99125

Средства обучения тактическим приёмам игры волейбол

Курсовая

Физкультура и спорт

Проанализировать виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь между собой; рассмотреть основные положения тактической подготовки волейболистов; изучить методику тактической подготовки волейболистов; показать особенности обучения и совершенствования тактики игры в нападении и защите.

Русский

2016-08-01

394 KB

2 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕдЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 Основы тактической подготовки

волейболистов………………………………………………….5

1.1 Виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь…………………5

1.2 Основные положения тактической подготовки волейболистов…….7

1.3 Методика тактической подготовки волейболистов………………...12

ГЛАВА 2 Средства обучения тактическим приёмам

игры волейбол………………………………………………….16

2.1 Обучение и совершенствование тактики игры в нападении……….16

2.2 Обучение и совершенствование тактики игры в защите (обороне).30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...40

Библиографический список………………………………………….41


ВВЕДЕНИЕ

Нелегко определить где начинается тактика и заканчивается техника. Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.

Материалы исследования свидетельствуют об особой важности специальной тактической подготовленности спортсменов к действиям в разнообразных условиях игры. Более эффективной в этом случае оказывается методика основанная на принципах формирования умственных действий адекватных сложностям игровых ситуаций типичных для игры в волейбол.

Спортивные игры относятся к числу наиболее сложных видов спортивной деятельности, поскольку достижение спортивного результата опосредовано, т.е. оно возможно лишь в результате достижения превосходства над своим соперником, пытающимся со своей стороны достичь аналогичной целью.

Спортивный поединок это конфликтная ситуация, исход которой прежде всего зависит от превосходства интеллекта одной из соревнующихся сторон. Нахождение оптимального плана поединка, выбор рациональных средств и их эффективное осуществление представляет главное содержание соревновательной деятельности в этих условиях. Отсюда можно сделать вывод, что положительный исход спортивного поединка в значительной мере обуславливается знаниями общих закономерностей ведения спортивной борьбы и способностью спортсменов в конкретных условиях реализовать эти знания в оптимальной программе спортивного единоборства. Таким образом, в подготовке спортсменов-игровиков доминирующее значение приобретает знание ими стратегии и тактики спортивной борьбы.

Объектом исследования является процесс физической подготовки квалифицированных волейболистов

Предмет исследования: методика применения тактической подготовки волейболистов для улучшения результатов.

Цель исследования: разработать и обосновать практические рекомендации по использованию тактических средств в подготовке волейболистов.

Задачи работы:

  1.  проанализировать виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь между собой;
  2.  рассмотреть основные положения тактической подготовки волейболистов;
  3.  изучить методику тактической подготовки волейболистов;
  4.  показать особенности обучения и совершенствования тактики игры в нападении и защите.


ГЛАВА 1 Основы тактической подготовки

волейболистов

1.1 Виды подготовки волейболистов и их взаимосвязь

В подготовке волейболиста принято различать следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки.

Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное проявление скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости в игре, что, в свою очередь, сказывается на безошибочности выполнения технических приемов. Пример: малоподвижный волейболист, выполняя прием мяча после нападающего удара или вторую передачу для нападающего удара с предварительным выходом с задней линии, на какие-то доли секунды будет опаздывать к месту встречи с мячом, и как следствие этого – ошибаться при выполнении технико-тактического действия.

Низкий уровень развития общей и специальной выносливости не позволяет волейболисту эффективно реализовать технические приемы и тактические комбинации на протяжении партии, игры, туров. С другой стороны, при хорошей атлетической подготовке, но при недостаточном владении техникой, например нападающего удара (игрок владеет только ударом на ходу), атакующему игроку очень сложно показывать результативную игру в нападении на протяжении партии, матча, т.к. направление удара, как правило, будет блокировано и защитникам не составит труда разгадать ход дальнейших событий над сеткой [2, c. 179].

Отставание в техническом мастерстве при отличной функциональной и двигательной подготовке, не позволит спортсменам использовать полноценно тактику игры, т.к. нет основы для ее осуществления.

В ходе тренировки техники и тактики совершенствуется и физическая подготовка. Так, для отработки нападающего удара необходимы повторения, а эти повторения, в свою очередь, способствуют воспитанию прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости.

Высокоразвитые волевые качества – залог успеха в соревновании, поскольку выражаются они во внутренней готовности игрока достичь в составе команды и вместе с ней общей цели – повышения спортивного результата. А это значит, что игроки настраиваются на бескомпромиссную борьбу с начала и до конца игры. Если такой готовности, такого настроя нет, то высокая физическая, техническая, тактическая подготовка теряют смысл, т.к. проигрыш партии, очка или игры деморализуют команду.

Тактическое мастерство волейболиста немыслимо без большого запаса теоретических знаний о положениях спортивной тактики и закономерностях развития волейбола (например – теоретический раздел в тактике подач).

Детальное знание правил соревнований (игры) позволяет спортсменам более гибко и эффективно применять отдельные технические приемы и тактические комбинации (пример – выбор наиболее благоприятной расстановки на площадке для неожиданной атаки или эффективной защиты) [15, c. 56].

Все стороны подготовки в определенной степени одинаково значимы и взаимно дополняют друг друга. Они интегрируются в игровой подготовке, которая состоит из учебных, тренировочных, товарищеских и календарных игр.


1.2 Основные положения тактической подготовки волейболистов

Тактика игры – это целесообразные, согласованные действия игроков, направленные на достижение победы в соревнованиях.

В настоящее время техническая, физическая, психологическая подготовленность сильнейших команд находится примерно на одинаковом уровне. Поэтому победы на крупных соревнованиях очень часто определяются в конечном счете зрелостью тактического мастерства волейболистов.

Высокий уровень тактической подготовленности волейболистов характеризуется:

  •  развитым тактическим мышлением (умение анализировать игру, быстро переключаться с одних действий на другие, умение прогнозировать и быстро решать двигательные задачи);
  •  постоянной соревновательной активностью (она достигается за счет максимального напряжения волевых и физических возможностей спортсменов и управление ею осуществляется самим игроком, тренером или лидером команды);
  •  хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнерами;
  •  эффективным использованием технических приемов;
  •  вариативностью тактических действий.

Основными задачами тактической подготовки волейболистов являются:

  1.  Развитие психофизиологических способностей и физических качеств
    1.  Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд и др.).
    2.  Обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики.
    3.  Совершенствование тактического умения с учетом игровых функций волейболистов.
    4.  Формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот.
    5.  Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях.
    6.  Изучение применяемых игровых систем в защите и нападении и их вариантов.
    7.  Изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая подготовленность).
    8.  Анализ участия в соревнованиях [5, c. 123-124].

Общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку изучения тактических действий и развития тактических навыков. Источники знаний в области тактики многообразны: литература по волейболу, лекции, беседы, семинары, наблюдения на соревнованиях, практические занятия и их анализ и др.

Обучение тактике и совершенствование в ней основываются на правилах и положениях образования двигательных навыков.

Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) двусторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др.

Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки, но с учетом специфики тактики. При показе необходимо использовать макеты площадки, фильмы, схемы, плакаты, видеофильмы и др. При изучении тактических действий и их совершенствовании применять определенные ориентиры, сигналы.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с физической, технической, волевой и теоретической подготовкой.

Главное средство обучения и совершенствования тактики игры – многократное выполнение упражнений, действий, элементов.

Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и другими компонентами.

В условиях постоянного восприятия информации и оценки наблюдаемых явлений возникает возможность по особенностям движений партнеров или соперника, по траектории полета мяча определить их тактический замысел и последующие действия. Это осуществляется в результате запоминания.

Психомоторные процессы тактического действия совершаются в трех главных фазах:

  •  восприятие и анализ соревновательной ситуации;
  •  мыслительное решение тактической задачи;
  •  двигательное решение тактической задачи. Эти три фазы находятся в тесной взаимосвязи, причем решающую роль здесь играет память.

Качество восприятия зависит от объема и поля зрения, устойчивости внимания и его концентрации, быстроты протекания мыслительных процессов, от тактического опыта.

Воспринимая и анализируя соревновательную ситуацию, спортсмен определяет тактическую задачу, которую он должен решить сначала мысленно, а потом двигательно. Игрок должен принимать лишь такие решения, которые он сумеет выполнить двигательно.

Двигательное решение фактически и есть тактическое действие, которое требует проявления как интеллектуальных, так и физических способностей и навыков.

Тактическое мышление развивается с помощью абстрактных, наглядных пособий и практических упражнений.

Становление тактического действия идет в следующей последовательности:

  •  образование тактического навыка (автоматизированный ряд движений) в стандартных условиях;
  •  проявление вариантов тактического навыка (в определенных ситуациях различные способы решения тактических задач);
  •  самостоятельное творческое мышление, благодаря которому игроки находят субъективно новые решения [7, c. 35].

Такой подход к становлению тактического действия позволяет соблюдать основные принципы спортивной тренировки: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, принцип профилизации и др.

В период начального обучении и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний и тактического опыта.

Освоение и совершенствование волейболистами тактических действий должно идти в следующей последовательности (организация упражнений):

  •  без сопротивления партнеров;
  •  с пассивным сопротивлением;
  •  с активным «управляемым» противником;
  •  в соревновательной форме с партнерами по команде;
  •  в соревновательной форме с противником;

Период начального обучения тактике условно можно разделить на 4 этапа:

I этап – главное внимание уделяется развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических действий в игре – быстроты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательности, переключения с одних действий на другие (основу тренировки составляют задания в ответ на зрительные и слуховые сигналы).

II этап – формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу, на точность).

III этап – обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике (суть упражнений сводится к тому, чтобы создавать условия, при которых игроки должны выбирать действия в зависимости от направления и траектории полета мяча, от действия нападающих или защитников и др.).

IV этап – изучение групповых тактических действий и на этой основе освоение командных тактических действий с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры [12, c. 92].

Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, а в зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия.


1.3 Методика тактической подготовки волейболистов

Игра в волейбол предъявляет повышенные требования к произвольному управлению движениями волейболистов. Это обусловливается высокой скоростью полета мяча и целевой направленностью действий волейболистов, стремящихся направить мяч в незащищенный участок площадки соперника. При этом достижение цели строго ограничивается количеством допускаемых касаний мяча и технической правильностью каждого из них. К тому же скорость мяча достигает величины 110 км/час.

Тактическая подготовленность волейболистов непосредственно связана с проявлениями в их деятельности процессов отражения, с помощью которых волейболист познает содержание игры. Психологические процессы, обеспечивающие регуляцию спортивной деятельности, могут быть взяты как компоненты (факторы) готовности волейболистов к соревновательной деятельности. Поэтому есть необходимость дать характеристику отдельных психических функций, проявляемых в волейболе.

Данную функцию можно разделить условно на несколько уровней. Первый из них – это психофизиологический уровень элементарных процептивных действий, связанных с формированием зрительного образа регуляции предметных двигательных действий. У волейболистов время сложной реакции отличается высокими величинами и вместе о тем имеет большие колебания в зависимости от состояния тренированности. В состоянии спортивной формы не только резко уменьшается время реагирования и возрастает точность, но и, что особенно важно, реакция становится стабильной. Этот факт представляется важным [8, c. 47].

В ряде исследований подчеркивается, что быстрота и точность восприятия могут характеризоваться как уровень мастерства спортсменов, так и степень его готовности, к соревнованиям. Однако недостаточно просто различать сигнал и быстро на него реагировать. Важно правильно выпал нить двигательные действия, чтобы осуществить тот или иной технический прием. И здесь особую роль играет восприятие движений, лежащее в основе формирования навыков выполнения приемов в волейболе. Само собой разумеется, что для успеха в волейболе особую роль играет зрительно-моторная координация, вязанная с точностью дифференцировки пространственных, временных и динамических параметров двигательных действий в волейболе. Специфика «двигательного состава» в волейболе диктует необходимость в развитии и совершенствовании специализированных восприятий волейболистов.

Большое значение при выполнении технико-тактических действий имеет тонкая дифференцировка мышечно-двигательных ощущений, которые имеют специализированный характер и являются специфичными для данного вида спорта.

Высокая чувствительность достигается в процессе тренировки и становится адекватной характеру воздействия спортивных упражнений на различные анализаторные системы.

Показано, что в процессе тренировки возрастает мышечно-двигательная чувствительность тех анализаторов, которые непосредственно «обеспечивают» двигательную деятельность.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее высокой точностью дифференцировки параметров движений обладают связующие игроки.

Изучая влияние упражнений различной интенсивности на функциональное состояние нервно-моторного аппарата, было установлено, что у волейболистов под влиянием тренировки при выполнении технических приемов происходит сокращение фазы возбуждения и уменьшение нервных импульсов, что способствует более тонкой дифференцировке при выполнении того или иного приема игры в волейбол.

Недостаточную мышечно-двигательную чувствительность обычно считают основной причиной неправильного выполнения спортивного упражнения в процессе формирования и совершенствования двигательного действия. Тактическое действие есть нечто иное, как отказ от заготовленных схем и самостоятельность в принятии решения. Поскольку эта особенность ведения игры уже отмечена как главная, то мы можем признать, что нестереотипность поведенческого акта игроков является проявлением творческого характера.

Для успеха игры волейболисту необходимо владеть индивидуальной и коллективной тактикой игры. Под индивидуальной тактикой понимаются действия игроков, при помощи которых они, используя свой технический арсенал, с наибольшей эффективностью и наименьшей затратой сил добиваются успеха при решении отдельных тактических задач в условиях игровой деятельности. Уровень индивидуальной тактики игрока зависит от его технического мастерства [10, c. 213-214].

Помимо индивидуальной тактической подготовленности волейболист должен уметь выполнять «совместные действия для достижения конечного результата – успешного исхода состязания».

Групповая («совместная») тактика основывается на взаимодействии нескольких игроков, выполняющих конкретную игровую задачу, и строится на необходимости точно прогнозировать действия партнера.

К средствам тактики в волейболе относят все технические приемы и способы особое внимание уделяется развитию способности каждого спортсмена применять такие технические приемы и способы, которые приносят наибольший эффект в тактических действиях команды.

При овладении специализированными двигательными навыками в процессе обучения игре в волейбол используются упражнения, подготовительные, подводящие и специальные, индивидуальные, групповые и командные, а также учебная игра и соревнования.

При обучении тактическим действиям и особенно сложным - с участием шести игроков – рекомендуется вначале совершенствовать тактические комбинации без активного противодействия противоположной группы игроков или команды. Затем в упражнения включаются пассивное сопротивление без блокирующих игроков. После этого в специальные упражнения включается активное сопротивление блокирующих игроков и атака осуществляется а соответствии с организацией блокирования.

Подводя итог проведенному анализу, можно констатировать, что тактика представляет наиболее сложную составляющую игровой деятельности, где одновременно объединяется теория и практика игрового противоборства. Превосходство в тактике выступает как решающее условие достижения победы в спортивном соревновании. Ее ядро составляют специфические формы оперативного мышления спортсменов.


ГЛАВА 2 Средства обучения тактическим приёмам

игры волейбол

2.1 Обучение и совершенствование тактики игры в нападении

Индивидуальные тактические действия (составляют основу тактического мастерства волейболиста) – предполагают действия игрока без мяча (перемещения по площадке, выбор места для вторых передач, нападающих ударов, при выполнении подач, предугадывание действий соперника, двигательная активность) и с мячом (выполнение подач, вторых передач и нападающих ударов).

Главная цель индивидуальной тактической подготовки – овладеть в совершенстве техническим действием с правильной тактической реализацией в различных игровых ситуациях.

Примерные упражнения для обучения и совершенствования

Подача

  1.  Подача на точность в 3-метровые коридоры (площадка маркируется), по зонам площадки.
  2.  Подача на выходящего игрока для второй передачи (выход игрока с задней линии моделируется).
  3.  Подача между игроками (расположение игроков на площадке моделируется).
  4.  Подача на слабо владеющего приемом, на вышедшего на замену, на допустившего ошибку при приеме подачи (перечисленные положения моделировать в учебной игре).
  5.  Подача в зоны 1 и 5 в углы площадки.
  6.  Подачи с расстояния 4-6 м от лицевой линии.
  7.  Чередование подач на силу и точность в различные зоны площадки.
  8.  Подача в расстановке команды (искусственно создавать «уязвимые» места в расстановке).

Выполнение подач требует наивысшей концентрации внимания. Игрок должен спокойно направиться к месту подачи и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На месте подачи еще раз окидывает взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в расстановке игроков противника и фиксирует свою цель. После этого полностью концентрируется на процессе выполнения движения, не забывая о правиле 5 с.

Соревнования – не эксперимент. Допустимы лишь те виды подач, которыми владеет игрок.

Известные преимущества дает владение двумя видами подач. Смена подачи может повысить эффективность.

Надежность подач следует обеспечить в начале партии, после перерывов, после замены, после предшествующих ошибок своей команды. неудачных подач, при высоком психическом возбуждении подающего.

Подачи с повышенным риском оправданны при безнадежном отставании подающей команды, при примерном равновесии в счете незадолго до окончания партии или игры, при психической усталости противника [3, c. 76-77].

Вторая передача для нападающего удара

В тактическую подготовку связующего игрока входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приема подачи и при доигровке; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара.

Связующий должен хорошо знать манеру игры нападающих игроков с различных передач, их физические кондиции и психическое состояние, должен хорошо ориентироваться в любых игровых ситуациях, должен уметь анализировать возникающие во время игры ситуации, знать все нюансы тактики игры.

Необходимо научить связующего игрока до последнего момента скрывать возможное направление и характер передачи мяча, научить отвлекающим действиям.

Примерные упражнения

  1.  Имитация передач вперед, назад в ответ на сигнал стоя на месте, после перемещения и в прыжке.
  2.  Передачи в цифровую мишень по заданию.
  3.  Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место.
  4.  Связующий игрок в зоне 3, нападающий – в зоне 4. Передача мяча для нападающего удара в зависимости от скорости, направления разбега нападающего игрока (связующий не знает параметров разбега).
  5.  То же, но нападающий игрок в зоне 2.
  6.  То же, но нападающий игрок дает сигнал рукой: рука вверху – высокая передача на край сетки; рука в сторону – передача на 3 м от сетки; круговое вращение – быстрая передача на край сетки.
  7.  То же, но связующий игрок в зоне 2 (4), а нападающий в зоне 4 (2), и передача мяча в прыжке.
  8.  То же, но передача мяча после выхода связующего игрока из зон 1, 6, 5.
  9.  Нападающий игрок в зоне 4, связующий в зоне 3, блокирующий игрок – на противоположной стороне площадки в зоне 3. Если блокирующий игрок в момент передачи для нападающего удара перемещается в зону 2 – передача высокая; если не перемещается – низкая и быстрая.
  10.  То же, но передача в свободную от блока зону атаки.
  11.  То же, но два блокирующих в зонах 2 и 3. Передача мяча для нападающего удара через низкорослого блокирующего (перед передачей блокирующие игроки меняются местами или не меняются).
  12.  Передача для нападающего удара после некачественной первой передачи (выбрать наиболее рациональный способ, направление и траекторию передачи).
  13.  Передача игроку зоны 4, переместившемуся в зону 3; вторая передача игроку зоны 3, переместившемуся в зону 4 (первую передачу выполняет игрок зоны 3).
  14.  То же, но при смене между игроками зон 2 и 3 (первую передачу выполняет игрок зоны 3).
  15.  То же, что в упражнениях с 4 по 14, но передача для нападающего удара в прыжке.

Примечание: В упражнениях с нападающим игроком первые передачи – от нападающего игрока.

  1.  То же, что в упражнениях с 4 по 15, но первая передача – от игрока зоны 6 и после приема подач [9, c. 14-15].

Нападающие удары

Нападающий игрок должен уметь уверенно и эффективно пользоваться широким арсеналом нападающих ударов, их способов, отвлекающих действий.

Основу тактической подготовки составляют упражнения по тактике, в которых встречаются нападающие удары. Большое внимание надо уделять комбинированным упражнениям, в которых связующий и нападающие стремятся преодолеть сопротивление блокирующих и защитников. Но это после преодоления трех этапов обучения.

Примерные упражнения

  1.  Нападающий удар из зон 4,3,2 с различных по траектории, скорости, удаленности от сетки вторых передач (параметры передач нападающему игроку неизвестны).
  2.  Чередование нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен – обманный удар; нет блока – силовой удар).
  3.  Чередование направления нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия защитника (удар в свободную зону от защитника).
  4.  То же, но два защитника, один из которых «слабый», – удар в него (защитники меняются зонами или не меняются, страхуют или нет).
  5.  То же, что в 2, 3, 4, но нападающий удар из зоны 2.
  6.  Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий одного блокирующего и одного защитника (есть блок и страховка – удар по ходу; есть блок, но нет страховки – обманный удар и т.д.).
  7.  Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий двух блокирующих (два блока – обман; один блок – удар в свободную от блока зону и т.д.).
  8.  Нападающий удар через низкорослого блокирующего (и.п. блокирующих – в зонах 3 и 2, а нападающего – в зоне 4). Блокирующие меняются зонами или не меняются.
  9.  Нападающие удары с «неудобных» передач (параметров передач нападающий игрок не знает).
  10.  Нападающие удары из зоны 2 с передачи игрока из зон 3,4 с одиночным, групповым блоком, с одним, двумя защитниками.

Примечание: Первые передачи от нападающего игрока, а затем от игрока зоны 6 и после приема подач.

Групповые тактические действия – представляют собой взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть задачи, поставленной перед командой.

Принятое деление команды в момент расстановки на игроков передней и задней линии выражается во взаимодействии игроков внутри линий и между линиями.

Главная цель групповой тактической подготовки – добиться согласованности действий в атаке нескольких игроков по времени и месту действия для получения положительного результата.

Нападающие игроки по своим функциям в команде могут быть:

а) игроками 1-го темпа (перемещаются с максимальной скоростью к связующему игроку до передачи для нападающего удара и, опережая передачу, прыгают) или игроками 1-й очереди атаки;

б) игроками 2-го темпа (перемещение на удар после начала разбега нападающего 1-го темпа) или игрокам 2-й очереди атаки.

По данным научных исследований признаками согласования для атакующего игрока 1-го темпа являются:

  •  для начала разбега к нападающему удару – начальная часть траектории полета мяча при первой передаче;
  •  для окончания разбега и прыжка – момент касания мячом рук связующего игрока, выполняющего вторую передачу.
  •  Для атакующих игроков второго темпа эти признаки такие:
  •  для начала разбега – после начала разбега игрока 1-го темпа;
  •  для окончания разбега – траектория полета мяча при второй передаче.

В современном волейболе используются различные комбинации (взаимодействия), основой которых является активная игра атакующего 1-го темпа (атакующего первой очереди).

Изучение и совершенствование групповых тактических действий в нападении проводится с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и такие игры.

Методические приемы обучения следующие:

  •  назвать тактическое взаимодействие;
  •  показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д.;
  •  показать место и путь игроков при выполнении тактического взаимодействия;
  •  имитация этого взаимодействия;
  •  практическое выполнение взаимодействия с первой передачи атакующего игрока, затем с первой передачи игрока зоны 6.

При совершенствовании подключаются принимающие подачу игроки (или принимающие мяч после нападающего удара) и нападающие разных зон с использованием низких, быстрых и других передач и сопротивления блокирующих игроков.

Взаимодействия в групповой тактике нападения могут быть:

I– между игроком, принимающим мяч после подачи (или нападающего удара) и связующим игроком передней линии;

II– между игроком, принимающим мяч после подачи (или нападающего удара) и связующим игроком выходящего с задней линии;

III– между связующим игроком и нападающими игроками 1го и 2-го темпа и наоборот;

IV– нападающих игроков между собой в своих зонах и зоне партнера.

В такой последовательности и изучают и совершенствуют групповые тактические взаимодействия в нападении [11, c. 37-38].

Рис. 2.1.1 Упражнения для обучения и совершенствования

I-II – а) Прием мяча, переброшенного через сетку на связующего игрока в зону 3 (2, 4);

б) То же, но в момент полета мяча к принимающему игроку, связующий меняет месторасположение;

в) То же, но после приема подачи;

г) То же, что в а), б), в), но прием мяча на связующего игрока выходящего с задней линии из зоны 1 (6, 5);

III-IV – д) То же, что в а), б), в), г), но передача одному из 2-3-х нападающих игроков без блока, с блоком (см. схемы).

Рис. 2.1.2 Условные обозначения

Примерные упражнения для обучения и совершенствования нападающим ударам с первых передач и откидок

  1.  Первая передача из зоны 6 в зону 4 – игрок зоны 4 выполняет нападающий удар.
  2.  То же, но игрок зоны 4 откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 3 или 2.
  3.  То же, но первая передача после переброса мяча (или передачи) через сетку с другой стороны площадки.
  4.  То же, но действия игроков атаки в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен – откидка, блока нет – удар).
  5.  То же, что в 1,2,3,4 (в такой же последовательности), но первая передача в зону 2.
  6.  Первая передача для атакующего удара из зоны 2 или 4 в зону 3 с ударом, откидкой в зоны 2 или 4 и в зависимости от действий блокирующего игрока (блок поставлен – откидка, блока нет – удар).
  7.  Первая передача из зоны 3 в 4 – откидка за голову для удара игроком зоны 3.
  8.  То же, но первая передача из зоны 3 в 2 – откидка за голову для удара игроком зоны 3.
  9.  То же, но с блоком (блок есть– откидка, блока нет – удар)
  10.  То же, но первая передача мяча после его переброса (или передачи) с другой стороны площадки.
  11.  Первая передача направлена игроку зоны 3 из зоны 2 или 1 – откидка за голову для завершения атаки игроком зоны 4.
  12.  То же, но первая передача из зоны 4 или 5 в 3 (целесообразно это выполнять, если в зоне 3 находится «левша») – откидка за голову в зону 2.
  13.  То же, что в 11 и 12, но с блоком (блок поставлен – откидка, блока нет – удар).
  14.  То же, но первая передача после переброса мяча (передачи) через сетку с другой стороны площадки [16, c. 92-94].

Командные тактические действия – результативность нападения зависит от индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков, четкого взаимодействия звеньев, от единства и слаженности всей команды.

Командное нападение в волейболе по тактической направленности разделяется на два вида: при ударах со второй передачи и при ударах с первой передачи.

Каждый вид нападения состоит из определенных систем командных действий:

  •  система игры в нападении через связующего игрока передней линии;
  •  система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии;
  •  система игры в нападении с первых передач и откидок. Применение того или иного варианта этих систем зависит от места игрока, выполняющего передачу на удар, и от места игроков зоны нападения.

Для всех систем нападения построение командных тренировок может быть примерно следующим:

а) в расстановке прием мяча, переброшенного через сетку с другой стороны площадки, и розыгрыш мяча для простых взаимодействий;

б) то же, но выполнение более сложных комбинаций;

в) то же, но с блоком;

г) то же, но после приема подач;

д) то же, но после атаки следует контратака (поочередно перебрасывается на сторону атакующей команды несколько мячей).

Для каждой расстановки необходимо выполнение вышеперечисленных упражнений.

Существует целый ряд упражнений, которые принято называть комбинированными, так как в них параллельно совершенствуется тактика и нападения и защиты. В волейболе в любой ситуации переход от защиты к нападению и от нападения к защите происходит очень быстро. Ценность комбинированных упражнений заключается в том, что наряду с налаживанием взаимодействий в нападении и защите в них совершенствуется умение игроков быстро переключаться с одних действий на другие. Условия их выполнения максимально приближены к игровым ситуациям. Целый ряд комбинированных упражнений можно выполнять поточно, без остановок, что резко повышает их интенсивность и эффективность.

Варианты начальной расстановки и дальнейшее развитие атаки определяются тем, из какой зоны выполняется передача на удар и сколько нападающих игроков участвует в атаке.

Система игры в нападении через связующего игрока передней линии – наиболее простая и надежная. Атакующая мощь при этой системе снижена из-за наличия в линии нападения двух игроков, и количество комбинаций, естественно, ограничено. Для усиления атаки используются игроки задней линии, если они могут результативно атаковать из-за 3-метровой линии.

Наиболее удачные позиции для передачи мяча в зонах – 2 и 3. Эта система игры в нападении требует от нападающих игроков высокой степени владения техникой нападающего удара, т.к., как правило, завершению атаки противостоит групповой блок. Кроме того, высокий уровень индивидуального тактического мастерства позволяет эффективно бороться с блоком соперника [7, c. 52-53].

Рис. 2.1.3 Варианты расстановки игроков при атаке

Система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии – наиболее совершенная система, позволяющая иметь в линии нападения трех нападающих игроков, которые путем скрытных и быстрых перемещений создают трудности для организации группового блокирования.

Одна из главных ролей при игре в нападении по этой системе принадлежит связующему игроку, который должен быть очень ловким и подвижным, с отличной реакцией и обладать (в идеальном случае) большим опытом, а также хорошим видением площадки во время всей игры, должен быть хладнокровным и точным.

Современный связующий помимо отличного выполнения своих обязанностей должен результативно атаковать и блокировать.

Перед выполнением передачи связующий должен контролировать расположение нападающих игроков своей команды и блокирующих соперника движением глаз. Кроме того, он должен учитывать результативность нападающих игроков в данной встрече, не пасовать одному нападающему, не усложнять свои действия, в трудных игровых ситуациях не рисковать, а сыграть просто.

В большинстве случаев (для нападающих – правшей) позиция связующего игрока находится между зонами 2 и 3 в 1-2 м от сетки. При выходе с задней линии связующий игрок не должен мешать на приеме мяча рядом стоящим партнерам.

Наиболее удачный маршрут движения при выходе из зоны 1 – вдоль боковой линии, из зоны 6 у сетки (игроки зон 3 и 6 располагаются у сетки), из зоны 5 – из зоны действия игрока зоны 4. Если связующий игрок выходит из зоны 1 не вдоль боковой линии, а из зоны, то появляется опасность скрещения движения игрока с трассой полета мяча (подача мяча в зону выхода).

Рис. 2.1.4 Варианты расстановки игроков при игре в нападении

От комплектования команды зависит выбор вариантов комбинаций с определенной начальной расстановкой игроков стартовой шестерки. В последнее время в практике распространены два варианта комплектования стартовой шестерки: четыре нападающих и два связующих и пять нападающих и один связующий. При варианте комплектования 5-1 связующий игрок может располагаться в любой зоне начальной расстановки. При этом желательно, чтобы в противоположной от него зоне находился нападающий игрок, владеющий второй передачей.

Система игры в нападении с первых передач и откидок – самая результативная система. Чтобы полноценно использовать эту систему, необходимо иметь в команде игроков с соответствующим уровнем технико-тактической подготовленности (уметь атаковать с первой передачи, хорошо владеть откидкой и первую передачу выполнять точно). Обычно передачу сразу на удар используют в контратаках (при доигрывании), гораздо реже – при приеме подач, если подачи несложные. Риск при использовании этой системы очевиден: если первая передача будет неточной, то атака на результат проблематична.

Откидки могут быть короткими (в зоне), средними (из зоны в зону) и длинными (через зону). Откидки должны производиться с невысокой траекторией полета мяча. При совершенствовании этой системы серьезное внимание уделять атакам с откидки за голову из зон 4 и 2. Если откидка из зон 4 и 2 перед игроком, то первая передача делается на 1-2 м от боковой линии, а если за голову – на 2-3 м от боковой линии.

Передачу на удар давать не очень высоко и не очень близко к сетке, на расстоянии 0,5-1 м от сетки. Передачу в зону 2 целесообразно давать в том случае, если там находится левша (то же самое и для игрока зоны 3, когда передача дается из зоны 4 или 5). Между партнерами, участвующими в данной комбинации, должны быть полное взаимопонимание и сыгранность в действиях.

Такие комбинации осуществляют при взаимодействии двух-трех игроков. Главное в них – внезапность атаки. Разберем примеры:

  1.  Первая передача направлена для удара игроку зоны 4, который и выполняет нападающий удар. Если же противник успел организовать блок, то нападающий зоны 4 откидывает мяч для завершающего удара в зону 3,2 или 4, куда может переместиться другой игрок.
  2.  Первая передача направлена сразу на удар игроку зоны 2, тот откидывает мяч назад через голову для завершающего удара.
  3.  Игрок зоны 3 стоит у сетки. Первая передача направлена ему сразу для удара справа от него. Нападающий зоны 3 выполняет удар с места с поворотом либо откидывает мяч вперед игроку зоны 2 или назад игроку зоны4 [4, c. 82-85].


2.2 Обучение и совершенствование тактики игры в защите (обороне)

Цель защитных действий – нейтрализация нападения противника. Как и в нападении, игра в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.

Индивидуальные действия игрока в защите складываются из действий игрока без мяча (наблюдение, ориентировка, быстрота реагирования, перемещение) и с мячом (прием подач, прием нападающих ударов, страховка и блокирование).

При приеме подач:

Перед подачей игрок располагается так, чтобы игроки своей команды и команды соперника не мешали видеть мяч и взаимодействующего с ним партнера, определяет способ подачи и возможную траекторию полета мяча, находится в динамической (подвижной) стойке, следит за перемещениями связующего игрока своей команды. Необходимо располагаться не ближе средней части площадки.

При приеме нападающих ударов и страховке:

Выбор места зависит от направления, скорости, удаленности от сетки, высоты передач на удар, движений нападающего игрока и действий блокирующих игроков и защитников своей команды.

Определив качество второй передачи, защитник концентрирует все внимание на движениях нападающего игрока (направление и скорость разбега, положение туловища в фазе прыжка, движение руки при замахе), постоянно находясь в движении, а в момент удара по мячу определяет положение рук блокирующих над сеткой и на основе полученной информации, а также учитывая выбранную систему игры в защите (или предигровую установку) ищет место встречи с мячом.

По направлению передачи защитник и страхующий определяют зону атаки и в соответствии с этим ведут наблюдение за игроком этой зоны.

Если нападающий игрок производит удар невысоко над сеткой, то чем дальше удалена передача от сетки, тем больше угол вылета мяча при ударе.

При блокировании:

Выбор места игрок определяет, руководствуясь положением туловища и рук волейболиста, передающего мяч для удара, направлением и скоростью передачи, скоростью и направлением разбега атакующего игрока, расположением своего блокирующего, движением бьющей руки после замаха для удара.

Своевременность прыжка во многом определяет качество блока. При большинстве ударов со средних и высоких передач блокирующий прыгает в момент замаха для удара нападающего игрока. При ударах с низких и скоростных передач блокирующий должен прыгать вместе с нападающим игроком, а при атаке на взлете – раньше нападающего.

При ударах по ходу руки ставят точно против мяча, ладони располагают почти в одной плоскости.

При блокировании «косых» ударов из зон 4 и 2 руки выносят левее (правее) мяча и левую (правую) ладонь развертывают навстречу мячу [13, c. 43].

Примерные упражнения для освоения индивидуальных тактических действий в защите

  1.  Упражнения на быстроту передвижения с остановками и изменением направления (по сигналу).
  2.  Прием мяча, переброшенного через сетку (игрок подбрасывает мяч над собой у сетки и в определенный момент бросает его через сетку, а защитник должен среагировать на переброшенный мяч – принять его).
  3.  Во время передвижения определенным способом – имитация приема мяча (по сигналу).
  4.  Два – три мяча подвешены на разной высоте – для приема снизу, сверху, в падении. По сигналу игрок выполняет те или иные приемы.
  5.  Нападающие игроки с мячами передвигаются у сетки, выполняя остановки и в прыжке подбрасывают мяч над собой. Блокирующие должны своевременно занять исходное положение, прыгнуть вверх и накрыть мяч.
  6.  Нападающие игроки имитируют атакующий удар – блокирующие должны закрыть блоком определенное направление.
  7.  Прием мяча от нападающего удара в разных направлениях (в парах).
  8.  Прием мяча от нападающего удара в зону защитника (удары с собственного подбрасывания).
  9.  То же, но нападающие удары со второй передачи.
  10.  То же, но передачи для удара различные по высоте, скорости, удаленности от сетки.
  11.  Блокирование нападающих ударов с собственного подбрасывания в определенном направлении.
  12.  То же, но направление ударов меняется.
  13.  То же, но с разных по характеру передач.
  14.  Блокирование нападающих ударов в двух зонах.
  15.  Прием подач, выполненных различными способами, с различной траекторией и скоростью полета мяча в разные зоны.
  16.  Прием подач на связующего игрока.

Групповые тактические действия в защите предусматривают взаимодействие игроков передней линии (блокирующие и не участвующие в блоке), взаимодействие игроков задней линии (при приеме подач, нападающих ударов и страховке), взаимодействие игроков между линиями (блокирующих со страхующими, защитниками).

При отработке взаимодействий между игроками большую роль отводят блокирующим игрокам, от игры которых строят свои действия страхующие и защитники. Основа тактики группового блока – двойное блокирование. Тройной блок применяется редко.

Блокирующие разделяются на среднего и крайних. Сильнейший блокирующий в большинстве случаев играет в середине, но есть моменты в игре, когда выгоднее оставлять сильнейшего блокирующего на краю сетки (к примеру: нападающий игрок имеет высокий уровень исполнения удара с переводом влево из зоны 4).

При атаке с высоких передач задача блокирующих – закрыть наиболее сильное направление нападающего удара, причем руки блокирующих соприкасаются друг с другом.

При блокировании ударов с переводом влево крайний игрок должен развернуть правую ладонь навстречу мячу, а левую поставить напротив мяча, средний блокирующий приближает руки вплотную к крайнему (при атаке из зоны 4). Такие же действия при блокировании ударов с переводом вправо (атака из зоны 2), только развернуть левую ладонь навстречу мячу.

Блок уступом. Один из блокирующих находится как обычно, непосредственно около сетки, другой (или другие) располагаются несколько дальше от сетки (примерно в 1 м) для того, чтобы не мешать первому блокирующему перемещаться вдоль сетки для блокирования нападающего игрока 1-го темпа. Блокирующие, оттянутые от сетки, противоборствуют игрокам атаки 2-го темпа.

Рис. 2.2.1 Расстановка игроков при блоке уступом

Страховка блокирующих определяется зоной постановки блока и принятой системой игры в защите. Страховка может осуществляться игроками всех зон площадки; смешанная страховка осуществляется игроками передней и задней линии. Успешность действий страхующих игроков зависит от тактического мышления, быстроты реагирования и быстроты перемещения.

Расположение страхующих игроков и зона из действий могут быть, примерно, следующими:

Рис. 2.2.2 Расположение страхующих игроков и зона из действий

Групповые действия при приеме подач сводятся в основном к решению следующих задач:

  •  страховка игрока, принимающего подачу;
  •  страховка игрока, слабо принимающего подачу;
  •  взаимодействие при полном выключении из приема определенного игрока;
  •  взаимодействие со связующих игроком.

При приеме нападающих ударов защитники действуют в зависимости от действий блокирующих игроков, от выбранной системы страховки, от установки тренера о расположении в зонах в той или иной ситуации.

Одним из правил для защитников является – «не прятаться» за блок, а искать уязвимое место в своей зоне. Может быть договоренность с блокирующими игроками (открыть то или иное направление удара), если защитник уверен в своих силах.

В зависимости от уровня мастерства зоны действий защитников могут быть распределены: кому – то большая, кому-то меньшая. Некоторые защитники успешно играют в определенной(ых) зоне, для чего необходимо делать смену зон после подачи.

Взаимодействие защитников со страхующими игроками должно быть ясным. Страхующий должен своевременно занимать исходную или окончательную позицию, чтобы не мешать защитникам перемещаться в уязвимые места на площадке. Возможна договоренность о зоне действий между защитниками и страхующим игроком.

Примерные упражнения для освоения и совершенствования групповых тактических действий в защите

  1.  Три игрока в зонах 1, 6, 5 – прием подач одним из игроков, двое других страхуют его.
  2.  То же, но страховка слабо принимающего игрока.
  3.  То же, но один из игроков (например, в зоне 5) полностью выключается из приема подачи.
  4.  Прием подач на связующего игрока, который располагается у сетки в разных зонах; который выходит с задней линии из зон 1, 6, 5.
  5.  Игроки в зонах 1, 6, 5. От сетки удар в зону 6 – прием мяча. Игроки зон 5 и 1 страхуют принимающего мяч игрока.
  6.  То же, но нападающие удары с собственного набрасывания.
  7.  То же, но нападающие удары со вторых передач.
  8.  То же, но три нападающих игрока в зонах 4, 3, 2 чередуют нападающие удары с обманами.

* * *

  1.  Два игрока в зонах 2 и 3 блокируют бросок набивного мяча из зоны 4 в зону 4 (мимо блока), где свободный от блока игрок ловит мяч.
    1.  У сетки три блокирующих игрока в зонах 4, 3, 2. Нападающие игроки в зонах 4 и 2. По сигналу нападающие выполняют бросок набивного мяча поочередно из зон 4 или 2, блокируют игроки зон 2 и 3 или 4 и 3. Свободный от блока ловит мячи.
    2.  Три блокирующих игрока в зонах 4, 3, 2. Нападающие игроки в зонах 4 и 2. По сигналу нападающие с собственного набрасывания выполняют удар в одной из зон, которую закрывают блокирующие зон 4 и 3 или 3 и 2. Игрок, не участвующий в блоке, выполняет страховку или оттягивается в свободную зону в линии нападения и принимает нападающий удар.
    3.  То же, но нападающий удар с передач связующего игрока.
    4.  То же, но добавляется защитник в зоне 6, который страхует блок (варианты: страховка игроком зоны 5 или 1).
    5.  То же, но после одного группового защитного действия (блок, страховка, защита) следует следующее, после перебрасывания мяча со стороны защищающейся группы для очередной атаки.
    6.  То же, но два-три игрока нападения разыгрывают комбинации [4, c. 129].

Командные тактические действия в защите (обороне)

Наиболее простыми для организации командных тактических действий в защите будут тактические комбинации в нападении, при которых атака соперника ведется с передачи связующего игрока передней линии (два нападающих почти всегда противоборствуют против двойного блока).

Более сложны организация двойного блока и перестроение защитников со страхующими при атаках через связующего игрока, выходящего с задней линии (наличие в линии нападения трех атакующих игроков) и с первых передач и откидок (внезапность атаки).

При игре с выходящими игроком (для второй передачи) один или два нападающих игрока выполняют отвлекающие действия (разбег и прыжок) с целью проведения удара без блока (или с одним блоком) третьим игроком.

Если нападение 1-м темпом ведется в зоне 3, а в зонах 2 и 4 со скоростных передач, то нападающие удары блокируются одним игроком (один в один).

При атаках 1 и 2-м темпом в одной зоне (или в двух соседних) целесообразна организация блока «уступом», или «передача» своего нападающего рядом стоящему блокирующему. Это возможно, если блокирующие игроки опытные, умеют «читать» развитие атаки (анализ, предугадывание последующих действий атакующей команды, быстрота реагирования и перемещения) и если заранее изучают тактические комбинации соперников.

Блокирование нападающих ударов с первых передач и откидок требует от игроков умения сочетать индивидуальное блокирование с групповым. Индивидуальный блок применяется в следующих случаях:

  •  если первая передача на удар направлена неточно и нападающий игрок не может выполнить откидку или сильный удар;
  •  если нападающий игрок менее опасен, чем его партнеры;
  •  если передача для удара направлена близко к сетке.

Игрок, блокирующий удар с первой передачи, должен стараться принять участие и в групповом блокировании.

Двойное блокирование может применяться, когда видно, что нападающий игрок не может выполнить откидку; когда первая передача направлена сильнейшему нападающему игроку на линии; когда первая передача направлена близко к сетке и невозможно выполнить откидку.

Командные действия в защите определяются расположением и взаимодействием игроков при блокировании, страховке, приеме подач и нападающих ударов. Существуют системы игры в защите, которые определяются расположением игроков, страхующих блок:

  1.  Страховка игроком не участвующего в блокировании.
  2.  Страховка игроком задней линии (игрок зоны 1, или 6, или 5).
  3.  Страховка игроками передней и задней линии. Каждая система игры в защите имеет свои варианты расположения игроков в зависимости от того, из какой зоны противник атакует.

Рис. 2.2.3 Варианты расположения игроков и зоны их действия

Методическая последовательность освоения и совершенствования командных тактических действий в защите (обороне):

  •  показать начальное исходное положение и зону действий каждого игрока;
  •  рассказать, что входит в анализ действий атакующей стороны и действий партнеров;
  •  имитация изучаемого тактического действия;
  •  выполнение тактического действия с мячом, переброшенным из зоны нападения с другой стороны площадки;
  •  то же, но после нападающего удара с собственного набрасывания;
  •  то же, но нападающий удар с передачи связующего игрока (первая передача от нападающего игрока);
  •  то же, но первая передача от игрока зоны 6;
  •  то же, но нападающий удар после приема подачи;
  •  выполнение тактического действия с двумя известными вариантами атаки;
  •  то же, но с двумя неизвестными вариантами атаки;
  •  то же, но с участием двух нападающих игроков;
  •  то же, но с участием трех нападающих игроков [4, c. 132-134].

Контроль за уровнем тактической подготовленности

  1.  Регистрация загруженности зон атаки и расчет эффективности нападающих действий в каждой зоне.
    1.  Регистрация наиболее «активных» зон защиты (кол-во защитных действий в зонах) в расчет эффективности защитных действий в каждой зоне.
    2.  Выявление эффективности атакующих комбинаций.
    3.  Выявление эффективности систем защиты.
    4.  Регистрация взаимодействий на блоке.
    5.  Выявление причин ошибок при выполнении защитных действий (выбор позиции, оценка игровой ситуации и реагирование на нее).

Регистрация вышеперечисленных параметров проводится путем аналитической записи соревновательных игр. Для дополнения данной методики можно использовать видеозапись соревновательных игр, а также компьютерную запись по определенной программе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, спортивный поединок – это конфликтная ситуация, исход которой зависит плана поединка, выбор рациональных средств и их эффективное осуществление представляет собой главное содержание соревновательной деятельности в этих условиях. Поэтому становится ясно, что положительный исход спортивного поединка в значительной мере обуславливается знаниями общих закономерностей ведения спортивной борьбы и способностью спортсменов в конкретных условиях реализовать эти знания в оптимальной программе спортивного единоборства. Таким образом, в подготовке волейболистов доминирующее значение приобретает знание ими стратегии и тактики спортивной борьбы.

Основными задачами тактической подготовки волейболистов является: приобретение тактических знаний, обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики, формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот, формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях, изучение команд соперника.

Основными средствами тактической подготовки являются упражнения (индивидуальные, групповые и командные) и друхсторонние матчи. Кроме того, большое значение имеют специальные упражнения на развитие быстроты реакции и ориентировки, упражнения на скорость, переключения с одних действий на другие.

Подводя итог проведенному анализу, можно констатировать, что тактика представляет наиболее сложную составляющую игровой деятельности, где одновременно объединяется теория и практика игрового противоборства. Превосходство в тактике выступает как решающее условие достижения победы в спортивном соревновании. Ее ядро составляют специфические формы оперативного мышления спортсменов.


Библиографический список

  1.  Барбара, Л.В. Волейбол. / Л.В. Барбара, Б.Ж. Фергюсон. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2004. – 321 с.
  2.  Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. / Беляев А.В., Савин М.В. – М.: Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
  3.  Голомазов, В.А. Волейбол. Учебное пособие для студентов Средних специальных учебных заведений. / В.А. Голомазов. – М.: ФиС, 1998. – 98 с.
  4.  Железняк, Ю.Д. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 176 с.
  5.  Ивойлов, А.В. Тактическая подготовка волейболистов. / А.В. Ивойлов. – М.: ФиС, 2001. – 184 с.
  6.  Ивойлова, А.В. Волейбол для всех. / А.В. Ивойлова. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 276 с.
  7.  Кудряшов, В.А. Тактическая подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие / В.А. Кудряшов, Р.В. Мирошникова. – Минск, 1980. – 60 с.
  8.  Легоньков, С.В. Методика развития физической и тактической подготовленности в волейболе. / С.В. Легоньков. – Смоленск: СГИФК, 2001. – 62 с.
  9.  Лихачев, О.Е. Содержание, методика и организация занятий по подготовке волейболистов и баскетболистов: Методические рекомендации / О.Е. Лихачев, С.В. Легоньков. – Смоленск: СГИФК, 1988. – 38 с.
  10.  Осколкова, В.А. Техника и тактика игры в волейбол. / В.А. Осколкова, М.С. Сунгуров. – М.: ФиС, 2005. – 211 с.
  11.  Подготовка юных волейболистов Учебное пособие для тренеров ДЮСШ. / Под общей редакцией Ю.Д.Железняка. – М.: ФиС, 2006. – 154 с.
  12.  Портнов, Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. / Ю.М. Портнов. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 200 с.
  13.  Суслов, Ф.П. Структура подготовки волейбольных команд в годичном цикле: Методические рекомендации / Ф.П. Суслов, Л.В.Костикова, Н.В. Фураева. – М.: СААМ, 2002. – 52 с.
  14.  Федоров, Л.П. Планирование учебно-тренировочного процесса спортсменов разной квалификации: Методические рекомендации. / Л.П. Федоров. – М.: РГАФК, 1984. – 27 с.
  15.  Чехова, О.С. Уроки волейбола. / О.С. Чехова. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 275 с.
  16.  Чуркин, А.А. Основы тактической подготовки начинающих волейболистов. Учебное пособие. / А.А. Чуркин. – СПб., ТЭИ, 1997. – 295 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82177. Физические процессы на поверхности твердых тел при лазерном воздействии 1.11 MB
  Создание лазеров совершило революцию в науке и технике. Но наиболее массовой областью использования лазерной техники является в настоящее время лазерная обработка материалов в основе которой лежит в большинстве случаев тепловое воздействие лазерного излучения.
82179. Выявление основных принципов управления в автомобилестроительных организациях 835 KB
  В процессе работы над курсовым проектом мы поставили перед собой следующие задачи: на примерах самых успешных компаний в области автомобиле строения рассмотреть модели организационных структур, позволивших этим компаниям добиться поразительных результатов и стать лидерами в этой отрасли...
82180. Анализ фондоотдачи (на примере ООО «Савой») 960.5 KB
  Данная тема курсовой работы актуальна, так как интенсивность и эффективность использования основных средств как скрытый резерв предприятия определяет доходность капитала и финансовое состояние предприятия.
82181. Анализ современного состояния банковской системы 76.24 KB
  Цель данной работы: рассмотреть теоретические основы банковской системы а также исследовать банковскую систему России в настоящее время. Задачи поставленные при написании курсовой работы следующие: определить теоретические аспекты банковской системы; определить основные понятия банка...
82183. Создание базы данных, содержащей сведения о двадцати сберегательных банках. Расположить список банков в алфавитном порядке с помощью метода сортировки деревом 374.5 KB
  Результат каждого спортсмена определяется разностью между временем финиша и временем старта. Построить итоговую таблицу, расположив участников в порядке занятых мест с помощью метода сортировки Шелла. Составить список тех спортсменов, число промахов при стрельбе которых больше 4.
82184. Синтез автоматической системы стабилизации давления в теплообменнике охлаждения пирогаза 5.52 MB
  Управление техническим объектом обычно состоит в выработке команд, реализация которых обеспечивает целенаправленное изменение состояния этого объекта при соблюдении заранее обусловленных требований и ограничений.
82185. Киевская Русь при Ярославе Мудром 35 KB
  Цели: выявить и охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. Воспитать интерес к истории и чувство патриотизма к своей родине. Развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение...