99190

Отношение Вольтера к религии и Богу (анализ произведения Вольтера «Философские письма»)

Реферат

Логика и философия

Вольтер и его Философские письма. Отношение Вольтера к религии и Богу по произведению Философские письма. Для того чтобы ориентироваться в этих вопросах небесполезно обратиться к идеям мыслителей прошлого в том числе к работам Вольтера.

Русский

2016-08-05

71.5 KB

0 чел.

PAGE  2

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

Отношение Вольтера к религии и Богу

(анализ произведения Вольтера «Философские письма»)

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                                   Разработал

Доцент                                                                                              ст. гр Д-211

Быстрова А.Н.                                                                                  Бычев В.П.                   

2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Вольтер и его «Философские письма»……………………………………..…5

2. Отношение Вольтера к религии и Богу по произведению «Философские письма»…………………………………………………………………….…...….7

3. Письмо XXV «Замечания на мысли Паскаля»……………………………...11

Заключение………………………………………………………………………13

Библиография……………………….…………………………………………...14

Введение

Актуальность темы, на мой взгляд, обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, Россия в настоящее время переживает всплеск интереса к религии и Богу. В годы перестройки и перехода к рынку многие прежние ценности были утрачены, новые ценности не появились и люди и государство обратили свой взгляд к православию в поисках национальной идеи. Наряду с этим возникли вновь богоискательство, оживилась деятельность христианских и мусульманских сект, в том числе тоталитарных и откровенно террористических. Во-вторых, активно действует православная церковь, которую поддерживает государство. Граждане России стремятся найти для себя какой-то высший авторитет, связанный не только с властью в лице Президента В.В. Путина и партии «Единой России», но и в духовной сфере. Не случайно в обществе такой отклик вызвал скандал с заретушированными часами на руке Патриарха РПЦ Кирилла.

Для того чтобы ориентироваться в этих вопросах небесполезно обратиться к идеям мыслителей прошлого, в том числе к работам Вольтера. Британский философ Бертран Рассел писал: «Вот здесь, на этой полке, у меня стоит Библия. Но я держу её рядом с Вольтером – как яд и противоядие»1. Конечно, крупнейшим и известнейшим произведением этого просветителя на тему религии является драматическое произведение «Кандид», но все антиклерикальные идеи были сформулированы Вольтером в более раннем произведении «Философские письма». Тем более что младший современник Вольтера Денни Дидро говорил: «Шестидесятилетний Вольтер – это попугай, повторяющий тридцатилетнего Вольтера»2.

При работе над темой использовалось произведение Вольтера «Философские письма» (1733 г.), работа итальянских авторов Д. Антисери и Дж. Реале «Западная философия от истоков до наших дней» и другие, указанные в списке литературы.  

  1.  Вольтер и его «Философские письма»

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, пятый сын богатого нотариуса родился 21 ноября 1694 в Париже, в семье богатого нотариуса. Он воспитывался в доме крестного отца, аббата Шатонефа, а в 1704 г. учился в аристократическом иезуитском колледже Людовика Великого. Уже в это время он проявил живой ум и способности, но, получив наследство, покинул колледж и начал изучать право.  В 1713 г. он едет в Голландию в качестве секретаря маркиза де Шатонефа (брата своего крестного), назначенного в эту страну послом Франции. За два вольнодумных и неуважительных по отношению к регенту стихотворения он сослан в Сюлли-на-Луаре, а по возвращении в Париж заключен в Бастилию на целых 11 месяцев (с мая 1717 по апрель 1718 г.). Находясь в тюрьме, Вольтер написал трагедию «Эдип», которая была поставлена в 1718 г. и имела огромный успех.

В 1726 году он вторично был заключен в тюрьму. После тюрьмы Вольтер был выслан из Франции и три года, с 1726 по 1729 г. жил в Лондоне. Здесь он познакомился с самыми образованными людьми Англии, общался с Беркли, Свифтом, Попом и другими английскими учеными. Он изучает философские учения Локка и Ньютона, а затем и их углубляет. Результатом его пребывания в Англии стали «Философские письма» (иначе называемые «Английскими письмами»), опубликованные в 1733 г. на английском языке, а в 1734 г. - на французском. В этих письмах Вольтер «обличал царившие во Франции феодальные порядки, религиозную нетерпимость и мракобесие. Он противопоставляет гражданские свободы в Англии французскому политическому абсолютизму, излагает принципы эмпирической философии Бэкона, Локка и Ньютона, сравнивает научные теории Ньютона и Декарта»3.

«В 1750 - 1752 находился при дворе Фридриха II – прусского короля, с 1858 жил в своем поместье Ферне (близ Женевы), неоднократно приезжал во Францию. Велики заслуги Вольтера в критике феодальных порядков во Франции и в Европе. Вольтер изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование»4. Философ состоял в активной переписка с Российской императрицей Екатериной II, которая после его смерти заказала памятник мыслителя для Эрмитажа. Таким образом, первый памятник Вольтеру установлен в российской столице.

Умер Вольтер в Париже 30 мая 1878 года.

  1.  Отношение Вольтера к религии и Богу по произведению

«Философские письма»

Часто термин «вольтерьянство» определяют как насмешливое отношение к религии и даже атеизм, то есть неверие в Бога. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле?

В «Философских письмах» не выражено ни малейшего сомнения в существовании Бога. По мнению самого писателя, нет ни малейшего сомнения в факте существования Бога. Не о боге Вольтер размышляет в письмах, а о вере в него. Первые четыре письма Вольтера посвящены квакерам (члены христианского движения, возникшего в годы революции (середина XVII века) в Англии и Уэльсе). Он приводит эпизод посещения дома квакера и беседу с ним. Что поражает – это простота веры.

«- Дорогой сэр, - спросил я его, - вы крещены?

- Нет, - отвечал мне квакер, - точно так же как и мои собратья.

- Значит, черт побери, - воскликнул я, - вы не христианин?

- Сын мой, - с живостью возразил он мягко, — не надо браниться: мы христиане и стараемся быть добрыми христианами, но мы не считаем, будто суть христианской веры состоит в поливании головы чуть посоленной холодной водой»5.

Далее речь идет об отрицании квакерами обрядности католической церкви и о простоте первоначального христианства, которую пытались возродить квакеры. Из второго письма мы узнаем об отсутствии у квакеров священников и службы и других особенностях веры в этой секте. Меня лично поразило содержание третьего и особенно четвертого письма, в которых речь идет об истории квакеров и об их американском лидере Уильяме Пенне - основателе Пенсильвании. Пенн имея достаточно высокое положение, будучи фактическим хозяином страны, установил в Пенсильвании «золотой век» извечную мечту человечества: «Новый суверен стал также законодателем Пенсильвании, он дал ей весьма мудрые законы, ни один из которых не был после него изменен. Первым среди них был закон о недопустимости преследования кого бы то ни было за его религиозные убеждения и о том, что все люди, верующие в бога, должны считать себя братьями.

Едва лишь установил он свое правление, как множество американских торговцев явились заселить эту колонию. Туземцы, вместо того чтобы бежать в леса, незаметно привыкли к миролюбивым квакерам; насколько они питали отвращение к другим христианам - завоевателям и разрушителям Америки, настолько же они любили этих новых пришельцев. По прошествии небольшого времени множество этих так называемых дикарей, очарованных мягкостью своих соседей, явились толпою просить Уильяма Пенна принять их в число своих вассалов. Зрелище было необычное: суверен, которому все без исключения говорили «ты» и беседовали с ним, не снимая с головы шляпу; губернаторство без священников, народ без армии, граждане, поголовно равные старшему должностному лицу, и соседи без чувства соперничества»6. Не плохо бы было пригласить Пенна в современную Россию, но, увы. Потомки квакеров отказались от веры отцов и по большей части перешли в пресвитерианство, которому Вольтер посвящает следующие три письма.  

В этих письмах речь идет о веротерпимости в Англии и согласие между представителями разных вероисповеданий в английском обществе. Это восхищает Вольтера, приехавшего из страны, где в то время существовали преследования инакомыслящих и инквизиция.

Следующие три письма с 8-го по 11 описывают английский государственный строй. Мыслитель подводит читателя к выводу, что свобод у подданных английского короля гораздо больше, чем у французского.

О Боге вновь заходит речь, когда речь заходит об интерпретации философии Ньютона и его экспериментальной философии. Бог для Вольтера, как и для Ньютона, несомненно существует «Бог - великий инженер или конструктор, задумавший, создавший и отладивший систему мироздания. Существование часов является неопровержимым доказательством существования часовщика. И Бог есть, - как считал Вольтер, - потому что существует миропорядок. Это подтверждается «простыми и превосходными законами, заставляющими небесные миры мчаться в бездонных пространствах»7.  

Бог создал физический миропорядок, а история - дело самих людей. Порядок – дело рук Бога, а существующее в мире зло творят люди. Такая позиция, когда признается существование Бога, но отрицается его вмешательство в жизнь людей, в философии носит, название деизма. Следовательно, Вольтер - деист. Во имя деизма он отвергает атеизм: «Некоторые геометры, нефилософы, отрицали конечные причины; однако истинные философы их признают; как говорил известный писатель, пока какой-нибудь преподаватель катехизиса вещает о Боге детишкам, Ньютон доказывает Его существование ученым»8. И даже: «Атеизм - опасное чудовище в лице тех, кто правит людьми; он опасен также и в ученых, даже если они ведут себя безобидно; из тиши их кабинетов атеизм может выйти к толпе на улицах; он почти всегда роковым образом действует на добродетель. Следует добавить, что сегодня среди ученых меньше атеистов, чем когда бы то ни было, ведь философы признали, что нет ни одного живого существа без зародыша, нет зародыша, не имеющего определенной цели и т.п., а зерно не рождается из гнили

Таким образом, существование Бога - факт разума. Вера же, напротив, всего лишь суеверие: «Почти все, кроме поклонения Высшему Существу и повиновения Его вечным заповедям, является суеверием». Позитивные религии с их верованиями, обрядами и литургиями почти полностью представляют собой скопление суеверий. Вольтер приводит длинный список суеверий и заключает: «Меньше суеверий - меньше фанатизма, меньше фанатизма - меньше несчастий и бед».

3. Письмо XXV «Замечания на мысли Паскаля»

Важнейшее из философских писем Вольтера, которое наделало после публикации наибольшее количество шума – письмо XXV. Письмо составлено в виде тезисов – возражений на мысли великого французского ученого и мыслителя Б. Паскаля.

Так в четвертом тезисе Вольтер говорит: «Бог, если он существует, бесконечно непостижим, ибо, не имея ни частей, ни границ, он не стоит к нам ни в каком отношении, и мы, таким образом, не способны познать, ни что он есть, ни есть ли он». В этом тезисе еще раз подтверждается деизм Вольтера.

Если есть Бог, надо любить, лишь его, а не его творения, - утверждает далее Паскаль. Вольтер возражает: « Нужно любить творения, и очень нежно; нужно любить свою родину, свою жену, своего отца и своих детей, и любить их тем более, что Бог заставляет нас, их любить вопреки нам самим. Противоположные принципы способны лишь творить жестоких резонеров»9.

Далее Паскаль считает, что необходимо любить всеобщее, а не зацикливаться на любви к самому себе. «Невозможно, чтобы какое-либо общество сформировалось и продолжало существовать без любви человека к себе, как невозможно рожать детей без вожделения или мечтать о пропитании без аппетита и т.д. Именно наша любовь к самим себе помогает любви к другим; именно наши взаимные потребности делают нас полезными для человечества; это - основа любого обмена; это - извечное связующее звено между людьми. Без любви к себе не могло бы быть изобретено ни одно искусство или образовано общество хотя бы из десяти человек; именно эта любовь к себе, полученная каждым живым существом в удел от природы, подсказывает нам уважение к самолюбию других людей. Закон направляет эту любовь к себе, религия ее совершенствует. Разумеется, Бог мог бы создать тварей внимательными единственно только к благу другого. В этом случае купцы находились бы в Индии исключительно в благотворительных целях, а каменщики дробили бы камни, чтобы доставить удовольствие своему ближнему. Но Бог устроил вещи иначе. Так не будем же обвинять дарованный нам Богом инстинкт; и извлечем из него ту пользу, которую он нам и велит извлекать»10.

Истинность религии Паскаль видит в самой её непостижимости.

Вольтер возражает, что и другие воззрения (мифы о Прометее, ящике Пандоры и т.п.) также могли бы дать объяснение упомянутым противоречиям. Разве «христианская религия не осталась бы столь же истинной, даже если кто-то и не старался бы изобрести подобные искусственные доводы. Христианство проповедует лишь простоту, человечность, милосердие, и пытаться перевести ее в метафизику означает превратить в источник ошибок»11. Вольтер пишет: «Человек непостижим без этой непостижимой загадки: зачем стремиться идти дальше, чем шло Писание? Не дерзостно ли полагать, что оно нуждается в поддержке?» В действительности «человек - вовсе не вечная загадка, как вам нравится думать. Человеку отведено в природе более определенное место, более высокое по сравнению с животными, на которых он похож строением органов, и более низкое по сравнению с иными существами, на которых он, может быть, похож мышлением. Как во всем, что мы видим, в человеке смешаны добро и зло, удовольствие и страдание. Он наделен страстями, чтобы действовать, и разумом, чтобы руководить собственными поступками. Если бы человек был совершенен, он стал бы богом, а пресловутые контрасты, называемые вами противоречиями, являются необходимыми составными частями конституции человека, являющегося тем, чем он и должен быть».

Ответы Вольтера на мысли Паскаля это гимн человеку и его деятельности, его стремлению к свободе.

Заключение

«Философские письма» - выдающееся произведение, оказавшее заметное влияние на умы. Они принесли во Францию в систематизированной форме английскую политическую мысль и философские теории. И все же письмом, которое в те годы вызвало сенсацию (если не скандал), было XXV, озаглавленное «Замечания на «Мысли Паскаля».

Бог для Вольтера – творец мирового порядка – гениальный часовщик, но человек, творение божие, наделенное собственной волей и руководствующееся в своей деятельности собственными интересами. Человек автономен и достоин своей свободы.

Если существование Бога для Вольтера неоспоримо, то любая из существующих религий, в том числе и христианство – суеверие. Провозглашая это, Вольтер сеял среди современников сомнение в справедливости и божественности существующих общественных порядков. Именно этим философ и был опасен королям и священникам.

 

Библиография

1. Антисери Д., Реале,  Дж. Реале «Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. Книга 3 /Д. Антисери, Дж. Реале. - СПб.: Пневма, 2002.- 864 с.

2. Вольтер Ф.М. Философские письма. – С. 17 - 90 /Ф.М. Вольтер //Философские произведения. /Вольтер. - М.: Наука, 1988. – 751 с.

3. Душенко К.В. Мысли афоризмы и шутки знаменитых мужчин. /К.В. Душенко. – М.: Эксмо, 2008. – 672 с.

4. Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин/ сост. К. Душенко. – М.: Эксмо, 2008. – 672 с.

5. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.

1 Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин / сост. К. Душенко.  – М.: Эксмо, 2008. – С. 92

2 Там же. – С. 92

3 Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. Книга3 СПб.: Пневма, 2002.- С. 655.

4 Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,  1989.- С.96

5 Вольтер Ф.М. Философские письма. /Ф.М. Вольтер //Философские произведения. /Ф.М. Вольтер. - М.: Наука, 1988. – с. 20.

6 Вольтер Ф.М. Философские письма. – с. 27.

7 Вольтер Ф.М. Философские письма. – с. 63.

8 Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. Книга 3 СПб.:  Пневма, 2002.- с. 660.

9 Вольтер Ф.М. Философские письма. – с. 72

10 Вольтер Ф.М. Философские письма. – с. 73

11 Там же. – с 74


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83546. Континентальний шельф і його правовий режим. Межі континентального шельфу. Делімітація континентального шельфу 36.65 KB
  Межі континентального шельфу. Делімітація континентального шельфу Відповідно до Конвенції ООН з морського права 1982 р. Підводна околиця материка включає продовження континентального масиву прибережної держави що знаходиться під водоюі складається з поверхні і надр шельфу схилу і підйому. внутрішнім кордоном континентального шельфу є зовнішня межа територіального моря лінії на відстані 12 морських миль від вихідної лінії.
83547. Відкрите море І його правовий режим. Свободи відкритого моря 37.48 KB
  Свободи відкритого моря За зовнішньою межею територіального моря знаходяться простори морів і океанів які не входять до складу територіальних вод будьякої держави і утворюють відкрите море. відкрите море визначено як усі частини моря які не входять ані до територіального моря ані до внутрішніх вод будьякої держави. встановила що положення Частини VII Відкрите море застосовуються до всіх частин моряякі не входять ані до виключної економічної зони ані до територіальною моря або внутрішніх вод будьякої держави ані до архіпелажних...
83548. Правовий статус Міжнародного району морського дна. Використання ресурсів Міжнародного району морського дна. Міжнародний орган з морського дна 35.92 KB
  Використання ресурсів Міжнародного району морського дна. Міжнародний орган з морського дна Морське дно за межами континентального шельфу і економічної зони є територією з міжнародним режимом і утворює міжнародний район морського дна далі Район. 1 Конвенції ООН з морського права 1982 р.
83549. Поняття і види міжнародних проток. Правовий статус і режим міжнародних проток 36.7 KB
  Берега протоки можуть належати одній державі або двом чи більше державам. Якщо ширина протоки перевищує подвійну ширину територіального моря прибережної держави або держав на тій частини протоки що знаходиться поза межами територіального моря діє принцип свободи судноплавства. Якщо ж ширина протоки не є більшою ніж подвійна ширина територіального моря міжнародноправовий статус протоки є подібним до статусу територіального моря так звані територіальні протоки. Традиційно на підставі звичаєвої норми міжнародного морського права в водах...
83550. Правовий режим Чорноморських проток 36.39 KB
  Відносно проходу через протоки військових кораблів Конвенція встановила ряд загальних положень: обов\'язкове повідомлення про прохід обмеження кількості та тоннажу кораблів що проходять через протоки та ін. Конвенція проводить чітку різницю між проходом через протоки кораблів чорноморських та нечорноморських держав. Чорноморським державам дозволяється проводити через протоки кораблі будьякого тоннажу а також підводні човни.
83551. Правовий режим міжнародних каналів. Режим Суецького каналу 37.45 KB
  Режим Суецького каналу Міжнародні канали це штучні морські шляхи що поєднують морські простори та використовуються для інтересів морського судноплавства. Особливістю правового режиму міжнародних каналів є те що вони будучи частиною території державивласника каналу підпадають під дію відповідних міжнародних договорів що істотно обмежують правомочність даної держави. До принципів правового режиму міжнародних каналів відносяться: повага суверенних прав власника каналу і невтручання в його внутрішні справи; свобода судноплавства по каналу...
83552. Поняття міжнародно-правової відповідальності 38.1 KB
  Комісія міжнародного права ООН визначила зміст міжнародної відповідальності як ті наслідки які те або інше міжнароднопротиправне діяння може мати відповідно до норм міжнародного права в різних випадках наприклад наслідки діяння в плані відшкодування збитків та відповідних санкцій 1. У науці міжнародного права під міжнародноправовою відповідальністю розуміють конкретні негативні юридичні наслідки що настають для суб\'єкта міжнародного права в результаті порушення ним міжнародноправового зобов\'язання. У цілому можна зазначити що поняття...
83553. Кодифікація норм про відповідальність в міжнародному праві 35.22 KB
  Незважаючи на те інститут міжнародної відповідальності є одним із найдавніших інститутів міжнародного права його норми і досі не кодифіковані. Комісія міжнародного права за дорученням Генасамблеї ООН проводить роботу по укладенню уніфікованої кодексу міжнародноправової відповідальності. Основним джерелом норм які стосуються міжнародноправової відповідальності є звичай крім того різними міжнародними договорами закріплюються норми що стосуються відповідальності за ті чи інші види правопорушень чи регламентують застосування...
83554. Підстави міжнародно-правової відповідальності 36.39 KB
  Підставами міжнародно правової відповідальності є передбачені нормами міжнародного права обєктивні і суб\'єктивні ознаки. Розрізняють такі підстави міжнародно-правової відповідальності: — юридичні; — фактичні; — процесуальні. Під юридичними підставами розуміють міжнародно-правові...