99140

Особенности социально-культурного менеджмента образовательных учреждений

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Анализ деятельности ТОГБОУ СПО Политехнический колледж. Прежде всего он должен быть практически ориентирован в технологии менеджмента в коммерческой и некоммерческой деятельности быть экономически и юридически грамотным специалистом. В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:охарактеризовать специфику менеджмента в сфере образования; дать теоретическое обоснование возможностей использования технологий менеджмента в деятельности образовательных учреждений; проанализировать эффективность системы управления...

Русский

2016-08-02

237.77 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Ильина Елена Геннадьевна

Курсовая работа

«Особенности социально-культурного менеджмента образовательных учреждений»

студентка  группы  3СКД

заочного отделения

руководитель:

к.филол.н., доцент

Каменская Валентина Владимировна

Тамбов 2014

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

  1.  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ:

теоретический аспект

1.1 Основы социально-культурного менеджмента

1.2. Основные принципы социально-культурного менеджмента в образовательных учреждениях

    2. Анализ деятельности ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»

2.1.Общая характеристика ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»

2.2.Анализ системы управления ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»   

    3. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

В современном обществе менеджмент имеет место практически во всех сферах взаимодействия людей (бизнесе, политике, науке, образовании, здравоохранении и т. д.). Главной особенностью менеджмента в сфере образования является то, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

Рассмотрение менеджмента в сфере образования имеет свои особенности. В его технологическом содержании раскрывается весь потенциал менеджмента как теории управления. В сфере образования действуют самые различные фирмы, хотя практически все организации в сфере образования зарегистрированы, как некоммерческие. Этот факт обусловливает недостаточность использования технологий менеджмента в управлении образованием, особенно в ситуации государственных и муниципальных учреждений.

Отсутствие практики менеджмента в образовательных учреждениях  во многом связано с отсутствием компетентных специалистов в данной отрасли. Руководители образовательных учреждений  чаще всего предпочитают действовать по старинке, исключая использование технологий менеджмента. Результатом становится снижение качества и эффективности продвижения услуг образовательных организаций. Таким образом, критическое отношение к традиционному менеджменту образовательных организаций  во многом обусловлено их нынешним состоянием.

Очевидно, что глобальными проблемами современного обраования  являются сохранение культурно-исторического наследия, поддержание патриотико-героического воспитания молодого поколения, установление духовных интересов личности, сохранение духовного наследия. Главное назначение образования  состоит в ее постоянном содействии духовному развитию человека, раскрытию его талантов, дарований, способностей. Однако реализация этой цели становится сегодня невозможной  или недостаточно полной при отсутствии современных технологий управления образовательными учреждениями.

Актуальность настоящей работы обусловлена недостаточностью практического использования технологий менеджмента в сфере образования, а также недостаточной управленческой компетенции работников данных учреждений. Современное общество предъявляет все более высокие требования к компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Прежде всего, он должен быть практически ориентирован в технологии менеджмента в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом.

Цель работы – проанализировать  социально-культурный менеджмент в  ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж».

В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:

-охарактеризовать специфику менеджмента в сфере образования;

- дать теоретическое обоснование возможностей использования технологий менеджмента в деятельности образовательных учреждений;

- проанализировать эффективность системы управления досуговой деятельностью в образовательном учреждении;

Объект исследования: ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж».

Предмет исследования: социально-культурный   менеджмент в ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж».

Гипотеза исследования: эффективность разработки технологий менеджмента для организации досуговой деятельности в стенах колледжа  может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

1)при повышении управленческой компетенции работников учреждения;

2) исследовании ожиданий и потребностей студентов колледжа;

3) учете образовательным учреждением  современных подходов к управлению и продвижению услуг;

Практическая значимость исследования заключается в выявлении  основных средств и методов управления в социально-культурной деятельности и профессиональных компетенций социокультурного менеджера.


  1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  2.  Основы социально-культурного менеджмента

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность[4].

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи[10]..

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности(государственными,муниципальными,частными,обществен-ными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

Бизнес и образование в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга.

Характерные черты менеджмента

Обычно специфику менеджмента в сфере культурного досуга связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу получило достойное образование, прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость) [1]..

Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом. Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера[3].

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия[11].

К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию  музыкального вкуса.

Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговойдеятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Рассмотрим основные направления культурно-досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика  дискуссий: «Какой он – герой  нашего времени» и т.д. [5].

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования. Следующее направление культурно-досуговой деятельности – формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах. Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков, которая носит положительную направленность[7].

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

Досуг студенческой молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей “молодёжного сознания”, повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, так как идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Ценностные ориентации на досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей.

Молодёжь – социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодёжному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность.

В учебных заведениях студенческий досуг должен являться важнейшим звеном воспитательной работы. Воспитательная работа должна носить системный плановый характер. Заниматься ею должен весь педагогический коллектив: администрация, заведующие отделениями, профессорско-преподавательский состав, руководители допризывной подготовки и физического воспитания.

Социальное воспитание студенческой молодежи в процессе досуговой деятельности включает комплекс мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, экологического, спортивно-оздоровительного.

Среди массовых форм досуговой деятельности наиболее распространенными являются: концерты, развлекательно-игровые программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии..

Все большей популярностью во время досуга у учащейся молодежи пользуются так называемые «центры психологической разгрузки». Создание таких центров оказывает значительное влияние на формирование личности студента, его социальное воспитание[8].

Чем шире и разнообразнее поле досуговой деятельности, тем положительнее и благотворнее ее результаты.

Формы работы со студенческой молодёжью.

Наиболее популярные формы работы со студенческой молодёжью, ориентированные на развитие каждого индивида, дающие возможность создания комплекса оптимальных педагогических средств:

Акция - от латинского «action» - действие; выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Акция может быть как реакция на политическое событие, на события в регионе, городе, образовательном учреждении; в этом случае она содержит одно ключевое мероприятие.

Вечер - данная форма предусматривает совместное вечернее времяпрепровождение участников в течение нескольких часов; оно может быть приурочено к памятным, календарным датам, посвящено событиям, проблемам общественно-политической, культурной жизни страны.

Дискуссия, диспут -от латинского «discussion» - рассмотрение, исследование; публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Экскурсия- от латинского «excursion» - выезд; коллективное посещение места отдыха, достопримечательности с образовательной или увеселительной целью[10].

Ученые-практики отрабатывают технологию исследований, отдавая предпочтение изучению педагогического опыта западных стран и прогрессирующим образованиям в области досуга детей и подростков. Особое значение придается терминологическим разночтениям, расхождениям в понимании психолого-педагогических дисциплин, конструированию практических моделей, сопоставлению различий. При всей специфичности различных современных тенденций в них отражены актуальные и глобальные подходы к управлению, содержанию, формам и методам обозначенной проблемы.

 

  1.  Основные принципы социально-культурного менеджмента в образовательных учреждениях.

Методами  социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило  прийти к следующим выводам.

Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм, методов организации досуга[1].

Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.

Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры [14].

В целом, мы можем отметить, что социокультурная деятельность имеет собственную материальную базу, где протекают социокультурные процессы.

Также в социокультурной деятельности накоплен огромный практический опыт работы с людьми. Все это указывает на то, что социокультурная деятельность не только целостный, многогранный объект и субъект деятельности и управления, но и представляет собой с научной точки зрения теоретическую и прикладную дисциплину, предметом которой являются социокультурные процессы по сохранению, распространению и потреблению социокультурных ценностей, услуг и управление ими.

Профессиональные компетенции социокультурного менеджера.

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт,обладает организаторскими способностями[13].

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов: социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента[14].

Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.

Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.

Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы[5].

Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Показатели профессиональной компетенции:

Профессиональную компетентность социально-культурной деятельности следует рассматривать, прежде всего, как качественный показатель профессиональной деятельности, основанный на умениях и навыках.

Профессиональная компетентность такого менеджера - это качественный уровень профессиональной деятельности, ориентированной на социально значимый, культурно-творческий конечный результат и оптимальный процесс его достижения.

Профессиональная компетентность менеджера социокультурной деятельности проявляется в двух ипостасях: объективная сторона - в умении управлять коллективом учреждения культуры в целом и его отдельными сотрудниками; субъективная - в профессионализме самого менеджера, который реализуется в самой его деятельности, в его личностном отношении к этой деятельности.

Будучи групповой и индивидуальной формой деятельности, менеджмент социально-культурной деятельности реализуется и в том, и в другом случае в личностной форме управленца, в его индивидуальном и конкретном способе реализации сил, возможностей и способностей.

Личностные качества менеджера обуславливают уровень профессионализма, так как сама по себе эта профессия в большей степени объективирована структурами и функциями социокультурной деятельности.

Умение управлять коллективом учреждения и профессионализм самого менеджера, как два начала, взаимно обогащая друг друга, формируют профессионализм, как часть профессиональной компетентности социокультурного менеджера.

Профессионализация менеджера социально-культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответствии с изменяющимися целями, задачами социокультурнои деятельности, которые, в свою очередь, служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.

Следовательно, в процессе деятельности менеджера развиваются его необходимые профессиональные качества, но достигается это при условии полноценной, продуктивной, творческой деятельности.

Нецелесообразная же деятельность в любых видах всегда приводит к падению профессионализма, вырождению профессиональной компетентности. Уровень профессионализма менеджера социально-культурной деятельности органически связан с его компетентностью.

Компетентность представляет собой не только результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления, стиль деятельности.

Компетентность и профессионализм всегда дополняют и обогащают друг друга, но нередко эти качества не соединяются в одном субъекте. И тогда менеджер с высоким уровнем теоретической компетентности бывает в профессиональном отношении весьма далеким не только от совершенства, но и от стандартных требований, предъявляемых к уровню профессионализма.

Профессиональная компетентность по своей сути тесно соприкасается с таким понятием, как "знание": доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей.

Классифицируя указанные виды знаний, нетрудно установить, что профессиональную компетентность менеджера определяют:

- методологические знания;

-теоретические знания;

- технологические знания.

Единство методологических, теоретических и технологических знаний в совокупности с практическим опытом рождают и накапливают умения и навыки, профессиональный опыт как основу профессионального мастерства.

Таким образом, профессиональное мастерство менеджера рождается в процессе реальной социокультурнои деятельности. Деятельность становится основным компонентом профессионального мастерства, а оно определяет профессиональную компетентность менеджера[12].

Профессиональная управленческая культура менеджера социально-культурной деятельности формируется на основе вариативного сочетания двух видов знания:

- операционального знания, которое обращено на выполнение конкретных действий и определяет профессиональный кругозор менеджера;

- метазнания, связанного с механизмами и инструментами управленческой деятельности, ее структурой, быстрой профессиональной адаптацией, продуктивностью реализации способностей.

Особым признаком профессиональной управленческой культуры выступает категория творческой деятельности, тесным образом связанная с природными основами социально-культурной сферы, где первичными качествами менеджмента и менеджера выступают оригинальность, гибкость, нестандартность мышления, способность генерировать идеи, просчитывать адекватные пути их реализации и предвидеть возможные результаты[11].


  1.  АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТОГБОУ СПО «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

  1.  Общая характеристика

Основное направление развития образовательного учреждения - это создание условий для обновления модели профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров политехнического профиля, отвечающих современным требованиям, предъявляемым работодателями, посредством инновационной деятельности, которая обеспечит колледжу эффективную конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

ТОГБОУ СПО "Политехнический колледж" - образовательное учреждение, в котором созданы условия для модернизации содержания образования путем ориентации его на рыночный спрос, совершенствование системы управления, внедрение инновационных образовательных технологий, усиление взаимодействия с работодателями, проведение мониторинга на рынке образовательных услуг и рынке труда, развитие материально-технической базы.

Концептуальные основы развития Тамбовского политехнического колледжа.

Основное направление развития образовательного учреждения – это обновление модели профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров железнодорожного и автотранспортного профиля, отвечающих современным требованиям, предъявляемым работодателями. Главный акцент в своей деятельности образовательное учреждение, исходя из содержания современного профессионального образования и требований работодателей, делает на повышение уровня профессиональной и личностной компетентности каждого выпускника. Иными словами, образовательный процесс в колледже строится таким образом, чтобы каждый обучающийся стал практико-ориентированным специалистом, обладающим качественным теоретическим образованием, широким техническим кругозором, пониманием производственного процесса в целом, проявляющим инновационную активность.

В обозначенном контексте ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж» - это образовательное учреждение, в котором созданы условия для модернизации содержания образования путем ориентации его на рыночный спрос, совершенствование системы управления, внедрение инновационных образовательных технологий, усиление взаимодействия с работодателями, проведение мониторинга на рынке образовательных услуг и рынке труда, развитие материально-технической базы.

В качестве основной идеи ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж» определяет создание на базе колледжа системы качественной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного и автотранспортного профиля, состоящей из следующих компонентов:
         -инновационные образовательные технологии;

-интеграция образовательного и производственного процессов путем организации производственного обучения на базе реально действующих промышленных предприятий;

-оценка профессиональных компетенций выпускников в соответствии с перспективными требованиями работодателей.

Основные направления преобразования Тамбовского Политехнического колледжа.

Программа развития колледжа предполагает комплексное развитие образовательного учреждения и ориентирована на инновационную деятельность, внедрение достижений педагогической науки и передового опыта, итогом которого должно стать развитие творческого потенциала педагогов и оптимизация воспитательно-образовательного процесса, способствующего подготовке конкурентоспособных специалистов (рабочих).
Программа развития - это прежде всего прогноз развития колледжа, предвидение организационно-педагогических и социально-экономических условий на длительный срок. Она представляет собой совокупность плановых действий на основе выделенной генеральной цели и конечных целей развития, закрепленных в стратегической программе развития.
Эффективность разработки комплексно-целевой программы обеспечена следующими показателями:

определение приоритетных направлений;

наличие точных и диагностически заданных целей как конкретно прогнозируемого и ожидаемого результата;

использование в процессе проектирования достижений педагогической науки, передового опыта и инновационной деятельности, увязанной с практикой и конечными результатами развития колледжа;

последовательность в разработке шагов построения комплексной целевой программы развития: локальная цель, методическое и информационное обеспечение, кадровое и материально-техническое обеспечение, психологическое и медико-педагогическое сопровождение;

мотивационное обеспечение деятельности участников образовательного процесса, направленное на реализацию творческого потенциала.

Для организации укрепления здоровья и развития спортивно- массовой работы в колледже имеется:

два спортивных зала, спортивная площадка. Работают четыре секции: «футбол», «волейбол», «баскетбол», «рукопашный бой»; для сотрудников проводятся занятия в группе «Физкультура и спорт – залог здоровья». Для отдыха обучающихся и сотрудников в колледже имеется комплекс психологической разгрузки, состоящий из сауны, бассейна и бильярдного зала, желающие имеют возможность отдохнуть и оздоровиться после учебного дня.

В колледже оборудовано два стола под настольный теннис, в свободное от занятий и работы время обучающиеся и сотрудники могут поиграть в настольный теннис.

Для организации воспитательной работы в колледже также имеется: Кабинет педагога - психолога, общей площадью 45 м2.

Библиотека, общей площадью 82 м2, в том числе читальный зал на 30 мест (36 м2) и хранилище книг (46 м2). Охват студентов услугами библиотеки составляет 100%.

Большой спортивный зал – 284 м2, малый спортивный зал – 80 м2, при зале предусмотрены женская и мужская раздевалки, раздельные душевые и уборные. Занятия физкультурой в теплое время года проводятся на спортивной площадке. Занятиями физкультурой в спортивных залах и на спортплощадке охвачены 100% обучающихся.

В колледже действуют 4 спортивных секции: «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол» и «Армейский рукопашный бой», тренировки проходят в двух спортивных залах. В секциях занимаются 15% от общего числа обучающихся.

Для проведения занятий танцевального и хорового кружков используются два помещения общей площадью 434 м2. В данных кружках занимаются 15% от общего количества обучающихся колледжа.

В колледже действуют 6 клубов по интересам, занятия проходят в учебных кабинетах, в клубах по интересам занимаются 20% от общего количества обучающихся.

В 2008 г. оборудована музейная комната, позволяющая вовлекать студентов в поисково – краеведческую деятельность.

Анализ наличия базы для организации воспитательной работы в колледже показал, что в колледже имеются все условия для развития творческих, интеллектуальных способностей обучающихся и студентов, формирования физически и духовно здоровой личности.

Организационная структура управления.

Востребованной на сегодняшний день целью воспитательной работы

является обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитания, обновление содержания и структуры воспитания на основе сложившихся в колледже традиций современного опыта, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов, а также воспитание подрастающего поколения, обладающего не только соответствующим набором знаний, умений и навыков, но и высокими нравственными, качествами, ответственностью и гражданским самосознанием, высокой социальной активностью через формирование отношения студента к самому себе, окружающему миру, другим людям.

Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация колледжа планомерно создает целенаправленную систему воспитания студентов, представляющую условия, способствующие индивидуальному развитию обучающихся и их коллективному взаимодействию.

Определяющим для нас является повышение статуса воспитания в колледже, создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса, для гармоничного развития личности, реализации ее творческой и гражданской активности, готовности служению Отечеству, повышения профессионального уровня будущих специалистов.

Нормативно-правовая база организации воспитательного процесса с обучающимися колледжа.

Воспитательная деятельность в колледже регламентирована нормативно-правовой базой, при разработке которой был учтен накопленный ранее опыт работы со студентами в ВУЗах и ССУЗах Российской Федерации, актуализированы наиболее эффективные формы организации воспитательной работы с обучающимися, опирающиеся на ряд законов, принятых на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Определяющим документом организации воспитательной деятельности в колледже является программа развития воспитательной работы на 2010-2014 г.г., по которой ведется систематизированный и целенаправленный воспитательный процесс. Данная программа составлена на основе приоритетных направлений реализации молодежной политики и образования в Российской Федерации, которая определяет основные цели и задачи воспитания студентов, содержание и основные пути развития воспитательной деятельности колледжа.

Программа реализует следующие направления: «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание», «Студенческое самоуправление», «Здоровье» и «Профилактика правонарушений в студенческой среде».

Основными формами учебно-воспитательной и внеурочной работы колледжа являются: воспитательная работа в учебном процессе, воспитательная внеурочная деятельность, включающая в себя научно-исследовательскую, общественную, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную и другую деятельность студентов.

Структура управления воспитательным процессом.

Воспитательная работа в колледже возглавляется директором, организуется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, осуществляется педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования, мастерами и кураторами групп, социальным педагогом, педагогом – психологом, преподавателем –организатором ОБЖ, руководителем физвоспитания, ведущим библиотекарем, преподавателями в учебном процессе. Ряд организационных функций возложен на студенческий совет.

Для внедрения системы воспитательной работы и организации работы со студентами в колледже создана социально-педагогическая служба, в состав которой входят:

-заместитель директора по УВР;

-педагог – психолог;

-социальный педагог;

-педагог – организатор.

Воспитание и обучение профессионала - одно из важных направлений в системе воспитания. Последние пять лет педагогический коллектив работает над созданием системы единого образовательного пространства профессионального образования и его углубление во внеурочное время. Формы этой деятельности представлены в виде участия в организации постоянно действующих выставок, конкурса профессионального мастерства, фестивалей.

Формы реализации воспитательных задач включают в себя развитие творческих коллективов. В настоящее время в колледже действует 6 коллективов, 3 из которых спортивные, танцевальный коллектив, хоровая студия, компьютерный кружок.

Основные направления воспитательной деятельности

В соответствии с общей целью в качестве основных в колледже приняты следующие направления воспитания студентов:

профессионально-трудовое воспитание

гражданско-патриотическое и правовое воспитание

культурно-нравственное;

спортивно-оздоровительное воспитание;

работа с родителями;

студенческое самоуправление.

Профессионально-трудовое воспитание

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.

Для реализации данного направления воспитательной работы в колледже систематически проводятся такие мероприятия как:

тематические классные часы;

экскурсии на предприятия города;

встречи с руководителями и специалистами предприятий;

ведется совместная работа с городским центром занятости населения и комитетом по молодежной политике города по временной занятости студентов и трудоустройству выпускников;

ежегодно, в сентябре, проводится анализ трудоустройства выпускников;

в течение учебного года студентами выпускаются стенгазеты и ведется оформление стенда к профессиональным праздникам;

с целью приобщения студентов к общественно-полезному труду, в колледже проводятся субботники, генеральные уборки, ремонт мебели;

во время летних каникул наши ребята участвуют в работе студенческих строительных отрядов;

ежегодно проводятся, ставшие уже традиционными, такие мероприятия как: «Лучший по профессии», «Посвящение в студенты», «Вечер встречи с выпускниками», выставка творческих работ студентов и преподавателей, студенческие научно-практические конференции;

в рамках профориентационной деятельности налажена тесная связь со школами города и района (проводятся Дни открытых дверей, организуются встречи представителей колледжа с учениками и родителями школ, издаются справочные материалы (проспекты), проводится реклама  учебного заведения в СМИ, студенты принимают активное участие в городской ярмарке вакансий[15] .

  1.  Анализ системы управления ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж».   

 Управление Колледжем осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», а также Уставом Колледжа на принципах единоначалия и коллегиальности. При этом принцип единоначалия реализуется посредством персональной ответственности директора за деятельность Колледжа, в том числе за качество подготовки выпускников, надлежащее состояние финансовой и договорной дисциплины, учета и отчетности, сохранности имущества и других материальных ценностей, находящихся в собственности или арендованных Колледжем; обязательности приказов и распоряжений директора для его работников и студентов. Состав и численность работников Колледжа регулируется штатным расписанием, утвержденным директором.

     В настоящее время организационно-штатная структура Колледжа включает в себя 4 заместителя директора (по учебной, учебно производственной, учебно-воспитательной, научно-методической работе), 3 структурных подразделения, в том числе 4 кафедры, учебно-методический отдел, приемная комиссия, бухгалтерия, блок информационно-технического обеспечения и т.д.

Воспитательную деятельность в колледже непосредственно осуществляет педагогический коллектив под руководством заместителя директора по учебно – воспитательной работе.  С целью организации управления воспитательным процессом заместителем директора по учебно - воспитательной работе разработана циклограмма, включающая следующие показатели:

работа с кадрами;

проведение инструктажей;

внутиколледжный контроль за организацией воспитательной деятельности;

выступление на инструктивно-методических совещаниях, семинарах, советах;

работа творческой лаборатории;

работа с родителями;

внеучебная работа, руководство ученическим активом;

формирование здорового образа жизни;

эстетическое воспитание;

формирование нравственно-правовой культуры, гражданственности и патриотизма;

идеологическая работа.

В управленческую структуру системы воспитательной работы колледжа входят: творческая лаборатория мастеров п/о, классных руководителей, кураторов, социальный педагог и педагог - психолог, органы ученического самоуправления, библиотека колледжа и общественные организации. 

Благодаря созданию творческой лаборатории воспитательная деятельность постоянно развивается, исследуется и корректируется, внедряются инновационные воспитательные технологии. За последнее время большую роль играют органы ученического самоуправления, которые являются инициаторами совместных дел. Управление воспитательным процессом осуществляется по непосредственным руководством заместителя директора по учебно – воспитательной работе.

 Непосредственное управление осуществляется изданием приказов и распоряжений директора, в том числе и на основании решений Ученого совета в рамках компетенции установленной Уставом. Эффективность выполнения приказов и распоряжений директора со стороны сотрудников и студентов весьма высокая. Делопроизводство в Колледже ведется на основе Номенклатуры дел, которая составлена на основе Типовой номенклатуры дел.

     Существующая система управления в целом соответствует действующим организационно-правовым, распорядительным документам и утвержденной нормативно-правовой документации. В Колледже разработаны соответствующие должностные инструкции, регламентирующие функции, должностные обязанности, права, ответственность и взаимоотношения его руководителей, специалистов, исполнителей и других категорий работников.

     Наличие и применение должностных инструкций в управленческой практике Колледжа позволяет:

- рационально распределить функциональные обязанности между его сотрудниками и исключить их дублирование;

- поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, а также устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

- четко определить служебные связи сотрудников и их взаимоотношения друг с другом; - конкретизировать права сотрудников в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;

- повысить коллективную и личную ответственность сотрудников за своевременное и качественное использование возложенных па них функциональных обязанностей;

- организовать равномерную загрузку сотрудников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.

     Должностные инструкции разработаны для каждой должности в соответствии со штатным расписанием Колледжа и являются логическим продолжением и развитием системы качества его управления.

     К числу обязательных документов также можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка, регламентирующие прием и увольнение сотрудников, рабочее время, организацию труда, получение материальных благ и социальных гарантий. Это внутренний нормативный документ, который, с одной стороны, строго соответствует Трудовому кодексу РФ, а с другой - учитывает специфику Колледжа (его кадровую политику, структуру персонала, технологию и организацию деятельности и др.). Контроль за выполнением планов осуществляется в течение учебного года. Помимо плановых мероприятий в Колледже осуществляется оперативное управление через совещания.

Обязательным является их проведение в начале каждого месяца. Внеплановые совещания созываются по мере необходимости. Для оперативного руководства и координации деятельности Колледжа издаются приказы и распоряжения директора.

     Наличие указанной выше организационной структуры управления благоприятно сказывается на положении дел в Колледже и способствует его эффективному функционированию, которое позволяет адекватно оценить степень соответствия достигаемых результатов установленным целям Колледжа, а также степень соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.

     При этом критерием эффективности организационно-штатной структуры Колледжа служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно небольших затратах на обеспечение ее функционирования.

Таким образом, анализ работы структурных подразделений показывает, что существующая структура соответствует действующему законодательству РФ и Уставу Колледжа

  1.  АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж».

Анализ выявленных противоречий, оценка и ранжирование проблем позволил выработать концепцию организации воспитательной работы ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж» и разработать программу ее реализации посредством разработки и внедрения  инновационной адаптивной модели системы воспитательной работы.

Методологическую основу проектирования воспитательной деятельности составляет концепция «Системное построение системы воспитания» (авторы: Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.). В своем выборе я  руководствовалась тем фактом, что многие обучающиеся в колледже происходят из социально–незащищенных слоев населения, имеют проблемы в социализации и адаптации в обществе. Предлагаемые в рамках реализации программы воспитательной работы мероприятия являются частью процесса социализации обучающихся, помогая им адаптироваться в образовательно–профессиональной среде, формируя у них культуру самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Схема1. Структура организационно – педагогических компонентов  формирования профессионально – личностной самостоятельности выпускника ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж» 

Содержание и основные направления воспитательной деятельности 

- Духовно-нравственное воспитание – создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни.

- Гражданское, патриотическое и правовое воспитание – меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, учебного заведения; усвоению норм права и модели правомерного поведения.

- Профессионально-трудовое воспитание – формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики.

- Эстетическое воспитание – содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства.

- Здоровый стиль жизни и физическое воспитание – совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового стиля жизни.

Субъекты воспитательной деятельности:

Развитие системы воспитательной работы в колледже возможно только при взаимодействии субъектов воспитательной деятельности, которое представлено на схеме «Субъекты воспитательной деятельности»(см.схему2).

В целях реализации концепции воспитания в колледже создана структура управления воспитательной работой, особенностью которой является то, что обучающийся и студент являются объектом воздействия со стороны специалистов - непосредственных участников образовательного процесса, в котором основная роль принадлежит мастеру п/о, классному руководителю. В то же время обучающийся имеет возможность выхода на контакт с любым специалистом для реализации основных и дополнительных образовательных целей, а также для решение социальных проблем.  Воспитательный процесс предусматривает включение в него каждого обучающегося и студента. Воспитательная система динамична и подвижна, сочетает в себе традиции и инновации. Это система живая, развивающаяся, которая выстраивается и существует в конкретной ситуации, в соответствии с логикой и потребностями настоящего момента.

Социальные партнеры воспитательной деятельности

Воспитательная деятельность колледжа строится также на сотрудничестве, имеющиеся социальные партнеры представлены на схеме «Взаимодействие с социальными партнерами».

Схема3 


Направления и механизм реализации программы


№ п/п

Направление

Мероприятия

Ответственные

1

2

3

4

1.

Создание условий для развития воспитательной работы

Создание нормативно – правовой базы.

Заседание творческой лаборатории по проблеме гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания.

Мониторинг на выявление уровня воспитанности.

4.Рализация программы адаптации студентов первого года обучения, программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Организация и проведение экскурсий по святым местам.

Организация и проведение тематических линеек, направленных на формирование культурных норм поведения.

Посещение концертов духовной и камерной музыки.

Участие в областных фестивалях и конкурсах.

Организация и проведение тематических классных часов.

9.Организация и проведение «Часов общения». вечеров отдыха, выставок, концертов, спортивных праздников, тематических встреч.

зам. директора по УВР;
зам. директора по НМР;
преподаватель истории;
преподаватели литературы;
педагог - организатор;
преподаватель –организатор ОБЖ;
педагоги дополнительного образования;
социальный педагог;
педагог – психолог;
классные руководители;
мастера п/о;
кураторы.

2.

Мотивация учебной деятельности, создание условий для самосовершенствования через самопознание, саморазвитие и самореализацию

Наблюдение за поведением обучающихся 1-х курсов во время занятий и вне учебной ситуации, консультирование обучающихся по вопросам адаптации в колледже по различным вопросам.

Родительское собрание по ознакомлению с Уставом, локальными актами колледжа.

Создание банка данных обучающихся, находящихся в социально – опасном положении

Запись в кружки художественной самодеятельности, спортивные секции  кружки по предметам по интересам.

Формирование банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Запись в предметные кружки, кружки художественной самодеятельности, спортивные секции по интересам.

Создание социального паспорта колледжа на учебный год.

Проведение конкурсов, фестивалей, акций, вечеров отдыха

 

зам. директора по УВР;
зам. директора по НМР;
преподаватель истории;
преподаватели литературы;
педагог - организатор;
преподаватель –организатор ОБЖ;
педагоги дополнительного образования;
социальный педагог;
педагог – психолог;
классные руководители;
мастера п/о;
кураторы.

3.

Создание условий для формирования сплоченного ученического коллектива, выделение актива колледжа, обладающего организаторскими и коммуникативными способностями.

1.

Методический семинар для мастеров п/о, классных руководителей: «Лидер группы в классном коллективе:- Проблемы и решения».

2.

Организация ученического самоуправления в группах (выбор актива группы).

3.

Перевыборы актива колледжа.

4.

Планирование работы актива колледжа.

5.

Заседание совета органов ученического самоуправления.

 

Планирование работы творческих лабораторий

6.

Совместная трудовая деятельность студентов и педагогов колледжа

7.

Проведение внеклассных мероприятий

8.

Участие обучающихся и студентов в общественно –государственном управлении колледжем.

9.

Организация дежурства в колледже

10.

Уборка кабинетов, территории колледжа

 

 

 

 

 

4.

Организация информационной работы, направленной на расширение культурно-правовых знаний, формирование духовно-нравственных ценностей, пропаганда здорового образа жизни

Заседание клуба «Подросток и закон».

Цикл лекций – бесед совместно с ПДН ОМ № 2 УВД г.Тамбова «Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних»

Заседания волонтерского отряда «Мицар»:

- «Я хочу быть здоровым», «Подростковая наркомания», «Последствия свободной любви», «Курение: цена удовольствия – жизнь!»

Участив в конкурсах на знание основного закона «Конституция РФ».

5.Организация и проведение правовых турниров.
6.Организация и проведение детских утренников, праздников в школе – интернате № 1, социальном приюте г.Тамбова.
7.Организация и проведение встреч:
-с выпускниками разных лет;
- с ветеранами ВОВ- выпускниками образовательного учреждения ( в рамках деятельности Музейной комнаты).
8.Проведение праздника «День семьи в Музейной комнате»
9.Организация и проведение литературных вечеров, музыкально – литературной гостиной, вечеров музыки

зам. директора по УВР;
преподаватель основы правоведения;
педагог - организатор;
руководитель физвоспитания;
педагоги дополнительного образования;
социальный педагог;
педагог – психолог;
классные руководители;
мастера п/о;
кураторы.

5.

Создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания; формирование базовой культуры личности, овладение социальным опытом, навыками принятия жизненно важных решений; формирование профессионального самоопределения; повышение роли студенческого периода обучения. Ориентация воспитательной деятельности на реализацию профессионального потенциала обучающегося в трудовой социально значимой деятельности в соответствии с реальными требованиями общества, потребностями личности и рынка труда

 Участие в городских акциях «Чистый город», Зеленый сквер», «Город парков» и др.

Организация дежурства, работа оперативной группы.

Оказание шефской помощи социально незащищенным детям.

Организация и проведение акции «Подари детям радость игрушке».

Работа по уборке  прилегающей территории.

Оказание шефской помощи в благоустройстве и уборке детских садов.

Организация и проведение «Дней карьеры».

Участие в организации и проведении «Дней открытых дверей»

 

зам. директора по УВР;
преподаватель основы правоведения;
педагог - организатор;
руководитель физвоспитания;
педагоги дополнительного образования;
социальный педагог;
педагог – психолог;
классные руководители;
мастера п/о;
кураторы.

6.

Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания

Акция здорового образа жизни:

«Брось сигарету – 
получишь конфету»

Акция милосердия

День пожилого человека»

Конкурс патриотической

песни

Конкурс сочинений

«Я и моя семья»

Музыкально-поэтическая

композиция: 
«Они были молодыми
6. Встреча с ветеранами
 
(областного совета ветеранов)
7. Конкурс плакатов
 
«У войны не женское лицо»
8. Уроки мужества, уроки памяти.
9. Экскурсии в зал боевой славы
 
(Краеведческий музей)
10.Организация и проведение
Уроков мужества в музейной
 
Комнате.
11. Сотрудничество с ДК «Знамя
 
труда
12. Военно-спортивные эстафеты
13.Встречи с поэтами, писателями
 Тамбовского края.
14. Проведение концертов,
 
посвященных памятным датам.

зам. директора по УВР;
руководитель музейной комнаты;
руководитель волонтерского отряда «Мицар»;
педагог - организатор;
педагоги дополнительного образования;
социальный педагог;
классные руководители;
мастера п/о;
кураторы.

В процессе работы с обучающимися и студентами необходимо применять следующие методы, приемы и формы:

- ролевые, деловые, творческие игры;
- интеллектуальные разминки;
- элементы дискуссий;
- мини-лекции;
- проблемные ситуации;
- психологические тренинги;
- диалоги (мотивационные, рефлексивные);
- профессиональный практикум;
- коллективно-творческие дела.


Программа развития воспитательной работы охватывает основные направления воспитания, которые позволяют обучающимся и студентам реализовать себя в современных условиях, сформировать гражданскую зрелость, культурно-нравственную личность, воспитать трудолюбие, профессиональные качества личности и быть востребованным со стороны государства и общества.

Возможные риски и пути их преодоления

    При внедрении инновационной адаптивной модели системы воспитательной работы могут возникать и определенные риски, такие как:

Отсутствие мотивации у подростков;

Инертность педагогических работников и обучающихся;

Инертность внешней среды.

Пути преодоления трудностей:

Достаточно высокий уровень управленческой компетентности заместителя директора по учебно - воспитательной работе и активистов cтуденческого совета, информационно - разъяснительная работа, обеспечение согласованности действий между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса значительно снизят возможные проблемы. Внедрение механизмов поощрения и финансового стимулирования для педагогического и студенческого коллективов снизит  возможность возникновения трудностей при реализации программы воспитательной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели образовательное учреждение к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы, вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.
Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого положения, методика работы с молодежью теперь переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося.

Необходимость создания программы воспитательной работы колледжа вызвана конкретными потребностями стратегического развития образовательного учреждения, направленными на формирование профессионально-личностной готовности выпускника к труду и жизнедеятельности в постоянно изменяющихся экономических условиях, а также потребностями регионального рынка труда в высококвалифицированных специалистах, способных мобильно реагировать на постоянное изменение технологического процесса на производстве. 

В средних профессиональных учебных заведениях наблюдается некое  противоречие между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах среднего звена, способных самостоятельно проектировать профессиональную карьеру, характеризующиеся нравственной зрелостью и ответственностью, и сложившейся на сегодняшний день практикой директивной организации досуга студентов, отсутствием условий для формирования их самостоятельности  и ответственности.  Для того чтобы выпускник среднего профессионального образовательного учреждения был профессионально мобилен, самостоятелен и востребован, его должны отличать умение критически мыслить, анализировать поступки и факты, отстаивать собственную точку зрения, что требует от образовательного учреждения определения комплекса организационно-педагогических условий формирования личности обучающегося.

Система воспитательной работы ТОГБОУСПО «Политехнический колледж» - это развивающийся во времени и пространстве самоорганизующийся комплекс взаимосвязанных компонентов, направленный на создание условий для самореализации, самосовершенствование и самоактуализацию личности будущего специалиста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Тульчинский Г.Я. Технология менеджмента в сфере культуры. СПб, 2006. 232 с.

2.Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры. Опыт России и США.СПб.: СПбГУКИ, 2003.180 с.

3.Рудич М.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технолоии: Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.208с.

4.Мескон М., Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: 2002.170 с.

5.Чижиков В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента.  М.: МГУКИ, 2008. 215 с.

6.Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб.: Михайлов, 2002. 317 с.

7.Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере.Омск: Омич, 2000. 288 с.

8.Жарков А.Д Технологии культурно-досуговой деятельности,2002.147 с.

9.Герасимов С.В. , Тульчинский Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры, 2009. 168 с.

10.Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. 140 с.

11.Ноздренко Е.А. Теория и практика социокультурного менеджмента. Красноярск: ИПК СФУ, 2007. 82 с.

12.Киселева Г. Г. , КрасильниковЮ. Д. Россия- Основы менеджмента в социально-культурной сфере, 2005. 116 с.

13.Здоровый отдых: электрон.журн. 2007. № 1. URL:

14.http://www.z-o.ru/socialno-kulturnaya-deyatelnost.html(дата обращения: 15.04.2014).

15.http://politexcolledg.ru/(дата обращения 19.04.2014)

16.http://politexcolledg.ru/nov.php(дата обращения 19.04.2014)

17. http://www.politexcolledg.ru/view.php?id=85 (дата обращения

01.05.2014)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76534. Значение и место учебника по русскому языку. Анализ учебника русского языка 30 KB
  В этой книге излагаете материал в соответствии с программой по предмету. Цель использования учениками: получение необходимой информации приобретения комплекса умения и навыков Для учителя: источник методической системы который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала чему и как учить. Систематизирующую: материал представлен в системе усвоение по системе от простого к сложному. Весь теоретический материал может быть представлен в учебниках разными способами: дедукция способ мышления основой является...
76535. Закономерности усвоения родного языка и вытекающие из них принципы 34.5 KB
  Способность ребенка понимать отвлеченное лексическое значение слова в дальнейшем приводит его к пониманию слова как части речи. В какие сроки ребенокдошкольник овладевает указанными выше фактами языка и овладевает ли зависит от того как его обучают речи каков развивающий потенциал языковой среды в которой он растет а самое главное имеет ли он возможность усваивать грамматические и лексические значения родного языка синхронно в нужных пропорциях. Письменная речь усваивается если ее опережает развитие устной речи если она является как...
76536. Упражнения по русскому языку и их виды 27.5 KB
  Приступа по критериям: Упражнение зависит от характера мыслительной деятельности учащихся аналитической и тдОт времени выполненияОт последовательности связано с этом усвоения языкового материала: 1. Пропедовтическиеподготовка к восприятию нового материала ок цент на изучаемую единицу;Иллюстративные наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов которые разбираются на уроке;Закрепительные закрепление теоретических сведения: постоянно воспроизведение существенных признаков изучаемого материала.
76537. Методы и приемы обучения русскому языку 40 KB
  Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)
76538. Диктант как метод обучения и форма контроля 32 KB
  Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...
76539. Теоретические методы усвоения русского языка 26.5 KB
  Теоретические методы усвоения русского языка. Федоренко выделяет методы практического изучения языка объяснение непонятных слов подготовка устных сообщений письменных сочинений составление планов конспектов тезисов исправление ошибок грамматических и стилистических обучение работе со справочной литературой методы теоретического изучения языка беседа сообщение чтение правил в учебнике методы теоретикопрактического изучения языка различные упражнения: при изучении грамматики грамматический разбор анализ готового материала...
76540. Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся 30 KB
  Языковой разбор и его роль в формировании знаний навыков и умений обучающихся. Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова предложения небольшие тексты. Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся так как проводится на готовом языковом материале восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того какое умение отрабатывается различаются следующие виды...