99155

Доходы и расходы федерального бюджета; особенности их формирования

Реферат

Финансы и кредитные отношения

Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Исходя из вышесказанного можно определить задачи данной работы: рассмотреть бюджет как экономическую категорию то есть дать его определение сущность и выделить основные функции выполняемые бюджетом; показать его роль в системе финансовых планов страны; Сущность федерального бюджета и его место в бюджетной системе государства...

Русский

2016-08-02

333.74 KB

1 чел.

Оглавление

Введение 3

Сущность федерального бюджета и его место в бюджетной системе государства 4

Доходы и расходы федерального бюджета; особенности их формирования 7

Заключение 13

Список литературы 14


Введение

Актуальность. Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Цель-  рассмотреть федеральный бюджет, его роль в системе финансовых планов.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

- показать его роль в системе финансовых планов страны;


Сущность федерального бюджета и его место в бюджетной системе государства

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

Бюджетная система – это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [11, 37] Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения[1].

Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; [20 , 136]

- третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов) – бюджеты муниципальных образований, утверждение и исполнение которых осуществляют органы местного самоуправления.[12, 324].

Рисунок 1 – Бюджетная система РФ

Совокупность федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ образует консолидированный бюджет. [6, 323] Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Бюджетная система функционирует на основе следующих принципов:

- Принцип единства бюджетной системы;

- Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

- Принцип самостоятельности;

- Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- Принцип сбалансированности бюджета;

- Принцип гласности;

- Принцип достоверности бюджета;

- Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.[9, 38].

Как уже было сказано, федеральный бюджет РФ находится на первом уровне бюджетной системы России. Федеральный бюджет выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение. Как правовая категория федеральный бюджет (или центральный бюджет) является основным финансовым планом любого государства, утверждаемым высшим законодательным органом страны (в России - Федеральным Собранием Российской Федерации).[17, 33] В федеративных государствах на уровне федеральных (центральных) бюджетов концентрируется, как правило, не менее 45-55% бюджетных ресурсов, еще выше -до 80-90% - в унитарных государствах (Бельгия, Франция), имеющих двухуровневые бюджетные системы.

Бюджет федеральный, являясь центральным звеном бюджетной системы, объективно занимает особое место не только в бюджетной системе, но и в системе государственных финансов. Посредством федерального бюджета происходит перераспределение ВВП между субъектами экономики, субъектами Федерации и социальными группами; именно перед федеральным бюджетом стрит задача обеспечения государственного суверенитета, обороноспособности и безопасности страны (защиты государства при возникновении внутренних и внешних угроз его существованию). В условиях рыночных отношений не должна ослабевать и экономическая роль федерального бюджета. Применяя различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы (субсидирование из предприятий и отраслей, предоставление государственных кредитов и гарантий, осуществление государственных инвестиций в капитале- и наукоемкие отрасли, а также в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс), государство может использовать федеральный бюджет в качестве эффективного инструмента реализации структурной политики, позитивного изменения важнейших макроэкономических пропорций.

Особая роль федерального бюджета в воспроизводственном процессе, обеспечении финансовой и экономической стабильности в стране предъявляет адекватные требования к формированию доходов и расходов федеральных (центральных) бюджетов. Структура доходов и расходов государственного бюджета показывает систему связей государства и общества в части финансовых взаимоотношений. [1, 197]

Доходы и расходы федерального бюджета; особенности их формирования

Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.[16, 171]

Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных Фондов и всего государственного сектора.

Рассматривая Федеральный бюджет РФ, следует упомянуть, что в современной мировой практике доходы федерального бюджета; как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов.

Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.[7, 348] Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Расходы федеральных бюджетов осуществляются в соответствии с полномочиями, закрепленными за федеральными (центральными) правительствами.

Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь применяется экономическая классификация

расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.[2]

Капитальные расходы бюджета — эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебная власть;

3) международная деятельность;

4) национальная оборона;

5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

6) фундаментальные исследования и содействие научно-

техническому прогрессу;

7) промышленность, энергетика и строительство;

8) сельское хозяйство и рыболовство;

9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

11) жилищно-коммуналыюе хозяйство;

12) образование;

1 Здравоохранение и физическая культура;

14) культура, искусство и кинематография;

15) средства массовой информации;

16) обслуживание государственного долга;

17) финансовая помощь бюджетам других уровней;

18) целевые бюджетные фонды;

19) пополнение государственных запасов и резервов;

20) социальная политика;

21) прочие расходы.[18, 131]

Приведенный перечень расходов характерен и для федерального бюджета Российской Федерации. При этом в Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств федерального бюджета, к которому, в частности, относятся расходы: на обеспечение деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (например финансовое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями); государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; исследование и использование космического пространства и др.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального Использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за Использованием бюджетных ассигнований.

Территориальная классификация расходов. В соответствии с Уровнем государственного управления в Российской Федерации Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.

Задачи в области расходов бюджета. В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Основные задачи в области расходов бюджета:

1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;

2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;

3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;

4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;

6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;

7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;


Заключение

В работе была определена сущность федерального бюджета и его роль в экономике. так было выяснено, что федеральный бюджет находится на первом уровне бюджетной системы России вместе с государственными внебюджетными фондами. Также мы определили, что федеральный бюджет является основным финансовым планом любого государства, утверждаемым высшим законодательным органом страны. В рамках первой главы также была рассмотрена экономическая сущность доходов и расходов федерального бюджета. нами было выяснено, что в современной мировой практике доходы федерального бюджета; как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. Что касается расходов бюджета, то они представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Было также определено, что в БК РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств федерального бюджета.


Список литературы

1. Бабич А. М.. Павлова Л. Н. Финансы: Учебник – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 760 с.

2. Борисоглебская Л. Н., Кирсанов С. А. Государственные и муниципальные финансы: финансирование социальных услуг. Учебник. – СПб: ООО « Андреевский издательский дом», 2008 – 360 с

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.

4. Владимирова М. П. Финансы: учебное пособие. под ред. М. П. Владимировой. – М.: КНОРУС, 2006. – 280 с.

5. Государственные и муниципальные финансы: учебник. под ред. проф. С. И. Лушина, проф. В. Я. Слепова. – М.: Экономистъ, 2006. – 763 с.

6. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.

7. Игонина Л. Л. Муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2003. – 330 с.

8. Липсиц И. В. Экономика: В 2 кн. Кн. 2: Учебник. – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 352 с.

9. Паречина В. А., Стиглиц Дж. Э., Тедеев А. А. и др. Бюджетная система России.: учебник, 3-е издание, исп. и доп. – М.: Издательство «Эксмо». 2006 г. – 752 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82090. Лексические трансформации при переводе юридического текста на примере личной документации 178 KB
  Правильность построения вербального текста который может быть устным и письменным связана с соответствием требованию текстуальности внешней связности внутренней осмысленности возможности своевременного восприятия осуществления необходимых условии коммуникации и т.д.
82091. Изучение действующей методики анализа бухгалтерской отчетности и обозначении направлений её совершенствования 487.65 KB
  Рассмотреть теоретические аспекты анализа бухгалтерской отчетности организации; изучить экономическую сущности, значение и состав бухгалтерской отчетности организации; рассмотреть различные методики анализа бухгалтерской отчетности организации; рассмотреть экономическую характеристику КЖРЭУП «Костюковское»; проанализировать показатели деятельности на основе данных бухгалтерского баланса организации...
82093. Объяснение иностранными и русскими студентами причин успехов и неудач во взаимодействии с однокурсниками 370.54 KB
  Студенты едут учиться не только из развивающихся стран в развитые но также увеличилось число студентов из развитых стран желающих обучаться в развивающихся странах. Чтобы выжить каждый из нас должен взаимодействовать с другими людьми как например студенты в процессе обучения.
82094. Исследование системы коллективных средств размещения территории города Волгограда и оценка перспектив ее использования для развития различных видов туризма 4.63 MB
  Объектом исследования являются средства размещения города Волгоград. Целью работы является исследование системы коллективных средств размещения на территории города Волгограда и оценка перспектив ее использования для развития делового туризма.
82095. Стратегия маркетинга и способы ее реализации на примере предприятия ОАО «Уралсвязьинформ» 556.5 KB
  Цель работы рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятии, изучить организационно-управленческую характеристику открытого акционерного общества «Уралсвязьинформ» и Губахинского цеха комплексного технического обслуживания электросвязи Березниковского территориального...
82096. Разработка технологического процесса изготовления откатных ворот 1.3 MB
  Такие ворота предназначены для защиты домовладения или промышленного объекта. Откатные ворота отличаются по принципу установки и отката ворот: Подвесной тип ворот; Консольный тип ворот. Откатные ворота подвесной системы используются редко и в основном устанавливаются в промышленных помещениях ангарах...
82097. МЕТАФІЗИКА УКРАЇНСЬКОЇ ІДЕЇ В КОНТЕКСТІ ЇЇ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ЗМІН НА МЕЖІ ТИСЯЧОЛІТЬ 1.89 MB
  Звертання філософів до метафізичного аналізу ідеї українського етносу відображає історичні аспекти змін звичайних та надзвичайних форм національного буття інформаційного суспільства, хоча впродовж майже 200 років підкреслювання тези про метафізичні засади будь-чого вважали проявом нібито антинаукового світогляду.
82098. Проектирование беспроводной сети Wi-Fi на основе стандарта 802.11n в общежитии № 2 Алматинского Института Энергетики и Связи 1.64 MB
  Перечень подлежащих разработке в дипломном проекте вопросов или краткое содержание дипломного проекта: Общие понятия беспроводного доступа WiFi характеристики стандарты. Выбор оборудования системы беспроводного доступа. Расчет зоны покрытия точек доступа Охрана безопасности и жизнедеятельности...