99193

Право и его роль в жизни государства и общества

Реферат

География, геология и геодезия

Право выражено в нормативно-правовых актах. Право принимается государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности. За нарушение права всегда наступает юредическая ответственность. Право регулирует только конкретные поступки людей и не вмешивается в мир их личных чувств и идей. Право не вечно, оно создаётся людьми и может ими же быть изменено.

Русский

2016-08-06

166 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 197

Чкаловского района г. Екатеринбурга

Направление: обществознание

Реферат

ПРАВО И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

Исполнитель:

Останин Илья,

ученик  9 класса

МАОУ СОШ № 197

Чкаловского района

Руководители:

Лесняк Тимофей Григорьевич

учитель истории

 

Екатеринбург, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………….....................

Глава I. Происхождение права…………………………………………..

Глава II. Государство и право……………………………………………

    2.1. Признаки государства…………………………………………….

    2.2. Форма государства………………………………………………..

    2.3. Государственное устройство…………………………………….

Глава III. Гражданское право……………………………………………

     3.1 Понятие и сущность гражданского права………………………

     3.2. Гражданские правоотношения………………………………….

     3.3. Источники гражданского права…………………………………

Глава IV. Обязательственное право……………………………………..

Заключение……………………………………………………………….

Литература………………………………………………………………..

    

Введение

  Я выбрал данную тему, потому что, право – одна из главных опор, на котором строится современное общество. Без существования прав, общество бы просто напросто рухнуло – сильные, захватив власть, начнут диктовать свои правила, забыв о своём настоящем долге – руководство народом и его устройство. Право, будь то право на получение образование, право на жизнь – неотъемлимая часть взаимодействия людей между собой.

  Право – это система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определённых нормах. Каждый гражданин обязан соблюдать права страны, в которой он находится.

  В каждом обществе имеются определённые нормы – правила поведения людей, живёщих в нём. Оно выражается в форме предписаний о том, как следует себя вести.   

  Правовые нормы регулируют почти 70% общественных отношений. Учёные считают, что усиленная правовая регламентация нашего поведения, особенно в форме жёстких гласных предписаний, может привести к произволу власти, установлению диктатуры. Человек в таких случаях становится пассивным «винтиком» государственного механизма, каждое движение которого контролируется. Опасна и слишком зауженная сфера воздействия права на общество.

  Право, созвучное таким словам как «правильно», «справедливость», правда, возникло на основе представлений о том, каким должно быть справедливое общество, построеное в соответствии с идеалами добра и честности.

  Право можно распознать по следующим признакам:

1. Право выражено в нормативно-правовых актах.

2. Право принимается государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности.

3. За нарушение права всегда наступает юредическая ответственность.

4. Право регулирует только конкретные поступки людей и не вмешивается в мир их личных чувств и идей.

5. Право не вечно, оно создаётся людьми и может ими же быть изменено.

  У каждого человека есть свои права и обязанности. Обязанность – круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения. Выполняя те или иные обязанности, индивид несёт перед другими ответственность. Права неразрывно связаны с обязанностями.

Цель данного реферата -  раскрыть сущность понятия  права.

Задачи

  1.  Дать определения понятиям «права» и «свободы» граждан, рассмотреть  разновидности права
  2.  Изучить предпосылки , которые привели к созданию права
  3.  Рассказать о правах, которые используются и устанавливаются в современном обществе.

Глава I. Происхождение права.

Право существовало не всегда. Оно – результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Вопрос о том, как именно зародилось право и что оно собой представляет, остаётся до сих пор дискуссионным в науке. Долгое время на западе существовала так называемая теория примерения. Оно возникло в период перехода от первобытного общества к раннеземледельческому. Многие юристы считают выжным рубежом развития первобытного общества «неолетическую революцию». Этим понятием обозначают качественный переворот, который произошёл во всех сферах человеческой жизни при переходе в новокаменный век, от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Переход начался в различных регионах земного шара примерно 10-12 тыс. лет назад.

 В эпоху Первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения – социальным нормам, появившимися в целях регулирования их деятельности. Социальные нормы первобытного общества зекрепляли ту или иную территорию за соответсвующим кланом; указвали, на каких животных надо охотиться, вермя охоты; запрещали убийства, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешения, колдовство, воровство, похищение женщин и детей, нарушение супружеской верности, помогали организовывать приготовление пищи, разжигание и поддержание огня, строительство жилищ и т.д. Нарушителей, если такие встречались – ждало наказание – общественное порицание, изгнание из общины или смертная казнь. Эти правила поведения представляют собой мононормы, то есть единые, спецефические нормы поведения первобытного общества, которые предшествуют становлению правовых и моральных систем.

  В глубокой дверности во взаимоотношениях между людьми появлялись противоречия, которые приводили к столкновениям, войнам. Долгое время жизнь первобытного общества регламентировалась обычаями, ритуалами, обрядовыми и религиозными нормами. Такие правила были характерны в условиях присваивающей экономики. Оно помогало жить в общинах. Нормы первобытного общества были направлены на сохранение рода, племени, не предпологали индивидуальной инициативы, подавляли интересы отдельных членов рода.

  Возникновение права происходит почти одновременно с возникновением государства. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует упорядоченности деятельности людей, которые учавствуют в производстве распространении и потреблении. Зарождение прав, как и возникновение государства, имело очень большой промежуток времени, и испытывало различные внешние и внутренние влияния. По этому, у каждого народа своя социальная система законов и не может быть одинаковой схемы для всех народов.

  Выделить единые для всех обществ закономерности права довольно сложно. История каждого сообщества людей уникальна и неповторима. Однако, многие учёные считают, что право порождено важными причинами, характерными для различных регионов мира:

  •  Переход к такому способу хозяйствования, который позволял не только обеспечивать себя продуктами питания, но получать излишки, «кормить других», целенаправленно организуя производство. Производящая экономика давала возможность регулярно прибавочный продукт. В таких условиях людям оказалось легче жить.
  •  Разделение общества на классы. Так среди людей, живущих в одном коллективе, появились те, кто имел больше собственности, был богаче, и те, кто был бедным, подчас ничего не имея.
  •  Создания государства, как особой политической организации, которая требовала общеобязательных норм, обеспечнных принуждением. С тех пор можно было решать задачи регулирования отношений, устанавливать заперты, наказывать провинившихся перед властью, добиваться порядка и организованности.

Именно эти обстоятельства поспособствовали происхождению права.

  Общечеловеческое предназначение права состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти согласие для различных слоёв населения. Право выступает и как фундамент политической власти общества. Постепенно сусложнялись социальные связи в обществе, мононормы начинают перерастать в нормы права и морали. Но тем не менее социальные нормы сохранили общие признаки:

- представляют собой правила поведения общественного характера.

- обладают той или иной сстепенью обязательности.

- направлены на упорядочение общественных отношений.

  Право имеет и свои характеристики.

- правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складываются стихийно или устанавливаются отдельными общественными организациями.

- правовые нормы обязательно выложены в официальной форме: в законах или нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись не обязательна.

- исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством.

- нарушение правовых норм влечёт ответственность перед государством.

- в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система.

  Право - сложная филосовская категория, определение которой занимало многие умы, начиная с античности. Социальная ценность права состоит в том, что оно способно обеспечить стабильную организацию общества, предотвратить хаос, беспорядки. Право – это:

  •  Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.
  •  Системма обязательных правил поведения, формально определённых и закреплённых в официальных документах, поддерживемых силой государственного принуждения.

  На протяжении многих веков право понимали по разному. Защитники естественно-правовой теории доказывали, что существует естественное и позитивное право.

  •  Позитивное право – система юридических норм, санкционных или установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.
  •  Естественное право – савокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой.

Глава II. Государство и право.

  Государство возникло на опредлелённой ступени развития общества. Организация совместной жизни людей в истории обеспечивалась по разному. Однако на определённом этапе стало очевидно, что без государства не обойтись.

  В современной науке существует множество точек зрения по вопросу о том, что представляет собой государство, когда и каким путём оно зарождалось в различных регионах мира. Наиболее распространённые термины:

  1.  Государство – организация политической власти, необходимая для выполнения как классовых, так и общественных задач, вытекающих из природы всякого общества но определённом историческом этапе развития
  2.  Государство – организация публичной власти, располагающая аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая руководство им.
  3.  Государство – политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целость, осуществляющая посредством государственного механизма управления обществом и защиту его интересов.
  4.  Государство – политическая организацуия общества, распространаяющая власть на всю территорию страны и её населения, распологающая для этого спциальным аппаратом управления.

  Государство – социальный институт, образовавшийся на определённой стадии общественного развития. Государство является политической организацией власти, оно выступает, как организация, способная решать сложные вопросы хозяйственной деятельности. Никакая другая организация не может сравниться с госудраством в выполнении важных для жизни социлаьных задач.

   

Догосударственный период.

  Социальная организация первобытного общества называлась родовым строем. Люди объединялись в  малые родственные группы в кол-ве 20-30 человек. Они постоянно мигрировали в поисках пищи. Родовые общины объединялись в племена и союзы племён. Так было легче вести завоевание и бороться с силами природы. Важнейшие вопросы решались на народном собрании. Старейшина руководил и контролировал хозяйственную и социальную жизнь рода, разрешал споры.

  Совет старейшин рассматривал вопросы, касающиеся племён. Он разрешал споры между родами, согласовал их хоязйственную или иную деятельность, обсуждал проблеммы, которве в последствии, обсуждал проблеммы, которые в последствии могли быть вынесены на собрание.

  Вождями становились люди, отличающиеся особыми личными и физическими качетвами: храбростью, хитростью, сильной волей, силой, ловкостью, а главное, умением воевать. Именно для защиты и нападений родовые общины объединялись в племена.

  Народно собрание состояло из взрослых представителей рода или племени. Вопросы, выносимые на собрание вождём или старейшинами, отличались особой важностью и требовали немедленного решения: о войне и мире, о перемещении с места стоянки, наказании соплеменников.

  Так же, внутри племени или рода, были жрецы, выполняющие роль посредников между людьми и богами. Жрецы были хранителями обрядов, тридиций, ритуалов, оказывали помощь больным или предсказывали природные изменения.

Древневосточное государство.

  Экономическую основу восточной деспотии (полный произвол власти), составляла государственная собственность на основе средства производства – землю, природные рисурсы. В собственности государства находились и люди, занимавшиеся произвольным трудом: земледелием, строительсвом, ремеслом.

  В древневосточных государствах не было классического рабства, присущего античной цивилизации Для восточной деспотии характерна неограниченная власть главы государства. Ему отдавали почести как богу, а его властные указания, нередко рассматривались как божественные установления. Религиозный лидер оказывал немалое влияние на сознание людей. Особая роль в таком государстве принадлежала военному, финансовому ведомству и органам.

  Для усиления своего положения в обществе управленческая верхушка создаёт аппарат управление я принуждения, трансформировавшееся в раннеклассовое государство. Постепенно просиходит обогащение и укрепление позиций правящей верхушки. Создаётся особый передаци властных должностей от родителей к детям. Появляются правители, власть кторых переходит оп наследству.

Древнегреческое государство.

  Античные государства создавались в условиях разделения труда. Развивалась хозяйственная деятельность. Экономической основой античного общества было земледелие, но большое значение имело и скотоводство. Постепенное увеличение производительности труда вело к ослаблению общинных связей. Многие земледельцы полностью теряли связи с родом, лишались земли. Они были вынуждены отдаться в рабство или в кабалу.

  Появление частной собственности привело к соцеальному расслоению. В руках боагтых, составлявших незначительную часть населения, оказались в собственности крпные земельные наделия и большое количество рабов. Органы родового управления не могли пррежними методами выполнять функции по обеспечению жизнедеятельности общества, и преобразовались в государственные.

  Образовавшееся в VIII-VII вв др н.э. античное государство создаёт право, придавая обязательную силу отдельным обычиям родового строя.

Госудаство у германцев и славян.

  Образование славянского и германского государства происходило параллельно с разложением органов родового слова. Значительное влияние на создание политической валсти оказали войны, которые они вели с Римской империей. Завоёванное в походах присваивалось вождям, а затем раздовалось военным дружинникам на условиях обязательной службы у военных предводителей. Часть население наделялось землёй, на собственников возлагалась обязанность оябазательной службы вождю, а в последствии – князю. Это привело к становдению феодального государства. Отношения феодалов в Европе строились на зависимости одного феодала от другого.

2.1. Признаки государства.

  У каждого государства есть определённая территория, очерчённая гранцами, в пределах которых осуществляется власть. Постепенно принцип кровного родства, связывавший людей, уступает место другому принципу: совместного проживания на конкретной территории. Эта территория делится на админестративно-территориальные еденицы (коруга, области и т.д.), а население приобретает статус гражданина. Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или без гражданства. Государство осуществляет власть в определённых пространственных пределах. Это ведёт к установлению государственной границы. Появляется функция её охраны. Государство обладает верховенством власти, то есть не допускает вмешательства в свои дела по управлению страной других властей.

  Государство характеризуется публичной властью, отделённой от народа. Власть осуществляется особой группой людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учереждений, различающихся по свиом функциональным задачам, например законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение имеют правоохранительные органы. Изначально эту роль исполняла армия, но позже стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение.

  В государстве существуют обязательные нормы, исполнение которых придерживается его силой. С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений. Правотворчество напрямую взаимосвязано с государством. В то же время право юредически оформляет госуджарственную власть, делая её законной.

  Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сбораим (налоги). Сбором налогов занимабтся специальные органы. Важнейшим признаком государства является государственные суверенитет. Оно означает верховенство и независимость государственной власти по отношению ко всем другим властям.

  Государство обладает символикой. Как символика государства, флаг вывешивается на зданиях органов государственной власти и управления. За границей флаг вывешивается на зданиях депломатических представительств, консульских учреждениях и т.д.

  

  Государство – политическая организация общества, с опредлелённой формой правления, характерезующаяся наличием специального аппарата управления, который обладает суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в маштабах страны, и определять её отношения с другими государствами.

  Итак, признаки государства:

  •  Наличие обязательных востребованных норм
  •  Наличие публичной власти
  •  Наличие суверенитета
  •  Наличие специальных орагнов, осуществляющих сбор налогов.

2.2. Форма государства.

  Форма государства – способ организации и устройства государственной власти, отрадающий особенности исторического, экономического и национального развития страны.

  В современной науке под форой государста понимают особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориально распределение власти и характер взаимоотношений центральной и местной властей, методы осуществления управленческой деятельности государтсва. В соответствии с таким подходом три состовляющих формы государства:

  1.  Форма правления.
  2.  Форма государственного устройства.
  3.  Форма политического режима.

  Понятие «форма государства» имеет не только теоретическое значение, но и практическое. От того, как организована и функционирует государственная власть, каковы её отношения с насилием, зависит эффективность государственного управления общества, престиж правительства, стабильность правопорядка.

  Форма правления – принцип организации государственной власти.

Форма государства:

Форма правления:

1. Монархия

а) Неограниченная (обсолютная)

б) ограниченная (конституционная)

2. Республика

а) Парламентарная

б) Президенская

в) Смешанная

Форма государственного устройства:

а) Унитарное госудрство

б) Федеративное государство

в) Конфедерация

Форма политического режима:

1. Демократический режим

а) Либерально-демократический

б) Собственно-демократичесикй

2. Антидемократический режим

а) Тоталитарный

б) Авторитарный

в) Фашисткий

г) Расистский

2.3. Государственное устройство.

 Форма государственного устройства – способ территориальной организации государственной власти.

  Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Оно даёт возмодность понять, из каких территориальных едениц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти. По этому признаку все государства делятся на унитарные  и федеративные.

  Унитарное государство – целостное государственное образование, административно-территориальные еденицы которого, не обладают признаками суверенитета.

  Признаки унитарного государства:

  •  Единая система законодательства
  •  Единая система органов власти
  •  Единая денежная еденица
  •  Единая финансовая, налоговая и кредитная системмы
  •  Единое гражданоство
  •  Единые вооружённые силы
  •  Единые атрибуты госужарства
  •  Составные части государства не обладают признаками суверенитета

  Большенство современных государств – унитарные. Такие государства как правило небольшие по территории и имеют мононациональный состав.

  Федерация – сложное союзное государство, субъекты которого являются государтсвенными образованиями и обладают признаками суверенитета.

  Признаки федерации:

  •  Двойная система законодательства
  •  Двойная системма органов власти
  •  Единая денежная еденица
  •  Двухканальная финансовая и налоговая системы
  •  Двойное гражданосво
  •  Единые вооружённые силы
  •  Субъективные федерации могут учреждать свои атрибуты государственной власти
  •  Основынми ограничениями суверенитета субъектов федерации на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

  Кроме федерации, существует ещё и конфедерация.

  Конфедерация – государственно-правовой союз суверенных государств.

  Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правовой и государственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, суверенитет во внутренней и внешней политике. Целями объединения в основном являются внешнеполитические проблемы.

  Признаки конфедерации:

  •  Отсутствие единой системы законодательства.
  •  Отсутствие единой системы органов власти
  •  Конфедерация не имеет денежной еденицы
  •  Финансовая и налоговая сисемы сохраняют специфику каждой отдельной страны
  •  Каждое государство сохраняет собственные вооружённые силы
  •  Отсутствует гражданство конфедерации
  •  Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений.
  •  Конфедерация имеет нестойкий характер

2.4. Организация власти.

  В каждом государстве существует целостная система организации власти и управления. Она представлена различными органами и учреждениями, которые образуют механизм государства.

  Механизм государства – целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.

  Понятие «механизм государства» нередко отождествляется с понятием «аппарат государства». В широком смысле, аппарат государтсва – это система органов и учреждений осуществляющих управление обществом. В узком смысле – система государственного управления, совокупность исполнительно-распорядительных органов гсоударства. Признаки государственного механизма:

  •  Целостная система государственных органов и учереждений
  •  Он состоит из людей, профессионально занимающихся управлением
  •  Функционирование всех звеньев обеспечивается организационными и финансовыми срездствами.
  •  С изменением содержания функций государства соответственно изменяется структура и деятельность государственного механизма
  •  Полномочия отдельных органов определяются и ограничиваются правом.

Глава III. Гражданское право.

  Среди многочисленных отраслей права важную роль играет гражданское право. Нормы, объединённые в его рамках, представляют собой сложный механизм правового регулирования различных жизненных ситуаций. Формирование этой отрасли права имеет глубокие исторические корни.

  Некторое современные конструкции гражданского права складываются из понятий, которые были разработаны в римском праве, по этому и сегодня римское право остаётся основой при изучении гражданского законодательства. Именно тогда были разработаны право собственности, наследование, договоры и иные обязательства, определён порядок взаимоотношение покапателей и продавцов, кредиторов и должников и т.д. К римскому праву относятся и вопросы защиты частных прав людей, учение об исках, как формы защиты их интересов.

3.1 Понятие и сущность гражданского права.

  Гражданское право регулирует имущественные и связаные с нимличные неимущественные отношения. Имущественные отношения могут возникать по поводу материальных благ, их называют вещными отношениями. Кроме того, существуют обязательственные отношения, возникающие при выполнении работ и оказании услуг.

  Личные неимущественные отношения возникают по поводу духовных благ. Их можно разделить на две группы. Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, возникают в сфере интелектуальной деятельности. Например, право считаться автором музыкальной композиции, записанной на диске, и получить вознаграждение – это личное неимущественное право. К личным неимущественным отношениям, не связанным с имуществом, относятся те, которые связаны с жизнью, здоровьем, честью, достоинством человека, правом на имя и т.п. Эти отношения защищаются гражданским правом.

  Гражданское право – совокупность правовых норм, каторая устанавливает порядок регулирования имущественных, и связанных с ними неимущественных отношений, осуществления права собственности и ных вещных прав, обязательственных, в том числе и договрных отношений.

3.2. Гражданские правноотношения.

  В гражданских правоотношениях действуют особые принцыпы, на основе которых выстраиваются взаимоотношения сторон.

  Принципы гражданских правоотношений:

а) Равенство сторон

б) имущественная самостоятельность

в) независимость, автономность воли

  Гражданские правоотношения устанавливаются по воле сторон, которые юридически равны перед законом и между собой. Партнёры равны между собой, никто из них не обладает властью по отношению к другому, обе стороны имеют обособленное имущество, а за нарушение по их вине договрённостей, несут юридическую ответственность. Правоотношения, в том числе и гаржданские, обладают определённой структурой:

  Виды объектов гражданских прав:

а) Вещи, включая деньги и ценные бумаги.

б) Имущественные прав (право собственности)

в) Работы и услуги

г) Информация

д) Нематериальные блага

е) Результаты интеллектуальной собственности, в том числе, исключительные права из них.

  Объекты гражданских прав могут свободно отчюждаться или переходить от одного лица к другому.

3.3. Источники гражданского права.

     В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основными из них являются:

  •  признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  •  осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  •  равенство мужчины и женщины;
  •  приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  •  строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  •  запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

  Конституция РФ содержит важное правило, согласно которому гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Только федеративные органы государственной власти имеет право издавать нормативыне правовые акты в области гражданско-правовых отношений. Гражданские правоотношения регулируются Гражданским кодексом РФ, законами. К числу Источников гражданского права относятся так же обычаи делового оборота.

  Обычаи делового оборота – сложившиеся в практике и применяемы в какой либо области предпринимательской деятельности правила повдения людей, движения товаров, информации, предоставление услуг, которе не прописаны в законодательстве.

  Большое значение для гражданско-правовых отношений имеют международные пакты: Всемирная конвенция об авторском праве и художественных произведениях, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав.

Глава IV. Обязательственное право.

Обязательственное право – это совокупностьюридических норм, регулирующих различные виды обязательств.

  В повседневной жизни мы часто берём на себя какие-либо обязательсва. В некоторых случаях такие обязательства возникают добровольно. Например, взятые в долг деньги, человек обязуется вернуть. В дургих обстоятельствах, обязательства могу возникнуть помимо воли. Например, повреждённую в результате аварии машину, должен починить тот, кто её повредил (оказался виновником ущерба).

  Объектом обязательственных правоотнощений могут выступать не только вещи, имущество, во и здоровье, честь, репутация или доброе имя человека. Унижение чести и достоинства личности может послужить причиной обращения в суд за их защитой. Нередко нарушителя обязуют возместить не только материальный, но и моральный ущерб.

  В любом обязательстве одна сторона выступает должником, а другая кредитором. Должник обязан совершать или не совершать какие либо действия в пользу кредитора. Кредитор, в свою очередь, имеет право требовать от должника выполнение его обязанностей.

  Законом установлено, что обязательства должны выполняться надлежащим образом.

1. Обязательство исполняется в отношении того лица, с которым заключено соглашение.

2. Обязательство должно исполнятся  в срок.

3. Обязательсво должно выполняться в определённом месте.

  

Заключение

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация — тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);

возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно действующими.

Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

заботиться о детях (ст. 38);

заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

получить основное общее образование (ст. 43);

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Классификация прав и свобод человека

Рассмотрим классификацию прав человека.

Права человека в современной трактовке различаются:

по времени возникновения (поколения прав человека);

сферам активности (личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы).

По времени возникновения выделяют три поколения прав человека.

Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма — это личные (гражданские) права, которые олицетворили индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего данные права.

Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование. Значимую роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права. Эго нашло отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссии по поводу их природы, общепризнанными являются коллективные права (права солидарности) — на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых нрав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Взаимодействие прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права не должны ушемлять права индивида.

Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

личные (гражданские);

политические;

социально-экономические, культурные.

Личные права

Яндекс.ДиректВсе объявления

Декларация по правам человека Что такое права человека? Определение. Полный список. Узнай свои права!

ru.humanrights.com

Подготовим к ГИА по математике Онлайн подготовка к ГИА 2013 по математике. Индивидуальные онлайн занятия.

tutoronline.ru

Личные права и свободы человека относят к правам первого поколения. Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как члена гражданского общества. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства. Этот блок прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима.

К числу личных прав относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России. Гражданам России гарантируется право беспрепятственного въезда в страну.

Перечень личных прав открывается правом на жизнь (ст. 20 Конституции РФ). Одним из условий реализации этого права называется отмена смертной казни.

Впервые действующая Конституция в качестве личного права называет достоинство личности и устанавливает его основное содержание, заключающееся в том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21).

Право на свободу и личную неприкосновенность дополняется конституционно установленным порядком ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению. При этом до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).

Конституция называет и гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23). Дополнительной гарантией является конституционный запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

В числе личных прав Конституция называет также:

право иметь неприкосновенность жилища;

определять и указывать свою национальную принадлежность;

пользоваться родным языком;

свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;

свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 25-27).

Конституция закрепляет и гарантирует целый ряд прав и свобод, относящихся к категории личных, но связанных с активной жизненной позицией личности, участием в общественной жизни, с отношением к обществу вообще. Это социальные право: свобода совести и свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; право на информацию. При этом Конституция не допускает пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Политические права

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами.

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. Через избирательное право реализуется право граждан на участие в управлении делами государства через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы демократии, такие как выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32). Право на участие в управлении делами государства через исполнительные органы реализуется путем права граждан на равный доступ к государственной службе, а на участие в судебной власти — через право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4, 5 ст. 32). Таким образом, Конституция РФ закрепила полную возможность участия граждан в деятельности всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной.

В качестве форм прямой (непосредственной) демократии выступают такие основные права граждан, как:

право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов (ст. 30);

право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);

право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

К основным политическим правам можно отнести и право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).

Политические права и свободы

Некоторые из политических прав и свобод — связанные с функционированием государственной власти — принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

К общественным объединениям относятся:

партии;

профессиональные союзы;

различные организации граждан.

Несколько законов о профсоюзах, политических партиях и общественных объединениях детализируют данное право на объединение.

Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.

Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам России.

Экономические, социальные, культурные права

Данные права составляют своего рода конституцию социального государства — гаранта достойного уровня и высокого качества жизни граждан. Они осуществляются посредством специально принятых законов, конкретизирующих такие права.

Право частной собственности. Каждый может индивидуально или коллективно владеть, пользоваться, распоряжаться любым имуществом. Собственник может быть лишен имущества только по решению суда. Из Уголовного кодекса исключена конфискация имущества за любые правонарушения. Национализация, то есть обращение частной собственности в государственную, также исключена из российского законодательства. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допустимо при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция гарантирует право наследования.

Граждане России и их объединения имеют право частной собственности на землю.

Свобода труда. Конституция провозглашает свободу труда, в этой норме закреплены все основные принципы трудового права:

труд свободен, то есть человек может либо работать, либо не работать. Каждый может свободно выбирать место работы и профессию. Принудительный труд запрещен;

все трудящиеся имеют право на труд в условиях безопасности для жизни и здоровья. Государство обязано контролировать условия труда;

трудящиеся имеют право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, оплачивать труд работника ниже которого работодатель не может;

запрещены любые формы дискриминации при оплате, приеме, продвижении по служебной лестнице; трудящиеся имеют право оспаривать решение работодателя, то есть право на трудовые споры с работодателем; конституционно закреплено право на отдых. Законом установлены дни отдыха, когда работы запрещены: выходные, праздничные, ежегодный оплачиваемый отпуск. Работодатель не имеет права их отменять. Кроме того, ограничена продолжительность рабочего дня; защита от безработицы: государство создает новые рабочие места или стимулирует их создание, организует переквалификацию трудящихся на те профессии, которые пользуются спросом. Государство выплачивает пособие по безработице.

Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на нее при соблюдении ряда правил: запрещается монополизация рынка и недобросовестная конкуренция.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция предусматривает следующие элементы данного права:

бесплатная медицинская помощь в муниципальных или государственных лечебных учреждениях в пределах медицинского страхования;

свобода выбирать врача;

государственное поощрение занятий физкультурой и спортом, на что выделяются средства в государственном бюджете;

контроль государства за экологической обстановкой и принятие мер по осуществлению экологического законодательства;

государство обязано возместить вред здоровью лица, если он нанесен по вине государства.

Право на жилище. Никто не может быть лишен жилища. Государство предоставляет малоимущим и многодетным семьям бесплатные квартиры. Государство поощряет жилищное строительство.

Право на социальное обеспечение. Оно также состоит из нескольких элементов:

право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

право на пособие по временной нетрудоспособности;

право на пособие по безработице;

право на пособие на детей;

право на пособие по беременности и родам.

Право на образование. В Конституции сказано, что каждый может свободно получать образование без каких-либо возрастных ограничений. Одновременно в Конституции установлены виды бесплатного образования:

дошкольное;

школьное основное;

среднее профессиональное образование;

высшее образование для тех, кто выдержал конкурс при поступлении в институт.

Экономические права человека

Особую группу основных прав составляют экономические права, гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.

Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования, которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34).

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, [[Конституция РФ 1993]] г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

принудительный труд запрещается;

закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

утверждается право на защиту от безработицы;

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

PAGE   \* MERGEFORMAT4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19887. Застосування запобіжних заходів 122.5 KB
  ТЕМА 13: Застосування запобіжних заходів План 1. Поняття підстави і мета застосування заходів процесуального примусу. 2. Види запобіжних заходів. 3. Процесуальний порядок обрання зміни і скасування запобіжного заходу. 1. Поняття підстави і мета застосування захо
19888. Зупинення і закінчення досудового слідства 131 KB
  ТЕМА 14: Зупинення і закінчення досудового слідства 1. Поняття підстави та процесуальний порядок зупинення досудового слідства 2. Підстави форми та процесуальний порядок закінчення досудового слідства 1. Поняття підстави та процесуальний порядок зупинення досуд
19889. Прокурорський нагляд за виконанням законів при провадженні дізнання і досудового слідства 46.17 KB
  ТЕМА 15: Прокурорський нагляд за виконанням законів при провадженні дізнання і досудового слідства План 1. Сутність прокурорського нагляду за органами дізнання і досудового слідства. 2. Форми і методи прокурорського нагляду за провадженням дізнання і досудового слі...
19890. Підсудність. Попередній розгляд справи суддею 25.78 KB
  ТЕМА 16: Підсудність. Попередній розгляд справи суддею План 1. Поняття і значення підсудності. 2. Види підсудності. 3. Процесуальний порядок попереднього розгляду справи суддею. 1. Поняття і значення підсудності Правосуддя в Україні здійснюється виключно судами.
19891. Судовий розгляд кримінальної справи 49.77 KB
  ТЕМА 17: Судовий розгляд кримінальної справи 1. Загальні положення судового розгляду. 2. Підготовча частина судового засідання. 3. Судове слідство 4. Судові дебати та останнє слово підсудного. 5. Постановлення вироку. 1. Загальні положення судового розгляду Судови...
19892. Провадження справ у апеляційній інстанції 48.86 KB
  ТЕМА 18: Провадження справ у апеляційній інстанції План 1. Суть завдання та основні риси апеляційного провадження. 2. Суб'єкти процесуальний порядок і строки розгляду в суді кримінальних справ у апеляційному провадженні. 3. Скасування зміна вироку ухвали постанови ...
19893. Застосування примусових заходів медичного характеру 28.32 KB
  ТЕМА 19: Застосування примусових заходів медичного характеру План 1. Поняття примусових заходів медичного характеру та їх види 2. Процесуальний порядок провадження досудового слідства в справах про діяння неосудних або обмежено осудних осіб 3. Особливості судового
19894. Протокольна форма досудової підготовки матеріалів 27.85 KB
  ТЕМА 20: Протокольна форма досудової підготовки матеріалів План 1. Сутність протокольної форми досудової підготовки матеріалів. 2. Порядок оформлення протокольної форми досудової підготовки матеріалів органами внутрішніх справ. 3. Процесуальний порядок провадження...
19895. Провадження у справах про злочини неповнолітніх 41.7 KB
  ТЕМА 21: Провадження у справах про злочини неповнолітніх План 1. Особливості провадження у кримінальних справах про злочини неповнолітніх. 2. Предмет доказування у справах про злочини неповнолітніх. 3. Особливості провадження досудового і судового слідства у справах ...