99159

Классическая теория международной торговли. Мобильность трудовых ресурсов и транспортные издержки. Новая экономическая география Пол Кругман

Реферат

Мировой рынок и торговля

Связь монополистической конкуренции и внешней торговли. К задачам относятся рассмотрение влияние экономии от масштаба и монополистической конкуренции на внешнюю торговлю и рассмотрение механизмов определяющих пространственное расположение производства и трудовых ресурсов внутри страны. Это понятия органично сосуществуют в двух моделях внешней торговли: модели монополистической конкуренции и модели демпинга. Внешняя экономия имеет место при уменьшении издержек вследствие увеличения размеров целой отрасли которая...

Русский

2016-08-02

94.5 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Направление подготовки: мировая экономика

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «история экономических учений»

на тему:

нНовая «теория торговли» и «новая экономическая география» (П. Кругман)

                                                                                                                                               Студентка группы №166       

Ившина Есения Николаевна

                                                                                                                                Проверил

профессор, доктор наук

                                                                                                                                     Гловели Г.Д.

Москва 2013
Оглавление

№ стр.

Введение……………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1 Классическая теория международной торговли…………………………………………………………...4

Глава 2 Экономия от масштаба, монополистическая конкуренция и международная торговля………………5-8

  1.  Экономия от масштаба………………………………………………………………………………………...5
  2.  Несовершенная конкуренция……………………………………………………………………………….5-6
  3.  Связь монополистической конкуренции и внешней  торговли…………………………………………..6-7
  4.  Демпинг………………………………………………………………………………………………………7-8
  5.  Внешняя экономия…………………………………………………………………………………………….8

Глава 3 Мобильность трудовых ресурсов и транспортные издержки. Новая экономическая география……9-10

Заключение…………………………………………………………………………………………………………...11

Список литературы…………………………………………………………………………………………………..12


Введение

«Возможно, вопрос, который следует задать любому ученому, - это вопрос о целях его работы. Я могу выказать благородство своего характера и сказать, что я работаю на пользу человечества. Или я могу попытаться шокировать вас и сказать, что меня интересуют денежные и профессиональные вознаграждения. Ни один ответ не будет полностью являться ложным. В действительности я похож на романтика, который верит в преобладание хороших идей, делающих жизнь лучше. Но я не отшельник. Я не буду глумиться над хорошим гонораром или бесплатным путешествием в приятное место».  Пол Кругман. [7]

Так человек, работающий на благо человечества, не забывая и о наградах, создал теории, во многом повлиявшие на дальнейшее развитие экономики как науки.

Важность работ профессора Принстонского университета неоспорима. Новая теория международной торговли смола дать подробные и обоснованные ответы на вопросы, которые не могла объяснить классическая теория международной торговли, существующая уже около150 лет. А новая экономическая география – первая в мире полная модель, выявляющая закономерности пространственного расположения производства.  Статьи экономистов, опубликованные до работы Кругмана, смогли отразить лишь отдельные элементы данной теории, не давая полной картины того, каким образом происходит размещение производства и трудовых ресурсов.

Работы Кругмана в настоящий момент являются актуальными, так как они рассматривают механизмы, влияющие на внешнюю торговлю, которая играет важную роль в процессе глобализации. Также совсем недавно Пол Кругман стал лауреатом Нобелевской премии по экономике, что вызывает к его статьям особый интерес. Помимо этого огромный вклад, которые внесли его работы в развитие экономики, всегда будет поддерживать к ним интерес.

Целью данной работы является исследование двух теорий, созданных Полом Кругманом: новой теории международной торговли и новой экономической географии.

К задачам относятся рассмотрение влияние экономии от масштаба и монополистической конкуренции на внешнюю торговлю и рассмотрение механизмов, определяющих пространственное расположение производства и трудовых ресурсов внутри страны.


Глава 1 Классическая теория международной торговли

Пол Кругман внес огромный вклад в развитие экономики как науки, разработав новую международную теорию торговли, которая значительно дополнила классическую, но не опровергла ее.

Основа классической теории – это идея о том, что международная торговля является следствием сравнительных преимуществ, возникающих из-за разницы стран в уровне развития технологии, в географическом положении, в обеспеченности государства трудом и капиталом. Каждая страна производит и поставляет в другие страны тот товар, производство которого дается ей с наименьшими издержками, в то время как в остальных государствах производство данного товара обходится (сравнительно!) гораздо дороже. Как следствие каждое государство специализируется на выпуске определенного товара, становится выгодной международная  межотраслевая торговля; при этом торговля будет тем выгоднее, чем больше страны отличаются друг от друга по факторам производства. Таким образом, международная торговля становится возможной только при условии наличия различий между странами; соответственно, товарный обмен между похожими государствами становится невозможен.

Однако после окончания Второй Мировой войны становится ясно, что данная теория не является идеальной.  Послевоенные годы характеризовались торговлей между развитыми странами, факторы производства которых были достаточно схожи, а значит сравнительных преимуществ, на основе которых смогла бы развиваться международная торговля, не существовало. Второй камень в огород классической теории бросил тот факт, что значительное место занимала торговля не между отраслями, а внутри них. Государства Страны одновременно импортировали и экспортировали товары одной и той же группы.

«Но, невзирая на это, сама теория, несмотря на свой сугубо абстрактный характер, продолжает занимать вполне достойное место в арсенале экономических инструментов анализа международной торговли.» [3, С. 113]

 

Глава 2 Экономия от масштаба, монополистическая конкуренция и международная торговля

Теория, разработанная профессором Принстонского университета  Полом Кругманом, смогла дать ответы на вопросы, ставящие в тупик классическую теорию.

Работы Пола Кругмана опираются на два ключевых понятия: «экономия от масштаба» и «монополистическая конкуренция». Это понятия органично сосуществуют в двух моделях внешней торговли: модели монополистической конкуренции и модели демпинга.

2.1 Экономия от масштаба

Термин «экономия от масштаба» означает, что «производство становится более эффективным с ростом его масштабов, и если затраты вырастают вдвое, то выпуск растет еще больше». То есть, рост масштабов производства приводит к снижению его удельных издержек.

В международной торговле данное явление позволяет странам специализироваться на производстве определенных товаров, которое будет более эффективным, чем при выпуске этих товаров только для реализации на внутреннем рынке. При этом каждое государство получает весь необходимый его населению спектр товаров.

Выделяют внешнюю и внутреннюю экономию от масштаба.

Внешняя экономия имеет место при уменьшении издержек вследствие увеличения размеров целой отрасли, которая характеризуется наличием в ней многих мелких фирм и условий, близких к совершенной конкуренции.

Но Пол Кругман уделяет особое внимание в своей работе внутренней экономии, которая достигается в результате увеличения размеров отдельно взятой фирмы. Отрасль, в которой действует данная фирма, характеризуется наличием несовершенной конкуренции, так как для реализации внутренней экономии от масштаба фирма должна быть достаточно крупной,  способной сконцентрировать все доступные данной экономике  ресурсы в себе.

2.2 Несовершенная конкуренция

Главным отличием несовершенной конкуренции от совершенной является возможность фирмы влиять на цену продукции, в то время как при совершенной конкуренции фирма не может оказывать влияние на рыночную цену товара. Фирма-монополист может увеличить свои продажи, снизив цену производимого ей товара. Вход других фирм на рынок с данным видом конкуренции затруднен.

 

Существует 3 вида несовершенной конкуренции:

1.      Монополия: «рыночная ситуация, когда единственная фирма полностью контролирует рынок выпускаемых ею товаров, единолично определяя уровень цен и объем продаж». [5]

2.      Олигополия: на рынке господствует  маленькая группа крупных фирм, способных влиять на цены; изменяя цену товара, фирма ориентируется не только на возможную реакцию покупателей, но и на прогнозируемые действия конкурентов.

3.      Монополистическая конкуренция: на рынке существует несколько крупных фирм, производящих схожую, но не идентичную продукцию; в результате незначительное  изменение цен на товары одного производителя не обязательно приведет к тому, что потребители начнут отдавать предпочтение товарам другого производителя.  При монополистической конкуренции фирмы, изменяя цены на свою продукцию, считают, что их действия не повлияют на цены других фирм; то есть каждая фирма считает себя в какой-то степени монополистом. С ростом числа фирм в отрасли увеличиваются средние издержки и падают цены на продукцию каждой из них. Существует  равновесное число фирм для каждой отрасли, которое позволяет получать максимальную прибыль.

Это все – лишнее в данном РЕФЕРАТЕ по Круману, ЕГО идеям!

Особую роль в учении Пола Кругмана играет модель монополистической конкуренции, использование которой позволяет одновременно учитывать существование экономии от масштаба и несовершенной конкуренции, а также обойти такие особенности олигополии, как возможность ценового сговора и использование стратегического поведения. Однако в реальной жизни найти отрасли с монополистической конкуренцией довольно затруднительно, гораздо чаще встречаются рынки, где господствует олигополия (а что – Кругман глупее Вас, коллега?).

2.3 Связь монополистической конкуренции и внешней  торговли

«Монополистическую конкуренцию и внешнюю торговлю связывает идея расширения размеров рынка в результате внешнеторгового обмена». [4, С. 122]

Страна, которая не является участником международной торговли, не может в достаточной мере реализовать экономию от масштаба в отрасли с монополистической конкуренцией, так как размер этой отрасли ограничен размером внутреннего рынка. Вступив в торговые отношения с другими странами, может быть образован (не по-русски) общий рынок, который преодолеет ограниченность национальных рынков. Каждая страна получит возможность специализироваться на производстве определенного круга товаров, которое будет более эффективным из-за большей реализации экономии от масштаба. В то же время расширение размеров рынка при неизменном количестве фирм позволяет снижать цены на продукцию вследствие увеличения объемов продаж. Еще одним плюсом установления торговых взаимосвязей между государствами является расширение потребительского выбора, так число фирм общего рынка превышает число фирм национального рынка.

Реализация экономии от масштаба в условиях монополистической конкуренции ведет к тому, что страны осуществляют не  только межотраслевой, но и внутриотраслевой обмен.

Межотраслевой обмен предполагает, что страны обмениваются гомогенными товарами разных секторов. Основой данного вида обмена являются сравнительные преимущества.

Внутриотраслевой обмен представляет собой обмен дифференцированными товарами, которые производятся в рамках одной отрасли. Данный вид обмена является следствием экономии от масштаба, которая побуждает страны выпускать товары не только для внутреннего рынка. Таким образом, экономия от масштаба - это источник внешней торговли. Важной особенностью внутриотраслевого обмена является непредсказуемость его направления.

Соотношения межотраслевого и внутриотраслевого обмена зависит от того, насколько страны похожи друг на друга: в странах со схожими факторами производства, с приблизительно одинаковым уровнем экономического развития решающую роль будет играть внутриотраслевой обмен, а в странах с различными факторами производства – межотраслевой.

К плюсам внутриотраслевой торговли относится возможность легкого получения политической поддержки в обществе. Однако (мысль осталась незаконченной) в том случае, если страны сильно различаются между собой по степени экономического развития, по уровню дифференциации продукции и по степени реализации экономии от масштаба.

2.4 Демпинг

В условиях несовершенной конкуренции фирмы могут установить разные цены на один и тот же товар для различных групп потребителей. Данное явление называется ценовой дискриминацией (ценовой дифференциацией). 

Во внешней торговле это явление может проявляться в виде демпинга. Демпинг - «продажа товаров в зарубежной стране по ценам, которые местные производители считают необоснованно низкими». [1]Демпинг можно реализовать при соблюдении двух условий:

1.      Наличие несовершенной конкуренции в отрасли для того, чтобы фирма могла влиять на рыночную цену товара.

2.      Изоляция покупателей данной страны от товаров, производимых за границей.

Может встретиться и ситуация, когда фирма выберет снизить (???) цену на национальном рынке. Однако чаще фирмы предпочитают снижать цены на экспортные товары, так как количество продавцов на внешнем рынке меньше, чем на внутреннем из-за транспортных издержек и протекционистских барьеров.

Также можно столкнуться и с таким явлением, как встречный демпинг. Он представляет собой торговлю между  двумя странами одной и той же продукцией по сниженным ценам. Данный вид обмена увеличивает транспортные издержки, а значит, фирмы нерационально используют доступные им средства. Но с другой стороны, встречный демпинг позволяет избавиться от национальных монополий, создавая конкурентные условия.

В некоторых странах (в том числе и в США) демпинг признается нечестной формой конкуренции, поэтому в данных странах принимаются антидемпинговые меры. Например, в США фирмы, действующие в зарубежных странах и обвиненные в демпинге, облагаются повышенной пошлиной на импорт.

2.5 Внешняя экономия

Разновидностью экономии от масштаба, когда она реализуется на уровне отрасли, является внешняя экономия. Существует две особенности данного вида экономии от масштаба:

  1.  Может быть реализована вне условий несовершенной конкуренции.
  2.  Не обязательно является выгодной для всех государств.

Страна, где реализована внешняя экономия, имеет низкий уровень издержек в отрасли, объем производства которой превышает объем производства этих же отраслей в других странах. Как правило, внешней экономией обладают страны, первыми сумевшие захватить рынок определенных товаров. Сделав это, фирмы данных стран имеют возможность развиваться в отсутствии конкурентов, что приводит к их расширению. Увеличение масштабов отрасли приводит к реализации внешней экономии, снижению издержек. Производство товаров какой-либо отрасли в данной стране становится дешевле и эффективнее по сравнению с другими странами, поэтому вход других стран, предлагающих продукцию данной отрасли, на международный рынок затруднен. Таким образом, внешняя экономия закрепляет исторически сложившуюся специализацию стран в какой-либо отрасли и позволяет государствам, появившимся на рынке первыми, не пускать на этот рынок других стран-производителей, даже тех, в которых производство товаров определенной отрасли со временем стало бы более дешевым, чем в стране, которая контролирует рынок.

Особый источник внешней экономии – накопление опыта и знаний. Такая внешняя экономия связана с понятием «динамичная возрастающая доходность» - явление, при котором снижение издержек происходит в результате увеличения накопленного объема производства, а не текущего.

Глава 3 Мобильность трудовых ресурсов и транспортные издержки. Новая экономическая география

Пол Кругман сумел разработать модель, которая выявляет взаимосвязи между перемещаемостью трудовых ресурсов, экономией от масштаба и размером региона, в котором осуществляется производство. Данная модель, позволяющая объяснить, почему деловая активность концентрируется в одних областях и снижается в других, получила название «центр - периферия».

Свой анализ Кругман начинает с рассмотрения краткосрочного равновесия. В данной ситуации трудовые ресурсы будут равномерно распределены между регионами страны. Как следствие, эти регионы будут характеризоваться наличием одинакового уровня зарплаты и одного и того же уровня производства.

В условиях отсутствия равновесия число работников в одном регионе будет превышать число работников в другом, поэтому уровни заработной платы в данных регионах будут отличаться. Кругман выявил два эффекта, оказывающих влияние на соотношение уровней заработной платы в разных регионах: эффект местного рынка и эффект конкуренции.

Эффект местного рынка заключается в том, что в результате увеличения размера региона в нем происходит рост объемов промышленного выпуска и экспорта. Возникает данный эффект вследствие желания фирм разместить свое производство в регионе с большим размером потому, что это даст возможность фирмам экономить на масштабе производства и на транспортных издержках, так как большая часть продукции будет продана на местном рынке. Рассматриваемый эффект положительно влияет на уровень заработной платы в данном регионе, следовательно увеличение размера региона приводит к росту заработной платы.

Фирмы-монополисты с ростом конкуренции на рынке большого размера, наоборот, будут стремиться к размещению производства в регионе с маленькой численностью населения, то есть небольшим по размеру. Таким образом, эффект конкуренции оказывает отрицательное влияние на уровень заработной платы в больших регионах.

Существует и эффект индекса, влияющий на цены в регионах разного размера. Возникает данный эффект из-за того, что в регионе большого размера имеются условия для производства большего числа видов промышленных товаров, что приводит к снижению количества импортируемых в данный регион товаров, цена которых включает в себя транспортную наценку. Следовательно, индекс цен в регионах большего размера будет ниже, чем в регионах меньшего размера, где значительна доля импортных товаров.

При исследовании равновесия возникает вопрос о его устойчивости.

Устойчивым равновесие будет считаться, если при перемещении незначительной части трудовых ресурсов из одного региона в другой в меньшем из них увеличится реальная заработная плата, что приведет к притоку рабочих в регион. Устойчивое равновесие является самоподдерживающимся.

При неустойчивом равновесии реальная заработная плата повысится в большем регионе и рабочие начнут мигрировать именно туда, а это, в свою очередь, приведет к еще большему отклонению экономики от равновесного состояния. В результате процессов агломерации больший регион превратится в промышленный центр, а регион меньшего размера станет сельскохозяйственной периферией.

Устойчивость равновесия определяется тремя эффектами:

  1.  Эффект местного рынка (стремление фирм-монополистов к размещению предприятий в больших регионах);
  2.  Эффект конкуренции (желание монополистических фирм расположить предприятия в регионах, где меньше конкуренция);
  3.  Эффект стоимости жизни/эффект индекса цен (цены ниже в регионах большего размера из-за малого количества импортных товаров).

Различают центростремительные и центробежные силы. Центростремительные силы возникают на основе процессов агломерации и приводят к концентрации трудовых ресурсов в регионах большего размера.  Центробежные силы действуют в обратном направлении, сокращая количество рабочих в больших регионах. «Агломерационные процессы, в частности процессы концентрации и рассеивания экономической активности в регионе, можно отнести к числу нелинейных явлений, следовательно, развитие взаимосвязи центробежных и центростремительных сил в экономике региона проходит через бифуркацию. Бифуркация - изменение числа и устойчивости решений определенного типа (Малинецкий, 1997)» [6]. «Какие силы «победят» в экономике — зависит от параметров экономии от масштаба, эластичности замещения в функции спроса и размера транспортных издержек». [2]

Пол Кругман выявил критический уровень экономии от масштаба. Его превышение приводит к неустойчивости равновесия, развитию процессов агломерации. В результате экономика вынуждена развиваться, создавая центр и периферию. Однако, если экономия от масштаба ниже критического уровня, то это не обязательно ведет к доминированию центробежных сил в экономике. Будет ли устойчиво равновесие в данном случае, определяют три названные выше эффекта.


Заключение

Полу Кругману удалось создать теорию международной торговли, устранившую недостатки и недоработки классической теории.

Пол Кругман доказал, что внешняя торговля, позволяющая «расширить рынки сбыта, снизить уровень цен и одновременно сделать богаче потребительский выбор» [4, С. 140] не обязательно является следствием сравнительных преимуществ. Ее источником может также являться экономия от масштаба – явление, при котором возрастающие масштабы производства приводят к снижению издержек.

Экономия от масштаба реализуется в условиях несовершенной конкуренции. Связь данных экономических явлений описывается моделями монополистической конкуренции и демпинга. Однако внешняя экономия (экономия от масштаба на уровне отрасли, а не фирмы) может наблюдаться и при условиях совершенной конкуренции.

При монополистической конкуренции на рынке существует несколько фирм-монополистов, производящих схожую, но не идентичную продукцию.  В данной модели внешняя торговля  внешняя торговля делится на два вида: внутриотраслевой обмен, возникающий на основе экономии от масштаба, и межотраслевой обмен, отражающий сравнительные преимущества.

Демпинг – продажа товаров на внешнем рынке по более низким ценам, чем существуют на внутреннем. Встречный демпинг – ситуация, при которой страны обмениваются одинаковыми товарами по сниженным ценам.

Внешняя экономия закрепляет специализацию стран, сложившуюся в ходе исторического развития. Государство, первое сумевшее захватить какой-либо рынок, впоследствии сможет вытеснять с этого рынка страны, пытающиеся войти в него.

Пол Кругман создал модель «центр-периферия», которая выявляет причины пространственного расположения производства в стране. Равномерное распределение производства и трудовых ресурсов по регионам представляет собой равновесное состояние. Его устойчивость или неустойчивость определяют эффекты местного рынка, конкуренции и индекса цен. При неустойчивом равновесии начинают действовать центростремительные силы, ведущие к образованию промышленного центра и сельскохозяйственной периферии.

За свои работы, касающиеся новой теории международной торговли и новой экономической географии, профессор Принстонского университета в 2008 году был удостоен Нобелевской премии.


Список литературы

  1.  Блэк Дж. Экономика. Толковый словарь [Электронный ресурс], URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/4986 (09.05.2013).
  2.  Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география [Электронный ресурс], URL: http://institutiones.com/general/1162-teoriya-mezhdunarodnoj-torgovli.html (09.05.2013).   
  3.  Киреев А. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Москва: Международные отношения ,1997, 416 .
  4.  Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и Политика. Москва: МГУ-ЮНИТИ, 1997, 799 с.
  5.  Латов Ю. Конкуренция экономическая [Электронный ресурс], URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/KONKURENTSIYA_EKONOMICHESKAYA.html?page=0,0  (09.05.2013).
  6.  Растворцева С. Методические основы определения степени напряжения между центростремительной и центробежной силами размещения экономической активности в регионе [Электронный ресурс], URL: http://srastvortseva.professorjournal.ru/srl/rastvortseva/127 (09.05.2013).
  7.  Krugman P. Incidents from my career [Электронный ресурс], URL: http://web.mit.edu/krugman/www/incidents.html (09.05.2013).

14 баллов. С полями – какой-то прокол. Надо учиться делать их нормальными. И рассказ о видах несовершенной конкуренции – совершенно излишний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46611. Офіційно-діловий стиль сучасної української літературної мови. Підстилі й жанри офіційно-ділового стилю. Їхня характеристика 22 KB
  Офіційноділовий стиль сучасної української літературної мови. Підстилі й жанри офіційноділового стилю. В українській літературній мові виділяють п'ять основних функціональних стилів: публіцистичний розмовний науковий художній офіційноділовий. Офіційноділовий функціональний стиль літературної мови що використовують у сфері офіційноділових відносин.
46612. Поняття термін, термінологія, терміносистема. Проблеми кодифікації та стандартизації сучасної економічної терміносистеми 22 KB
  Термінологія це сукупність термінів певної галузі або мови або розділ лексикології вивчає терміни різних галузей знань. Терміносистема це система термінів у певній галузі підгалузі наукового знання що обслуговує певну наукову концепцію або теорію. Кодифікація це систематизація термінів у словниках та довідниках. Стандартизація це вироблення еталонів термінів унормування термінології певної галузі.
46613. Поняття граматична норма. Стилістичні можливості граматичних форм у різностильових текстах 22 KB
  Стилістичні можливості граматичних форм у різностильових текстах. Вони передбачають правильне вживання граматичних форм слів узгодження керування прилягання морфологічні та правильне утворення словосполучень і речень синтаксичні. Граматична форма слова це засіб вираження граматичного значення показник граматичних значень. Прикладами граматичних форм можуть бути закінчення афікси наголос службові слова суплетивні форми порядок слів у реченні чергування звуків чи взагалі контекст.
46614. Синтаксична норма. Складні випадки керування 22 KB
  Складні випадки керування. Вони передбачають правильне вживання граматичних форм слів узгодження керування прилягання морфологічні та правильне утворення словосполучень і речень синтаксичні. Керування вид підрядного зв'язку коли головне слово вимагає від залежного конкретної граматичної форми яка зберігається при зміні форми головного слова читати книгу читаю книгу. Складні випадки керування: близькі за значенням слова вимагають різних відмінків оволодіти англійською мовою опанувати англійську мову; слова пароніми окрім...
46615. Усна форма літературної мови. Орфоепічні норми як компонент формування мовної компетенції фахівця 22 KB
  Усна форма літературної мови. Усна форма мови це мова яка використовується у спілкуванні. Важливим елементом усної мови є інтонація від якої залежить зміст вислову. Мовна норма сукупність найтісніших усталених елементів мови які в процесі історичного розвитку відібрала і закріпила мовна практика певного суспільства; вони зафіксовані у правописі граматиках і словниках.
46616. Мовний етикет 22 KB
  Він є одним із показників культури мови. Культура мови ознака літературної мови параметр за яким встановлюються авторитетні загальновизнані стандарти реалізовані в нормах писемного й усного спілкування. З культурою мови насамперед пов'язують уміння правильно говорити й писати дотримуватися всіх норм літературної мови.
46617. Типи економічних словників. Їхня характеристика 22 KB
  Також існують ще й спеціальні словники тобто такі в яких набір слів стосується певної галузі знань. Одними з таких є економічні словники. Економічні словники можна класифікувати порізному. Словники відіграють надзвичайно важливу роль у житті кожної людини а спеціальні у житті професіонала.
46619. Общие требования к уроку изобразительного искусства. Традиционный урок его структура и особенности 22.37 KB
  опыт; развивающий характер занятий; реализация дидактических принципов в оптимальных соотнощениях; обеспечение надлежащих условий для продуктивнопознавательной деятти с учетом особенностей интересов; установление межпредметных связей; связь с ранее изученным преемственность; активизация познавательных процессов мотивации; логичность и эмоциональность педагогического процесса; эффективное использование педагогических средств; связь с жизнью; формирование ЗУНОВ;формирование умения учиться; ориентировка на зону ближайшего...