99183

Дворянская служба и чины. Бал, великосветские салоны

Реферат

Культурология и искусствоведение

Основным трудом опираясь на который можно детально изучить и понять эпоху русского дворянства является труд советского литературоведа культуролога и семиотика Юрия Михайловича Лотмана Беседы о русской культуре. Об этом мнения Лотмана и Ятковской так она Яковкина или Ятковская полностью совпадают. Как отмечает Лотман потребность того времени была в учебных заведениях для девушек. С этим мнением компетентен и Лотман.

Русский

2016-08-05

86.5 KB

0 чел.

15

Федеральное агентство железнодорожного   транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «управления процессами перевозок»

Русская дворянская культура

Реферат

По дисциплине «культурологи

Руководитель

          Доцент

                            Быстрова А.Н.

                            .

                                       

      

                                           Разработал                  

  Студент гр. Д-112

               Ходак Е.А.

                              .

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..……………..…………….…………………3

Воспитание и образование…………………………………………………………………………………….6

Дворянская служба и чины…………………………………………………………………………………….8

Бал, великосветские салоны………………………………………………………………………………….9

Дуэль……………………………………………………………………………………………………………………..11

Вывод…………………………………………………………………………………………………………………...13

Библиография……………………………………………………………………………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

 История культуры вобрала в себя все вспышки достижений человеческого бытия, взлётов и падений, творений, которые легли в основу современной культуры. Постепенно, из поколения в поколение передавались традиции, обычаи, многие из которых влияют и на сегодняшнюю жизнь. Зачеркнуть прошлое совершенно невозможно,  им нужно интересоваться, изучать его, понимать, почему происходили те или иные события, почему люди в определённое время придерживались одним правилам поведения, а  в другое - совершенно другим.       

Культура не может существовать отдельно от истории. Культура - это опыт, который складывается постепенно. Но с другой стороны, отмечают, что культура понимается не только как опыт, но, как и форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Поэтому тщательное изучение истории до всех её мелочей ведёт к пониманию настоящего времени. Знать важные даты истории совершенно недостаточно для полного понимания истории. Настоящая история разворачивается через жизни людей далёких времён, их поведения, ценности, привычки. Особенно интересна эпоха XVIII - начало XIX века. Изучение её привлекает по многим причинам: во-первых, это рубеж между двумя разными культурами. Во – вторых, это время сильных реформ которые затрагивают и кардинально изменяют не только политическую сферу жизни, но и экономическую, духовную. В-третьих, это относительно недалёкое от нас время, тесно связанное с нашей сегодняшней жизнью, но что-то уже позабыто. Заинтересовывает реакция общества того времени на такие перевороты во многих сферах жизни. Ведь тот уклад жизни, который складывался веками, испытывает резкие изменения.

Связи с введением Петром I всех реформ сложилось и новое сословие, дворянство. Оно составляло двор князя или крупного боярина.  Слово «дворянин» в буквальном смысле означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. Русское дворянство заимствованно Петром из Европы. Слово "дворянин" не совсем точно передаёт смысл английских, французских, итальянских обозначений благородного человека, аристократа. В России "дворянином" считался тот, кто держал "двор", усадьбу, имел земельные владения и крепостных. В Европе же начиная с XVI в. всё это уже не было обязательным - многие дворяне сохранили лишь воспоминания о замках и землях предков, давно жили в городах и свои доходы получали не от крестьянских оброков, а от службы королю. Главным же своим отличием от простых людей европейские дворяне считали особые человеческие качества - великодушие, отвагу, верность данному слову, изящество речей и поступков, преданность королю. В Англии, например, дворяне так и называли себя - "джентльмены", что означало "приятные, культурные люди". В большом ходу были и другие обозначения дворян: "кавалер", "шевалье". Все эти слова переводятся на русский язык как "рыцарь". Они свидетельствовали о стремлении дворян подражать предкам, напоминали о происхождении большей их части от средневекового рыцарства.

У многих девушек  с этим периодом ассоциируется красота общества, балы, изысканная одежда, изящный стиль, танцы, милые беседы, что привлекает к изучению культуры дворянства.          

Балы проходили в огромных и великолепных
залах, окруженных с трех сторон колоннами.
Зал освещался множеством восковых свечей
в хрустальных люстрах и медных стенных
подсвечниках В середине зала непрерывно
танцевали, а на возвышенных площадках по
двум сторонам залы у стены стояло мно-
жество раскрытых ломберных столов, на
которых лежали колоды нераспечатанных
карт. Здесь играли, сплетничали и философ-
ствовали. Бал для дворян был местом отдыха
и общения. Музыканты размещались у перед-
ней стены на длинных, установленных амфите-
атром скамейках. Протанцевав минут пять,
старики принимались за карты.        
К чему бы это?

Атмосфера того времени захватывает, заинтересовывает. Более того, эта тема актуальна в наше время. Часто можно заметить, что современная молодёжь не так ценит многие чувства, как они этого заслуживают, не стремится к саморазвитию, не расширяет свой кругозор.

Цель реферата: сделать обзор литературы, касающейся данной темы.

Основным трудом, опираясь на который можно детально изучить и понять эпоху русского дворянства, является труд советского литературоведа, культуролога и семиотика, Юрия Михайловича Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)». Потому что, читая его, перед нами предстают люди той далекой эпохи на поле сражения и за карточным столом, в детской и в бальном зале, можно досконально рассмотреть прическу, покрой платья, жест, манеру держаться.

Так же для сравнения используются труды  Яковкиной Н.И., в которых так же освещены вопросы развития образования, литературы.

Воспитание и образование

Огромную, и даже самую важную роль в жизни дворянина играло воспитание. Воспитание дворянское в XVIII веке шло на европейский манер и придавало русскому человеку совершенно новые черты: манерность, чувствительность, мнительность, обидчивость. Как считает Кириченко О.В. А он (или она) откуда здесь взялись? в своем труде «Дворянское благочестие», главной причиной такой особой чувствительности было «чувство благородной гордости из-за одной только принадлежности к дворянскому сословию». После введения реформ Петра образование стало неотъемлемой и обязательной частью становления и формирования нового русского дворянина.

Образование и воспитание  дворянских детей так же, как и жизнь их родителей, зависело от многих причин: от имущественного состояния семьи, знатности, пола ребенка. Яковкина   приводит в качестве примера несостоятельность средств на обучение у мелкопоместных бедных дворян, иногда причина была даже в отдалённости поместья от городских центров[2, 124]. Мальчики в большинстве случаев обучались или домашними учителями, или в военно-учебных заведениях. Учителем мог быть и священник, как человек, который лучше и правильней всего мог передать искусство чтения богослужебных книг, однако у малоимущих дворян детей обучали старшие сёстры, братья, родители [2, 125].

Девочки могли учиться дома или в закрытых институтах благородных девиц. Домашнее воспитание молодой дворянки не очень сильно отличалось от воспитания мальчика: из рук крепостной нянюшки девочка  поступала под надзор гувернантки. Ими чаще всего были француженки, встречались и англичанки. Как замечает Ятковская, связано это с тем, что найти хорошего учителя или учительницу было затруднительно, а иностранные учителя обладали необходимыми навыками и знаниями[2, 126]. В целом образование молодой дворянки было более поверхностным. Оно ограничивалось умением быстро говорить на французском, немецком и даже английском языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии, словесности [1, 87]. Об этом мнения Лотмана и Ятковской так она Яковкина или Ятковская? полностью совпадают.

Первым этапом было обучение юного дворянина у домашнего или частного преподавателя. Но так же существовала практика, когда родители  сами давали начальное образование своим сыновьям и одновременно воспитывали их. Причиной тому обычно служили неудовлетворительные результаты частных уроков.

Следующим этапом образования обыкновенно была отдача своего  сына в учебное заведение: в пансион и университет обучаться французскому языку, математике и прочим наукам. Кроме того, именно здесь учёба способствовала установлению дворянского самосознания. Последним этапом была служба, которая зависела как от личных качеств юноши, так и от полученного образования и воспитания.

Так же, часто отдавали  детей на воспитание и обучение родственникам, хорошим знакомым. Но в основном это относилось к девочкам. Цель их воспитания была не в постижении наук, а в обучении вести домашние дела и быть хорошей хозяйкой и женой.

Как отмечает Лотман, потребность того времени была в учебных заведениях для девушек. Связи с этим появились как частные пансионаты, так и государственная система образования. Так, например, в Смольном институте девочки могли обучаться по обширной программе. Ученицы его назывались   солянками [1,78].

Суровый распорядок дня, оторванность от домашней атмосферы, казалось, должен способствовать воспитанию «идеальных людей», но, однако, из смолянок делали придворные игрушки [1,79]. То же заметила и Ятковская, отметив, что цель обучения: подготовка девушек к тому, чтобы «блистать на балах и нравиться».[2, 128]

Европейская культура принесла русскому человеку и другое – моду на любовные страсти, которая вероятно пришла вместе с литературными произведениями – любовными романами и теми молодыми людьми, которые побывали в Европе. Несмотря на сохранение старых традиций, русское дворянство неизбежно европеизировалось, впитывало в себя западную культуру.

ДВОРЯНСКАЯ СЛУЖБА И ЧИНЫ

В XVIII веке сформировалось новое дворянское сословие, которое отличалось  от всех обязательностью государственной службы. Именно   XVIII - начало XIX века роль дворянства становится такой значительной связи с реформами Петра ǀ. Оно становится опорой самодержавной власти [2, 7]. С этим мнением компетентен и Лотман.

После того как ребёнок обучился грамоте и достиг совершеннолетнего возраста, его вели на смотр. Далее шла настоящая военная служба, за которую дворяне получали оклады, им жаловались поместья.

Получить отставку в службе было очень сложно. При ней дворянин обычно получал новый чин. Только  из-за болезни, которая конкретно мешает службе. Но и в то время существовали взяточничество, которое давало возможность отдохнуть от службы. То есть установленный законом порядок ухода в отставку иногда нарушался в пользу наиболее обеспеченных представителей дворянства[1, 18].

Как отмечает Лотман, служба государю - самая главная обязанность дворянина. Мало того, патриотизм дворянина был тесно связан с личной преданностью государю. Служба русского дворянина в XVIII столетии особенным образом сблизилась с царским служением.

Петр стремился привести в соответствие должность и оказываемый почет. Должности планировалось распределять в зависимости от личных заслуг перед государством и способностей, а не от знатности рода. Однако, уже с самого начала существовала важная оговорка: это не касалось членов царской семьи, они всегда получали в службе явные превосходства. Было 3 вида службы: воинская (сухопутная и морская), статская и придворная. Все чины были разделены на 14 классов. У чинов было привилегированное положение. Это выражалось, в том, что все 14 классов в воинской службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось, начиная с VIII класса. К каждому классу нужно было по-особому и обращаться. Так, например, Ш и IV классов «ваше превосходительство». V «ваше высокородие». К лицам VI-VIII классов обращались «ваше высокоблагородие», к лицам XIV классов — «ваше благородие»[1, 24-25]

Лотман обращает внимание на то, что Петр I хотел, чтобы чины, предусмотренные в Табели о рангах, давались за действительную  службу. Поэтому было уставлено, что бы получить свой первый чин, долгое время нужно было прослужить солдатом. Что бы отметить все достоинства человека, его достижения и способности. Но и тут были нарушения, которые после набирали свои обороты. Ятковкина же отмечает, что с появлением Табели о рангах возникло противоречивое  положение, т.к.  с одной стороны дворянство передавалось по наследству, а с другой, в дворянство могли допускаться «худородные», которые проявили особую тягу к службе государю[2,8].

БАЛ, ВЕЛИКОСВЕТСКИЕ САЛОНЫ

В своей работе, Лотман, культуру, в первую очередь, имеет в виду, как понятие коллективное, т.е. по своей природе культура-общественное явление. Быт - обычное протекание жизни; вещи, привычки и ежедневное поведение. Культура и быт сочетаются и дополняют друг друга, потому что все окружающие нас вещи включены не только в практику, они способны приобретать символический характер[1, 10]

Как отмечает Лотман, танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Функция танцев была не такой как в современном времени. Важно отметить, что жизнь дворянина разделялась на две стороны: одна из них была пребывание дома, общение с родными, в некоторых случаях воспитание детей, другая – служба государю и государству. На вечерних собраниях и балах эти две стороны жизни дворянина не разделялись так четко. Бал, с одной стороны, был сферой, противоположной службе . Непринуждённое общение помогало немного отвлечься от забот и отдохнуть. С другой стороны, бал являлся  областью общественного представительства, формой социальной организации, в этом смысле светская жизнь приравнялась к ценности общественного дела[1, 91].

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки.  Дворянский бал был школой общения для людей. Балами славился  Санкт-Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.

Лотман уделил внимание различным танцам. Так, например, менуэт сменился полонезом-танцем, длительностью 30 минут. Им открывался весь бал. Танец сопровождался легкими и непринуждёнными разговорами. Вторым танцем был вальс, который Пушкин охарактеризовал как однообразный и безумный. Действительно, танец состоит из повторяющихся движений. Середина бала - плавный, изящный, грандиозный танец-мазурка. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал в себе всё больше свободу движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Танец-игру, непринужденный. Было очень постыдным на балу потерять такт.

В бальный этикет входят не только правильное исполнение танцев, культура поведения на балу, но и бальные костюмы (которые тщательно подбирались и продумывались заранее), оформление бальных помещений. Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам были открытыми, приветствовались украшения живыми цветами. Для кавалеров были свои правила костюмов: фрачная пара, белый жилет, белый или чёрный  галстук. Наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток - важный атрибут. Даже имелась запасная пара на случай, если что-то произойдёт с предыдущими перчатками.  Для дамского наряда важно было наличие веера. Это не только атрибут для создания легкого дуновения. Был целый язык веера, с помощью которого дамы выражали или, наоборот, скрывали свои чувства.

Лотман отмечает, что был маскарад, однако это переодевание противоречило глубоким церковным традициям. Для православных это был признак бешенства. В народной культуре маскарад напоминал ритуал изгнания бесов, поэтому европейская традиция маскарада проникала в дворянский быт XVIII века с трудом. Екатерина предпочитала проводить совсем другие забавные маскарады. Например, маскарад с переодеванием мужчин и женщин в костюмы противоположного пола[1,100]. Но  Ятковкина не высказывает такое мнение, пишет о том, что на таких маскарадах было всегда много народа, разных сословий, что не приходилось испытывать трудности к проведению такого мероприятия[2,80].

Дворянские салоны - значительное общественное культурное явление. На таком мероприятии собирались любители искусства, писатели, музыканты, дамы. Обсуждались последние новости в области политики, литературы, театра. Музицировали, читали свои произведения, играли в карты, флиртовали[1,101].  важно отметить что именно на таком мероприятии выявлялись и оценивались новые таланты, к музыке, к поэзии. «сфера идей, тон суждений, краски языка естественно соглашались с понятиями, стремлениями и умом лиц, соединенных в собрание… ни тени взаимной зависти»

ДУЭЛЬ

Очень разнообразно относились к дуэлям.  Дуэль  – это поединок, который происходит по определённым установленным правилам. Основная цель дуэли - восстановить утраченную честь, которая, по мнению участников, была запятнана из-за неприятного прецедента. Как отмечает Лотман, цель дуэли была социально-знаковая. Дворянин разрывался между двумя общественными поведениями. С одной стороны он обязан подчиняться приказам, с другой он относился к элитному сословию и подчинялся законам чести. При дуэли и её принятия показывались одновременно очень много мужественных качеств, таких как, например: бесстрашие, чувство собственного достоинства, храбрость.

Правительство относилось к дуэлям не однозначно. Те, кто дуэль не уважал, считали, что все были равны. Дуэль означала, что один возносится над другим человеком. Вот что выказывал по поводу дуэли  Николай I: «Я ненавижу дуэли; это — варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского». Пунктуальное следование установленному порядку, правила проведения отличали  дуэль от убийства. Однако, Лотман отмечает очень важный момент: никаких дуэльных кодексов в русской печати, в условиях официального запрета, появиться не могло, не было и юридического органа, который мог бы принять на себя полномочия упорядочения правил поединка. Очень важную роль в дуэли играл секундант, который был обязан понять тяжесть нанесённого оскорбления, отослать противнику письменный вызов, который назывался картель. Они были посредниками между противниками, и даже на самой дуэли секунданты должны были в последний раз предложить противникам перемирие, приложить к этому максимум усилия. Кроме того, ими разрабатываются все специфичные условия конкретной дуэли. У каждой стороны был свой секундант. Однако, как замечает Лотман, с выбором секунданта были проблемы. Потому что для секундантов участие в дуэли влекло за собой не самые приятные последствия, разжалование, ссылка. Участник, конечно, предпочёл бы в роли своего секунданта видеть самого близкого друга, с которым прийти к общему мнению и пониманию было очень беспроблемно, но и тут же, не хотелось втягивать товарища в неприятные последствия: угроза карьере, личная неприязнь государя, которые его потом ожидали бы.

Лотман в своём труде приводит очень много примеров дуэлей. Они все очень своеобразные. В каждом различны условия,  действия,  случаи, которые влекли за собой абсолютно разные последствия. В одной дуэли - перемирие, в другой-ещё большую ярость.

ВЫВОД

Проделав данную работу, можно подвести итоги. Дворянине были слоем, предназначенным для государственной службы, однако их деятельность заключатся не только в этом. Представители дворянства  составляли особое сословие, оставившее много великих свершений.

Новая культура, привезённая из Европы, постепенно внедрялась в русское общество, прежде всего в дворянское сословие. Но далеко не все европейские манеры поведения сразу же понимаются и принимаются  русским менталитетом. Получалось и такое, что дворянин делал, что обязан был делать, но он не понимал, зачем это.  Детей обучали чтению, письму, танцам, правилам разговора и многим другим дисциплинам, которые выделяли их из общества. Религия связана была с образованием.

С новыми ощущениями остается мысль о том, что главная цель жизни русского дворянина – это служба царю и отечеству. В это время появляется понятие священности своего долга перед государством.

За хорошую службу дворянин часто поощрялся повышением, что порождало чувство благородной гордости, за то, что он относится к этому сословию. Тут и появлялось желание отличаться. В этот период дворянин смешивает в себе два разных менталитета, европейский и русский.

В XVIII веке в русском дворянстве мы видим тип русского человека, еще не до конца оформившийся, но уже абсолютно новый, который никогда уже не вернется в прошлое.

Возможно, поэтому в наше время не так ценятся народные танцы, традиции, костюмы, как в других странах.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб: искусство –СПБ, 1994г.
  2.  Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. - СПб: Лань, 2002г.