99071

Отношения и участие Польши в новых региональных структурах Центральной Европы

Реферат

Международные отношения

Участие Польши в Вишеградской группе. Польша и Центрально-Европейская Инициатива. Польша и Совет Государств Балтийского моря. Укрепление на новой основе государственного суверенитета, демократии и свободы; Уничтожение всех остатков тоталитаризма в социальной, экономической и духовной сферах жизни общества; Построение парламентской демократии, современного правового государства и уважение основных прав и свобод человека;

Русский

2016-07-29

67.31 KB

0 чел.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Реферат по дисциплине «Внешняя политика Польши»
на тему:
Отношения и участие Польши в новых региональных структурах Центральной Европы

Выполнила: студентка 3 курса 1 группы
Силивончик Т.А.
Проверил: доктор исторических наук,
профессор Снапковский В.Е.

Минск 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….....3

Участие Польши в Вишеградской группе……………………………..……….4

Польша и Центрально-Европейская Инициатива……………………………..13

Польша и Совет Государств Балтийского моря……………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованных источников…………………………………………...22

ВВЕДЕНИЕ

Центральная Европа — не столько географическая реальность, сколько историческая, в определенном смысле историко-идеологическая концепция. До XIX века Центральная Европа отличалась государственно-политическом единством в рамках двух крупных держав — империи Габсбургов и Речи Посполитой — при этнокультурном многообразии.

В новом виде концепция Центральной Европы стала предметом относительно широких дебатов в 1980-е годы. Принадлежность Польши, Чехословакии, Венгрии к сфере влияния СССР вызывавала у большей части интеллектуальной элиты этих стран неприятие и отторжение. Отсюда возникало представление о необходимости в будущем вырваться из этой сферы и «вернуться в Европу», которая отождествлялась таким образом с Западной Европой. Фактически «легализация» концепции Центральной Европы произошла уже после революций 1989 г., покончивших с коммунистическими режимами. Стало ясно, что посткоммунистические преобразования в Польше, Чехии, Венгрии идут быстрее, чем в бывшем СССР (за исключением стран Балтии) и бывшей Югославии. Так «большая» социалистическая Восточная Европа 1940-1980-х годов стала рассматриваться как несколько регионов, одним из которых и стала новоявленная Центральная Европа.

Польша является последовательным приверженцем идеи регионального сотрудничества и интеграции. В этом контексте регион Центральной Европы после распада Советского Союза представляет для нее особый интерес и стабильно выделяется в качестве одного из направлений польской внешней политики.

В условиях расширения влияния Европейского союза и НАТО Польша видит необходимость в усилении своих позиций в регионе и обновлении самой концепции регионального сотрудничества.

Сотрудничество в рамках Вишеградской группы, Центрально-Европейской инициативы и Совета государств Балтийского моря содействует росту самосознания Центральной Европы в качестве самостоятельного региона и гарантирует в нем стабильность.

УЧАСТИЕ ПОЛЬШИ В ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЕ

После падения коммунистической системы  приобретенный в прошлом опыт в области сотрудничества, а также осознание новых политических, социальных и экономических задач склонили три государства региона – Польшу, Венгрию и Чехословакию к укреплению взаимных контактов.

15 февраля 1991 года президент Польши Лех Валенса, премьер-министр Венгрии Йожеф Антал и президент Чехословакии Вацлав Гавел в присутствии президента Венгрии, премьер-министров и министров иностранных дел подписали в восстановленном Королевском дворце в Вишеграде Декларацию о сотрудничестве трех государств. Объединение, образовавшееся в результате данной встречи, получило название Вишеградская группа, или Вишеградская четверка (V4) (тройка, или треугольник – до распада Чехословакии в 1993 году).

В деятельности Вишеградской группы можно выделить 4 периода.

На первый период – с 1991 по 1992 – приходится создание данного объединения и определение приоритетных сфер сотрудничества.

Сами государства региона: Польша, Чехословакия и Венгрия тогда, после роспуска СЭВ и ОВД, рассматривали такое временное, отчасти неформальное объединение, как вариант преодоления европейской изоляции, более или менее равноправного партнерства, и, главным образом, - заполнения вакуума общения в регионе. Основные задачи этой организации, зафиксированные в декларации, также носят скорее декларативный характер, более призванный обозначить новую внути- и внешнеполитическую ориентацию этих стран, нежели какие-то конкретные механизмы сотрудничества:

  1.  Укрепление на новой основе государственного суверенитета, демократии и свободы;
  2.  Уничтожение всех остатков тоталитаризма в социальной, экономической и духовной сферах жизни общества;
  3.  Построение парламентской демократии, современного правового государства и уважение основных прав и свобод человека;
  4.  Введение современной рыночной экономики;
  5.  Полное включение стран-участниц в систему европейской политики, экономики, права и безопасности.

Вторая встреча премьер-министров и министров иностранных дел стран Вишеградской группы состоялась 6 октября 1991 года в Кракове. Эта встреча уже была наполнена более конкретными решениями. Так, удалось определиться с тем, что главными областями сотрудничества Польши, Венгрии и Чехословакии станут экономика, транспорт, защита окружающей среды и научное сотрудничество. Одновременно была высказана необходимость снятия барьеров в торговле между странами.

Это решение было реализовано уже к концу 1992 года, 20 декабря в Кракове министры экономики Польши и Венгрии подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA) с представителями Чехии и Словакии, что можно считать главным успехом Вишеградской группы. Суть этого решения состоит в том, что странам ВГ удалось создать общее таможенное пространство еще до вступления в ЕС.

Примерно за полгода до этого события, 6 мая 1992 года, в Праге премьер-министры трех стран высказали решимость укреплять сотрудничество с перспективой членства в структурах НАТО и ЕС.

Второй период существования Вишеградской группы – с 1993 по 1998 годы – характеризуется ослаблением взаимодействия между странами-участницами.

На протяжении 1994-1997 годов Вишеградская группа не собирается ни разу. В польском МИДе это состояние охарактеризовали как «Вишеград существует, но не работает». Контакты осуществляются преимущественно на двусторонней основе.

Центрально-Европейская зона свободной торговли хоть и содействовала ликвидации таможенных барьеров, в целом не стимулировала активизацию горизонтальных экономических связей в регионе. Члены CEFTA в качестве первого шага сократили на 40% пошлины на промышленные товары; дополнительные протоколы к Соглашению 1994-1995 гг. еще больше снизили пошлины и распространили действие льгот на продукцию сельского хозяйства. Все промышленные товары были разделены на три группы в зависимости от сроков полной отмены таможенных пошлин. К 1 января 1998 года пошлины на промышленные товары были отменены, но взаимная торговля аграрной продукцией осуществлялась несколько неровно и все еще требовала дальнейших согласований и подвижек.

Однако ориентиром для каждой из стран по-прежнему оставались дотации из фондов ЕС и западные инвестиции. По этим статьям между странами шла неприкрытая конкурентная борьба, способствовавшая скорее вертикализации межгосударственных отношений и замыкании их на интеграционном ядре Евросоюза. Так, в 1993-2002 гг. объемы внешней торговли членов этой ассоциации увеличились в 2,6 раза, но доля поставок в рамках этих соглашений снизилась с 14 до 11%. При этом доля ЕС в совокупном экспорте CEFTA возросла с 56 до 68%.

Фактически на протяжении 1990-х отношения между странами региона характеризовались довольно жесткой конкуренцией за право быть первыми принятыми в ЕС, нежели взаимопомощью.

Новый импульс Вишеградскому сотрудничеству пришел извне. 13 декабря 1997 года на заседании Совета ЕС в Люксембурге Польша, Венгрия и Чехия были официально приглашены начать переговоры о вступлении в Европейский союз. Это открывало перед вишеградскими странами перспективу взаимодействия и обмена опытом по конкретным вопросам подготовки к вступлению в ЕС.

После длительного застоя в истории ВГ, 21 октября 1998 года в канун вступления Польши, Чехии и Венгрии в НАТО, в Будапеште премьер-министры этих стран приняли заявление о возобновлении Вишеградского сотрудничества, что стало точкой отсчета для третьего периода в деятельности ВГ.

14 мая 1999 года на встрече в Братиславе, в которой спустя 10 лет вновь приняли участие премьер-министры всех четырех государств ВГ, обсуждались вопросы гармонизации отношений с отдельными государствами и международными организациями. Венгрия, Польша и Чехия, ставшие 12 марта членами НАТО, выступили с поддержкой приема в военно-политический альянс Словакии.

На неформальной встрече премьер-министров в октябре 1999 года в словацкой Яворине обсуждались в основном вопросы укрепления безопасности региона, борьбы с преступностью, визовой политики. Также было принято решение о создании совместного Вишеградского фонда для поддержки проектов в области культуры и науки. Местом расположения фонда была выбрана Братислава – географический центр ВГ. 9 июня 2000 года в чешском Штирине премьер-министры Вишеградских стран подписали соглашение о создании Вишеградского фонда, который стал единственной институализированной формой Вишеградского сотрудничества.

3 декабря 1999 года на встрече в словацком Герлачеве президенты Вацлав Гавел, Арпад Гёнц, Александр Квасьневский и Рудольф Шустер приняли «Татрскую декларацию», в которой они подтвердили решимость продолжения сотрудничества ради, как указывалось в документе, «придания нового лица Центральной Европе». В декларации подчеркивалось стремление Вишеградских государств вступить в Европейский союз и повторяется обращение к НАТО с просьбой о приеме в эту организацию Словакии.

На период председательства Польши в Вишеградской группе в 2000/2001гг. выделялись следующие направления деятельности: продвижение целей ВГ (Европейской и Евроатлантической интеграции) как в странах ЕС и НАТО, так и в рамках V4; поддержка Словацкой Республики на ее пути к членству в НАТО; укрепление идентификации V4 а качестве регионального ядра политической и экономической стабильности; продолжение сотрудничества с третьими странами. Для этого предполагалось разработать совместные заявления V4 по региональным и вопросам Евроинтеграции на уровня министров иностранных дел и премьер-министров, а также организовать встречи и консультации экспертов по этим вопросам.  Кроме того планировались встречи на высоком уровне в формате «V4 плюс 1» с представителями стран-членов ЕС и Еврокомиссии, а также встречи ad hoc в формате «V4 плюс 1» со Словенией, Украиной, Литвой, Хорватией – по запросу или предложенные  партнерам с согласия ВГ.

2000 год можно назвать годом усиленной дипломатической активности ВГ, в течение которого лидеры Вишеградских стран знакомились с главами европейских государств. Так состоялись встречи премьер-министров «четверки» с руководством Германии, Франции, Великобритании, Эстонии, Словении, Дании. Необходимость в этих встречах была продиктована завершающей стадией периода подготовки к вступлению в ЕС.

19 января 2001 года, в 10-летний юбилей президенты Вишеградской группы в польской Пштине приняли декларацию о достижениях  и об успехах на пути интеграции в Европейский союз и НАТО. А 31 мая в Кракове премьер-министры предложили странам, не вошедшим в Вишеградскую группу, заключение сотрудничества в форме партнерства. Такой статус стразу получили Австрия и Словения. После ряда неформальных встреч, в том числе на Крыницком экономическом форуме, в самом конце 2001 года, 5 декабря в Брюсселе состоялось заседание стран Вишеградской группы и стран Бенилюкса на уровне премьер-министров этих стран. Это доказывало, что в преддверии вступления в ЕС вишеградские страны начали поиск формул своего будущего взаимодействия в Евросоюзе.

С 1998 по 2002 годы в рамках Вишеградского форума прошло восемь совещаний, посвященных проблемам присоединения к ЕС. Лидеры центральноевропейской группировки одной из главных своих задач видели попытку преодоления неравенства в ЕС, которого они так опасались. Министр иностранных дел Польши А. Олеховский писал по этому поводу: «Мы озабочены тем, что с Польшей, после того как она станет членом ЕС, не будут обращаться так, как со всеми, и мы окажемся в подчиненной положении».

В феврале 2002 года премьер-министры стран ВГ выступили с заявлениями о несогласии с принятым накануне рабочим документом ЕС, в соответствии с которым планировалось открыть доступ новичкам к аграрным программам ЕС лишь через 10 лет после их принятия. Польский премьер-министр Л. Миллер высказался в том духе, что равноправие перед бюджетом для стран-новичков могло бы наступить не 2013 году, как это предлагалось ЕС, а уже в 2006. Его поддержал венгерский премьер-министр В. Орбан, предложивший снизить срок ожидания до двух лет. Попытки Венгрии и Польши переломить неравенство в подходах в сторону уменьшения его сроков привели к принятию ЕС компромиссного варианта.

Очередная продолжительная пауза в сотрудничестве была связана с заявлением венгерского премьер-министра В. Орбана об ответственности чехословацкого государства в связи с декретами Э. Бенеша. В. Орбан потребовал от Чехии и Словакии в канун вступления в ЕС осуществить компенсации жертвам послевоеннй политики чехословацкого руководства. В результате 1 марта 2002 года премьер-министры Чехии и Словакии отказались прибыть в Вишеград на очередную рабочую встречу глав правительств Центральной Европы.

Встречи возобновились только после очередных парламентских выборов в Венгрии, когда власть вернулась к социал-либеральной коалиции. Новый премьер-министр Венгрии Петер Меддеши вместе с главами кабинетов других Вишеградских стран принял участие в состоявшейся 24-25 мая 2002 года в словацком Тренчине очередной встрече премьер-министров Вишеграда и Бенилюкса. В течение 2003 года основной темой встреч высшего руководства Вишеградских стран было согласование действий в Евросоюзе после предстоящего в мае 2004 года вхождения в эту организацию. В марте 2004 года в Брюсселе, уже в самый канун вступления состоялась еще одна встреча премьер-министров Вишеграда и Бенилюкса. А уже 25 марта Словакия была принята в организацию НАТО.

С принятием стран-участниц в состав Европейского союза начался четвертый, современный, этап в деятельности Вишеградской группы.

12 мая 2004 года премьер-министры Марек Белка, Микулаш Дзуринда, Петер Меддеши и Владимир Шпинда встретились в чешском Кромерже, чтобы наметить конкретные программы сотрудничества уже в качестве членов ЕС. На встрече было подчеркнуто, что с вступлением в ЕС и НАТО были достигнуты главные цели Вишеградской декларации о присоединении к общему европейскому интеграционному пространству. Участники особо почеркнули помощь, оказанную им руководством стран Бенилюкса, а также странами Северной Европы. В качестве ближайших целей лидеры Вишеграда наметили программу содействия подключению к ЕС Румынии и Болгарии.

Первое совместное выступление V4 в рамках ЕС состоялось уже летом 2004 года. Тогда вишеградцы решили выступить единым фронтом против дискриминационных положений в принимаемом бюджете на 2007-2013 гг., касающимся распределения из фондов ЕС. Премьер-министры четырех стран договорились подготовить предложения по достижению политического компромисса между членами ЕС к июню 2005 года.

Таким образом впервые страны ВГ проявили решимость к взаимодействию в отстаивании общих интересов. Результатом совместных усилий «четверки» стал доступ к средствам из бюджета ЕС на только на равных, но в ряде случаев и на особо благоприятных условиях.

Стоит отметить, что после вступления в ЕС страны Вишеградской группы вышли из CEFTA, которая сейчас, вопреки своему названию («Центрально-Европейская»), фактически объединяет страны Юго-Восточной Европы (кроме членов ЕС Словении и Греции) плюс Молдавию.

С момента вступления в ЕС Польша являлась председателем Вишеградской группы в 2004/2005 гг., 2008/2009 гг. и является на данный момент (2012/2013 гг.). Цели, которые ставились Польшей в рамках Вишеградской группы, несколько видоизменялись в соответствии с текущими вызовами и обстановкой, но в целом, оставались в русле следующих направлений: расширение сотрудничества между государствами V4, в том числе через проекты Международного Вишеградского фонда; усиление влияния Вишеградской группы на процесс принятия решений в рамках Европейских институтов; углубление сотрудничества в формате V+ с отдельными государствами (например, Восточно-Европейскими соседями, Израилем, Египтом или Японией) и группами государств (например, Северным Советом министров, Балтийскими странами или Бенилюксом).

Так, Австрия и Словения начали проводить регулярные встречи и консультации с государствами-членами V4. Австрийские и словенские представители не регулярной основе приглашаются на Конференцию по Западным Балканам, неофициально называемую «основой V4+2». Осуществляется также сотрудничество в формате V4+Украина: в июне 2005 года премьер-министр Ю. Тимошенко нанесла визит в Польшу, который завершился подписанием двух деклараций.

Из последних важнейших событий следует отметить расширенный саммит премьер-министров V4 при участии премьер-министров Австрии, Германии и Украины, проведенный по случаю 20-ой годовщины Вишеградской группы 15 февраля 2011 года в Братиславе. На саммите были приняты Совместное заявление по Беларуси; Коммюнике премьер-министров V4 и Братиславская Декларация премьер-министров V4 в честь 20-ой годовщины ВГ.

3 марта 2011 года  также в Братиславе произошла встреча министров иностранных дел V4 и Германии по поводу южного направления Европейской политики соседства и Восточного партнерства. Было принято Финальное заявление по Восточному партнерству, в котором Вишеградские страны высказали готовность активно участвовать в Восточном партнерстве и делиться опытом в сфере реформирования и интеграции со своими восточными соседями. Позже, 16 июня 2011 года, был проведен саммит премьер-министров V4, на котором было принято Совместное заявление о развитии деятельности Вишеградской группы по отношению к Восточному партнерству, которое признавалось долгосрочным приоритетом внешней политики стран V4. В рамках Международного Вишеградского фонда основывалась специальная программа «Вишеград 4 Восточное партнерство» (V4 EaP).

К слову, в 2012 году Польша является председателем Международно Вишеградского фонда, чей бюджет на этот год составляет 7 миллионов евро.

21 марта 2012 года в Праге проводилась международная конференция по партнерству между V4 и Группой Мирового банка.

На встрече министров обороны V4 3-4 июня 2012 года в Литомержице было принято Совместное Коммюнике, котором говорилось о создании Боевой группы V4 и ЕС (V4 EU BG) в первой половине 2016 года под польским руководством численностью в 3000 человек, что станет региональным вкладом V4 в оборонительный потенциал Европейского союза.

Сегодня можно констатировать, что Вишеградская четверка стала наиболее успешным проектом в постсоциалистической части Европы. В ее деятельности наблюдались периоды спада и подъема, в ней еще идут острые дискуссии и сохраняются те или иные противоречия, но все они поступательно преодолеваются, превращая «четверку» в региональный форум и центр притяжения для других стран региона.

ПОЛЬША И ЦЕНТРАЛЬНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Центрально-Европейская инициатива (CEI) является старейшим и крупнейшим межгосударственным форумом регионального сотрудничества в Европе, обладающим статусом наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

11 ноября 1989 года в Будапеште (через два дня после падения Берлинской стены) Италией, Австрией, Венгрией и Югославией был создан так называемый Квадригон с целью развития устойчивых связей между государствами Центральной, Западной и Восточной Европы в области политики, экономики и культуры, а также недопущения образования новых разделительных линий в европейском регионе. На первой же встрече глав правительств, проведенной в Венеции в августе 1990 года, Квадригон был расширен с принятием Чехословакии и стал называться Пентагон. Годом позже, встреча глав правительств в Дубровнике, в июле 1991 года, приняла Польшу в качестве полноправного члена, преобразовав Пентагон в Гексагон. Гексагон являлся структурным форумом для действий на министерском уровне с проведением встреч министров иностранных дел и глав правительств и на оперативном уровне через рабочие группы по различным вопросам, таким как транспорт, энергетика, телекоммуникации, мелкий и средний бизнес, культура и туризм. В 1991 году Гексагон и Европейский Банк Реконструкции и Развития (EBRD) подписали Соглашение о создании в рамках EBRD Секретариата по проектам Гексагона. В 1992 году итальянское правительство и EBRD подписали соглашение о создании Трастового фонда, спонсируемого Италией.

Образовавшиеся в результате Югославского кризиса Босния и Герцеговина, Хорватия и Словения были приняты на Венской встрече глав правительств в 1992 году, где также было принято решение о переименовании организации в Центрально-Европейскую инициативу (CEI). После распада Чехословакии в 1993 году как Чехия, так и Словакия были приняты в CEI. На встрече глав правительств в Будапеште в 1993 году было одобрено предложение о принятии Македонии (десятого члена инициативы). С 1996 года Албания, Беларусь, Болгария, Молдова, Румыния и Украина также являются полноправными членами Центрально-Европейской инициативы. В ноябре 2000 года Федеральная Республика Югославия (позже – Союз Государств Сербии и Черногории) стала семнадцатым членом CEI. Процесс расширения CEI завершился в августе 2006 года, когда Черногория стала восемнадцатым государством-членом.

Период первого польского председательства в CEI пришелся на 1995 год, когда имела место определенная форма институционализации инициативы. Так, во время Саммита CEI в Варшаве в 1995 году главами правительств было достигнуто соглашение по двум ключевым вопросам: принятию Основных направлений деятельности и правил процедуры Центрально-Европейской инициативы (документа, который на базовом уровне излагал цели, структуру и принципы деятельности Инициативы) и учреждению Центра ЦЕИ по информационному и документационному обеспечению (CEI CID) в Триесте. 24 июля 1996 года в Вене было подписано Соглашение о заседании CEI CID в Триесте (Соглашение по генеральному штабу). На основе этого соглашения CEI CID, позже переименованный и Исполнительный Секретариат ЦЕИ, обладает правовым статусом международной организации.

На встрече министров иностранных дел в Сараево в 1997 году было решено сориентировать деятельность в различных органах CEI так, чтобы сконцентрироваться на помощи по усилению потенциала наименее продвинутых стран-членов и тех, что остро нуждаются в ускорении экономического восстановления и развития. Саммит CEI в Сараево в ноябре 1997 года подтвердил эту ориентацию и принял два документа повышенной важности: Сараевскую декларацию и План действий  CEI  на 1998-1999 гг. Таким образом, были установлены три базовые цели:

  1.  расширение сотрудничества между странами-участницами;
  2.  усиление участия всех стран-членов в процессе Европейской интеграции;
  3.  ускорение процесса экономической трансформации в странах, находящихся в переходном состоянии.

Со временем CEI разработала множество программ и инициатив для сотрудничества, начиная от семинаров и заканчивая проектами, сориентированными на страны региона и даже на общеевропейский контекст. Во многих случаях проекты CEI разработаны, чтобы дополнить и усилить стратегические программы, продвигаемые другими международными организациями, в частности ЕС.

В 1998 году в Триесте был создан Фонд солидарности CEI, основанный на добровольных взносах стран-членов. Размер взноса Польши составляет 9% от общей суммы вкладов.

Были начаты новые инициативы по развитию Парламентских и бизнес направлений CEI. Осенью 1998 года в Загребе по случаю Саммита CEI был проведен первый Бизнес форум CEI, позже названный Экономический форум Саммита CEI (SEF), который стал с тех пор площадкой для экономического сотрудничества и продвижения инвестиционных проектов.

В связи с возросшим числом проектов, финансируемых CEI, на встрече министров иностранных дел, проводимой в Милане в июне 2001 года, было принято решение основать Фонд кооперации CEI на основе ежегодных взносов всех стран-членов. Бюджет фонда утвержден в размере 300 тысяч евро, взнос со стороны Польши составляет 4,3% от этой суммы (третье место после Италии и Австрии).

В ноябре 2001 года на Саммите в Триесте впервые был проведен Молодежный форум CEI, идея которого была выдвинута Польшей во время Саммита в Будапеште в 2000 году, чтобы установить диалог с молодежью региона CEI и дать ей возможность озвучить свои потребности и ожидания. Более того, возникла идея создания «Университета CEI». Эта идея представляла собой основу для создания Сети университетов в регионе, Университетской Сети CEI.

В 2003 году Польша повторно председательствовала в Центрально-Европейской инициативе. В своем ежегодном обращении к Сейму министр иностранных дел Польши заявлял, что Польша готова делиться своим опытом в сфере трансформации и демократизации, а также трансграничного и межрегионального сотрудничества.

По случаю проведения в 2003 году в Варшаве Саммита CEI был представлен проект Программаы LEED (Local Economic and Employment Development - Местного развития экономики и занятости) Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по созданию совместной CEI-LEED Сети советников по местному развитию (CEI-LEED Local Development Network of Advisors).

В 2004 году начали работу Университетская сеть CEI, а также Сеть по науке и технологиям. Кроме того, была запущена Программа CEI по обмену ноу-хау (KEP), призванная служить инструментом, предлагающим со-финансирование проектов по обмену ноу-хау между ЕС и странами-членами CEI, не входящими в ЕС.

В результате вхождения в 20004 году пяти стран-членов CEI (Венгрии, Польши, Словакии, Словении и Чехии) в Евросоюз, а также Болгарии и Румынии – в 2007, CEI оказалась в стратегической позиции, объединяя равное число стран, входящих и не входящих в ЕС.

27 ноября 2007 года на Саммите CEI в Софии было принято решение о выделении восьми основных сфер деятельности CEI: 1. Климат, окружающая среда и устойчива энергетика; 2. Развитие предпринимательства, включая туризм; 3. Развитие человеческого потенциала; 4. Информационное общество и СМИ; 5. Межкультурное сотрудничество, включая национальные меньшинства; 6. Интермодальный транспорт; 7. Наука и технологии; 8. Устойчивое сельское хозяйство. Отдельно выделялось межрегиональное и трансграничное сотрудничество.

Польша всегда была последовательным сторонником регионального сотрудничества и Центрально-Европейской инициативы, демонстрируя это через активное участие, творческие инициативы и финансовые взносы. Польша также получала выгоды как от членства в CEI, так и от различных инструментов инициативы, таких как Фонд кооперации (получает около 5% всех грантов), Программа обмена ноу-хау, Сеть по науке и технологиям и Университетская сеть.

Заместитель премьер-министра Польши Павлак в 2011 году высказался о  высокой оценке польским правительством роли CEI в продвижении регионального сотрудничества в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. В свете польского председательства в ЕС во второй половине 2011 года он предложил совместную инициативу: проведение Круглого стола по вопросам регионального сотрудничества для европейской интеграции.

ПОЛЬША И СОВЕТ ГОСУДАРСТВ

БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

Совет государств Балтийского моря (CBSS) является политическим форумом для регионального межгосударственного сотрудничества,  учрежденным 5-6 марта 1992 года в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря. В него вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Комиссия европейских сообществ. С 1995 года в состав Совета государств Балтийского моря вошла Исландия. Статус наблюдателя при Совете имеют Беларусь, Франция, Испания, Нидерланды, Румыния, Украина, Великобритания, Италия и США.

Первая встреча Совета состоялась 3-4 мая 1996 года в Швеции. Тогда и были выделены основные направления сотрудничества, среди которых: содействие новым демократическим институтам, экономическая и технологическая помощь и сотрудничество, гуманитарные вопросы и охрана окружающей среды, энергетика, культура, образование, туризм, транспорт и коммуникации.

CBSS является «зонтичной» организацией, под эгидой которой в 1990 гг. было создано около 60 различных структур, наиболее значимыми из которых являются Парламентская конференция Балтийского моря, Конференция по субрегиональному сотрудничеству, Союз балтийских городов, Ассоциация торговых палат и Консультативный совет деловых кругов балтийских стран. Но главная роль в развитии регионального строительства на Балтике все же отводится негосударственным субъектам: органам местного самоуправления, бизнес-кругам, неправительственным организациям и другим структурам гражданского общества. По распространенному мнению, такая организация балтийского сотрудничества, при котором влияние государственных интересов и амбиций сведено к минимуму, должна сделать его более гибким и эффективным. Инициатива, исходящая «снизу», а не «сверху», позволит приблизить это сотрудничество к реальным нуждам и интересам жителей региона и будет способствовать формированию у них региональной солидарности.

Так, 7-8 октября 1993 года состоялась первая Конференция субрегионов стран, которые входят в CBSS, в которой приняли участи более 30 административно-территориальных единиц. Подобные конференции проводятся ежегодно, основным их результатом являются конкретные проекты по сотрудничеству на областной (губернском, муниципальном) уровне. Практическое сотрудничество на высшем уровне разворачивается через рабочие группы, в частности, в рамках Рабочей группы CBSS по экономическому сотрудничеству. Членами группы рассматриваются как общие вопросы координации экономического взаимодействия государств региона, так и конкретные проекты.  Последние охватывают наиболее актуальные сферы экономических отношений: энергетику, коммуникации, транспорт, инвестиции и торговлю. Также в рамках CBSS действуют следующие группы: Экспертная группа по морской политике; Экспертная группа по ядерной и радиационной безопасности; Оперативная рабочая группа по борьбе с человеческим траффиком; Экспертная группа по сотрудничеству в отношении детей, находящихся в зоне риска; Балтийская группа мониторинга и сотрудничества в сфере культурного и природного наследия; Балтийское региональное энергетическое сотрудничество и другие.

Экономическая деятельность в рамках CBSS также имеет свою специфику, связанную с принадлежностью большинства стран Совета к ЕС. В результате наиболее масштабные экономические инициативы в регионе проходят под эгидой программы Европейского Союза «Северное измерение».

С 1998 года CBSS управляется действующим на постоянной основе международным Секретариатом, который расположен в Стокгольме и финансируется за счет государств-членов.

Польские интересы в Совете государств Балтийского моря тесно связаны с перспективами реформирования и добавлением большего динамизма организации.

Председательство в Совете ежегодно ротируется. Польша занимала этот пост в 1995 и 2004 годах. На период своего второго председательства Польша выделила следующие приоритетные сферы деятельности:

  1.  трансграничное и транснациональное сотрудничество (особое внимание уделялась возникшей после 2004 года новой восточной границе ЕС);
  2.  защита окружающей среды региона Балтийского моря (важность безопасности при транспортировке нефти);
  3.  экономическое сотрудничество (вопрос инвестиций в регион);
  4.  социальная интеграция (ежегодная встреча омбудсменов в Варшаве, посвященная вопросам семьи);
  5.  усиление безопасности граждан (стимулирование деятельности Оперативной группы по борьбе с организованной преступностью, конференция высокого уровня по поводу невоенного сотрудничества в области безопасности, проведенная в Гданьске, стимулирование к обмену информацией с региональными группировками, продвижение более тесного сотрудничества с Беларусью и Украиной).

С 2003 по 2011 годы работала Экспертная Группа по таможенному сотрудничеству и трансграничным аспектам. Сотрудничество осуществлялось в следующих сферах: гармонизация таможенных административных процедур в логистической цепочке, как на пунктах пересечения границы, так и в окончательном месте прибытия товаров, транспортируемых в регион Балтийского моря; улучшение регионального межграничного сотрудничества всех служб, задействованных в пограничных операциях; мониторинг таможенного контроля и контроля других связанных служб с целью убедиться, что они скоординированы, адекватны и основаны на доступной информации и результатах оценки рисков.

С 1993 по 2009 гг. существовала Рабочая группа по экономическому сотрудничеству (WGEC). Она была нацелена на разработку основ для торговли и инвестиций, а также на развитие трансграничного сотрудничества. Основными вопросами были: улучшение условий  трансграничного движения товаров, помощь в борьбе с коррупцией, создание Общего инвестиционного пространства, развитие бизнеса в Калининградской области, введение в действие Плана действий Северного измерения.

Специальная рабочая группа по транспорту существовала с 2001 по 2006 гг. Она была создана решением; конференции министров транспорта CBSS в Гданьске, Польша и была уполномочена следить за введением в действие Гданьской Декларации, согласно которой выделялись следующие важные области сотрудничества: обеспечение устойчивого развития транспорта в регионе; расширение и усовершенствование транспортных коридоров, находящихся в регионе Балтийского моря и связывающие его с остальной Европой; развитие перевозки грузов морскими путями; развитие и введение новых технологий, развитие интермодального транспорта в регионе.

Сотрудничество в сфере устойчивого развития и охраны окружающей среды на данный момент осуществляется в рамках группы Балтика 21. Созданная по инициативе премьер-министров стран Балтийского моря в 1996 году Балтика 21 является макрорегиональным проявлением глобальной Повестки дня 21, принятой на «Саммите Земли» ООН. Под понятием Балтика 21 также понимают сеть из около 200 партнеров разного уровня и из разных сфер, совместно работающих над проектами и политикой для обеспечения устойчивого развития в Балтийском регионе. Членами данной группы являются различные государственные министерства и службы стран-членов CBSS, ряд межгосударственных и негосударственных организаций, академические институты, а также местные, городские и сети секторов. Экспертная группа собирается на встречи дважды в год: весной и осенью.

Четвертая встреча Экспертной группы по устойчивому развитию – Балтики 21 прошла 15 ноября 2011 года в Гдыне, Польша. Встреча была связана с Проектом-Маяком EсoRegion, кроме того упор делался на дискуссии по процессу Рио+20, а также по вопросам введения в действие Стратегии CBSS по устойчивому развитию на 2010-2015 гг.

Стратегия устойчивого развития СГБМ 2010-2015 была разработана в 2010 году, при участии членов Экспертной группы и партнёров Маяк-Проектов Балтики 21, а также других заинтересованных сторон в регионе Балтийского моря.

В период с 2010 по 2015 год Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и его Экспертная группа по устойчивому развитию – Балтика 21 будут решать свои задачи путём сосредоточения усилий в четырёх стратегических областях сотрудничества: изменение климата, устойчивое развитие городской и сельской местности, устойчивое потребление и производство, инновации и образование в сфере устойчивого развития.

Экспертная группа СГБМ по устойчивому развитию – Балтика 21 обеспечивает платформу для формирования политики и проектной деятельности в регионе Балтийского моря. В рамках политической составляющей группа регулярно вносит свой вклад по соответствующим направлениям деятельности СГБМ и Европейского союза, в том числе ставя перед собой цель стать одним из катализаторов стратегии ЕС для региона Балтийского моря. Помимо работы, связанной с Европейским союзом, Экспертная группа стремится внести свой вклад в другие направления формирования политики, а именно – Партнёрство Северного Измерения, ОЭСР и Организация Объединенных Наций, в частности Комиссия ООН по устойчивому развитию, а также конференция Рио+20 в 2012 году.

В контексте проектной деятельности Балтика 21 присваивает так называемый «знак качества» ряду инициатив в масштабах всего региона – Проект-Маяк Балтики 21 (Baltic 21 Lighthouse Project). Проекты-Маяки являются наиболее заметным инструментом для демонстрации устойчивого развития на практике. Проекты-Маяки должны соответствовать ряду критериев, которые особенно ориентированы на обеспечение заметного вклада в устойчивое развитие на региональном уровне, а также высокой степени прозрачности.

На сегодняшний день существуют следующие ПроектыМаяки: RECO Baltic 21 Tech, BALTADAPT, AGORA 2.0, Baltic Landscapes, Baltic Marine Litter, Bioenergy Promotion, EcoRegion, EcoVillages, EFFECT, EHSA - Ecosystem Health, SPIN – Innovation, New Bridges, Baltic GPP.

Последняя (шестая) встреча Экспертной группы CBSS по устойчивому развитию прошла 20-21 ноября 2012 года в Стокгольме, Швеция. На повестке дня были подготовка к пересмотру Стратегии по устойчивому развитию, результаты Рио+20, новые проекты, в том числе Проекты-Маяки и т.д.

Особое внимание уделяется обмену знаниями с партнерами в рамках региона Балтийского моря и акторов в Украине и Беларуси, т.к. эти страны являются естественными партнерами Балтики 21 для сотрудничества с целью усиления региональной устойчивости. В 2008 году подразделение Балтики 21 организовало визиты по сбору информации в обеих странах. Балтика 21 также поддерживает участие заинтересованных кругов Беларуси и Украины в деятельности группы, в том числе рабочие группы и Проекты-Маяки.

Сотрудничество в энергетическом секторе является ключевым для политической стабильности, безопасности энергетического обеспечения, экономического роста и устойчиво развития в регионе. В 1998 году странами балтийского моря и Еврокомиссией было инициировано создание межгосударственной Энергетической кооперации Балтийского моря (BASREC).

В рамках Совета государств Балтийского моря осуществляется также сотрудничество и в культурной и образовательной сферах через проект ЕвроФакультета в Пскове, международную культурную сеть Ars Baltica и группу по контролю за сотрудничеством в сфере культурного наследия.

Что касается гуманитарного измерения,  то с 1992 по 2009 гг. действовала Рабочая группа по демократическим институтам, где Польша председательствовала дважды: в 1995-1996 и 2006-2007 гг. Экспертная группа по сотрудничеству по вопросам детей, находящихся в зоне риска – это группа высших должностных лиц министерств стран-членов и Еврокомиссии, которые ответственны за решение проблем детей.

На 15 сессии Совета государств Балтийского моря, прошедшей 3-4 июня 2009 года в Элсиноре, Дания, было принято решение о реформировании CBSS. Декларация, принятая на этой сессии, содержит нововведения, касающиеся всех сфер деятельности Совета: окружающей среды, экономического развития, энергетики, культуры и образования, общественной безопасности и гуманитарного направления.

По приглашению Федерального канцлера Федеративной Республики Германия главы правительств Дании, Исландии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Швеции и Эстонии, а также Первый заместитель Председателя Правительства России и Председатель Европейской Комиссии встретились на 9-м Саммите Совета государств Балтийского моря в Штральзунде 30-31мая 2012г. Главы правительств приветствовали участие Председателя Постоянного комитета Парламентской конференции стран Балтийского моря (ПКБМ).

В духе Вильнюсской декларации «Взгляд на регион Балтийского моря», принятой в июне 2010г., на саммите было подтверждено убеждение в том, что на основе уважения демократических принципов, прав человека и верховенства закона, наличия активного гражданского общества, усиления интегрированности и взаимозависимости экономик, налаженного диалога между социальными группами и социальном единстве и при использовании преимуществ СГБМ и других форматов регионального сотрудничества Балтийского региона Балтийский регион имеет потенциал стать одним из наиболее процветающих, инновационных и конкурентоспособных регионов мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, основные региональные структуры, в которых принимает участие Польша на сегодняшний день – это Вишеградская группа, Центрально-Европейская инициатива и Совет государств Балтийского моря.

Сотрудничество центрально-европейских государств в рамках Вишеградской группы изменило свою направленность с принятием стран-участниц в 2004 году в ЕС. Начиная с этого момента они склонны кооперировать усилия с целью достижения общих целей и приобретения большего веса на европейской арене, что уже принесло свои положительные результаты. Важным видится такое направление деятельности ВГ как сотрудничество с другими странами в формате V4+.

2004 год стал знаковым и для Центрально-Европейской инициативы: в качестве главной задачи выделилось содействие укреплению гибкого и прагматичного европейского регионального сотрудничества в целях предотвращения образования новых разделительных линий в Европе между членами, находящимися на разных стадиях преобразований.

Совет государств Балтийского моря является форумом для обсуждения внутри региональных вопросов по самым различным направлениям, а также координатором множества программ, чаще всего – совместно с ЕС.

Польские претензии на лидерство в регионе Центральной Европы обоснованы только в контексте деятельности Вишеградской группы, где она действительно на сегодня занимает устойчивую позицию. Польша также активно работает в рамках проектов Совета государств Балтийского моря, однако что касается как CBSS (где сильно влияние Германии, Швеции и России, так и CEI (где явно лидирует Италия), то в рамках этих организаций Польше в борьбе за лидерство пришлось бы выдерживать слишком сильную конкуренцию. Таким образом, являясь одновременно и центрально-европейским, и балтийским государством, Польша предложила себя в качестве связующего звена между севером и югом, западом и востоком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Annual Report from the Chairman of the Committee of Senior Officials, the Council of the Baltic Sea States (2004-2005) – Режим доступа: http://www.cbss.org/component/option,com_attachments/id,104/task,download/
  2.  Central European Initiative 1989-2009: 20 Years, booklet – Режим доступа: http://www.cei.int/sites/default/files/attachments/docs/CEI%20Booklet%201989-2009.pdf
  3.  Information of the Government of the Republic of Poland on the Polish foreign policy in the year 2003 – Режим доступа: http://msz.gov.pl/resource/356d72b5-63a3-454d-8aeb-c380b54bd247:JCR
  4.  Information of the Government of the Republic of Poland on the Polish foreign policy in the year 2012 – Режим доступа: http://msz.gov.pl/resource/db6d43cf-cd4a-4993-a08b-ce578440f0cd:JCR
  5.  Walkiewicz, W. Bezpieczna Europa z perspektywy Wschodu / W. Walkiewicz. – Warszawa: SGGW, 2010. – 227 c.
  6.  Володькин, А. Становление Балтийского регионализма / Журнал международного права и международных отношений, 2006 - №2. – Режим доступа: http://evolutio.info/content/view/1013/176/
  7.  Глеб, М.У. Рэспублiка Беларусь i еўрапейскiя мiжурадавыя арганiзацыi. – Весцi Нацыянальная акадэмii навук Беларусi. Серыя гуманiтарных навук. – Мiнск: Беларуская навука, 1998. – с. 68-77.
  8.  Есин, Р.О. Европа регионов: от идеи к воплощению: основные аспекты / Р. Есин. – Минск: Белоусская наука, 2007. – 176 с.
  9.  Официальный сайт Вишеградской группы – Режим доступа: http://www.visegradgroup.eu/
  10.  Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Польша – Режим доступа: http://msz.gov.pl/
  11.  Официальный сайт Совета государств Балтийского моря – Режим доступа: http://www.cbss.org/
  12.  Официальный сайт Центрально-Европейской инициативы – Режим доступа: http://www.cei.int/
  13.  Шишелина, Л.Н. Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / ред. Л.Н. Шишелина. – Москва: Издательство «Весь Мир», 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6176. Системи захисту програмного забезпечення 72.5 KB
  Системи захисту програмного забезпечення 1. Класифікація систем захисту програмного забезпечення Системи захисту програмного забезпечення (СЗПЗ) широко поширені і знаходяться в постійному розвитку, завдяки розширенню ринку програмного забезпечення і...
6177. Понятие экономических информационных систем, принципы их построения и функционирования 71.05 KB
  Понятие экономических информационных систем, принципы их построения и функционирования. Критерии оценки ЭИС. Классификация ЭИС. Изучение ЭИС можно декомпозировать следующим образом: компоненты ЭИС, как работают ЭИС, динамика развития ЭИС, как управл...
6178. Закупівельна логістика 108 KB
  Закупівельна логістика. Сутність закупівельної логістики. Задачі закупівельної логістики. Служба закупівель на підприємстві. Задача зробити чи купити у закупівельній логістиці. Задача вибору постачаль...
6179. Модели данных: нормализация отношений 80.5 KB
  Модели данных: нормализация отношений. 1НФ. Нормализация отношений Центральная задача проектирования базы данных ЭИС - определение количества отношений и их атрибутного состава. Задача группировки атрибутов в отношения допускает множеств...
6180. Виробнича логістика 76.5 KB
  Виробнича логістика План Поняття виробничої логістики. Традиційна і логістична концепції організації виробництва. Якісна і кількісна гнучкість виробничих систем. Системи управління матеріальними потоками у виробничій логістиці, т...
6181. Транспортна логістика 102.5 KB
  Транспортна логістика План Сутність і задачі транспортної логістики. Вибір виду транспортного засобу. Складання маршрутів руху транспорту. Транспортні тарифи та правила їх застосування. Сутність і задачі транспортної ло...
6182. Создание и редактирование программ в интегрированной среде разработки Turbo Pascal 7.0 (MS-DOS) 63 KB
  Создание и редактирование программ в интегрированной среде разработки Turbo Pascal 7.0 (MS-DOS) Цель: Изучить теоретическую часть, изложенную в разделе Теоретические сведения данной работы и в конспекте лекций. Работая непосредственно ...
6183. Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal (MS-Dos) 198.5 KB
  Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal(MS-Dos) Цель лабораторной работы - выработать навыки практического использования интегрированных сред программирования с целью выполнения и отладки программ на...
6184. Дослідження цілих типів даних 86.5 KB
  Дослідження цілих типів даних Мета лабораторної роботи - дослідити та вивчити систему напередвизначених типів мов Паскаль та Сі, устрій значень напередвизначених типів та операції над значеннями цих типів. Теоретичні відомості Програмні об'єкти...