99116

Учет кредитных договоров в ОАО «Россельхозбанк»

Курсовая

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Коммерциализация отечественной банковской системы обострение конкуренции между финансовыми институтами влекут за собой необходимость познания и применения на практике позитивного опыта который накоплен банками в развитых странах. Кредит стал основой банковского дела и базисом по которому судили о качестве и о работе банка. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском потому что от его качества зависит успех работы банка. Достижение этих целей лежит в основе политики банка по принятию рисков и управлению ими.

Русский

2016-07-31

132.5 KB

0 чел.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.А. СОЛОВЬЕВА

Социально-экономический факультет

Кафедра экономики, менеджмента и экономических информационных систем

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине 

Проектный практикум

на тему

Проектирование информационной системы

«Учет кредитных договоров в ОАО «Россельхозбанк»»

Студент группы ИЭБ-11...…………………………..…Губилов. А. В

(Код)  (Подпись, дата)   (Фамилия И. О.)

Преподаватель………………… ……………….….………...Буров Н. Н

Рыбинск, 2015

(Код)  (Подпись, дата)   (Фамилия И. О.)

Оценка  …..……………………………………………………………  

Содержание

[1]
Введение

[2] 1. Аналитическая часть

[2.1] 1. Характеристика и анализ объекта исследования

[2.2]
3. Предложения по совершенствованию существующей системы управления путем внедрения АЭИС

[2.3] 4. Требования к ИС

[2.3.1] 4.1. Требования к системе в целом

[2.3.1.1] 4.1.1. Требования к структуре и функционированию системы.

[2.3.1.2] 4.1.2. Требования к численности и квалификации персонала.

[2.3.1.3] 4.1.4. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы.

[2.3.1.4] 4.1.5. Требования к защите информации от несанкционированного доступа.

[2.3.1.5] 4.1.6. Требования к стандартизации и унификации.

[2.3.2] 4.2. Требования к функциям системы.

[2.3.3] 4.3. Требования к видам обеспечения.

[2.3.3.1] 4.3.1. Требования к информационному обеспечению.

[2.3.3.2] Форма кредитного договора (см. приложение)

[2.3.3.3] 4.3.3. Требования к программному обеспечению.

[2.3.3.4] 4.3.4. Требования к техническому обеспечению.


Введение

Банки - центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.

Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из “несущих конструкций” административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику мы вынуждены  в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.

Коммерциализация отечественной банковской системы, обострение конкуренции между финансовыми институтами влекут за собой необходимость познания и применения на практике позитивного опыта, который накоплен банками в развитых странах.

За последнее время произошли значительные сдвиги в становлении банковской системы России. Определились банки-лидеры, сформировались основные направления банковской специализации, завершился раздел клиентской базы между финансовыми институтами.

Современная банковская система это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. В последние годы она претерпела значительные изменения. Модифицируются все компоненты банковской системы.

Вступление России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача реформы максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в системе экономических отношений.

Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.

Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.

Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление хозяйств, предприятий, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.

Управление рисками является основным в банковском деле. Хотя первоначально банки только принимали депозиты, они быстро созрели, став посредниками при передаче средств, тем самым приняв на себя другие риски, например кредитный. Кредит стал основой банковского дела и базисом, по которому судили о качестве и о работе банка. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка. Исследования банкротств банков всего мира свидетельствуют о том, что основной причиной явилось низкое качество активов.

Ключевыми элементами эффективного управления являются: хорошо развитые кредитная политика и процедуры; хорошее управление портфелем; эффективный контроль за кредитами; и, что наиболее важно, -хорошо подготовленный для работы в этой системе персонал.

Принятие рисков-основа банковского дела. Банки имеют успех только тогда, когда принимаемые риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидны для того, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли. Достижение этих целей лежит в основе политики банка по принятию рисков и управлению ими.

Цель данной работы - изучить работу кредитного отдела банка и на основе полученной информации автоматизировать учет выданных кредитных договоров.

Цель ИС:

  •  Создание отчетности по заключенным с клиентами договорам, структурирование и предоставление доступа к информации.

Задачи ИС:

  •  Составление и хранение отчетов о заключенных договорах.
  •  Доступ к информации о клиенте при повторном обращении в банк.
  •  Обеспечение контроля результатов работы банка.
  •   Систематизация данных с целью получения и обобщения информации о клиентах.
  •   Обработка, хранение и архивация накопленной информации и предоставление доступа к ней.

1. Аналитическая часть

1. Характеристика и анализ объекта исследования

Кредитный отдел ОАО «Россельхозбанк»

В своей работе отдел руководствуется Федеральным Законом РФ «О банках и банковской деятельности», иными законами и правовыми актами Российской Федерации, решениями Наблюдательного совета, Правления и Председателя “Россельхозбанка”, иными нормативными и распорядительными документами “Россельхозбанка”, Положением об Управлении кредитования частных клиентов, также настоящим Положением.

Цель отдела состоит в максимизации доходов банка от операций по кредитованию юридических лиц, обеспечение высокого качества кредитного портфеля;

В Задачи отдела входит:

Эффективная реализация кредитной политики банка путем организации кредитования юридических лиц;

Минимизация кредитных рисков по кредитному портфелю юридических лиц банка;

Организация, развитие и совершенствование проведения операций банка по кредитованию юридических лиц в организационно подчиненных подразделениях;

Организация продвижения на рынок потребительского кредитования юридических лиц всего спектра банковских кредитных продуктов, выявление потребностей населения в новых кредитных продуктах;

Организация профессиональной подготовки специалистов банка по кредитованию юридических лиц;

Методологическое обеспечение подчиненных подразделений по основным направлениям деятельности управления.

Функциями отдела являются:

Организация работы по кредитованию юридических лиц в системе “Россельхозбанка” с целью безусловного выполнения бизнес-плана. Участвует в обновлении управленческих и технологических процессов бизнес - направления кредитования частных клиентов;

Осуществление изучения регионального рынка направлениям деятельности Управления;

Участие в планировании цифровых показателей бизнес-плана по кредитованию частных клиентов и контролирует их выполнение структурными подразделениями банка;

Контроль полноты и правильности создания резервов на возможные потери по ссудам физический лиц в подчиненных подразделениях банка.

Осуществление методического и информационного обеспечения подчиненных подразделений (методическими, нормативными, инструктивными и аналитическими материалами) по основным направлениям деятельности Управления;

Осуществление координации и контроля работы подчиненных подразделений в части кредитования физических лиц, в том числе путем проведения целевых проверок на местах;

Организация подготовки заключений в части кредитования юридических лиц по заявкам отделений для соответствующего коллегиального органа территориального банка;

Участие в организации обучения и повышения квалификации персонала подчиненных подразделений по направлениям деятельности Управления;

Формирование статистической и иной установленной отчетность по вопросам, входящим в компетенцию управления;

Осуществление мониторинга уровня просроченной задолженности по кредитам юридических лиц в целом по банку, разработка рекомендаций подчиненным подразделениям по работе с просроченной задолженностью частных клиентов;

Осуществление подготовки и анализ аналитических материалов по кредитования, обобщение материалы проведенных проверок отделений;

Осуществление контроля за правомерностью списания ссудной задолженности, признанной не реальной для взыскания и за работой по возврату ранее списанной задолженности за счет резервов на возможные потери по ссудам;

Осуществление разработки внутренних регламентирующих документов по кредитованию юридических лиц.


3. Предложения по совершенствованию существующей системы управления путем внедрения АЭИС

Информационная система «Кредитование клиента в коммерческом банке» будет реализовывать в своей работе процессы, представленные в таблице 1:

Процесс

Информация, подлежащая обработке

Исполнители процесса

Нормативные документы

Результат процесса

1

Прием и оформление заявки

Пакет документов( юридические документы, бизнес-план, бухгалтерская отчетность)

Сотрудники кредитного отдела банка

Нормативные акты, указания ЦБ РФ, Банковские документы( меморандум о кредитной политике)

Подготовленный пакет документов клиента, заявка на разрешение кредитования клиента.

2

Рассмотрение заявление и принятия решения по нему

Пакет документов клиента. Заявка на разрешение кредитования.

Информация о предоставлении кредита или отказе в выдаче.

3

Подписание кредитного договора, выдача кредита

Кредитная документация, информация о предоставлении кредита.

График платежей, кредитный договор

4

Создание отчета о заключенных договорах

Заключенный договор и пакет документов клиента.

Отчет о заключенных договорах на выдачу кредита с информацией о заемщике.

 

 


Рис. 1. Функциональная схема ИС «Кредитование клиента в коммерческом банке»


Рис. 2. Функциональная схема ИС «Кредитование клиента в коммерческом банке» (детализация)


4. Требования к ИС

4.1. Требования к системе в целом 

4.1.1. Требования к структуре и функционированию системы.

Информационная система «Кредитование клиента в коммерческом банке» состоит из следующих подсистем: «Пакет документов», «Сотрудники кредитного отдела банка»,  «Отчет о заключенных договорах», «Кредитный договор».

Каждая подсистема обеспечивает настройку одноименных интерфейсов, предназначенных для определенных групп участников ИС, обеспечивает выполнение основных функций.

4.1.2. Требования к численности и квалификации персонала. 

Для обеспечения работы создаваемой ИС необходим следующий персонал.

  1.   администратор ИС – работает с системой с помощью специальных настроек. Должен знать назначение системы, производить обновление при редактировании интерфейсов, резервирование/восстановление БД, знать языки программирования.

           Основные функции:

  •  установка, модернизация, настройка и мониторинг работоспособности системного и базового программного обеспечения, прикладного программного обеспечения, необходимого для функционирования информационной системы;
    •   модернизация, настройка и мониторинг работоспособности технических средств;
    •  управление правами доступа к функциям системы.
  1.  финансовый аналитик – участвуют во всех подпроцессах работы системы.

Основные функции:

  •  анализ результатов полученных финансовых отчетов клиента;
    •   определение показателей кредитоспособности;
    •  сбор и сравнительный анализ кредитоспособности клиента.
  1.  эксперт – определяют коэффициенты показателей согласно внутренней политике банка.

Пользователями являются: руководство банка и персонал, обеспечивающий работу системы.

Рекомендуемая численность для эксплуатации ИС:

  1.  Администратор ИС – 1 человек;
  2.  Финансовый аналитик – 1 человек;
  3.  Эксперт – 2 человека.
  4.  Сотрудник кредитного отдела банка-2 человека.

Число пользователей определено структурой банка и может увеличиваться или уменьшаться.

4.1.3. Требования к надежности

ИС должна обладать высокой степенью надежности, т.е. она должна сохранять работоспособность и обеспечивать восстановление своих функций при возникновении нестандартных ситуаций. Это обеспечивается благодаря следующим мероприятиям:

  •  сервер и рабочие станции должны быть обеспечены антивирусным ПО;
  •  системное ПО должно быть получено из надежных источников;
  •  обязательное использование блоков бесперебойного питания;
  •  должна создаваться резервные копии информации, хранимой в системе.

4.1.4. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы. 

Администрирование системы должно осуществляться специально назначенным и ответственным за эксплуатацию системы работником.

В процессе эксплуатации системы должны проводиться следующие регламентные работы:

  •  ежедневная проверка работоспособности системы путем доступа к ее ресурсам;
  •  ежедневное создание резервной копии на жестком диске администратором ИС (перед началом работы или сразу после ее окончания);
  •  ежемесячное создание резервной копии ИС на прочих носителях (CD-диски и т.п.).

4.1.5. Требования к защите информации от несанкционированного доступа.

1) правила доступа к системе должны распространяться на всех пользователей;

2) использование антивирусного ПО;

3) проверка требований к паролям пользователей при регистрации в системе (не менее 8 символов без русских букв);

4) отображение на экране паролей только в зашифрованном виде.

4.1.6. Требования к стандартизации и унификации.

Для создания и функционирования системы используются следующие нормативные акты:

ГОСТ 34.601 – 90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»

ГОСТ 34.698 – 90 ««Автоматизированные системы. Требования к содержанию  документов».

4.2. Требования к функциям системы. 

«Пакет документов»,  «Сотрудники кредитного отдела банка»,  «Отчет о заключенных договорах», «Кредитный договор».

Подсистема «Пакет документов»

Подсистема должна выполнять следующие функции:

Пользователями данной подсистемы являются сотрудники кредитного отдела банка.

  •  регистрацию пользователей подсистемы (клиентов банка);
  •  регистрацию пакета документов прикрепленных к заявке.

Подсистема «Отчет о заключенных договорах»

Пользователями данной подсистемы являются эксперты и сотрудники кредитного отдела банка.

Основные функции:

  •  обеспечение сбора информации о заключенных договорах и выданных кредитов и других банках;
  •  структурирование собранной информации о заключенных договорах и выданных кредитов;

Подсистема «Сотрудники кредитного отдела банка»

Пользователями данной подсистемы являются эксперты, финансовые аналитики и сотрудники кредитного отдела банка.

Основные функции подсистемы:

  •  регистрация пользователя в системе;

Подсистема «Кредитный договор».

Пользователями данной подсистемы являются эксперты.

Основные функции подсистемы:

  •  заполнение формы кредитного договора;
  •  подготовка и проверка кредитного договора.

4.3. Требования к видам обеспечения.

4.3.1. Требования к информационному обеспечению.

  •  Форма кредитного договора (см. приложение)

  •  Форма отчета о заключенных договорах (см. приложение).

4.3.3. Требования к программному обеспечению.

ИС строится по принципу двухуровневой архитектуры «Клиент – Сервер»

      . . .

   БД

     Сервер

    ПК пользователей   

  

Рис. 3  – Двухуровневая архитектура «Клиент – сервер»

На сервере хранится БД, созданная с помощью Microsoft Office Access 2003 и выше. К этой БД имеют доступ все пользователи – сотрудники кредитного отдела банка, финансовые аналитики, эксперты и руководство банка т.к. их рабочие компьютеры объединены в локальную сеть.

Для моделирования бизнес-процессов и БД должны использоваться:

СА ERwin Process Modeler;

CA ERwin Data Modeler.

Разработка программы для ИС должна осуществляться с помощью интегрированной среды разработки Borland Delphi 7.0, основанной на объектно-ориентированном языке программирования Delphi (Object Pascal).

ПК пользователей системы (клиентов банка) так же должны иметь:

  •  браузер «Opera»/«Google Chrome»/» Mozilla Firefox»/ «Internet Explorer» и пр.

4.3.4. Требования к техническому обеспечению.

Требования к техническим характеристикам сервера:

  •  объем оперативной памяти – не менее 2 Гб;
    •  свободное дисковое пространство – не менее 30 ГБ;
    •  операционная система – Windows ХР, Vista и выше;

Требования к техническим характеристикам ПК пользователей:

  •  оперативная память 2gb и выше;
    •  свободное дисковое пространство 1,5gb  и выше;
    •  операционная система Windows  Vista и выше;

ПК пользователей системы (клиентов банка) так же должны иметь:

  •  доступ к сети «Интернет» со скоростью не ниже 512 кб/с.


КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР

г. ______________       "___"___________ 200__г.

___________________________ банк, именуемый в дальнейшем "Банк", в лице _______________ тов. _________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _____________, именуемый в дальнейшем "Заемщик", в лице ______________ тов. __________________, действующего на основании________________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

I. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Банк предоставляет Заемщику кредит в сумме __________ (цифрами и прописью) на срок _________________ до _____________ со взиманием ____________ %% годовых.

1.2. Погашение кредита осуществляется с расчетно-текущего счета ________________.

II. Объектом кредитования по настоящему договора является ______________________________________________________________

III. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Заемщик производит возврат ссуды в срок, обусловленный срочным обязательством, платежным поручением. 3.2. Проценты по выданной ссуде начисляются ежеквартально и на дату возврата ссуды. Расчет процентов перечисляется Банку платежными поручениями Заемщика до 10 числа или в следующий за ним рабочий день каждого квартала, за который производится начисление.

3.3. Отсчет срока по начислению процентов начинается с даты списания средств со счета Банка и заканчивается датой зачисления их на счет Банка. Документальным основанием для расчета процентов служат выписки из лицевого счета банка.

3.4. С просроченной задолженности и суммы неуплаченных в срок процентов за пользование кредитом взимается повышенная процентная ставка 20% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки .

IV. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БАНКА

4.1. Банк обязуется произвести своевременное перечисление ссуды в срок, указанный Заемщиком.

V. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗАЕМЩИКА

5.1. Для получения ссуды Заемщик предоставляет Банку:

- заявление на кредит с указанием цели его использования;

- срочное обязательство н дату возврата кредита;

- гарантии платежеспособности.

5.2. Заемщик обязуется своевременно возвратить ссуду и проценты по ней и в соответствии с действующим законодательством отвечает по своим обязательствам принадлежащими ему финансовыми и материальными ресурсами.

5.3. При досрочном возврате ссуды Заемщик обязан предупредить Банк о своем намерении за 5 календарных дней.

VI. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

6.1. Договор вступает в силу с даты списания средств по ссуде со счета Банка и заканчивает свое действие после полного погашения Заемщиком ссуды, перечисления процентов по ней и выполнения Заемщиком других условий договора.

6.2. Банк вправе востребовать с Заемщика ссуду и проценты по ней досрочно в случае задержки перечисления процентов или нарушения любого из условий договора.

6.3. Все изменения и дополнения по настоящему договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами.

6.4. Если одна из сторон изменит свой адрес, то она обязана своевременно информировать об этом другую сторону.

6.5. Все споры, возникающие в процессе исполнения настоящего договора, будут в предварительном порядке рассматриваться сторонами в целях выработки взаимоприемлемого решения.

6.6. При недостижении договоренности спор передается на рассмотрение в Арбитраж в соответствии с действующим законодательством.

VII. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН:

Банк: ____________________________________________

__________________________________________________

Заемщик __________________________________________

__________________________________________________

Настоящий договор составлен в 4-х экземплярах: первый и четвертый хранятся в Банке, второй у Заемщика, третий находится в учреждении Банка по месту открытия расчетного счета Заемщика.

БАНК       ЗАЕМЩИК

_______________      _______________

М.П.       М.П.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46674. Пеня 25.5 KB
  Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или...
46676. Метод прогонки 29.52 KB
  Метод прогонки Метод прогонки является частным случаем метода Гаусса и применяется к системам с трехпятидиагональной матрицей см. Предполагается что Метод прогонки состоит из двух этапов: прямой прогонки и обратной прогонки. В силу сказанного основу метода прогонки составляет так называемая прогоночная формула 4.
46677. Занятость населения и рынок труда 30.78 KB
  Занятость населения и рынок труда. Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь при котором получается наибольший материальный результат и указывает при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе какими путями достигается полная занятость. Рынок труда сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
46678. Международная корпорация в мировой экономике 32.26 KB
  ТНК – это крупные бюрократические корпорации, которые преодолевают риск в пределах корпоративной структуры, держат под контролем огромные денежные потоки, выступают в качестве подрядчиков на государственном уровне, привлекают технологии мирового класса, а также владеют массой закрытой информации.
46679. Стабилизационная политика государства в закрытой экономике 30.73 KB
  Инструменты денежнокредитной политики Банка России: ограничения динамики кредитования; учетная дисконтная политика; операции на открытом рынке; рефинансирование коммерческих банков. Современный коммерческий банк: функции операции роль в экономике. расчетнокассовые операции. Пассивные операции это такие операции банков в результате которых происходит увеличение денежных средств находящихся на пассивных счетах или активнопассивных счетах в части превышения пассивов над активами.
46680. НЭП и его особенности 29.93 KB
  Цель принятия НЭПа была направлена: на преодоление разрухи в стране восстановление экономики; создание фундамента социализма; развитие крупной промышленности; вытеснение и ликвидацию капиталистических элементов; укрепление союза рабочего класса и крестьянства. Вводилось ограничение на прибыль; разрешение наёмного труда аренды земли предприятий; возрождение кредитной системы был воссоздан Госбанк образован целый ряд специализированных банков;...