99128

Изучение гендерного аспекта ценностных ориентаций старших школьников

Курсовая

Психология и эзотерика

Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гендерного аспекта ценностных ориентаций; изучить гендерный аспект ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте; выявить ценностные ориентации учащихся старших классов, провести диагностику; провести сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей и девушек юношеского возраста.

Русский

2016-08-01

354.5 KB

1 чел.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНАТЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………...……....5

  1.  ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ» И «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»………....5

1.2ПОНЯТИЕ «ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ»……………………………………......8

1.3 ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………...…11 ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ…………………………………………………………......17

ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ….18

2.1 ДИАГНОСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………...…….18

2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, РОДИТЕЛЯМ  ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА….………………..24

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ…………………………………………………………… .25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....26

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………….…………30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ

Во время серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторый упадок общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются разрушенными, исчезают социальные структуры норм, в общественных идеалах и ценностях возрастают противоречия. Особенно сильно такие изменения влияют на тех, кто еще только стоит на пороге взрослой жизни.

Так как систему ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему передает именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности является очень актуальной проблемой.

Поэтому и встает проблема изучения ценностных ориентаций юношей и девушек в старшем школьном возрасте.

Старший школьный возраст является этапом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности человека. Это связанно с появлением в этом возрастном периоде нужных для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, формирование мировоззрения, Я-концепции и ценностной картины мира.

Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались многие ученые: А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров, Собкин В.С., Буреломова А., Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А., Киприянова Е.В., Панкова Т.А. и многие другие.

 Актуальность темы определяет цель, задачи, предмет и объект исследования.

Объект исследования: ценностные ориентации старших школьников.

Предмет исследования: гендерный аспект ценностных ориентаций старших школьников.

Цель исследования: выявить гендерные отличия ценностных ориентаций юношей и девушек в старшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1.провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гендерного аспекта ценностных ориентаций;

2.изучить гендерный аспект ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте;

3.выявить ценностные ориентации учащихся старших классов, провести диагностику;

4.провести сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей  и девушек юношеского возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, психодиагностика: методики С. БЕМ. Исследование маскулинности-фемининности личности, методика «Ценностные ориентации» (автор М.Рокич), статистическая обработка данных.

Практическая значимость: Данные результаты исследования можно использовать как фактический материал для психологов, педагогов, родителей и тд. Также значимость заключается в возможности расширить взгляд на проблему ценностных ориентаций и социальной адаптации подрастающего поколения, и в частности, на разработку действенных программ по воспитанию у старшеклассников общественно значимых ценностей и помощи в социальной адаптации подрастающего поколения к новым условиям жизни.

Структура и объем исследования: Исследование состоит из введения (2 стр.), двух глав (21 стр.), заключения (2 стр.), списка использованной литературы (19 источников), содержит   приложения.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНАТЦИЙ

  1.  ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ» И «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»

Существует достаточно много определений понятия "ценность". Приведем некоторые из них.

Ценность - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного [Головин, 1998].

Ценностные ориентации (англ. value orientations) - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.). Син. система ценностей [Мещеряков, 2004.]

Ценность - Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый [Психологическая энциклопедия, 1999].

 Ш. Шварц считает, что ценности - это существующие вне конкретной ситуации ориентиры, которые служат движущими мотивами поведения индивидов или групп.

Философ О. Г. Дробницкий в своей энциклопедической статье следующим образом определяет ценность. "Ценность, - пишет он, - это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания).

Философское учение о ценностях называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Но прежде, чем достичь ее сегодняшнего положения , эта теория прошла поэтапный путь развития, равный становлению самой философии, в пределах которой она образовалась. В античной, а затем и в средневековой философии ценности равнялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. То есть ценности не отделялись от бытия, а рассматривались как целое самого бытия. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Также  в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил счастье, человека, справедливость, и ценности, постижение которых зависит от мудрости человека.

Разные исторические эпохи и различные философские системы откладывают свой отпечаток на термин ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Ценности и ценностные ориентации человека были и будут одним из наиболее главных объектов исследования этики, философии, социологии, педагогики и психологии на всех этапах их становления и развития.

Собственно в психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом «высшей» (в терминологии В. Вундта) ее области. По словам В. Дильтея, главным предметом анализа «описательной» или «понимающей» психологии является «душевная жизненная связь», включающая «как основные отношения наших представлений, так и постоянные определения ценностей, навыки нашей воли и господствующие целевые идеи» и содержащая, таким образом, «правила, которым, хотя мы часто это и не сознаем, наши действия подчиняются». Содержанием душевной жизни, по В. Дильтею, являются эмоции, чувства, представляющие собой личностное выражение ценности: «для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах... ценность не отделима от чувства». Критикуя это положение, Э. Шпрангер подчеркивает, что содержание человеческой души не может быть сведено к субъективным ценностям, определяемым как таковые посредством эмоциональной регуляции. По его словам, душа человека отражает и объективные ценности - «эти ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой». Ценностная сфера личности, таким образом, в психологии духа имеет двойственный характер, включая как субъективные оценки, так и существующие в общественном.

Ценность – это основной моральный двигатель общества. Ценность – все то, чем мы дорожим. Ценность одного человека плавно перетекает в общечеловеческие ценности.

Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивная идея, и в таком виде они имеют право занимать определенное место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой иллюзией - за ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и стремления.

Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых главных(сложных для постановки, исследования и решения), запутанных, явно интересующей представителей разных стран и идеологий. Неудивительно, что по ней существовало и существует множество учений, подходов к решению, точек зрения, мнений.

  1.  ПОНЯТИЕ «ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ»

Гендерный аспект (Половые стереотипы) — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.

Гендер - 1) "Социальный пол". 2). Социокультурный конструкт пола, представляющий собой заданные характеристики так называемого «мужского» и «женского» поведения, стиля и образа жизни, норм, предпочтений, жизненных устремлений и т.д. В отличие от биологического пола, гендер строится в определенном социокультурном контексте в определенный исторический период и, следовательно, различен во времени и пространстве [Психологическая энциклопедия, 1998].

Гендер - ГЕНДЕР (англ. gender - род, чаще всего грамматический) - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека [Новейший философский словарь, 2005].

Гендер- формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения [Социологический словарь, 2004].

В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»).

В западной социологии повышенный интерес к проблеме ПС (половые стереотипы) обозначился в 1970-е годы и сохраняется до настоящего времени. Одной из первых значимых работ о природе и содержании ПС стала статья коллектива ученых во главе с И. Броверман. В ней были представлены результаты развернутого эмпирического исследования. На протяжении последующих десятилетий появились монографии (С. Бэсоу) и статьи, рассматривающие различные аспекты половой стереотипизации (среди важнейших работ по теоретическим аспектам половых стереотипов статьи К. Дио и Л. Льюиса; Р. Д. Эшмора, Ф. К. дел Бока и А. Волерса. В отечественной науке первыми к теме ПС обратились психологи, использовавшиеся для их обозначения термин «полоролевые стереотипы». Уже в 1980-х появился ряд работ, посвященных проблемам стереотипных представлений о качествах мужчины и женщины (труды В. С. Агеева, Т. А. Репниной), которые стимулировали дальнейшее исследование проблемы, в том числе и с помощью категориального аппарата других гуманитарных дисциплин. В социогуманитарном знании постсоветской России ПС стали предметом изучения не только психологов, но также социологов, культурологов, экономистов, этнографов, лингвистов.

Современная социально-психологическая наука продолжает различать понятия пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами [ Бендас, 2006].

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие тендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт тендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через тендерные роли и отношения. То есть наибольшую важность играют именно социокультурная составляющая понятия тендера, которая закладывается детям в процессе их воспитания. Ведь именно то, что внедряют подростком, те нормы и представления о том, кто они есть, и дадут в будущем то, что мы хотим видеть в них, ту модель поведения.

  1.  ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гендерные проблемы приобретают особую актуальность в период окончания школы, когда старшеклассники стоят перед выбором своего дальнейшего жизненного пути и сферы профессиональной деятельности.  Если подростки в большой мере стремятся подражать стереотипным образцам маскулинности/ фемининности,  выбирая модели чаще среди героев средств массовой информации,  то для старшеклассников характерен быстрый рост самосознания, повышенное стремление к самоутверждению, к проявлению своей индивидуальности, стремление к активному познанию окружающего мира, склонность к переосмыслению имеющихся стереотипов. В науке существует теория социального конструирования реальности (и теория социальной конструкции гендера как ее варианта).  Основные положения этой теории в том, что индивид усваивает культурные образцы (паттерны) в процессе социализации, продолжающейся в течение всей жизни.  Период первичной социализации связан в основном с бессознательным и пассивным механизмом усвоения культуры,  в то время как вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов творческого преобразования среды.

Старшие школьники находятся на этапе вторичной социализации. Этап вторичной социализации приходится на возраст между 17-25 годами, когда формируется мировоззрение личности и обогащается ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. В этот период осознанно усваивается опыт поколения и определяются собственные ценностные ориентиры. Старшеклассники стоят на пороге ресоциализации. По определению А. Гидденса, это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки новых норм, т.е. старшеклассник начинает активно конструировать свою гендерную идентичность. Конструируя гендерную идентичность, человек строит не только свой собственный образ, но и образ группы , к которой он принадлежит или не принадлежит. Гендерная идентичность при этом предстает как многоуровневая сложная структура, в которой можно выделить три основных компонента:

-когнитивный (познавательный) – осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с помощью категорий мужественности-женственности. Это Я-образ мужчины или женщины, осознание степени типичности- нетипичности своих качеств как представителя гендерной группы;

-аффективный (оценочный), предполагающий оценку черт личности и особенностей ролевого поведения путем соотнесения их с эталонными моделями маскулинности-фемининности;

-конативный (поведенческий),самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также разрешение кризисов идентичности путем выбора поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями.

Достижение согласованности гендерной идентичности приходится в основном на подростковый и юношеский возраст и выступает как важнейшая потребность личности и смысловой механизм,  обеспечивающий дальнейшую реализацию внутренних ценностей личности во внешнее пространство.

Налицо в старшем школьном возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек.

Осознание себя как человека определенного пола происходит в процессе взаимодействия со сверстниками и своего, и противоположного пола. Хотя гормональные изменения в период созревания подготавливают ролевое поведение, его специфически мужская или женская формы ни в коем случае не являются простым следствием этих физиологических преобразований. Гораздо важнее влияние воспитания и принятое в данном обществе представление о половой роли мужчины и женщины.

Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называются социальными половыми ролями, а поведение, реализующее эти нормативные ожидания или ориентированное на них, - полоролевым поведением. Автономным аспектом дифференциации половых ролей являются соционормативные представления (чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим физическим, социальным и психическим качествам) - социально-психологические стереотипы маскулинности и фемининности. Такие стереотипы существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, осмысливающих природу половых различий (половой символизм), так и в повседневном обыденном сознании (стереотипы обыденного сознания).

В нашей стране, как отмечают многие исследователи, с одной стороны, половые роли несколько сдвинуты в сторону феминизации мужчин, с другой - происходит некоторое стирание различий между полами, обусловленное одним видом одежды, равными возможностями в профессиональном образовании и пр. Однако конкретный результат половой идентификации прежде всего зависит от непосредственной социальной ситуации развития. В неполных семьях этот процесс протекает сложнее, чем в гармоничных семьях.

Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания, когнитивное и эмоциональное развитие определяет ритм процесса, обеспечивая механизмы переработки информации. Специфическое для данного пола поведение складывается уже с самого раннего детства, когда важными его моделями служат родители и другие референтные личности.

Юноши и девушки окончательно осознают и начинают сознательно регулировать проявления своей половой роли. Как отмечают Д.П. Аузубель, Д. Кирк (D.P.Ausubel, D.Kirk), для юношеского возраста характерны повышение восприимчивости к социальной обстановке и отношениям между людьми и усиление субъективной значимости полоролевых стереотипов социальных ролей.

Полоролевое поведение в период юности отличается следующими признаками:

  •  рост интереса к другому полу;
  •  все большее использование форм поведения, прямо или косвенно связанных с половой ролью. Непосредственно связаны с ней различные виды психосексуальной деятельности, а косвенно - вторичные ролевые атрибуты;
  •  опережающее устойчивое и более персонифицированное усвоение половой роли девушками. Это связывают, как правило, с более сильным и непрерывным влиянием на них матерей по сравнению с отцовским влиянием на юношей.

На освоение половой роли сильно влияют социальное происхождение и семейное положение. Семья важна как источник родительского примера для подражания и влияния со стороны братьев и сестер. Открытость и согласованность поведения родителей решающим образом сказываются на усвоении детьми половой роли.

Более сложной в современном индустриальном мире считается половая идентификация девушек. Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Представление о природной сущности фемининности покоится на трех кажущихся универсальными предпосылках:

  •  биологической зависимости женского организма от осуществления физиологических функций, связанных с продолжением рода (беременность, рождение и выкармливание детей);
  •  социальной зависимости женщин от а) их вынужденной связи с детьми в период кормления грудью и б) связанной с этим преимущественной локализации женской деятельности в домашнем хозяйстве;
  •  психологической зависимости, возникающей вследствие идентификации девушек с конкретными женщинами, за деятельностью которых они наблюдают.

Определение юности как периода, во время которого дается психосоциальный мораторий, ориентируется прежде всего на типичные (профессионально направленные) мужские биографии: юность рассматривается как время подготовки к квалифицированной работе, которая в дальнейшем позволит создать собственную семью. Специфический женский ход взросления обычно не рассматривается.

Во всех культурах роли мужчины и женщины неодинаковы (что вытекает из особенностей их функции при продолжении рода) и в основном соответствуют сложившимся полоролевым стереотипам. Мужчины, как правило, пользуются большей властью и уважением, их сексуальное поведение считается более активным и менее регламентированным. Важнейший аспект женской роли - привязанность к семье и домашнему хозяйству. Проявления этих особенностей сильно различаются в зависимости от социального слоя и могут подчеркиваться, усиливаться и дополняться общественными взглядами на социальные роли.

Сталкиваясь с традиционными моделями половой стратификации, где мужчинам отводится ведущая, главенствующая роль, а женщины выглядят зависимыми, подчиненными, люди подчас не замечают стоящей за этим более тонкой дифференциации публичной и домашней сфер. В патриархальных обществах публичная сфера, как правило, составляет привилегию мужчин, участие женщин в ней строго ограничивается, что создает впечатление их полного бесправия. Но такое впечатление иной раз ошибочно, поскольку в другой, домашней сфере бытия право принятия решений столь же монопольно принадлежит женщинам, и мужчины не могут в них вторгаться.

В последние десятилетия центральное значение семьи и домашнего хозяйства в развитых странах для женщины утратило абсолютный характер. Работа ради заработка, по крайней мере в какой-то определенный период, стала считаться естественной составляющей в жизни женщины, в то время как ее семейная фаза сократилась, в том числе и вследствие уменьшения числа детей. Однако, хотя девушки и планируют профессиональную деятельность как обязательный этап своей жизни, их шансы на получение образования и работы ниже, чем у юношей. Кроме того, двойственная ориентация (на профессию и на семью) требует уравновешивания обеих тенденций в повседневной жизни и в планах на будущее. Психологически это ведет к колебаниям между двумя противоположностями, чреватыми внешними и внутренними конфликтами: эмоциональность, готовность помочь, способность к сопереживанию и т.д. сталкиваются со стремлением к успеху, конкуренцией и т.п. Часто девушки недостаточно подготовлены к разрешению этого конфликта.

В современной ситуации половая идентификация части юношей также затруднена из-за дискредитации мужской роли. Большое количество мужчин в нашей стране не способны из-за сложной социальной ситуации материально обеспечить свою семью, что приводит к отрицательной идентификации с половой ролью своих отцов, и юноши вынуждены обращаться к культурным образцам, представленным прежде всего телевидением. Такой процесс ведет к изменению полоролевых стереотипов общества.

Отношения полов являются взаимосвязанными. Пока власть женщин невелика, мужчины меньше боятся женской сексуальности; по мере роста женского влияния их озабоченность возрастает. Именно эмансипация женщин вызывает у современных мужчин, воспитанных в духе традиционной идеологии мужского верховенства (machismo), чувство демаскулинизации.

В исследовании И.К.Кузнецовой было показано, что юноши и девушки по-разному представляют себе, какими должны быть современные девушка и юноша. Большие различия в оценках наблюдаются по личностным качествам, которые образуют и конкретизируют понятие женственность: доверчивость, заботливость, ласковость, милосердность, нежность, уступчивость. Для юношей в целом характерна тенденция к высокой оценке в девушках традиционно женских качеств. Современные девушки, не акцентируя этих качеств в своем облике, обнаруживают тенденцию к нивелировке полоролевых и общечеловеческих качеств. Юноши выше, чем девушки, оценивают те качества личности, которые традиционно считаются мужскими. Из полоролевых качеств юноши самые высокие баллы дали таким качествам, как воля, смелость, сила характера, самообладание. Девушки выше ценили великодушие, надежность, ответственнность, т.е. именно те качества, которые проявляются прежде всего по отношению к другим людям, в частности, по отношению к девушке. В целом, девушки в большей степени ориентированы на общечеловеческие качества.

Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. Взрослость является предметом исследования специальной отрасли возрастной психологии - акмеологии, внутри которой уже существует несколько взглядов на данный период, в том числе и взгляд на взрослость, как возрастное понятие, не связанное с понятием «зрелость».

Исследование, проведенное Л.А. Головей, показало, что на профессиональное самоопределение, общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают пол и индивидуально-психологические особенности. Так, у юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем больше определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в профессиональном выборе.

У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение органически входит и формируется в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что ценности и ценностные ориентации в целом очень важны для человека. Ведь эти самые ценности напрямую связаны с обществом. Если они не приемлемы в определенном обществе, человек может стать даже изгоем. Ценности  - это ориентиры, которые служат движущими мотивами поведения индивидов или групп. Ценностные ориентации также имеют гендерный аспект. Ведь у мужчин и женщин разные жизненные роли, а, следовательно, и их некоторые ценности могут отличаться друг от друга.

Гендерные проблемы приобретают особую важность в период окончания школы, когда старшеклассники стоят перед выбором своего дальнейшего жизненного пути и сферы профессиональной деятельности. Поэтому именно тема «Гендерные аспекты ценностных ориентаций старших школьников» так заинтересовала нас.

В старшем школьном возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называются социальными половыми ролями, а поведение, реализующее эти нормативные ожидания или ориентированное на них, - полоролевым поведением.

Также старший школьный возраст является опасным именно в том, что школьники сталкиваются с новыми проблемами, меняется их жизненный путь, они стоят на перекрестке между подростковой и взрослой жизнью. Поэтому здесь часто происходит рушение старых ценностных ориентаций и замена их на новые. И совсем не редкость, что эти новые ценности могут не отвечать общепринятым нормам.

Например, в нашей стране, как отмечают некоторые ученые, половые роли несколько сдвинуты, происходит некоторое стирание различий между полами. И это напрямую связанно с ценностными ориентациями.

ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 ДИАГНОСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: Целью нашей работы явилось выявить гендерные отличия ценностных ориентаций юношей и девушек в старшем школьном возрасте.

Методика 1.

В частности выявить гендерные особенности ценностных ориентаций старших школьников, выполнялось с помощью диагностической методики М. Рокича для изучения ценностных ориентаций.

Исследование проводилось в МОУ лицее№2 города Волгограда в двух классах, в 10А (26 человек, из которых 10 юношей и 16 девушек)  и 11Б ( 28 человек, из которых 11 юношей и 15 девушек).

Описание: Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека.

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Порядок проведения: респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Также на бланке мы просили указать пол.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.

Все списки и инструкции к  тесту см. в Приложении 1.

Анализ полученных данных дал следующие результаты:

Тестирование по методике Рокича показало, что первостепенное значение для старших школьников имеет:

У девушек:

Любовь и честность;

У юношей:

Здоровье и твердая воля;

Вторыми по значимости являются:

У девушек:

Здоровье и образованность;

У юношей:

Наличие хороших и верных друзей и независимость;

Третьими по значению являются:

У девушек:

Счастливая семейная жизнь и независимость;

У юношей:

Любовь и образованность;

На последнее 4 место учащиеся ставят такие ценности как: активная деятельная жизнь и высокие запросы (у девушек); красота природы и  искусства и высокие запросы (у юношей).

Из проведенного нами исследования, мы сделали следующий вывод: ценностные ориентации старшеклассников различны в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными являются ценности социальной успешности, а для девушек - ценности социального взаимодействия. Наличие именно этих ценностей, их содержание обуславливает соответствующее поведение старших школьников, регулируют их поведение.

Методика 2.

В частности выявить гендерные особенности ценностных ориентаций старших школьников, диагностировать психологический пол и определить степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. выполнялось с помощью диагностической методики С. БЕМ. Исследование маскулинности-фемининности личности.

Исследование проводилось в МОУ лицее№2 города Волгограда в одном классе, в 11Б ( 28 человек, из которых 11 юношей и 15 девушек).

Описание:

Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность.

К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

Фемининность.

К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность.

В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Методика С. БЕМ

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями – людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Порядок проведения: ученики отмечают в нижеследующем списке те качества, которые, по их мнению, есть у них.

Все списки и инструкции к  тесту см. в Приложении 2.

Результаты тестирования:

Анализируя полученные результаты в таблице 2.1 можно определить, что большинство девушек обладают феминностью - 10 человек, что составляет 66,6 % от выборки девушек;

маскулинностью обладают 2 девушки – 13,3 %;

андрогинностью - 3 девушки – 20 %.

Юношей, в свою очередь, обладающих высокой маскулинностью 8 человек, что составляет 72,7 % от выборки юношей;

феминностью обладает 1 юноша - 9%;

андрогинность - 2 юношей – 18,1%.

Анализируя полученные данные можно заключить, что большинство девушек относят себя к типично женским чертам, таким, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы феминности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

В то время как большинство юношей обладают маскулинностью и относят к типично мужским качествам относят: независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.

Также анализируя полученные результаты можно заключить, что небольшое число испытуемых - 5 человек, андрогинны. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Все это соответсвует раннему юношескому возрасту.

Соотнеся результаты двух проведенных методик, можно сделать вывод о том, что среди девушек первостепенными ценностными ориентирами являются любовь и честность, и также большинство девушек старшего школьного возраста обладают феминностью.

Соотнеся результаты двух проведенных методик, можно сделать вывод о том, что среди юношей первостепенными ценностными ориентирами являются здоровье и твердая воля, и также большинство юношей старшего школьного возраста обладают маскулинностью.

2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности.

Ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

В старшем школьном возрасте может происходить рушение  прежних ценностных ориентиров. И в этом случае очень важно, чтобы подросток находился в правильной общественной среде, чтобы у него сложились и закрепились правильные нормы и ценности.

Поэтому родители и педагоги должны  создать максимально комфортные условия для этого. Нужно осознавать, что у старшеклассника на данном этапе могут быть стрессовые ситуации, в связи с предстоящими экзаменами. Родители и педагоги должны осознавать, что подростки стоят на пороге взрослой жизни, что они переходят на новый этап, что также подростками может восприниматься очень своеобразно.

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ

Мы провели диагностическое исследование гендерного аспекта ценностных ориентаций старшего школьного возраста (10-11 классы), которое выполнялось с помощью диагностической методики М. Рокича для изучения ценностных ориентаций и с помощью диагностической методики С. БЕМ. Исследование маскулинности-фемининности личности.

Из проведенного нами исследования, мы сделали следующий вывод: ценностные ориентации старшеклассников отличаются в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными являются ценности социальной успешности, а для девушек - ценности социального взаимодействия. Наличие именно этих ценностей, их содержание обуславливает соответствующее поведение старших школьников, регулируют их поведение.

Также, анализируя полученные данные можно сказать, что большинство девушек относят себя к типично женским чертам, таким, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы феминности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

В то время как большинство юношей обладают маскулинностью и относят к типично мужским качествам относят: независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.

Небольшое число испытуемых - 5 человек, андрогинны. Они не являются носителями четко выраженной психологической маскулинности или фемининности, что вполне нормально для такого возраста.

В целом можно сказать, ссылаясь на результаты исследования, что каких-то отклонений ценностных ориентаций, их несоответствия с общепринятыми ценностями  не найдено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования нами решены следующие задачи:

1.проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гендерного аспекта ценностных ориентаций.

Было выявлено, что гендер – это социокультурный конструкт пола, представляющий собой заданные характеристики так называемого «мужского» и «женского» поведения, стиля и образа жизни, норм, предпочтений, жизненных устремлений и т.д. [Психологическая энциклопедия, 1998].

Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу.

Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям.

2.изучен гендерный аспект ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте.

Было выявлено, что старшеклассники стоят на пороге ресоциализации. По определению А. Гидденса, это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки новых форм, т.е. старшеклассник начинает активно конструировать свою гендерную идентичность.

Налицо в старшем школьном возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек.

3.выявлены ценностные ориентации учащихся старших классов, проведена диагностика.

Из проведенного нами исследования с помощью методик М. Рокича и С. Бем, было выявлено, что ценностные ориентации старшеклассников различны в зависимости от пола.

4.сделан сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей  и девушек юношеского возраста.

Соотнеся результаты двух проведенных методик, можно сделать вывод о том, что среди девушек первостепенными ценностными ориентирами являются любовь и честность, и также большинство девушек старшего школьного возраста обладают феминностью.

Соотнеся результаты двух проведенных методик, можно сделать вывод о том, что среди юношей первостепенными ценностными ориентирами являются здоровье и твердая воля, и также большинство юношей старшего школьного возраста обладают маскулинностью.

Цель исследования, которая заключалась в выявлении гендерных отличий ценностных ориентаций юношей и девушек в старшем школьном возрасте, достигнута.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - т.5. - № 5. - С. 63-70.

2. Берн, Ш. Гендерная психология [ Текст ] / Ш. Берн. – СПб.: Прайм- Еврознак, 2001. – 320 С .

3. . Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с. - ISBN 978-5-17-055693-9.

4. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - С. 102-109.

5. Иванова, Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах [ 3.Текст ]: автореф .  дис. ...  канд.  психол..  наук /  Е . М.  Иванова. – М., 2004.

6. Круглов Б.С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В. Дубровиной - М., 1989. - С. 12-14.

7. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1979. - 175 с.

8. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - С. 3-12.

9. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психолог. журн. - 1994. - т. 14. - № 4. - С. 94-102

10. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

11. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - М.: Изд-во Михайлова В.А - 1999. - 288 с.

12. Рыбалко Е.А. Становление личности // Социальная психология личности. - Л., 1974. - С. 20-31.

13. Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы 2 научно-практической конференции - Красноярск, 1995. - С. 147-148.

14. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - Иркутск, 1996. - 25 с.

15.Чекалина, А. А. Гендерная психология [ Текст]:  учеб.  Пособие /  А.А. Чекалина. – М.: Ось-89, 2006. – 256 с.

16 . Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности // Д.И. Фельдштейн. Избранные труды: В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. - Т. 1. - М.: МПСИ, 2009. - 656 с.

17. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1989. - 168 с.

18. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=524005

19. http://vocabulary.ru/dictionary

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Бланк тестируемого________________

Список А (терминальные ценности): 

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности): 

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструкция: отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у Вас.Начало формы

Вера в себя.
Умение уступать.
Способность помочь.
Склонность защищать свои взгляды.
Жизнерадостность.
Угрюмость.
Независимость.
Застенчивость.
Совестливость.
Атлетичность.
Нежность.
Театральность.
Напористость.
Падкость на лесть.
Удачливость.
Сильная личность.
Преданность.
Непредсказуемость.
Сила.
Женственность.
Надежность.
Аналитические способности.
Умение сочувствовать.
Ревнивость.
Способность к лидерству.
Забота о людях.
Прямота, правдивость.
Склонность к риску.
Понимание других.
Скрытность.
Быстрота в принятии решений.
Сострадание.
Искренность.
Самодостаточность (полагаться только на себя).
Способность утешить.
Тщеславие.
Властность.
Тихий голос.
Привлекательность.
Мужественность.
Теплота, сердечность.
Торжественность, важность.
Собственная позиция.
Мягкость.
Умение дружить.
Агрессивность.
Доверчивость.
Малорезультативность.
Склонность вести за собой.
Инфантильный.
Адаптивный, приспособляющийся.
Индивидуалист.
Не любящий ругательств.
Не систематичный.
Имеющий дух соревнования.
Любящий детей.
Тактичный.
Амбициозный, честолюбивый.
Спокойный.
Традиционный, подверженный условностям.

Конец формы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63293. Растровая графика 21.75 KB
  Растровое изображение составляется из мельчайших точек (пикселей) – цветных квадратиков одинакового размера. Растровое изображение подобно мозаике - когда приближаете (увеличиваете) его, то видите отдельные пиксели, а если удаляете (уменьшаете), пиксели сливаются.
63294. Конструкция и прочность летательных аппаратов 435 KB
  Современные летательные аппараты (ЛА) тяжелее воздуха делятся на три группы. К первой (основной) группе относятся аппараты, у которых подъемная сила создается неподвижно расположенным относительно аппарата крылом (планеры, самолеты и самолеты-снаряды).
63295. Сети связи и их классификации 92.5 KB
  В сети связи средства передачи коммутации и управления распределены в пространстве. По виду электросвязи сети присваиваются названия: телефонной телеграфной передачи данных телевизионного вещания и радиовещания.