99169

Современные школы и школьные комплексы

Реферат

Архитектура, проектирование и строительство

Актуальность проблемы совершенствования архитектуры школьных зданий.18 Система требований определяющих теоретическую модель школьного здания Развитие материально-пространственной структуры школ напрямую зависит от изменения социально-педагогических требований к школе а быстро меняющиеся требования учебного процесса ограничивают продолжительность действия проектов школьных зданий. Ограниченная номенклатура действующих школьных зданий не позволяет размещать в них современные типы общеобразовательных школ. Эти требования должны стать...

Русский

2016-08-03

1.84 MB

2 чел.

Строительный факультет

Кафедра теплогазоснабжения и вентиляции

Реферат

Тема:

«Современные школы и школьные комплексы»

по дисциплине «Архитектура»

                       

                               Выполнили:           Студенты гр. Ст-210701

                                                          Трушников Кирилл

                                                                     Бурдыко Дмитрий

     

     Проверил:  Преподаватель

                Никитина Наталья Павловна

Екатеринбург

2012

Содержание

1. Теоретическая модель школьного здания.........................................................3

2. Формирование современной концепции модернизации школ ......................5

3. Актуальность проблемы совершенствования архитектуры школьных зданий.......................................................................................................................7

4. Пример зарубежной школьной архитектуры..................................................10

5. Российская школьная архитектура..................................................................15

6. Библиография....................................................................................................18

Система требований, определяющих теоретическую модель школьного здания

Развитие материально-пространственной структуры школ напрямую зависит от изменения социально-педагогических требований к школе, а быстро меняющиеся требования учебного процесса ограничивают продолжительность действия проектов школьных зданий. Исторический анализ школьной архитектуры и тенденций развития общеобразовательной школы позволил выявить и сформулировать наиболее важные социально-педагогические предпосылки современного школьного строительства:

- Изменение содержания образования;

- Необходимость возрастной дифференциации учащихся современных школ;

- Необходимость структурной организации ученических коллективов;

- Изменение нормативных требований по предельной концентрации учащихся для различных элементов школьного здания;

- Внедрение современных технических средств обучения, основанных на широком применении обучающей техники;

- Неэффективное использование участков школ.

Современная школьная сеть города обнаруживает явную тенденцию увеличения числа специализированных учебных учреждений (более 35%); наблюдаются сложные схемы комплектования, при которых количество параллелей учащихся на различных ступенях школы не совпадают между собой. Ограниченная номенклатура действующих школьных зданий не позволяет размещать в них современные типы общеобразовательных школ. С точки зрения градостроительных требований, вместимость школ и их организационно-педагогическая структура должны быть откорректированы. Кроме того, с точки зрения назначения школы, в зданиях отсутствует необходимый состав помещений.

Требования к школьному зданию представляют собой совокупность элементов или подсистем, направленных на реализацию конкретных целей – в данном случае на реализацию целей образования, устанавливаемых обществом и государством в целях воспитания и обучения конкретного демографического слоя населения. Как любая другая система, школьное здание взаимосвязано с целым рядом других внешних систем называемых «средой», от которых зависит успешное функционирование школьного здания. Именно на реализацию требований «среды» направлены результаты деятельности школы как системы. В настоящем исследовании прежде всего предпринимается попытка декомпозиции системы требований, определяющих основные параметры школьного здания: тип школы по назначению, тип школы по организационно-педагогической структуре и тип школы по принципу взаимосвязи помещений. Эти требования должны стать фундаментом при разработке научно обоснованных программ проектирования школьных зданий.

Развитие школьного здания, с одной стороны, ограничено экономическими, техническими и др. возможностями общества и государства, а с другой – уровнем тех теоретических и научных представлений, которые сложились и отражены в требованиях к школьному зданию. Как правило, эти представления значительно шире, чем реальные экономические и технические возможности. По сути, именно научно-теоретические представления об идеальном школьном здании, ограниченные конкретными условиями, и представляют собой теоретическую модель школьного здания. На практике, теоретическая модель школьного здания представляет собой программы проектирования школ – состав и площади помещений для школ различного назначения и организационно-педагогической структуры – и является своего рода эталоном, с которым на предпроектном уровне сравниваются проектные решения. При реконструкции школьных зданий состав и площади помещений, предлагаемые программой проектирования школ, сравниваются с реально существующим составом и площадями помещений реконструируемого школьного здания и определяют выбор того или другого принципа группировки помещений и метода реконструкции (рис.1).

Рис. 1. Система требований, определяющих теоретическую модель школьного здания

Формирование современной концепции модернизации школ

При модернизации современной общеобразовательной школы важно:

- разработать методологические основы модернизации существующей сети общеобразовательных школ и принципов реконструкции школьных зданий, составляющих эту сеть в структуре большого города;

- привести систему и типы школьных зданий в соответствие с изменившимися социально-педагогическими, гигиеническими и градостроительными требованиями.

Разработка широкой номенклатуры школьных зданий связана с необходимостью:

- установить типы школьных зданий, соответствующие современным требованиям содержания образования;

- устранить недостатки школьного строительства на градостроительном уровне, связанные с несогласованностью в работе специализированных и неспециализированных школ;

- определить пути повышения экономической эффективности школьного строительства;

- разработать конкретные предложения по номенклатуре и типам школьных зданий для строительства и реконструкции школьной сети.

Актуальность и глубина, научная обоснованность и разработанность математического аппарата этих работ позволили автору настоящего исследования использовать их результаты в качестве основы при создании алгоритма автоматизированного расчета помещений школ различных типов, исходя из конкретных градостроительных условий и специфики содержания учебных планов (рис.2). На градостроительном уровне компьютерная программа, созданная по этому принципу, позволит определить общее количество класс-комплектов школы (Nkk), учитывая демографические особенности территорий, обслуживаемых школой. На уровне школьного здания программа позволит рассчитать количество помещений, однородных по назначению, (Nп ) исходя из: количества класс-комплектов (потоков) учащихся (Nkk ); количества часов учебных занятий по учебным дисциплинам, которые могут изучаться в одном помещении (tNn ); нормативно-оптимальной загрузки данного помещения (Tn ).На основе этих вычислений, нами определяется общая эффективность выбранных типов школьных зданий (Eш), по вместимости и организационно-педагогической структуре наиболее соответствующих градостроительным потребностям города. Так, руководствуясь предварительными расчетами экономической эффективности зданий при выборе типов школ, мы обнаруживаем возможность рассматривать и предлагать для конкретного строительства в городе только школьные здания, предпочтительные с точки зрения эффективности использования учебных площадей и сокращения их дублирования.

Рис. 2. Алгоритм автоматизированного расчета основных помещений школ различных типов

Актуальность проблемы совершенствования архитектуры школьных зданий в условиях реформирования системы образования, приведены примеры зарубежного опыта строительства школьных зданий, определены пути совершенствования объемно-планировочной структуры современной школы.

В нашей стране проблемы школьного строительства всегда рассматривались как вопросы государственной, общенародной значимости, но особенно остро задачи, связанные с необходимостью модернизации общеобразовательной школы, встали именно сейчас – во время коренных преобразований и реформ в сфере образования. С 2004 года Россия включилась в подготовку Стратегии образования для устойчивого развития. Эта задача выполняется в рамках подготовки Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН на 2005 – 2015 годы.

Новая модель образования третьего тысячелетия должна удовлетворять потребности нынешних и будущих поколений человечества, поставившего цель своего выживания и сохранения окружающей природной среды. Образование для устойчивого развития должно иметь инновационно-опережающий характер, который будет трансформировать и интегрировать в единую систему экономическое, социально-гуманитарное, экологическое и другие направления образовательного процесса [1].

По-настоящему эффективное образование невозможно в стенах здания, которое морально устарело, нынешняя материальная оболочка школьных зданий не соответствует современным потребностям. Здание школы должно стать основным образовательным ресурсом.

Главный результат школьного образования – это его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры.

В связи с этим возникает необходимость серьезно пересмотреть сложившиеся приемы проектирования школьных зданий, их функциональный состав и планировочную организацию.

Исторический анализ архитектуры школьных зданий и тенденций развития процессов общеобразовательной школы позволил выявить и сформулировать наиболее важные социально-педагогические предпосылки изменений современного школьного строительства:

- изменение содержания образования;
- необходимость структурной организации ученических коллективов;
- ограниченность в составе общешкольных помещений;
- внедрение достижений науки и техники в образовательный процесс;
- неэффективное использование участков школ.

На сегодняшний день в современной школьной сети увеличилось количество специализированных учебных учреждений. Появляются новые предметы преподавания, что влечет за собой другой уровень подготовки и структуры классов и, как следствие, требуется новый подход к формированию школьного здания в целом. Кроме того, с точки зрения назначения школы, в зданиях отсутствует необходимый состав помещений. Поэтому встает вопрос о модернизации школы.

Во второй половине прошлого века советские архитекторы активно вели поиски новых форм школьных зданий, но все их проекты были выдержаны в пределах требований классно-урочной системы.

Эксперимент по созданию учебного заведения, способного подстроить стандартизированную и прямолинейную систему школьного обучения под ребенка, проводился фактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категории учеников.

В исследовательских работах современных российских архитекторов в основном рассматриваются количественные изменения архитектуры школьных зданий: наращивание площадей в связи с введением дополнительных предметов. В то же время за последние 20 лет в зарубежной практике за строительство новых школьных знаний берутся архитекторы с мировым именем, что говорит о повышении престижа образовательных зданий и их важности для западного сообщества.

Необходимо изучать зарубежный опыт строительства современных школьных зданий, выявлять позитивные моменты, которые могут обогатить архитектуру российских школ.

В архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями. Активно внедряются новейшие инженерные и энергосберегающие технологии, школа становится экономически выгодным объектом. Во многих примерах активно используются современные технологии ландшафтного дизайна: вертикальное озеленение учебных помещений, озеленение крыш и фасадов школьных зданий.

Пример зарубежной школьной архитектуры

Одним из примеров удачного функционального зонирования является средняя школа Thomas L. Wells Public School в пригороде Торонто, спроектированная местной архитектурной фирмой Baird Sampson Neuert Architects (рис.1). Здание школы состоит из двух параллельных блоков (рис.2). Один – общественный, который включает в себя спортивный комплекс, кафетерий, офисы, административные помещения. Он выходит на главную улицу и работает автономно от школы. Второй – учебный, который обращен во двор. Последний изогнут посередине, что создает обращенные к природе и свету дворики (рис.3). Соединяются «деловая» и «учебная» части переходом с большой, светлой библиотекой (рис.4)[2].

Рис.1. Thomas L. Wells Public School, Торонто, архитектурная фирма Baird Sampson Neuert Architects, главный вход

 

Рис.2.   Wells Public School, план первого этажа

Рис.3.  Wells Public School, внутренний дворик

Рис.4.  Wells Public School, библиотека

В зарубежном строительстве школ применяются преимущественно неоштукатуренный кирпич и естественные материалы, проявляющие в отделке свою фактуру. Часто школьное здание собирается из модульных элементов (щитов, панелей) нескольких типов, позволяющих получать разнообразные формы сооружения. Повышается внимание к внутренней организации зданий. При разработке внутреннего пространства учитывается стремление детей к свободной организации своей деятельности, частой смене занятий. В зданиях школ получила распространение планировка с большим залом, окружённым помещениями, которые образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности.

В организации внутреннего пространства средней школы должны учитываться изменения педагогических требований. Здания школ могут составляться из отдельных секций разной степени «гибкости»: общих (со сменной функциональной программой), специальных (со стационарным оборудованием) и обслуживающих (коммуникаций и санитарно-технических кабин). Из этих секций можно компоновать школы или комплексы для различных систем обучения.

Одним из принципов организации учебной среды является принцип трансформации внутреннего пространства при помощи мобильных перегородок, шкафов или передвижного оборудования. Внутренняя планировка школ должна учитывать также расширение социальных функций школьных зданий как центров общения и культуры жилого района, в проектах может быть предусмотрено автономное использование спортзала, библиотеки, мастерских. Одним из направлений в архитектуре современного школьного здания становится нерасторжимое единство с природным окружением, взаимопроникновение – природы и здания. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.

Многообразная по формам и содержанию архитектурная среда создает определенный положительный эмоциональный заряд у детей, и наоборот, безликая, однородная среда не стимулирует любовь к школе, к учению.

В зарубежном опыте отдельной темой является активное благоустройство и озеленение школьных участков. В качестве характерного примера – средняя школа Sidwell Fiends School в Вашингтоне США (рис.5). Здание расположено на относительно небольшом и затеснённом участке с сильным рельефом. На этом рельефе разбит террасированный сад с природным биотопом для естественного круговорота и очистки воды, который к тому же служит источником тепла для уменьшения расходов на отопление здания (рис.6). В существующем здании и новой пристройке к нему также использованы наиболее современные методы «экологической» архитектуры с её системами энергосбережения, свето- и теплоуловительных и отражающих приёмов, которые служат одновременно как бы «учебным пособием» (рис.7). Наблюдая за работой и регулировкой всех этих экологических систем, в зависимости от погоды и времени года и активно участвуя в этом процессе, учащиеся на собственном опыте постигают важность бережного и разумного «сотрудничества» с природой [3].

Рис.5. Средняя школа Sidwell Fiends School в Вашингтоне, США 

Рис.6.  Sidwell Fiends School, террасированный сад

Рис.7. Sidwell Fiends School, системы энергосбережения

Российская школьная архитектура

Примером современной российской школьной архитектуры является экспериментальная школа на 1000 учащихся на Ходынском поле в Москве, спроектированная архитектором Ю.В.Ильиным-Адаевым (рис.8). Школа делится на три блока: начальная школа, общая школа и спортивный блок, обслуживающий во внеучебное время жителей микрорайона . Входной вестибюль общей школы включен в галерейную группу помещений. Пространство галереи посредством трех атриумов с зимними садами делится на зоны: спортивную, группу помещений общей школы, блок столовой, группу начальной школы. Сквозь атриумы – зимние сады освещены рекреации 2-го и 3-го этажей. Эти композиционные ядра играют коммуникационную роль, являются световыми колодцами и пространственными акцентами интерьера. Их эстетическое и психологическое воздействие усиливается эффектными ландшафтными композициями зимних садов (рис.9).

Рис.8. Экспериментальная школа на Ходынском поле, Москва, арх. Ю.В.Ильин-Адаев

Рис.9. Зимний сад 

В России проблема архитектуры современных школьных зданий актуальна, но чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентности преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Нам кажется, что нет будущего у современных систем преподавания в устаревших зданиях. Именно новая школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка.

Важными признаками современной школы должны стать:

1) возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;

2) формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;

3) формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;

4) наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);

5) наличие мобильного оборудования в классах;

6) наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;

7) новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.

Таким образом, новая современная школа будет направлена в большей степени на освоение практических знаний и умение ими воспользоваться в социальной среде. Гибкая объемно-планировочная структура школьных зданий – это средство преодоления их функционального старения и удовлетворения изменяющихся социально-педагогических требований к школе[5]

Библиография 

  1.  Смирнов В.В. Петербургские школы и школьные здания. История школьного строительства в Санкт-Петербурге – Ленинграде – Санкт-Петербурге 1703 – 2003 гг. Научно-популярное издание к 300-летию С.Петербурга. – Спб.: Издательство «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», 2003. – 144 с.
  2.  Смирнов В.В. Школьное строительство. Опыт Ленинграда. – Л.: Стройиздат, 1982. 198 с.
  3.  Степанов В.И. Школьные здания. – М.: Стройиздат, 1975. – 239 с.: ил.
  4.  Смирнов В.В. Экономические аспекты формирования состава помещений школ // Архитектура.: Межвуз. темат. сб. тр. – СПб.: СПбИСИ, 1992. — 146 с. (С. 132-141) [137]
  5.  Смирнов В.В. Графоаналитический метод определения фактических радиусов обслуживания в городах. // Перспективы развития объемно-планировочных решений жилых общественных и промышленных зданий: : Межвуз. темат. сб. тр. – Л.: ЛИСИ, 1987. — 135 с. (С. 96-102) [131]
  6.  Смирнов В.В. О влиянии некоторых градостроительных факторов на формирование типов школьных зданий для городов // Архитектура и градостроительство. : Межвуз. темат. сб. тр. –Л.: ЛИСИ, 1990. — С. 37-43.
  7.  Королев В.Н. Внутренняя среда зданий высших учебных заведений. // Архитектура. : Межвуз. темат. сб. тр. СПб.: СПбИСИ, 1992. — С. 132-141.
  8.  Королев В.Н. Методика расчета учебных помещений высшей архитектурной школы/ Перспективы развития объемно-планировочных решений жилых общественных и промышленных зданий: : Межвуз. темат. сб. тр. – Л.: ЛИСИ, 1987. — С. 46-50.
  9.  Королев В.Н. Принцип пространственной организации зданий высшей архитектурной школы // Архитектура и градостроительство. Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛИСИ, 1990. — С. 69-75.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20352. ТРАНЗИСТОРНЫЕ ГВВ 437.5 KB
  В биполярных транзисторах происходит перенос как основных носителей заряда в полупроводнике так и неосновных; в полевых только основных. Управление током прибора в биполярных транзисторах осуществляется за счет заряда неосновных носителей накапливаемых в базовой области; в полевых за счет действия электрического поля на поток носителей заряда движущихся в полупроводниковом канале причем поле направлено перпендикулярно этому потоку. Для увеличения мощности прибора в биполярных транзисторах используют многоэмиттерную структуру а в...
20353. Режимы работы транзисторно гВВ 270.5 KB
  Анализ работы и режимы работы транзисторного генератора с внешним возбуждением 9. Ключевой режим работы высокочастотного транзисторного генератора 9. Методика расчета ВЧ генератора с биполярным транзистором 9. Анализ работы и режимы работы транзисторного генератора с внешним возбуждением 9.
20354. СВЧ ТРАНЗИСТОРНЫЕ ГВВ 176 KB
  СВЧ ТРАНЗИСТОРНЫЕ ГВВ 12. Метод анализа линейных СВЧ устройств 12. Гибридноинтегральные СВЧ устройства и микрополосковые линии передачи 12. СВЧ транзисторный усилитель 12.
20355. АВТОГЕНЕРАТОРЫ И СТАБИЛИЗАЦИЯ ЧАСТОТЫ АВТОКОЛЕБАНИЙ 180.5 KB
  АВТОГЕНЕРАТОРЫ И СТАБИЛИЗАЦИЯ ЧАСТОТЫ АВТОКОЛЕБАНИЙ 14. Стабильность частоты автогенератора 14. Различительным признаком может являться не само значение частоты генерируемых колебаний а тип используемых электрических цепей. Способы стабилизации частоты автоколебаний: параметрическая с использованием обычных колебательных систем; кварцевая с использованием в качестве резонатора кристалла кварца; с диэлектрическим резонатором только в СВЧ диапазоне; молекулярная за счет индуцированного возбуждения атомов.
20356. СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОГО МНОЖЕСТВА ЧАСТОТ 105 KB
  Автоматическая подстройка частоты 15. Частотная автоподстройка частоты 15. Фазовая автоподстройка частоты 15. Основными параметрами синтезатора являются: диапазон частот выходного сигнала количество N и шаг сетки частот fш долговременная и кратковременная нестабильность частоты уровень побочных составляющих в выходном сигнале и время перехода с одной частоты на другую.
20357. ДИОДНЫЕ СВЧ АВТОГЕНЕРАТОРЫ И УСИЛИТЕЛИ 98 KB
  ДИОДНЫЕ СВЧ АВТОГЕНЕРАТОРЫ И УСИЛИТЕЛИ 16. Физические основы работы генераторных СВЧ диодов 16. СВЧ диодные автогенераторы 16. СВЧ диодные генераторы с внешним возбуждением 16.
20358. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ УМНОЖИТЕЛИ ЧАСТОТЫ 47.5 KB
  ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ УМНОЖИТЕЛИ ЧАСТОТЫ 17. Транзисторный умножитель частоты 17. Диодные умножители частоты 17. Назначение принцип действия и основные параметры Умножители частоты в структурной схеме радиопередатчика см.
20359. СУММИРОВАНИЕ МОЩНОСТЕЙ СИГНАЛОВ СВЧ ГЕНЕРАТОРОВ 95.5 KB
  СУММИРОВАНИЕ МОЩНОСТЕЙ СИГНАЛОВ СВЧ ГЕНЕРАТОРОВ 18. Способы суммирования мощностей сигналов 18. Суммирование мощностей сигналов с помощью многополюсной схемы 18. Суммирование мощностей сигналов с помощью ФАР 18.
20360. АМПЛИТУДНАЯ МОДУЛЯЦИЯ 94.5 KB
  Виды модуляции 19. Виды модуляции Модуляцией называется процесс управления одним или несколькими параметрами колебаний высокой частоты в соответствии с законом передаваемого сообщения. Классифицировать методы модуляции можно по трем признакам в зависимости: – от управляемого параметра высокочастотного сигнала: амплитудная AM частотная ЧМ и фазовая ФМ; – числа ступеней модуляции: одно двух трехступенчатая; – вида передаваемого сообщения – аналогового цифрового или импульсного непрерывная со скачкообразным изменением...