99183

Дворянская служба и чины. Бал, великосветские салоны

Реферат

Культурология и искусствоведение

Основным трудом опираясь на который можно детально изучить и понять эпоху русского дворянства является труд советского литературоведа культуролога и семиотика Юрия Михайловича Лотмана Беседы о русской культуре. Об этом мнения Лотмана и Ятковской так она Яковкина или Ятковская полностью совпадают. Как отмечает Лотман потребность того времени была в учебных заведениях для девушек. С этим мнением компетентен и Лотман.

Русский

2016-08-05

86.5 KB

0 чел.

15

Федеральное агентство железнодорожного   транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «управления процессами перевозок»

Русская дворянская культура

Реферат

По дисциплине «культурологи

Руководитель

          Доцент

                            Быстрова А.Н.

                            .

                                       

      

                                           Разработал                  

  Студент гр. Д-112

               Ходак Е.А.

                              .

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..……………..…………….…………………3

Воспитание и образование…………………………………………………………………………………….6

Дворянская служба и чины…………………………………………………………………………………….8

Бал, великосветские салоны………………………………………………………………………………….9

Дуэль……………………………………………………………………………………………………………………..11

Вывод…………………………………………………………………………………………………………………...13

Библиография……………………………………………………………………………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

 История культуры вобрала в себя все вспышки достижений человеческого бытия, взлётов и падений, творений, которые легли в основу современной культуры. Постепенно, из поколения в поколение передавались традиции, обычаи, многие из которых влияют и на сегодняшнюю жизнь. Зачеркнуть прошлое совершенно невозможно,  им нужно интересоваться, изучать его, понимать, почему происходили те или иные события, почему люди в определённое время придерживались одним правилам поведения, а  в другое - совершенно другим.       

Культура не может существовать отдельно от истории. Культура - это опыт, который складывается постепенно. Но с другой стороны, отмечают, что культура понимается не только как опыт, но, как и форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Поэтому тщательное изучение истории до всех её мелочей ведёт к пониманию настоящего времени. Знать важные даты истории совершенно недостаточно для полного понимания истории. Настоящая история разворачивается через жизни людей далёких времён, их поведения, ценности, привычки. Особенно интересна эпоха XVIII - начало XIX века. Изучение её привлекает по многим причинам: во-первых, это рубеж между двумя разными культурами. Во – вторых, это время сильных реформ которые затрагивают и кардинально изменяют не только политическую сферу жизни, но и экономическую, духовную. В-третьих, это относительно недалёкое от нас время, тесно связанное с нашей сегодняшней жизнью, но что-то уже позабыто. Заинтересовывает реакция общества того времени на такие перевороты во многих сферах жизни. Ведь тот уклад жизни, который складывался веками, испытывает резкие изменения.

Связи с введением Петром I всех реформ сложилось и новое сословие, дворянство. Оно составляло двор князя или крупного боярина.  Слово «дворянин» в буквальном смысле означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. Русское дворянство заимствованно Петром из Европы. Слово "дворянин" не совсем точно передаёт смысл английских, французских, итальянских обозначений благородного человека, аристократа. В России "дворянином" считался тот, кто держал "двор", усадьбу, имел земельные владения и крепостных. В Европе же начиная с XVI в. всё это уже не было обязательным - многие дворяне сохранили лишь воспоминания о замках и землях предков, давно жили в городах и свои доходы получали не от крестьянских оброков, а от службы королю. Главным же своим отличием от простых людей европейские дворяне считали особые человеческие качества - великодушие, отвагу, верность данному слову, изящество речей и поступков, преданность королю. В Англии, например, дворяне так и называли себя - "джентльмены", что означало "приятные, культурные люди". В большом ходу были и другие обозначения дворян: "кавалер", "шевалье". Все эти слова переводятся на русский язык как "рыцарь". Они свидетельствовали о стремлении дворян подражать предкам, напоминали о происхождении большей их части от средневекового рыцарства.

У многих девушек  с этим периодом ассоциируется красота общества, балы, изысканная одежда, изящный стиль, танцы, милые беседы, что привлекает к изучению культуры дворянства.          

Балы проходили в огромных и великолепных
залах, окруженных с трех сторон колоннами.
Зал освещался множеством восковых свечей
в хрустальных люстрах и медных стенных
подсвечниках В середине зала непрерывно
танцевали, а на возвышенных площадках по
двум сторонам залы у стены стояло мно-
жество раскрытых ломберных столов, на
которых лежали колоды нераспечатанных
карт. Здесь играли, сплетничали и философ-
ствовали. Бал для дворян был местом отдыха
и общения. Музыканты размещались у перед-
ней стены на длинных, установленных амфите-
атром скамейках. Протанцевав минут пять,
старики принимались за карты.        
К чему бы это?

Атмосфера того времени захватывает, заинтересовывает. Более того, эта тема актуальна в наше время. Часто можно заметить, что современная молодёжь не так ценит многие чувства, как они этого заслуживают, не стремится к саморазвитию, не расширяет свой кругозор.

Цель реферата: сделать обзор литературы, касающейся данной темы.

Основным трудом, опираясь на который можно детально изучить и понять эпоху русского дворянства, является труд советского литературоведа, культуролога и семиотика, Юрия Михайловича Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)». Потому что, читая его, перед нами предстают люди той далекой эпохи на поле сражения и за карточным столом, в детской и в бальном зале, можно досконально рассмотреть прическу, покрой платья, жест, манеру держаться.

Так же для сравнения используются труды  Яковкиной Н.И., в которых так же освещены вопросы развития образования, литературы.

Воспитание и образование

Огромную, и даже самую важную роль в жизни дворянина играло воспитание. Воспитание дворянское в XVIII веке шло на европейский манер и придавало русскому человеку совершенно новые черты: манерность, чувствительность, мнительность, обидчивость. Как считает Кириченко О.В. А он (или она) откуда здесь взялись? в своем труде «Дворянское благочестие», главной причиной такой особой чувствительности было «чувство благородной гордости из-за одной только принадлежности к дворянскому сословию». После введения реформ Петра образование стало неотъемлемой и обязательной частью становления и формирования нового русского дворянина.

Образование и воспитание  дворянских детей так же, как и жизнь их родителей, зависело от многих причин: от имущественного состояния семьи, знатности, пола ребенка. Яковкина   приводит в качестве примера несостоятельность средств на обучение у мелкопоместных бедных дворян, иногда причина была даже в отдалённости поместья от городских центров[2, 124]. Мальчики в большинстве случаев обучались или домашними учителями, или в военно-учебных заведениях. Учителем мог быть и священник, как человек, который лучше и правильней всего мог передать искусство чтения богослужебных книг, однако у малоимущих дворян детей обучали старшие сёстры, братья, родители [2, 125].

Девочки могли учиться дома или в закрытых институтах благородных девиц. Домашнее воспитание молодой дворянки не очень сильно отличалось от воспитания мальчика: из рук крепостной нянюшки девочка  поступала под надзор гувернантки. Ими чаще всего были француженки, встречались и англичанки. Как замечает Ятковская, связано это с тем, что найти хорошего учителя или учительницу было затруднительно, а иностранные учителя обладали необходимыми навыками и знаниями[2, 126]. В целом образование молодой дворянки было более поверхностным. Оно ограничивалось умением быстро говорить на французском, немецком и даже английском языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии, словесности [1, 87]. Об этом мнения Лотмана и Ятковской так она Яковкина или Ятковская? полностью совпадают.

Первым этапом было обучение юного дворянина у домашнего или частного преподавателя. Но так же существовала практика, когда родители  сами давали начальное образование своим сыновьям и одновременно воспитывали их. Причиной тому обычно служили неудовлетворительные результаты частных уроков.

Следующим этапом образования обыкновенно была отдача своего  сына в учебное заведение: в пансион и университет обучаться французскому языку, математике и прочим наукам. Кроме того, именно здесь учёба способствовала установлению дворянского самосознания. Последним этапом была служба, которая зависела как от личных качеств юноши, так и от полученного образования и воспитания.

Так же, часто отдавали  детей на воспитание и обучение родственникам, хорошим знакомым. Но в основном это относилось к девочкам. Цель их воспитания была не в постижении наук, а в обучении вести домашние дела и быть хорошей хозяйкой и женой.

Как отмечает Лотман, потребность того времени была в учебных заведениях для девушек. Связи с этим появились как частные пансионаты, так и государственная система образования. Так, например, в Смольном институте девочки могли обучаться по обширной программе. Ученицы его назывались   солянками [1,78].

Суровый распорядок дня, оторванность от домашней атмосферы, казалось, должен способствовать воспитанию «идеальных людей», но, однако, из смолянок делали придворные игрушки [1,79]. То же заметила и Ятковская, отметив, что цель обучения: подготовка девушек к тому, чтобы «блистать на балах и нравиться».[2, 128]

Европейская культура принесла русскому человеку и другое – моду на любовные страсти, которая вероятно пришла вместе с литературными произведениями – любовными романами и теми молодыми людьми, которые побывали в Европе. Несмотря на сохранение старых традиций, русское дворянство неизбежно европеизировалось, впитывало в себя западную культуру.

ДВОРЯНСКАЯ СЛУЖБА И ЧИНЫ

В XVIII веке сформировалось новое дворянское сословие, которое отличалось  от всех обязательностью государственной службы. Именно   XVIII - начало XIX века роль дворянства становится такой значительной связи с реформами Петра ǀ. Оно становится опорой самодержавной власти [2, 7]. С этим мнением компетентен и Лотман.

После того как ребёнок обучился грамоте и достиг совершеннолетнего возраста, его вели на смотр. Далее шла настоящая военная служба, за которую дворяне получали оклады, им жаловались поместья.

Получить отставку в службе было очень сложно. При ней дворянин обычно получал новый чин. Только  из-за болезни, которая конкретно мешает службе. Но и в то время существовали взяточничество, которое давало возможность отдохнуть от службы. То есть установленный законом порядок ухода в отставку иногда нарушался в пользу наиболее обеспеченных представителей дворянства[1, 18].

Как отмечает Лотман, служба государю - самая главная обязанность дворянина. Мало того, патриотизм дворянина был тесно связан с личной преданностью государю. Служба русского дворянина в XVIII столетии особенным образом сблизилась с царским служением.

Петр стремился привести в соответствие должность и оказываемый почет. Должности планировалось распределять в зависимости от личных заслуг перед государством и способностей, а не от знатности рода. Однако, уже с самого начала существовала важная оговорка: это не касалось членов царской семьи, они всегда получали в службе явные превосходства. Было 3 вида службы: воинская (сухопутная и морская), статская и придворная. Все чины были разделены на 14 классов. У чинов было привилегированное положение. Это выражалось, в том, что все 14 классов в воинской службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось, начиная с VIII класса. К каждому классу нужно было по-особому и обращаться. Так, например, Ш и IV классов «ваше превосходительство». V «ваше высокородие». К лицам VI-VIII классов обращались «ваше высокоблагородие», к лицам XIV классов — «ваше благородие»[1, 24-25]

Лотман обращает внимание на то, что Петр I хотел, чтобы чины, предусмотренные в Табели о рангах, давались за действительную  службу. Поэтому было уставлено, что бы получить свой первый чин, долгое время нужно было прослужить солдатом. Что бы отметить все достоинства человека, его достижения и способности. Но и тут были нарушения, которые после набирали свои обороты. Ятковкина же отмечает, что с появлением Табели о рангах возникло противоречивое  положение, т.к.  с одной стороны дворянство передавалось по наследству, а с другой, в дворянство могли допускаться «худородные», которые проявили особую тягу к службе государю[2,8].

БАЛ, ВЕЛИКОСВЕТСКИЕ САЛОНЫ

В своей работе, Лотман, культуру, в первую очередь, имеет в виду, как понятие коллективное, т.е. по своей природе культура-общественное явление. Быт - обычное протекание жизни; вещи, привычки и ежедневное поведение. Культура и быт сочетаются и дополняют друг друга, потому что все окружающие нас вещи включены не только в практику, они способны приобретать символический характер[1, 10]

Как отмечает Лотман, танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Функция танцев была не такой как в современном времени. Важно отметить, что жизнь дворянина разделялась на две стороны: одна из них была пребывание дома, общение с родными, в некоторых случаях воспитание детей, другая – служба государю и государству. На вечерних собраниях и балах эти две стороны жизни дворянина не разделялись так четко. Бал, с одной стороны, был сферой, противоположной службе . Непринуждённое общение помогало немного отвлечься от забот и отдохнуть. С другой стороны, бал являлся  областью общественного представительства, формой социальной организации, в этом смысле светская жизнь приравнялась к ценности общественного дела[1, 91].

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки.  Дворянский бал был школой общения для людей. Балами славился  Санкт-Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.

Лотман уделил внимание различным танцам. Так, например, менуэт сменился полонезом-танцем, длительностью 30 минут. Им открывался весь бал. Танец сопровождался легкими и непринуждёнными разговорами. Вторым танцем был вальс, который Пушкин охарактеризовал как однообразный и безумный. Действительно, танец состоит из повторяющихся движений. Середина бала - плавный, изящный, грандиозный танец-мазурка. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал в себе всё больше свободу движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Танец-игру, непринужденный. Было очень постыдным на балу потерять такт.

В бальный этикет входят не только правильное исполнение танцев, культура поведения на балу, но и бальные костюмы (которые тщательно подбирались и продумывались заранее), оформление бальных помещений. Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам были открытыми, приветствовались украшения живыми цветами. Для кавалеров были свои правила костюмов: фрачная пара, белый жилет, белый или чёрный  галстук. Наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток - важный атрибут. Даже имелась запасная пара на случай, если что-то произойдёт с предыдущими перчатками.  Для дамского наряда важно было наличие веера. Это не только атрибут для создания легкого дуновения. Был целый язык веера, с помощью которого дамы выражали или, наоборот, скрывали свои чувства.

Лотман отмечает, что был маскарад, однако это переодевание противоречило глубоким церковным традициям. Для православных это был признак бешенства. В народной культуре маскарад напоминал ритуал изгнания бесов, поэтому европейская традиция маскарада проникала в дворянский быт XVIII века с трудом. Екатерина предпочитала проводить совсем другие забавные маскарады. Например, маскарад с переодеванием мужчин и женщин в костюмы противоположного пола[1,100]. Но  Ятковкина не высказывает такое мнение, пишет о том, что на таких маскарадах было всегда много народа, разных сословий, что не приходилось испытывать трудности к проведению такого мероприятия[2,80].

Дворянские салоны - значительное общественное культурное явление. На таком мероприятии собирались любители искусства, писатели, музыканты, дамы. Обсуждались последние новости в области политики, литературы, театра. Музицировали, читали свои произведения, играли в карты, флиртовали[1,101].  важно отметить что именно на таком мероприятии выявлялись и оценивались новые таланты, к музыке, к поэзии. «сфера идей, тон суждений, краски языка естественно соглашались с понятиями, стремлениями и умом лиц, соединенных в собрание… ни тени взаимной зависти»

ДУЭЛЬ

Очень разнообразно относились к дуэлям.  Дуэль  – это поединок, который происходит по определённым установленным правилам. Основная цель дуэли - восстановить утраченную честь, которая, по мнению участников, была запятнана из-за неприятного прецедента. Как отмечает Лотман, цель дуэли была социально-знаковая. Дворянин разрывался между двумя общественными поведениями. С одной стороны он обязан подчиняться приказам, с другой он относился к элитному сословию и подчинялся законам чести. При дуэли и её принятия показывались одновременно очень много мужественных качеств, таких как, например: бесстрашие, чувство собственного достоинства, храбрость.

Правительство относилось к дуэлям не однозначно. Те, кто дуэль не уважал, считали, что все были равны. Дуэль означала, что один возносится над другим человеком. Вот что выказывал по поводу дуэли  Николай I: «Я ненавижу дуэли; это — варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского». Пунктуальное следование установленному порядку, правила проведения отличали  дуэль от убийства. Однако, Лотман отмечает очень важный момент: никаких дуэльных кодексов в русской печати, в условиях официального запрета, появиться не могло, не было и юридического органа, который мог бы принять на себя полномочия упорядочения правил поединка. Очень важную роль в дуэли играл секундант, который был обязан понять тяжесть нанесённого оскорбления, отослать противнику письменный вызов, который назывался картель. Они были посредниками между противниками, и даже на самой дуэли секунданты должны были в последний раз предложить противникам перемирие, приложить к этому максимум усилия. Кроме того, ими разрабатываются все специфичные условия конкретной дуэли. У каждой стороны был свой секундант. Однако, как замечает Лотман, с выбором секунданта были проблемы. Потому что для секундантов участие в дуэли влекло за собой не самые приятные последствия, разжалование, ссылка. Участник, конечно, предпочёл бы в роли своего секунданта видеть самого близкого друга, с которым прийти к общему мнению и пониманию было очень беспроблемно, но и тут же, не хотелось втягивать товарища в неприятные последствия: угроза карьере, личная неприязнь государя, которые его потом ожидали бы.

Лотман в своём труде приводит очень много примеров дуэлей. Они все очень своеобразные. В каждом различны условия,  действия,  случаи, которые влекли за собой абсолютно разные последствия. В одной дуэли - перемирие, в другой-ещё большую ярость.

ВЫВОД

Проделав данную работу, можно подвести итоги. Дворянине были слоем, предназначенным для государственной службы, однако их деятельность заключатся не только в этом. Представители дворянства  составляли особое сословие, оставившее много великих свершений.

Новая культура, привезённая из Европы, постепенно внедрялась в русское общество, прежде всего в дворянское сословие. Но далеко не все европейские манеры поведения сразу же понимаются и принимаются  русским менталитетом. Получалось и такое, что дворянин делал, что обязан был делать, но он не понимал, зачем это.  Детей обучали чтению, письму, танцам, правилам разговора и многим другим дисциплинам, которые выделяли их из общества. Религия связана была с образованием.

С новыми ощущениями остается мысль о том, что главная цель жизни русского дворянина – это служба царю и отечеству. В это время появляется понятие священности своего долга перед государством.

За хорошую службу дворянин часто поощрялся повышением, что порождало чувство благородной гордости, за то, что он относится к этому сословию. Тут и появлялось желание отличаться. В этот период дворянин смешивает в себе два разных менталитета, европейский и русский.

В XVIII веке в русском дворянстве мы видим тип русского человека, еще не до конца оформившийся, но уже абсолютно новый, который никогда уже не вернется в прошлое.

Возможно, поэтому в наше время не так ценятся народные танцы, традиции, костюмы, как в других странах.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб: искусство –СПБ, 1994г.
  2.  Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. - СПб: Лань, 2002г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85034. Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми 32.05 KB
  Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями чтобы не доводить эти ситуации до критических. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества.
85035. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками 30.82 KB
  Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками Цель урока. Проанализировать причины возрастания потребности в общении со сверстниками; особенности общения в подростковом возрасте. Изучаемые вопросы Потребности в общении со сверстниками в подростковом возрасте. Изложение учебного материала Обратить внимание учащихся что подростковый возраст это период когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных.
85036. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола 30.74 KB
  Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола Цель урока. Сформировать убеждение что каждый человек должен рассматривать вопросы взаимоотношений с лицами противоположного пола с позиций норм нравственности и обеспечения сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Обратить внимание учащихся на особое место которое начинают занимать в их жизни взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Интерес к вопросам пола и первая влюбленность у многих возникают очень рано часто задолго до наступления полового...
85037. Взаимоотношения подростка и общества. Правовая ответственность несовершеннолетних 30.94 KB
  Проанализировать основные причины правонарушений совершаемых в подростковом возрасте; разобрать с учащимися отдельные положения Уголовного кодекса РФ предусматривающие уголовную ответственность несовершеннолетних. Основные причины правонарушений совершаемых подростками. Эти знания позволят каждому избежать правонарушений которые совершаются случайно за компанию и не стать преступником. Изучение совершенных подростками правонарушений показывает что в большинстве случаев эти поступки явились следствием притязаний молодых людей на...
85038. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности 31.03 KB
  Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни залог безопасности человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности. Подчеркнуть что общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности она отстает от стремительных темпов развития цивилизации.
85039. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение 31.59 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Средства используемые при оказании первой медицинской помощи.
85040. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (АХОВ) 25.42 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами АХОВ Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами аммиаком и хлором. Если такой возможности нет повторить с учащимися какие химически опасные вещества относятся к АХОВ напомнить что наиболее распространенными АХОВ являются аммиак и хлор. Контрольные вопросы Какие вещества называются аварийно химически опасными Каковы признаки отравления...
85041. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении 27.1 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах вывихах растяжениях и разрывах связок. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении. Объяснить правила оказания первой медицинской помощи при травмах: при переломах; при вывихах растяжениях и разрывах связок; при растяжении мышц и сухожилий. При этом подчеркнуть что объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего.
85042. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 31.81 KB
  Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Изучаемые вопросы Значение огня в жизнедеятельности человека. Используя материалы курса истории обсудить с учащимися значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.