99124

Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

Курсовая

Мировая экономика и международное право

Изучение зарубежного опыта государственного регулирования экономики полезно для недопущения повторения ошибок, имевших место в других странах, а также для выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего общества формы, методы, механизмы и инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни

Русский

2016-08-01

186.94 KB

5 чел.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3                                                                                                                   

1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………5                  

1.1 Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики…………………………………………………..5                                                                                    

1.2 Формы и методы государственного регулирования экономики…………………………………………………………………....8  

1.3 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ………………………………………………………………11                  

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………….14

2.1 Типы экономических систем и модели государственного регулирования экономики…………………………………………………….14

2.2 Немецкая модель государственного регулирования экономики…..15         

2.3 Французская  модель государственного регулирования экономики……………………………………………………………………….18  

2.4 Шведская модель государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...20                                                                                                                                                                                                                              

3. ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…………29

Введение

Актуальность работы. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес.

Изучение зарубежного опыта государственного регулирования экономики полезно для недопущения повторения ошибок, имевших место в других странах, а также для выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего общества формы, методы, механизмы и инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения в большинстве зарубежных стран.

Цель работы: изучение опыта  государственного регулирования экономики в зарубежных странах.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1.  изучить теоретические аспекты государственного регулирования экономики, его сущность, цели и методы;
  2.  рассмотреть модели государственного регулирования экономики в развитых зарубежных странах (на примере Германии, Франции, Швеции);

3. Рассмотреть использование опыта зарубежных стран Россией.


При написании данной контрольной работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов как по общей экономической теории, так и по проблемам государственного регулирования экономики за рубежом.

Вопросы государственного регулирования экономики рассматривались в трудах следующих авторов: В.И.Кушлина, Т.Г.Морозовой, В.П.Орешина, А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича и других. Анализу современных моделей государственного регулирования национальных экономик и наднационального механизма регулирования ЕС посвящены работы таких авторов, как Н.В.Жахов, В.Н. Зуев, Л.Н.Агудова, З.Н.Ларичева.

Структурно данная контрольная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.  

1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Государственное регулирование экономики является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.
Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ — реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — социологизацией, повышением материального благосостояния населения.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Многообразие задач, которые стоят перед государством, определяет выполняемые им экономические функции, которые взаимосвязаны между собой и действуют в комплексе. К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:
  1.  создание правовой основы функционирования рыночного механизма;
  2.  деятельность в сфере распределения доходов;
  3.  организация денежного обращения;
  4.  поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;
  5.  управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);
  6.  стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;
  7.  обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.
Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы. К основным объектам государственного регулирования можно отнести следующие: экономический цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, занятость, условия накопления капитала, платежный баланс, денежное обращение, условия конкуренции, подготовка и переподготовка кадров, цены, социальное обеспечение, окружающая среда, внешнеэкономические отношения и т.д.
Таким образом, государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно осуществляет влияние на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.

1.2 Методы государственного регулирования экономики

Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.
Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
Рис. 1. Формы и методы государственного регулирования экономики
По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно- распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рис.1). Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.
К методам прямого государственного воздействия относятся: определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот; регулирование цен, их уровней и соотношений; платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный храктер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.  К ним можно отнести распределений централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д.

Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлениях на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, амортизация, цены и т.д.)

В системе государственного регулирования применяются и другие меры государственного вмешательства государства.

Однако, все используемые формы, методы, инструменты, как правило не являются новыми: они широко использовались в планово-директивных и рыночных моделях экономики. Принципиальное их отличие заключается в особенностях формирования, формах проявления и совокупном воздействии. В процессе формирования системы государственного регулирования экономики России поиск новых подходов должен вестись именно в этих направлениях.

1.3 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ

Проблемы, связанные с государственным регулированием экономики, пределами, формами и методами государственного вмешательства в рыночные отношения, активно обсуждаются на страницах юридической и экономической печати.

В нашей стране именно построение рынка стало целью радикальных экономических преобразований последних лет. Отказ от всеобъемлющего государственного регулирования, формирование новых экономических отношений на основе рынка, признание частной собственности и свободы предпринимательской деятельности - все это способствовало становлению и бурному развитию частного права в Российской Федерации.

К основным нормативно-правовым актам, определяющим государственное регулирование экономики в РФ относятся:

- Гражданский Кодекс РФ,

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующий процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательства.

- Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ, устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

- В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",

- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" - регулирует отношения, связанные с деятельностью естественных монополий.   

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами.

- Основным законодательным актом, регулирующим отношения с участием потребителей в Российской Федерации, является Закон РФ "О защите прав потребителей".

- Закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27 октября 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", - закрепляют особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд.

- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. "О валютном регулировании и валютном контроле" - основополагающий акт, регулирующий операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации,

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", - государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации. Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечать продукция, работы и услуги.

- Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Необходимо признать, что как раз определение направлений государственного регулирования, конкретных форм и методов государственного вмешательства в экономику и является на сегодня главной задачей законодателя в части обеспечения баланса публичных и частных интересов при регулировании экономических отношений.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

2.1 Типы экономических систем и модели государственного регулирования экономики

Экономика любой страны – это сложная экономическая система, обладающая множеством особенностей и отличительных черт. Экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.

Особенности проявления всех экономических процессов формируют различные типы экономических систем. На сегодняшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели) проявления. Важнейшие из них: рыночная экономика, которая, в свою очередь, выделяет рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рыночную экономику, и административно-командная система.

Отличительными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются частная собственность и свобода всех участников экономической деятельности. Но если в экономике свободной конкуренции все фундаментальные задачи экономического развития страны решаются через рынок и цены, то в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.

В зависимости от степени, уровня, роли и характера государственного регулирования экономики и масштабности решаемых при этом социальных задач, различают несколько моделей государственного регулирования экономики: американскую, японскую, немецкую, французскую, шведскую, характерные особенности которых приведены на рисунке 1.

Рис.1 Характерные особенности моделей государственного регулирования экономики

Для того чтобы понять, как проходили дерегуляционные реформы в реальной жизни, необходимо обратиться к конкретному страновому опыту. Поэтому необходимо рассмотреть все эти модели.

2.1 Немецкая модель государственного регулирования экономики

Модель социального рыночного хозяйства ФРГ сформировалась в послевоенной германии в результате хозяйственной реформы, основоположником и организатором которой был министр народного хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Людвиг Эрхард.

В экономике Германии государству отведены, главным образом, регулирующие функции в интересах обеспечения свободы конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и сбалансированности.

Государственное влияние на развитие отдельных отраслей и экономики осуществляется с помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, а также политики в сфере занятости. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения.

Центральная задача экономической политики государства – сокращение безработицы. Ключ к обеспечению большей занятости лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих перспективные рабочие места. Цель – создать большее количество  рабочих мест, открыть перспективы в сфере занятости.

Регулирующие функции в области экономики от имени государства выполняют ряд министерств и ведомств ФРГ и, в первую очередь, Федеральное министерство экономики и технологий, Министерство финансов и Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии.

Помимо указанных министерств в экономическом блоке регулирующие функции государства несут и другие федеральные ведомства, в том числе, Федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства, Федеральное министерство по защите окружающей среды, природы и безопасности ядерной энергетики, и, частично, Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии. Кроме того, есть ряд федеральных государственных и полугосударственных ведомств и организаций, которые выполняют функции регулирования или содействия немецкой экономике.

Значительна роль государства в оказании поддержки предпринимателей и экспортёров. Причём, эта помощь осуществляется за счёт федеральных и земельных бюджетов порой в отношении целых отраслей. Государственной поддержкой охвачены и разработки в области НИОКР (до 50% расходов фирм), в том числе в области альтернативных видов энергии, энергосберегающие и природоохранные технологии, малое и среднее предпринимательство, в частности, ремесленное производство.

Особенно сильно влияние государства в аграрном секторе. Регулирование производства сельхозпродукции происходит как с помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами государство за счёт бюджета компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объёме экспорта.

Система государственной поддержки национальной экономики и экспорта осуществляется не только с помощью субсидирования и дотаций производителям и страхования экспортных поставок, но и путём содействия в осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности фирм ФРГ за рубежом, консультационно-информационной помощи как в стране, так и за рубежом через департаменты или отделы экономики и науки посольств Германии.

Существует также определённое влияние государственных контрольных органов по вопросу регулирования цен, в том числе в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских услуг, почтовых услуг и т.п. с определением верхних и нижних уровней цены. К частично регулируемым ценам относится и квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи для жилого муниципального сектора.

Таким образом, цель Федерального правительства Германии заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция.

2.3 Французская модель государственного регулирования экономики

Важнейшей формой проявления государственного регулирования экономики во Франции является планирование.

Французская система планирования   -   своеобразный продукт рыночной экономики. Формированием стратегических планов и текущих прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, который подчиняется непосредственно премьер-министру.

Планирование, утверждающееся «снизу», базируется  на принципах консультирования и согласования и включает в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре.

Помимо планирования, государственное регулирование экономики во Франции осуществляется посредством контроля над ценами, налоговой системой, кредитно-денежного регулирования, контроля за оплатой труда, политикой ускоренной амортизации и др.

Управление ценами государство осуществляет с учетом трех факторов: динамики инфляции, наличия или отсутствия на рынке конкуренции и социальной значимости товаров и услуг.

Государство регулирует цены на товары и услуги, которые производятся монопольными продавцами или когда у потребителей нет достаточного выбора вариантов.

Центральное место во Франции в системе государственного регулирования развития экономики занимает налоговая система. Налоговая система Франции предусматривает строгое разделение налогов на поступления в центральные и местные бюджеты. К основным налогам относятся: прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на добавленную стоимость и налоги акцизного характера (на нефтепродукты, табак и др.)

Налоговая политика по Франции учитывает темпы развития, прогрессивность отраслевой структуры, экономическое положение регионов, уровень инфляции, безработицу и прочие факторы.

Особая значимость во Франции придается развитию конкуренции. Роль государства проявляется в поощрении создания малых предприятий.

Большинство малых предприятий в силу инновационного характера своей деятельности работают в режиме повышенного риска. Мировая практика свидетельствует, что до 90 % вновь образованных малых предприятий “прогорают” в течение первых пяти лет. Поэтому для ускоренного развития малых форм бизнеса требуется экономическая помощь со стороны государства.

Основными формами государственного содействия малому бизнесу во Франции являются помощь в получении долгосрочных и краткосрочных займов, предоставление налоговых льгот, развитие системы гарантий и страхование кредитов, обеспечение коммерческой информацией, установление законодательных гарантий по предотвращению полного банкротства, выделение специалистов для координации деятельности малых предприятий, повышение квалификации управленческого персонала.


2.4 Шведская модель государственного регулирования экономики

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государства. Этот термин появился еще в конце 60-х гг., когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Шведская модель исходит из того, что в политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов.

Из всех западных национальных вариантов социальной политики шведский вариант в наибольшей мере характеризуется универсальностью и всеобщностью социального обеспечения и страхования. Он наиболее отвечает понятию  «государство всеобщего благосостояния», что заключается во внерыночном характере предоставления социальных услуг. Здесь нет непосредственной зависимости между правом на социальную защиту и специальными взносами на ее обретение.

Социальные расходы шведского государства превышают половину ВВП – против менее его трети в среднем для Западной Европы и четверти для всех развитых стран. Цель системы социального обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, рождении ребенка, наступлении старости, при безработице и т.п. Окончательной гарантией, независимо от причины обращения, считается пособие наличными, именуемое общественной помощью. В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Активная политика на рынке труда ориентирована на сведении к минимуму социальных издержек рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем распределении и перераспределении государством национального дохода через налоговую систему  и государственные расходы для повышения жизненного уровня народа.

Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.


3. ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Изучение зарубежной практики показывает, что действенная система государственного контроля опирается как на экономические методы, так и на административные, причем экономический механизм действует в том числе и на принципе отдачи вложенных средств. 

Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики  рассматриваемых стран.

Изучение зарубежного опыта полезно для недопущения повторения ошибок, имевших место в других странах, а также для выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего общества формы, методы, механизмы и инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения.

Цели государственного регулирования экономики в зарубежных странах:

1. Укрепление строя и его адаптация к изменяющимся условиям.

2. Выравнивание экономических циклов.

3. Совершенствование структуры народного хозяйства.

4. Стабилизация денежного обращения.

5. Поддержание нормальной занятости.

6. Социальный мир.

7. Внешнеэкономическое равновесие.

8. Стабильность цен.

9. Поддержание конкуренции.

10. Защита, сохранение окружающей среды.

Стратегическая цель: экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения.

Использование опыта зарубежных стран:

1. Контроль за эффективностью государственного регулирования.

а) Контроль за расходами. Наиболее четко обозначен в США, его составными частями являются:

— периодическое проведение ревизий всех постановлений органов власти федерального и местного уровней, предусматривающих осуществление дополнительных бюджетных расходов;

— создание системы отслеживания постановлений, предварительная обработка значительного объема информации о сопутствующих выгодах и издержках проекта (внешних эффектах), при которой утверждаться и финансироваться могут только эффективные программы.

б) Проводимый в США мониторинг и контроль за динамикой административного регулирования, включающий создание специализированного учреждения, ответственного за развитие регулирующего механизма, — Административного и бюджетного управления.

Использование данных механизмов в России эффективно в первую очередь с точки зрения проведения политики бюджетной экономии — только в США в результате ревизий была выявлена неэффективность около 10% бюджетных программ. С политической точки зрения, схема поиска ненужных и неэффективных постановлений политически сплачивает общество. Подобные постановления — подходящий объект для роли «врага народа» — причины всяческих бед.

в) Проводимое в Новой Зеландии распределение функций внутри правительства по отдельным ведомствам (коммерческие операции, государственное регулирование, выработка политических рекомендаций, социальная поддержка, распоряжение государственной собственностью) позволяет более четко определять задачи каждого подразделения и обеспечивает эффективное разделение ролей государства как игрока на рынке, и как лица, устанавливающего правила игры.

2. Система долгосрочного планирования.

С определенной степенью осторожности могут быть использованы в России некоторые элементы индикативного планирования, применяемые во Франции (страны с большим, причем не однозначно позитивным, опытом в этой области):

а) Механизмы и процедуры взаимодействия между представителями различных политических сил, профсоюзов, предпринимателей, экспертов и чиновников по вопросам определения подходов к решению экономических проблем в рамках подготовки программ экономического развития страны.

б) Механизмы согласования государства и регионов региональных и национальных экономических программ, создание системы контрактов (договоров) по долевому финансированию инфраструктурных проектов.

3. Система контроля за естественными монополиями и управлением государственными предприятиями.

В системе контроля за естественными монополиями и за управлением государственной собственностью наиболее интересным представляется опыт Франции и Новой Зеландии:

а) Система обязательной проверки результатов деятельности крупнейших государственных предприятий и естественных монополий со стороны Счетной палаты Франции, а также аудита их бухгалтерской отчетности со стороны независимого от руководства предприятия аудитора, назначаемого государственными органами власти.

б) Используемая во Франции система предварительного контроля за инвестициями крупнейших государственных предприятий и естественных монополий, производимая FDES.

в) Система контрактных отношений государства с подконтрольными ему крупнейшими госпредприятиями, позволяющая совместно определять параметры и контролировать выполнение среднесрочных программ развития предприятий, принятая во Франции. Механизмы установления целей и планирования деятельности коммерционализированных госфирм, разработанные в рамках программы корпоративизации в Новой Зеландии

4. Стимулирование внешнеэкономической деятельности.

а) Опыт Франции по рефинансированию Центральным Банком экспортных кредитов через механизм переучета векселей (в рамках макроэкономических ограничений).

б) Опыт Болгарии по интеграции в международные экономические организации.

в) Опыт консультационной и организационной поддержки экспорта частным сектором экономики Управлением по развитию экспорта в Чили.

5. Регулирование финансовых рынков

а) Опыт США в установлении жестких требований по обязательному раскрытию информации о хозяйственной деятельности акционерных обществ.

б) Опыт США в делегировании полномочий по контролю за соблюдением правил и норм деятельности на фондовом рынке за саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг.

6. Социальная политика

Опыт Чили по реформированию пенсионной системы, позволивший произвести замену распределительного «солидарного» механизма системой индивидуальных пенсионных счетов, аккумулированных пенсионными фондами.

7. Система консультирования частного бизнеса

Опыт Французского Национального агентства по созданию новых предприятий, организации консультационной деятельности региональных отделений Банка Франции; опыт Национального агентства содействия научным исследованиям и местных органов власти во Франции.

8. Политика дерегламентации

а) Опыт США в области принятия законодательства по дерегулированию и дерегламентации хозяйственной деятельности, в частности программа действий, предусмотренных Указом 12291 «Федеральное государственное регулирование».

б) Опыт Франции по децентрализации административного управления, по созданию институтов, специально занимающихся упрощением формальных административных требований.

Анализ опыта государственного регулирования экономики в зарубежных странах приводит к выводу, что ключевое значение для развития экономики играет инвестиционная политика. Также зарубежный опыт наглядно показывает, что благосостояние граждан (уровень и качество жизни населения) основано на экономике и растет с ее развитием, основанном на росте трудовой активности и повышением ее эффективности за счет целенаправленной деятельности и повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий и техники.

Опыт государственного регулирования в лидурующих в социально-экономическом развитии странах представляет безусловный интерес для Российской Федерации, вставшей на путь социально ориентированной рыночной экономики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1.  Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и  контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям;
  2.  Генеральной целью государственного регулирования экономики является обеспечение благосостояния общества, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего строя внутри страны, адаптация его к изменяющимся условиям;
  3.  К основным нормативно-правовым актам, определяющим государственное регулирование экономики в РФ относятся: Гражданский Кодекс РФ, различные федеральные законы и нормативные акты;
  4.  Общепринято деление методов государственного регулирования на административно-распорядительные, экономические, прямые, косвенные;
  5.  В зависимости от степени, уровня, роли и характера государственного регулирования экономики и масштабности решаемых при этом социальных задач, различают несколько моделей государственного регулирования экономики: американскую, японскую, немецкую, французскую, шведскую.
  6.  Характерная особенность французской модели – значительная роль государства в решении проблем экономического развития страны; немецкой модели – значительная роль государства в решении социальных проблем и сохранении общих благ; шведской модели – ярко выраженная социальная направленность и сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения в пользу менее обеспеченных слоев населения;
  7.  Анализ опыта государственного регулирования экономики в зарубежных странах приводит к выводу, что ключевое значение для развития экономики играет инвестиционная политика. Также зарубежный опыт наглядно показывает, что благосостояние граждан (уровень и качество жизни населения) основано на экономике и растет с ее развитием, основанном на росте трудовой активности и повышением ее эффективности за счет целенаправленной деятельности и повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий и техники.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Агудова Л.Н, Ларичева З.Н. Взаимозависимость межгосударственного регулирования и наднационального управления – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990193_West_econ_finans_2002_1(4)/B_1-4.pdf
  2.   Алиева З.Б. Некоторые аспекты государственного регулирования продовольственной безопасности России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 16. - С.47-50.
  3.   Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы статистика, 2006.
  4.   Бабленкова И.И. Усиление влияние государственного сектора экономики на региональное развитие как антикризисная мера в современный период // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 6. - С.3-12.
  5.   Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 153с.
  6.   Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. Платоновой Н.А., Шумаева В.А., Бушуевой И.В. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 652с.
  7.  Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В.И. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. — 834 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ)
  8.   Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО «НПО Экономика», 2005.
  9.   Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001.
  10.  Государственное регулирование экономики в Германии //Торгово-экономическое бюро Посольства РФ в ФРГ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rfhwb.de/Index/Economy_de/regulation-of-economy.htm
  11.  Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.
  12.   Государственные социально-экономические приоритеты: опыт США и интересы России / В.Б.Супян, В.С.Васильев, Г.Б.Кочетков и др. // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - N 4. - С.3-24.
  13.  Грицюк Т.В.. Государственное регулирование экономики: теория и практика. – М.: Издательство РДЛ, 2004.
  14.  Жахов Н. В. Концептуальный анализ современных моделей государственного регулирования национальных экономик [Текст] / Н. В. Жахов // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.1. — С. 109-112
  15.   Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. - 328с.
  16.   Золин И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 1. - С.25-31.
  17.  Зуев В.Н. Наднациональный механизм ЕС в системе национального, международного и наднационального государственного экономического регулирования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.hse.ru/data/003/668/1234/20060406_zuev.doc
  18.  Кризисные явления в мировой экономике и политике (Мировое развитие. Выпуск 6).Отв. ред. – Ф.Г. Войтоловский и А.В. Кузнецов. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 268 с
  19.  Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики //Уч.пособие для ВУЗов экономического профиля – М., 1999
  20.   Пауль Вельфенс. Основы экономической политики. – С.Петербург, ДБ, 2002.
  21.  Роль государства в экономике // Библиотека менеджера – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.managment.aaanet.ru/economics/rol-gosudarstva-2.php
  22.   Тимофеева О.Ф. Государственное регулирование экономики / О.Ф.Тимофеева, М.Л.Колесникова // Микроэкономика. - 2013. - N 2. - С.6-13.
  23.   Формы и методы государственного регулирования экономики//Современная экономическая теория – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/gosudarstvo/funkcii/regulirovanie.html
  24.   Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
  25.   Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62522. Географія світового транспорту. Зовнішні економічні зв’язки. Міжнародний туризм 74.77 KB
  Мета: охарактеризувати значення транспорту у світовому господарстві повторити та поглибити знання про основні технікоекономічні показники роботи транспорту види транспорту; головні форми міжнародного співробітництва визначити обсяги та структуру...
62523. Моє здоров’я 16.76 KB
  Поняття про здоров’я. Здоров’я це не відсутність хвороб а фізична соціальна психологічна гармонія людини доброзичливі стосунки з людьми з природою і з самим собою. Психологи виділяють кілька видів здоров’я: фізичне інтелектуальне особистісне соціальне емоційне і духовне.
62524. Яка ж вона, жінка ХХІ століття 42.55 KB
  Мета: активізувати естетичні переживання в поєднанні з інтелектуальним проникненням в суть проблеми сприяти її самостійному розв’язанню учнями вираженню ними власних думок; стимулювати до роздумів визначити ставлення учнів до проблеми рівноправ’я жінок і чоловіків...
62525. Счастливый случай игра для 6 класса 21.95 KB
  Усвоение основных понятий и закономерностей в курсе географии 6 класса проверка и уточнение своих представлений и взглядов по пройденным темам.
62526. Урок-игра: Ирландия 22.31 KB
  Образовательные задачи: Совершенствовать навыки чтения и аудирования, расширяя кругозор учащихся. Повторить грамматический материал - составление разных типов вопросов.
62527. Урок-игра по истории Древнего мира 15.43 KB
  Цель: повторить и обобщить знания учащихся по основным событиям истории Древнего мира; закрепить знания о великих достижениях всемирной культуры. Задачи: обобщить имеющиеся знания по предмету и нацелить на самостоятельный поиск информации...
62528. Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос» 23.19 KB
  Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями. Белит деревья и дома Морозит устали не зная. Морозная не злая Выделить голосом глаголы. Не за горами и встреча с Дедом Морозом.
62529. Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» 498.68 KB
  Задачи: отметить особенности мировосприятия писателя своеобразие его творческой манеры; развивать навыки аналитического прочтения художественного произведения творческие способности учащихся; обсудить нравственные проблемы поднимаемые в повести подчеркнув их значимость для современного мира...