99199

Неопределяемые понятия красоты спорта. Красота спорта

Реферат

Физкультура и спорт

Ушаков трактует понятие спорта следующим образом: Спорт - физические упражнения преимущественно в форме различных игр или состязаний имеющие целью укрепление организма и развитие психической бодрости. В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с физическими нагрузками элементы спорта можно встретить в любых увлечениях. Отсюда не возникает сомнений об актуальности темы спорта в жизни людей.

Русский

2016-08-06

73 KB

4 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 14

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

Философия спорта

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель

Профессор

________________ Быстрова  А.Н.                                             

____________________

(дата проверки)

Разработал

студентка гр. МПМ-112

________________  Фоминых А.В.

_____________________

(дата сдачи на проверку)

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Что же такое спорт? Д.Н.Ушаков трактует понятие спорта следующим образом: «Спорт - физические упражнения, преимущественно в форме различных игр или состязаний, имеющие целью укрепление организма и развитие психической бодрости». В повседневной жизни каждый человек, так или иначе, сталкивается с физическими нагрузками, элементы спорта можно встретить в любых увлечениях. Занятия физической культурой являются необходимыми для  поддержания  здоровья тела и личности. Активный образ жизни намного уменьшает риск появления различных заболеваний, снимает напряжение, отвлекает от повседневных проблем и суеты, позволяет развивать коммуникационные навыки, навыки работы в команде, иначе говоря, стимулирует личностный рост человека.  Отсюда не возникает сомнений об актуальности темы спорта в жизни людей.

Занятия спортом и спортивные соревнования начались уже в древнем периоде. Еще с давних времен люди заботились о красоте своих форм. Тому подтверждение скульптуры античных времен, демонстрирующие атлетичное изящное красивое телосложение. Победителей на соревнованиях почитали как героев на войне. По сей день, спортсмены пользуются уважением и почетом за их целеустремленность, волю к победе, выдержку и силу. На самом деле эти качества не могут не вызывать уважение и одобрение, ведь они даны, увы, не каждому. Как они формируются? Что преодолевает спортсмен на пути их формирования? Почему не сдается? Все эти вопросы всегда интересовали меня. Мой отец посвятил 30 лет своей жизни профессиональным занятиям хоккеем. Такая отдача любимому делу, огонь в глазах, несмотря на случавшиеся неудачи, бесстрашие перед трудностями – всё это вызывало и вызывает гордость в моих глазах за своего папу. Я пробовала заниматься большим теннисом, но с течением времени забросила. Что-то мне помешало, виновата сама. Поэтому тема философии спорта мне интересна, как никакая другая. Она позволит не только расширить свой кругозор, но и позволит проанализировать себя и своих близких в контексте спортивных занятий.

Для написания реферата я буду использовать труд Б.Лоу под названием «Красота спорта», который позволит рассмотреть спорт не только с точки зрения физической нагрузки, но и со стороны прекрасного, эстетичного.

Цель работы: на основе литературных источников исследовать, в чем заключается красота спорта, какие параметры ему характерны.

Задачи работы:

1.Проанализировать критерии, по которым можно судить о красоте спорта;

2.Сделать вывод о совокупности всех критериев и их роли для спортсмена.

Глава 1. Неопределяемые понятия красоты спорта

В спорте существует множество характеристик. Б.Лоу выделяет категорию «неуточняемых, интуитивно ясных, неопределяемых параметров красоты спорта»1. Понятия этой категории объективны, они как бы даны нам в ощущениях, ясны на подсознательном уровне и едины для понимания. Это такие понятия, как «ритм», «гармония», «форма», «плавность», «изящество». Все они являются составляющими понятий «единство» и «совершенство». Принцип единства олицетворяет соединение тела и души человека в спорте. Совершенства же не существует, и как сказал Лорран Пшола: «…задача состоит в том, чтобы увидеть, насколько близко к совершенству мы можем подойти»2. Такое некое постоянное стремление быть лучше и лучше, ведь у нас нет определенной вершины, отчего нам ничего не остается, как всегда самосовершенствоваться.

По своей сути гармонию чаще всего ассоциируют с гибкостью тела. Ритмичные и гармоничные движения человека вызывают эстетическое наслаждение, а достигается оно за счет их плавности и согласованности. Не стоит забывать, что в восприятии элементов большую роль играет форма. Дэвид Юм подмечал, что «форма - это облик»3, а облик призван олицетворять красоту. На основе рассуждений этого философа, Б. Лоу демонстрирует сущность понятия «сила» в двух смыслах. В буквальном смысле сила равнозначна мощи, крепости и надежности. Если рассматривать силу как форму, то она выражается в упругости и качестве пластичности. Таким образом, форма несет в себе некую метафоричность.

Спортсмен регулирует свои действия, выбирая то или иное положение своего тела, прикладывая разную силу, и учитывая воздействие посторонних сил. Создается динамика движений в их развитии. Чем динамичнее движения, тем больше энергии излучает спортсмен, больше завораживает зрителей, вызывая у них ответные эмоции.

Стоит заметить, что сниженные динамические характеристики не представляют собой отрицательное явление. Для такого случая существует понятие плавности движений, предполагающее изысканность, грациозность, и проявляющееся не только в движениях спортсмена, но и при рассмотрении определенного физического явления. Автор приводит в пример соприкосновение лыж и снега, корпуса лодки и воды и т.д. Плавность является результатом динамической формы, близко по значению к гармонии, олицетворяет изящество, то есть это понятие является в некотором роде собирательным.

Спорт, какой бы он не был, это не только силовые нагрузки, спорт должен вызывать эстетическое наслаждение. Высшая точка профессионализма заключается в умении скрыть всевозможные следы напряжение в мускулатуре. Движения спортсмена подразумевают изящество, характеризующееся не только внешней красотой и грациозностью, но и проворностью, мастерством, стремлением сражаться до победного конца.

Определяя значение «ритма», обратимся к словам Платона, который сказал: «Ритм – это порядок в движении». Как, если не танцам, как нельзя лучше знать что такое ритм, это их неотъемлемая часть, выражающаяся в упорядоченности и точности движений. В спорте ритмичность носит обстоятельственный субъективный характер. Она возникает непроизвольно, вследствие нескольких согласованных повторяющихся действий и несет собой некую законченность «более масштабного единства»4. Чувство ритма и темпа не даны спортсмену сразу, они вырабатываются в процессе длительных тренировок, приобретения профессионального мастерства, как результат умения владеть собой и быть хозяином своих действий. Ритм позволяет спортсмену увереннее двигаться вперед, наращивать динамическую мощь.

За всем многообразием эстетических характеристик движений спортсмена, немаловажную роль играет его психологическое состояние. Человек в любой ситуации должен сохранять спокойствие и оставаться уравновешенным. Так и в спорте. Зачем? Во-первых, для того, чтобы сохранить выдержку, полностью реализовать свои возможности и не потерять уверенность в себе; а во-вторых, если мы говорим об эстетической стороне спорта, то вызывает уважение умение человека сохранить спокойствие в сложной, напряженной ситуации. Гросс и Стоун выработали такой подход, при котором, по их мнению, чрезвычайные ситуации могут возникнуть по причине некоторых факторов: спортивное пространство, спортивная среда, спортивный инвентарь, спортивная форма, само тело спортсмена. При нарушении баланса одного из перечисленных факторов спортсмен начинает терять самообладание. В итоге победителем окажется тот, кто проявит наивысшую уравновешенность.

Перейдем к физическим параметрам. Усилие можно трактовать с двух позиций, поэтому это понятие считается промежуточным между «определяемыми» и «неопределяемыми» параметрами, выделенными Б. Лоу. С точки зрения «неопределяемого», «усилие – расход энергии, независимо к какой цели она направлена»5, попытка к чему-либо. Усилие требует более основательного, продуманного подхода, поэтому анализ движений производиться с учетом различных характеристик, например, пространство, время, плавность и другие. Наслаждение усилием вызывает у спортсмена ощущения удовольствия, бодрости, воодушевления. Всё - таки усилие в большей мере раскрывается как эстетическая ценность, поэтому  ему присуща «более поэтическая значимость»6, нежели «аналитическая»7.

Подводя итог о неопределяемых понятиях спорта, можно сказать, что все они являются взаимосвязанными и дополняют друг друга. Они отражают эстетическую красоту движений и действий спортсменов, больше обращая внимания на эмоциональную и психологическую составляющую.

Глава 2. Определяемые параметры красоты спорта

«Быстрее, выше, сильнее» - это девиз Олимпийских игр, был предложен Пьером де Кубертеном. Эти слова являются девизом и для многих спортсменов. Эта  идеальная формула успеха нисколько не лишена эстетического содержания, но в ее реализации большую роль играю физические характеристики спортсмена. Именно они олицетворяют в классификации Б. Лоу категорию «более точных, определяемых параметров красоты спорта» - это «скорость, ловкость, отвага, справедливая игра»8, автором которых является Р. Тэйт Маккензи.

На протяжении многих веков ценность человеческой силы не ослабевает. Идеалом стойкости и безудержного стремления к победе является герой древнегреческих мифов Геракл. Его сила имела социальные границы, умение правильно распределить её в рамках этих ограничений в соответствии с общественным порядком   есть истинная красота. В тот момент, когда признается сила человека, всплывает обратная сторона успеха. После  достижения превосходных результатов атлет недолгое время находится в почете. Спорт очень изменчив. Одни герои приходят, другие – уходят. Как гласит известная пословица: «Нет дыма без огня». Чтобы достичь чего-то, нужно что-либо потерять, чем-то жертвовать. Так и силу неразрывно связывают с одиночеством.

Очарование скорости заключается в свободе и динамике движений, в разнообразии человеческих эмоций. Скорость реакции, ловкость в сочетании с точностью отражают вершину мастерства спортсмена, следовательно, несомненно, вызывают восторг и волнение зрителей. Скорость нуждается как в физическом самоконтроле, так и в контроле внешних обстоятельств. Существует такое состояние, когда человек, с одной стороны, контролирует ситуацию, но, с другой стороны, не может в полной мере быть уверен в последствиях своих действий. Такое состояние называется риск. Скорость всегда провоцирует к ее увеличению, рождает азарт. Когда спортсмен идет на риск, в напряжении замирают все зрители, ожидая дальнейшего разворота событий, создается интрига. Зачастую, именно на фоне этих эмоций зритель как можно лучше способен понять и оценить всю прелесть происходящего.

Точность в спорте зависит от множества факторов: это и соблюдение законов физики, скорость реакции, правильный выбор снаряжения и адаптация его под себя.  Во всем этом главную роль играют саморегуляция и контроль времени.

В физике мощностью называется работа, совершенная за единицу времени. Мощь спортсмена может проявляться во внешнем виде. При виде мускулистого, крепко сложенного человека на основе опыта мы приписываем ему силу и мощь, которые он может реализовать в спорте. Если рассматривать мощь в контексте какого-либо вида спорта, то она заключается в баллистическом эффекте силы. Знание этих правил позволяет грамотно распределить силу и достичь максимальной точности действия. Взаимоотношение мощи и равновесия создают твердую опору для уверенных движений и самоконтроля.  Ощущение такого взаимоотношения позволяет спортсмену верно оценить окружающую обстановку и условия, в которые он поставлен, что влечет за собой наслаждение усилиями.

Сочетание всех вышеперечисленных составляющих  личности спортсмена являются прочной базой для достижения успеха. Для того, чтобы победить, необходимо использовать всевозможные технические приёмы и максимально реализовывать свои физические возможности. При совокупности всех этих слагаемых на первый план выходит стратегическое мастерство – грамотный и выгодный ход действия спортсмена или команды. Реализация этого хода осуществляется различными тактиками. Сильнее всего такие приемы выражены в соревновательных видах спорта, где команда проверяет эффективность своих действий и вынуждена постоянно совершенствоваться для достижения желаемого результата. Красота соревнования не в конечном счете, победителе, а в самом процессе, в мастерстве игры. Но цель игры не стремление к красоте,  а победа. Подчиняя красоту победе, спорт становится красив.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пьер де Кубертен в своей «Оде спорту» пишет:

«О спорт! Ты — наслаждение!

Ты верный, неизменный спутник жизни.

Нашему духу и телу ты щедро даришь радость бытия»9.

Эти слова точно выражают значимость спорта для человека. С каждым днем он приобретает всё большее социальное значение в обществе, что является подтверждением тому, что спорт прекрасен во всём своём проявлении. Действительно, спорт – это наслаждение. Победа над собой, над соперником, преодоление трудностей и препятствий, самосовершенствование, наслаждение тем, чем ты занимаешься – всё это доставляет человеку неимоверное удовольствие, придает силы и здоровье.

«Ты — мастер гармонии.

"Ты делаешь нас сильными, ловкими, статными, исправляешь недостатки, с которыми мы рождаемся»10.

Спорт может исчезнуть из жизни человека, но ловкость, статность и другие сформировавшиеся свойства личности останутся с человеком на всю жизнь. В этом свою роль сыграют те «неопределяемые параметры красоты спорта»: гармония, ритм, изящество, которые формируют в человеке прекрасную эстетическую сторону.

«Ты утверждаешь — надо мечтать. Надо сметь. Надо дерзать»11.

Спорт прекрасен целеустремленностью и волей к победе. Такие качества присущи далеко не всем. Главное в спорте – не сломаться и продолжать идти вперед навстречу своей мечте. Сильного и волевого человека уважают, им восхищаются.

«Ты способствуешь совершенству человека — самого прекрасного творения природы.

Ты — устремленность»12.

Красота спорта заключается не только в самом зрелище какого-то спортивного действия, движении спортсмена, но и в том, что спорт совершенствует личность человека, двигает ее вперед, навстречу прогрессу и совершенству. Только в совокупности физических и эстетических качеств спортсмен достигнет успеха.

Как мы видим, спорт – это искусство, которое необходимо постигать.

Таким образом, я реализовала цель своей работы и  решила поставленные задачи.

Библиография

  1.  Кубертен П. де, Ода спорту - 1987
  2.  Лоу Б. Красота спорта. Междисциплинар. исслед. – 1984

1  Лоу Б. Красота спорта. Междисциплинар. исслед. – 1984  С. 114

2  Цитата: там же.  С. 116

3  Цитата: там же.  С. 119

4  Лоу Б. Красота спорта. Междисциплинар. исслед. – 1984  С. 123

5  Лоу Б. Красота спорта. Междисциплинар. исслед. – 1984  С. 128

6,7 Там же. – С. 128

7

8  Лоу Б. Красота спорта. Междисциплинар. исслед. – 1984  С. 135

9   Кубертен П. де, Ода спорту - 1987

10 Там же.

11  Кубертен П. де, Ода спорту - 1987

12  Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58563. Чергування о, е з і у коренях слів 62 KB
  Мета: На основі практичних вправ ознайомити учнів із чергуванням голосних у словах спільнокореневих слів; закріплювати знання про будову слова; розвивати вміння зіставляти узагальнювати; формувати навички самостійної роботи з підручником...
58564. Про що розповідає музика 57.5 KB
  Робота над вивченням нової пісні. Показ пісні з попередньо поставленим запитанням. Поміркуйте чи трапляється влітку те що описане в цій пісні. Аналіз пісні Яка ця пісня за характером веселаграйливасвітла В якому темпі виконана жваво.
58565. Музичний дощик 239 KB
  Навчальна: Розучування пісні Ой єсть в лісі калина слухання та розучування пісні Іди іди дощику слухання В.Слухання пісні Іди іди дощику Вчитель: Одним із музикантів у природі є дощик. озучування пісні Іди іди дощику...
58566. Урок музики та позакласна музично-виховна робота в сільській школі 81.5 KB
  Фольклор і повязана з ним система музичних знань умінь і навичок учнів мають визначати основний зміст роботи вчителя музики сільської школи забезпечувати принципи структурної єдності музичного виховання і освіти на етапах: учбовий матеріал діяльність вчителя його художньоестетична орієнтація; 2. Проведення в рамках шкільного уроку музики комплексного вивчення музичних та літературних фольклорних джерел з метою формування в учнів міцних асоціативних звязків між народною музикою літературою і образотворчим мистецтвом;...
58567. Музичний мультфільм конспект уроку 51.5 KB
  Виконання пісні за допомогою графічного зображення Прослухаємо слова пісніа потім будемо рухати сніжинку. Прослухаємо слова Буде ковзанка весела бпроплескати ритмоскладами Проговоримо слова.
58568. Музичні звуки: голосні та тихі. Розучування пісні «Півникове горе». Слухання музики: Дмитра Кабалевського «Сурмач і луна», Петра Чайковського «Баба-яга» 46.5 KB
  Діти називають правила: Сидіти під час співу потрібно рівно руки тримати на колінах; Дихання набираємо спокійно наче нюхаємо квіти не піднімаючи плечей; Розподіляємо повітря так щоб його вистачило на всю музичну фразу; Під час співу слухаємо своїх товаришів не викрикуємо прислухаємось до звучання інструмента; Голосні звуки співаємо округлено виразно чітко. Давайте заспіваємо звук соль.Я граю і співаю Повторюємо разом тільки співаємо протяжно і рівним звучанням. Я граю і співаю Також співаємо дзвінко і протяжно.
58569. ТЕОРІЯ Й МЕТОДИКА МУЗИЧНОЇ ОСВІТИ В ПОЧАТКОВИХ КЛАСАХ ШКІЛ АДИГЕЇ 550.5 KB
  Учителеві варто визначати пізнавальну цінність кожного твору й звязувати це з конкретними завданнями музичного навчання й виховання, що дозволить знайти методично вірні шляхи подачі музичного матеріалу на уроці.
58570. В концертном зале. Картинки с выставки 59 KB
  Цель: познакомить с жизнью и творчеством М.П.Мусоргского; способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления, музыкальной речи; способствовать воспитанию интереса к предмету.
58571. Что мы знаем о марше? 20.5 KB
  Задачи: с помощь выполнения комплекса физических упражнений способствовать укреплению и сохранению здоровья; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности...