99113

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА КАК ФАКТОРА СПРОСА И ЭЛЕМЕНТА ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА

Курсовая

Маркетинг и реклама

Понятие мерчандайзинга. Инструменты мерчандайзинга. Самые основные правила мерчандайзинга. Организация размещения выкладки. Аптека с открытым и закрытым типом. Факторы, влияющие на совершение покупки. Обслуживающий персонал. Анкетирование для покупателей в аптеке «87». Анализ оформления витрины

Русский

2016-07-30

6.22 MB

4 чел.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

среднего профессионального образования  Республики Башкортостан

Бирский медико – фармацевтический колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА КАК ФАКТОРА СПРОСА И ЭЛЕМЕНТА ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА.

ПМ 03. Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией в сельской местности (при отсутствии специалиста с высшим образованием).

Специальность 330201 "Фармация"

                                                 Исполнитель: Шаехова Гульназ Р.

                                                                    Студентка 3 курса, 311 фарм А группы

                                                     Руководитель: преподаватель Аткнина Г.П.

                                   Оценка выполнения и защиты курсовой работы__________

                                                   Подпись руководителя                                             

                                                                                          «__»________2015

Бирск, 2015 г.

         СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….……3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     

    1.1  Понятие мерчандайзинга………………………………………....……...5

    1.2  Инструменты мерчандайзинга………………………….…………….....6

1.3 Самые основные правила мерчандайзинга………………………….…..6

 1.4  Выкладка……………………………………………………………...…..9

  •  организация размещения выкладки
    •  некоторые принципы выкладки
      •  некоторые правила выкладки
        •  виды выкладки

                

1.5 Аптека с открытым и закрытым типом……….......................................14

         1.6 Факторы, влияющие на совершение покупки……………………….....17

  •  Звуки и музыка
    •  Освещение
      •  Запахи, чистота
      •  Цвет, ценники

 

          1.7 Обслуживающий персонал……………………………………………..20

          1.8 Вывод по теоретической части ………………………………………..20

        

          Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

      

    2.1 Анкетирование для покупателей в аптеке «87» ………......………......21

    2.2 Анализ оформления витрины ………………………………...…….….23

    2.3 Вывод по практической части ………………………………………....28

Заключение………………………………………………………………..…29

         Список литературы…………………………………………………...……...30

   

                                       ВВЕДЕНИЕ.

   Мерчандайзинг - красивое и очень популярное в настоящее время слово. Каждый день в крупнейшие аптечные организации  приходят мерчендайзеры компаний производителей и поставщиков товаров, проводятся специальные семинары, в лучших профессиональных изданиях публикуются статьи о мерчандайзинге тех или иных товарных групп.

1. оптимизация размещения товарных групп в торговом зале с учетом правил поведения покупателей в аптеки и товарного соседства способно увеличить продажи в среднем по отделам на 10%

2. оптимизация выкладки товаров в аптеки может принести увеличение дохода на единицу площади выкладки товара на 15%

3. совместное использование оптимизации размещения, выкладки и рекламы (например, метода «цветового пятна») приносит до 25% увеличения продаж по отделу, а по отдельным торговым маркам (производителям), относительно которых непосредственно и применяется метод «цветового пятна» рост продаж достигает до 90%.

 Но в этом чуде нет ничего загадочного. Есть определенные правила поведения покупателя и их нужно учитывать в своей работе. И если раньше аптеки ориентировались в своей работе в основном на товарно-денежные ценности и показатели (и это было правильно в условиях дефицита товаров и избытка покупателей), то сейчас покупатель становится настоящим королем аптеки: не понравится – уйдет в соседнюю аптеку или вообще на ближайший аптечный пункт.

    По данным исследований проводимых в западных странах – 80% товаров в аптеки покупается под воздействием различных импульсов. К ним может относиться сам товар, внешний вид которого привлекает к себе внимание и деньги покупателя, привлекательная цена, дополнительная реклама в месте продажи товара.

    Еще раз, 80% товаров приобретается в аптеках не потому что лучше, а потому что они в конкретный момент времени производят наибольшее благоприятное впечатление на покупателя. Таким образом, торговый зал - это место, где у продавца есть последний шанс показать покупателю товар, повлиять на его выбор и подтолкнуть его купить больше единиц товара.  Причем, зная то, что 65% посетителей  аптек принимают решение о покупке находясь в торговом зале. Получается, что у 9 из каждых 10 покупателей, пришедших в аптеку за, нет окончательно сформированного решения относительно того, например, таблетки какой марки они .Не использовать этот шанс - значит добровольно отказаться от прибыли.

Актуальность темы. На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Однако это еще не означает, что он будет успешно продаваться. Товар должен иметь конкурентные преимущества, он должен .выделяться среди существующего многообразия схожих, подобных себе вещей. Способность придать товару такие свойства позволит сделать его успешным.

Цель исследования – показать роль мерчандайзинга, как одного из способов достижения успеха в продажах, как одного из управленческих решений, стимулирующий продажи.

Объект исследования: Аптека № 87 филиал ГУП Башфармация РБ

Методы исследования:

  1.  анализ
  2.  обобщения

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Понятие мерчандайзинга.

 Понятие мерчандайзинг происходит от английского "merchandising"- искусство торговать. Так же существует очень много определений мерчандайзинга.                                 

Вот основные:

  •  Мерчандайзинг- это представление товаров в пункте продаж путем организации его внутреннего пространства и наружного оформления, оптимального светового и цветового разрешения, удобство подхода или подъезда к нему.
  •  Мерчандайзинг - направление маркетинга, способствующее стимулированию розничных продаж посредством привлечения внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала.
  •  Мерчандайзинг- это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленный на продвижение того или иного товара, марки.                                                                                                                                                       Оформление аптечной организации относится в концепции мерчандайзинга к системе мер, направленных на увеличение валовой выручки с единицы торговой площади. Грамотное оформление позволяет создать уникальную и современную аптечную организацию, укрепить приверженность покупателей, сформировать положительный имидж не только во внешней, но и во внутренней среде среди сотрудников.

Оформление аптечной организации складывается из следующих этапов:             -составление планировки помещения, в котором находится аптечная организация (осуществляется профессиональным замерщиком);                           -определение формы торговли (открытая, закрытая, смешанная);                         - планирование дизайна интерьера (определение стиля, выбор цветового и светового решения); 

- подбор или проектирование мебели и торгового оборудования для торгового зала, комнаты отдыха, отдела запасов, других вспомогательных помещений;       - зонирование торгового зала;   

- установка торгового оборудования и мебели;  

- внутреннее оформление аптечной организации - навигация;

- внешнее оформление аптечной организации.

1.2  Инструменты.

Запас. На полках необходимо представить те товары, которые покупатели ожидают найти в данной аптеки. Производитель указывает в своей мерчандайзинговой стратегии набор марок и упаковок, который он будет продвигать в каждой торговой точке (торговая точка - розничный продавец, который заказывает продукцию и продает ее в своем аптеке). Всех своих клиентов производитель может разделить на несколько категорий (торговых каналов) в зависимости от вида активности покупателей в торговой точке, а также от того, какой контингент покупателей посещает эти аптеки.   

 Расположение основные и дополнительные точки продажи (Точка продажи или точка покупки - это место в торговом зале конкретного аптек, где размещается продукция) необходимо расположить сообразно движению потока покупателей в торговом зале. Дополнительная точка не всегда необходима, но она дает очень важное преимущество, - покупатель может еще раз увидеть товар и выбрать его. Особенно часто дополнительные точки размещают уже при подходе к кассам, но эффективно действуют и дополнительные точки, расположенные по внешнему периметру торгового зала - там проходят 80% покупателей.

1.3  Самые основные правила мерчандайзинга.

Важно помнить, что главным правилом эффективного мерчандайзинга является то, что он должен быть результатом совместных усилий производителя, дистрибьютора, продавца и фармацевта. План по проведению мерчандайзинга может быть осуществлен только в том случае, если он учитывает интересы всех трех участников, и, при этом, ставит во главу угла потребности покупателя.

  1.  Месторасположение препаратов в аптеки может значительно повлиять на уровень его продаж. Делайте выкладку и располагайте рекламные материалы в центральной (бросающейся) в глаза точке, где покупатель обратит на них внимание.
  2.  Не размещайте продукцию и рекламные материалы на дальних, боковых или темных полках.
  3.  Всегда выставляйте товар лицевой стороной к покупателю.
  4.  Не располагайте товар вверх дном, обратной стороной или навалом.
  5.  Выставляйте товары в количестве, пропорциональном их доле в аптеке, или в соответствии с рекомендациями по выкладке.
  6.  Не перегружайте одну полку, если остальные явно пусты.
  7.  Всегда проверяйте, чтобы ценники были наклеены на лицевой стороне упаковки, хорошо читались и не перекрывали название товара и другие важные надписи.
  8.  Не наклеивайте ценники поверх названия товара или других важных надписей на упаковке.
  9.  Всегда располагайте товар и рекламные материалы на уровне глаз покупателя, тогда он скорее обратит на них внимание и сможет прочесть всю информацию.
  10.  Не располагайте рекламные материалы в недоступных покупателю местах. Покупатель не станет читать информацию, если она расположена слишком высоко или низко.
  11.  Всегда располагайте рекламные материалы вблизи рекламируемого товара, тогда они скорее привлекут внимание покупателей, исполняя роль «немого фармацевта».
  12.  Избыток рекламного материала отвлекает внимание от продаваемого товара. Это мешает и покупателям и фармацевтам.
  13.  Всегда располагайте продаваемый товар аккуратно, группируя торговые марки. Это поможет покупателю скорее выбрать нужный товар.
  14.  Не смешивайте различные торговые марки. Это может запутать покупателя и усложнит выбор необходимого ему препарата.
  15.  Всегда следите за чистотой полок. Незамедлительно заменяйте товар с поврежденной упаковкой.
  16.  Не оставляйте на полках товар с поврежденной упаковкой. Товары с сильным запахом (такие как мыло или другие моющиеся средства) должны находиться на расстоянии от чая и других продуктов лечебного питания.
  17.  Всегда располагайте достаточное количество товара в удобном и легко доступном для фармацевта месте. Это облегчит обслуживание покупателей и повысит эффективность торговли.
  18.  Не размещайте товар в дальних, темных углах аптеки, доступ фармацевта к которым может быть затрудненный.
  19.  Всегда обращайте внимание на размер торговых площадей аптек. В маленькой  аптеки используйте только простейшие рекламные материалы и делайте простую выкладку. В большой  же аптеке используйте большие и красочные рекламные материалы и делайте массивную выкладку.
  20.  Не используйте большие дисплеи и рекламные материалы в маленьких аптеках, а маленькие в больших.
  21.  Всегда располагайте товары с большим сроком хранения позади товаров с меньшим сроком хранения. Товары с истекшим сроком хранения немедленно снимайте с полок или прилавка.

                                                   1.4   Выкладка

Правильная выкладка товара-  является одним из самых важных факторов в мерчандайзинге. Сейчас было бы логично предоставить некоторую информацию о полках, на которых, собственно говоря, и осуществляется  выкладка.

Одним из главных условий продажи товаров является его заметность. Исследования показывают, что полки, расположенные на уровне глаз покупателей, обладают самыми высокими показателями продаж. В среднем по универсамам справедлива следующая закономерность показателей продаж товаров по полкам. Если принять показатель продаж (товарооборот) по средним полкам за 100%, то продажи по верхним полкам составляют 62% от объема реализации товара, в случае его размещения на средних полках. Объем реализации с нижних полок составит 48%. Слабые товары располагаются в середине полки, а сильные начинают и заканчивают ряд. Этот эффект называется заимствованием популярности. То есть, находясь в окружении сильных товаров, слабые товары заимствуют у них дополнительное внимание покупателей. Помимо этого необходимо учитывать, что существует разные типы  выкладки:

       ●   Организация размещения и выкладки товаров

Размещение и выкладка товаров в торговым зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.

Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников аптек в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

      ●  Некоторые принципы выкладки товаров

Принцип - недорогое вперед. Недорогие товары работают на то, чтобы создать у покупателя благоприятное впечатление об уровне цен. Если их разместить в начале торгового зала, то покупатель втягивается в процесс покупок и дальше берет товар уже автоматически, обращая на цены меньше внимания. По этой же причине основные марки следует размещать в начале каждой   ассортиментной группы.

Известно, что с одних полок товар продается лучше, с других хуже. Полки, которые находятся на уровне глаз покупателя и до третьей пуговицы

  •  Решая, какой товар ставить на полки, находящиеся на уровне глаз, следует руководствоваться все тем же принципом: в наиболее выгодном положении должен находиться товар, приносящий наибольшую прибыль.
  •   На самых нижних полках должны быть размещены препараты или товары мед назначения, которые покупают менее активно.

Ближе всего к покупателю, естественно, должен располагаться товар, у которого срок хранения близок концу.

Полка по высоте должна соответствовать продаваемому товару.

       ●  Некоторые правила выкладки

Главными идеологическими правилами выкладки являются:

     1. обзор;

2. доступность;

3. опрятность;

4. соответствующий вид товаров переднего ряда;

5. привлекательность упаковки;

6. маркировка цены;

7. определенное место на полке;

  1.  постоянное восполнение запасов.

Обзор. Товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к покупателю. На уровне глаз покупателя располагаются товары импульсивного спроса, раскупаемые в большом количестве и дающие хорошую прибыль.

Доступность. На верхней полке товары должны размещаться с учетом их доступности для покупателей. Необходимо заботиться о том, чтобы покупатель мог без затруднения снять товар оттуда.

Опрятность. Полки, на которых размещается товар, надо регулярно мыть или пылесосить. Непривлекательный, запачканный товар должен удаляться с полки и уцениваться для ускорения его продажи

Соответствующий вид товаров переднего ряда. Количество товаров переднего ряда зависит от объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрейшего пополнения стеллажного запаса

Привлекательность упаковки. В аптеках самообслуживания упаковка - это больше, чем пакет или коробка, предназначенная для сохранения содержащегося в ней товара. В каком-то смысле она служит инструментом продаж. Посетители тратят на покупку в среднем 25 минут. Это значит, что выбор нескольких продуктов из тысяч выставленных на стеллажах товаров происходит в быстром темпе. Поэтому необходимо учитывать привлекательность упаковки и общее зрительное впечатление от представленного товара.

Маркировка цен. Маркировка цен непосредственно на товаре постепенно уходит в прошлое: общепринятыми становятся сканер и универсальный код цен определителями цены. Однако там, где все еще используется маркировка, цены должны проставляться правильно, чтобы сохранить доверие покупателя. При изменении данных на ценнике необходимо обновлять маркировку на продаваемом товаре.

       ●  Виды выкладки товара

Горизонтальная выкладка.

При горизонтальной выкладке определенные однородные товары размещают по всей длине оборудования. На самой нижней полке при этом размещается товар самых больших размеров или более дешевый. Товар выкладывается слева направо по серии, по уменьшению объема.

Вертикальный способ выкладки. 

Этот способ предусматривает расположение однородных товаров несколькими рядами на всех полках метра стеллажей сверху вниз. Это хороший показ товаров, удобный покупателям любого роста. Распределение товара должно быть строгим, от меньшего к большему. Меньший располагается на верхних полках, а больший на нижних.                                                    

 Дисплейная выкладка.

Обычно этот способ выкладки применяют на дополнительных точках продажи. Он представляет собой отдельно стоящий фирменный стенд или стойку, не привязанный к основной точке продажи этого товара.

Специальная выкладка.

Правильно расположенные на полках товары образуют надлежащий фон для специальной выкладки в торговом зале. При этом специальная выкладка товаров служит основным средством привлечения внимания покупателя к товарам, продажам которого придается особое значение.

Массовые выкладки.

Применяют в основном для товаров повседневного спроса , пользующихся у покупателей особой популярностью. Такая выкладка обеспечивает их быстрый оборот. Она основана на привлечении внимания к товару, выставленному в больших количествах. 

Многотоварные выкладки.

Предполагают размещение рядом нескольких различных продуктов и изделий как связанных между собой, так и не имеющих ничего общего. Эти выкладки должны планироваться таким образом, чтобы обеспечивать продажу товаров в большем объеме, чем при однотоварной выкладке. потенциалом объемной реализации и способные увеличить продажи всех видов товаров, входящих в состав данной выкладки.

Выкладки товаров "навалом".

Осуществляются с использованием различных типов емкостей или базовых стендов. Это могут аптечные корзины и т.д. Поскольку товар "вываливается" в ту или иную емкость, стоимость этого вида выкладки является довольно низкой. Обычно используется один вид товара. Выкладка товаров навалом требует применения вывесок-указателей, поясняющих способы и цели использования данных лекарственных препаратов и товар аптечного ассортимента.

                      

                     1.5  Аптека с открытом и закрытом типом

      ● Аптеки с открытом и закрытом типов выкладки

На сегодняшний день существует аптеки различным форматов, типов и уровней – mini – киоски, аптеки с открытом и закрытом типом доступом к продукции ( с самообслуживание – это сравнительно новый тип торговли ). Их отличительные особенности – прямой доступ к товару, большая площадь торгового помещения, непосредственный контакт покупателя с продавцом – консультантом и широкий ассортимент предлагаемой продукции. Подобные аптеки в последние время становятся все более популярными среди потенциальных покупателей.

Аптека с открытом доступом

Аптеки с открытым доступом предоставляют простор для самостоятельного изучения товара или с помощью продавца-консультанта. Но в этом случае нужно учитывать, что товар должен иметь магнитную защиту, а вход в магазин оборудован пропускными воротами. Снятие защиты и отпуск товара производится на кассовом узле. Как правило, на входе устанавливают камеру хранения для сумок посетителей. Очевидно, что второй вариант имеет ряд преимуществ, однако применим скорее для крупных аптек (площадь помещения не менее 80-100 квадратных метров), поскольку для свободного доступа необходимо просторное помещение. Наличие защитных средств, безусловно, приведет к удорожанию товара, но это меньше отразится при больших объемах продукции.

Торговое оборудование для аптек с открытым доступом покупателей делится на несколько направлений. В таких аптеках необходимо наличие как открытых стеллажей, островков для товаров широкого потребления (фитопродукция, косметика, препараты, отпускающиеся без рецепта), так и закрытых витрин, в которых представлена эксклюзивная продукция (высокая ценовая категория), незнакомая широкому покупателю, требующая дополнительных консультаций по ней. Как правило, в аптеках самообслуживания по периметру помещения располагаются пристенные стеллажи, а в центре - стеллажи открытого типа и восьмигранные или шестигранные застекленные витрины. Желательно, чтобы островные стеллажи были не более 1,5 метра в высоту, чтобы покупатели могли просматривать весь торговый зал. Нужно также учитывать и такой момент: между островным оборудованием и стенами должны оставаться проходы не менее 120 см, в противном случае стоит воздержаться от установки островных стеллажей, поскольку они будут препятствовать потоку покупателей. Не стоит устанавливать стеллажи открытого типа близко к входу-выходу, т. к. увеличивается опасность хищений продукции.

         

             Аптеки с закрытом доступом.

Отличительная особенность каждого из этих форматов состоит в различии самого помещения, используемого оборудования, обслуживающего персонала и выборе продукции. Аптечные киоски могут размещаться на достаточно малых площадях, требуют минимальных затрат на аренду, оборудование, обслуживающий персонал, но при этом ассортимент предлагаемой продукции очень ограничен. На сегодняшний день наиболее распространены аптеки, занимающие отдельное помещение (площадь может быть различна), с закрытым доступом к предлагаемой продукции. В аптеках такого формата используется широкий ассортимент продукции, увеличивается обслуживающий персонал.

К недостаткам аптек с закрытым доступом к продукции относится ограниченность самостоятельного изучения товара, и как следствие более низкая пропускная способность аптеки. В этом случае пропускную способность заведения можно увеличить наличием нескольких кассовых мест. К примеру, если площадь аптеки более 40 квадратных метров, то кассовых мест должно быть не менее двух. При этом немаловажно то, как их расположить в зале. Не рекомендуется устанавливать кассы вблизи входа-выхода, поскольку даже очередь из двух человек будет преграждать дорогу потоку покупателей. Кассовые места не должны также загораживать от покупателей обзор торговых витрин.

     

             1.6 Факторы, влияющие на совершение покупки.

Необходимо всегда думать о покупателе. При оформлении интерьера не нужно впадать в крайности. В аптечных сетях  покупатели должны чувствовать себя комфортно, дизайн же должен быть индивидуальным, запоминающимся, но не мешать представлению товара, а способствовать принятию решения. Стандартное оборудование, плохое освещение, грязные полы, вряд ли будут способствовать высоким продажам. При оформлении торгового зала следует обратить внимание и на такие факторы, как: цветовое решение (включая цвет стен, оборудования, сочетание цветов); освещение - оно должно быть достаточным, не искажать цветопередачу, позволять создавать световые акценты и выделять определенный товар с помощью направленного света; играющая музыка и т.д. широко используемые фактора  как :

 Звуки и музыка.

Можно ли при помощи музыки влиять на желание людей совершать покупки? В первую очередь имеет значение громкость и темп. Когда звучит громкая музыка - покупатели проводят в аптеке меньше времени, однако денег тратят больше. Однако некоторых покупателей громкая музыка настолько раздражает, что они немедленно покидают торговый зал. Поэтому лучше, когда музыка звучит негромко, иначе она действует угнетающе. Важно, чтобы она не заглушала все звуки, не гремела, привлекая к себе внимание, а тихо и незаметно обволакивала покупателя, заставляла его почувствовать себя комфортно и приятно.  
  Освещение.

Проектирование освещения — это сложный процесс, включающий в себя много  этапов и требующий особого, профессионального подхода, возможного только в крупных компаниях. Прежде всего разрабатывается концепция освещения, для создания которой в зависимости от назначения помещения и его дизайна определяются тип освещения, стиль и дизайн света.  Для аптечных организация существует несколько подходов к освещению: в зависимости от того, что освещается — торговый зал. Во всех пунктах важен цвет, который приобретает товар под воздействием искусственного освещения. Для дополнительного привлечения внимания покупателей можно использовать местное освещение или подсветку. За большое время существования ритейла выработались определенные практики применения различных светофильтров.

    Запахи.
Запахи оказывают воздействие на физическое и эмоциональное состояние человека. Результаты исследований показывают, что некоторые ароматы могут заставить человека чувствовать себя напряженно или расслабленно. Запах мяты, например, пробуждает нас, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые наши основные эмоции непосредственно связаны с запахом.
При использовании ароматов для создания определенной атмосферы торгового зала нужно помнить о том, что восприятие запаха покупателем зависит от его пола и возраста. Женщины наиболее чувствительны к запахам, нежели мужчины, а с возрастом чувствительность к запахам притупляется у всех..

На мой взгляд, в торговом зале также недопустимы и парфюмерные запахи. Вообще вопрос ароматизации помещений довольно непростой – кому-то нравятся сладкие запахи, кому-то - цветочные, а у кого-то вообще может быть аллергия на самый изысканный и тонкий аромат.

      Чистота.

Очень важно поддерживать чистоту, особенно в зимнее время… и особенно с таким климатом как в России…


    
Цвет.

В определенных пропорциях цвет способен создавать настроение, привлекать внимание и оказывать влияние на физические реакции. Когда мы говорим о цвете, то подразумеваем его тон (теплый или холодный), насыщенность и глубину (светлый или темный). Специалисты по физическому восприятию цвета доказали, что теплые цвета (красный, оранжевый или желтый) обычно повышают активность и возбуждение, тогда как холодные цвета (зеленый, синий или фиолетовый) действуют расслабляющие и успокаивающе. Вот почему цвет большинства упаковок с мылом и лосьонами для тела имеет холодный оттенок, а изображения на них (если таковые имеются) носят спокойный характер.

    Ценники.

По поводу ценников можно привести банальные, но часто игнорируемые правила. Ценник должен хорошо читаться, его расположение не должно вызывать сомнения относительно того, к какому товару он относится. При этом необходимо, чтобы размер ценника соответствовал габаритам товара и не закрывал его. Эти простые принципы позволяют существенно повысить объем продаж.

                      1.7   Обслуживающий персонал.

Здесь, на мой взгляд, важно, чтобы сами фармацевты являлись живой рекламой комплектов продаваемой в настоящее время. Опытный фармацевт  должен стать личным консультантом покупателя. Однако не следует оказывать излишнее давление на пришедшего в аптек. Конечно, продавец-консультант очень важен, но необходимо дать покупателю возможность самому получить необходимую информацию, осмотреть товары. Зачем обычно мы обращаемся к продавцам? Если не можем, например, найти нужный препарат, хотим уточнить, есть ли в продаже товар интересующего нас  или не можем найти товар определенный нами препарат. 

                             1.8. Вывод по теоретической части

Исходя из выше изложенной мною информацией я могу сделать вывод что, мерчандайзинг всегда ориентирован на покупателя. Его главная задача состоит в скорейшей реализации товаров в пункте продажи и организации общего увеличения объемов продаж. Первейшей целью сбыта является увеличение общего объема покупок в аптеке путем облегчения этого процесса для клиента. Со сбытом связано все: и поток покупателей, и товарооборот, и доходы. Для того, чтобы конкретный товар должным образом был представлен в аптеке, его нужно правильно выставить и придать ему образность. Иначе говоря, представить товар лицом. 

Мерчандайзинг выгоден и для аптек, и для потребителей. В аптеках мерчандайзинг помогает ускорить реализацию товара, улучшает качество обслуживания покупателей, тем самым способствует улучшению имиджа аптеки. Для покупателей грамотный мерчандайзинг дает возможность быстро выбрать товар при совершении первой покупки, легко сориентироваться при покупке какого-то конкретного товара (торговой марки), а также познакомиться с новыми товарами

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1   Практическая часть.

Входе выполнения курсовой работы, мною был проведен опрос в аптеке №87 с. Караидель  филиал ГУП Башфармация РБ. В опросе принимали участие посетители аптеки.

1. Ф.И.О.

2. Должность

3.Как часто вы пользуетесь услугами аптеки?

-редко

-никогда

-постоянно

                    

4.  Сумма единовременной платы на покупку ЛС:

- до 100 рублей

- до 150 рублей

- до 350 рублей

- свыше 500 рублей

                   

5. Какой вид рекламы ЛС по вашему мнению более предпочтителен?

- реклама в аптеке

- реклама в СМИ

- другое (рекламные щиты и др.)

                       

6. Какое отношение вызывает у вас реклама в аптеке?

- положительное, вызывает стимул к покупке

- отрицательное, вызывает раздражение

- безразличное

                        

7. Что в первую очередь привлекает ваше внимание в аптеке?

- оформление витрины

- цена товара

- внешний вид провизора

                  

                                   2.2 Анализ оформления витрин.

 При проведении анкетирования я обратила свое внимание еще на оформление витрин в аптеки, оказывается это тоже влияет на посетителей.

 Оформление аптечных витрин основывается на нескольких базовых правилах – это удобство планировки и обеспечение свободного доступа к товару для покупателей. Посетитель аптеки должен иметь возможность легко сориентироваться в торговом пространстве и быстро найти нужные товары.       Кроме того, важно, чтобы покупателям было легко доставать товары с витрины. Для того чтобы выделить товар на стойке или витрине, которые располагаются не на самом заметном месте торгового зала, существуют различные дизайнерские решения, подразумевающие использование цвета, декора и освещения. Оформление витрин в аптеках требует к себе профессионального подхода, который сможет гарантировать повышение эффективности и прибыльности бизнеса.  

 Каждое торговое помещение, предназначенное для реализации определенной продукции, должно иметь правильное оформление. При организации такой деятельности особое значение стоит отводить оформлению аптечных витрин, что позволяет правильно разложить товар, привлекая этим внимание покупателей и увеличивая, таким образом, товарооборот предприятия.     Соблюдая следующие правила оформления витрин в аптеки, можно достичь поставленной цели:

  1.  Товар, продаваемый в аптеке, размещаться таким образом, чтобы покупатель мог его самостоятельно достать с витрины.(Рис. № 1)
  2.  Все полки подписаны в зависимости от категорий, к которым принадлежат лекарственные препараты. Такой подход позволяет покупателям экономить время на поисках нужной продукции.(Рис. №2)

3. Наполненность витрин - главный принцип работы аптек открытой формы. Продажа товара в фарммаркетах увеличится лишь при максимальной  заполненности полок.

4. Хороший эффект создает правильная подсветка витрин.

Правильно оформленные аптечные витрины создадут комфортные условия пребывания в организации для каждого покупателя.

(Рис. №1)

(Рис. №2)

(Рис. №3)

(Рис. №4)

(Рис. №5)

  1.   Вывод по практической части

По проведенному мной анкетированию посетителей аптеки № 87 филиала ГУП Башфармации РБ я могу сделать вывод, что люди постоянно пользуются услугами аптеки, им предпочтительней реклама в аптеке нежели различные рекламные щиты или реклама по СМИ, и что в первую очередь их внимание привлекает цена на лекарственные средства,а не оформление витрин.

Основной принцип мерчандайзинга - все должно быть на виду, доступно, привлекательно и удобно для покупателя. То есть принципы выкладки нужно хорошо продумать, методика выкладки должна быть достаточно простой, без нагромождений.Хотелось бы выделить дополнительные цели мерчандайзинга к ним относятся

1. Улучшение качества обслуживания потребителя

2. Укрепление имиджа компании-производителя

3. Укрепление имиджа аптеки

Заключение.

Но все-таки главным в аптеке является товар: его ассортимент, а потом уже размещение и грамотно расставленные акценты. Если товар неинтересный, некачественный, не имеет своего «лица», то все Ваши усилия по оформлению торгового зала, увы, были напрасны.

Увеличение числа аптечных учреждений явилось одной из причин обострения конкуренции на фармацевтическом рынке. Кроме того, ассортимент продаваемых товаров значительно расширился. Появились нетрадиционные группы товаров, продаваемых в аптеке (БАД, гомеопатия, валео-фармакологические препараты), а также стала более разнообразной традиционная для аптек товарная группа - медикаменты. Ассортимент лекарственных препаратов возрос почти в 3 раза, причем во многом за счет введения в ассортиментный перечень препаратов-синонимов различных фирм-производителей. Преимущества мерчандайзинга ощущаются не только аптекой, но и покупателем. Процесс покупки для него становится проще и приятнее. Покупатель имеет возможность сразу увидеть на витрине все товары и выбрать то. Что ему надо. Например, в группе витаминов он видит несколько торговых марок, которые хорошо ему известны по рекламе или отзывам врачей и соседей. Важно и то, что посетитель аптеки чувствует себя свободным в выборе. Вед определенная доля покупателей боится преодолеть психологический барьер. И они не хотят зависеть даже от мнения провизора. Этим людям проще посмотреть на витрину и самостоятельно принять решение о покупке. При правильной выкладке товара покупатель может сэкономить свое время и обойтись без консультации.

 

Список литературы.

1.Ворошилов В.В. "Журналистика", СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2010. (http://www.torgrus.com/management/)

2. Гребенкин Ю.Ю. "Психотехнологии в рекламе".

3. Косяков И. Фирменный стиль. // www.Business-Site.ru, 2009

4. Кучерова О. Лекарственные супермаркеты. // «Газета». – 03.07.2002

5. Котляренко М., «Мерчандайзинг - это искусство», «Маркетинг и маркетинговые отношения», 2010, №12

6. Канаян Р., Канаян К. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. // «Новости торговли». - №1, 2011

7. Ларин Ф. Продюсирование бизнес-процессов. // www.cfin.ru

8. Оленьков К. Искусство продавать лекарства. // «Российские аптеки». – №3, 2010

9. Прохорчук Е.Ю., Сазонова О.П. Мерчандайзинг как элемент продвижения товара. 

10. Современный супермаркет. М.: «Издательство Жигульского», 2012

11. Удалова К. Библия мерчандайзера. Полезная теория о продаж.

12. Удалова К. Библия мерчандайзера. Полезная теория в искусстве продаж- №2, 2012

13. Чкалова О. В. Организация размещения и выкладки товаров как составная часть управления торговым предприятием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34010. Предмет и задачи этики. Основные этические системы 44 KB
  Вся совокупность проблем в той или иной мере посвященных изучению этих вопросов была представлена особой философской теорией получившей название философия морали нравственности или этика. Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos этос подразумевавший пространство совместного проживания людей или животных дом звериное логово птичье гнездо и т. Поэтому термин этика также введенный в употребление Аристотелем изначально приобрел двоякую направленность: 1 обозначение совокупности добродетелей правил и норм...
34011. Основные этические системы 46.5 KB
  Остановимся на нескольких наиболее значительных и как нам представляется не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме стоицизме этике долга и этике любви. Именно такая постановка личности по Эпикуру порождает три степени свободы каждая из которых есть в сущности ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний сопровождающих его на протяжении всей жизни: от страха перед Богами от страха перед...
34012. Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития ис 45.5 KB
  Искусство это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах которые позволяют человеку непосредственно в чувственном виде переживать то что в них заключил художник.
34013. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация 26 KB
  Культура и цивилизация. Культура все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития ова. Там где есть человек его деятсть отношения между людьми там имеется и культура. Культура: материальная и духовная не противопоставлять.
34014. Филсофия Древней Индии 23 KB
  э Мир вечен никем никогда не был создан остоянно развивается делится на мир приоды и мир людей. Мир природы гормоничен и спокоен; мир людей мир страданий.э Мир вечен никем никогда не создан. Сущность мира изменеие развия.
34015. Философия русской культуры 110 KB
  Сущность любой культуры раскрывается в основополагающих ценностях: добре и зле свободе справедливости любви и т. Непосредственный объект любви в нем не человечество потому что вызвать любовь может только нечто наглядное; человечество просто карта которая разыгрывается им против того что ненавидят. Не уважая же никого перестает любить а чтобы не имея любви занять себя и развлечь предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Однако...
34016. Общество как развивающаяся система 25 KB
  В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии...
34017. Основные модели общественного устройства 38.5 KB
  Современная форма либерализма как она утвердилась на Западе наиболее типичными здесь являются США теоретически оформилась и начала осуществляться на практике в Новое время и эпоху Просвещения. Основными посылками либерализма являются: 1. 'Lissez fire не мешайте действовать девиз классического либерализма. Идеал минимального государства характерная черта классического либерализма.
34018. Исторические формы общности людей 38.5 KB
  Историческими формами общности людей принято считать: род племя народность нацию. Это исторически восходящие формы объединения людей. Это связано с тем что в обществе где господствует коллективная собственность на средства производства и уравнительное распределение еще не дифференцировались интересы людей.