99174

Ч. Айтматов «Первый учитель». Д.С. Мережковский «Антихрист». С. Цвейг «Двадцать четыре часа из жизни женщины»

Реферат

Литература и библиотековедение

Повесть киргизского писателя Чингиза Айтматова Первый учитель новелла австрийского писателя Стефана Цвейга Двадцать четыре часа из жизни женщины и трилогия русского прозаика и поэта Д. Он стремится постигать законы бытия смысл жизни. Мережковского не похожи на окружающих их...

Русский

2016-08-04

31.34 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «_________________________________________________»

(название кафедры)

«Человек и общество; роль человека в жизни общества»

(тема реферата)

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель    Быстрова А.Н.                                          Разработал

           доцент                                                                       студент гр. Д-112

       __________                                            ___________Ускова О.Е.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)


Содержание

            Введение                                                                                            3

  1.  Ч. Айтматов «Первый учитель»                                             4
  2.  Д.С. Мережковский «Антихрист»                                          6
  3.  С. Цвейг «Двадцать четыре часа из жизни женщины»     8

Заключение                                                                                    11

                         Список использованной литературы                                               12

          Повесть  киргизского писателя Чингиза Айтматова «Первый учитель», новелла австрийского писателя Стефана Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины» и трилогия русского прозаика и поэта Д.С. Мережковского «Антихрист» – это три, на первый взгляд, совершенно разных произведения, в которых  рассказывается о людях разных слоёв, разных взглядов, живших в различных исторических эпохах.  Однако это не так. Во всех трех произведениях авторами о роли человека в общевсте.

Эти писатели, смотря на современный мир, раздираемый противоречиями,  показали путь любви, самопожертвования и единения как единственный способ выживания человеческой цивилизации.

В центре внимания их произведений становиться Человек. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни.

             Герои Ч. Айтматова, С. Цвейга, Д.С. Мережковского не похожи на окружающих их  людей, они не могут удовлетвориться простым и бессмысленным существованием, переступают  через закостеневшее общественное мнение, страдают, но ищут своё место в жизни, осуществляют свою цель. А их цель и смысл жизни- это борьба со старым укладом, желанием изменить мир вокруг себя, они думают о своём будущем ,будущем своих близких, своей страны. А для выполнения этой цели не жалеют своих сил, здоровья.

          Авторы этих  произведений показывают, что и один человек может достичь многого, может изменить окружающий его мир.

           Например, герой Мережковского Петр I готов был пойти на святотатство, пожертвовать прошлым своей страны , её культурой и традициям во имя будущего России, в её превращение в мощную европейскую державу. Его не остановили даже родственные связи. За предательство была сослана в монастырь его сестра Софья, убит его сын Алексей. Петр I сыграл огромную роль в жизни нашего государства . Он навеки  изменил судьбу России.

           В повести Айтматова «Первый учитель» был показан образ обыкновенного парня, который понял важность того, что грамота нужна народу. Он сделал всё, чтобы  зажечь искру познания в жителях аила. Это о нём были сказаны слова «… не мне  надо было оказывать всякие почести, не мне надо было сидеть на почётном месте при открытии новой школы. Такое право  имел прежде всего наш первый учитель». А в новелле Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины» рассказывается о женщине, которая смогла побороть страсть, любовь, которые чуть не повергли её в пропасть.

  1.  Ч. Айтматов «Первый учитель»

         Повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель» была написана  в 1961 году. Это был важный вклад в советскую литературу.

       Я думаю, что Айтматов ставит перед собой задачу: создать реалистичный образ настоящего Человека. Он создал и рассказал нам  о жизни одного из таких людей –Дюйшене Таштанбекове.

Куркуреу – аил небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аилах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Дюйшен был первый учитель из аила, имел официальную бумагу с печатью, возможно, благодаря которой не был изгнан.

Дюйшен усиленно берется за дело. Чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через ручей, обжигающий ноги ледяной водой, защищает свою лучшую ученицу Алтынай.

Люди издеваются, смеются над юным энтузиастом : «Скажи, зачем она нам, твоя школа?» – «Как зачем?» – растерялся Дюйшен. – «Вот ты на весь аил кричишь: «Школу буду открывать!» А поглядеть на тебя – ни шубы на тебе, ни коня под тобой, ни землицы, вспаханной в поле, хоть бы с ладонь, ни единой скотинки во дворе! Так как же ты думаешь жить, дорогой человек? Разве что чужие табуны угонять…». Но Дюйшен не сдаётся, он переосилил одно из самых убийственных общественных явлений – Умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность людей: «…Зачем она нам, эта школа?.. Грамота начальникам требуется, а мы – простой народ». Только дети поддерживают учителя, идут за ним. Он мужественно ведет их к тому свету и добру, учит новой жизни так, как сам ее понимал, а понимал он ее верно. Дюйшен не только учил читать и писать, но и дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, которая вела в будущее.

     Высоко поднялись тополя, посаженные Дюйшеном, и стоят над аилом как

символ великого дела, которому честно и мужественно он служил. Память о Дюйшене нужна людям, грядущим поколениям. Она облагораживает и возвышает. Те, кто не может оценить по достоинству сделанное Дюйшеном и ему подобными, обедняют прежде всего самих себя. Общественная атмосфера становится чище, здоровее, когда уважение к человеку не позволяет забыть о том, что сделали бойцы, подобные Дюйшену, для людей, для утверждения будущего. Такова сокровенная мысль этой прекрасной повести.

Дюйшен не только пробуждает в аильских детях тягу к знаниям, но влияет и на взрослых. Это значит, он научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. А это уже подвиг. В повести создан образ несгибаемого коммуниста, становящегося примером для молодежи.

      

                      

2.           Д.С. Мережковский «Антихрист»

Роман Мережсковского был написан в 1903-1904 годы, впервые был напечатан в журнале «Новый путь».  Роман «Антихрист. Петр и Алексей», ставший третьей частью трилогии, был переиздан в Берлине в 1922 году.

              Странное впечатление производила на современников трилогия Мережковского. Она мало похожа на русский исторический роман XIX в., как правило, исполненный «тайн» и неожиданных сюжетных поворотов, с долго сохранявшимися чертами не только романтической, но и драматической поэтики.

        Сюжет в каждой из частей трилогии подчинен ходу отображаемых исторических событий, воспроизводимых с огромной эрудицией и в целом достаточно точно (хотя, конечно, Мережковский вводит и вымышленные эпизоды, и остро индивидуальную трактовку изображаемого). Это ослабляет, так сказать, первичную художественно-информативную функцию сюжета, который, в сущности, задан до начала чтения — самим ходом истории, известным читателю. 

                В 3 части романа «Антихрист» описывается эпоха Петра1. Новая и старая Россия борются между собой. Защитникам "древнего благочестия" царь Петр кажется Антихристом. На их стороне - слабый и безвольный царевич Алексей, с которым безжалостно расправляется Петр. Первые читатели романа считали, что автор настроен против Петра. Но сам Мережковский свой замысел объяснял иначе:"Петр для меня представляется явлением великой благодатной силы, борцом за светлое царство против царства тьмы. Где же в моем романе Антихрист? Тень его лежит на всей эпохе. Падает она временами и на Петра...Но дело Петра- великое, светлое, христианское дело. Да, христианское, хотя иногда он носил личину безбожия, хотя  он и боролся как будто с Церковью. Но с какой Церковью? Он боролся с древней, фактически правоверной Россией, которая в своем самодовольном национализме считала себя единственной избранной носительницей божества...Глубоким инстинктом Петр понял великое вселенское значение Христа, верность Его учения, отвергающего всякую исключительность, всякий узкий национализм..."Мережковский видел в реформаторской деятельности Петра, при всей ее жестокости и бесчеловечности , благо для России. Защитники старой Руси были обречены на гибель , т.к. не имели исторической воли к

жизни.

                 Уже после завершения работы над трилогией Мережковский так объяснял эволюцию своих взглядов: Когда я начинал трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две правды: христианство – правда о небе, и язычество – правда о земле, и в будущем соединении этих двух правд – полнота религиозной истины. Но, кончая, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом – кощунственная ложь; я знал, что обе правды – о небе и о земле – уже соединены во Христе Иисусе… Но я теперь также знаю, что надо было мне пройти эту ложь до конца, чтобы увидеть истину. От раздвоения к соединению – таков мой путь, – и спутник-читатель, если он мне равен в главном – в свободе исканий, – придет к той же истине.

Отзывы критиков

В отличие от большинства критиков начала XX века (в частности, И.Ильина), считавших Мережковского исключительно «европейским» писателем, а его первую трилогию — схоластическим, тенденциозным исследованием, посвящённым развитию заранее намеченной идейной канвы, исследователи более позднего времени отмечали, что вся трилогия «Христос и Антихрист», особенно её третий роман, была обращена в первую очередь к русскому читателю, хоть и была с восторгом принята на Западе и очень сдержанно — в России.

«Мучительное переживание разрыва со старым, вхождение в мир новых принципов и представлений и, наконец, поиски надежной духовной опоры в период непрерывно совершающихся катастрофических перемен — все это в значительной степени было частью наличного внутреннего опыта русского человека. Но масштабов, в которых этой ситуации суждено было вновь повториться в русском историческом бытии, очевидно, не мог предчувствовать в то время ни автор трилогии „Христос и Антихрист“, ни ее читатель», — отмечала Д.Магомедова.

3.С. Цвейг «Двадцать четыре часа из жизни женщины»

           Одной из самых ярких новелл австрийского писателя Стефана Цвейга можно назвать «Двадцать четыре часа из жизни женщины», повествующей о том, насколько могут 24 часа изменить жизнь женщины, превратить порядочную, имеющую уважение в обществе даму, в почти обезумевшую влюбленную. Она сгорает от страсти, утопая в этих сутках всепоглощающей любви, готова на край света ринуться за своим избранником.

 В новелле «24 часа из жизни женщины» действие разворачивается в пансионе на Ривьере. Здесь люди живут, не ощущая непосредственно наглядно воздействия социальных сил и социальной борьбы, и являются друг для друга только объектами переживаний.

  Эта внешняя тематика очень тесно связана с внутренней. Основная тема новелл Цвейга – показ пустой, опустошенной изнутри, лишенной событий и страстей жизни людей. Эта жизненная пустота в новелле «Двадцать четыре часа из жизни женщины» разоблачается вспышкой неожиданной, бессмысленной и беспочвенной, стихийно прорывающейся страсти.

Цвейг писал : « Лишь когда в человеке взыграют все душевные силы, он истинно жив для себя и для других , только тогда его душа раскалена и пылает, становится он зримым образом.» Такими зримым герои Цвейга становятся, оказавшись в экстремальных ситуациях, на краю могилы, в другой социальной среде, испытав внезапную любовь, лишающую рассудка, подчиняющую себе всё существо. Его героиня на грани безумия , она боится , что все узнают о её позоре. И только тогда, когда она рассказала о двадцати четырёх часах своей жизни малознакомому человеку, ей становится легче. Она смогла победить свои чувства и выйти из этой ситуации.

Заключение.

           Я думаю, что главное во всёх трёх произведениях показана роль человека в его жизни и в жизни общества.

           Герои Айтматова, Цвейга, Мережковского ищут высший смысл жизни, окончательные цели бытия.

          Ч. Айтматов – писатель, поднимающий сложные проблемы бытия, изображающим непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками – блюстителями старых нравов и обычаев. Своим трудом и самопожертвованием они делают эту жизнь светлее и чище.

       Героини С. Цвейга – женщины, способные на сильные чувства, способные переступить через условности высшего света, бросить пустую и бессмысленную жизнь.

        Герои Д.С. Мережковского вступают друг с другом в долгие, напряженные споры по самым отвлеченным вопросам, подробно излагают друг другу смысл сложнейших философских и религиозных систем. Но не только это: ради истины они живут, страдают и погибают.

Только сильный человек может стать над устоями, существующими в обществе, найдёт возможность достичь цели. Такие люди способствуют движению общества вперёд. Такими и были герои Айтматова, Цвейга и Мережковского.

 

Список использованной литературы

  1.   Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. – М., 1988.
  2.  Минц З.Г. Поэтика русского символизма. – СПб.: Искусство-СПб, 2004. – С. 223-241.
  3.  Митрохин Л.Н. Стефан Цвейг: фанатики, еретики, гуманисты // Цвейг С. Очерки. – М., 1985. – С. 5 – 6.

                                                                    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75327. Христианство, церковь, ереси в XI-XV вв. Раскол христианской церкви. Особенности греко-православной и римско-католической церкви 52.5 KB
  Раскол христианской церкви. Особенности грекоправославной и римскокатолической церкви. Единство христианской церкви уже задолго до её окончательного разделения было лишь видимым. За этими богословскими спорами скрывались совершенно реальные церковнополитические разногласия и в частности столкновения изза деятельности церковных миссий восточной церкви в IX Х вв.
75328. Феодально-рыцарская культура Западной Европы в XII-XV веков 37 KB
  Феодальнорыцарская культура Западной Европы в XIIXV вв. Рыцарские турниры имитировавшие настоящие сражения приобрели особую пышность в XIII XIV вв. В XII в. Магистром поэтов называли Гираута де Борнейля последняя треть XII начало XIII в.
75329. Торговля в средние веки, ее эволюция и роль 32.5 KB
  Возрождение торговли В XI в феодальное общество начало медленно просыпаться от тяжелого сна Страсть к путешествиям приключениям сразу рассеяла общее оцепенение таково завоевание Англии обеих Сицилии. Некоторые из этих предприятий носили политический другие религиозный характер; но все они способствовали развитию торговли потому что благодаря им устанавливались сношения между теми странами откуда выходили завоеватели и теми где они водружали свои знамена С этого времени руанские купцы пользуются правом свободной торговли в Лондоне где...
75330. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV веков 36.5 KB
  Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. Богатый процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. означал духовное обновление подъем культуры после ее тысячелетнего упадка в средние века: отношение деятелей новой культуры к средневековому варварству было подчеркнуто негативным. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм...
75331. Государство периода феодальной раздробленности 32.5 KB
  Феодальная анархия аристократический стройПо мере разветвления правящей династии в раннефеодальных государствах расширения их территории и административного аппарата представители которого осуществляют власть монарха над местным населением собирая дань и войско увеличивается количество претендентов на центральную власть периферийные военные ресурсы увеличиваются а контрольные возможности центра ослабевают. Верховная власть становится номинальной и монарх начинает избираться крупными феодалами из своей среды при этом ресурсы избранного...
75332. Испания и Португалия в XIV-XV веках 42 KB
  Испания и Португалия в XIVXV вв. Пиренейский полуостров в XIV XV вв. Арагон на протяжении всего периода осуществлял планомерную экспансию в Средиземноморье: он подчинил Балеарские острова в конце XIII первой половине XIV в. Крайне неблагоприятные последствия для полуострова как и для остальной Европы имела эпидемия чумы в середине XIV в.
75333. Особенности социально-экономического и политического развития Англии в XII-XIII веках 39 KB
  Развитие товарно-денежных отношений в деревне в целом тяжело отразилось на широких массах крестьянства. С развитием рынка росли потребности феодалов. Коммутация ренты ускорила и углубила начавшееся задолго до XIII в. имущественное расслоение крестьянства
75334. Английское общество и государство в XIV-XV веков 43.5 KB
  Английское общество и государство в XIVXV вв. Во второй четверти XIV в. Под давлением экономической необходимости и усиливающейся борьбы крестьянства многие даже крупные феодалы к середине XIV в. Малая производительность барщинного труда там где он сохранялся слабая приспособляемость домениального хозяйства к условиям рынка наконец нехватка наемной рабочей силы в хозяйстве феодалов коммутировавших барщину уже к середине XIV в.