99163

Монологическая речь и ее психолингвистические характеристики. Методика обучения монологу

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Горизонтальная структура монологической речи. Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте. Функции монологических высказываний и их реализация в соответствующих типах монологической речи. Основные понятия монологической речи.

Русский

2016-08-02

78 KB

4 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра  филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И ЕЁ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ»

Выполнил: студент

группы № 92061103(340)

Ткачук Елена Валерьевна




Старый Оскол, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Монологическая речь и её психолингвистические характеристики

1.1 Горизонтальная структура монологической речи

1.2. Психолингвистические особенности

1.3. Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте

1.4. Функции монологических высказываний и их реализация в соответствующих типах монологической речи

1.5. Основные понятия монологической речи

1.6. Характеристики монологической речи

1.7. Уровни сформированности монологической речи

2. Методика обучения монологической речи посредством использования упражнений

  1.  
    Монологическая речь и её психолингвистические характеристики

Монологическая речь как вид вербального общения представляет собой сложное  и  многогранное  явление.  С точки зрения психолингвистики,  монологическая  речь обладает многими признаками  деятельности: имеет  свой  предмет,  внутреннюю (вертикальную)  структуру,  представленную  действиями  и  операциями, внешнюю     (горизонтальную)     структуру     и     результат.

1.1 Горизонтальная структура монологической речи

В горизонтальной структуре монологической речи как деятельности выделяются  три фазы, основа  которых  базируется  на  процессе индивидуализации:

1.Мотивационно-побудительная. Только  потребность  выразить  мысль (предмет  говорения)  средствами  языка  ведет  к  говорению.  Мотивом  к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу)  является  побуждение.  Во  время  переработки  поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия”  предмета  сообщения  (для  чего?  зачем?  о  чем  говорить?).

2.Аналитико-синтетическая.  В  этой  фазе  осуществляется  реализация замысла   высказывания,   структурное   оформление,   обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Выбор языковых средств, сопоставление  и  сочетание  слов  (реализация  парадигматических  и синтагматических   связей   слова:   “достраивание,   конструирование, трансформирование,  комбинирование  из  того,  что  хранится  в  памяти”.

3. Контрольно-исполнительская. На  этом  этапе  осуществляется проговаривание  или  внешнее  оформление  высказывания,  логическое построение  в  соответствии  с  замыслом,придание  эмоционально-выразительной окрашенности речи [3, с.54].

Нужно  также учитывать  тот  факт,  что  монологическая  речь     неотделима от условий, в которых она протекает, а именно: от обстановки, от конкретного  экстралингвистического  контекста.  К  последнему  можно отнести  цель  и  условия  общения,  конкретное  содержание  речевого  акта, характерное  своеобразие  участников  разговора (их  возраст,  уровень развития, интересы  и т.д.).

Все  перечисленное  образует  ситуацию  общения  как  «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить  речевое  действие  по  намеченному  плану» (Леонтьев  А.А.).

Возникая  в  определенных  сферах  речевого  общения,  коммуникативная ситуация  влияет  на  выбор  тематики  и  может  быть  однотемной и политемной. 

Результатом деятельности  устной монологической речи  является ее продукт Фазы горизонтальной структуры говорения контрольно –исполнительская аналитико-синтетическая мотивационно – побудительная - устное монологическое высказывание.

1.2. Психолингвистические особенности

Характеризуя психолингвистические   особенности монологической речи, следует  отметить,  что  монолог  представляет  собой относительно развернутый  вид речевой  деятельности,  при  котором  сравнительно  редко используется  неречевая  информация,  получаемая  из  ситуации разговора.

Кроме того, монологическая речь представляет собой организованный  вид  речи,  предполагающий  наличие  умений  программировать  не  только  отдельное высказывание или  предложение, но и  все сообщение в целом, избирательно   пользоваться   языковыми   средствами  и неязыковыми  коммуникативными  средствами  выражения  мысли  (прежде  всего,  интонацией).

Таким   образом,   монологическая   речь   всегда маркирована  коммуникативными  целями  и  задачей  говорящего. В то время как диалогическая речь ситуативная, монологическая относится преимущественно к контекстной  речи.

Не  следует  также  же  забывать  и  об обращенности  к  слушателю, эмоциональной  окрашенности,  что  находит  внешнее  выражение  в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.

  1.  Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте

Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте, разработанная О.А. Нечаевой  (Нечаева  О.А.,  1975).  Автор  выделяет  следующие  типы монологической   речи: описание,   повествование   и   рассуждение.

1)    монолог - описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей.

2) монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация  о развивающихся действиях  и  состояниях;  Структура монолога –повествования  представлена  следующей  последовательностью:  зачин –основная      часть –вывод      (заключение).

3)монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими  умозаключение.  В  структурном  плане монолог –рассуждение  представляет  собой  единство  следующих  частей:  тезис –доказательства.

1.4. Функции монологических высказываний и их реализация в соответствующих типах монологической речи

В  научных  исследованиях  выделяются  следующие  функции монологической речи:

1)информативная функция, сущность которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;

2) воздействующая функция предполагает  убеждение  кого-либо  в правильности  тех  или  иных  мыслей,  взглядов,  убеждений,  действий; побуждение к действию или предотвращение действия;

3) эмоционально-оценочная функция подразумевает  оценку  событий, предметов, явлений, поступков.

Реализация функций монологической речи в соответствующих видах:  

  1.  информативная  функция  реализуется  в  описании  или  повествовании;
  2.  воздейственная - в рассуждении;
  3.  оценочная - во всех трех видах (описании, повествовании и рассуждении).

Для  каждой  из  перечисленных  выше  функций  монологической  речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.

1.5. Основные понятия монологической речи

И.А. Зимняя считает, что монологическая речь  – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [3].

По определению Г.В. Роговой, монологическая речь  – это  форма  устного связного  высказывания,  изложение  мыслей  одним лицом.

Обратимся к определению понятия «связное высказывание» в работах отечественных лингвистов и методистов.

А.  А.  Леонтьев  под «связным  высказыванием»  понимает  «речь  одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний»   [1].   Таким   образом,   автор   подчеркивает   связность,  последовательность  высказывания  и  его  развернутость  во  времени.  

Г.  В. Рогова под «связным высказыванием» понимает связную речь, состоящую из  ряда  логических,  последовательно  связанных  между  собой предложений,  интонационно  оформленных  и  объединенных  единым содержанием  или  предметом высказывания (Рогова Г.В.).

1.6. Характеристики монологической речи

К особенностям  устного монологического высказывания относятся  следующие характеристики:

1. Целенаправленность - проявляется в определённой цели у говорящего - решить определенную речевую задачу, причем задачу, направленную на собеседника. В основе целенаправленности лежит желание  (осознаваемое  или  нет)  изменить  поведение  собеседника  в желаемом направлении.

2.  Логичность - свойство  высказывания, которое  обеспечивается  последовательностью  изложения,  т.  е.  рядом мыслей, фактов, связанных внутренне за счет смысла и содержания.

3.Связность - последовательность изложения, обеспечиваемая внешними (по отношению  к логике) специальными средствами языка («сцепками»). Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для обучения монологическому высказыванию связи в сверхфразовом единстве  объемом  до  8-10  фраз.  Именно  здесь - «эпицентр»  обучения.

4. Относительная - Завершенность в содержательном, тематическом плане.

5. Продуктивность

6.  Непрерывность - отсутствие  ненужных  пауз,  осмысленная    синтагматичность высказывания.

7.  Самостоятельность - это  требование  относится  к старшему этапу обучения, целью которого является неподготовленное МВ.

8. Выразительность—наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов и т. п.

1.7. Уровни сформированности монологической речи

Вопрос  об      особенностях  монологической  речи    будет  не  полным  безрассмотрения  уровней    сформированности    монологической  речи.

В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях  сформированности  монологической  речи в зависимости от самостоятельности   и   творчества,   которые проявляют учащиеся.

Репродуктивный  уровень речи  не  предполагает  самостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении   содержания   высказывания,   оно   задается   извне.

Репродуктивно-продуктивный  уровень предполагает  некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового  материала,  использовании  его  в  новой  ситуации,  в  изменении последовательности и композиции       изложения.

Продуктивный  уровень речи  характеризуется  полной  самостоятельностью отбора  и  построения  высказывания,  а  также  творческим  подходом  в  его оформлении,  наличием  оценки  происходящего  со  стороны  говорящего.

Следует  отметить,  что  перед  школой  ставится  задача  развития неподготовленной продуктивной речи учащихся.

2.Методика обучения монологической речи посредством использования упражнений

На начальном этапе студенты овладевают основами монологического высказывания разных видов: повествования, рассуждения, описания. Методика обучения монологической речи обеспечивается благодаря разнообразным упражнениям.

  •  По характеру использования языкового материала текста, по точности и полноте изложения мыслей (фактов, событий) текста различаются:

1) упражнения на воспроизведение (полное или частичное) содержания и языковых форм текста без существенных изменений:

пересказ — воспроизведение   текста   (полное,   точное);

пересказ с некоторыми изменениями в содержании либо в языковых средствах, т. е. частичная трансформация: по плану, составленному заранее самими студентами, либо данному в учебнике, по вопросам к тексту, по ключевым словам, от лица одного из героев и др.;

2) упражнения на трансформацию: языковой формы, содержания текста.

Эти упражнения направлены в основном на овладение элементарными умениями монологической речи и попутно на усвоение языкового материала, поэтому их можно рассматривать как подготовительные монологические упражнения репродуктивного характера.

  •  Творческими монологическими упражнениями являются упражнения на полную трансформацию текста в виде:
  •  изложения содержания текста своими словами;
  •  смысловой компрессии информации текста (резюме, аннотация);
  •  интерпретации содержания текста.

Эти упражнения носят подлинно речевой характер, они выполняются на заключительном этапе работы над текстом, когда студенты могут свободно пользоваться языковыми средствами текста и способны пользоваться эксплицитно и имплицитно выраженной в тексте информацией. Такая работа соответствует требованиям  II   курса.

  •  К упражнениям по тексту примыкают упражнения «в связи с текстом», имеющие, как правило, более творческий характер, чем первая группа упражнений. К ним относятся:
  1.  упражнения на «домысливание» текста, т. е. возможное продолжение сюжета рассказа, развитие жизнеописания героев;
  2.  спор с героями рассказа;
  3.  обсуждение проблем, затронутых в рассказе;
  4.  читательские конференции по прочитанной книге (прочитанным книгам одного автора).

Следующей опорой для выполнения монологических упражнений являются аудируемые оригинальные (или частично адаптированные) монологические тексты.

Широкое применение при обучении монологической речи, в частности, такому ее виду, как описание, находят визуальные опоры — картина, эпи- и диафильм.

Описание картины может быть построено как творческое упражнение на использование ранее усвоенного языкового материала в различного рода новокомбинациях, на обучение последовательности, полноты и точности в изложении содержания картины.

Описание оригинальных картин русских, советских и зарубежных художников — один из завершающих этапов работы по ряду тем, например: „Malerei", „Kunst", „Museum" и др.

Описание может сочетаться с обсуждением идейного содержания, художественной манеры мастера и его творческого пути, с историей создания произведений изобразительного искусства. Более всего для этого пригодны серии логически, тематически или сюжетно связанных картин, в том числе и юмористических зарисовок Бидструпа, Эффеля, кроки, кадры фабульного диа- или эпифильма. Особое место в развитии неподготовленной монологической речи  занимают  комментарии немого  кинофильма.

Наконец, важным средством в развитии монологической речи являются монологические выступления подготовленного и неподготовленного характера по теме или мотивам отдельной темы.

Тема «Театр» может включать в себя целый ряд отдельных самостоятельных высказываний по таким подтемам, как: «Театр революции», «Современный театр», «Большой театр», описание интерьера театра, описание посещения спектакля, высказывания о действующих лицах и исполнителях какого-либо спектакля. Это могут быть как подготовленные высказывания с использованием литературных источников, справочного материала, так и экспромтные высказывания на указанные выше темы; последние относятся к наиболее творческим монологическим упражнениям по теме.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Панфёрова, Н.Н. Управление в системе образования [Текст]: учебное пособие (Высшее образование) / Н.Н. Панфёрова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010.- С. 117-123-248 с
  2.  Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельности. М., 1969.
  3.  Пассов  Е.И.  Основы  коммуникативной  методики  обучения иноязычному общению/Е.И. Пассов. - М.: Рус. яз., 1989.
  4.  Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе -1974. -No6.
  5.  Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53673. Конспект урока по баскетболу в 7 классе 47 KB
  Ноги не сгибать Задняя нога прямая Равняйсь Смирно Вольно На носках марш На пятках марш На внешней стороне стопы марш На внутренней стороне стопы марш Бегом марш Бег с высоким поднимание колена марш Бег спиной вперед марш Противоходом марш Змейкой марш Шагом марш На месте шагом марш Стой раз два Фронтальная Основная 2025мин Совершенствование скорости реакции посредством игры в баскетбол Разделить на 2 команды. Однако тот не может начать эстафету пока предыдущий игрок не пересечет стартовую...
53675. Конспект урока по баскетболу в 8 классе 45.5 KB
  Части урока Частные задачи Средства Дозировка Методические указания Команды Форма проведения Подготовительная 1015мин Организованно начать урок Подготовить организм к предстоящей нагрузке Построение приветствие постановка задач Упражнения в ходьбе: на носках руки перед грудью кисти скрепить в замок круговые вращения в кистях; на пятках руки вперед на внешней стороне стопы на внутренней...
53676. Изготовление открытки к 23 февраля 72 KB
  Задачи: Образовательные: Познакомить с историческими сведениями о празднике День защитника отечества; Расширить практические навыки по изготовлению открыток; Воспитательные: Воспитание дисциплинированности активности уважения друг к другу; Воспитание культуры учащихся внимательности. 2 Создание эмоционального настроя Праздник всех солдатов наших Вот что значит этот день День защитников отважных Да и просто всех парней Ведь любой из них мечтает Защитить детей семью Покорить хоть чтото в мире И найти свою судьбу Слушают...
53677. Воображение 60.5 KB
  Познакомить студентов с понятием воображение с функциями видами воображения способами создания образов воображения. План урока с хронометражем времени: Организационный момент 5 минут; Опрос по пройденной теме 15 минут; Изучение нового материала 50 минут; понятие воображение функции воображения; виды воображения; приемы создания образов воображения. А сейчас приступаем к работе запишите себе пожалуйста тему урока – Воображение.
53678. Конспект урока по физической культуре 38.5 KB
  На раз руки к плечам на два вверх на 3 к плечам на 4 на пояс руки в стороны. 4 спокойный бег 5 ходьба 1012 мин 30 сек 34 раз 56 раз 56 раз 67 раз 1012 раз 56 раз 78 раз 56 раз 1015 раз Вращения головы медленно Вращения как можно с большой амплитудой. Построение в ширинку делимся на команды на первыйвторой Игра в волейбол 2530 мин 1520 раз Упражнения делать по команде преподавателя.
53679. Конспект урока по физической культуре для 1 класса 70 KB
  Закрепить технику ловли малого мяча. Учить метанию малого мяча в вертикальную цель с места. Инвентарь: Малые мячи. Баскетбольные мячи.
53680. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГАНДБОЛУ 41 KB
  Победитель - команда определяется по наименьше затраченному времени на пятнание игроков и индивидуально выявляет...
53681. Конспект урока по гандболу для 5 класса 47 KB
  Способствовать развитию координации движений точности при выполнении ведения мяча и передачи двумя руками сверху стоя на месте. Упражнения для обучения ведению мяча на месте: ведение мяча на месте правой левой рукой в положении с выставленной ногой; ведение мяча на месте с изменением высоты отскока за счет сгибания и разгибания ног; ведение мяча на месте с переводом перед собой в стойке на параллельных ногах и с выставленной вперед ногой; ведение мяча на месте кисть накладывается на мяч...