99195

Проблема личности в литературе реализма

Реферат

Литература и библиотековедение

Гениальная личность в романе Д.С. Мережковского «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи». Проблема выбора личности в романе Г. Флобера «Саламбо». Роль человека в обществе в романе В. Пановой «Кружилиха»...

Русский

2016-08-06

88.5 KB

0 чел.

PAGE  15

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «_________________________________________________»

(название кафедры)

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ РЕАЛИЗМА

(тема реферата)

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                               студент гр. Д-213

       __________ Быстрова А.Н                      ___________Фиткова И.В

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ РЕАЛИЗМА………4

1.1.Гениальная личность в романе Д.С. Мережковского «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи»…………………..4

1.2.Проблема выбора личности в романе Г. Флобера «Саламбо»…………………………………………………………7

1.3.Роль человека в обществе в романе В. Пановой «Кружилиха» …………………………………………………….9

ГЛАВА  II. ПРОБЛЕМА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА…………10

ГЛАВА III.  КАЧЕСТВА ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ..……...…....11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………...15

ВВЕДЕНИЕ

Искусство является одним из составляющих культуры, оно воссоздает в своих произведениях как внутренний мир человека, так и внешние, исторические аспекты его существования.

Одна из особенностей искусства заключается в том, что при его посредстве каждый из нас прикасается не только к фактам и действиям, которые легли в основание произведения, но и к внутреннему миру, личности и гению автора, к психологическим особенностям народа, создавшего свое искусство .

Актуальность выбранной темы определяется практическими потребностями развития культурологического уровня и заключается в непрерывном развитии личности в мире, что напрямую зависит от способности человека к личностному и духовному росту.

Целью данного реферата является исследование проблемы личности и выявление основных качеств человека, влияющих на его отношения с социумом и определяющих уровень развития личности.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить основные понятия культурологи;

- проанализировать взгляды писателей на проблему личности;

- выявить общие закономерности развития личности;

- определить качества, необходимые для духовного и личностного роста.

Предметом исследования являются романы: Д.С. Мережковского «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи», Г. Флобер «Саламбо», В.Панова «Кружилиха».

ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ РЕАЛИЗМА

1.1. Гениальная личность в романе Д.С. Мережковского «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи»

Роман «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи» входит в состав трилогии «Христос и антихрист» как вторая часть. Он был закончен в 1902 году. Эта первая трилогия сразу же принесла Д.С Мережковскому европейскую и всероссийскую известность. Невозможно перечислить все проблемы, поднятые в романе, изобразившем эпоху Возрождения в противоречии с мрачным Средневековьем. Самым главным в книге является не описание эпохи становления гуманистического мировоззрения, а образ гениального художника и мыслителя. Для Мережковского Леонардо был символом Богочеловека и Богоборца, что отражено в его стихотворении «Леонардо да Винчи»:

Пророк, иль демон, иль Кудесник,

Загадку вечную храня,

О, Леонардо, ты – предвестник

Еще неведомого дня.  …

Ко всем земным страстям бесстрастный,

Таким останется навек –

Богов презревший, самовластный,

Богоподобный человек.

Леонардо был великим ученым, проницательным мыслителем, писателем, изобретательным инженером. Его всесторонность делала его выше большинства художников того времени. Тем не менее, именно его гениальность поставила перед ним неразрешимую проблему – сочетать научный аналитический подход со способностью художника видеть прекрасный мир и непосредственно отдаваться чувству. Его талант постоянно разрушал все возможные ограничения и условности. Но его стремление к совершенству сыграло с ним злую шутку: его влекла только возможность ставить и решать новые задачи, но доводить начатое до конца он не умел. Ум художника, знания, умелый расчет – все это вооружало его, но чувство, непосредственность, способность радоваться оказались отодвинутыми на второй план. Искусство перестало быть делом веры и убеждения.

Именно это противоречие привлекает Д. Мережковского.

Одно из первых наставлений Леонардо, приведенных в книге, звучит так: «Если хочешь быть художником, оставь всякую печаль и заботу, кроме искусства. Пусть душа твоя будет как зеркало, которое отражает все предметы, все движения и цвета, само оставаясь неподвижным и ясным» [2, с. 335].

Даже в портрете Леонардо Д.С. Мережковский отразил это противоречие: светло-голубые глаза смотрели холодно и проницательно, но во время разговора становились добрыми; голос был тонкий, странно высокий, но очень приятный; рука была нежная, с длинными тонкими пальцами, точно у женщины, но очень сильная.

С первых же страниц автор подчеркивает, что современники не любили и не ценили гения: его называют еретиком и безбожником, который посредством математики и черной магии мыслит проникнуть в тайны природы.

Недаром через весь роман красной нитью идет один вопрос, вложенный в уста его ученика Джованни Бельтраффио: познание из любви или любовь из познания. Для Леонардо этот вопрос не был важен, он считал, что это два неразрывных понятия, которые имеют смысл и существуют только вместе: «Великая любовь есть дочь великого познания». Не было для него и дилеммы между злом и добром: свободные и печальные духи – не злые и не добрые – были сами за себя. Все это, с одной стороны, позволяло ему подняться над узостью мировоззрения средневековья, а с другой – часто вело к полному бездействию, которое в итоге, например, привело к гибели гениального Колосса. В противопоставление Леонардо писатель рассказывает историю Савонаролы, который активно боролся с существующим строем, но это привело к уничтожению ценнейших произведений искусства во дворце Медичи. И активность Савонаролы, и пассивность Леонардо привели к одному и тому же итогу.

Неоднократно Д.С. Мережковский подчеркивает равнодушие гения к политическим изменениям на родине. Более того, он говорит неоднократно, что у Леонардо не было привязанности ни к Флоренции, где он жил до 30 лет получил известность, ни к Милану, где прошли самые его плодотворные и яркие годы. Практически не печалясь, мастер уезжает в конце жизни во Францию,  которая в то время была политическим врагом Италии. Космополитизм великого художника оправдан его всесторонней гениальностью: такие гении не принадлежат ни одной стране.

Многогранность Леонардо показана через его встречи с другими гениями той эпохи: Николо Маккиавели, Микеланджело, Рафаэль и Марко-Антонио дела Торе. Его знания, ум и тонкое чувство вкуса позволили ему быть на равных с каждым из них, при том, что его оппоненты были специалистами только в одной области знания или искусства. Автор осуждает их за то, что все их достижения были отданы на потребу толпы, которая опошлила и унизила их.

В конце жизни Леонардо остался одиноким и забытым: одни его ученики умерли, другие ушли к более успешным художникам; многие в нем разочаровались: «Он только стремится и не достигает, только ищет и не находит, только знает, но не сознает. Он предтеча того, кто идет за ним и кто больше, чем он». Для Д.С. Мережковского это важно: истинный гений не может быть достойно оценен современниками, изгнание – его удел, одиночество – его судьба.

Жизнь великих политических деятелей той эпохи, которая предана забвению потомками, оттеняет образ Леонардо да Винчи. Все они считают себя великими, творцами истории и судеб народов, но их деятельность, их страсти и слова оказываются мелочными, ничтожными и глупыми. Как правило, их смерть описана в натуралистической манере, которая подчеркивает именно телесную погибель, а не освобождение вечной души. Совсем иначе описана смерть Леонардо: образ освобожденной ласточки, отпущенной на волю в момент его смерти, и отсутствие признаков гниения подчеркивают неземное, истинное предназначение великого гения.

Таким образом, Д.С. Мережковский в своем романе показал титана духа, величайшего гения эпохи Возрождения, наделенного духовной мощью, поднявшейся до невиданных высот, обладающего личным достоинством и внутренней свободой. Он не является абсолютно идеальным человеком, но его выбор всегда был основан на законах совести, его произведения  возвеличивали человека в единстве его природного и духовного, в богатстве его мышления и чувственности. Он открыл величайшие законы познания, подчеркнул значение практики и опыта в познании мира. Леонардо да Винчи – это тот герой, который показал возможности человека и безграничные перспективы развития его духа.

1.2. Проблема выбора личности в романе Г. Флобера «Саламбо»

Г. Флобер написал свой роман в 1858 году, и вызвал сразу большое количество критических откликов, несмотря на несомненный успех. Главное обвинение состояло в физиологизме и натурализме, этот роман называли бесчеловечным.

Основанная на солидном фундаменте фактов, книга, тем не менее, стала художественным произведением, социально-историческим повествованием. Хотя большинство героев: Гамилькар, Мато, Спендий, Нар Гавас – являлись реальными историческими персонажами, их жизнь наполнилась драматически выразительным, колоритным описанием.

Главная героиня романа – Саламбо, дочь Гамилькара, полководца наемников. Автор не дает сложный психологический портрет героини. Для нас важно, что она приходится дочерью одному из крупнейших вождей и, соответственно, обладает всеми качествами, присущими представителям ее сословия. Воспитанная в духе поклонения Танит, она твердо знает свои обязанности и беспрекословно их выполняет. Проводником воли богини является жрец Шагабарим. Именно его решения она и готова смиренно исполнять. Саламбо лишена нравственных терзаний выбора, она готова сделать то, что необходимо, то, что от нее ждут ее сограждане. Даже ее романтические чувства к Мато не мешают ей до конца выполнить свой долг и вернуть заимф в Карфаген. У нее нет свободы выбора, но она несет ответственность, возложенную ее социальным статусом, и делает это без мучений и колебаний. Именно в этом и заключатся сила ее духа. Только выполнив свой долг, она дает волю чувствам, вследствие чего и погибает.

В своем романе Г. Флобер показал не столько примитивизм и варварство наемников, сколько их двойственную натуру, людей храбрых, но поставленных в определенные условия. Их трагедия вызвана жестокостью,  алчностью, низостью и коварством карфагенян. Именно эта социальная проблема отодвинула на второй план мотив любви варвара к дочери карфагенского полководца.

Таким образом, сила личности Саламбо заключается в развитом чувстве ответственности и личном достоинстве, которые не позволяют ей сомневаться в своем предназначении, она готова идти до конца, исполняя свой долг, тем самым возвеличивая свой дух. Саламбо является достойным гражданином своего города, взявшем на себя исполнение долга ценой собственного личного счастья.

1.3. Роль человека в обществе в романе В. Пановой «Кружилиха»

Советская писательница В. Панова написала свой роман в 1947 году, т.е. практически описывая современные ей события. Действие романа происходит на Урале, где в последние месяцы войны и первые мирные дни каждый человек показывает свое истинное лицо в изменяющихся обстоятельствах.

Главный герой романа – Александр Игнатьевич Листопад, 45 лет. Он цельная сформированная личность, вследствие чего многие воспринимают его как властного, авторитарного руководителя. Его требования не всем понятны, его сильная воля, его способность осуществлять выбор и приводить в исполнение свое решение некоторыми воспринимается как самодурство. Но он  развитая гармоничная личность, все его поступки честны и добры, его совесть чиста, он открыто смотрит на мир, стремясь сделать его еще прекраснее.

В. Панова не ограничилась изображением психологического конфликта между властным директором большого уральского завода Листопадом и председателем заводского комитета Уздечкиным, человеком вспыльчивым, уязвленным, бьющимся среди людских неурядиц как рыба об лед. Отношения Листопада и Уздечкина, резкий контраст их характеров, их столкновения друг с другом составляют важнейший мотив романа, сохраняющий за ним социально-нравственное значение. Не случайно, несмотря на благие намерения, несчастливый Уздечкин не может сделать счастливыми ни членов своей семьи, ни работников завода. Только активный, позитивно влияющий на мир Листопад способен изменить жизнь заводчан к лучшему. Его активная жизненная позиция, открытый взгляд на происходящее позволяют ему также построить и личное счастье.

Таким образом, в центре изображения остается человек труда, его созидательная активность позволяет изменить мир к лучшему и достичь счастья.

ГЛАВА  II. ПРОБЛЕМА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В любом художественном произведении всегда присутствует объективный реальный мир и субъективная индивидуальность автора, которая этот мир окружает. Писатель, создавая новую художественную реальность, стремится достичь поставленных целей, определенных его волей. Читатель, стараясь постичь замысел автора, создает свой, возможно отличный от исходного, мир, основанный на фантазии писателя и  собственном культурном опыте. Поэтому сложно объективно оценить, насколько точно понято произведение. Так или иначе, все художественные произведения связаны с поисками смысла жизни, с образом человека, с социальными проблемами.

Для литературы реализма свойственно рассматривать человека в связи с социумом, с его местом в обществе, его ролью в истории. Обращение к различным историческим эпохам позволяет по-новому взглянуть на современность, на происходящие события и развитие общества. Пожалуй, одна из задач, стоящих перед писателями, была показать возможность развития личности в различных условиях, когда решающими качествами становятся личное достоинство и внутренняя свобода, позволяющие делать осознанный выбор, не противоречащий совести и внутренним убеждениям.  Каждый член общества должен занять активную жизненную позицию, которая позволит проявить и развить индивидуально неповторимые качества человека.

Прогресс общества невозможен без сложного, трудоемкого процесса развития личностных и духовных качеств каждого человека. Достижение определенных высот в личностном росте позволяет говорить о развитии цивилизации в целом.

ГЛАВА III.  КАЧЕСТВА ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Под качествами личности понимается личностный уровень человека в обществе, производстве и просто в мире. Именно этот уровень предполагает наличие таких особенностей человека, которые отличают личностное состояние человека от индивидуального. Это, прежде всего, разумность.

Разумностьэто умение видеть, формулировать и решать сложные проблемы, которые личность находит самостоятельно. Только на личностном уровне стремятся к поиску некой неизвестной задачи, комплексному видению этой задачи, выявлению максимального количества ее связей с различными сторонами действительности. От того, как будет сформулирована задача, зависят пути, способы, методы ее решения.

Разумность связана с ответственностью, понимаемой как способность предвидеть и объективно оценивать последствия своих поступков, своей деятельности. Для такого предвидения необходимо глубокое и разностороннее знание о мире и его закономерностях

Поэтому перед личностью всегда стоит проблема выбора: действовать или отказаться от действия. И чем объективнее и полнее знания о последствиях, чем выше степень ответственности человека, тем выше его личностный уровень.

В этой связи непременным качеством личности становится воля — способность осуществлять выбор и приводить в исполнение свое решение. Именно здесь актуализируется та высшая мера справедливости, которая всегда была мерилом личной культуры человека. Как говорили многие мыслители разных времен и народов, культура личности всегда связана со свободой. Нет личности вне свободы, и в этом качестве свобода воспринимается, прежде всего, как форма материальной и моральной независимости человека.

Знание законов мира позволяет свободно, без принуждения совершать свой выбор, осуществлять себя в реальной действительности в наиболее полном разнообразии своих возможностей, способностей и задатков. Роль знания в системе свободы отмечал еще Сократ, считавший, что знание и добродетель — это одно и то же: кто знает, никогда не станет действовать не во благо, здесь главное место занимают не общественные нормы и правила, а сознательно совершенный выбор.

Неотъемлемым качеством личности является личное достоинство — способность охранять свои права и обязанности, представляющие собой неразрывное единство. Естественно, что особенно в современном мире личное достоинство начинается с обязанностей, которые человек возлагает на себя добровольно. Невозможно говорить о личностном начале, имея в виду человека, не отягощенного никакими обязанностями: его действия в обществе случайны, эгоистичны и не связаны с окружающим миром. В этом смысле они и не свободны, поскольку это действия по собственному произволу. В обществе же любой произвол ведет к встречным санкциям, влекущим за собой ограничение носителя произвола. Если человек не имеет обязанностей, он оказывается бесправным в любом обществе. А в отношениях с природой отсутствие обязанностей пагубно проявляется в непоправимом ущербе, нанесенном существованию не только отдельного человека, но и всего человечества.

Развитая личность непременно соблюдает свои обязанности, делая это ответственно и свободно, охраняет свои права, покушение на которые с чьей бы то ни было стороны является ограничением свободы и, в конечном счете, несет невозможность реализации личностных качеств.

И еще одна важная характеристика: личностный уровень человека всегда отличался наличием совестиэтого внутреннего цензора человека во всех его деяниях. Именно наличие совести позволяет постоянно осуществлять самоконтроль, формулировать собственные обязанности, осуществлять выбор и быть реалистом в оценке результата своих действий.

Изучение развития человеческого отношения со внешним миром от простого ощущения до общественно значимого поступка, от природного состояния к культурному, выступает как исторический путь развития не только отдельного человека, но и всего человечества в целом. Поэтому все величие человека как личности связано с преодолением любого материала, и прежде всего себя. Древняя ведическая мудрость гласит: «Подобно птице, привязанной к гнезду, человек сам у себя в плену».

Культура всегда личностна. Она не существует вне ее конкретных носителей и обнаруживает при этом следующую закономерность: личностный уровень развития человека, с одной стороны, зависит от тех связей, в которые он вступает с культурой общества в различные периоды своей жизни и деятельности. Эти связи углубляют и расширяют знания, позволяя принимать решения со знанием дела, позволяя увидеть себя в контексте культуры и выявить свои собственные возможности соотнесения с ней. С другой стороны, дальнейшее развитие культуры общества, да и самого общества связано с личностной деятельностью каждого, и персональный вклад в прогресс общества зависит от личностного начала, от того, насколько владеет культурным потенциалом тот, кто действует.

Как бы ни были плачевны последствия совокупной человеческой деятельности, стоит вспомнить также и о титанах духа, о тех, кто создавал духовную мощь, кем может гордиться человечество: художниках, ученых, философах, героях, — о тех, кто всегда показывал возможности человека, перспективы его возможностей. Они не просто были творцами, реализуя собственные духовные богатства, — они делали это для других, приобщая их к собственным высотам. Естественно, не всякий может создать произведение искусства, теорию, совершить открытие или подвиг. Но каждый может обнаружить в себе силы понимания, познания, размышления и тем самым если не стать равным, то во всяком случае подняться до высот мысли, чувства или веры любого гения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человечество прошло долгий путь развития, позволяющий говорить о достижении определенного уровня его духовности. Каждое новое поколение, стоящее на плечах предыдущей культуры, совершало лишь один шаг к более высокому уровню отношений с миром, друг с другом и с познанием.

Литература, как один из способов отражения мира, показывает степень духовности и прогресса. Идея активного всесторонне развитого человека объединяет такие разные произведения, как «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи» Д.С. Мережковского, «Саламбо» Г. Флобера и «Кружилиха» В. Пановой. Главные герои становятся теми образами, на которые можно ориентироваться на пути личностного роста. Каждый из них обладает определенными качествами, позволяющими достичь духовных высот: личное достоинство, требующее от человека ответственности и самостоятельности в выборе решения; внутренняя свобода, следование своим принципам, осознание своего предназначения и созидательная активность в обществе.

Таким образом, можно выделить следующие человеческие качества, которые свидетельствуют о личностном росте:

- разумность;

- ответственность;

- воля;

- свобода;

- личное достоинство;

- совесть;

- гениальность как высшая точка развития личности.

Именно достижение духовных высот, недоступных предыдущим поколениям, является залогом прогресса общества.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Мережковский Д.С. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. – М.: Издательство «Правда», 1990 г. – с. 309–591.
  2.  Мережковский Д.С. Собрание сочинений в четырех томах. Том II. – М.: Издательство «Правда», 1990 г. – с. 7–319.
  3.  Панова В.Ф. Избранные произведения в 2-х томах. Том 1. – Ленинград: Художественная литература, 1980. – с. 227–445.
  4.  Флобер Г. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. – М.: Издательство «Правда», 1956 г. – с. 5 – 237.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84251. Размножение грибов 113.72 KB
  Строение высших грибов: а оидии; б хламидоспоры. В этом случае на определенном этапе вегетативного размножения грибов образуются специальные плодоносящие гифы воздушного мицелия. У низших грибов споры формируются внутри шаровидных мешочков – спорангиев внутри которых формируются внутренние споры эндоспоры.
84252. Классификация грибов. Характеристика наиболее важных представителей различных классов 121.81 KB
  Характеристика наиболее важных представителей различных классов Грибы относятся к царству Mycot которое делится на два отдела в зависимости от наличия жесткой клеточной стенки: отдел Myxomycot слизевики и отдел Eumycot истинные грибы. К этому классу относятся низшие грибы имеющие несептированный многоядерный мицелий. К фикомицетам относятся мукоровые грибы которые широко распространены в природе. Грибы рода Мисоr рис.
84253. Дрожжи. Их формы, размеры. Размножение дрожжей. Принципы классификации дрожжей 109.75 KB
  Принципы классификации дрожжей Дрожжи – высшие грибы утратившие способность образовывать мицелий и превратившиеся в результате этого в одноклеточные организмы. Несколько реже встречаются цилиндрические палочковидные грушевидные и лимоновидные дрожжи. Почкованием обычно размножаются дрожжи овальной формы. Делением размножаются дрожжи цилиндрической формы.
84254. Отличительные признаки вирусов 31.92 KB
  Эти организмы получили название фильтрующие вирусы а затем просто вирусы. Вирусы обладают следующими характерными особенностями отличающими их от других организмов. Вне живой клетки вирусы ведут себя как объекты неживой природы например способны кристаллизоваться.
84255. Строение, размеры, формы, химический состав вирусов и фагов. Классификация вирусов 37.28 KB
  Классификация вирусов формы химический состав вирусов и фагов. Классификация вирусов Вирусная частица вирион состоит из спирально закрученной нуклеиновой кислоты – ДНК или РНК покрытой снаружи белковой оболочкой капсидом. Содержание нуклеиновой кислоты и белка у разных вирусов неодинаковое.
84256. Репродукция вирусов. Развитие вирулентного и умеренного фагов. Понятие о лизогенной культуре 78.28 KB
  На этой стадии происходит прикрепление вируса к поверхности клетки. Внутрь клетки проникает лишь нуклеиновая кислота. Инъецированная нуклеиновая кислота фага прежде всего вызывает полную перестройку метаболизма зараженной клетки. Выход фагов из клетки.
84258. Способы питания микроорганизмов 33.22 KB
  Пищей обычно называют вещества которые попав в живой организм служат либо источником энергии необходимой для процессов жизнедеятельности либо материалом для построения составных частей клетки. Голофитный способ – живые существа используют питательные вещества всасывая их в виде относительно небольших молекул из водного раствора. Чтобы проникнуть в клетку питательные вещества должны находиться в растворенном состоянии и иметь соответствующий размер молекул. Однако это не означает что микроорганизмы не используют высокомолекулярные...
84259. Химический состав микробной клетки 33.69 KB
  Связанная вода входит в состав коллоидов клетки и с трудом высвобождается из них. С потерей связанной воды нарушаются клеточные структуры и наступает гибель клетки. При удалении свободной воды гибели клетки не происходит.