99163

Монологическая речь и ее психолингвистические характеристики. Методика обучения монологу

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Горизонтальная структура монологической речи. Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте. Функции монологических высказываний и их реализация в соответствующих типах монологической речи. Основные понятия монологической речи.

Русский

2016-08-02

78 KB

3 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра  филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И ЕЁ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ»

Выполнил: студент

группы № 92061103(340)

Ткачук Елена Валерьевна




Старый Оскол, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Монологическая речь и её психолингвистические характеристики

1.1 Горизонтальная структура монологической речи

1.2. Психолингвистические особенности

1.3. Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте

1.4. Функции монологических высказываний и их реализация в соответствующих типах монологической речи

1.5. Основные понятия монологической речи

1.6. Характеристики монологической речи

1.7. Уровни сформированности монологической речи

2. Методика обучения монологической речи посредством использования упражнений

  1.  
    Монологическая речь и её психолингвистические характеристики

Монологическая речь как вид вербального общения представляет собой сложное  и  многогранное  явление.  С точки зрения психолингвистики,  монологическая  речь обладает многими признаками  деятельности: имеет  свой  предмет,  внутреннюю (вертикальную)  структуру,  представленную  действиями  и  операциями, внешнюю     (горизонтальную)     структуру     и     результат.

1.1 Горизонтальная структура монологической речи

В горизонтальной структуре монологической речи как деятельности выделяются  три фазы, основа  которых  базируется  на  процессе индивидуализации:

1.Мотивационно-побудительная. Только  потребность  выразить  мысль (предмет  говорения)  средствами  языка  ведет  к  говорению.  Мотивом  к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу)  является  побуждение.  Во  время  переработки  поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия”  предмета  сообщения  (для  чего?  зачем?  о  чем  говорить?).

2.Аналитико-синтетическая.  В  этой  фазе  осуществляется  реализация замысла   высказывания,   структурное   оформление,   обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Выбор языковых средств, сопоставление  и  сочетание  слов  (реализация  парадигматических  и синтагматических   связей   слова:   “достраивание,   конструирование, трансформирование,  комбинирование  из  того,  что  хранится  в  памяти”.

3. Контрольно-исполнительская. На  этом  этапе  осуществляется проговаривание  или  внешнее  оформление  высказывания,  логическое построение  в  соответствии  с  замыслом,придание  эмоционально-выразительной окрашенности речи [3, с.54].

Нужно  также учитывать  тот  факт,  что  монологическая  речь     неотделима от условий, в которых она протекает, а именно: от обстановки, от конкретного  экстралингвистического  контекста.  К  последнему  можно отнести  цель  и  условия  общения,  конкретное  содержание  речевого  акта, характерное  своеобразие  участников  разговора (их  возраст,  уровень развития, интересы  и т.д.).

Все  перечисленное  образует  ситуацию  общения  как  «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить  речевое  действие  по  намеченному  плану» (Леонтьев  А.А.).

Возникая  в  определенных  сферах  речевого  общения,  коммуникативная ситуация  влияет  на  выбор  тематики  и  может  быть  однотемной и политемной. 

Результатом деятельности  устной монологической речи  является ее продукт Фазы горизонтальной структуры говорения контрольно –исполнительская аналитико-синтетическая мотивационно – побудительная - устное монологическое высказывание.

1.2. Психолингвистические особенности

Характеризуя психолингвистические   особенности монологической речи, следует  отметить,  что  монолог  представляет  собой относительно развернутый  вид речевой  деятельности,  при  котором  сравнительно  редко используется  неречевая  информация,  получаемая  из  ситуации разговора.

Кроме того, монологическая речь представляет собой организованный  вид  речи,  предполагающий  наличие  умений  программировать  не  только  отдельное высказывание или  предложение, но и  все сообщение в целом, избирательно   пользоваться   языковыми   средствами  и неязыковыми  коммуникативными  средствами  выражения  мысли  (прежде  всего,  интонацией).

Таким   образом,   монологическая   речь   всегда маркирована  коммуникативными  целями  и  задачей  говорящего. В то время как диалогическая речь ситуативная, монологическая относится преимущественно к контекстной  речи.

Не  следует  также  же  забывать  и  об обращенности  к  слушателю, эмоциональной  окрашенности,  что  находит  внешнее  выражение  в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.

  1.  Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте

Типология монологической речи в функционально-смысловом аспекте, разработанная О.А. Нечаевой  (Нечаева  О.А.,  1975).  Автор  выделяет  следующие  типы монологической   речи: описание,   повествование   и   рассуждение.

1)    монолог - описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей.

2) монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация  о развивающихся действиях  и  состояниях;  Структура монолога –повествования  представлена  следующей  последовательностью:  зачин –основная      часть –вывод      (заключение).

3)монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими  умозаключение.  В  структурном  плане монолог –рассуждение  представляет  собой  единство  следующих  частей:  тезис –доказательства.

1.4. Функции монологических высказываний и их реализация в соответствующих типах монологической речи

В  научных  исследованиях  выделяются  следующие  функции монологической речи:

1)информативная функция, сущность которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;

2) воздействующая функция предполагает  убеждение  кого-либо  в правильности  тех  или  иных  мыслей,  взглядов,  убеждений,  действий; побуждение к действию или предотвращение действия;

3) эмоционально-оценочная функция подразумевает  оценку  событий, предметов, явлений, поступков.

Реализация функций монологической речи в соответствующих видах:  

  1.  информативная  функция  реализуется  в  описании  или  повествовании;
  2.  воздейственная - в рассуждении;
  3.  оценочная - во всех трех видах (описании, повествовании и рассуждении).

Для  каждой  из  перечисленных  выше  функций  монологической  речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.

1.5. Основные понятия монологической речи

И.А. Зимняя считает, что монологическая речь  – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [3].

По определению Г.В. Роговой, монологическая речь  – это  форма  устного связного  высказывания,  изложение  мыслей  одним лицом.

Обратимся к определению понятия «связное высказывание» в работах отечественных лингвистов и методистов.

А.  А.  Леонтьев  под «связным  высказыванием»  понимает  «речь  одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний»   [1].   Таким   образом,   автор   подчеркивает   связность,  последовательность  высказывания  и  его  развернутость  во  времени.  

Г.  В. Рогова под «связным высказыванием» понимает связную речь, состоящую из  ряда  логических,  последовательно  связанных  между  собой предложений,  интонационно  оформленных  и  объединенных  единым содержанием  или  предметом высказывания (Рогова Г.В.).

1.6. Характеристики монологической речи

К особенностям  устного монологического высказывания относятся  следующие характеристики:

1. Целенаправленность - проявляется в определённой цели у говорящего - решить определенную речевую задачу, причем задачу, направленную на собеседника. В основе целенаправленности лежит желание  (осознаваемое  или  нет)  изменить  поведение  собеседника  в желаемом направлении.

2.  Логичность - свойство  высказывания, которое  обеспечивается  последовательностью  изложения,  т.  е.  рядом мыслей, фактов, связанных внутренне за счет смысла и содержания.

3.Связность - последовательность изложения, обеспечиваемая внешними (по отношению  к логике) специальными средствами языка («сцепками»). Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для обучения монологическому высказыванию связи в сверхфразовом единстве  объемом  до  8-10  фраз.  Именно  здесь - «эпицентр»  обучения.

4. Относительная - Завершенность в содержательном, тематическом плане.

5. Продуктивность

6.  Непрерывность - отсутствие  ненужных  пауз,  осмысленная    синтагматичность высказывания.

7.  Самостоятельность - это  требование  относится  к старшему этапу обучения, целью которого является неподготовленное МВ.

8. Выразительность—наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов и т. п.

1.7. Уровни сформированности монологической речи

Вопрос  об      особенностях  монологической  речи    будет  не  полным  безрассмотрения  уровней    сформированности    монологической  речи.

В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях  сформированности  монологической  речи в зависимости от самостоятельности   и   творчества,   которые проявляют учащиеся.

Репродуктивный  уровень речи  не  предполагает  самостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении   содержания   высказывания,   оно   задается   извне.

Репродуктивно-продуктивный  уровень предполагает  некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового  материала,  использовании  его  в  новой  ситуации,  в  изменении последовательности и композиции       изложения.

Продуктивный  уровень речи  характеризуется  полной  самостоятельностью отбора  и  построения  высказывания,  а  также  творческим  подходом  в  его оформлении,  наличием  оценки  происходящего  со  стороны  говорящего.

Следует  отметить,  что  перед  школой  ставится  задача  развития неподготовленной продуктивной речи учащихся.

2.Методика обучения монологической речи посредством использования упражнений

На начальном этапе студенты овладевают основами монологического высказывания разных видов: повествования, рассуждения, описания. Методика обучения монологической речи обеспечивается благодаря разнообразным упражнениям.

  •  По характеру использования языкового материала текста, по точности и полноте изложения мыслей (фактов, событий) текста различаются:

1) упражнения на воспроизведение (полное или частичное) содержания и языковых форм текста без существенных изменений:

пересказ — воспроизведение   текста   (полное,   точное);

пересказ с некоторыми изменениями в содержании либо в языковых средствах, т. е. частичная трансформация: по плану, составленному заранее самими студентами, либо данному в учебнике, по вопросам к тексту, по ключевым словам, от лица одного из героев и др.;

2) упражнения на трансформацию: языковой формы, содержания текста.

Эти упражнения направлены в основном на овладение элементарными умениями монологической речи и попутно на усвоение языкового материала, поэтому их можно рассматривать как подготовительные монологические упражнения репродуктивного характера.

  •  Творческими монологическими упражнениями являются упражнения на полную трансформацию текста в виде:
  •  изложения содержания текста своими словами;
  •  смысловой компрессии информации текста (резюме, аннотация);
  •  интерпретации содержания текста.

Эти упражнения носят подлинно речевой характер, они выполняются на заключительном этапе работы над текстом, когда студенты могут свободно пользоваться языковыми средствами текста и способны пользоваться эксплицитно и имплицитно выраженной в тексте информацией. Такая работа соответствует требованиям  II   курса.

  •  К упражнениям по тексту примыкают упражнения «в связи с текстом», имеющие, как правило, более творческий характер, чем первая группа упражнений. К ним относятся:
  1.  упражнения на «домысливание» текста, т. е. возможное продолжение сюжета рассказа, развитие жизнеописания героев;
  2.  спор с героями рассказа;
  3.  обсуждение проблем, затронутых в рассказе;
  4.  читательские конференции по прочитанной книге (прочитанным книгам одного автора).

Следующей опорой для выполнения монологических упражнений являются аудируемые оригинальные (или частично адаптированные) монологические тексты.

Широкое применение при обучении монологической речи, в частности, такому ее виду, как описание, находят визуальные опоры — картина, эпи- и диафильм.

Описание картины может быть построено как творческое упражнение на использование ранее усвоенного языкового материала в различного рода новокомбинациях, на обучение последовательности, полноты и точности в изложении содержания картины.

Описание оригинальных картин русских, советских и зарубежных художников — один из завершающих этапов работы по ряду тем, например: „Malerei", „Kunst", „Museum" и др.

Описание может сочетаться с обсуждением идейного содержания, художественной манеры мастера и его творческого пути, с историей создания произведений изобразительного искусства. Более всего для этого пригодны серии логически, тематически или сюжетно связанных картин, в том числе и юмористических зарисовок Бидструпа, Эффеля, кроки, кадры фабульного диа- или эпифильма. Особое место в развитии неподготовленной монологической речи  занимают  комментарии немого  кинофильма.

Наконец, важным средством в развитии монологической речи являются монологические выступления подготовленного и неподготовленного характера по теме или мотивам отдельной темы.

Тема «Театр» может включать в себя целый ряд отдельных самостоятельных высказываний по таким подтемам, как: «Театр революции», «Современный театр», «Большой театр», описание интерьера театра, описание посещения спектакля, высказывания о действующих лицах и исполнителях какого-либо спектакля. Это могут быть как подготовленные высказывания с использованием литературных источников, справочного материала, так и экспромтные высказывания на указанные выше темы; последние относятся к наиболее творческим монологическим упражнениям по теме.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Панфёрова, Н.Н. Управление в системе образования [Текст]: учебное пособие (Высшее образование) / Н.Н. Панфёрова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010.- С. 117-123-248 с
  2.  Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельности. М., 1969.
  3.  Пассов  Е.И.  Основы  коммуникативной  методики  обучения иноязычному общению/Е.И. Пассов. - М.: Рус. яз., 1989.
  4.  Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе -1974. -No6.
  5.  Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42928. Краткая характеристика предприятия ОАО «Германий» 111.27 KB
  За эти годы предприятие прошло путь от поставщика продукции на внутренний рынок до экспортера всей номенклатуры выпускаемой продукции в США Израиль Японию страны Европы и Азии. В настоящее время предприятие ГЕРМАНИЙ единственное в России имеющее полный цикл переработки широкую номенклатуру продукции и большие производственные мощности. Команда профессионалов создает продукцию и услуги индивидуально учитывая пожелания потребителей по срокам поставки и качеству продукции ориентируясь на их планы в области бизнеса. до готовой...
42929. Сестринский процесс при стенокардии 173.99 KB
  Предмет изучения: сестринский процесс при стенокардии. Цель исследования: изучение сестринского процесса при стенокардии. Для достижения поставленной цели исследования необходимо изучить: Этиологию и предрасполагающие факторы стенокардии; Клиническую картину и особенности диагностики; Методы исследования и подготовку к ним; Принципы лечения и профилактику стенокардии; Манипуляции выполняемые медицинской сестрой; Особенности сестринского процесса при стенокардии. Нестабильная стенокардия: впервые возникшая стенокардия;...
42930. Расчет двухкаскадного резистивного усилителя на биполярных транзисторах 1.87 MB
  Расчет двухкаскадного резистивного усилителя на биполярных транзисторах пояснительная записка к курсовой работе по электронике Студент гр.130601 Аннотация Данная пояснительная записка написана к курсовой работе по дисциплине Электроника для варианта 03 и содержит в себе результаты расчета резистивного усилителя на биполярных транзисторах. В качестве анализируемого усилителя выступает двухкаскадный усилитель на кремниевых биполярных транзисторах основные параметры которого рассчитываются в одной из...
42931. Анализ организационно-правовых форм предприятий и их особенностей 69.31 KB
  Центральным звеном рыночной экономики в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц выбора вариантов решения проблем альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия направленных на достижение желаемых конечных результатов системы целей являются хозяйствующие субъекты организации предприятия домашние хозяйства...
42933. Проектирование технологического процесса изготовления Шкафа для белья 172.73 KB
  На многопильных форматно-раскроечных станках моделей ЦТМФ осуществляется раскрой плит по картам со сквозными продольными и поперечными пропилами. Для использования однопильного станка достаточно, чтобы на карте раскроя полноформатной плиты или любого раскраиваемого отрезка плиты был хотя бы один сквозной пропил при условии, что осуществление данного пропила возможно по технической характеристике данной модели станка.
42934. Расчет оборудования для вакуум-кристаллизации галургического хлорида калия на БКПРУ-1 1 MB
  Количество испаренной воды в каждой ступени рассчитываем по уравнению теплового баланса где Gn–количество щелока поступающего в nую ступень ВКУ кг ч; Сщел –теплоемкость щелока кДж кгС; tн –tк –перепад температур в nой ступени ВКУ С; rn –удельная теплота парообразования на nой ступени ВКУ кДж кг. Сводная таблица материального баланса Состав Приход кг ч Расход кг ч KCl раствор 8455216 3578556 KCl твердый 487666 NCl раствор 7241179 7241179 NCl твердый HO раствор 27354605 24168545 HO испаренная ...
42935. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ АЛЛЕРГОЗАХ 403.51 KB
  Цель исследования: изучение сестринского процесса при аллергозах проведение сестринского обследования выявление настоящих и потенциальных социальных и психоэмоциональных проблем пациента и его семьи определение цели планирование и реализация сестринского процесса. В соответствии с намеченной целью и задачами необходимо использовать следующие методы исследования: научнотеоретический анализ медицинской литературы по данной теме; эмпирический – наблюдение дополнительные методы исследования: организационный...
42936. Октановое число, его определение, пути повышения 138.67 KB
  Для лучшего из известных в то время бензинов изооктана 224триметилпентана который детонирует только при высоких степенях сжатия было принято октановое число 100 а для нгептана особенно склонного к детонации октановое число 0. Циклопарафины менее склонны к детонации чем нормальные парафины а ароматические углеводороды отличаются особенно высоким октановым числом. Интенсивность детонации испытуемоготоплива достигается изменением степени сжатия. Октановое число равное 100и ниже обозначает объемную долю изооктана в смеси с...