99163

Монологическая речь и ее психолингвистические характеристики. Методика обучения монологу

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Горизонтальная структура монологической речи. Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте. Функции монологических высказываний и их реализация в соответствующих типах монологической речи. Основные понятия монологической речи.

Русский

2016-08-02

78 KB

8 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра  филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И ЕЁ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ»

Выполнил: студент

группы № 92061103(340)

Ткачук Елена Валерьевна




Старый Оскол, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Монологическая речь и её психолингвистические характеристики

1.1 Горизонтальная структура монологической речи

1.2. Психолингвистические особенности

1.3. Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте

1.4. Функции монологических высказываний и их реализация в соответствующих типах монологической речи

1.5. Основные понятия монологической речи

1.6. Характеристики монологической речи

1.7. Уровни сформированности монологической речи

2. Методика обучения монологической речи посредством использования упражнений

  1.  
    Монологическая речь и её психолингвистические характеристики

Монологическая речь как вид вербального общения представляет собой сложное  и  многогранное  явление.  С точки зрения психолингвистики,  монологическая  речь обладает многими признаками  деятельности: имеет  свой  предмет,  внутреннюю (вертикальную)  структуру,  представленную  действиями  и  операциями, внешнюю     (горизонтальную)     структуру     и     результат.

1.1 Горизонтальная структура монологической речи

В горизонтальной структуре монологической речи как деятельности выделяются  три фазы, основа  которых  базируется  на  процессе индивидуализации:

1.Мотивационно-побудительная. Только  потребность  выразить  мысль (предмет  говорения)  средствами  языка  ведет  к  говорению.  Мотивом  к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу)  является  побуждение.  Во  время  переработки  поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия”  предмета  сообщения  (для  чего?  зачем?  о  чем  говорить?).

2.Аналитико-синтетическая.  В  этой  фазе  осуществляется  реализация замысла   высказывания,   структурное   оформление,   обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Выбор языковых средств, сопоставление  и  сочетание  слов  (реализация  парадигматических  и синтагматических   связей   слова:   “достраивание,   конструирование, трансформирование,  комбинирование  из  того,  что  хранится  в  памяти”.

3. Контрольно-исполнительская. На  этом  этапе  осуществляется проговаривание  или  внешнее  оформление  высказывания,  логическое построение  в  соответствии  с  замыслом,придание  эмоционально-выразительной окрашенности речи [3, с.54].

Нужно  также учитывать  тот  факт,  что  монологическая  речь     неотделима от условий, в которых она протекает, а именно: от обстановки, от конкретного  экстралингвистического  контекста.  К  последнему  можно отнести  цель  и  условия  общения,  конкретное  содержание  речевого  акта, характерное  своеобразие  участников  разговора (их  возраст,  уровень развития, интересы  и т.д.).

Все  перечисленное  образует  ситуацию  общения  как  «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить  речевое  действие  по  намеченному  плану» (Леонтьев  А.А.).

Возникая  в  определенных  сферах  речевого  общения,  коммуникативная ситуация  влияет  на  выбор  тематики  и  может  быть  однотемной и политемной. 

Результатом деятельности  устной монологической речи  является ее продукт Фазы горизонтальной структуры говорения контрольно –исполнительская аналитико-синтетическая мотивационно – побудительная - устное монологическое высказывание.

1.2. Психолингвистические особенности

Характеризуя психолингвистические   особенности монологической речи, следует  отметить,  что  монолог  представляет  собой относительно развернутый  вид речевой  деятельности,  при  котором  сравнительно  редко используется  неречевая  информация,  получаемая  из  ситуации разговора.

Кроме того, монологическая речь представляет собой организованный  вид  речи,  предполагающий  наличие  умений  программировать  не  только  отдельное высказывание или  предложение, но и  все сообщение в целом, избирательно   пользоваться   языковыми   средствами  и неязыковыми  коммуникативными  средствами  выражения  мысли  (прежде  всего,  интонацией).

Таким   образом,   монологическая   речь   всегда маркирована  коммуникативными  целями  и  задачей  говорящего. В то время как диалогическая речь ситуативная, монологическая относится преимущественно к контекстной  речи.

Не  следует  также  же  забывать  и  об обращенности  к  слушателю, эмоциональной  окрашенности,  что  находит  внешнее  выражение  в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.

  1.  Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте

Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте, разработанная О.А. Нечаевой  (Нечаева  О.А.,  1975).  Автор  выделяет  следующие  типы монологической   речи: описание,   повествование   и   рассуждение.

1)    монолог - описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей.

2) монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация  о развивающихся действиях  и  состояниях;  Структура монолога –повествования  представлена  следующей  последовательностью:  зачин –основная      часть –вывод      (заключение).

3)монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими  умозаключение.  В  структурном  плане монолог –рассуждение  представляет  собой  единство  следующих  частей:  тезис –доказательства.

1.4. Функции монологических высказываний и их реализация в соответствующих типах монологической речи

В  научных  исследованиях  выделяются  следующие  функции монологической речи:

1)информативная функция, сущность которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;

2) воздействующая функция предполагает  убеждение  кого-либо  в правильности  тех  или  иных  мыслей,  взглядов,  убеждений,  действий; побуждение к действию или предотвращение действия;

3) эмоционально-оценочная функция подразумевает  оценку  событий, предметов, явлений, поступков.

Реализация функций монологической речи в соответствующих видах:  

  1.  информативная  функция  реализуется  в  описании  или  повествовании;
  2.  воздейственная - в рассуждении;
  3.  оценочная - во всех трех видах (описании, повествовании и рассуждении).

Для  каждой  из  перечисленных  выше  функций  монологической  речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.

1.5. Основные понятия монологической речи

И.А. Зимняя считает, что монологическая речь  – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [3].

По определению Г.В. Роговой, монологическая речь  – это  форма  устного связного  высказывания,  изложение  мыслей  одним лицом.

Обратимся к определению понятия «связное высказывание» в работах отечественных лингвистов и методистов.

А.  А.  Леонтьев  под «связным  высказыванием»  понимает  «речь  одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний»   [1].   Таким   образом,   автор   подчеркивает   связность,  последовательность  высказывания  и  его  развернутость  во  времени.  

Г.  В. Рогова под «связным высказыванием» понимает связную речь, состоящую из  ряда  логических,  последовательно  связанных  между  собой предложений,  интонационно  оформленных  и  объединенных  единым содержанием  или  предметом высказывания (Рогова Г.В.).

1.6. Характеристики монологической речи

К особенностям  устного монологического высказывания относятся  следующие характеристики:

1. Целенаправленность - проявляется в определённой цели у говорящего - решить определенную речевую задачу, причем задачу, направленную на собеседника. В основе целенаправленности лежит желание  (осознаваемое  или  нет)  изменить  поведение  собеседника  в желаемом направлении.

2.  Логичность - свойство  высказывания, которое  обеспечивается  последовательностью  изложения,  т.  е.  рядом мыслей, фактов, связанных внутренне за счет смысла и содержания.

3.Связность - последовательность изложения, обеспечиваемая внешними (по отношению  к логике) специальными средствами языка («сцепками»). Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для обучения монологическому высказыванию связи в сверхфразовом единстве  объемом  до  8-10  фраз.  Именно  здесь - «эпицентр»  обучения.

4. Относительная - Завершенность в содержательном, тематическом плане.

5. Продуктивность

6.  Непрерывность - отсутствие  ненужных  пауз,  осмысленная    синтагматичность высказывания.

7.  Самостоятельность - это  требование  относится  к старшему этапу обучения, целью которого является неподготовленное МВ.

8. Выразительность—наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов и т. п.

1.7. Уровни сформированности монологической речи

Вопрос  об      особенностях  монологической  речи    будет  не  полным  безрассмотрения  уровней    сформированности    монологической  речи.

В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях  сформированности  монологической  речи в зависимости от самостоятельности   и   творчества,   которые проявляют учащиеся.

Репродуктивный  уровень речи  не  предполагает  самостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении   содержания   высказывания,   оно   задается   извне.

Репродуктивно-продуктивный  уровень предполагает  некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового  материала,  использовании  его  в  новой  ситуации,  в  изменении последовательности и композиции       изложения.

Продуктивный  уровень речи  характеризуется  полной  самостоятельностью отбора  и  построения  высказывания,  а  также  творческим  подходом  в  его оформлении,  наличием  оценки  происходящего  со  стороны  говорящего.

Следует  отметить,  что  перед  школой  ставится  задача  развития неподготовленной продуктивной речи учащихся.

2.Методика обучения монологической речи посредством использования упражнений

На начальном этапе студенты овладевают основами монологического высказывания разных видов: повествования, рассуждения, описания. Методика обучения монологической речи обеспечивается благодаря разнообразным упражнениям.

  •  По характеру использования языкового материала текста, по точности и полноте изложения мыслей (фактов, событий) текста различаются:

1) упражнения на воспроизведение (полное или частичное) содержания и языковых форм текста без существенных изменений:

пересказ — воспроизведение   текста   (полное,   точное);

пересказ с некоторыми изменениями в содержании либо в языковых средствах, т. е. частичная трансформация: по плану, составленному заранее самими студентами, либо данному в учебнике, по вопросам к тексту, по ключевым словам, от лица одного из героев и др.;

2) упражнения на трансформацию: языковой формы, содержания текста.

Эти упражнения направлены в основном на овладение элементарными умениями монологической речи и попутно на усвоение языкового материала, поэтому их можно рассматривать как подготовительные монологические упражнения репродуктивного характера.

  •  Творческими монологическими упражнениями являются упражнения на полную трансформацию текста в виде:
  •  изложения содержания текста своими словами;
  •  смысловой компрессии информации текста (резюме, аннотация);
  •  интерпретации содержания текста.

Эти упражнения носят подлинно речевой характер, они выполняются на заключительном этапе работы над текстом, когда студенты могут свободно пользоваться языковыми средствами текста и способны пользоваться эксплицитно и имплицитно выраженной в тексте информацией. Такая работа соответствует требованиям  II   курса.

  •  К упражнениям по тексту примыкают упражнения «в связи с текстом», имеющие, как правило, более творческий характер, чем первая группа упражнений. К ним относятся:
  1.  упражнения на «домысливание» текста, т. е. возможное продолжение сюжета рассказа, развитие жизнеописания героев;
  2.  спор с героями рассказа;
  3.  обсуждение проблем, затронутых в рассказе;
  4.  читательские конференции по прочитанной книге (прочитанным книгам одного автора).

Следующей опорой для выполнения монологических упражнений являются аудируемые оригинальные (или частично адаптированные) монологические тексты.

Широкое применение при обучении монологической речи, в частности, такому ее виду, как описание, находят визуальные опоры — картина, эпи- и диафильм.

Описание картины может быть построено как творческое упражнение на использование ранее усвоенного языкового материала в различного рода новокомбинациях, на обучение последовательности, полноты и точности в изложении содержания картины.

Описание оригинальных картин русских, советских и зарубежных художников — один из завершающих этапов работы по ряду тем, например: „Malerei", „Kunst", „Museum" и др.

Описание может сочетаться с обсуждением идейного содержания, художественной манеры мастера и его творческого пути, с историей создания произведений изобразительного искусства. Более всего для этого пригодны серии логически, тематически или сюжетно связанных картин, в том числе и юмористических зарисовок Бидструпа, Эффеля, кроки, кадры фабульного диа- или эпифильма. Особое место в развитии неподготовленной монологической речи  занимают  комментарии немого  кинофильма.

Наконец, важным средством в развитии монологической речи являются монологические выступления подготовленного и неподготовленного характера по теме или мотивам отдельной темы.

Тема «Театр» может включать в себя целый ряд отдельных самостоятельных высказываний по таким подтемам, как: «Театр революции», «Современный театр», «Большой театр», описание интерьера театра, описание посещения спектакля, высказывания о действующих лицах и исполнителях какого-либо спектакля. Это могут быть как подготовленные высказывания с использованием литературных источников, справочного материала, так и экспромтные высказывания на указанные выше темы; последние относятся к наиболее творческим монологическим упражнениям по теме.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Панфёрова, Н.Н. Управление в системе образования [Текст]: учебное пособие (Высшее образование) / Н.Н. Панфёрова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010.- С. 117-123-248 с
  2.  Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельности. М., 1969.
  3.  Пассов  Е.И.  Основы  коммуникативной  методики  обучения иноязычному общению/Е.И. Пассов. - М.: Рус. яз., 1989.
  4.  Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе -1974. -No6.
  5.  Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77920. Добавление графики и эффектов в документы MS Office 399 KB
  В дальнейшем формулу можно отредактировать (изменить шрифт, размер, начертание). Для этого сделайте двойной щелчок в области формулы и выполните редактирование с помощью команд строки меню Стиль и Размер и кнопок панели инструментов Формула
77921. MS Word. Профессиональное форматирование документов 271 KB
  Автоматическое создание оглавления документа. Копирование стилей из документа или шаблона После создания стиля или изменения стиля в документе можно скопировать его в шаблон чтобы новый стиль стал доступен и для любого другого документа который будет создаваться на основе этого шаблона. Если это сделано изменённый или вновь созданный стиль будет скопирован в шаблон документа и доступен для всех документов которые в дальнейшем будут создаваться на основе этого шаблона.
77922. MS Excel. Начальные сведения 532 KB
  Часть новых функций, рассмотренных в предыдущих главах, относятся так же и к Excel, например, области задач и появляющиеся кнопки с раскрывающимися меню. Большинство новых или усовершенствованных функций будут не видны для вас до тех пор
77923. MS Excel. Использование функций 500.5 KB
  Диаграммы в Microsoft Excel Excel предоставляет в распоряжение пользователей множество функций для создания и форматирования диаграмм. Элементы диаграммы Excel предоставляет в распоряжение пользователя различные функции для работы с диаграммами.
77924. Обмен данными между приложениями MS Office 318.5 KB
  Общие принципы установки связей между документами. Связывание таблицы Excel и документа Word. При использовании статического копирования или статического перемещения данные становятся составной частью документа в приложении приёмнике. Этот тип копирования или перемещения обычно используется при работе с одним документом или несколькими документами одного приложения.
77925. Особенности локальных, глобальных и городских сетей 85.5 KB
  Компьютерные сети создаются для того, чтобы дать возможность территориально разобщенным пользователям обмениваться информацией между собой, использовать одинаковые программы, общие информационные и аппаратные ресурсы.
77926. Интернет. Браузер. Электронная почта. Web-дизайн 706 KB
  Общеизвестно, что у истоков изобретения вычислительной техники стояли американцы. Первоначально многие исследования в области создания и усовершенствования глобальных сетей поддерживались Министерством обороны США
77927. Работа в математическом пакете Mathcad 168.5 KB
  «Mathcad» включает в свой состав три редактора - формульный, текстовый и графический. Благодаря им обеспечивается принятый в математике способ записи функций и выражений и получение результатов вычислений, произведенных компьютером
77928. Арифметико-логические основы информатики 119 KB
  Арифметико-логические основы информатики Цели изучения: Сформировать представление об информационном обществе Объяснить роль и назначение информатики Определить понятие информации её свойства измерение и характеристики Получить знания о кодировании и представлении информации в ЭВМ. Основные понятия информатики Роль информатизации в развитии общества Структура информатики Измерение информации Качество информации. Системное программное обеспечение компьютеров Цели изучения: Сформировать...