99166

Объекты государственного регулирования. Роль государства в экономике

Реферат

Политология и государственное регулирование

В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан семей организаций государства и общества в целом усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности. Государственное регулирование экономики. Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики от разработки экономической...

Русский

2016-08-03

31.22 KB

0 чел.


Введение.

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

· военной,

· технологической,

· продовольственной,

· экологической безопасности и др.

Только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития.

Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран

В данной работе рассматривается роль государства в экономике, объекты государственного регулирования, дается объяснение, что такое экономическая безопасность и что для этого необходимо.


1. Государственное регулирование экономики.

1.1 Роль государства в экономике.

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.

Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.

С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А. Смит.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Однако такая система на деле показала свою неэффективность и несостоятельность.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.

Рыночная система — это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение .

Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т. п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т. д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.[1, стр. 408-410]

1.2 Функциональные экономические системы — объекты государственного регулирования. Экономические функции правительства.

Под функциональными экономическими системами (ФЭС) в рамках целостной экономики понимаются динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, услугами, технологией, ноу-хау, различными формами капитала, рабочей силой и др.

Функциональные экономические системы отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защиты и др.) прежде всего тем, что они представляют собой саморегулирующиеся организации. В них всякое отклонение от определенных заданий устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации государством многочисленных механизмов, восстанавливающих равновесие на макро- или микроэкономическом уровне.

Функциональные экономические системы поддерживают равновесие вокруг определенных заданных макроэкономических параметров. Так, например, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5% от ВВП; объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров, как минимум в течение трех месяцев; отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% от годовых доходов от экспорта; критический уровень безработицы не должен превышать 15-20% от общего числа трудоспособного населения и т. д.

Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения. Экономическая безопасность - это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. Кроме того, экономическая безопасность должна также обладать способностью предотвращать угрозы, противодействовать им и сводить начнет их негативное воздействие. Угрозы могут быть направлены не только на экономику в целом, но и на составные ее части -отрасли, промышленные районы, отдельные предприятия и др.

По мнению ряда авторов, в разное время главными являются либо внешние, либо внутренние угрозы, но в целом внутренние угрозы большинству экономистов представляются более опасными, нежели угрозы внешние (исключая угрозу прямой военной агрессии). В настоящее время в России наибольшую тревогу вызывают именно внутренние угрозы.

На наш взгляд, уровень экономической безопасности страны в первую очередь обеспечивается состоянием самой экономики, в частности, высокой производительностью труда, высококачественной продукцией, профессионализмом административного персонала, инженеров и рабочих. От этого зависит ее конкурентоспособность на внешних рынках и способность удовлетворять материальные потребности населения внутри страны. В связи с отмеченным выделяют два главных свойства экономики: устойчивость и развитие. В экономике должны быть мощные внутренние импульсы рециркуляции, идущие от инициативы участников рынка, конкуренции товаропроизводителей и других рыночных факторов.

Для оценки уровня экономической безопасности объекта иногда используются математические методы расчета на основе конкретных данных. Не все показатели состояния экономической безопасности могут быть выражены количественно, но они отражают те свойства исследуемого объекта, которые невозможно определить эмпирически. Цифровые индикаторы необходимы для определения состояния экономики в целом или ее отраслей. Однако для определения уровня экономической безопасности более важны не сами показатели, а их предельные или пороговые значения, превышение которых ведет к формированию опасных для экономики тенденций. Приближение количественных показателей экономической безопасности к их пороговым значениям свидетельствует о нарастании социальной напряженности в обществе, превышение пороговых значений - о переходе общества в состояние возможных социальных конфликтов.[6, стр. 388-390]

2. Экономическая безопасность.

2.1. Понятие и структура экономической безопасности государства.

Для того, чтобы понять и осознать значение категории "экономическая безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. " Желательное" состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие "желательное" изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.

Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, "...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы".

В.А.Савин считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности". По Л.И.Абалкину "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику".

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;

- стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.;

- способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.[3, стр. 342-344]

2.2. Классификация угроз экономической безопасности.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую
массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.[10, стр. 544-546]

3. Экономическая безопасность России.

3.1 Развитие российской экономики.

В современной России некоторые индикаторы экономической безопасности находятся в пределах нормы, другие поднялись (упали) до порогового уровня, а некоторые этот уровень превысили.

Одни внутренние угрозы экономической безопасности проявились вскоре после дефолта 1998 г., другие обозначились сравнительно недавно, а третьи еле различимы, но они могут обрушиться на экономику страны в ближайшие 12 - 15 лет, если заблаговременно не принять меры. Попытаемся определить наиболее опасные из них.

В 1998 г. почти все основные показатели экономики России достигли нижних значений. Экономический спад вышел за границы обычных для рыночной экономики циклических колебаний. Дефолт 1998 г. стал признаком не только развала финансовой системы страны, но и деиндустриализации ее экономики. Многие промышленные предприятия, и до этого из-за хронического дефицита финансовых средств применявшие бартерный расчет, остановили производство и были вынуждены уволить своих работников. Страну охватила безработица. Проявились и другие негативные последствия дефолта, в том числе недоверие многих россиян к правительству.

После дефолта в течение полутора лет Россия находилась в шоковом состоянии, но с 1999 г. начался рост экономики в результате увеличения объемов экспорта природных энергоносителей, в частности сырой нефти. Рост экономики продолжался с 1999 по 2004 г. и был вызван высокими мировыми ценами на нефть и природный газ. На начальной стадии роста на экономику положительно воздействуют высокие цены - начался переток капитала из нефтяной отрасли в другие отрасли промышленности и торговлю, появились высокооплачиваемые рабочие места, возросла покупательная способность городского населения. Масштабы внутреннего рынка постепенно расширялись, государственные финансы были относительно упорядочены, оживилось потребительское кредитование, был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». На этом фоне даже банковский кризис 2004 г. не оказал негативного воздействия на народное хозяйство: после потрясений 90-х годов российская экономика обрела некоторый запас прочности, ставший фактором укрепления и экономической безопасности страны.

С 1999 по 2004 г. рост российской экономики был наиболее динамичным за весь послевоенный период. В эти годы ВВП России вырос на 40 %, достигнув 600 млрд. долл. США, причем в 2003 и 2004 г. его рост составлял 7 % в год. Сегодня Россия в мировом рейтинге -десятая по объему ее ВВП и седьмая по золотовалютным резервам.

Качественные преобразования в российской экономике этих лет во многом обусловлены развитием крупного бизнеса. До дефолта в экономике страны преобладали бизнес-группы, представлявшие собой совокупность предприятий из разных секторов и отраслей экономики. Между интегрированными предприятиями свободно перемещались финансовые, технологические и людские ресурсы, часто даже из далеких друг от друга отраслей. Негибкая структура таких бизнес-групп исключала производственную специализацию. После дефолта на передний план экономической жизни страны выдвигаются компании (или корпорации), созданные по западным образцам. Они или создают продукцию определенного назначения, или выстраивают свое производство от добычи сырья через изготовление полуфабрикатов к выпуску готовой продукции. Специализация компаний способствует повышению роста производительности труда и качества продукции. Торгуя на международных рынках, компании способствовали сближению экономики России с мировой экономической системой. Однако масштабы проникновения российских компаний в мировую экономику оказались небольшими. Экономическая безопасность страны на этом этапе укреплялась через принятие крупным бизнесом правил игры на международных сырьевых и товарных рынках, а также через его производственную специализацию, повышение качества выпускаемой продукции в соответствии с международными стандартами.

В начале 2005 г. проявился кризис экспортно-сырьевого роста российской экономики. Причины его - в дисбалансе между гипертрофированно разросшимися нефтяной и газовой отраслями промышленности и слаборазвитыми несырьевыми отраслями, многие из которых не сумели восстановиться после кризиса 1998 г. Обозначились и главные проблемы, возникшие вследствие структурного неравновесия экономической системы. Оказалось, что экономический рост на основе экспорта сырья не способствует решению фундаментальных проблем экономики; экспорт сырья тормозит появление конкурентоспособных компаний в несырьевых отраслях промышленности; концентрация внимания государственных органов на экспорте сырья отвлекает их от вопросов развития инфраструктуры, необходимой для бизнеса. Рыночные институты в экономике оказались малоэффективными, результатом этого стали невосприимчивость экономики к инновациям, медленные темпы развития малого и среднего бизнеса, неконкурентоспособность некоторых представителей крупного бизнеса даже на внутреннем рынке. Это свидетельствует о том, что одной из главных внутренних угроз экономической безопасности России стал чрезмерный, превышающий все допустимые пороги структурный перекос экономики в сторону топливно-сырьевой и технологически связанных с ней отраслей

Другой, не менее опасной внутренней угрозой экономической безопасности России является хроническая инфляция, проявляющаяся в росте цен на товары повседневного спроса, автомобильный бензин, тарифы ЖКХ и др. В 2005 г. она оставила 10,9 %. Инфляция в России имеет преимущественно немонетарный характер и потому почти не поддается сдерживанию традиционными средствами финансовой политики. Центральный банк РФ пытается тормозить инфляцию укреплением рубля, но это ослабляет конкурентные позиции российских товаропроизводителей на международных рынках. К сожалению, существующая финансовая система страны не может преобразовывать сбережения россиян в инвестиции. Вероятно первопричиной инфляции является то, что поступающие в страну нефтедоллары из-за структурного дисбаланса экономики стимулируют на внутреннем рынке спрос, но не предложение. Постоянно растущий спрос при небольшом предложении создает перекос на внутреннем рынке.[7, стр. 430-432]

Макроэкономическая стабильность создает условия для проведения реформ, стимулирующих развитие микроэкономики и, в частности, малого и среднего бизнеса. В настоящее время это главное условие неинфляционного экономического роста. В качестве первоочередных мер по сдерживанию инфляции можно было бы предложить контроль со стороны государственны^ органов тарифов естественных монопо лий, розничных цен на нефтепродук-товом и аграрном рынках, более продуманное таможенное регулирование.

Не менее угрожающим для экономической безопасности России является состояние ее финансовой системы. Сегодня совокупный объем ее ресурсов (включая активы банков и страховых компаний, капитализацию рынков акций и облигаций) угрожающе мал - около годового объема ВВП страны, в то время как в Великобритании, например, он составляет около семи годовых ВВП, в Германии, Франции и Японии - около шести годовых ВВП, в Китае - свыше трех ВВП, Бразилии - два ВВП. Столь малый объем ресурсов финансовой системы свидетельствует о том, что она неразвита и малоэффективна, а без нее устойчивая рыночная экономика невозможна.

В настоящее время российские банки недостаточно обеспечены ресурсами, кроме того, спектр оказываемых ими услуг очень узок в сравнении с западными банками, а быстрота расчетов не достигает нормы для западных банков. Главной угрозой экономической безопасности страны является многолетний вывоз коммерческими банками капитала за рубеж. Например, к середине 2004 г. коммерческие банки привлекли из-за рубежа 22,4 млрд. долл. США, а вывезли из России 62,1 млрд., в 2005 г. было вывезено около 38 млрд. долл., что также превысило допустимый порог. В настоящее время самым действенным рычагом экономического роста могут быть только инвестиции, но инвесторам необходимы стабильность и предсказуемость страны, в экономику которой их призывают вкладывать средства. Инвестиционную привлекательность определяют такие фундаментальные факторы, как качество исполнения правовых норм, уровень защиты прав собственника, характер и степень административного давления властей на бизнес, проявления коррупции и преступности, степень правовой защищенности миноритариев. К сожалению, Россия не обладает должной привлекательностью. В ноябре 2005 г. была предпринята попытка выйти из инвестиционного кризиса, правительством был создан инвестиционный фонд, которому были выделены 69,7 млрд. руб. Часть его средств будет направлена на финансирование национальных проектов, но критерии выбора объектов финансирования еще не определены.

В целом инвестиционный климат в стране в 2005 г. стал менее благоприятным. Темпы роста инвестиций в основной капитал, в 2003 и 2004 г. достигавшие 12 % годовых, в 2005 г. составили не более 5 %. Государство воздерживается от крупных инвестиций в экономику, подавая негативный пример потенциальным частным инвесторам. В апреле 2005 г. был опубликован финансовый план на 2006 - 2008 гг., из которого ясно, что увеличения объема государственных инвестиций в этот период не предвидится.[5, стр. 377-378]

3.2 Задачи России для обеспечения безопасности экономики.

Перед государством стоят вполне определенные задачи: стимулирование и регулирование развития отечественного предпринимательства, создание экономической мотивации общества, стимулирование развития новых технологий или их импорт. При этом введенной в 2005 г. 10%-ной импортной льготы явно недостаточно. Можно использовать пример Японии и Республики Корея, которые для обеспечения роста экономики импортировали только новейшие технологии, но отказывались ввозить готовые к употреблению товары. Государство должно определить приоритетные отрасли экономики и с них начинать реформы, оказывать им финансовую помощь и тем самым стимулировать частных инвесторов. Такой инвестиционной политики придерживается сегодня Китай.

Наиболее губительное воздействие на экономику оказывает коррупция. Некоторые предприятия вынуждены функционировать вне правового поля. Экономика вне правового регулирования сама может стать угрозой экономической безопасности России.

Наибольшему коррупционному давлению подвергаются малый и средний бизнесы, хотя в основном от них зависят общественные настроения и рост национальной экономики. Независимые предприятия имеют ряд преимуществ перед крупным бизнесом: оптимально соответствуя масштабам человеческой личности, они предоставляют больше возможностей для проявления инициативы и творчества, способны быстро перестраивать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка, обладают особой восприимчивостью к инновациям.

С точки зрения обеспечения экономической безопасности регионов, городов и поселков наиболее перспективным видом малого бизнеса являются небольшие фирмы, занимающиеся инновационными разработками. Как правило, они специализируются на выполнении заказов крупных компаний, государственных и муниципальных организаций. Таких фирм в России пока немного, и государство должно оказывать им существенную поддержку. Другой популярный вид малого бизнеса - сервисное обслуживание населения. Это предприятия автосервиса, ремонта бытовой техники, квартир и другой недвижимости, нотариальные и адвокатские конторы, грузоперевозчики, частно практикующие врачи и учителя. Задача государства - создавать им если некомфортные, то по крайней мере нормальные условия работы. Природа малого бизнеса такова, что он не может успешно развиваться без поддержки государства.

Однако в России развитие малого бизнеса часто тормозится государством, особенно местными властями. Муниципалитеты в лучшем случае равнодушны к нему, поскольку они почти не получают от него налоговых отчислений, так как основная часть налогов перечисляется в федеральный бюджет. По оценке Всемирного банка и Международной финансовой корпорации на 2006 г. Россия занимает семьдесят девятое место в мировом рейтинге стран (всего 155), привлекательных для бизнеса. Основные параметры оценки: быстрота регистрации новых предприятий, возможности получения кредитов и лицензий, вопросы найма и увольнения персонала. Оказалось, что российским предпринимателям сложнее всего получить лицензию (143-е место) и кредит (148-е место). «Главной проблемой кредитования является отсутствие де-факто кредитных бюро, причем система сбора информации о заемщиках не заработает и в 2006 году. Что касается лицензий, то процедура их получения занимает в среднем 22 этапа и рекордные 528 дней - дольше только в Иране и Кот-Д'Ивуаре».

С развитием малого и среднего предпринимательства также связана экономическая безопасность регионов России. Если государство не займется созданием инфраструктуры, способствующей ведению всех видов бизнеса, в восточных регионах страны иссякнут людские, финансовые и природные ресурсы. Ведущий научный сотрудник Института геологии Сибирского отделения РАН А.Г. Коржубаев указывает на необходимость срочно заняться проблемами экономики восточно-сибирских регионов, поскольку в этих регионах не развиваются местная промышленность и инфраструктура, а также низкие уровень жизни населения и рождаемость, высок отток населения в западные регионы. Необходимо срочно начинать фундаментальные структурные реформы экономики, чтобы заставить работать на страну не только сырьевые, но и прежде всего человеческие ресурсы. В некоторых отраслях промышленности начинать придется практически с нуля, поскольку вхождение России в мировую экономическую систему на достойных условиях потребует возобновления индустриализации в стагнирующих отраслях, создания адекватной инфраструктуры, поиска новых стимулов для реализации невостребованного до сих пор творческого потенциала россиян.[9, стр. 456-458]

4. Заключение.

Экономической безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит в:

1.нормальном функционировании экономической системы в целом;

2.возможности безболезненного включения и нормальной работы внутренней экономической системы в мировой.

В работе приведены общие направления поддержания экономической безопасности России на должном уровне – это:

проведение эффективной промышленной и структурной политики;

восстановление инвестиционной активности;

спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны;

постепенный переход к структурно-технологической перестройке производства.

Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.


Список использованной литературы.

1. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2006. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

2. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. В. Д. Камаева. - 8е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.: ил.

3. Общая экономическая теория / Сидоров В. А.: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Элит», 2006. - 528 с.

4. Самуэльсон, Пол, Э., Нордхаус, Вильям. Д.. Экономика.: Пер. С англ.: 16-е изд.: Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 688 с.: ил. - Парал. Тит. Англ.

5. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н.. Макроэкономика: Учебник. - М.: ИНФА-М, 2012. - 202с. - (Высшее образование).

6. Экономика : учебник / под. Ред. Д-ра экон. Наук, проф. А. С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2008. - 831 с.: ил. - (Homo faber).

7.  Экономика организации (предприятий): Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандира. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 488 с.

8. Экономика предприятия: учебни для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф., В.А. Швандира- 5-е изд., перераб/ и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 515с.

9. Выварец А.Д. Экономика предприятия : учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 537 с.

10. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О.И. Волкова и др. - М.: ИНФРА М., 2002. -  483 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39587. Барабаны ленточных конвейеров 16.6 KB
  Тяговые свойства приводного барабана повышают путем увеличения натяжения ленты или угла обхвата лентой приводного барабана использования высокофрикционных футеровок с продольными или шевронными ребрами что способствует самоочищению.Футеровки устанавливаются при помощи специальных клеев на барабаны конвейеров футеровочные пластины значительно уменьшают сход ленты и ее проскальзывание а также попадание груза на поверхность барабана что существенно улучшает работу конвейеров и повышает их техникоэкономические показатели.Рифленая...
39588. Лента конвейерная 109.87 KB
  Тяговым каркасом резинотканевой ленты рис. Резинотросовые ленты рис. имеют тяговый каркас состоящий из стальных тросов уложенных в один ряд параллельно друг другу вдоль ленты с обеих сторон покрытый резиной. Количество прокладок может быть от 3 до 10 в зависимости от условий эксплуатации свойств транспортируемого груза ширины прочности и жесткости ленты.
39589. Натяжные устройства ленточного конвейера 34.2 KB
  Грузовые натяжные устройства делятся на грузовые тележечные и грузовые вертикальные рамные. Каждое из названных натяжных устройств состоит из натяжной тележки или натяжной рамы и грузового устройства. Грузовые устройства могут быть без полиспаста с полиспастом или грузолебедочные.
39590. Приводы ленточного конвейера 152.77 KB
  Приводы ленточного конвейера выполняютсяоднобарабанными с одним или двумя двигателями рис. 1;двухбарабанными с близко расположенными друг около друга приводными барабанами рис. 2 а 3 и с раздельным расположением приводных барабанов на переднем и заднем концах конвейера рис. 3 3;трехбарабанными с близко расположенными друг около друга барабанами рис.
39591. Разгрузочные устройства 189.55 KB
  Наименование воронки Характеристика воронки Схема воронки Исполнение воронки Трехрукавная Разгрузка на две стороны и вперед I Двухрукавная Разгрузка на две стороны II Двухрукавная односторонняя правая Разгрузка на правую сторону или вперед III Двухрукавная односторонняя левая Разгрузка на левую сторону или вперед IV Однорукавная правая Разгрузка на правую сторону V Однорукавная левая Разгрузка на левую сторону VI Тележки могут иметь левое и правое расположение привода по направлению движения ленты. Пример условного обозначения...
39592. Ролики конвейерные 113.41 KB
  Верхние желобчатые усиленные роликоопоры предназначаются для транспортировки по верхней ветви ленты материалов, имеющих размер кусков 150 - 500 мм. Они находят применение в тяжелонагруженных магистральных конвейерах, к примеру, в угольных разрезах, шахтах и пр.
39593. Привод ленточного транспортёра с червячным редуктором 591 KB
  Подготовка исходных данных для расчета редуктора на ЭВМ и выбор электродвигателя Расчет червячного редуктора Предварительный расчет валов Уточнённый расчёт валов. Выбор смазки редуктора Проверка прочности шпоночного соединения Расчёт штифтового соединения. Подготовка исходных данных для расчета редуктора на ЭВМ...
39594. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ СТАНЦИИ БОЙНЯ МОСКОВСКО-КУРСКОГО ЦЕНТРА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ 2.13 MB
  В успешном решении задач полного удовлетворения потребностей государства в перевозках ведущая роль отводится железным дорогам и их основным линейным подразделениям – станциям, которые предназначены для организации перевозок грузов, пассажиров и багажа. Именно на железнодорожных станциях начинается и завершается перевозочный процесс.
39595. Разработка основных принципов организации работы станции 1.2 MB
  Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов и формирования поездов в соответствии с общесетевым планом формирования. Формирование на сортировочных станциях сквозных поездов дает возможность пропускать эти поезда без переработки через многие участковые и некоторые попутные сортировочные станции что ускоряет доставку грузов оборот вагонов и снижает себестоимость перевозок. На сортировочных станциях выполняются также операции с транзитными грузовыми поездами ремонт вагонов экипировка локомотивов снабжение льдом...