99142

Коммерческая деятельность торговой организации и пути ее совершенствования (на материалах торговой организации ЧУП «Поречье Белкоопсоюза»)

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Объект исследования – ЧУП Камако плюс. Исследования и разработки: определены особенности рекламной деятельности в торговле и оценки ее эффективности методы экономической и психологической эффективности рекламы; проведена оценка эффективности использования рекламных средств на ЧУП Камако плюс; даны рекомендации по повышению эффективности использования рекламных средств в рекламной деятельности торговой организации. Область практического применения результатов исследования – рекламная деятельность ЧУП Камако плюс. В курсовой работе для...

Русский

2016-08-02

128.01 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра управления коммерческой деятельностью 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Коммерческая деятельность

                  на тему:  Коммерческая деятельность торговой организации и пути ее совершенствования (на материалах торговой организации ЧУП «Поречье Белкоопсоюза») 
 
 
 
 
 

 

Студент

ФЭУТ, 4-й курс, ЗГС-2                                                           Л.Л. Порохненко

Руководитель                                                                         

канд. техн. наук,

доцент                                                                                         А. Г. Ромина
 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

Курсовая  работа:   36  с., 2 рис.,  3табл.,  27 источников

МАРКЕТИНГ, РЕКЛАМА, ПРЕДПРИЯТИЕ ГОСТЕПРИИМСТВА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМЫ, ОЦЕНКА РЕЛАМЫ, РЕЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предмет исследования – рекламная деятельность предприятия.

Объект исследования –  ЧУП «Камако плюс».

Цель работы:  проведение оценки и выявление путей повышения эффективности использования рекламных средств в торговле.

Исследования и разработки: определены особенности рекламной деятельности в торговле и оценки ее эффективности, методы экономической и психологической эффективности рекламы; проведена  оценка эффективности использования рекламных средств  на ЧУП «Камако плюс»; даны рекомендации по повышению эффективности использования рекламных средств в рекламной деятельности торговой организации.

Область практического применения результатов исследования – рекламная деятельность ЧУП «Камако плюс».

Методы исследования: сравнительный анализ; теоретический и практический анализ;  использование абсолютных и относительных величин; логическое обоснование.

Элементы научной новизны: обоснована необходимость организации и проведения рекламных мероприятий.

Технико-экономическая значимость: организация и проведение рекламных мероприятий повысит имидж предприятия, увеличит объемы продаж.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетный и аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                

   __________________________

                     (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………    4

1   Сущность рекламной деятельности торговой организации……………    6

1.1 Теоретические основы организации рекламной деятельности………      6

1.2  Показатели эффективности использования рекламных средств ….….   10

2 Анализ рекламной деятельности предприятия……………………………   12

2.1 Общая характеристика предприятия с позиции конкурентной среды…  12

2.2 Анализ экономической деятельности предприятия…………………… .  15

2.3 Особенности рекламной  деятельности предприятия………………… ..  18

3 Рекомендации по повышению эффективности рекламной деятельности    24

Заключение…………………………………………………………….……..      33

Список использованных источников…………………………………….…      35

Введение

Реклама является обязательным атрибутом рыночной экономики. Она сопутствует конкурентной борьбе производителей и продавцов за лучшие показатели сбыта товаров и услуг. Однако первой, важнейшей ролью рекламы является донесение информации до потребителей. Рассказывая людям о достоинствах того или иного товара, реклама помогает потребителю лучше ориентироваться в  многообразии продуктов  и услуг. Практически все торговые объекты занимаются рекламой и информированием потребителей о товарах. Это могут быть витрины, каталоги, рекламные акции, дегустации, показа мод, демонстрация работы каких-нибудь видов бытовой техники, устные консультации продавцов и т.д.

Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что проблема выбора носителей, содержания рекламных обращений, правильная направленность рекламных обращений на сегмент, эффективность рекламных кампаний до сих пор волнует как представителей рекламных компаний, так и заказчиков рекламы.

Проведение исследования рекламы обусловлено, прежде всего, тем, что реклама – это дорогостоящий элемент маркетинговой политики предприятия, поэтому от того, насколько правильно определены цели рекламы, выбраны средства ее распространения, разработаны рекламные  обращения с учетом целевой аудитории, зависит конечный результат рекламной деятельности. Для того чтобы усилия и затраты принесли ожидаемый результат, необходим системный и комплексный подход к планированию рекламной деятельности.

Целью курсовой работы является проведение оценки и выявление путей повышения эффективности использования рекламных средств в торговле.

В курсовой работе для достижения цели поставлены следующие задачи:

- определить особенности рекламной деятельности в торговле и оценки ее эффективности, методы экономической и психологической эффективности рекламы;

- провести  оценку эффективности использования рекламных средств  на ЧУП «Камако плюс»;

- разработать рекомендации по повышению эффективности использования рекламных средств в рекламной деятельности торговой организации.

Объект курсового исследования – ЧУП «Камако плюс».

Курсовое исследование проводилось с использованием следующих методов:  теоретический и практический анализ;  умозаключение и логическое обоснование,  группировки, экономико-математические методы и др.

Теоретической основой написания исследования послужили учебники и учебные пособия российских и белорусских авторов, раскрывающие разные аспекты рекламной деятельности на предприятии. Так, в учебном пособии «Основы рекламы» авторов Г.А.Васильева, В.А. Полякова определена  роль рекламы в системе маркетинговых коммуникаций, особенности использования различных средств распространения рекламы, проанализированы основные концепции и методы разработки рекламной продукции, организация и проведение рекламных кампаний, а так же контроль их эффективности. В учебнике «Основы рекламы» под ред. Ф.Г.Панкратова исследованы процессы воздействия и восприятия рекламы, социально-психологические основы рекламы, рекламные средства, основы разработки рекламных обращений и текстов.

1 Сущность рекламной деятельности торговой организации

1.1 Теоретические основы организации рекламной деятельности

Наличия конкурентных преимуществ (цена, качество, технология и т.д.) недостаточно для успеха продуктов на рынке. Решающим обстоятельством является, в частности, то, чтобы объективные преимущества товара были субъективно восприняты покупателями. Задача рекламы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленного рекламного действия обратить внимание потенциального покупателя на данное изделие, проинформировать его о преимуществах изделия и побудить его к покупке [17, c. 108].

Реклама  представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования [5, c. 482].  

Под рекламой обычно понимается всякая платная форма неличного представления и продвижения товаров, услуг и идей до целевых аудиторий.

Всякая реклама имеет две основные функции: информационную и побудительную. Первая состоит в том, чтобы донести до потенциального потребителя определенное сообщение о товаре. Вторая - в том, чтобы подтолкнуть его к приобретению данного товара. В связи с этим реклама должна удовлетворять следующим требованиям.

    Реклама - наиболее дорогостоящий элемент комплекса маркетинговых коммуникаций. От того, насколько правильно будут определены цели рекламы, выбраны средства ее распространения, разработаны рекламные обращения с учетом целевой аудитории, зависят конечный результат рекламного мероприятия, окупаемость вложенных средств и получение того эффекта, на который рассчитывает туристское предприятие. Следовательно, для того чтобы усилия и затраты принесли ожидаемый результат, необходим системный и комплексный подход к планированию рекламной деятельности. При этом нельзя забывать о том, что система планирования должна строиться на долговременных целях предприятия и одновременно решать поставленные на текущий момент тактические задачи.

Исходя из изложенного выше, рекламная деятельность  предприятия должна иметь черты целостного логического процесса с выделением ряда этапов:

- рекламные исследования,

- определение целей рекламы,

- принятие решения о рекламном обращении,

- выбор средств распространения рекламы,

- разработка рекламного бюджета,

- оценка эффективности рекламной деятельности [5, c. 54].

Осуществляемые на первом, подготовительном, этапе рекламной деятельности предприятия рекламные исследования являются разновидностью маркетинговых. Более того, и те и другие осуществляются параллельно в рамках единой системы. В ходе рекламных исследований идет сбор необходимой информации.

Информация по обеспечению управления рекламой условно подразделяется на следующие виды:

  1.  внутрифирменная;
  2.  внешняя;
  3.  первичная.

Внутрифирменная текущая информация, называемая иногда системой внутренней информации, объединяет данные, источником которых является само предприятие, его подразделения и сотрудники: бухгалтерская и статистическая отчетность данные о показателях текущего сбыта, объемах затрат и получаемых доходах; материалы ранее проведенных исследований; деловая переписка. Как правило, внутрифирменная информация носит оперативный характер, облегчает руководителям и специалистам принятие решений по управлению рекламой, но обычно не используется в отрыве от других источников и видов информации, так как не содержит многих необходимых сведений [5, c. 55].

Внешняя текущая информация представляет собой комплекс источников, с помощью которых можно получить данные о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней маркетинговой среде предприятия. Основными ее источниками являются:

  1.  статистические издания;
  2.  справочники;
  3.  средства массовой информации;
  4.  законодательные и нормативные акты;
  5.  книги, учебники и учебные пособия;
  6.  рекламная деятельность конкурентов;
  7.  специализированные выставки и ярмарки;
  8.  каналы личной коммуникации;
  9.  коммерческие банки и базы данных.

Цели рекламы определяются принятой на предприятии общей стратегией маркетинга и его коммуникационной стратегией. Возможные цели можно свести к двум большим группам:

цели в области сбыта, которые должны привести к ощутимому приросту объемов продаж или побудить потребителей к приобретению продукции;

цели в области коммуникаций, направленные на передачу
идей, формирование имиджа предприятия, изменение потребительских привычек, что способствует росту уровня продаж в долгосрочном периоде.

Рекламное обращение является центральным элементом рекламы, так как именно оно:

  1.  представляет рекламодателя целевой аудитории;
  2.  фокусирует большинство элементов рекламных коммуникаций;
  3.  способствует привлечению внимания потенциальных туристов и формированию у них положительного отношения как к самой
    туристской фирме, так и к предлагаемым ею продуктам;
  4.  является основным инструментом достижения целей рекламной деятельности [5, c. 55].

Поэтому в огромном потоке рекламной информации обращение, представляющее собой простой перечень достоинств того или иного продукта, вряд ли может быть замечено потенциальными клиентами. Оно будет иметь крайне небольшие шансы на просмотр (прослушивание) потребителем до конца.

Оптимальный выбор средств распространения рекламного обращения в значительной степени определяет успех рекламной коммуникации. От верного решения данной проблемы зависит число потенциальных клиентов, до которых дойдет реклама, степень воздействия на них, размер затрат па рекламу и эффективность этих затрат.

Выбор средств распространения рекламной информации на базе современного медиапланирования осуществляется с целью выявления наиболее эффективного с точки зрения затрат пути доведения желаемого числа рекламных обращений до целевой аудитории [17, c. 124].

Торговая реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о торговом предприятии, товарах и услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц и способствующая реализации товаров. Она представляет собой совокупность средств и методов, используемых для объективной информации потребителей об имеющихся в продаже товарах, их свойствах и качестве, размещении торговых предприятий, формах торгового обслуживания.

Содержание функций торгового менеджмента по организации рекламы внутри магазина  и информации определяется задачами повышения уровня обслуживания покупателей, развития товарооборота и роста экономической эффективности торговой деятельности.

Условно при рекламно-информационном оформлении магазина можно выделить такие зоны [14, c. 178]:

- фасад здания и витринные окна;

- места продаж (внутримагазинная реклама).

Цель внутримагазинной рекламы заключается в привлечении внимания потенциальных покупателей к данному магазину, выделяя его своеобразие на потребительском рынке, и к отдельным товарам, реализуемым в магазине.

Широко используются такие виды рекламы как: световая, витринная, печатная (используемая в магазине), сувенирная.

Общая оценка эффективности рекламной деятельности предусматривает:

- расчет экономической (коммерческой) эффективности в виде            отношения прироста объема сбыта (прибыли, оборота) к затратам,            которые были осуществлены в ходе рекламной кампании;

- анализ коммуникативной эффективности рекламной кампании, т.е.            оценка числа рекламных контактов, достигнутых в результате            рекламных мероприятий;

- оценку качества рекламного материала, т.е. оценку того,            насколько форма и содержание рекламного обращения соответствуют            рекламным целям и позволяют достигать этих целей [4, с. 104].

В мировой практике ответ на вопрос об эффективности рекламы решается с помощью исследований. За подобные работы берутся все солидные маркетинговые агентства, но эти исследования могут быть проведены и своими силами. Обычно они включают в себя опрос наиболее типичных представителей целевой аудитории. В ходе исследования выясняется, что именно потенциальные покупатели знают о рекламируемой фирме, в чем видят преимущества и выгоды от покупки товара или пользования услугами, как они узнали о существовании этой компании, какой образ сложился у них, как они понимают рекламу, что им в ней нравится, что не нравится и что, по их мнению, следует в ней изменить, дополнить.

1.2  Показатели эффективности использования рекламных средств

Основная функция эффективности рекламной деятельности – обеспечить за счет управленческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом решающее значение приобретает проблема конечного результата экономической деятельности. Т.е. реклама должна воздействовать на увеличение объема продаж, увеличение имиджа предприятия [12, c. 63].

По оценкам ученых-маркетологов, в общей сумме факторов, влияющих на принятие потребителем положительных решений о покупках, рекламе принадлежит от 1/32 до 1/8 доли. Чтобы стать эффективной  реклама должна сопровождаться другими компонентами маркетинга.

Эффективность  рекламной деятельности отражает результативность в достижении основной цели  предприятия в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами.

Реклама требует больших финансовых затрат, поэтому чрезвычайно важно проводить оценку эффективности рекламной деятельности. Это позволяет:

- получить информацию о целесообразности рекламы;

- выявить результативность отдельных средств ее распространения;

- определить условия оптимального воздействия рекламы на потенциальных клиентов.

Абсолютно точно рассчитать эффективность отдельных средств рекламы, рекламной деятельности в большинстве случаев не представляется возможным.

Невозможность количественно оценить эффективность рекламы обусловлена рядом причин.

Во-первых, реклама является одним из многих факторов, определяющих результативность маркетинга. Помимо рекламы, на реализацию товаров оказывают влияние другие элементы комплекса маркетинга и коммуникаций, уровень конкуренции, состояние рынка и т.д. Влияние всего множества факторов смоделировать практически нельзя.

Во-вторых, поведение конкретного потребителя представляет собой своеобразный «черный ящик». Процессы, протекающие внутри него, изучены недостаточно. Более того, одни и те же стимулирующие воздействия (в том числе и реклама) нередко приводят к различным результатам.

В-третьих, рыночная ситуация динамична и изобилует различного рода случайными событиями, которые могут определить успех или принести неудачу изделию или товару. [4, с.86]

При оценке эффективности рекламы существует ряд ограничений:

- не все и не всегда можно учесть и подсчитать. Дело в том, что при разработке стратегии рекламной кампании и создании рекламы необходимо проводить так называемые качественные исследования, дающие ответ на вопрос «почему» (например, почему в видеоролике нужно использовать ребенка, а не животное, воздействовать на эмоции, а не на разум и т.п.). Количественных оценок при этом не бывает. Другая часть проблемы – отсутствие полноценной и достоверной рекламной информации (например, в странах с развитой рыночной экономикой на исследование рекламы тратится 3-5% рекламных бюджетов);

- не все, что можно подсчитать, поддается стоимостной оценке. Так, цель рекламной кампании не всегда может быть четко поставлена или ее сложно сформулировать (например, при контррекламе), или не требуется измерение результата (например, в престижной рекламе). С другой стороны, следует учитывать особенности восприятия рекламы потребителями: как влияет продолжительность рекламного ролика, размер рекламного объявления, использование цвета в рекламе, музыкальных и шумовых эффектов и т.п.;

- не всегда можно точно определить результат, полученный при реализации именно рекламных, а не других мероприятий.

Процесс оценки действенности рекламы можно расчленить на следующие этапы:

  1.  априорная оценка действенности рекламы на базе маркетингового исследования рынка;
  2.  предварительная оценка (на целевой группе потребителей) проектных вариантов рекламных средств, их содержания и формы в процессе производства рекламы, распространения и непосредственно при воздействии на адресата;
  3.  последующая оценка действенности рекламы, которая дает возможность провести общую оценку всей рекламной кампании  и позволяет выявить недостатки, допущенные на предыдущих этапах измерения действенности рекламы.

Исследования эффективности рекламы обычно проводится на двух этапах: до ее выхода на рынок и после выхода (в процессе проведения рекламной кампании и по её итогам).

На первом этапе даются предварительные оценки качеству рекламы и ее способности выполнить поставленные задачи. При этом нередко тестированию подвергаются несколько вариантов одной рекламы для того, чтобы выбрать из представленных макетов действительно эффективные образцы аудио, видео и печатной рекламы. Позволяет минимизировать финансовые затраты на проведение рекламных кампаний.

По результатам первого этапа тестирования можно прогнозировать эффективность воздействия рекламы на потребителя, выявить ее сильные и слабые места и, если необходимо, скорректировать рекламное сообщение.

На втором этапе, когда рекламное сообщение уже выпущено на рынок и прошло определенное время, достаточное для ознакомления с рекламой целевой аудитории, исследование имеет целью подвести промежуточный или окончательный итог. Оценить достигла ли реклама поставленной цели, и какие выводы можно извлечь из проведенной рекламной кампании.

2 Анализ рекламной деятельности предприятия

2.1 Общая характеристика предприятия с позиции конкурентной среды

СП «Камако плюс» ООО – крупный производитель продовольственной продукции в Беларуси. СП "Камако плюс" ООО специализируется на производстве майонеза, ассортимент которого составляет около 20 наименований. Кроме того, компания выпускает соусы, горчицу, хрен – около 10 наименований. Продукция предприятия реализуется во всех областях Беларуси.

С 2009 года ассортимент продукции КАМАКО пополнился кетчупами и томатными соусами высшей категории ТМ «Помидюр» и кетчупами второй категории ТМ «Помидоровна». КАМАКО - это завод европейского класса, с высокой культурой производства и строгим контролем качества продукции. На предприятии внедрены международные системы контроля качества ХАССП и ИСО 9001. Компания имеет свои склады и региональных представителей во всех областных городах, а также в Бобруйске, Барановичах, Пинске. Продажей продукции СП «КАМАКО ПЛЮС» ООО занимается ЧУП «КАМАКО ТОРГ».

Качество продукции торговой марки «Камако» отмечается  на многочисленных конкурсах и дегустациях, в которых предприятие принимает участие:

- в 2004 году майонез «Кремлевский» получил бронзовую медаль и диплом 3 степени на Всероссийском смотре качества масложировой продукции;

- в 2007 году торговая марка КАМАКО получила Диплом третьей степени в номинации Майонез на десятом Республиканском конкурсе продуктов питания ПРОДУКТ ГОДА;  

- в 2007 году предприятие СП КАМАКО ПЛЮС ООО стало победителем рекламной акции Выбор покупателя - 2007 в номинации Соусы, кетчупы, майонезы;

-  2007 году продукция торговой марки КАМАКО стала победителем конкурса Национальная профессиональная премия Консервация - 2007 в номинации Горчица;

- в 2008 году на профессиональном дегустационном конкурсе майонезов Премия ВНИИЖ - 2008 проводившемся в рамках конференции «Масложировая индустрия 2008», проходившей в Санкт-Петербурге, майонез компании «Камако» «Кремлевский» был удостоен золотой медали за высокие потребительские качества, отвечающие требованиям современного рынка. Майонез «Провансаль Столичный» и «Провансаль Нежный» получили серебряные медали,

- продукция компании КАМАКО была удостоена звания Лучшей продукции года - 2008; Дипломы победителя получили майонезы Провансаль Нежный; Провансаль Столичный, Кремлевский, Провансаль Минский, Оливковый легкий.

- в 2008 году продукция компании КАМАКО заняла призовые места на 11-ом Республиканском конкурсе потребительских предпочтений Продукт года – 2008 в номинации Майонез и Соусы на майонезной основе торговая марка КАМАКО получила дипломы победителя третьей степени.

- Майонез КАМАКО стал майонезом № 1 в Беларуси в 2008 году, победив в международном фестивале-конкурсе Выбор года 2008t; в номинации Майонез № 1 2008 года отечественного производства

- в 2009 году продукция компании КАМАКО получила дипломы победителя первой степени в номинациях Майонез и Соусы на майонезной основе на 12-ом Республиканском конкурсе потребительских предпочтений Продукт года - 2009.

- в 2010 году майонезы КАМАКО снова признаны «Лучшей продукцией года 2010».

Таким образом, ЧУП «Камако-торг» реализует продукцию, пользующуюся стабильным и высоким спросом на рынке продовольствия Республики Беларусь.

В Республике Беларусь индустрия производства соусов и майонезов развивается чрезвычайно интенсивно. Конкуренция на рынке высока. Компании разрабатывают новые и более совершенные продукты, открывают новые вкусы, тратят большие деньги на продвижение своих брендов на отечественном рынке, выходят на рынки других государств.

На рынке в Беларуси присутствуют не только отечественные, но и зарубежные производители кетчупов и майонезов.

Например, компания «Unilever» - реализует продукцию торговой марки   Calve.  Несмотря на победы Calve на белорусских и российских конкурсах, агрессивную маркетинговую стратегию, по результатам исследования этой компанией рынка, продажи Calve на белорусском рынке пока не соответствуют вложенным средствам. Также специалисты «Unilever» в ходе маркетингового исследования рынка определили, что на долю локальной продукции приходится не менее 70-80%; импортная составляет около 20%.

Также высока доля присутствия на белорусском рынке зарубежных торговых марок «Чумак», Балтимор и «Махеевъ».

Белорусским майонезам становится все сложней конкурировать с продукцией импортируемой из-за рубежа. Сам по себе майонез белорусского производства конкурентоспособен, но у всех производителей существуют проблемы с позиционированием. Маркетинговые исследования показывают, что потребители не могут назвать конкретного белорусского производителя майонеза, нет узнаваемых брендов. Это связано с тем, что рекламные бюджеты белорусских компаний, направленные на продвижение марки, уступают бюджетам, производителей  России и Украины.

Воспользовавшись маркетинговыми исследованиями, проведенными интернет-журналом «Продукт.BY» по изучению потребительских предпочтений  в категории «Майонезы» приведем следующие данные.абильности качества.

Рисунок 2.1 – Осведомленность белорусов о марках майонеза

Примечание – Источник: http://www.abcfood.net/news.php?news_id=35

Майонез является довольно популярным продуктом у белорусов. За 3 месяца хотя бы раз его потребляли 92,8 % опрошенных. Лидером по осведомленности среди марок майонеза являются марки «ABC» (72 %) и «Calve» (72 %). На втором месте – майонез марки «Камако» с результатом 51,7%. Половина опрошенных осведомлены о марках майонеза «Чумак» (51,6 %) и «Балтимор» (51,3 %). За последние полгода осведомленность о белорусских марках майонеза заметно выросла. Это не могло не сказаться и на потреблении. Более половины опрошенных (58,7 %) потребляли майонез белорусского производства. Наиболее популярны такие белорусские марки, как «ABC» и «Камако». Однако майонез импортного производства (в первую очередь российского и украинского) по-прежнему удерживает хорошие позиции на рынке. Потребители выбирают такие импортные марки, как «Calve», «Чумак» и «Махеевъ».

Рынок кетчупов и соусов в настоящее время в Беларуси насыщен, такое сообщение сделали "Интерфаксу" специалисты ООО "БелАгроАльянс" (г. Минск), которое занимается импортом кетчупов и соусов под торговой маркой "Верес" (Украина, Херсонская обл.). В последние годы, на протяжении 2005-2010 годов увеличилось количество поставщиков кетчупной продукции. Кроме того, отечественные производители также ощутимо расширили ассортимент кетчупов, майонезов, соусов.

Спрос на кетчупы и майонезы стабилен в течение трех лет, сообщили "Интерфаксу" специалисты ООО "Базовый продукт" (г. Минск), которое импортирует на белорусский рынок продукцию российских производителей. По их данным, в среднем объемы реализации кетчупно-майонезной продукции составляют 100 т в месяц, и остаются неизменными с 2003-2004 года. "Базовый продукт" сотрудничает с российской компанией "Балтимор" (г. Санкт-Петербург). В Беларусь поставляются кетчупы и майонезы под торговыми марками "Балтимор" и "Восточный гурман". Продукция расфасована в стеклянную тару, ПЭТ и дой-паки (емкости с дозаторами). По словам специалистов, наибольшим спросом у населения пользуются кетчупы в стеклянной таре фасовкой 0,5 л, а также в упаковке ПЭТ объемом 1л.

Таким образом, продукция торговой марки «Камако», которую реализует оптовая организация «Камако-торг» подвержена сильному влиянию конкуренции на рынке продовольствия Беларуси. В такой ситуации особое внимание уделяется качеству продукции, а также соотношению цена-качество. Важное значение имеет осведомленность потребителей о торговой марке, например, в Беларуси 51% потребителей выделяют торговую марку «Камако».

2.2 Анализ экономической деятельности предприятия

Основной целью деятельности ЧУП «Камако-торг» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение экономических и социальных интересов учредителя и работников предприятия путем увеличения объема продаж продукции, расширения рынка сбыта продукции.

Предметом деятельности является оптовая торговля продукцией, производимой СП «Камако плюс» ООО: майонезы и кетчупы, соусы томатные.

Руководство предприятием осуществляется директором, который назначается, утверждается и освобождается от занимаемой должности решением общего собрания учредителей. На должность директора назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет; имеет репутацию профессионала в результате проявленных коммуникационных, межличностных и организационных способностей.

Организационная структура анализируемой организации является линейно-функциональной и представлена на рис. 2.1.

Целесообразность структуры управления в данном случае определяется из потребности  нижестоящих звеньев в функциональных подразделениях вышестоящего уровня, которые бы способствовали эффективной работе нижестоящих звеньев.

учредитель

Учетный отдел

Директор

Отдел реализации

Зам. директора

Гл. бухгалтер

Отдел снабжения

Бухгалтер

Менеджеры, администраторы

Товароведы

Рисунок 2.1 - Организационная структура управления

Примечание - источник: собственная разработка

Основные показатели хозяйственной деятельности ЧУП «Камако-торг» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Камако-торг» за 2009-2011 гг.

Показатели

2009г

2010г

2011г

Откло-

нение (+,-)

Темпы изменения, %

10/09

11/10

10/09

11/10

1. Товарооборот, млн.р.

в действующих ценах,

всего в действующих ценах без НДС и налога с продаж,

в сопоставимых ценах (всего)

3075

2528

3075

1750

1453

1470

1596

1339

1412

-1325

-1075

-1605

-154

-114

-58

56,9

57,5

47,8

91,2

92,1

96,1

2. Сумма налогов, включаемых в выручку, млн.р.

547

297

257

-250

-40

54,3

86,5

3. Доходы от реализации, млн.р.

в % к товарообороту

2528

82,2

1453

83,0

1339

83,9

-1075

-0,8

-114

0,9

57,5

101,0

92,2

101,1

4. Расходы на реализацию, млн.р.

    в % к товарообороту

2080

67,6

905

51,7

1120

70,2

-1175

-15,9

215

18,5

43,5

76,5

123,7

135,8

5. Прибыль от реализации, млн.р.

в % к товарообороту

448

14,6

548

31,3

219

13,7

100

16,7

-329

-17,6

122,3

214,4

39,9

43,7

6. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн.р.

-224

-312

-144

-

-

-

-

7. Прибыль от операционных доходов и расходов, млн.р.

1

2

3

1

1

200,0

150,0

8. Прибыль отчетного периода, млн.р

в % к товарообороту

225

7,3

238

13,6

78

4,9

13

6,3

-160

-8,7

105,8

186,3

32,8

36,0

9. Налоги и отчисления, уплачиваемые из прибыли, млн.р.

131

174

77

43

-97

132,8

44,2

10. Чистая прибыль, млн.р.

в % к товарообороту

94

3,0

64

3,6

1

0,06

-30

0,6

-63

-3,54

68,1

120,0

1,6

1,7

11. Среднесписочная численность работников, чел.

47

46

29

-1

-17

97,9

63,0

12. Производительность труда,млн.р

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

65,4

65,4

38,0

31,9

55,0

48,7

-27,4

-33,5

17,0

16,8

58,1

48,8

144,7

152,7

13. Складская площадь, м2

940,3

940,3

940,3

-

-

-

-

14. Складской объем, м3

2068

2068

2068

-

-

-

-

15. Товарооборот на 1м2 складской площади

3,27

1,86

1,70

-1,41

-0,14

56,9

91,4

Примечание - Источник: собственная разработка

Наиболее благоприятным в хозяйственном отношении для ЧУП «Камако-торг» явился 2009 год, когда был получен максимальный объем выручки (3075 млн.руб.), чистой прибыли (94 млн.руб.), производительности труда (65,4 млн.руб.). На протяжении 2010-2011 гг наблюдался спад активности, выраженный в снижении товарооборота, доходов от реализации, показателей прибыли.

Объем розничного товарооборота за 2011 год составил 1596 млн.руб., за 2010 год  – 1750 млн.руб., снижение по сравнению с 2010 годом на 9,8 % в действующих ценах, что составило -154 млн. руб. Темп спада товарооборота в сопоставимых ценах составил 3,9%.

За отчетный период доход от реализации товаров составил 1339 млн. рублей или 83,9% к обороту. По сравнению с  2010 годом уровень дохода от реализации товаров увеличился на 0,9% к обороту.

Расходы на реализацию за 2011 г. составили 1120млн.руб., или 70,2% к обороту. По сравнению с прошлым периодом уровень расходов увеличился на 18,5% к обороту.

В ЧУП «Камако-торг» за 2011 г. получена прибыль от реализации 219 млн. руб., что на 329млн. руб. меньше, чем в 2010 г., что составило 13,7% к обороту. На величину прибыли отчетного периода оказали влияние наличие прибыли от операционной деятельности и убыток от внереализационных операций. В результате прибыль отчетного периода составила в 2010 году 78 млн.руб., темп снижения составил 67,2%.

Размер чистой прибыли в 2011 году снизился на 63 млн.руб. и составил 1 млн.руб.

Среднесписочная численность работников организации за 2011 г. по сравнению с прошлым периодом сократилась  на 17 человек и составила 29 человек.

Производительность труда в действующих ценах увеличилась на 17,0 млн.руб. или на 44,7%, в сопоставимых ценах – на 48,8 млн.руб. или на 52,7%. Товарооборот на 1 м² складской площади в 2011 году составил 1,7 млн.руб. в действующих ценах.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Камако-торг», рассчитанные за периоды 2009-2011 гг., свидетельствуют о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Все показатели хозяйственной деятельности имеют отрицательную динамику, организация работает с невысокой суммой прибыли.

2.3 Особенности рекламной  деятельности предприятия

Реализация товарной политики предприятия осуществляется на основании разработки, проведения и контроля маркетинговых мероприятий.

Обязанность организации маркетинга в ЧУП «Камако-торг» возложена  на специалиста по маркетингу, который работает в отделе сбыта.

На должность специалиста по маркетингу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку по маркетингу, без предъявления требований к стажу работы.

Специалист по маркетингу:

1. Осуществляет разработку мер по производству продукции (товара) и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.

2. Содействует сбалансированному развитию производства и сферы услуг, готовит предложения по выбору и изменению направлений развития товарного ассортимента, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, участвует в разработке маркетинговой политики, определении цен, создает условия для планомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг, удовлетворения спроса покупателей (клиентов) на товары и услуги.

3. Изучает рынок аналогичных товаров и услуг (анализ спроса и потребления, их мотиваций и колебаний, деятельности конкурентов) и тенденций его развития.

4. Прогнозирует объем продажи и формирует потребительский спрос на товары и услуги, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам товара (способ его про­изводства, срок службы, правила пользования, упаковку) или оказываемой услуги.

5. Исследует факторы, влияющие на сбыт товара и имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательской способности населения.

6. Совершенствует информационное обеспечение проводимых исследований рынка.

7. Разрабатывает программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.

8. Определяет меры, подготавливает предложения и разрабатывает рекомендации по повышению качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг, перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта, с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов, а также необходимые для этого затраты всех видов ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры.

9. Анализирует конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства, объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт.

10. Ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта (оказании услуг) и территории их распространения, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.

Реализация товарной политики направлена на популяризацию торговых марок, создание имиджа предприятия, поиск новых каналов сбыта продукции, разработку продукции-новинок.

ЧУП «Камако-торг» самостоятельно не финансирует рекламные мероприятия. Реклама продукции торговой марки «Камако» разрабатывается, заказывается и оплачивается за счет производителя, СП "КАМАКО ПЛЮС" ООО. Для удержания своей позиции на рынке СП "КАМАКО ПЛЮС" ООО использует разные виды и каналы рекламы.

Для рекламирования продукции используются следующие основные средства:

  1.  выставки,
  2.  реклама в периодической печати (в газетах, справочниках, каталогах);
  3.  печатная реклама;
  4.  реклама в Интернет;
  5.  реклама на телевидении;
  6.  реклама в метро;
  7.  промо-акции.

Рекламный бюджет составил за 2010 г 270 млн.руб., за 2011г – 360 млн.руб.

Продукция торговой марки «Камако» является постоянным участником выставки Продэкспо, проводимой ежегодно в г.Минске. На стенде КАМАКО посетители выставки имеют возможность познакомиться с предприятием, продегустировать продукцию КАМАКО, задать вопросы и принять участие в конкурсе "Любимый рецепт".

Реклама на телевидении охватывает каналы: ОНТ, РТР, НТВ, БТ, ЛАД, СТВ, ТНТ.

Студия SAKAVA в 2010г разработала рекламную кампанию для запуска нового бренда СП «Камако Плюс» кетчупов  «Помидюр». Рекламная кампания проходила с в 2 этапа: teaser, reveal. Рекламная кампания проходила с в 2 этапа: teaser, reveal.    

Эти этапы рекламной кампании повторялись в ТВ ролике, листовках в метро, макетах в прессе, на бордах с марта  по июнь 2010г.

Концепция “Была такая профессия – повар”  передает заложенные разработчиками рекламы в «Помидюр» эмоциональные составляющие бренда: простой, утонченный, творческий, кокетливый, что также передают созданные в коммуникациях стиль и образ бренда.

На первом этапе продвижения  разработали teaser, который создавал интригу перед выходом основного рекламного сообщения. Во всех рекламных материалах создавалась иллюзия массового увольнения поваров, в которых уже были заявлены главные герои основного ролика. Причина увольнения не была известна.

На втором этапе в рекламном сообщении выяснялось, что повара были вынуждены уволиться по причине всеобщего увлечения приготовлением изысканных блюд дома, в чем им помогает «Помидюр». И даже в собственных семьях повара больше не готовят.

Разработкой рекламной продукции, роликов, оформлением билбордов занималось сетевое рекламное агентство полного цикла Smart Group Ogilvy Belarus .

В конце 2010 года по телеканалам начала выходить короткая реклама СП «Камако Плюс» с единственной картинкой – логотипом торговой марки Камако – желтый подсолнух и название Камако. Это позволит идентифицировать продукцию предприятия с логотипом. Логотипом помечены: майонезная продукция, кетчупы в полиэтиленовой упаковке. В то же время, некоторая продукция, например, кетчупы и соусы Помидюр на упаковках не имеют логотипа Камако.

Реклама продукции «Камако» в прессе охватывает следующие газеты и журналы: Комсомольская правда, Антенна, Женский Журнал, Советская Белоруссия, Золотые рецепты наших читателей, Продовольственный курьер, Гастроном, Белгазета, Продукт BY. Рекламные сообщения размещаются чаще всего в виде статей, информирующих о полезных свойствах продукции. Статьи подкрепляются рецептами блюд.

Реклама в метро – это плакаты в вагонах А4 и А3.

В городе Минске в разных районах реклама размещалась на  билбордах 3*6 и 3*4.

Сотрудничество с торговлей заключается в организации следующих рекламных мероприятий:

в розничных торговых организациях проводятся промоакции (в основном дегустации продукции), в торговых залах многих магазинов и торговых центрах  размещаются POSM ( воблеры, шелфтокеры), иногда проводятся акции снижения цены ( «супер цена №, «красная цена»).

Идея  промо-акций состоит в том, чтобы "помочь потребителю найти свой вкус". Многие покупатели не покупают новые продукты (марки), потому что боятся, что новый вкус им может не понравиться и они зря потратят деньги. Дегустации или тестирование снимают этот барьер. В ходе промо-акции промоутеры предлагают покупателям попробовать продукт на вкус и самим убедиться, нравиться ли он им.

Дегустация и тестирование продукции - лучший способ:

привлечь внимание потребителя, отдающего предпочтение марке конкурента;

дать почувствовать реальное преимущество Вашего товара (вкусовые качества, удобство и эффективность пользования);

изменить отношение потребителей (привить культуру потребления незнакомых товаров, разрушить нежелательные стереотипы).

Дегустация подходит как для вывода на рынок нового товара, так и для расширения целевой аудитории и продвижения существующей марки. Обеспечивает долгосрочный рост продаж, поскольку потребитель, приобретая понравившийся товар раз (часто прямо во время презентации), впоследствии возвращается к нему вновь и вновь.

Для продвижения торговых марок наиболее эффективна реклама на телевидении, которая закрепляет в сознании потребителей образ определенной торговой марки продукции, способствует выделению ее на фоне продукции конкурентов.

Для активного продвижения продукции на рынок ЧУП «Камако-торг» использует гибкую систему скидок. Например, крупным торговым организациям при объемах заказа 2-5 тонн предоставляется скидка от прейскуранта отпускных цен в размере 30%. Небольшим магазинам, осуществляющим единовременную закупку в размере 100 кг, предоставляется скидка в размере 5-10%.

Проводя маркетинговые исследования, специалисты ЧУП «Камако-торг» не используют такой эффективный прием, как опрос покупателей непосредственно в местах продаж продукции «Камако» или во время проведения дегустаций.

ЧУП «Камако-торг» развозит продукцию на собственном грузовом транспорте, на котором изображен логотип Камако (подсолнух) и указан адрес и контактные телефоны ЧУП «Камако-торг».

Таблица 2.2 -  Средства продвижения продукции на рынок

2010 г

2011 г

Отклоне-ние, +/-

Темп роста,

2011/2010,%

Количество осуществленных коммуникационных сообщений

35

40

15

114,3

В т.ч.

на ТВ

15

20

5

133,3

на радио

10

11

1

110,0

в печатных СМИ

15

15

0

0

Общий рекламный бюджет, млн. руб.

210

270

60

128,6

В т.ч. по каналам:

-ТВ

104,4

116,4

12

111,5

-радио

20,6

23,6

3,0

115,0

-печатные СМИ

29,6

30,5

0,9

103,4

-интернет

15

18,5

3,5

123,3

-наружная реклама

40,4

81

40,6

200,5

Примечание - Источник: собственная разработка

За 2010-2011 гг. количество осуществленных коммуникационных сообщений выросло на 14,3%. Количество рекламных сообщений по телевидению увеличилось на 5 единиц, количество PR-акций – также на 5 единиц мероприятий.  Общий рекламный бюджет предприятия увеличился в 2011 году на 60 млн.руб. или на 28,6% и составил 270 млн.руб. Максимальная сумма рекламного бюджета (116,4 млн.руб. или 53,2% от общего бюджета) была выделена в 2011 году на изготовление и размещение рекламных роликов на телевидении. На нескольких радиостанциях размещалась реклама кетчупов торговой марки «Камако». В качестве подкрепления узнаваемости торговой марки в 2011 году заказана реклама на биг бордах.

Расходы на рекламу следует сравнить с показателями финансовой деятельности ЧУП «Камако-торг», для чего составим таблицу 2.3.

Таблица 2.3 - Расходы по рекламе за  2010-2011г.

показатель

2010г

201

Откл-ние

в % к 2010г

Расходы на реализацию, млн.р.

905

1120

215

123,7

Товарооборот, млн.руб.

1750

1596

-154

91,2

Прибыль от реализации, млн.руб.

548

219

-329

39,9

Расходы на рекламу, млн.р.

210

270

60

128,6

Расходы на рекламу в % к себестоимости

23,2

24,1

0,9

103,9

Расходы на рекламу в % к прибыли от реализации

38,3

123,9

85,6

-

Расходы на рекламу в % к товарообороту

12,0

16,9

4,9

-

Примечание – Источник: собственная разработка

Расходы на рекламу в 2011г увеличились на 60 млн.руб. по сравнению с 2010 г и составили 270 млн.руб., в % к прибыли от реализации в 2011 г составили 123,9%, в % к товарообороту в 2011г увеличились до 16,9%.

При росте рекламного бюджета и его большой сумме и высоком удельном весе прибыль от реализации и товарооборот предприятия снизились в 2011 г.

Таким образом, анализ рекламной деятельности в ЧУП «Камако-торг» и СП «Камако Плюс» показал, что из средств рекламы производитель продукции уделяет внимание размещению рекламных роликов на телевидении, устанавливаются билборды, большое количество рекламных статей размещаются в периодической печати, совместно с торговыми предприятиями проводятся рекламные промо-акции – дегустации, розыгрыши призов, СП «Камако Плюс» - постоянный участник выставки «Продэкспо». Участие в выставках, постоянная работа над качеством продукции способствовали тому, что отдельная продукция СП «Камако Плюс» становилась «Продуктом года». Рост рекламной активности производителя способствовало повышению узнаваемости торговой марки Камако и росту спроса на продукцию.

Однако увеличение рекламной активности производителя не привело к росту товарооборота и прибыли от реализации «Камако-торг». Это свидетельствует о том, что использования рекламы для продвижения продукции недостаточно, в ЧУП «Камако-торг» нет специалистов, занимающихся контролем выкладки продукции в магазинах, на протяжении анализируемого периода произошло большое сокращение штатов ЧУП «Камако-торг», в торговой организации отсутствует система стимулирования труда работников за объемы продаж. Рекламные ролики не отличаются оригинальностью, в Интернете на них много отрицательных отзывов.

3 Рекомендации по повышению эффективности рекламной деятельности

Так как СП «Камако Плюс» ежегодно принимает участие в республиканских выставках продовольствия, ЧУП «Камако-торг» следует направлять своих специалистов для проведения маркетинговых исследований, опроса посетителей выставки, анализа эффективности участия предприятия в выставке.

Предприятие получает эффект от участия в выставочных мероприятиях в том случае, если достигаются запланированные цели. Как правило, это увеличение объёма продаж и прибыли предприятия.

На эффективность участия организации в выставке влияют  следующие факторы:

-  потребитель,

-  свойства товарной группы,

-  свойства товара, товарной марки,

-  дистрибуция товара,

-  конкурентная среда,

-  маркетинговая политика предприятия и организационная структура,

-  квалификация персонала.

Особая роль в обеспечении успеха в выставочной деятельности принадлежит стендистам-сотрудникам предприятия, работающим в публичной зоне экспозиции, у стенда предприятия. Помимо высоких требований к индивидуальным качествам стендиста (привлекательная внешность, высокий уровень коммуникабельности) при отборе кандидатов на эту работу следует уделить самое серьезное внимание их профессиональной компетентности, определенным психологическим навыкам и, если необходимо, знанию языка страны-организатора выставки.

Выставка в настоящее время – это mini- рекламная кампания, которая требует не столько финансовых вливаний, сколько больших организационных усилий и внимания к мелочам.

Еще совсем недавно залогом эффективности участия в выставке был большой красочный стенд, который привлекал внимание посетителей, а значит, потенциальных клиентов. Сейчас на любой профессионально организованной выставке почти все стенды ярко оформлены, занимают большую площадь и состоят из нескольких этажей. Выделиться на этом фоне многоэтажного великолепия очень сложно.

Чтобы эффект от участия в выставке был действительно ощутимым, в период подготовки к выставке нужно опираться на внутренние творческие и организационные усилия компании, Нужно разработать и реализовать комплексную программу участия, которая превратит выставку в mini-рекламную кампанию, эффективность которой очень высока, потому что имеет четко  определенную целевую аудиторию.

Прежде всего, нужно продумать, как обеспечить "зримое" присутствие компании на выставке. Инструменты: отход от стандартной планировки стенда, использование недорогих, но ярких приемов (цветовое и световое оформление; движущиеся элементы; баннеры, шары, конструкции, создающие иллюзию второго этажа стенда и т.д.) Возможно, есть смысл в организации на стенде имиджевой акции (выступление, презентация) или размещении броского экрана 4х4, который привлечет внимание посетителей.

В настоящее время при оформлении выставочных площадей повсеместно используются стерео/варио изображения, как обладающие более хорошими показателями привлечения внимания посетителей выставочных мероприятий за счет:

  1.  своих эффектов (движение, объем);
  2.  времени рекламного контакта (их более долго рассматривают, т.к. они более интересные и оригинальные);
  3.  запоминаемости;
  4.  цитируемости (о них часто рассказывают другим людям, упоминая при этом информацию, отображенную на изделии - рекламируемую марку товара, наименование производителя и т.д.).

Данная практика перенесена на оформление торговых площадей (в частности, по данным, полученным в результате исследований компании "Product Acceptance and Reseach", Inc., США, применение меняющихся изображений увеличивает объем продаж на 51% в сравнении со статическим изображением). Многие производители используют стерео/варио продукцию для оформления своих витрин в магазинах и для привлечения посетителей именно к своим местам продаж. Если же их продукция выставлена на общей витрине, то броский лайт-бокс или плакат с меняющимся, либо объемным изображением способен гарантированно привлечь потребителя к месту, где выставлен товар.

В ЧУП «Камако-торг» исследование эффективности участия в выставочных мероприятиях должно быть направлено на получение специальных сведений о сущности и взаимосвязи факторов, служащих достижению целей участия с наименьшими затратами средств и максимальной отдачей, что позволит определить условия для оптимального  воздействия выставочных мероприятий на положение торговой сети.

При проведении маркетинговых исследований по оценке эффективности ярмарок, выставок необходимо использовать определенный инструментарий, позволяющий произвести количественную оценку качественных параметров выставочно-ярмарочных мероприятий, а так же усилия по организации процесса со стороны организаций-устроителей. Это можно сделать на основе поэлементного анализа различных выставочных мероприятий и деятельности организаторов по основным выставочным показателям, а также при помощи расчетных коэффициентов с выявлением их отклонения от нормируемых или желаемых величин.

1. Коэффициент стабильности участия представляет соотношение общего числа участников на выставке за анализируемый и предшествующий периоды. Его значение при условии роста количества участников должно быть больше 1.

2. Коэффициент активного участия характеризует долю участвующих в общем числе экспонентов. Его значение не должно превышать 0.9.

3. Коэффициент пассивного участия. Показывает долю заочных участников.

4. Норматив международной выставки. Данный показатель служит критерием при определении статуса выставки. Его значение должно превышать 0,15, т.е. выставка считается международной, если количество иностранных участников превышает 15%.

5. Коэффициент региональной активности. Указывает долю участников из региона, в котором проводится выставочное мероприятие в их общем числе. Служит одним из показателей, характеризующим общеэкономическое положение в области.

6. Показатель результативности выставочных мероприятий. Показывает соотношение количества участников и числа заключенных договоров. Для оценки всего выставочного мероприятия является во многом обобщающим показателем.

Эффективность рекламы в СМИ падает. Падает доверие покупателя к рекламе вообще. Однако около 60% решений о покупке совершается в торговой точке, а не у телевизора. Если выделить товар непосредственно в торговом зале - он будет замечен, и шансы на его покупку увеличиваются в разы. Очень важно следить за правильным размещением рекламных материалов. Существует несколько общих правил, которыми пользуются практически все компании, когда устанавливают стандарты размещения своих рекламных материалов:

- должны находиться непосредственно около точки продажи указанного товара либо по ходу к ней,

- должны быть хорошо видны покупателю,

- должны быть актуальными (материалы конкретной рекламной кампании устанавливаются в начале проведения кампании и изымаются по ее окончании).

Необходимо помнить, что цель размещения рекламных материалов - напомнить покупателю о том, что в данном магазине он может приобрести данный товар. Когда один и тот же рекламный материал долгое время находится около точки продажи, покупатели перестают обращать на него внимание, поэтому производители заботятся о постоянном обновлении рекламных материалов.

Такая последовательность действий по продвижению товара в точке продажи (запас, расположение, представление) логична. Дополнительную прибыль можно получить только задействуя все инструменты.

Известно, что наилучший способ привлечения покупателей - дегустация нового продукта. Организация дегустации – это не только подготовка собственно товара для массовой демонстрации, но и курс обучения для персонала, который будет рекламировать товар (то есть промоутеров), подготовка различного рекламного оборудования, создание информативных материалов рекламного характера, которые смогут ознакомить покупателей с товаром. Все это в комплексе и станет залогом успешной и эффективной дегустации.

В настоящее время крупные гипермаркеты Беларуси предлагают производителям сотрудничество по размещению на своих торговых площадях рекламы продукции.

Например, можно воспользоваться предложениями гипердискаунтера «Евроопт» по размещению следующих носителей рекламы:

- размещение рекламных плакатов на колоннах перед кассами. Рекламные конструкции, представляющие собой плакаты формата А2 в рамке имеют следующие преимущества: представляют собой  инструмент позиционирования, привлекают внимание 100 % аудитории магазина, так как через кассу проходят покупатели, совершающие даже небольшую покупку.

- размещение баннеров на торце стеллажа. Благодаря своему расположению   баннер воздействует на целевого покупателя непосредственно перед покупкой. Благодаря заметности обеспечивает длительное рекламное воздействие.

- использование шелфтокера (Рекламный носитель, используемый для оформления прилавков и полок), привлекает дополнительное внимание к бренду. Его преимущества:  расположение около рекламируемого продукта; выделяет продукт из общего ряда; дает возможность привлечь дополнительное внимание покупателя к изменению имиджа, цены или качества продукта в момент покупки; мотивирует первую покупку.

Стоимость использования такой рекламы в дискаунтере «Евроопт» в месяц составит:

1871190 руб. -  плакаты;

1694915 – баннерная реклама;

87000 – шелфтокер.

Итого: 3653105 руб.

Размещение рекламы в местах продаж – это действенный способ увеличить объемы реализации продукции.

Мероприятия по совершенствованию рекламной деятельности ЧУП «Камако-торг» необходимо проводить в системе маркетинга в товаропроводящей сети. Мероприятия могут включать в комплекс маркетинговых задач: стимулирование сбыта, развитие отношений с ключевыми сетями, работа с торговым персоналом, мероприятия по улучшению представленности продукта в рознице (мерчендайзинг и POSM), нестандартное размещение в торговой цепи, ритейл-аудит и др.

Так как в ЧУП «Камако-торг» нет в штате специалистов  по мерчендайзингу, целесообразно направить 3-х – 4-х сотрудников предприятия на семинар «Мерчендайзинг – эффективный инструмент стимулирования продаж», которые проводит  консалтинговая группа «Здесь и сейчас» в г. Минске по ул. Чапаева 5.

В результате участия в семинаре сотрудники предприятия приобретут следующие знания:

- реальные практические инструменты и навыки по стимулированию продаж в розничных точках  с помощью современных мерчендайзинговых  и рекламных приемов;

- навыки планирования BTL-активности, зонирования пространства в розничных точках и отстройки от конкурентов, эффективных инвестиций в POSM, правильной организации праздничного мерчендайзинга

По окончанию семинара участники смогут разработать концепцию мерчендайзинга своей продукции, выбрать и организовать наиболее оптимальный способ внедрения концепции в компании, создать и применять систему оценки мерчендайзинговой активности. Результат – при использовании навыков и внедрении мерчендайзинга в компании рост продаж как минимум на 30%.

Мерчендайзинг вряд ли может дать результат, если он рассматривается лишь как разовые акции. Поэтому компания, которая планирует заниматься мерчендайзингом, должна составить бюджет на один-три года.

Далее рассмотрим варианты мероприятий, которые могут способствовать активному продвижению продукции ЧУП «Камако-торг».

Consumer promotion.

Это комплекс действий, направленных на стимулирование сбыта путем воздействия на конечного покупателя. Использование технологий Consumer promotion позволяет добиться значительного увеличения товарооборота, доли рынка и прибыли за счет решения следующих задач:
      — увеличение осведомленности потребителей о товаре и узнаваемости товара;

— стимулирование продаж;

— увеличение потребления продукта;

—  переключение потребителей конкурирующих  продуктов на продвигаемую торговую марку.

Основными типами проектов в области Consumer promotion являются:

- подарок за покупку. Один из самых распространенных видов промоакций в местах продаж. Он заключается в том, что покупателя с помощью подарка мотивируют приобретать определенную продукцию. Механика акции разрабатывается в зависимости от особенностей продвигаемой продукции и целей заказчика.

- дегустация. Данный метод чаще всего применяется в сегменте продуктов питания. Покупатель может попробовать продукцию прежде, чем примет решение о приобретении. Дегустации особенно рекомендуется использовать, при выводе на рынок нового бренда либо при расширении вкусовой линейки в рамках одного бренда.

Sampling. Ознакомление целевой аудитории с продуктом путем распространения его пробных экземпляров. Наибольший эффект достигается в случае объединения данного метода с распространением рекламно-информационных материалов о продвигаемом продукте.
Семплинг рекомендуется применять для стимулирования продаж, возобновления покупательского интереса, при необходимости переключить внимание покупателей с продукции конкурентов, для информирования об изменениях в рецептуре продуктов, а также при выводе нового продукта.

Консультирование. Работа промоперсонала, направленная на информирование целевой аудитории о продукции, ее специфических характеристиках и основных преимуществах. Использование данной механики рекомендуется для продвижения сложных или обладающих особыми уникальными свойствами товаров.

Viral marketing (провакационный/партизанский маркетинг).

Провокационный маркетинг несколько лет назад был заимствован из западной практики. Технологии провокационного маркетинга позволяют избежать некоторых недостатков, присущих стандартным BTL-технологиям (например, покупатели при общении с промоутером занимают пассивную позицию или, что еще хуже, «приставания» промоутера вызывают у них негативную реакцию). Технологии провокационного маркетинга позволяют значительно увеличить эффективность акции, т.к. воздействие на покупателей осуществляется не на рациональном, а на эмоциональном уровне — создается интрига, которая вызывает любопытство у представителей целевой аудитории.

Преимуществами данного инструмента являются:

— глубина первичного контакта, достигаемая за счет провокационного характера коммуникации;

— большое количество вторичных контактов, полученное благодаря эффекту «сарафанного» радио (слухи, дискуссии). Кроме того, существует возможность использования «вирусного» распространения визуальной информации, например, фотографий, сделанных случайными очевидцами.

— возможность достичь большого охвата за счет серийного формата мероприятий, появления промоперсонала в публичных местах, где присутствует максимальное скопление представителей целевой аудитории; 
         — возможность использования нескольких каналов коммуникации одновременно, что повышает эффективность промо-кампании.

Разработка творческой стратегии продвижения товарной марки является обязательной для успешного продвижения товара на рынке. Именно креативное продвижение товарной марки поможет ЧУП «Камако-торг» выделиться среди многообразия марок.

Товарная упаковка является также носителем рекламной информации о ее содержимом. Для достижения узнаваемости торговой марки правильно подобранная, качественная, яркая упаковка — 100% успеха. Упаковку кетчупов и майонезов «Камако» целесообразно совершенствовать и изменять. Говоря о критериях в выборе упаковки, следует отметить следующие требования:

- оценка упаковки потребителями: легко держать, легко наливать, удобно ставить в холодильник, легко закрывать и открывать, а также упаковка должна нравиться и  вызывать намерение покупки;

-  тайминг или актуальность;

- качество упаковки: печати, крышки и т. д.

Две важнейшие задачи упаковки— это сохранить полезные свойства продукта и продлить срок его годности. Барьерные свойства упаковки должны быть на высоте, она должна обеспечивать непроницаемость кислорода и УФ лучей. Барьерные свойства многослойной картонной упаковки высоки и давно известны. ПЭТ тоже может защитить сок: это и многослойная технология, и напыление, и введение в состав материала бутылки веществ, уменьшающих кислородопронецаемость бутылки. Выбирая материал для упаковки сока, «упаковщики» советуют отдать предпочтение картону, а точнее — комбинированному материалу на основе картона.

С какими задачами должна справляться упаковка, чтобы стать брендостроителем высокой квалификации? Прежде всего, товарная оболочка должна четко идентифицировать марочный продукт. Действительно большинство потребительских товаров без упаковки просто не возможно отличить друг от друга, ни по форме, ни по цвету.

После того, как упаковка привлекла внимание потребителя, удачно дифференцировавшись от конкурентных, ее миссия по воздействию на покупателя не заканчивается. Пока он в течении 5-7 секунд рассматривает товарную оболочку, решая положить ли продукт в корзину или вернуть его обратно на полку, упаковка должна успеть «рассказать» потребителю о предназначении товара, его качестве, цене и преимуществах. Причем «рассказ» этот будет вестись преимущественно с помощью невербальных элементов упаковки: цвета, формы, композиции, шрифта, иллюстраций и материала, поскольку их значение человек понимает быстрее, чем смысл слов.

Однако в современной рыночной ситуации не достаточно просто поведать о реально существующих преимуществах товара (поскольку они, как правило, ничем не отличаются от преимуществ конкурентов), важнее наделить продукт дополнительными «плюсами». С этим также отлично справляется упаковка.

Цвет на упаковке является сильнейшим средством воздействия на потребителя. За счет того, что 80% цвета поглощаются нервной системой, а лишь 20% зрением, цвет быстрее воспринимается и привлекает внимание. Больше других внимание привлекают оранжевый, желтый, красный, зеленый, темно-красный и пурпурный оттенки. Чистые цвета быстрее распознаются глазом, чем смешанные.

Цветовое решение упаковки должно соответствовать ценовому позиционированию и воплощать его. Темные, глубокие и насыщенные оттенки синего, красного, зеленого, коричневого цветов, а также черный в сочетании в умеренным использованием «золота» и «серебра» подчеркнут «премиумное» позиционирование продукта. Колористическое решение упаковки «премиумного» продукта должно содержать не более 3-х основных цветов (не считая их блендов).

В дизайне упаковки товаров средней ценовой категории оптимально использование не более 5 цветов. Чем пестрее цветовое оформление упаковки, тем дешевле выглядит продукт. Светлые тона, пастельные и флуорисцетные оттенки позиционируют товар в нижнюю ценовую категорию.

Сочетания красного и зеленого, оранжевого и синего, представляют собой гармонию, часто встречающуюся в природе. Их использование на упаковке ассоциируется у потребителя с натуральностью и природностью. Смешанные тона (к примеру, ярко-фиолетовый) редко присутствуют в природе, и могут вызывать у покупателя подсознательные сомнения в качестве продукта питания и его натуральности.

Форма упаковки, прежде всего, отвечает за идентификацию и дифференциацию марочного товара. Оригинальная форма упаковки выделяет товар среди конкурентных, подчеркивает эксклюзивность продукта. Уникальная форма упаковки может быть зарегистрирована в качестве товарного знака и, со временем, стать самостоятельным атрибутом бренда..

Изображения на упаковке – это не просто красивые картинки, это - знаки, посредством которых производитель «рассказывает» о характеристиках и преимуществах товара как реальных, так и «виртуальных». Фотоизображения свежих помидор на упаковке призваны свидетельствовать в пользу их натуральности.

Изображения на упаковке способны не только многое рассказать о товаре, но и «заставить» потребителя купить продукт. «Вкусное» изображение продукта и процессов его приготовления/поедания, могут побудить покупателя приобрести товар, чтобы, попробовав его получить те положительные эмоции и ощущения, которые обещает упаковка.

Характер линий на упаковке также способен вызывать бессознательные ассоциации у потребителя. Например, плавные линии ассоциируются с удовольствием от потребления продукта. Прямые линии и штрихи символизируют строгость, аккуратность, точность соблюдения рецептуры. Угловатые и ломаные линии означают – энергичность и инновационность, их целесообразно использовать для передачи информации о новинке, «20% бесплатно» и «взрыве вкуса».

Вид упаковочного материала также может свидетельствовать о ценовой категории товара. Почему, к примеру, соки премиум-сегмента «Я» и «RICH» разливаются наряду с картонными паками в стеклянную тару, а соки среднего ценового сегмента «Фруктовый сад», «Любимый сад» в пластиковую? Отчасти это обусловлено тем, что стекло за счет своей толщины и «весомости» воспринимается как более дорогой материал, чем тонкий и «легкий» ПЭТ.

Таким образом, цветографическое и композиционное решение упаковки, а также материальное воплощение должны работать на создание целостного уникального эмоционально привлекательного образа товара, т.е. бренда, тем самым, содействуя продвижению марочного продукта на рынке.

В качестве рекомендации в рамках проведенного исследования в ЧУП «Камако-торг» можно предложить проведение обстоятельной оценки эффективности рекламы, что позволит более качественно планировать выбор рекламоносителей.

На предприятии необходимо исследовать степень узнаваемости рекламы, которая заключается в определении, в состоянии ли респондент узнать рекламу, которую он видел некоторое время назад. Часто такие исследования заключаются в проведении оплачиваемого опроса по почте. Членам выборки посылают анкету, в которой изображен последовательный ряд кадров из телевизионной рекламы  или печатается текст имевшего место рекламного сообщения. Испытание на узнаваемость печатной рекламы может осуществляться путем опроса читателей данного печатного издания после опубликования в нем определенной рекламы. В данном случае используются следующие три меры:

- процент читателей, которые после опубликования рекламы могли вспомнить, что видели данную рекламу;

- процент читателей, которые обратили внимание на рекламируемый товар, его производителя и марку;

- процент читателей, которые прочитали более половины рекламного сообщения.

Очевидно, что среди многих факторов, влияющих на узнаваемость рекламы, для рекламодателя представляет большой интерес определение, как на данный показатель влияет размер, цвет рекламного сообщения, его местонахождение в печатном издании, характер данного печатного издания, содержание рекламного сообщения.

Важное значение в эффективности рекламной деятельности имеет правильный выбор рекламных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятия для реализации продуктов и услуг используют политику продвижения продуктов или коммуникационную политику фирмы. Эта политика реализуется благодаря использованию таких средств коммуникации как:  реклама;  личная продажа;  стимулирование продаж; пропаганда. Благодаря правильному сочетанию и использованию всех четырёх составляющих комплекса коммуникации обеспечивается так называемое продвижение продуктов.

Продвижение осуществляется с помощью механизма информирования, воздействия, убеждения и стимулирования покупателей, вовлечения их в процесс покупки. Реклама — это процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов или иными способами. Задача рекламы — побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору  продукта или услуги, осуществлению покупки и т. п.), а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования.

В Республике Беларусь индустрия производства соусов и майонезов развивается чрезвычайно интенсивно. Конкуренция на рынке высока. Компании разрабатывают новые и более совершенные продукты, открывают новые вкусы, тратят большие деньги на продвижение своих брендов на отечественном рынке, выходят на рынки других государств.

Продукция торговой марки «Камако», которую реализует оптовая организация «Камако-торг» подвержена сильному влиянию конкуренции на рынке продовольствия Беларуси. В такой ситуации особое внимание уделяется качеству продукции, а также соотношению цена-качество. Важное значение имеет осведомленность потребителей о торговой марке, например, в Беларуси 51% потребителей выделяют торговую марку «Камако».

Основной целью деятельности ЧУП «Камако-торг» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение экономических и социальных интересов учредителя и работников предприятия путем увеличения объема продаж продукции, расширения рынка сбыта продукции.

Предметом деятельности является оптовая торговля продукцией, производимой СП «Камако плюс» ООО: майонезы и кетчупы, соусы томатные.

Товарооборот  по всем  товарным группам снизился  на  протяжении всего анализируемого периода, однако, структурные сдвиги были более значительными. Так, за 2011 г. на 2,1 %-ных пункта снизился удельный вес  реализации майонезов, на 3,5 %-ных пункта – кетчупов, реализация соусов увеличилась на 5,5%-ных пункта.

ЧУП «Камако-торг» самостоятельно не финансирует рекламные мероприятия. Реклама продукции торговой марки «Камако» разрабатывается, заказывается и оплачивается за счет производителя, СП "КАМАКО ПЛЮС" ООО. Для удержания своей позиции на рынке СП "КАМАКО ПЛЮС" ООО использует разные виды и каналы рекламы.

Продукция торговой марки «Камако» является постоянным участником выставки Продэкспо, проводимой ежегодно в г.Минске. На стенде КАМАКО посетители выставки имеют возможность познакомиться с предприятием, продегустировать продукцию КАМАКО, задать вопросы и принять участие в конкурсе "Любимый рецепт".

Реклама на телевидении охватывает каналы: ОНТ, РТР, НТВ, БТ, ЛАД, СТВ, ТНТ.

За 2010-2011 гг. количество осуществленных коммуникационных сообщений выросло на 14,3%. Количество рекламных сообщений по телевидению увеличилось на 5 единиц, количество PR-акций – также на 5 единиц мероприятий.  Общий рекламный бюджет предприятия увеличился  в 2011 году на 60 млн.руб. или на 28,6% и составил 270 млн.руб. Максимальная сумма рекламного бюджета (116,4 млн.руб. или 53,2% от общего бюджета) была выделена в 2011 году на изготовление и размещение рекламных роликов на телевидении. На нескольких радиостанциях размещалась реклама кетчупов торговой марки «Камако». В качестве подкрепления узнаваемости торговой марки в 2011 году заказана реклама на биг бордах.

При росте рекламного бюджета и его большой сумме и высоком удельном весе прибыль от реализации и товарооборот предприятия снизились в 2011 г.

Так как СП «Камако Плюс» ежегодно принимает участие в республиканских выставках продовольствия, ЧУП «Камако-торг» следует направлять своих специалистов для проведения маркетинговых исследований, опроса посетителей выставки, анализа эффективности участия предприятия в выставке.

Можно воспользоваться предложениями гипердискаунтера «Евроопт» по размещению носителей рекламы в местах продаж. Размещение рекламы в местах продаж – это действенный способ увеличить объемы реализации продукции.

Целесообразно направить 3-х – 4-х сотрудников предприятия на семинар «Мерчендайзинг – эффективный инструмент стимулирования продаж» для приобретения знаний и навыков правильной выкладки и размещения товаров в торговых залах магазинов. Обученные специалисты смогут контролировать выкладку и размещение майонезов и кетчупов в магазинах и универсамах города Минска.

Активному продвижению продукции могут способствовать такие мероприятия, как Consumer promotion, Sampling, провакационный / партизанский маркетинг.

Список использованных источников:

  1.   Акулич, И.Л. Маркетинг.- учебник.- Минск.: Выш.шк., 2000. - 447с.
  2.  Васильев, Г.А. Основы рекламы: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Васильев, В.А. Полятов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 719 с.
  3.  Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учеб. пособие для студентов эконом. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования/ В.Ф.  Володько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 304 с.
  4.  Дурович, А.П.  Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн.2. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации / А.П. Дурович. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 400 с.: ил. (Серия «Бизнес от А до Я»).
  5.      Казущик, А.А. Основы маркетинга: учеб. пособие / А.А. Казущик. – Минск: Беларусь, 2008. – 247 с.
  6.    Мудров, А.Н. Основы рекламы: учебник. М.: Экономистъ, 2008.- 319с
  7.    Матанцев, А.Н. Эффективность рекламы: учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2007. – 416 с.
  8.    Музыкант,  В.Л.: Реклама в действии: стратегии продвижения/ В.Л. Музыкант. – Москва: Эксмо, 2009. – 236с.
  9.  Ньюман,  М. 22 непреложных закона рекламы/ М. Ньюман. – Москва: АСТ, 2008. – 318 с.
  10.  Основы рекламы: учеб. пособие  /Г.А.Васильев, В.А. Поляков.- Москва: ЮНИТА-ДАНА, 2006.-719 с.
  11.   Менеджмент и маркетинг в социально-культурной сфере: Учеб. пособие. – СПб.: Книжный дом, 2003. 394с.
  12.  Основы рекламы: учебник. – 8-е изд. / Ф.Г. Панкратов, Ю.К.Баженов, В.Г.Шахурин. под ред. Ф.Г.Панкратова. М. Издательско-торговая компания Дашков и К, 2006. – 526с.
  13.  Павловская,  Е. Дизайн рекламы / Е. Павловская. – СПб.:  Питер, 2004. – 311 с.
  14.  Похабов,  В.И. Основы маркетинга: Учеб. пособие/ В.И. Похабов. – Минск: Выш.шк., 2001. – 271с.
  15.    Ромат, Е.В. Реклама: учебник для вузов, 7-е изд. СПб: Питер, 2008. 512с.
  16.   Сидорская,  И.В. Эффективная коммуникация со СМИ: принципы и технологии: пособие для студентов высш. учеб. заведений/ И.В. Сидорская. – Минск: Изд-во Гревцова, 2010. – 144с.
  17.  Сидоров,  С.А.: Психология дизайна и рекламы/ С.А. Сидоров. – Москва: Современная школа, 2009. – 254с.
  18.  Середа, К.Н.: Справочник по рекламе/ К.Н. Середа. – Москва: Феникс Ростов, 2010. –301с.
  19.        Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. М.И. Баканова. – Москва: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 686с.
  20.   Чумиков,  А.Н., Связи с общественностью: теория и практика/ А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – Москва: Дело, 2003. – 496 с.
  21.    Черник, Н.Ю. Товарная политика предприятия: Учеб.пособие/ Н.Ю. Черник. – Минск: БГЭУ, 2004. – 278 с.
  22.    Шарков, Ф.И. Паблик рилейшинз: учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2006. 316с.
  23.  Экономика организаций торговли: учеб.пособие / под ред. Р.П.Валевич, Г.А.Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010.-671с.
  24.  Экономика предприятия: учеб.-методич. комплекс/ А.С. Головачев и др.; Под ред. В.И.Кудащова. – Минск: Изд-во МИУ, 2007. – 340 с.
  25.  Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. – Москва: Высшее образование, 2005. – 509 с.
  26.  Рогожин, М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности: учебн. пособие.- М.: Изд-во РДП, 2008. 208с.
  27.  Реклама и продвижение товаров./Дж.Р.Росситер, Л.Перси. СПб.: Питер, 2007. 651с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46852. Кризис подросткового возраста. Его преодоление 31.96 KB
  Кризис подросткового возраста, является одной из актуальнейших проблем детей современного мира. Это связано с возникновением современно новых требований, предъявляемых к ним происходящими социально – экономическими преобразованиями.
46853. Определение наивыгоднейших и максимальных зазоров. Влияние основных факторов на износ 33.46 KB
  На процесс изнашивания рабочих поверхностей деталей машин оказывают влияние различные факторы которые можно разделить на две группы: 1 факторы влияющие на износостойкость деталей; 2 факторы влияющие на изнашиваемость деталей. К факторам влияющим на изнашиваемость деталей относятся: вид трения сопряженных деталей; характер и величина удельных нагрузок на поверхностях трения; относительные скорости перемещения трущихся поверхностей; форма и размер зазора между сопряженными поверхностями; условия смазки трущихся поверхностей; наличие...
46854. Государственная гражданская служба в системе государственного управления 33.49 KB
  Данное законом определение государственной службы указывает на ее сущность. Система государственной службы включает в себя следующие виды: 1 государственная гражданская служба; 2 военная служба; 3 правоохранительная служба. Государственная гражданская служба РФ – вид государственной службы представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов государственных органов субъектов РФ лиц замещающих...
46857. Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка 33.5 KB
  Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей по мнению Л. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.