99162

Диалогическая речь и ее психолингвистические характеристики. Методика обучения монологу

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Отличие диалогической и монологической речи как средства обучения от тех же видов речи как цели проявляются особенно на начальной ступени, как в форме, так и в содержании. В отношении содержания учебная речь оказывается часто не столь информативной и естественной, поскольку имеет особую — «обучающую» — функцию — формирование грамматических и лексических навыков с учетом принципа ограничения трудностей.

Русский

2016-08-02

51.5 KB

0 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра  филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И ЕЁ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ»

Выполнил: студент

группы № 92061103(340)

Ткачук Елена Валерьевна




Старый Оскол, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Диалогическая речь как цель и средство обучения.
  2.  Диалогические упражнения


1. Диалогическая речь как цель и средство обучения.

Диалогическая и монологическая речь в учебном процессе при обучении иностранному языку может быть как средством обучения (учебная речь), так и целью обучения.

Отличие диалогической и монологической речи как средства обучения от тех же видов речи как цели проявляются особенно на начальной ступени, как в форме, так и в содержании. В отношении содержания учебная речь оказывается часто не столь информативной и естественной, поскольку имеет особую — «обучающую» — функцию — формирование грамматических и лексических навыков с учетом принципа ограничения трудностей.

Разумеется, ограничения трудностей с развитием индивидуально-речевого опыта студентов становятся все менее заметными, однако на первом году они еще значительны, что совершенно необходимо для формирования правильных, т. е. нормативных во всех отношениях речевых навыков.

То же самое можно сказать о формальной стороне диалогической и монологической учебной речи. В силу ее обучающей функции при оформлении высказывания выбираются  наиболее простые, знакомые языковые средства.

Так, для диалогической речи это будут главным образом вопросо-ответные реплики, для монологической речи - небольшие по объему и несложные по своей структуре монологические высказывания.

Ранее приведенные образцы условно-речевых фонетических, грамматически и лексически направленных диалогических и монологических упражнений могут дать некоторое представление о характере учебной диалогической и монологической речи.

Остановимся прежде всего на методике обучения элементарным диалогическим умениям на начальной ступени.

На I курсе речь здесь должна идти о двух моментах

1) об организации языкового материала в диалогических единицах — диалогических единствах;

2) об упражнениях для формирования этих диалогических умений.

Диалогические единства могут быть классифицированы:

по количеству составляющих их реплик: на двучленные, трехчленные, многочленные;

по характеру реплик: на реплику-вопрос, реплику-ответ, реплику-утверждение,  реплику-отрицание  и др.;

по коммуникативной функции реплик и диалога: реплика-запрос   информации,   реплика- сообщение   информации  или  подтверждение  получения  информации  и согласие или несогласие с ней, реплика- уточнение информации или контрсообщение информации.

Назовем   наиболее   употребительные   в  диалогическом общении и актуальные для начального обучения диалогические единства.

I. Двучленные:

а) вопрос (запрос информации) — ответ (сообщение информации)

Wie alt ist die Stadt Berlin? — Berlin ist etwa 700 Jahre alt.

b) утверждение (сообщение информации) — подтверждение (в получении информации)

Moskau ist älter als Berlin — Ja, das stimmt. Moskau besteht schon über 800 Jahre и др.

II. Трехчленные:

a) вопрос — Sind Sie das erste Mal in Berlin?

Ответ — Nein, ich bin schon hier gewesen.

b) утверждение — Die Leipziger Messe heisst MM — Muster-Messe.

Сомнение — Dient diese Messe als Muster für andere Messen? И др.

Кроме перечисленных выше типов диалогических единств, есть отдельные реплики типа просьбы, приглашения, приветствия, выражения благодарности, например: Guten Tag! Auf Wiedersehen! Danke schon!

Ha II курсе значительно усложняются типы реплик в диалогических единствах в функциональном и формальном отношениях. Можно назвать следующие типы диалогических единств:

I. Двучленные диалогические единства:

а) сообщение информации с эмоциональным оттенком —

реплика — выражение полного несогласия или возражение-уточнение;

б) сообщение информации — ее развитие или завершение;

в) сообщение информации — распоряжение, просьба,

приказание   в   связи   с   полученной   информацией.

II. Трехчленные диалогические единства:

а) сообщение информации (констатация факта) — переспрашивание или побуждение повторить все или часть высказывания, повторение мысли (возможно, с некоторой трансформацией);

2) сообщение информации — выражение эмоционального отношения собеседника — реакция на него.

Приведенные выше диалогические единства являются объектом целенаправленной тренировки в соответствующих упражнениях на начальном этапе.

2. Диалогические упражнения.

Остановимся подробнее на диалогических упражнениях.

Диалогические упражнения могут быть классифицированы по видам диалогических единств, которые тренируются, например:

  •  вопросо -ответные;
  •  сообщение-подтверждение и др.

По участию партнеров в диалоге:

  •  парные диалогические  упражнения;
  •  упражнения,   выполняемые тремя студентами;
  •  упражнения, рассчитанные на участие целой группы.

По характеру опор, с помощью которых эти упражнения выполняются:

  •  на основе естественной ситуации, возникшей на занятии: Oh, ich sehe, Sie haben einen wunderbaren Bildband! Wo haben Sie denn den gekriegt?
  •  на основе воображаемой ситуации, например: Stellt euch vor, ihr habt etwas Wichtiges ihrem Gesprachspartner mitzuteilen. Ihr Gesprachspartner versteht nicht gleich, worum es sich handelt!

Речевые упражнения могут выполняться на основе воображаемых ситуаций, где участники диалогического общения выступают как носители определенных социальных ролей и определенных личностных качеств.

Использование воображаемых ситуаций позволяет приблизить учебные условия к естественным, способствует формированию умения пользоваться языковыми средствами адекватно ситуации общения. Одновременно воспитываются профессиональные качества будущего учителя — организатора речевого общения учащихся в школе.

В речевых упражнениях возможно использование опор для визуальной наглядности: картин, дна- и эпифильмов, фильмов. Ситуативные тематические и фабульные (на II курсе) фильмы используются для обучения соответственно диалогической и монологической речи.

Диалогические ситуативные упражнения могут выполняться с опорой на отдельные кадры диафильма или на весь диафильм, при этом возможны два варианта упражнений:

1) наглядно представленная ситуация «разыгрывается» участниками    диалога    по   побуждению    преподавателя;

2) наглядно представленная в диафильме речевая ситуация используется для обсуждения.

Звуковой ряд в озвученных диа- и эпифильмах может служить: эталоном диалога перед выполнением упражнения; одним из вариантов возможных диалогов, составляемых студентами; ключом, если диалог жестко детерминирован.

На II курсе возможно проблемное обсуждение отдельных эпизодов ситуаций, обсуждение действующих лиц диафильма, всего диафильма в целом.

Одной из возможных опор для развития диалогической речи является аудируемый текст диалогического и монологического характера. Диалогический текст может быть использован для воспроизведения (заучивания) наизусть в целях овладения его произносительной и ритмико-интонационной стороной и типами реплик. Он может служить также мотивом для диалогического общения по теме, затронутой в нем, для обмена впечатлениями. Монологический текст может быть использован для его трансформации диалог, а также для обсуждения.
   Письменный текст   является традиционным средством чтения    диалогической речи,   но   злоупотребление   им нельзя считать оправданным, как, впрочем, и другую тенденцию, наметившуюся в последнее время, —игнорирование, положительной роли письменного текста в развитии устной речи вообще и диалогической в частности.

Поэтому необходимо правильно установить место письменного текста в обучении диалогической речи.

Самым распространенным видом упражнений на развитие диалогической речи на базе письменного текста являются:

1. Вопросо-ответные упражнения: ответы на вопросы к отдельным предложениям текста или к отдельным абзацам текста.

Высказывания в этом случае являются чаще всего репродукцией текстового материала. Хотя полезность этого упражнения на этапе формирования репродуктивной речи не подлежит сомнению, чрезмерное увлечение им нельзя считать методически оправданным, так как это упражнение является упражнением на запоминание готового и, следовательно, «чужого» текста (если текст воспроизводится говорящим без изменений в содержании и языковом оформлении). Это упражнение приобретает творческий характер, когда говорящий в ответах трансформирует текст определенным образом (на уровне формы или на уровне содержания).

2. Постановка вопросов к тексту, в основном на тренировку   разных   типов   вопросительных   предложений.

Это упражнение является в большинстве случаев формальным, неречевым. Однако вопросы к тексту могут приобрести подлинно коммуникативную ценность, если они мотивируются такими указаниями преподавателя, как Prazisieren Sie durch Fragen: a) die Zeit der Geschehnisse, b) den Grund der geschilderten Ereignisse.

3. Вопросо-ответное упражнение по тексту: студенты ставят вопросы и отвечают на них, опираясь на содержание текста. Например: Stellen Sie Fragen iiber die Familie Nowikow und lassen Sie Ihre Kollegen diese Fragen beanlwor-ten. (Текст „Eine sowjetische Arbeiterfamilie") [241

4. Устное воспроизведение (инсценирование) диалогического текста (после заучивания его наизусть). Например: Lerncn Sie den Dialog unci inszenieren Sie ihn! (По теме «Город»).

5. Дополнение в диалоге отсутствующих реплик по смыслу и в связи с текстом. Например: Heidi, du siehst vor-

trefflich aus! Wo hast du dich diesmal erholt?

6. Инсценирование интервью с одним из героев текста. Inszenieren Sie ein  Interview mit  dera Familienhaupt Nowikowl

7. Расширение диалогов. Например: Erweitern Sie folgenden  Dialog.

- Wie findest du den Ort, Elli?

- Ein wunderbares Fleckchen   Erde.  Alles so sauber! Und die Wege so bequem!

- Na, wollen wir uns hier niederlassen? Ist auch Wasser und Wald in der Nähe?

- Ein Stuckchen entfernt...

8. Составление студентами диалога по аналогии с диалогом текста.

9. Проведение импровизированного диалога между героями текста.

10. Обсуждение проблем, затронутых в тексте, содержания и языка самого текста и произведения, из которого он заимствован.

В целом можно сказать, что на I — II курсах закладываются  основы  владения  диалогической   речью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11733. Клиентская часть: размещение не визуальных компонентов соединения с базой данных 17.34 KB
  Лабораторная работа №5 Клиентская часть: размещение не визуальных компонентов соединения с базой данных. Цель: закрепить практические умения и навыки управления не визуальными компонентами отображения соединения с базой данных. Закрепление навыков работы в среде п...
11734. Клиентская часть: размещение визуальных компонентов отображения таблиц 16.53 KB
  Лабораторная работа № 6 Клиентская часть: размещение визуальных компонентов отображения таблиц Цель: закрепить практические умения и навыки управления визуальными компонентами отображения таблиц организации запроса. Закрепление навыков работы в среде программир...
11735. Запросы на добавление данных 20.59 KB
  Лабораторная работа № 7 Запросы на добавление данных Цель: формирование практических умений и навыков составления запросов на добавление данных с помощью TransactSQL оператор Insert и с помощью SQLManager в графическом режиме. Закрепить практические умения и навыки работы с т...
11736. Запросы на редактирование и удаление данных 12.27 KB
  Лабораторная работа №8 Запросы на редактирование и удаление данных Цель: формирование практических умений и навыков составления запросов на редактирование и удаление данных с применением операторов языка TransactSQL Update Delete и SQLManager в графическом режиме. Выполнил: С...
11737. Создание триггера. Каскадные воздействия 12.47 KB
  Лабораторная работа №910 Создание триггера. Каскадные воздействия Цель: формирование практических умений и навыков создания триггеров различных видов; связей реализуемых с помощью триггеров; триггеров выполняющих определенные действия при запуске. Закрепить прак...
11738. Создание хранимой процедуры 17 KB
  Лабораторная работа №11 Создание хранимой процедуры Цель: формирование практических умений и навыков создания хранимых процедур; применения входных и выходных параметров хранимой процедуры; создания функции. Закрепить практические умения и навыки работы с операто
11739. Сортировка и поиск данных: в базе данных и выборках 13.3 KB
  Лабораторная работа №12 Сортировка и поиск данных: в базе данных и выборках. Цель: формирование практических умений и навыков выполнения сортировки в выборках группах таблицах; применения агрегирующих функций вычисляемых полей а также поиска по определенному прост
11740. Фильтрация данных в базе данных и в выборках 14.76 KB
  Лабораторная работа №13 Фильтрация данных в базе данных и в выборках Цель: формирование практических умений и навыков осуществления фильтрации и обобщения информации с помощью представлений курсоров вертикальных таблиц. Закрепить практические умения и навыки раб...
11741. Работа с транзакциями. Кэширование изменений при работе с транзакциями 15.39 KB
  Лабораторная работа №1415 Работа с транзакциями. Кэширование изменений при работе с транзакциями. Цель: формирование практических умений и навыков работы с операторами TransactSQL объединенных транзакцией; создания транзакций; сохранения изменений; выполнение операций