99078

Понятие сознательного. Понятие бессознательного

Реферат

Психология и эзотерика

Я это сделал машинально не задумываясь говорим мы когда не можем найти более-менее рациональную причину своего поступка. И главным регулятором этой сферы он называл принципом удовольствия. Деление на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и только оно дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные процессы в душевной жизни человека. Сознание предполагает что акты...

Русский

2016-07-29

56.5 KB

0 чел.

Сибирский государственный университет путей сообщения

Сознательное и бессознательное

Реферат

По дисциплине «Философия»

                   Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                               студент гр. Д-111

__________ Быстрова А.Н.                                        Сулимко А.И                                                                        

_______________                                                      ______________

                                            

                                                    2012 год

      

Содержание

Введение…………………………………………………......3

Понятие сознательного……………………………….…….4

Понятие бессознательного………………………….……....6

Заключение……………………………………………….…..8

Список литературы……………………………………….…9

Введение

Проблема, обозначенная в моем реферате является проблемой взаимодействия сознательного и бессознательного, то как эти две сущности сочетаются в нас, и что, собственно, мы можем назвать сознательным, а что, в свою очередь, бессознательным. Наша жизнь состоит из поступков и того, как мы приняли решение сделать именно так, а не иначе, было ли это  обдуманное и сознательное решение, либо же это результат спонтанного, аффективного, то есть бессознательного. Нередко, прокручивая в памяти некоторые свои действия, мы не понимаем, как мы приняли именно такое решение, сказали именно то, что сказали, написали то, что написали. Люди обычно объясняют такие действия как результат подсознательного, или же бессознательного. “Я это сделал машинально, не задумываясь” говорим мы, когда не можем найти более-менее рациональную причину своего поступка.

В этой связи цель моей работы изложить что на этот счет думают различные ученые и философы.

Понятие сознательного

Наши предки объясняли возникновение чувств, мыслей, надежд тем, что в нашем теле присутствует некая субстанция или сверхъестественная сила, отвечающая, как раз, за нашу сознательную деятельность. Подобные представления, которые мистифицировали сущность сознания, несомненно, затрудняли изучение данного явления. Откуда эти сведения?

В учебники по философии под редакцией А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина говорится о том, что только у существа обладающего сознанием, осуществляющего целеполагающую деятельность, возникает чувство времени, вместе с чем приходит осознание своей конечности1. Учебники не реферируются!

Сознание тесно связано с общественной практикой, оно возникло и развивалось в ходе общественной практики. Сознание можно разделить на  3 составляющие:

  •  Телесно-перцептивную
  •  Логико-понятийную
  •  Эмоциональную Откуда сведения?

Первая составляющая отвечает за ощущения, восприятие и конкретно-чувственное представление, с помощью которых человек получает первичную информацию об окружающем мире. Вторая составляющая отвечает кому отвечает? И кто её спрашивает? за мышление и помогает человеку выйти за пределы чувственного. Третья составляющая является сферой личностных чувств и переживаний конкретного человека. З. Фрэйд выделял:

-инстинктивно-аффективное состояние

-эмоции (гнев, страх, восторг).

И главным регулятором этой сферы он называл “принципом удовольствия”. Откуда текст?

Первое отличается от второго тем что в то время как инстинктивно-аффективное состояние характеризуется так называемыми неотчетливыми переживаниями такими как предчувствия,  ведения,  стрессы, галлюцинации, состояние аффекта, второе имеет более отчетливые переживания такие как отвращение, ненависть, гнев, восторг.

По словам З. Фрэйда “Деление на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа,  и только оно дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные процессы в душевной жизни человека”2. Таким образом мы не можем говорить о полноценном и глубоком изучении психики человека, без разделения коей на сознательную и бессознательную и рассмотрения каждого из этих явлений.

В современной трактовке сознание –это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредотачиваться на тех состояниях внутреннего опыта, которые сопровождают это внимание. Кто  сформулировал такое определение? В учебнике по философии под редакцией А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина говорится, что деятельность сознания, присущего каждому отдельному индивиду, оказывается включенной в постепенно развивающиеся в общественной жизни процессы духовно-практического освоения действительности, в результате которых вырабатываются нормы поведения, создаются устойчивые общественные связи. В нормах заключены не только требования общества к поведению личности, но и определенные устойчивые ожидания того, как один человек должен и может поступить в отношении другого3.   Я понимаю эти слова так, что с течением времени, менялся и уровень контроля сознания над тем, что поступало в мозг из подсознательного.

Сознание предполагает, что акты “я мыслю” ”я переживаю” ”я вижу” сопровождаются актами “я мыслю, что я мыслю” ”я переживаю, что я переживаю” ”я вижу, что я вижу” . Имеется в виду то, что во время того, когда человек переживает, он осознает, что он переживает и наделяет свое переживание смыслом. Сознание  управляет сложными формами поведения, требующими  постоянного внимания и контроля, и включаются тогда, когда перед человеком стоят проблемы, не имеющие очевидного решения и требующие обдумывания, когда необходимо найти оптимальный выход их конфликтного положения. Не оспорим тот факт, что в работе сознательного присутствует элемент бессознательного, невозможно осознать все вещи  одновременно, стоит нам направить свое внимание на одну вещь, как мы упускаем из вида другую. Откуда всё это?

Понятие бессознательного

Сознание не является единственным уровнем человеческой психики. Наряду с ним также выступает бессознательный уровень. Действия, который человек производит бессознательно можно разделить на действия никогда не осознаваемые и на осознаваемые ранее  действия. Под осознаваемыми ранее действиями понимаются те действия, выполнение которых было доведено до автоматизма, человек уже незадумываясь выполняет данные операции.                    Ключевое отличие бессознательного от сознательного заключается в невозможности целенаправленного контроля над совершаемыми действиями и оценки результата. Однако бессознательное и сознательное не может быть разделено на два независимых блока, так как процессы, зарождаемые в бессознательном часто имеют свое продолжения в осознаваемой части психики. К бессознательному можно отнести всякое действие, выступаемое за пределы сознания, например ощущение, интуиция, гипноз и состояние аффекта. Подражание также можно отнести к бессознательному  действию, оно характерно как для животных, так и для людей. Зигмунд Фрэйд представлял сознательное и бессознательное  неравноценно. Бессознательное, в его понимании, выступало в роли базиса, над которым надстраивалось сознание. Это означает, что движущим мотивом человеческой деятельности выступает все-таки бессознательное, а сознание, в свою очередь регулирует и контролирует сигналы, поступаемые от бессознательного  в соответствии с конкретными условиями действительности.   В книги Э.Фромма “Душа человека”  цитируются слова З. Фрэйда: ”Большая часть того, что реально внутри нас, не осознается, а большая часть того, что осознается, нереально”4. Это означает, что выполняя какое-либо действие, человек  сознательно понимает, что данное действие негуманно, или неправильно,  но бессознательно он желает добиться лучших результатов через свои поступки. Э. Фромм приводит следующий пример, объясняя слова Фрэйда- отец, бьющий своего ребенка за какую-либо шалость. Отец понимает, что бить детей нельзя, но побои он считает единственным способом, который поможет ему воспитать свое дитя так, как это нужно.  

 

Заключение

Таким образом, исходя из всего изложенного в реферате, можно сделать вывод, что сознательное и бессознательное находятся в тесной связи. Нельзя сказать, что из них в большей степени влияет на поведение человека. Несмотря на особое место неосознанного в психике человека, нужно учитывать, что человек, прежде всего, существо осознанное. Сознание, свойственно только человеку, и оно представляет собой некую вершину пирамиды или фильтр, за которым находится бессознательная часть человеческой психики. В работе сознания всегда есть то, что остается вне его самого. Сознание  и бессознательное не только тесно взаимосвязаны, но и переплетаются в процессе деятельности, следовательно, для полного и достоверного изучения человека, необходимо рассматривать одно без отрыва  от другого.

Список литературы

  1.  Фромм Э.: Душа человека – М., 1998.
  2.  Фрэйд З.: Я и Оно- М., 2001.
  3.   Учебник для ВУЗов Философия под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.:- М., 2010.

   

1 Учебник Философия под ред А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина – М., 2010 с. 27

2 З. Фрэйд Я и Оно Психология бессознательного – М., 1990 с 425

3 Учебник Философия под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина – М., 2010 с. 39

4 Фромм Э. Душа человека –М.,1998 с. 526


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23607. Различные наименования области прикладной лингвистики и их смысловые различия. Универсальные прикладные проблемы 15.5 KB
  Прикладная лингвистика это комплексная научная дисциплина изучающая язык в различных ситуациях его применения и разрабатывающая методы совершенствования языковых систем и языковых процессов. Термин прикладная лингвистика появился в конце 20 гг. За рубежом под ПЛ часто понимают совершенствование методов преподавания языка дидактическая лингвистика. Лингвистика входит в ядро складывающегося в настоящее время комплекса когнитивных наук объединяемых по их интересу к проблемам организации представления обработки и использования знаний.
23608. Понятие уровня в теоретической и прикладной лингвистике 13.5 KB
  Членение на уровни в рамках теоретической лингвистики: фонемный морфемный лексический уровень слова синтаксический уровень предложения Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости т. Уровень языка следует отличать от уровня анализа языка фаз или этапов рассмотрения языка. В лингвистической практике онтологический уровень языка и процедурный уровень анализа операционный нередко смешиваются хотя между ними нет прямого соответствия. Городецкий К проблеме...
23609. Мысль и язык 1.03 MB
  Потебня излагая взгляды Гумбольдта и его школы на отношение языкознания к психологии и логике выставил ряд своих собственных выводов как по этим общим так и по многим привходящим сюда частным вопросам выводов ставящих задачи русского и вообще славянского языкознания на широкую основу истории мысли. Это особенно может относиться к его Запискам по русской грамматике где рассыпая поражающие меткостью и новизной выводы при анализе отдельных явлений он мало заботится об общей связи между частными своими обобщениями полагая повидимому...
23610. ЯЗЫКОЗНАНИЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ФУНКЦИИ, ИСТОРИЯ ЯЗЫКА 1.82 MB
  В книге специально отражен вопрос о коммуникативной функции языка и его знаковой природе освещены основы психофизиологического механизма речи а также вопросы связанные с особенностями литературного языка и явлениями нормы. Прежде всего авторы поставили своей 5 основной задачей изложить основные сущностные характеристики языка в их целостной и общей совокупности. Понять сущность языка как особого явления это значит уяснить его главную функцию и те многочисленные следствия которые она вызывает понять особенности его внутренней...
23611. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ 3.98 MB
  Ушаков обессмертивший свое имя редактированием Толкового словаря русского языка в обиходе именуемого ушаковским был для А. дорожил и гордился своим научным родством но верность учителям никогда не становилась для него основанием чураться нового и в своих лекциях из которых вырос учебник он стремился сочетать классику российского и мирового язковедения с сегодняшним видением основных проблем языка в том числе и со своими собственными представлениями. Он стал легендарным лектором благодаря умению пленять слушателей отточенностью...
23612. Введение в языкознание 1.56 MB
  Общение в широком смысле слова существует не только в человеческом обществе но и в животном мире а в наши дни мы должны также учитывать общение человека с машиной. вопросительные предложения вопросительные слова апеллятивную отлат. метаязыковую ' функцию истолкования языковых фактов например объяснение значения слова непонятного для собеседника эстетическую функцию эстетическоговоздействия. Яркая экспрессия может быть и в побудительном предложении и в вопросе и в формуле приветствия и при констатации факта и при объяснении...
23613. ЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ПОСТСОВЕТСКУЮ ЭПОХУ 2.43 MB
  Купина доктор филологических наук профессор Рецензенты: кафедра стилистики и русского языка факультета журналистики Уральского государственного университета им. Книга предназначена для широкого круга лингвистов культурологов социологов и всех кто интересуется проблемами языка общества культуры. Бурные социальнополитические процессы последнего десятилетия XX века коррелируют с активизацией социальной парадигмы языка. Если лингвистика середины XX века отражала соссюрианскую идею языка как самодовлеющей сущности изолированной от...