99129

Социализация и инкультурация

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Стадии социализации личности. Механизмы и средства социализации личности . В отличие от социализации представляющей интеграцию человека в общество понятие инкультурация подразумевает освоение индивидом присущих его культуре миропонимания и поведения в результате чего формируется его когнитивное эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры и отличие от представителей других культур. Это результат превосходной социализации.

Русский

2016-08-01

192.5 KB

3 чел.

                           Курсовая работа

   По дисциплине «Основы теории межкультурной коммуникации»

                   На тему: «Социализация и инкультурация»

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…………………......3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...……….6  

1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ………………………………………………………….....6

1.1. Определение понятия «социализация» ………………………..…………...6

1.2. . Стадии социализации личности ……………………………………….......8

1.3.Механизмы и средства социализации личности …………………...……..10

2.ИНКУЛЬТУРАЦИЯ…………………………………………………..……..14

2.1.Определение понятия «инкультурация» ……………………………..…....14

2.2.Стадии инкультурации …………………………………………………...…16

2.3. Механизмы инкультурации ……………………………………………......18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………...................................20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …..27

РИСУНКИ

Рис.1 Способность усваивать новые социальные роли…………………….…22

Рис.2 Накопление культурных норм…………………………………………...23

                                                  ВВЕДЕНИЕ

«Процесс освоения человеком норм общественной жизни и культуры обозначается понятиями инкультурация и социализация. Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию и нередко используются как синонимы»1. Однако их нельзя смешивать.

Именно поэтому в теоретической части данной курсовой работы мы рассмотрим сущностную характеристику данных понятий, а далее в практической части постараемся выделить основные различия между социализацией и инкультурацией, что обусловлено тем, что одной из главных задач данной работы является именно выделение отличительных черт данных понятий для более основательного изучения материала по заданной тематике. В связи с этим при написании работы мы подойдем к пониманию данных терминов с точки зрения ученых, считающих культуру исключительно человеческой характеристикой, что позволит нам провести сравнительную характеристику изучаемых процессов.

Так, к примеру, «социализацию» рассматривают как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности.

В отличие от социализации, представляющей интеграцию человека в общество, понятие «инкультурация» подразумевает освоение индивидом присущих его культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры и отличие от представителей других культур»2.

Другими словами понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам влияет на свою культуру.

Примечательно то, что «можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» — образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» — совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди вплоть до «не убий», на этикет поведения и т. п.»3.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что содержательное и смысловое разграничение понятий «социализация» и «инкультурация» до сих пор остается дискуссионным вопросом в науке. Так одна группа ученых рассматривает эти понятия как синонимы, другая же утверждает, что эти понятия нельзя смешивать.

В литературе же мы в основном встречаем достаточно общий материал о социализации и инкультурации, мало кто из авторов приводит сравнительный анализ этих понятий, именно поэтому в данной работе мы постараемся указать на основные различия в рассматриваемых процессах, что определяет новизну этого исследования.

Спорный же характер и недостаточная изученность данного вопроса предопределили выбор темы курсовой работы и стали основанием для выбора ее целей и задач.

Учитывая выше сказанное отметим, что цель данной работы состоит в изучении процессов социализации и инкультурации в современном обществе, а также выявление их сущностных разграничений для более точного формирования представлений о каждом из этих понятий.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

-получение студентом знаний, а также усвоение обучающимся основных терминов и определений по данной дисциплине, и как следствие- формирование теоретической базы будущего специалиста;

-характеристика основных этапов и механизмов социализации и инкультурации;

- сравнительная характеристика процессов социализации и инкультурации.

Методологическую и информационную основу данной курсовой работы составили труды отечественных ученых-социологов и культурологов, таких как Садохин А.П. и Кравченко А.И., а также материал, публикуемый в методической и справочной литературе и размещенный на образовательных ресурсах.

Учитывая актуальность темы и поставленную цель исследования, данная работа состоит из введения, теоретической (2 главы) и практической части, а также заключения и списка использованных источников и литературы. В теоретической части данной работы по предмету «Основы теории межкультурной коммуникации», мы рассмотрим основные теоретические вопросы по заданной тематике для получения базисных знаний, необходимых для понимания сущности процессов социализации и инкультурации, а также основные этапы социализации и инкультурации, следующие в строгой последовательности один за другим.

Далее в практической части на основе изученного теоретического материала будет проведен анализ, который позволит нам выявить основные отличия рассматриваемых понятий, что позволит нам удовлетворить целям и задачам нашей работы.

В заключении же будут сделаны основные выводы, отражающие суть написанной работы.    

                                    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                     

                                          1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ

                     1.1. Определение понятия «социализация»

 «Социализация – это процесс формирования личности в определенных социальных условиях; это процесс интеграции человека в общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей»4.

«Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью»5.

На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение, система образования, СМИ, государство и т. д.

«Социализация – это также идентификация индивида с «другими». Ими могут быть родители, учителя, сверстники, любимые актеры, образцы поведения, взятые из литературных произведений, из телевизионных передач и т.д.

Существует множество трактовок процесса социализации. Г. Тард считал, что в основе социализации лежит принцип подражания. Т. Парсонс видел в нем процесс восприятия общественных норм, вбирание информации о значимых «других». Дж. Смелзер отмечал, что социализация – приобретение людьми опыта и ценностей, требуемых для выполнения социальных ролей. Социализация дает нам возможность взаимодействовать друг с другом, а также способствует передаче опыта от поколения к поколению.

Следует всегда помнить, что процесс социализации в конечном итоге всегда становится процессом самоопределения. В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу.

Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена»6.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. К примеру, дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся полноценными людьми (Маугли, Амала и Камала). Те малыши, у которых ограничен контакт с матерью, другими людьми, не получающие достаточно стимулов для развития, также плохо социализируются без дополнительных вмешательств.

Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя "чужаком", "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности.

«Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности»7.

                              1.2. . Стадии социализации личности

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить «три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

1). Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

2). Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

3). Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — "зрелость" (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности»8.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Как мы видим, «процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина»9.

                   1.3.Механизмы и средства социализации личности

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением индивида ко всему этому.

  •  «Традиционный механизм социализации

представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

  •  Институциональный механизм социализации

действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

  •  Стилизованный механизм социализации

действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

  •  Межличностный механизм социализации

функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

  •  Рефлексивный механизм социализации

связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение. Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. Отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д.. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и конкретных средств.

Методы вскармливания младенцев, как считают этнологи, культурологи и психологи, закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность.

Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия.

Общение, познание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляется стратегия и тактика его поведения в обществе.

Английский социолог Энтонни Гидденс выделяет следующие средства социализации:

1. Семья. При любом типе культуры именно в семье родители передают ребенку опыт, культуру, усвоенные ими в процессе собственной социализации.

2. «Группы равных». Любой индивид нуждается в группе людей, среди которых он чувствует себя «равным среди равных». Это, как правило, ровесники, друзья одного возраста, в среде которых индивид усваивает нормы, правила и образцы поведения. Ровесники выступают посредниками в процессе перехода от детства к зрелости.

3. Школа, система образования. Они направляют социализацию в соответствии с целями общества, а не только прививают новые знания.

4. Труд. Это важнейшее средство социализации, в процессе которого индивид начинает соответствовать требованиям общества.

5. Церковь. В прошлом она определяла и направляла социализацию, способствовала формированию ценностного ядра личности. Сегодня ее роль в процессе социализации несколько изменилась, но во многих странах она по-прежнему остается значимой.

6. Средства массовой информации. В современном обществе их значение трудно переоценить. Они «задают» образцы и стиль поведения, особенно для молодежи, влияют на формирование ценностного ядра личности»10. К числу важных средств социализации можно отнести и моду. Она тоже «задает» стереотипы и образцы поведения, которым вынуждены (в разной степени) следовать члены общества.

                                           2.ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

                         2.1.Определение понятия «инкультурация»

«Понятие инкультурации было введено в научный обиход американским культурантропологом М. Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). Он рассматривал культуру как «созданную человеком часть среды, включающую знания, верования, искусство, обычаи». В процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур»11.

В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру.

«Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре – в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества»12.

«Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Отсюда и содержание процесса инкультурации составляет приобретение, следующих знаний и навыков:

  •  жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
  •  личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
  •  социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
  •  восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон»13.

Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями, однако наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря и совсем другое — поведение культурного человека. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать.

В большинстве культур основной прием пиши происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. У англичан обед бывает в 7—8 часов, а у испанцев — даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку»14.

                                        2.2.Стадии инкультурации

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла. Это — детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В зависимости от этих достижений обычно выделяют две основные стадии инкультурации — начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода.

«Если на первом этапе индивид в целом пассивно воспринимает культурные влияния, то на втором он обладает способностью избирательного к ним отношения, что обусловливает не только воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и ее развитие»15.

Рассмотрим указанные стадии более подробно.

«Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению…

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Разумеется, не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением (с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми), так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия…

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он приобретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям. Ведь взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется серый цвет. Вторая стадия инкультурации обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Иными словами, индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он получает доступ к дискуссии и к творчеству»16.

                                 2.3. Механизмы инкультурации

Для специалистов, изучающих процессы инкультурации, очень важным является вопрос изучения их механизмов. Ученые обычно выделяют четыре механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.

«Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей (политиков, артистов, журналистов и т.п.). Ребенок имитирует не только конкретные операции, например, поведение за столом, но и то, чему обучают его родители (например, правильно мыть голову и пр.). Потом, спустя годы, он будет так же обучать собственного ребенка. Имитация может быть связана и с неприятными моментами. Если ребенка наказывают, обижают, он вначале проделает это со своими игрушками, а когда подрастет — то и со своими детьми. Считается, что взрослые, обижающие детей, сами подвергались оскорблениям в детстве.

Иногда родители просят детей слушаться их совета и не делать так, как делают они сами. Если при этом их не наказывают, дети склонны слушаться. Так, если дети любят и уважают своего отца, он может удержать их от курения, даже если сам курит. Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.

Если имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными. Первые способствуют формированию определенного поведения, вторые — запрещают или подавляют его. Хотя чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом, они не во всем совпадают. Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Если ребенок без спроса утащит конфеты или будет подсматривать или подслушивать за родителями и его застанут за этими занятиями, он будет чувствовать себя подавленным и униженным.

Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо, и вы будете мучаться от сознания совершенного вами плохого поступка. То есть речь идет о наказании самого себя»17.

                                         ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятия инкультурация и социализация очень тесно связаны и во многом совпадают друг с другом по содержанию. Тем не менее, их лучше не смешивать.

Для более полного изучения рассматриваемых понятий отметим в данном практическом разделе их основные различия.

Сравнительную характеристику процессов социализации и инкультурации:

        

                                                                                                                                                         

«Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе.

Инкультурация обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура»18.

Кроме того, некоторые ученые рассматривают инкультурацию как часть социализации. Так, к примеру, Кравченко А. И. в учебном пособии по культурологии для вузов отмечает, что «социализация выступает базовым процессом включения человека в общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция»19.

По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации, так как усвоение социальных законов жизни происходит быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций, обычаев.

«Приведем пример с мигрантами, подтверждающий это. В какую бы страну человек ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, основах экономики, политического устройства, гражданских правах. Усвоение этих знаний, обучение человека жизни в общества и составляет содержание процесса социализации. Инкультурация - это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, привыкнуть. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы. Таким образом, инкультурация - более сложный и длительный процесс, чем социализация»20.

  •  Адаптация при социализации и инкультурации:

Известно, что способность к адаптации с возрастом угасает. Пожилым людям все сложнее приспосабливаться к быстро меняющимся социальным условиям. Накопления же культурных норм в этот период доходит до своего апогея.

Социализация достигает своего максимума в молодости и зрелости, а затем чаще уменьшается, раже – остается на том же уровне (см.рис1):         

                  Рис.1 Способность усваивать новые социальные роли

Инкультурация достигает своего максимума в старости (см.рис.2):

               

                              Рис.2 Накопление культурных норм

Как мы видим, на один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

ОТВЕТ с точки зрения социализации:

«Я — профессор, ученый, инженер, глава семьи».

ОТВЕТ с точки зрения инкультурации: «Я — русский» (человек обязан назвать свою национальность).

В межкультурных отношениях культурно-этническая принадлежность выступает на первый план, определяет взаимодействие, тогда как социально статусное положение отдаляется на второй план.

Итак, в данном разделе были выделены основные различия между процессами социализации и инкультурации, что было основной задачей данной курсовой работы, однако стоит также отметить, что бывают ситуации, когда процесс социализации и инкультурации совпадают. «Когда оба процесса совпадают, т. е. идут в одном направлении, мы можем построить единый континуум «социализация — инкультурация». 
Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал:

  •  Феральные люди — это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации.
  •  Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях.
  •  Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди»21

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Несмотря на описанные различия содержательное и смысловое разграничение понятий «инкультурации» и «социализации» до сих пор остается дискуссионным в науке. Так, М. Мид под социализацией понимает социальное научение вообще, а под инкультурацией — реальный процесс научения, происходящий в специфической культуре. Д. Матсумото считает социализацией процессы и механизмы, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы, а инкультурацией — продукты процесса социализации. Практически все исследователи сходятся в том, что социализация более универсальна, а инкультурация — культурно-специфична. И, безусловно, процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом, могут протекать только совместно. Каждый человек в процессе своего индивидуального развития достигает специфичной для данной культуры социализации и общей инкультурации»22.

Как мы видим, «процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом, они могут протекать только совместно. Без инкультурации и социализации человек не может быть членом общества»23, поэтому миновать эти процессы невозможно.

«В результате инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представителей других культур.

В результате социализации человек становится полноправным членом общества, свободно выполняя требуемые социальные роли (на культурную специфичность при этом внимания не обращается)»24. 

«Социализация, по мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории»25.

Как процессы инкультурации, так и процессы социализации, в основном, идут в ходе изучения без специального обучения - под руководством старших и на собственном опыте. Лишь некоторые из них происходят в специализированных институтах социализации - школах, вузах.

Итак, как мы выяснили в ходе данной курсовой работы процессы «инкультурации» и «социализации» сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Они несомненно определяют нас, способствуют формированию человека как личности, как полноправного члена общества, способного свободно общаться с другими людьми, соблюдая при этом все нормы и установленные обществом правила поведения, что несомненно отличает его от несоциализованого человека (примером которого служит «Авейронский дикарь или же всем известный Маугли).

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник.  М: Аспект Пресс, 2000 - 172 с.
  2.  Белинская Е.П., Социальная психология личности psyera.ru (гуманитарно-правовой портал)
  3.  Веремьев А.А. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. – Брянск: Курсив, 2000,-21, 32с.
  4.  Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, -74,76-80, 84с.
  5.  Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2002, -210, 212, 214,215, 231с.; Кравченко А. И.  Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд. -М: Академический Проект, Трикста, 2003 -134-135с.
  6.  Лейф И.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебно-методическое пособие- Благовещенск, 2012. -14с.
  7.  Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. -  Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов: 2012,-57с.
  8.  Стефаненко Т. Этнопсихология – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999,-59, 61с.
  9.  Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Изд-во: Томского политехнического университета ,2013,-19-20с.
  10.  biofile.ru (Научно-информационный журнал)
  11.  grandars.ru (Энциклопедия Экономиста)

1 Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Изд-во: Томского политехнического университета ,2013,-19с.

2 Лейф И.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебно-методическое пособие.- Благовещенск, 2012,-14с.

3Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2002, -214с.

4 Веремьев А.А. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. – Брянск: Курсив, 2000,-21с.

5 Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002,-215с.

6 Веремьев А.А. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. – Брянск: Курсив, 2000,-21с.

7 Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. -  Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов: 2012,-57с.

8 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник.  М: Аспект Пресс, 2000, - 172 с.

9 grandars.ru (Энциклопедия Экономиста)

10 biofile.ru (Научно-информационный журнал)

11 Белинская Е.П., Социальная психология личности psyera.ru (гуманитарно-правовой портал)

12 Стефаненко Т. Этнопсихология – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999,-59с.

13 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, -76с.

14 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, -79с.

15 Стефаненко Т. Этнопсихология – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999,-61с.

16 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003,-77-78с.

17 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003,-84с.

18 Кравченко А. И.  Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-е изд. -М: Академический Проект, Трикста, 2003 -135с.

19 Кравченко А. И.  Культурология. Учебное пособие для вузов — 4-еизд — М Академический Проект, Трикста, 2003 -134с.

20 Веремьев А.А. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. – Брянск: Курсив, 2000,-32с.

21 Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2002, -210с.

22 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003,-79с.

23 Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Изд-во: Томского политехнического университета ,2013,-20с.

24 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003,-80с.

25 Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2002, -212с.


                 

         СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Врастание в общество, становление человека социального

Конечный результат-личность

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

Срастание с родной культурой, становление человека воспитанного

Конечный результат-интеллигент           

   ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ

-адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее;

-индивид адаптируется к социальным условиям жизни;

-адаптация-легкая и быстрая.

- приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям;

- индивид адаптируется к культурным условиям жизни;

-адаптация - тяжелая и медленная.

             КТО ТЫ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37273. Правоохранительные органы 175 KB
  Проработка включенных в программу тем дает отправные знания о понятии правоохранительной деятельности и её значении в российской правовой системе основных направлениях функциях и органах осуществляющих её о судебной власти правосудии и судах их построении и основных полномочиях об организационном обеспечении деятельности судов и органах его осуществляющих о прокурорском надзоре и прокуратуре о выявлении и расследовании преступлений и занимающихся этим учреждениях об адвокатской деятельности и адвокатуре иных формах оказания...
37274. Применение языка PHP, СУБД MySQL и фреймворка CodeIgniter для разработки динамических веб-сайтов 959 KB
  Курсовая работа посвящена возможностям применения языка PHP, системы управления базами данных (СУБД) MySQL, фреймворка CodeIgniter для разработки динамических веб-сайтов. Апробация данных технологий проводится на примере создания фронт-части (front-end) веб-сайта для сети мебельных магазинов «Комфорт+»
37275. Розрахунок і конструювання монолітного ребристого залізобетонного перекриття з балочними плитами 2.33 MB
  0184 Визначення кількості стержнів армування Розрахунок і конструювання другорядної балки Розрахункова схема балки Статичний розрахунок балки Уточнення розмірів перерізу балки Розрахунок міцності балки в нормальних перерізах Розрахунок міцності балки в похилих перерізах Розрахунок на дію поперечної сили Розрахунок на дію згинального моменту Побудова обгинаючої епюри моментів Побудова епюри матеріалів Конструювання перерізу 11 Конструювання перерізу 22 Конструювання перерізу 33 Розрахункові перерізи для епюри...
37276. Исследование методов и алгоритмов работы трансляторов предметно-ориентированных языков 889.5 KB
  Для описания семантических функций синтаксической диаграммы расстановки ссылок использованы следующие обозначения: Tb_Lexems[.Code массив кодов лексем; Tb_Lexems[.Vlue массив значений лексем; Number_Lexem номер очередной рассматриваемой лексемы в массиве лексем; Stek_do стек для циклов WHILE; Stek_if стек для развилок IF; Stek_cse – стек для операторовпереключателей SWITCH; Stek_to – стек для циклов FOR. Рисунок 3 Рсхема расстановки ссылок Семантические функции к Рсхеме расстановки ссылок на рисунке 3: y0:...
37277. Багатоповерхова каркасна будівля 525.5 KB
  Розрахунок та конструювання другорядної балки. Розрахункова схема балки. Статичний розрахунок балки. Конструктивний розрахунок допоміжної балки.
37278. Теория государства и права, учебник 4.32 MB
  Садовничий ректор Московского университета академик РАН профессор Введение Вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделяется большое внимание. Определение и основное разделение права М. Лекции по общей теории права СПб.
37279. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ JAVA И JAVAFX ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 912.5 KB
  Методы моделирования в настоящее время внедрились практически во все сферы человеческой деятельности: технические, социально-экономические, сложные экономические, общественные, сферы международных отношений и др. Это связано с необходимостью расширения и углубления знаний реального мира. Существует множество реальных объектов и процессов, информацию о которых мы не можем получить из-за малости или масштабности размеров (объекты микро- и макрокосмоса); высоких или криогенных температур.
37281. Бухгалтерский и налоговый отчет в компании ООО «Экопласт» 423 KB
  Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления производства и реализации продукции товаров работ или услуг. Учет поступления товаров Дадим определение товаров на основании нормативных документов применяемых в Российской Федерации. Все операции куплипродажи товаров осуществляются на основании договора куплипродажи и его разновидностей договор поставки договор розничной куплипродажи и т. Основными целями бухгалтерского учета товарных операций является: своевременное и полное отражение на счетах...