99095

Сходство и различие философии и религии

Реферат

Логика и философия

Философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры. Поэтому она вступает в сложные взаимодействия со всеми другими формами духовной деятельности человека, такими как наука, искусство, нравственное сознание, идеология и другое. При этом, особенно сложным и многоплановым является взаимодействие философии и религии.

Русский

2016-07-29

113 KB

31 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский Государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и Культурологии»

Реферат по дисциплине «Философия»

на тему:

«Философия и религия»

Выполнил: Стаценко Д.С.    Проверил: Доктор наук

Группа МПМ – 113     Быстрова А. Н.

Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

[1] Введение

[1.1] глава 1. понятие философии и религии

[2] Понятие философии

[3] 1.2. Понятие религии

[4] глава 2. философия и религия: общее и различия

[5] 2.1.Сходство философии и религии

[6] 2.2.Различия философии и религии

[7] Заключение

[8] Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры. Поэтому она вступает в сложные взаимодействия со всеми другими формами духовной деятельности человека, такими как  наука, искусство, нравственное сознание, идеология и другое. При этом, особенно сложным и многоплановым является взаимодействие философии и религии.

Отвечая на вопрос, как соотносятся философия и религия в научных кругах нет единого мнения. Как философия, так и религия стремятся ответить на одни и те же вопросы: о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, что есть добро и зло, где источник добра и зла. При этом, как религии, так и философии в своих рассуждения свойственен выход за границы возможного опыта и за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму. Важно также отметить, что философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

В свете вышесказанного, тема настоящего реферата представляется весьма актуальной. Целью настоящей работы является анализ литературы и изучение различных точек зрения на соотношение философии и религии.

Для достижения указанной цели автор предполагает решить следующие задачи:

- дать понятие философии и религии;

- рассмотреть соотношение понятий философии и религии в научной литературе, выявить сходство и различия.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

глава 1. понятие философии и религии

  1.  Понятие философии

Прежде, чем приступить к раскрытию всей многогранности и сложности взаимоотношений между этими формами духовной деятельности человека, остановимся кратко на содержание самих понятий «философии» и «религия».

Как отмечает С.Л.Франк, греческое слово философия происходит от слов любить и мудрость, что в буквальном смысле означает любомудрие.  Обращаясь к истории понятия «философия», С.Л.Франк отмечает, что впервые оно встречается мы встречаем у Геродота (V в. до н.э), который описывая разговор Креза и Соломона, приводит следующие слова Креза: «Я слышал, что ты, философствун, ради приобретения знаний исходил много стран». При этом, как отмечает С.Л.Франк, в данном случае «философствовать» значит «любить знание, стремиться к мудрости»1.

Впоследствии понятие «философия» встречается у Фукидида (конец V), который утверждает, что Перикл в надгробной речи над павшими в бою афинянами говорит, прославляя афинскую культуру: «Мы философствуем, не изнеживаясь». Иными словами, «мы предаемся умственной культуре, развиваем образование». У Платона (IV в.) слово «философия» встречается в смысле, тождественном современному понятию науки. В свою очередь, у Аристотеля появляется термин «первая философия» в качестве основной или основополагающей науки, т.е. философии в современном смысле слова (или метафизики). Однако, важно подчеркнуть, что в целом в том смысле, в каком это слово употребляется в настоящее время, оно вошло в употребление лишь в эллинистическую эпоху Древнего Рима.

Как указывает А.Г.Спиркин,  философия - это все единосущее, «схвачен-ное в мыслях», это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че-ловечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты2. Он указывает, что каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знаний о мире как о целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл»,  строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности  и т.п.

С точки зрения В.В.Миронова, философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры3.

1.2. Понятие религии

Сам термин «религия» определяют различно: одни производят его от латинского religare - связывать, а другие, например Цицерон, - от relegere - собирать. Наиболее адекватным, по мнению А.Г.Спиркина, корнем является латинское religio - благочестие, святость. Из чего он делает вывод, что по существу, религия являет собой выражение признания Абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стрем-ление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта. Поэтому в каж-дой религии можно найти две стороны — теоретическую, в кото-рой выражается понимание Абсолюта, и практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека.

По мнению В.В.Миронова, религия - это мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяемое верой в существование Бога и чувством связанности, зависимости от него, почтение и почитание силы, дающей опору и предписывающей человеку определенные нормы поведения по отношению к другим людям и ко всему существующему4.

А.Г.Спиркин указывает, что религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», т.е. его философия как неотъемлемый ком-понент его мировоззрения. Изучением религии занимается прежде всего богословие, а также история и философия - каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем от-кровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становле-ния. Философия анализирует прежде всего сущность религии, оп-ределяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психоло-гические и социальные аспекты. ее онтологический и познаватель-ный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл рели-гии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как чело-века, так и человечества.

По мнению А.Г.Спиркина, религия должна рассматриваться в разных аспектах: она ос-мысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является нравствен-но-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир и любовь5.

Говоря об истории религии, следует отметить, что в истории всегда существовало и поныне существует огромное многообразие религий и религиозных верований, различающихся конкретным пониманием природы Бога, его сущностных черт и особенностей, характером взаимоотношений с миром природы и человеком.


глава 2. философия и религия: общее и различия

2.1.Сходство философии и религии

Философия и религия на протяжении многих веков находилась в тесном и сложном, а иногда и противоречивом, взаимодействии. Так, следует отметить, что в период своего зарождения христианство очень часто и осознанно обращалось к античному философскому наследию. Это было обусловлено тем, что христианство видело в философии необходимую историческую предпосылку своего возникновения и последующего распространения.

Однако, в Средние века философия в значительной степени утратила свое значение и трактовалась как важный, но при этом всего лишь вспомогательный инструмент, способствующий уяснению и уточнению содержания религиозной веры6.

В Новое время философы стремились вернуть утратившее положение философии, в связи с чем большая часть философ стали утверждать абсолютность и самодостаточность человеческого разума, его полную автономию по отношению к религиозному сознанию. Результатом такого положения стало возникновение острого конфликта между философией и религией.

Однако в конце XIX – начале XX вв. возможности человеческого интеллекта на всесилие и всемогущество снова начинают ставиться под сомнение, при этом идеалы рациональности Нового времени подвергаются резкой критике, а иногда им отрицаются вовсе. В результате проблема взаимоотношений философии и религии начинает рассматриваться как проблема взаимоотношений, взаимодействия двух достаточно автономных областей и форм духовной деятельности человека, ни одна из которых не может претендовать на вытеснение и поглощение другой.

На самом деле взаимоотношения между философией и религией носили и носят значительно весьма многогранный и сложный характер.

Отмечая сходство философии и религии, А.С.Кармин отмечал, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими7.

В свою очередь П.В.Алексеев видел сходство философии и религии в том, что подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания8.

Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что «различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли». Более того, «религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны».

В.В.Миронов, отмечая сходство философии и религии, утверждает, что по своей глубинной сущности философия и религия являются мировоззренческими формами духовной деятельности человека, чем и отличаются от всех других типов и видов жизнедеятельности человека. Согласно точки зрения В.В.Миронова, философия по целостности и универсальности выдвигаемых ею перед собой задач есть не какое-либо частное, конкретное, специализированное знание, а именно мировоззрение, в самом прямом и буквальном смысле этого слова, т.е. выработка и обоснование представлений и взглядов о мире в целом: о природе, обществе, человеке в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Такие же цели ставит перед собой и религия9.

Кроме того, как отмечает В.В.Миронов, философия в лице большой части своих наиболее выдающихся представителей пыталась, подобно религии, усмотреть единое, универсальное основание всего сущего в сущностях и качествах духовно-идеального порядка, часто включая в их число Бога.

О наличии сходства, общности между философией и религией, по мнению В.В.Миронова, свидетельствуют и многочисленные факты взаимопроникновения и взаимообогащения философских и религиозных идей.

Интересной представляется нам позиция по рассматриваемому вопросу доктора философских наук А.Л.Анисина, который считает, что  связь философии с религии достаточно заметна и выражаются, в первую очередь, в том, что процессы в религиозной жизни напрямую отражаются на формировании философских учений10. Обратное влияние философии на религию, как отмечает А.Л.Анисин, менее значимо, но оно тоже есть. Те вопросы и темы, которые ими рассматриваются, очень схожи: первоначало всего, смысл жизни, место человека в мире, сущность мира в целом, соотношение духа и тела в человеке, духовного и вещественного вообще.

2.2.Различия философии и религии

Прежде чем рассматривать доводы ученых, считающих, что философия и религия значительно отличаются между собой, интересно отметить, что в нашей стране наиболее распространенным и господствующим представлением о соотношении понятий философия и религия, долго время оставалось представление об этом, изложенное К. Марксом, которое, в свою очередь, опиралось на философские учения Фейербаха XVIII века. В рамках данного учения религия рассматривается как иллюзорное, превратное отношение к действительности, как совокупность представлений и идей, которые принимаются на веру на основе слепого послушания авторитету и церковной традиции, без какой-либо проверки и самостоятельного суждения личного сознания, лишь на основании детской доверчивости и покорности мысли. В свою очередь, философия представлялась как свободное чуждое каких-либо ссылок на чужие мнения и общепризнанные авторитеты осмысление мира, которое было основано на принципах автономии и самодостаточности разума, без каких-либо ссылок на сакральные источники знания. В свете приведенных определений, отмечалось, что между философией и религией неизбежна роковая ничем не заполнимая пропасть11.

Как отмечал в своё время Гегель, различие между религией и философией в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т.е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. При этом Гегель указывал, что «философия, как постигающее мышление... обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли».

Таким образом, как отмечает П.В.Алексеев, в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. В обоснование своей позиции П.В.Алексеев ссылается на Карла Ясперса, который в свое время  писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»12.

Обращаясь к другим мнениям по вопросу соотношения философии и религии, следует отметить следующее.

Н.А.Моисеева и В.И.Сороковикова отмечают следующие особенности соотношения религии и философии, которые наглядно свидетельствуют о различии между этими понятиями:

1) В философии мировоззрение опирается на рационально-теоретическое знание, когда как в религии мировоззрение опирается на веру, поскольку вера в сверхъестественное есть основа религиозного мировоззрения;

2) Философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению. В свою очередь, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств;

3) Философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный)13.

Следует отметить, что аналогичные по своей сути мусли высказывает и  А.С.Кармин. Так, он считает, что

1) Религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. В свою очередь, философия же стремится аргументировать все свои утверждения;

2) В отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы;

3) Религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы, в свою очередь философия требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам14.

В свете вышесказанного интересной видится точка зрения И.Н.Романова, который указывает, что диалектика взаимодействия философии и религии проявляется:

- во-первых,  в религизации философии: религиозности философии и учете в деятельности философа уровня и направленности религиозности в обществе;

- во-вторых, в философизации религии: занятии философией служителей культа и создании философских школ (направлений) на религиозной основе15.

Как отмечает А.С.Кармин, несмотря на существенные различия, религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направление - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией.

При этом, И.Н.Романов, отмечает двоякую роль теистической философии в жизни общества. Он считает, что положительная роль теистической философии в жизни общества заключается в том, что философия раскрывает общечеловеческие нормы морали; утверждает идеалы мира; приобщает людей к знаниям особого рода; сохраняет традиции. Наряду с положительной отрицательная роль теистической философии в жизни общества заключается в том, что она формирует одностороннюю картину мира; осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддерживает устаревшие обычаи, нормы, ценности.

Совершенно различные задачи и суть философии и религии видит С.Л.Франк, который в обоснование своей позиции утверждает следующее. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога16.

Конечно, как отмечает С.Л.Франк, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение — именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и мир не из его вечной и абсолютной первоосновы,— там между религией и философией не ничего общего; они не то что противоречат одна другой, они в это) случае так же не соприкасаются между собой, как, скажем, музыка и химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, совершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для философии пути мнимые, не Приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное осуществление задач и той и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели - к Богу. В отношении религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположит. Наоборот, в отношении философии это есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими общими соображениями.

Г.Г.Кириленко, в свою очередь отмечает, что философия как форма рационального знания отлична от религиозного сознания17. Философия представляет собой форму рефлексивного знания, она не догматична и внутренне критична. Вместе с тем, отмечает она, все философы во все времена не могли обойти проблему бытия Бога, смерти или бессмертия человеческой души. Трансцендентное буквально «притягивает» философию. Даже открыто нерелигиозные философы, такие, как М.Хайдеггер, говорят о том, что человек живет в «ожидании Бога», К.Ясперс ввел понятие философской веры, неотделимости философствования от прорыва к трансцендентному. Однако, несмотря на сказанное, в обоснование своей позиции отличия философии от религия, Г.Г.Кириленко утверждает, что для философии важна сама идея Бога как безусловный гносеологический, этический, эстетический идеал и, одновременно, основание, источник познания, нравственности, искусства.

В целом, по мнению Г.Г.Кириленко, философия и религия идут разными путями, но реализуют одну человеческую потребность - закрепить себя в бытии. Сторонники религии, говоря о ней, имеют в виду искание и осуществление контакта со сверхчувственным, высшей реальностью, протекающего в определенных организационных рамках. Философы, говоря о религии, рассматривают ее как необходимую форму выхода ценностей в символической форме веры в абсолютное бытие. При этом, философы лишь задают общие контуры той реальности, с которой связано «подлинное» существование человека и при условии которой имеет смысл философия как форма теоретического знания.

Существенные различия между философией и религией, отмечает также и А.Л.Анисин18. По его мнению, в первую очередь различие заключается в том, что рассматриваемые вопросы (которые, по сути, одни и те же) ставятся и рассматриваются по-разному: в религии они ставятся и решаются на жизненно-практическом уровне, а в философии они рассматриваются на уровне интеллектуальном. В религии главное – религиозная жизнь, культовые действия, молитва, то есть «практика», теория же, то есть богословие имеет значение второстепенное, можно быть религиозным человеком совсем не вникая в тонкости богословия. В философии же главное именно мысль, философия в некотором смысле оторвана от практической жизни, возвышаясь над ней. Связь философии с жизнью философа, с жизнью общества, конечно, существует, но в самой философии главным является стремление «додумать до конца» свои убеждения, философия это чисто интеллектуальное занятие.


Заключение

Подводя итог изложенного материала по теме реферата, следует сформулировать следующие основные выводы.

Отношения философии и религии всегда были непростыми.  В целом, возникнув на развалинах мифологии, в Древнем Риме эллинского периода философия занимала своё достойное место, после чего в средние века была низведена до служанки богословия. В эпоху Просвещения философия вновь праздновала победу, высмеивая религию как обман, невежество и  простое суеверие.

В настоящее время связь между философией и религией освободилась от прежней конфронтации, она стала ровной и толерантно-спокойной. Эти отношения сейчас представляют собой не только отношение взаимного отталкивания и борьбы, но и довольно широкий спектр сходства и общности.

Исторический опыт развития показывает несостоятельность как попыток поглотить философию теологией, так и установок на поглощение религии философией или наукой.

В настоящее время всё более утверждается мысль, что философия и религия являются автономными, несводимыми друг к другу формами духовной деятельности человека, которые должны свободно развиваться, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.

Вместе с тем, не следует забывать, что между философией и религией по-прежнему существует некая идейная борьба, которой попросту не может не быть, поскольку эти культурные системы являются довольно-таки мощными и самостоятельными. У них одинаковые претензии - на целостное видение реальности, на истину, на наставничество в делах жизни. И философия, и религия пытаются говорить от имени абсолютов, вещают, пророчествуют. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что религия делает это от имени веры, а философия от имени разума.

Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.- 256 с.
  2.  Анисин С.А. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://a-l-anisin.narod.ru/index/0-17
  3.  Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928с.
  4.  Кириленко Г.Г. Философия. Высшее образование / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов.- М.: Слово, 2003.- 672с.
  5.  Кто сегодня делает философию в России. Т. 1 / сост. А.Нилогов.- М.: Поколение, 2007.- 576 с.
  6.  Моисеева Н.А. Философия / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.
  7.  Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. - М.: Политиздат, 1991. – 464 с.
  8.  Романов И.Н. Философия / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 352 с. 
  9.  Русская религиозно-философская мысль ХХ века: сборник / под ред. Н. П. Полторацкого.- Питссбург, 1975.- 414 с.
  10.  Миронов В.В. Несовременные мысли о понимании философии / В.В.Миронов // Философские искания: Московско-Петербургский философский сборник; отв. ред. Д.Н. Разеев.- СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та СПб, 2010.- С.45-71.
  11.  На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов / сот. П.В.Алексеев.- М.: Издательство политической литературы, 1990.-529с. С. 324-332

1 Цит. по Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. - М.: Политиздат, 1991. С.120.

2 Русская религиозно-философская мысль ХХ века: сборник / под ред. Н. П. Полторацкого.- Питссбург, 1975. С.126.

3 Миронов В.В. Несовременные мысли о понимании философии / В.В.Миронов // Философские искания: Московско-Петербургский философский сборник; отв. ред. Д.Н. Разеев.- СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та СПб, 2010.- С.45-71..

4 Миронов В.В. Несовременные мысли о понимании философии / В.В.Миронов // Философские искания: Московско-Петербургский философский сборник; отв. ред. Д.Н. Разеев.- СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та СПб, 2010.- С.45-71.

5 Русская религиозно-философская мысль ХХ века: сборник / под ред. Н. П. Полторацкого.- Питссбург, 1975. С.127

6 Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. - М.: Политиздат, 1991. С.141.

7 Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. С.486.

8 Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.62.

9 Миронов В.В. Несовременные мысли о понимании философии / В.В.Миронов // Философские искания: Московско-Петербургский философский сборник; отв. ред. Д.Н. Разеев.- СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та СПб, 2010.- С.45-71.

10 Анисин С.А. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://a-l-anisin.narod.ru/index/0-17

11 Кто сегодня делает философию в России. Т. 1 / сост. А.Нилогов.- М.: Поколение, 2007. С.124.

12 Цит. по: Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.74.

13 Моисеева Н.А. Философия / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. С.28.

14 Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. С.487.

15 Романов И.Н. Философия  / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество России, 2003. С.166.

16 На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов / сост. П.В.Алексеев.- М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 324-332

17 Кириленко Г.Г. Философия. Высшее образование / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов.- М.: Слово, 2003. С.603.

18 Анисин С.А. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://a-l-anisin.narod.ru/index/0-17

20


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35219. Створення екранних форм 145 KB
  Мета: Навчитися створювати прості екрані форми та ієрархічні. Індивідуальне завдання Створення екранних форм Для вводу модифікації та перегляду даних створити такі форми: Форму Ринкові ціни для вводу та модифікації даних таблиці 1. Хід виконання Перші дві форми завдання необхідно створити за допомогою Автоформи. Форми створюються на основі вхідних таблиць.
35220. Аудит. Опорний курс лекцій 1.44 MB
  Аудит – це процес, за допомогою якого компетентний незалежний фахівець накопичує та оцінює свідчення про облікову та звітну інформацію щодо фінансово – господарської діяльності суб’єктів господарювання для визначення та письмового висловлення своєї думки щодо ступеня її відповідності встановленим законодавством критеріям.
35221. Небезпеки, що призводять до надзвичайних ситуацій 29.78 KB
  В Україні щорічно виникають тисячі тяжких надзвичайних ситуацій природного та техногенного характеру, внаслідок яких гине велика кількість людей, а матеріальні збитки сягають кількох мільярдів гривень.
35222. Шектеулі рұқсат қалдықтар 135 KB
  Адам баласының кез-келген шаруашылық іс-әрекеті әртүрлі қалдықтармен биосфераны ластайды, бұл халықтың денсаулығы мен өміріне, флора мен фауна түрлерінің қысқарылуына, қоршаған ортадағы тепе-теңдікке қауіп-қатер тудырады. Кен үйінділерін, өнеркәсіп тастандыларын
35223. Технічні пристрої организаціїї і регулювання руху транспорту. Регулювання вуличного руху 1.24 MB
  снують дорожні знаки за характером і організації інформації вирішують локальні завдання. Це, як правило, конконкретна інформація попередження, заборони, приписи, не враховує оперативних змін дорожніх і метеорологічних факторів, умов освітлення, характеристик транспортного потоку...
35224. Створення баз даних та робота з ними 147 KB
  Мета: вивчити структуру вікна додатка MS Access і основні засоби роботи з базами даних..
35225. MS Access. Створення бази даних у вигляді декількох таблиць 168 KB
  Створення бази даних у вигляді декількох таблиць. План Основні поняття про бази даних. Задача Успішність Створити базу даних з трьох таблиць: Оцінки рис. Основні поняття про бази даних.
35226. КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПОРАЖЕНИЙ ТОКСИЧНЫМИ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ 975.5 KB
  Яд – вещества вызывающие отравления в малых количествах. Понятие «малое количество» носит весьма субъективный характер. Некоторые яды вызывают смертельные исходы в дозах равных нескольким нанограммам (ботулотоксин), другие вещества (суррогаты алкоголя) вызывают отравления при поступлении в организм в количестве десятков, сотен грамм.