство в Совете ежегодно ротируется. Польша занимала этот пост в 1995 и 2004 годах. На период своего второго председательства Польша выделила следующие приоритетные сферы деятельности:

  1.  трансграничное и транснациональное сотрудничество (особое внимание уделялась возникшей после 2004 года новой восточной границе ЕС);
  2.  защита окружающей среды региона Балтийского моря (важность безопасности при транспортировке нефти);
  3.  экономическое сотрудничество (вопрос инвестиций в регион);
  4.  социальная интеграция (ежегодная встреча омбудсменов в Варшаве, посвященная вопросам семьи);
  5.  усиление безопасности граждан (стимулирование деятельности Оперативной группы по борьбе с организованной преступностью, конференция высокого уровня по поводу невоенного сотрудничества в области безопасности, проведенная в Гданьске, стимулирование к обмену информацией с региональными группировками, продвижение более тесного сотрудничества с Беларусью и Украиной).

С 2003 по 2011 годы работала Экспертная Группа по таможенному сотрудничеству и трансграничным аспектам. Сотрудничество осуществлялось в следующих сферах: гармонизация таможенных административных процедур в логистической цепочке, как на пунктах пересечения границы, так и в окончательном месте прибытия товаров, транспортируемых в регион Балтийского моря; улучшение регионального межграничного сотрудничества всех служб, задействованных в пограничных операциях; мониторинг таможенного контроля и контроля других связанных служб с целью убедиться, что они скоординированы, адекватны и основаны на доступной информации и результатах оценки рисков.

С 1993 по 2009 гг. существовала Рабочая группа по экономическому сотрудничеству (WGEC). Она была нацелена на разработку основ для торговли и инвестиций, а также на развитие трансграничного сотрудничества. Основными вопросами были: улучшение условий  трансграничного движения товаров, помощь в борьбе с коррупцией, создание Общего инвестиционного пространства, развитие бизнеса в Калининградской области, введение в действие Плана действий Северного измерения.

Специальная рабочая группа по транспорту существовала с 2001 по 2006 гг. Она была создана решением; конференции министров транспорта CBSS в Гданьске, Польша и была уполномочена следить за введением в действие Гданьской Декларации, согласно которой выделялись следующие важные области сотрудничества: обеспечение устойчивого развития транспорта в регионе; расширение и усовершенствование транспортных коридоров, находящихся в регионе Балтийского моря и связывающие его с остальной Европой; развитие перевозки грузов морскими путями; развитие и введение новых технологий, развитие интермодального транспорта в регионе.

Сотрудничество в сфере устойчивого развития и охраны окружающей среды на данный момент осуществляется в рамках группы Балтика 21. Созданная по инициативе премьер-министров стран Балтийского моря в 1996 году Балтика 21 является макрорегиональным проявлением глобальной Повестки дня 21, принятой на «Саммите Земли» ООН. Под понятием Балтика 21 также понимают сеть из около 200 партнеров разного уровня и из разных сфер, совместно работающих над проектами и политикой для обеспечения устойчивого развития в Балтийском регионе. Членами данной группы являются различные государственные министерства и службы стран-членов CBSS, ряд межгосударственных и негосударственных организаций, академические институты, а также местные, городские и сети секторов. Экспертная группа собирается на встречи дважды в год: весной и осенью.

Четвертая встреча Экспертной группы по устойчивому развитию – Балтики 21 прошла 15 ноября 2011 года в Гдыне, Польша. Встреча была связана с Проектом-Маяком EсoRegion, кроме того упор делался на дискуссии по процессу Рио+20, а также по вопросам введения в действие Стратегии CBSS по устойчивому развитию на 2010-2015 гг.

Стратегия устойчивого развития СГБМ 2010-2015 была разработана в 2010 году, при участии членов Экспертной группы и партнёров Маяк-Проектов Балтики 21, а также других заинтересованных сторон в регионе Балтийского моря.

В период с 2010 по 2015 год Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и его Экспертная группа по устойчивому развитию – Балтика 21 будут решать свои задачи путём сосредоточения усилий в четырёх стратегических областях сотрудничества: изменение климата, устойчивое развитие городской и сельской местности, устойчивое потребление и производство, инновации и образование в сфере устойчивого развития.

Экспертная группа СГБМ по устойчивому развитию – Балтика 21 обеспечивает платформу для формирования политики и проектной деятельности в регионе Балтийского моря. В рамках политической составляющей группа регулярно вносит свой вклад по соответствующим направлениям деятельности СГБМ и Европейского союза, в том числе ставя перед собой цель стать одним из катализаторов стратегии ЕС для региона Балтийского моря. Помимо работы, связанной с Европейским союзом, Экспертная группа стремится внести свой вклад в другие направления формирования политики, а именно – Партнёрство Северного Измерения, ОЭСР и Организация Объединенных Наций, в частности Комиссия ООН по устойчивому развитию, а также конференция Рио+20 в 2012 году.

В контексте проектной деятельности Балтика 21 присваивает так называемый «знак качества» ряду инициатив в масштабах всего региона – Проект-Маяк Балтики 21 (Baltic 21 Lighthouse Project). Проекты-Маяки являются наиболее заметным инструментом для демонстрации устойчивого развития на практике. Проекты-Маяки должны соответствовать ряду критериев, которые особенно ориентированы на обеспечение заметного вклада в устойчивое развитие на региональном уровне, а также высокой степени прозрачности.

На сегодняшний день существуют следующие ПроектыМаяки: RECO Baltic 21 Tech, BALTADAPT, AGORA 2.0, Baltic Landscapes, Baltic Marine Litter, Bioenergy Promotion, EcoRegion, EcoVillages, EFFECT, EHSA - Ecosystem Health, SPIN – Innovation, New Bridges, Baltic GPP.

Последняя (шестая) встреча Экспертной группы CBSS по устойчивому развитию прошла 20-21 ноября 2012 года в Стокгольме, Швеция. На повестке дня были подготовка к пересмотру Стратегии по устойчивому развитию, результаты Рио+20, новые проекты, в том числе Проекты-Маяки и т.д.

Особое внимание уделяется обмену знаниями с партнерами в рамках региона Балтийского моря и акторов в Украине и Беларуси, т.к. эти страны являются естественными партнерами Балтики 21 для сотрудничества с целью усиления региональной устойчивости. В 2008 году подразделение Балтики 21 организовало визиты по сбору информации в обеих странах. Балтика 21 также поддерживает участие заинтересованных кругов Беларуси и Украины в деятельности группы, в том числе рабочие группы и Проекты-Маяки.

Сотрудничество в энергетическом секторе является ключевым для политической стабильности, безопасности энергетического обеспечения, экономического роста и устойчиво развития в регионе. В 1998 году странами балтийского моря и Еврокомиссией было инициировано создание межгосударственной Энергетической кооперации Балтийского моря (BASREC).

В рамках Совета государств Балтийского моря осуществляется также сотрудничество и в культурной и образовательной сферах через проект ЕвроФакультета в Пскове, международную культурную сеть Ars Baltica и группу по контролю за сотрудничеством в сфере культурного наследия.

Что касается гуманитарного измерения,  то с 1992 по 2009 гг. действовала Рабочая группа по демократическим институтам, где Польша председательствовала дважды: в 1995-1996 и 2006-2007 гг. Экспертная группа по сотрудничеству по вопросам детей, находящихся в зоне риска – это группа высших должностных лиц министерств стран-членов и Еврокомиссии, которые ответственны за решение проблем детей.

На 15 сессии Совета государств Балтийского моря, прошедшей 3-4 июня 2009 года в Элсиноре, Дания, было принято решение о реформировании CBSS. Декларация, принятая на этой сессии, содержит нововведения, касающиеся всех сфер деятельности Совета: окружающей среды, экономического развития, энергетики, культуры и образования, общественной безопасности и гуманитарного направления.

По приглашению Федерального канцлера Федеративной Республики Германия главы правительств Дании, Исландии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Швеции и Эстонии, а также Первый заместитель Председателя Правительства России и Председатель Европейской Комиссии встретились на 9-м Саммите Совета государств Балтийского моря в Штральзунде 30-31мая 2012г. Главы правительств приветствовали участие Председателя Постоянного комитета Парламентской конференции стран Балтийского моря (ПКБМ).

В духе Вильнюсской декларации «Взгляд на регион Балтийского моря», принятой в июне 2010г., на саммите было подтверждено убеждение в том, что на основе уважения демократических принципов, прав человека и верховенства закона, наличия активного гражданского общества, усиления интегрированности и взаимозависимости экономик, налаженного диалога между социальными группами и социальном единстве и при использовании преимуществ СГБМ и других форматов регионального сотрудничества Балтийского региона Балтийский регион имеет потенциал стать одним из наиболее процветающих, инновационных и конкурентоспособных регионов мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, основные региональные структуры, в которых принимает участие Польша на сегодняшний день – это Вишеградская группа, Центрально-Европейская инициатива и Совет государств Балтийского моря.

Сотрудничество центрально-европейских государств в рамках Вишеградской группы изменило свою направленность с принятием стран-участниц в 2004 году в ЕС. Начиная с этого момента они склонны кооперировать усилия с целью достижения общих целей и приобретения большего веса на европейской арене, что уже принесло свои положительные результаты. Важным видится такое направление деятельности ВГ как сотрудничество с другими странами в формате V4+.

2004 год стал знаковым и для Центрально-Европейской инициативы: в качестве главной задачи выделилось содействие укреплению гибкого и прагматичного европейского регионального сотрудничества в целях предотвращения образования новых разделительных линий в Европе между членами, находящимися на разных стадиях преобразований.

Совет государств Балтийского моря является форумом для обсуждения внутри региональных вопросов по самым различным направлениям, а также координатором множества программ, чаще всего – совместно с ЕС.

Польские претензии на лидерство в регионе Центральной Европы обоснованы только в контексте деятельности Вишеградской группы, где она действительно на сегодня занимает устойчивую позицию. Польша также активно работает в рамках проектов Совета государств Балтийского моря, однако что касается как CBSS (где сильно влияние Германии, Швеции и России, так и CEI (где явно лидирует Италия), то в рамках этих организаций Польше в борьбе за лидерство пришлось бы выдерживать слишком сильную конкуренцию. Таким образом, являясь одновременно и центрально-европейским, и балтийским государством, Польша предложила себя в качестве связующего звена между севером и югом, западом и востоком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Annual Report from the Chairman of the Committee of Senior Officials, the Council of the Baltic Sea States (2004-2005) – Режим доступа: http://www.cbss.org/component/option,com_attachments/id,104/task,download/
  2.  Central European Initiative 1989-2009: 20 Years, booklet – Режим доступа: http://www.cei.int/sites/default/files/attachments/docs/CEI%20Booklet%201989-2009.pdf
  3.  Information of the Government of the Republic of Poland on the Polish foreign policy in the year 2003 – Режим доступа: http://msz.gov.pl/resource/356d72b5-63a3-454d-8aeb-c380b54bd247:JCR
  4.  Information of the Government of the Republic of Poland on the Polish foreign policy in the year 2012 – Режим доступа: http://msz.gov.pl/resource/db6d43cf-cd4a-4993-a08b-ce578440f0cd:JCR
  5.  Walkiewicz, W. Bezpieczna Europa z perspektywy Wschodu / W. Walkiewicz. – Warszawa: SGGW, 2010. – 227 c.
  6.  Володькин, А. Становление Балтийского регионализма / Журнал международного права и международных отношений, 2006 - №2. – Режим доступа: http://evolutio.info/content/view/1013/176/
  7.  Глеб, М.У. Рэспублiка Беларусь i еўрапейскiя мiжурадавыя арганiзацыi. – Весцi Нацыянальная акадэмii навук Беларусi. Серыя гуманiтарных навук. – Мiнск: Беларуская навука, 1998. – с. 68-77.
  8.  Есин, Р.О. Европа регионов: от идеи к воплощению: основные аспекты / Р. Есин. – Минск: Белоусская наука, 2007. – 176 с.
  9.  Официальный сайт Вишеградской группы – Режим доступа: http://www.visegradgroup.eu/
  10.  Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Польша – Режим доступа: http://msz.gov.pl/
  11.  Официальный сайт Совета государств Балтийского моря – Режим доступа: http://www.cbss.org/
  12.  Официальный сайт Центрально-Европейской инициативы – Режим доступа: http://www.cei.int/
  13.  Шишелина, Л.Н. Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / ред. Л.Н. Шишелина. – Москва: Издательство «Весь Мир», 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82636. Разработка информационной системы учета граждан населенного пункта 2.61 MB
  Цель работы – проектирование структуры локальной базы данных и разработка на ее основе приложения, генерирующего различные отчеты по анализу состава граждан по различным категориям, а также реализация поиска данных о гражданах по фамилии, паспорту.
82637. Разработка автоматизированной справочной системы по методам многомерной оптимизации 1.91 MB
  Целью данной дипломной работы является разработка автоматизированной справочной системы по методам многомерной оптимизации. Метод исследования и аппаратура - персональный компьютер с операционной системой Windows XP, среда разработки Delphi 7.
82638. Деятельность Коммерческого Банка по организации выдачи и обслуживания ипотечных кредитов (на примере ОАО КБ «Севергазбанк») 2.93 MB
  Цель работы – рассмотрение системы ипотечного кредитования в Российской Федерации и прогноз перспектив ипотечного кредитования в коммерческом банке. В ходе данной работы подробно рассмотрены в I главе сущность и понятие ипотеки основные нормативно-правовые акты ипотечного кредитования а также этапы...
82639. Методы управления персоналом на ООО «Элегия» 1.33 MB
  Исследуемое предприятие не полностью использует резервы влияния качества персонала на эффективность деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений. Поэтому необходимость всестороннего анализа конкретного влияния работы с кадровым резервом на эффективность труда обусловливает...
82640. Финансовые результаты бухгалтерской отчетности ООО «БНП» 637.78 KB
  При этом в современных условиях хозяйствования в число важнейших объектов учетного наблюдения выдвигается собственный капитал образующийся в результате получения организацией прибыли. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия...
82641. Проблемы и перспективы развития банковского надзора в россии 395 KB
  Основные направления повышения эффективности регулирования деятельности коммерческих банков в России. Целью дипломной работы является изучение основ осуществления банковского надзора и контроля за банковской деятельностью в современных условиях развития России.
82642. Разработка конструкции преобразователя напряжения 12/300В 747 KB
  Преобразователи с выходом на постоянном токе называются конверторами, а с выходом на переменном токе называются инверторами. Различие между ними заключается в том, что в конверторах, помимо переключающего устройства и трансформатора, имеется выпрямитель и сглаживающий фильтр.
82643. Разработка системы управления проектами для цифровой типографии и рекламного агентства 84.75 KB
  В дипломном проекте разработано программное обеспечение для ведения и учета производственных заказов в рекламном агентстве и цифровой типографии. Программное обеспечение позволяет существенно сократить время, требуемое для обработки заказов, а так же обеспечивает необходимую консолидацию данных.
82644. Створення програми «Простий бізнес» 3.78 MB
  Існують сервіси що дозволяють створювати великі розсилки електронних повідомлень з можливістю створення власних списків отримувачів. Порівняємо кілька найпопулярніших сервісів для масової розсилки електронних повідомлень.