99188

Нравственный выбор в жизни человека в произведениях: Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу», Александра Куприна «Гранатовый браслет», Лиона Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания»

Реферат

Логика и философия

Нравственный выбор в произведении Стругацких Понедельник начинается в субботу. Нравственный выбор в произведении Куприна Гранатовый браслет. Нравственный выбор в романе Лиона Фейхтвангера Гойя или тяжкий путь познания.

Русский

2016-08-05

57.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

Нравственный выбор в жизни человека в произведениях: Аркадия   и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу», Александра Куприна «Гранатовый браслет», Лиона  Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания»

Реферат

по дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработала

     Профессор                                                                   студент гр. Д-111

_________Быстрова А.Н.                                         _______Филатова Н.В.

 (подпись)                                                              (подпись)

_____________                                                       _________________

(дата проверки)                                                  (дата сдачи на проверку)

2012год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. Нравственный выбор в произведении Стругацких «Понедельник начинается в субботу»…………….4-5

ГЛАВА II. Нравственный выбор в произведении  Куприна «Гранатовый браслет»…………………………………………5-6

ГЛАВА III. Нравственный выбор в романе

Лиона Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания»……………………….......................6-8

Заключение……………………………………………………….........8

Библиография…………………………………………………………9

Введение

Тема моего реферата – « Нравственный выбор в жизни  человека»  в произведениях Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу», Александра Куприна «Гранатовый браслет», Лиона  Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания».

Каждый день мы принимаем множество разных решений, делаем выбор. Этот выбор влияет на дальнейшую судьбу человека. Некоторые, принятые нами решения могут координально изменить нашу жизнь, направить ее в другое русло, например, рискуя своей жизнью, спасти жизнь другому человеку, вследствие этого стать героем в глазах окружающих, и наоборот, убив человека, упасть на дно общества.

Также существует выбор, который мы принимаем в повседневной жизни: уступить место в транспорте или нет, опоздать на пару или не идти на нее.

Проблема нравственного выбора в жизни каждого человека актуальна на сегодняшний день.

Я постараюсь рассказать о нравственном выборе главных героев данных произведений.

ГЛАВА I. Нравственный выбор в произведении Стругацких «Понедельник начинается в субботу»

Повесть-сказка Стругацких «Понедельник начинается в субботу» состоит из трех частей: суета вокруг дивана, суета сует и всяческая суета. Главный герой повести - программист Александр Привалов.

В первой части повествование ведется от главного героя Привалова. Он подвозит двух мужчин, как потом выяснится, сотрудников НИИЧАВО, которые предлагают ему переночевать в музее института. С ним начинают происходить необычные события: говорящий кот, странные сны, говорящая щука, которая предлагает ему исполнение желаний, странные сны, которые воспринимаются как реальность, эксперименты с неразмеренным пятаком. Особое внимание в данной части уделяется дивану, на котором спал главный герой. Сначала он просто исчезает, затем к Привалову приходят один за другим примечательные личности, которые демонстрируют свои способности. Оказалось, что диван это магический транслятор реальности, похищенный Витькой Корнеевым для исследовательской работы. После всего случившегося с диваном, Роман Ойра-Ойра уговаривает поступить на работу Александра в институт, и тот соглашается.  Так как ему сейчас уже интересно все происходящее в институте.

Во второй части действие происходит примерно через полтора года после первой. В предновогоднюю ночь, Привалов, заведующий вычислительным центром в НИИЧАВО, остается дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отдела. Затем Привалов  начинает обход института, и замечает, что Витька Корнеев остался на своем рабочем месте, Привалов пытается выгнать его из института, но, ни чего не получается, выйдя из лаборатории Корнеева, Привалов обнаруживает что весь институт полон сотрудников, которые вместо того чтобы отмечать Новый год дома, решили вернуться в свои лаборатории. Всеобщая рабоче-праздничная атмосфера нарушилась очередным «научным успехом» профессора Выбегалова – в его лаборатории « вылупилась» из автоклава « модель человека, неудовлетворенного желудочно». Профессор в своей научной работе опирался на идею того, что Идеальный человек- это , тот который может удовлетворить все свои потребности. Он создает модель следующего уровня «модель человека удовлетворенного полностью»

В заключительной части действие происходит в течении нескольких дней в институте. ЭВМ «Алдан» в вычислительном центре Привалова не исправна, и он ходит по институту, и принимает участие в разнообразных событиях – например, в испытании машины, позволяющей его отправить в прошлое или будущее, описанное писателями. Привалов отправляет будущее, описанное фантастами. Затем Привалов становится свидетелем смерти  попугайчика, который на следующий день оказался живым.

Главный герой, Привалов, делает свой нравственный выбор, принять предложение Романа Ойра-Ойра работать в НИИЧАВО, или же отказать ему. Он сделал свой выбор. Он согласился.

ГЛАВА II. Нравственный выбор в произведении Александра Куприна «Гранатовый браслет»

В данном произведении рассказывается о несчастной любви мелкого чиновника  Желткова и княгини Веры Николаевны. Желтков полюбил Веру Николаевну еще до того как она была не замужем. Он писал ей письма, в которых рассказывал о своих чувствах. Выйдя замуж  за Василия Шеина, она попросила не писать ей письма. Желтков поздравлял Веру Николаевну с праздниками, присылая ей письма. На именины Веры приходит письмо и подарок, гранатовый браслет от Желткова. О случившимся она сообщает мужу и брату. Шеин и Тугановский принимают решения, что необходимо поговорить с Желтковым, и объяснить, что его поведение не соответствует поведению в высшем свете. Они приезжаю к нему домой. Желтков молча, забирает свой браслет, и просит прощения. Ему смешно, что муж Веры Николаевны и  брат, хотят обратиться к власти. Он говорит о том, что ничто и никто  не поможет разлюбить Веру. Желтков попросил написать последнее письмо своей любимой, и пообещал исчезнуть из ее жизни. Шеин разрешил это сделать. На следующий день Вера Николаевна прочитала в газете о том, что мелкий чиновник покончил жизнь самоубийством, она как будто чувствовала, что это произойдет и не могла смериться. Она спросила разрешения поехать к Желткому и попрощаться с ним, муж позволил. Вера вошла в комнату, где лежал Желтков, посмотрела на него, положила под голову цветок. В ту минуту она поняла, что это была настоящая любовь, которая прошла мимо нее, она поцеловала Желткова в лоб. Повесть заканчивается игрой Жени Рейтор на пианино второй сонаты, о которой попросил Желтков.

В данном произведении нравственный выбор совершает главная героиня Вера Николаевна, она могла быть счастлива, и любима рядом с Желтковым, но она вышла замуж за Шеина, так ее социальное положение не позволяло выйти замуж за мелкого чиновника.

ГЛАВА III. Нравственный выбор в произведении Лиона  Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания».

Данная книга о жизненном пути и о становлении личности великого художника Франсиско Гойи. Автор показывает нам историю познания самого себя, воспитание взглядов на жизнь и творчество. Гойя был первым художником двора. Он писал портреты людей высших слоев общества. Но ему надоела эта рутинная работа, он хотел писать, что - то более глобальное. Первое за что Гойя был призван к инквизиции, это портрет, обнаженный женщины, его любовницы Альбы. Он сумел уйти от наказания в это раз. Многое пережил в своей жизни художник, смерть дочери и жены, он видел, как его друзей подвергали инквизиции. В скором времени Гойя совсем потеряет слух, ему будут сниться кошмары, которые разрушают его жизнь. В своих картинах он изображал все происходящее в мире. За что еще дважды был подвергнут инквизиции, но он опять смог уйти от нее. Книга должна была иметь продолжение, и поэтому нам неизвестно, что все - таки стало с дальнейшей жизнью великого художника.

В этом произведении опять же происходит нравственный выбор. Великий художник Гойя мог бы и дальше рисовать портреты знаменитых людей, но ему захотелось рисовать что- то более важное, глобальное, за что он был наказан.

Заключение

На примере трех разных произведений я постаралась рассказать о нравственных выборах в жизни главных героев. Каждое произведение не похоже друг на друга, главные герои совершенно разные, но объединяет их одно, самое важное, выбор, нравственный выбор. Стругацкие, Куприн и Фейхтвангер ярко отразили нам данную проблему в своих произведениях.

Библиография

  1.  Куприн А.И.Гранатовый браслет:повести и рассказы/А.И. Куприн;[ст. и вступ. ст.В.И.Этова];худож.М.Ф. Петров.-М.:Дет.лит.,2008.-250с.
  2.  Стругацкий А.Н. Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке: Фантаст. повесть/А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий;Сост. Н.Ютанов.-М.:ООО"Издательство АСТ"; СПб.:Terra Fantastica, 2003.-605с.
  3.  Фейхтвангер Л. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.5: Гойя, или Тяжкий путь познания: Роман: Пер. с нем./Редкол.: А.Дмитриев, Д.Затонский, Н.Литвинец и др.; Коммент. Д. Прицкера.-М.: Худож. лит, 1990.-525с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78135. СНИЖЕНИЕ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ ПУТЕМ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОТИВОБОКСОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ В СИСТЕМЕ «КОЛЕСО-РЕЛЬС» 152 KB
  Рассмотрена задача снижения потерь энергии вследствие скольжения колеса по рельсу. Появилась новая проблема: фрикционные автоколебания возникающие при боксовании могут вызывать повреждения механизмов передачи тяги от ТЭД к колесам.
78136. Перекрытия. Требования, предъявляемые к перекрытиям 1.3 MB
  Требования предъявляемые к перекрытиям. Перекрытия являются одновременно несущими и ограждающими элементами зданий. Перекрытия вместе тем являются горизонтальными диафрагмами связывающими между собой вертикальные несущие конструкции и обеспечивающие устойчивость здания в целом. Кроме того перекрытия подвергаются также воздействиям связанным с эксплуатацией здания эксплутационная влага ударный и воздушный звук и т.
78137. Полы. Требования предъявляемые к полам 456.5 KB
  Полы устраиваются на грунте или по междуэтажным перекрытиям. Покрытия полов разделяют по способу устройства на полы из листовых материалов штучные и сплошные. Полы из листовых материалов К ним относятся полы из тапифлекса линолеля релина полихлоридных плиток древесностружечных и древесноволокнистых плит. Полы упруги эластичны водостойки и гигиеничны.
78138. Крыши. Требования, предъявляемые к крышам 1.29 MB
  В зависимости от величины уклона крыши подразделяются на: Скатные с уклоном более 10; Пологоскатные 410; Плоские 04. Крыши могут быть односкатными двухскатными четырехскатными вальмовыми полувальмовыми и многоскатными а также пирамидальными коническими купольными и сводчатыми рис. Скаты наклонные плоскости крыши.
78139. Кровли. Кровли из волнистых асбестоцементных листов 2.3 MB
  Недостатки: большой собственный вес и необходимость устройства крупного уклона в результате чего увеличивается площадь крыши и следовательно стоимость. Совмещенные крыши устраиваются вентилируемые и невентилируемые. Совмещенные невентилируемые крыши возводятся только в летнее время в районах с сухим климатом и соблюдением необходимых мер по предохранению покрытий от увлажнения. Мансардные крыши применяются при использовании чердака для жилья или хозяйственных помещений.
78140. Перегородки жилых и общественных зданий 1019 KB
  Перегородки представляют собой ненесущие стены, предназначенные для деления в пределах этажа больших, ограниченных капитальными стенами, объемов на отдельные помещения.
78141. Окна и двери 357 KB
  Как ограждающие элементы, окна должны удовлетворять теплотехническим и акустическим требованиям. Они также должны быть увязаны с архитектурно - художественным решением фасадов и интерьеров. Они состоят из створок и фрамуг. Створки и фрамуги бывают открывающиеся и глухие. Открываются, как правило, вовнутрь.
78142. Лестницы 967.5 KB
  Классификация лестниц и требования к ним: Лестницы служат для сообщения между этажами или разными уровнями. По назначению лестницы делятся на: Основные служащие для постоянного пользования и эвакуации; Вспомогательные для служебного сообщения между этажами; Аварийные наружные эвакуационные лестницы; Пожарные устраиваются открыто вне здания. Конструкция лестницы состоит из чередующихся площадок и маршей. В зависимости от числа маршей в пределах высоты одного этажа лестницы бывают одномаршевые двумаршевые трехмаршевые.
78143. Крупноблочные здания 257.5 KB
  Наружные и внутренние стены монтируются из сборных конструкций заводского изготовления массой до 5 тонн. Для зданий высотой до 5ти этажей применяют бескаркасную конструктивную систему с продольными несущими стенами а для зданий повышенной этажности с большим или смешанным шагом поперечных стен. Наружные стены в пределах высоты каждого этажа членят по горизонтали на два три или четыре ряда блоков. Крупные блоки наружных стен изготавливают из легких бетонов марок М50 М75 М100 плотностью не более 1600 кг м3 а блоки внутренних стен ...