99205

Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в внеклассной деятельности по математике

Курсовая

Педагогика и дидактика

Теоретические основы организации внеклассной работы по математике в начальных классах. Роль внеклассной работы по математике в формировании знаний умений и навыков учащихся начальных классов. Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в внеклассной деятельности по математике. Методические рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса к математике у младших школьников посредством внеклассной деятельности.

Русский

2016-08-06

377.5 KB

13 чел.

Содержание

[0.1] Введение

[0.2] Глава 1. Теоретические основы организации внеклассной работы по математике в начальных классах

[0.3] Роль внеклассной работы по математике в формировании знаний, умений и навыков учащихся начальных классов

[0.4] Глава 2. Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в внеклассной деятельности по математике

[0.5] 2.1 Констатирующий эксперимент

[0.6] 2.3. Методические рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса к математике у младших школьников посредством внеклассной деятельности

[0.7] Заключение

[0.8] Список использованной  литературы

[0.9] Приложение 1 . Неделя математики

Введение

Актуальность темы  работы объясняется тем, что усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению - одна из проблем       современного образования. На одном полюсе концентрируются школьники с       чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует   школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование интереса к   учёбе - одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках   школьной, так и внешкольной работы.

Интерес - один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных   психологических закономерностей.

Но при этом проблема формирования интереса к обучению младших школьников, несмотря на актуальность темы,  разработана недостаточно. Проблемами мотивации занимались и классики педагогики – Эльконин, Гальперин,  Коломинский, но мало внимания уделялось именно младшему школьному возрасту.

В современной школе математика служит опорным предметом, она служит основой для изучения многих смежных дисциплин. Явно выраженный у прагматически настроенной молодежи интерес к изучению математики в концепции гуманизации и гуманитаризации образования в целом входит в противоречие с нормативами конструирования новых учебных планов, где в общей учебной парадигме заметно снижение урочных часов на математику. Это противоречие, как мы считаем, должно быть нейтрализовано четко организованной и сбалансированной системой взаимодействия классно-урочных и внеурочных форм обучения математике.

Нельзя сказать, что проблема организации и содержания внеклассной работы по математике не была объектом внимания методистов высшей школы и учителей-практиков (М.Б. Балк, Н.Я. Виленкин, И.Я. Депман, А.П. Доморяд, А.З. Зак, В.А. Игнатьев, Б.А. Кордемский, А.Я. Котов, Я.И.Перельман, А.А. Свечников,-П.И. Сорокин, В.П. Труднев и др.), однако в реализации ее, как правило, преобладает рецептурно-прагматический подход: в большинстве своем - разработки конкретных внеурочных мероприятий по математике. Фундаментальных исследований специфики внеклассной работы как для начального курса математики, так и для среднего и старшего школьного звена, как представляется, пока не проводилось.

Существующее противоречие между недостаточной разработанностью проблемы в педагогической науке и реальной потребностью эффективного внедрения в учебный процесс современной начальной школы совместной внеклассной предметной деятельности учителя и учащегося определяет актуальность исследования по теме «Формирование познавательного интереса у младших школьников по математике во внеклассной деятельности».

Основная цель исследования состоит в разработке теории и практики проведения внеклассной работы по математике для младших школьников.

Объектом исследования является процесс формирования познавательного интереса к математике у младших школьников.

Предметом исследования явилась система внеклассной работы по математике  у младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что продуктивное формирование познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе по математике возможно при условиях:

а) если внеклассная работа будет рассматриваться как компонент учебного процесса, тесно взаимосвязанный с классно-урочными занятиями;

б) если будет выстроена сбалансированная система внеклассной работы по дисциплине.

Для достижения цели и проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

- изучить имеющиеся сведения по данной теме;

-  рассмотреть особенности развития познавательного интереса у младших школьников;

-  охарактеризовать методические основы внеклассной деятельности младших школьников по математике;

- провести опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста ;

- разработать рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса к математике во внеклассной деятельности младших школьников.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; различные виды эксперимента по проверке гипотезы исследования.

Методологическую основу исследования составили: основные положения теории познания; философская концепция системного подхода; работы по проблемам дидактики и теории воспитания; концепция профессионально-педагогической направленности преподавания математических дисциплин; труды психологов, педагогов, специалистов в области теории и методики обучения математике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации по формированию познавательного интереса к математике во внеклассной деятельности могут быть использованы в работе учителей начального звена общеобразовательной школы.

Работа состоит из ведения, двух глав, списка использованной литературы, заключении, приложений.

Глава 1. Теоретические основы организации внеклассной работы по математике в начальных классах

  1.  Роль внеклассной работы по математике в формировании знаний, умений и навыков учащихся начальных классов

Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную газету, награждением грамотами, книгами, сувенирами и т.д.

Само участие ученика в факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе. Тем не менее, и к этой категории школьников целесообразно для максимального развития их индивидуальных способностей и интересов, удовлетворения потребностей широко применять дифференциацию обучения на факультативных и кружковых занятиях и индивидуальный подход в организации и руководстве их самообучения.

В подготовительной работе учащихся к внеклассным занятиям целесообразно выделить два аспекта: организационный и дидактический.

1. Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к внеурочным занятиям математикой, привлечь их к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях, к занятиям в математическом кружке или факультативе.

2. Дидактическая же роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях математикой во внеурочное время, помочь закрепиться в кружке или факультативе, поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься математическим самообучением, тем самым создавая базу каждому для дальнейших личных успехов.

Многообразны виды и приемы подготовительной работы с учащимися.

Например, от дидактических игр на уроке математики между рядами легко перейти к командным состязаниям между классами, среди победивших рядов. Команды встречаются после уроков. Не придется особо приглашать болельщиков, они сами придут. А если вывесить заранее объявление о предстоящих состязаниях, или объявить о нём через школьный радиоузел, то придут и любопытные и сочувствующие из других классов.

Подготовительную работу к организации математического кружка проводят более тщательно. Это использование индивидуальных бесед, в ходе которых выясняются интересы и потребности школьников, исторические экскурсии, решение занимательных задач, рассказы о содержании работы кружка и возможные программы.

В результате подготовительной работы количество пришедших на первое занятие будет вполне удовлетворительным. Вот на следующее занятие могут прийти не все. Это во многом будет зависеть от методики проведения первого занятия, его эффективности с учётом индивидуальных особенностей учеников, так как среди них будут, как способные, так и менее способные к математике, как хорошо подготовленные, так и слабоуспевающие. Обычно для последней категории школьников можно найти интересные и доступные для них задания, не допуская отсева, всемерно осуществляя на практике дифференциацию обучения и индивидуальный подход.

Проведение всякого внеклассного мероприятия требует подготовки. Подготовительная работа к каждому из них имеет различную продолжительность и трудоёмкость.

Больше всего сил и времени у учителя и учащихся требует подготовка математического вечера. Поэтому математические вечера в школе проводят сравнительно редко (один раз в четверть или полугодие).

Подготовка к викторине имеет другой характер. Здесь в основном готовится учитель. Он готовит на компьютере материал для показа на интерактивной доске с вопросами и заданиями для учащихся.

Приведены два крайних случая. В остальных же, как правило, в подготовительную работу учитель в той или иной мере задействует учеников.

Во всех случаях привлечение родителей учеников к подготовке (и проведению) внеурочных мероприятий педагогически оправдано.

Значительной подготовительной работы требует организация и проведение факультативов.

Прежде всего, целенаправленно и настойчиво следует вести пропаганду математических факультативов. Нельзя обольщаться тем, что среди всех факультативов математические не на последнем месте по выбору их школьниками.

Во многих школах запись учащихся в группы факультативов начинается лишь с начала учебного года и, не набрав необходимого минимума желающих, официально не открывают математический факультатив по программе этого класса.

В школах, где к факультативам относятся серьёзно, подготовка к формированию групп факультативов проводится заблаговременно, в конце учебного года, с тем, чтобы к 1 сентября иметь уже укомплектованные на основе строгой добровольности группы.

В целях популяризации математических факультативов среди учащихся и их родителей можно использовать математические вечера, устные математические журналы, стенную печать, школьные радиопередачи, беседы, встречи, конференции.

Математические вечера в школе при соответствующей их организации можно использовать в качестве массового и действенного средства популяризации факультативов. Этой цели служат и тематика вечера, и само участие в его проведении школьников, уже посещающих факультатив. Можно указать некоторые темы вечеров : «Математика вокруг нас», «Как мы вычисляем», «Функции и графики в технике (на производстве») и другие.

На занятиях математического кружка учитель может при решении некоторых задач обратить внимание на то, что на факультативных занятиях будут рассматриваться классы аналогичных задач, решаемые на основе общей идеи, привести математические факты, являющиеся отдельными звеньями более общей теории, которая будет в старших классах предметом более тщательного изучения на факультативных занятиях.

Подготовку учеников к успешному изучению факультативов можно проводить на занятиях математического кружка. Например, в кружке в VII классе проводились занятия, посвященные некоторым вопросам арифметики и создающие учебную базу для соответствующего факультатива в VIII классе по избранным вопросам арифметики. Другие же специальную подготовку к изучению факультативных курсов проводят на уроках математики или на факультативных занятиях в предшествующие годы обучения, связав, таким образом, факультативные курсы для последовательного обучения в течение нескольких лет.

Как ни заманчива идея проведения на уроках, занятиях кружка или предыдущих факультативных курсах специальной предварительной подготовки учащихся к изучению тех или иных факультативных курсов с целью достижения успешного изучения их учащимися, она вызывает существенные возражения.

1. Проведение на уроках математики специальной подготовительной работы к вводимым в последующие годы факультативным курсам может привести к неоправданному акценту на отдельные математические факты, к заострению одних вопросов программы систематического курса математики в ущерб другим, что повлечет за собой сужение общеобразовательной математической подготовки учащихся.

Кроме того, такая подготовительная работа, проводимая на уроках, вызывается потребностью не всех учеников класса, а только тех, кто в последующем учебном году будет изучать математику на факультативных занятиях, и только для них эта предварительная подготовка окажется нужной, а для остальных в этом (подготовительном) смысле бесполезной.

2. Если на занятиях математических кружков основное внимание уделять вопросам подготовки учащихся к усвоению материала какого-либо факультативного курса по математике, вводимого в последующие годы, то это может привести к сужению тематики кружковых занятий, имеющих основной целью развитие у учащихся разностороннего интереса к математике. Кроме того, в следующем году могут изъявить желание записаться в группу факультативных занятий те учащиеся, которые в предыдущем году не посещали занятий этого математического кружка и не получили запланированной предварительной к изучению данного курса подготовки. Этим учащимся придётся отказать в записи (что противоречит принципу свободного выбора факультатива любым учащимся) или же организовать для них дополнительные занятия, консультации, индивидуальные задания, ставящие целью подготовить учащихся к усвоению материала курса, что сопряжено с большими организационными и методическими трудностями.

3.В плане развития факультативов происходит значительное увеличение числа факультативных курсов для выбора, и специальная подготовительная работа к каждому факультативному курсу в отдельности на уроках и кружковых занятиях окажется практически невозможной.

4.Предложение изучать систему факультативных курсов, развивающих определенную теорию поэтапно, когда изученный на занятиях материал рассматривается как подготовительный и служит базой для факультативных курсов, вводимых в последующих классах, также вызывает серьёзные возражения. При указанном способе построения системы факультативных курсов материал каждого следующего этапа базируется не только на общеобязательном материале систематического курса, но и на материале факультативных курсов предыдущих лет обучения. Поэтому для успешного овладения материалом таких связанных одной идеей факультативных курсов учащемуся нужно изучать их с самого начала в течение нескольких лет.

Учащихся, с их несложившимися интересами и несформировавшимися потребностями нельзя ставить в жесткие рамки систем курсов; у них должна быть система выбора, возможность испытать свои интеллектуальные силы в нескольких кружках и факультативах, чтобы выбрать действительно тот, который более всего соответствует их индивидуальным особенностям и склонностям. Лишь в X классе, когда познавательные интересы и потребности учащихся в основном сформированы, целесообразно вводить факультативные курсы, рассчитанные на изучение в течении двух лет.

Таким образом, материал факультативных курсов должен базироваться на общеобразовательном материале систематического курса. Только факультативные курсы XI класса могут являться продолжением и развитием факультативных курсов X класса. При этом основная предварительная подготовка учащихся к изучению факультативных курсов будет заключаться в обеспечении прочного и осознанного усвоения всеми учащимися математических знаний, в формировании умений и навыков, предусмотренных программой систематического курса школьной математики.

Но в процессе проведения факультативных занятий по математике возникает потребность в проведении дополнительной подготовки учащихся к изучению материала факультативных курсов. Такая подготовка осуществляется на самих факультативных занятиях и предназначена для тех курсов, которые изучаются в этом же году, когда указанная подготовительная работа проводится.

Необходимость проведения на факультативных занятиях того или иного вида подготовительной работы следует из конкретных условий, сложившихся в данной группе факультатива по математике. Это прежде всего состав учащихся, уровень их математической подготовки и умственного развития.

Подготовительная работа эффективна, если она проводится в условиях дифференциации обучения с учётом индивидуальных особенностей личности обучаемых.

Необходимость математического развития, начиная с начальной школы, отмечается многими ведущими российскими учеными (В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.). Это обусловлено тем, что на протяжении дошкольного и младшего школьного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности.

Многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас и невозможным (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова).

В психологии термин "развитие" понимается как последовательные, прогрессирующие существенные изменения в психике и личности человека, проявляющиеся как определенные новообразования. Положение о возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие ребенка, было обосновано еще в 1930-е гг. выдающимся российским психологом Л.С. Выготским. Одну из первых попыток практически реализовать идеи Л.С. Выготского в нашей стране предпринял Л.В. Занков, который в 1950-1960-е гг. разработал принципиально новую систему начального образования, которая нашла большое число последователей.

Теоретическое знание, мышление и учебную деятельность поставили во главу угла авторы другой теории развивающего обучения - Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они считали самым важным изменение позиции ученика в процессе учения. В отличие от традиционного обучения, где ученик является объектом педагогических воздействий учителя, в развивающем обучении создаются условия, при которых ученик становится субъектом обучения.

Сегодня эта теория учебной деятельности признана во всем мире в качестве одной из наиболее перспективных и последовательных в плане реализации известных положений Л.С. Выготского о развивающем и опережающем характере обучения.

В русле развивающего обучения появилось много различных программ и средств обучения математике не только для начальных классов, но и для средней и старшей школы. Авторы учебников по-разному понимают развитие личности в процессе изучения математики. Одни делают акцент на развитии наблюдения, мышления и практических действий, другие – на формировании определенных умственных действий, третьи - на создании условий, обеспечивающих становление учебной деятельности, развитие теоретического мышления.

Проблема развития математического мышления в обучении математике не может быть решена только за счет совершенствования содержания образования (даже при наличии хороших учебников).

Преподавание математики в условиях ФГОС требует от учителя принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеклассной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности своих подопечных.

Многие педагоги полагают, что развитие математических способностей ребенка возможно только при наличии существенных природных данных к этому, т.е. наиболее часто в практике обучения считается, что развивать способности нужно только у тех детей, у которых они уже есть. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития математических способностей показывает: все без исключения исследователи (как отечественные, так и зарубежные) связывают ее, математическую способность, не с содержательной стороной предмета, а с процессом, организацией мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность – это основной вид деятельности математика, его орудие – карандаш и лист бумаги.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся.
Значение внеклассной работы по математике с младшими школьниками состоит в следующем:

1. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения «…Ни один наставник не должен забывать,— говорил К. Д. Ушинский,— что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»
2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр, в конструировании различных
геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, чтобы с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру и т. д.

3. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни: при отборе числовых данных во время экскурсии на производство, в поле при сборе урожая, на животноводческую ферму и т. д., при составлении задач на основе собранного числового материала, при непосредственном измерении площадей участков под сельскохозяйственными культурами, при наблюдении за взвешиванием собранного урожая, при учете надоя молока.

4. Внеклассная работа по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества (в связи с совместной работой по выпуску стенгазет, при организации командных соревнований на занятиях, в процессе клубной работы и т. д.), накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.

5. Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках обычно руководствуются прежде всего не логическими рассуждениями, а чувствами. При этом речь идет главным образом о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной
деятельностью,— так называемых интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности и вытекающими из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости
или скорби, гордости и огорчения и др.).

6. Главное ж е значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей
младших школьников. При этом надо учитывать, что понимается под математической способностью. На основании исследования В. А. Крутецкий по этому поводу сделал следующие выводы
«1) способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и
оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

2) способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

3) способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

4) способность к «последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

5) способность сокращ ать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

6) способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

7) гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свободу от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов. Эта особенность мышления важна в творческой работе математика;
8) математическая память… это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) способность к пространственным представлениям».

По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа по математике имеет ряд особенностей:
1. По своему содержанию она строго не регламентирована государственной программой. Однако на внеклассных занятиях математический материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Это означает, что при подборе заданий по математике для внеклассных занятий непосредственная связь с текущим программным материалом желательна, но не обязательна. Надо исходить только из общего уровня знаний и умений учащихся по математике. Это означает также, что сами задания по математике по форме не обязательно должны быть точно такими, какие встречаются на уроках (решение примеров, задач и пр.).

2. Если уроки во всех отношениях планируются на 45 минут, то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 2— 3 минуты, и на целый час.

3. Если классно-урочная форма требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку, с учетом микрорайона жительства, то для внеклассной работы по математике дети из данной школы могут объединяться в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных
классах; при этом группы создаются на добровольных началах.

Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеклассной работы, может меняться (например, состав редколлегии математической газеты).

4. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, математические уголки, викторины и олимпиады, клубы, экскурсии и т. д.

5. Особенностью внеклассной работы по математике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

Однако внеклассная работа с классно-урочной имеет общие черты.

1. Методологической основой обучения в том и другом случае является марксистско-ленинская теория познания, которая В. И. Лениным кратко выражена формулой: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной
реальности».
2. В обоих видах работы в процессе обучения младших школьников соблюдаются одни и те же дидактические принципы:

научность, сознательность и активность учащихся, наглядность, индивидуальный подход.

3. Оба вида работы как две части единого учебно-воспитательного процесса не только содействуют формированию знаний, умений, навыков и любви к математике, но и воспитанию моральных качеств будущего строителя коммунистического общества.

Воплощение в жизнь результатов мыслительной деятельности – один из мощнейших факторов развития цивилизации сегодняшнего дня. Таким образом, мы полагаем, что работа над развитием математических способностей необходима в отношении каждого ребенка, независимо от его природной одаренности. Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и государство предоставляет право каждому им воспользоваться.

1.2. Сущность интереса младших школьников к изучению математики

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшем знания и умения, приобретенные в ходе ее изучения, и первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в старших классах школы. Изучение математики на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие мышления младших школьников: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;

- освоение ими начальных математических знаний; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;

- вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов);

- понимать значение величин и способов их измерения;

- использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;

- работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений;

- проявлять математическую готовность к продолжению образования.

- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Математика является основой развития у младших школьников познавательных действий, в первую очередь логических, например, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.

Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей, когда эти задания не обязательны для него?

Во всяком случае не принуждение. Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения.

Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на внеклассных занятиях может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к тем математическим, логическим заданиям, которые он предлагает в процессе внеклассной
работы. Вызванный у детей интерес к отдельным заданиям, к математике вообще послужит стимулом для их участия в выпуске математической газеты, создания математического уголка, активного участия в математических викторинах, экскурсиях и т. п. Происходит и обратное влияние: участие в интересных математических экскурсиях, викторинах, в выпуске газет, в занятиях, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес и к самой математике.

Чтобы возбудить интерес к внеклассной работе, прежде всего к внеклассным занятиям по математике, надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и превращается в приятное удивление. При непродуманной ситуации может быть и наоборот: возникнуть неприятное удивление. Поэтому важно на начальной стадии организации внеклассной работы по математике создавать ситуации для приятного удивления. Надо учитывать, что удивление вызывает у детей более острое, сосредоточенное внимание. Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, со стремлением их увидеть на математическом фоне что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную
деятельность учащихся.

Привлечь первоначальное внимание детей к внеклассному занятию по математике, например, можно разными средствами: особым, красочным оформлением классного помещения, в котором отражалось бы удивительное сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, необычными вступительными словами учителя, создавшего этим ситуацию, в которую включены любимые детьми герои современных сказок и рассказов. Математика и сказки! Математика и любимые герои. Разве это не привлечет внимание ребят и не вызовет у них радостного удивления? Удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки, шарады, ребусы, несложные логические упражнения.
Интерес, как и другой вид эмоционального состояния, имеет явное внешнее выражение на лицах детей, в их поведении, в словесных откликах. По этим внешним признакам учитель всегда может судить о том, вызван ли у детей интерес к данному внеклассному
виду работы или нет. Однако приходится иногда со жалеть,
что некоторые учителя на внеклассных занятиях в моменты повышенного интереса детей, во время вдохновенной мыслительной их работы, сопровождаемой внешним их возбуждением, бывают слишком строги к поведению ребят, стараясь заглушить в зародыше естественное внешнее проявление детьми своих
чувств. В результате у детей нечетко сохраняются следы того удовольствия, тех чувств, которые возникли у них на внеклассных занятиях. С полной уверенностью мы утверждаем, что при соблюдении определенной меры на внеклассных занятиях можно допускать более свободное, чем на уроках, переживание детьми удовольствий, с более свободным внешним их проявлением. Тогда у детей будет дольше сохраняться тот заряд интереса, который возник во время внеклассной работы, и служить стимулом к участию в последующих видах этой работы. Значительно лучше,
скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны,
вызвали живые, яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.
Привлечь внимание детей и вызвать их удивление — это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко; труднее удержать интерес к внеклассной работе по математике и сделать его достаточно стойким. Выше мы отметили, что для сохранения дальнейшего интереса к внеклассной работе по математике нужно, чтобы дети не растеряли те чувства удовольствия, которые возникли у них на занятиях. Но это лишь один из приемов. Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной
деятельности во время внеклассных занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики. Этот процесс сложный, длительный, и его результаты зависят главным образом от педагогического мастерства
учителя. В этом процессе нет готовых рецептов. Однако есть некоторые общие положения, которые не новы, но которых следует придерживаться в процессе воспитания интереса к математике. При организации внеклассной работы по математике надо добиваться максимальной деятельности каждого ученика - организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий. Надо, чтобы каждый представлял себя или был действительно активным участником той ситуации, которую организовал учитель. (Это относится и к ситуации, описанной в задаче, к проводимой игре, к изготовлению наглядных пособий, к выпуску стенной газеты, плакатов, к созданию математического уголка и т. п.)

Материал, преподносимый учителем или предлагаемый отдельными учениками, должен быть понятен каждому ученику, иначе он не вызовет интереса, так как будет лишен для них смысла. Для поддержания интереса во всяком новом должны быть определенные элементы старого, известного детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки. По отношению к большинству участников внеклассной работы необходимо для выполнения математических заданий предусматривать оптимальное соотношение между новыми и старыми знаниями и умениями.

Перегрузка заданий применением только старых знаний и умений или только новыми снижает интерес к этим заданиям. Оптимальное соотношение между указанными знаниями и умениями создает условия для достаточно длительного сохранения интереса детей к математическим заданиям.

Для облегчения перехода от известного к неизвестному в процессе внеклассных занятий по математике полезно использовать различные виды наглядности: полную предметную наглядность, неполную предметную наглядность, символическую и представления по памяти,— исходя из того уровня развития в сознании учащихся, на котором находятся соответствующие математические понятия. Особенно умело и вовремя надо использовать детское воображение. Оно у них яркое, значительно сильнее интеллекта. Поэтому не удивительно, что волшебные сказки и для младших школьников еще незаметно вплетаются в действительность и служат прекрасным средством не только развлечения, но и воспитания и развития. Устойчивый интерес к внеклассной работе по математике и к самой математике поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю. На самих занятиях постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учащихся. Учитель всегда может выявить силу возникшего интереса к математике. Она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения математических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением математических проблем.

Глава 2. Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в внеклассной деятельности по математике

2.1 Констатирующий эксперимент

Опытно – экспериментальная работа  по формированию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста  проходила на базе МОУ-СОШ № 11.

В эксперименте участвовали учащиеся 3 «В» класса .

Цель – формировать познавательный интерес к математике у детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности

Задачи:

1. Определить исходный уровень познавательного интереса к математике у младших школьников во внеклассной деятельности.

2. Провести работу по формированию познавательного интереса к математике у детей младшего школьного возраста.

3. Определить эффективность проведенной работы.

4.  Разработать рекомендации для педагога по формированию  познавательного интереса к математике у младших школьников во внеклассной деятельности.

Гипотеза исследования:  система внеклассной работы по математике будут способствовать формированию познавательного интереса к предмету у детей младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех экспериментов:

1. Констатирующего;

2. Формирующего;

3. Контрольного.

Констатирующий эксперимент проводился на исходном этапе эксперимента.

Цель – выявить исходный уровень познавательного интереса к математике у младших школьников.

Задача – провести внеклассное мероприятие по математике и проанализировать исходный уровень познавательного интереса к математике в классе.

Для диагностики познавательного интереса к математике была использована методика  Пономаревой Светланы Федоровны, которая считает что форма математического КВН способствует выявлению уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста [18, c. 19].

Внеклассное мероприятие "Математический КВН"

В КВНе принимают участие 3 команды по 5 человек, двое ведущих, а также участники художественной самодеятельности (5 человек). Уровень познавательного интереса  к предмету исследовался у участников команд (15 человек).

Ведущий:

Внимание! Внимание!

Приглашаем всех мальчишек, и девчонок отправиться, в веселую страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.

Не в театральном представлении,

А среди наших школьных стен

Мы увидим сейчас веселый

Математический КВН.

Уже готово все к сраженью

Команды лишь сигнала ждут.

Одну минуточку терпенья

Я вам представлю грозный суд

(представление жюри)

Болельщиков предупреждаем,

Что встреча будет горяча

И поэтому мы вам желаем

Болеть без вызова врача.

Ведущий:

Приветствие (каждая команда говорит свое приветствие, оценивается по пятибалльной шкале)

1 команда-«ЛОМ»- Любим очень математику

2 команда-«Угол» Умей грести очки лопатой

3 команда-«Пупс» - Пусть ум победит силу

Ведущий:

Первый конкурс начинаем

Победителей узнаем

Здесь задачки и загадки

За разгадку – вам награда.

I конкурс. Разминка

(ведущие по очереди задают вопросы командам)

1 команда:

1) Сколько концов у двух палок?

2) У какой фигуры нет начала, ни конца?

3) На столе лежала яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит

на столе?

2 команда: 1) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок осталось?

2) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

3) На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они

покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?

3 команда:

1) У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади.

Сколько лап у собаки?

2) Сколько горошин может войти в один стакан?

3) Я так мила, я так кругла

Я состою из двух кружков

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружков. (8)

Ведущий:

II конкурс. Внимательная команда

На доске вывешиваются различные геометрические фигуры разного цвета. 30 секунд команда смотрит на них и запоминает. Затем все отворачиваются, убирает одна фигур. Команда должна назвать фигуру, которая, по ее мнению, пропала. Затем повторяется со 2, 3 командой.

Ведущий:

Кто в школе смог быть капитаном,

Тому открыты все пути:

Владеть он будет океаном,

Воздушным, водным и земным.

III конкурс. Конкурс капитанов

Отгадать слова записанные ребусами (4 балла за отгадку ребуса).

3 Б У Н А

К О 100 Ч К А

С В И 100 К

Ведущий:

Пусть всякий знает

Кто же лучше вычисляет!

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать!

IV конкурс. Математическая эстафета

Выносится дерево, на дереве висят груши, яблоки и т.д. на них написаны примеры, каждому по примеру. Ребята выходят по очереди срывают фрукт, пишут на доске (чтобы все видели) решение, какая команда быстрее.

12+17= 13-3= 14+5= 19-12= 15+22= 16+31= 17-11= 18+41= 19-14=

Ведущий:

Вы, ребята, все устали,

Много думали, считали,

Отдохнуть уже пора

V конкурс.

Каждой команде нужно нарисовать человека из цифр. Используя несколько цифр от 0 до 9. За каждую использованную цифру 1 балл. Рисунки передаются жюри, жюри считает

Пока команды рисуют проводиться конкурс с болельщиками.

Ведущий:

1.Загадки:

1. Вид ее – как запятая

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев

А ее лентяи – нет. (2)

2. Не похож он на пятак,

Не похож на бублик,

Круглый он, да не дурак,

С дыркой, да не бублик. (0)

3. У кого одна нога,

Да и та без башмака? (7)

2.Назовите сказки или песни, в которых есть цифры.

Ведущий:

VI конкурс. Урок математики

Всем членам команды на грудь вешают таблички с номерами от 1 до 5. в 5-6 шагах перед каждой командой ставят 2 стула. Ведущий громко объявляет какое-либо действие, играющие должны быстро подсчитать результат, и те из них, у кого таблички с цифрами бегут и садятся на приготовленные стулья так, чтобы зрители могли подсчитать сумму.

Команда, быстрее выполнившая задание, получает одно очко. Примеров может быть несколько, чтобы каждый участвовал в игре, хотя бы по одному разу.

23+12 = 32+11= 95-64= 35-12= 67-36= 59-27= 31+14=

43+2= 12+10=

Пока жюри подводит итоги, шестиклассники показывает инсцинирование стихотворения:

Треугольник и квадрат

Жили, были два брата

Треугольник с квадратом

Старший квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!»

Но квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я квадрат»

И сказал еще нежней:

»Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился, был квадратом,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел, он нет квадрата

Онемел, стоял без слов

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!?»

Ведущий: Вот закончилась игра,

Результат узнать пора

Кто же лучше всех трудился,

И в КВНе отличился?

Жюри объявляет победителей, идет награждение.

По результатам заданий мы составили диаграмму (Рисунок 1) из которой видно, какие задания вызвали затруднения у младших школьников.

Рисунок 1 Результаты активности и качества выполнения заданий констатирующего этапа эксперимента

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили для себя дальнейшую работу по активизации познавательной деятельности на занятиях математические знания в применения различных дидактических форм, методов и средств .

Для повышения уровня нами была разработана система работы по использованию дидактических игр для младших школьников  .

2.2 Формирующий эксперимент

Второй этап исследования – формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента была проведена  «Неделя математики» (приложение 1).

Наблюдения показали, что учащиеся с большим интересом и увлечением включились в работу, выполняли все предложенные задания.

Третий этап исследования – констатирующий эксперимент

Цель – выявить уровень познавательного интереса к математике на заключительном этапе работы.

Задачи:

- провести диагностику;

- обработать полученные результаты;

- разработать рекомендации по организации системы работы по математике во внеурочное время.

Констатирующий эксперимент на заключительном исследования так же проводился в форме математического КВН, только с другими заданиями.

Первый  конкурс. Разминка

(ведущие по очереди задают вопросы командам)

1 команда:

1) Отгадайте-ка, ребятки:

Что за цифра акробатка,

Если на голову встанет,

Ровно на 3 меньше станет?(9)

2) Диме 5 лет, а Кате – 9 лет. Кто младше?

2 команда:

1) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок

осталось?

2) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

3 команда:

1) У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади.

Сколько лап у собаки?

2) Сколько горошин может войти в один стакан?

Второй конкурс. Математическая эстафета

20+21== 23+24= 49-35= 28-16= 66-52= 78-53= 95-43= 73+24= 89-56=

II конкурс. Внимательная команда

На доске вывешиваются различные геометрические фигуры разного цвета. 30 секунд команда смотрит на них и запоминает. Затем все отворачиваются, убирает одна фигур. Команда должна назвать фигуру, которая, по ее мнению, пропала. Затем повторяется со 2, 3 командой.

III конкурс. Конкурс капитанов

Отгадать слова записанные ребусами (4 балла за отгадку ребуса).

Под каждым многоугольником спрятались цифры : 0, 2, 4.

Посмотри внимательно на каждый из трех примеров и определи числа, спрятавшиеся за фигурами.

Помни: у одинаковых фигур - одинаковые числа, у разных - разные.

Какое число спряталось за треугольником ?

Ответы: (a) 0;   (b) 2;   (c) 4.

IV конкурс. Математическая эстафета

Сложение и вычитание в пределах 100.

Первая команда:

1. К 3 десяткам прибавить 7 единиц.

2. К 4 десяткам и 3 единицам прибавить 7 единиц.

3. Из 47 вычесть 40.

4. Уменьшаемое 80, вычитаемое 30, найти разность.

5. Сколько вычесть из 17, чтобы получилось 8?

Вторая команда:

6. К 18 прибавить самое маленькое натуральное число.

7. Сколько прибавить к 7, чтобы получилось 18?

8. Уменьшаемое 24, вычитаемое 5, назовите разность.

9. К 30 прибавить 50.

10. Из скольких вычесть 11, чтобы получилось 21?

Третья команда:

11. 48 единиц уменьшить на 2 десятка.

12. К 3 десяткам прибавить 4 десятка.

13. 1 слагаемое – 22, второе слагаемое – 9, назовите сумму.

14. Уменьшаемое - неизвестно, вычитаемое – 7, разность – 9, назовите уменьшаемое.

15. 4 десятка 6 единиц увеличить на 4 единицы.

V конкурс. Занимательная математика

Кто получил «двойку»?

В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, два Степана,

Три Катюши, три Галины.

Пять Андреев, три Полины,

Восемь Львов, четыре Саши,

Пять Ирин и две Наташи

И всего один Виталий.

Сколько всех мы насчитали?

Ответы первой команды:

Вот отметки по контрольной:

Получили «пять» все Саши,

Иры, Кати и Наташи.

Ответы второй команды:

По «четверке» Тани, Гали, Левы, Поли и Виталий.

Ответы третьей команды:

Остальные все Иваны,

Все Андреи и Степаны

Получили только «тройки».

VI конкурс. Игра «Математика из карандашей».

Для проведения этой игры нужны цветные карандаши. Соревнуются две команды. Учащиеся в командах становятся по парам. Перед каждой командой на одинаковом расстоянии находятся карандаши (10-15 штук) в маленьком подарочном пакете. Учитель называет число, фигуру и другие математические понятия, а пара из команды добегает до пакета с карандашами и выкладывает названное определение.

Например, треугольник – 6 карандашей, ломаная незамкнутая линия – 5 карандашей, три – 4 карандаша, плюс – 4 карандаша, см – 7 карандашей, х (икс) – 4 карандаша, пятиугольник – 7 карандашей, 12 – 7 карандашей, знак больше - 4 карандаша, 85 – 12 карандашей.

Анализ результатов исследования

Ответы детей оценивались по бальной системе

0 баллов – ученик не отвечал на поставленные вопросы, не участвовал в обсуждении и т.п.;

  1.  балл –  учащийся  выполнил задание частично (либо с ошибкой, либо требовалась помощь педагога, одноклассников);
  2.  балла – ученик самостоятельно справился с заданием.

Наибольшее количество баллов, которое мог бы набрать ученик  по результатам 6 заданий 12 баллов.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 10–12 баллов;

Средний уровень – 5–9 баллов;

Низкий уровень – 0–4 балла.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (Таблица 1) видно, что у большинства детей наметилась положительная тенденции к повышению уровня познавательной активности на занятиях.

Таблица 1. Динамика повышения уровня познавательной деятельности

п/п

Имя ребенка

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Прирост

(в баллах)

Общее кол-во баллов

Уровень

Общее кол-во баллов

Уровень

1

Алеша С.

5

С

8

С

3

2

Андрей К.

5

С

9

С

4

3

Аня М.

5

С

10

В

5

4

Вика Д.

4

Н

8

С

3

5

Вика К.

4

Н

7

С

3

6

Женя Б.

2

Н

8

С

6

7

Лена П.

4

Н

6

С

2

8

Данил С.

3

Н

5

С

2

9

Толик С.

3

Н

4

Н

1

10

Алена И.

4

Н

9

С

5

11

Максим Р.

6

С

10

В

4

12

Настя Л.

4

Н

5

Н

1

13

Иван П.

6

С

9

С

3

14

Николай В.

4

Н

9

С

5

15

Ира М.

4

Н

8

С

4

Как видно из таблицы на  исходном этапе констатирующего эксперимента нет высоких результатов. Пятеро учеников (3,3%) имеют средний уровень познавательного интереса к дисциплине. 10 учеников из экспериментальной группы показали низкий уровень познавательного интереса к математике.

На контрольном этапе констатирующего эксперимента результаты значительно изменились: 12 учеников имеют средний уровень познавательного интереса; двое младших школьников – высокий уровень; двое учащихся – низкий уровень познавательного интереса к математике. Однако, важно отметить факт, что у всех детей, даже у тех, у кого не изменился уровень познавательного интереса увеличились показатели: наблюдается прирост баллов, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Для большей наглядности представим результаты исследования в виде диаграмм (рисунок 2).

Рисунок 2 Сравнительная диаграмма динамики повышения уровней познавательного интереса по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Анализ ответов детей на задания контрольного эксперимента свидетельствует о том, что большинство детей повысили познавательную активность , овладели программным материалом по математике и они могут применять эти знания при решении задач, сформулированных в ходе игры по-новому.

Большинство детей легко понимали смысл практических заданий, дети логично действовали и доказывали правильность своего ответа, ребята старались свободно ориентироваться в сложных зависимостях существующих между объектами измерения, мерами и числами., но к сожалению, это не удалось сделать Толе С, Жене Б.

Толик на вопросы задания № 2, сильно нервничал, путался в карточках и поэтому не смог дать правильного ответа.

Данил С. Проходя через ворота вместе с Леной П (задание 3) не смог показать второе правильное число из которого должна получиться сумма 8 (Лена показала число 3, а Данил 6).

Большинство детей (5 человек) легко справились с 4 заданием, а у 4 детей это задание вызвало небольшое затруднение. Так, Вика К. не смогла определить количество шашек на столе, девочка сказала, что белых шашек больше чем черных (Правильный ответ поровну).

С 5 заданием справились всего 3 детей. 6 детей не смогли использовать условную мерку: дети пересыпали в пакет маленькие чашки, вместо того, чтобы 2 маленькие чашки высыпать в один бокал.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

2.3. Методические рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса к математике у младших школьников посредством внеклассной деятельности 

Активизация внеклассной работы по математике признана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно. Как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний, т.е. путём самообучения.

Конкурсы - одна из форм внеклассной работы, обладающей большим эмоциональным воздействием на учащихся: конкурсы межпредметного содержания:«А ну-ка математики», «Математика вокруг нас»; математические викторины: «Что, где, почему?»; математический утренник «В День знаний – мир математических знаний»; математический вечер  «Математизация знаний в современном мире»; математическая неделя «Знай и умей»; математический КВН; математическая эстафета; математический бой; математический хоккей; массовые состязания школьников на занятиях математического кружка; математические игры с микрокалькулятором; конкурс-состязание «Кто больше…»; занятия семинары: «Преобразование фигур на координатной плоскости», «Площадь треугольника»; занятия практикумы: «Преобразование графиков функций и уравнений», «Площадь треугольника, заданная координатами его вершин»; заочные конкурсы по решению задач;  математические сочинения: «Прямая и её уравнения», «Окружность и её уравнения», «Эллипс и его уравнения», «Гипербола и её уравнения».

 Учителям  в процессе обучения рекомендуется предусматривать такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Для этого необходимо в области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. А также:

-Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

-Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

-При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

-Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:

-Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

-Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

-Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

-Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

-Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

-Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;

-Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.

-Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане рекомендуется :

-Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

-Использовать всестороннее воздействие средств искусства;

-Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

-Развивать коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

-Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

-Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области  как дополнительный источник знаний для других;

-Рекомендовать дополнительную литературу.

В области внеклассной работы предлагается:

-Расширять и углублять кругозор учащихся в определенной, избранной ими области;

-Практиковать решение научно – прикладных задач. Поставленные во внеклассной ра-боте задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуются  те из них, которые получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалки; диспуты; вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников; исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него; познавательные игры, игры – путешествия.

В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:

-выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через   различные формы;

-вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;

-готовить выступления перед товарищами в классе;

Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только его распознать, но и управлять им.

Заключение

Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности – интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил личности в целом, интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной жизненной позиции. Формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не приходится. Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному  и глубокому отражению действительности

Содержание каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения.

Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения. Внеклассная работа по математике призвана решать три основные задачи:

1. Способствовать развитию интереса у большинства учеников.

2. Углубить теоретические знания и практические навыки учащихся.

3. Организовать досуг учащихся в свободное от учёбы время.

Формы проведения внеклассных занятий и приёмы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть разнообразными, выбираться с учётом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, ещё не проявивших интереса к предмету. Внеклассная работа строится на добровольных началах.

В процессе проведенного исследования  было подтверждена гипотеза, которую мы выдвинули в начале работы о том, что продуктивное формирование познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе возможно при условиях:

а) если внеклассная работа будет рассматриваться как компонент учебного процесса, тесно взаимосвязанный с классно-урочными занятиями;

б) если будет выстроена сбалансированная система внеклассной работы по дисциплине.

Достаточно низкие результаты, которые были определены на начальном этапе исследования, при систематической и сбалансированной работе по формированию познавательного интереса к предмету значительно улучшились, что было подтверждено на контрольном этапе констатирующего эксперимента.

Список использованной  литературы

  1.  Асмолов А.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008
  2.  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2004
  3.  Битянова М. Мотивация и профанация // Школьный психолог № 2, 2000
  4.  Виноградова Н.Ф. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны // «Начальное образование», 2006, №5
  5.  Возрастная и педагогическая психология.//Под ред.А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 2002
  6.  Гликман И. Искусство возбуждения, или как пробудить у школьников желание учиться.- М.: Нова, 2010
  7.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М: Педагогика,1999
  8.   Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Математика. Учебник для 4 класса.// Моя математика. В 3 –х частях. Часть 1. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2007.
  9.  Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся.- М.: Знание, 2009
  10.  Демченкова Н.А., Моисеева Е.А. Система математических задач как средство формирования познавательного интереса к математике.-Орел: изд.ОГУ, 2009
  11.  Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников - М: Просвещение 2000
  12.  Козлова С.А., Рубин А.Г. Моя математика. 4-й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008.
  13.  Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения         младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 2009
  14.  Матюхина М. В., Иванова Т. Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников.- М., 2008
  15.  Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации  достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические     вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. -  Волгоград, 2010
  16.  Мухина В.С. Детская психология. - М: Просвещение, 2005
  17.  Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 2005
  18.  Понамарева С. Ф. Формирование познавательного интереса к математике в начальной школе.- М.: Нова, 2010
  19.  Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.—М.:Просвещение,2008
  20.  Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся.- М.: АСТ, 2009
  21.  Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и               воспитателей Н. Яковлева.- М., 2008
  22.  Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф.    дис. : канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 2007
  23.  Сиденко А. Игровой подход в обучении.//Народное образование.-2007.-№8.-С.134.

Приложение 1 . Неделя математики

План

Понедельник: Открытие «Недели математики». Анкета «Я и мой класс в числах».

Вторник: Конкурс поделок «Занимательные числа и фигуры».

Среда: Выставка рисунков «С кем дружат числа?», «Здравствуй, новая игра! Математическая!»

Четверг: Интеллектуальный марафон.Театр юного зрителя.

Пятница: защита проекта «Математика в нашей жизни». Математический КВН.

Понедельник: Открытие «Недели математики». Анкета «Я и мой класс в числах».

Посвящение математике.

Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты.

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра - дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

Важное знание

В наше время, чтобы строить

И машиной управлять,

Прежде нужно уже в школе

Математику узнать.

На войне ли современной,

В годы ль мирного труда,

При расчетах непременно

Математика нужна.

Давайте, ребята, учиться считать!

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша,

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины кует,

До самого неба рукой достает.

Считайте, ребята, точнее считайте:

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Учебник научит вас точному счету,

Скорей за работу, скорей за работу!

Анкета «Я и мой класс в числах».

1. Из скольких букв состоит твоё полное имя?

2. Из скольких букв состоит твоя фамилия?

3. Число и месяц рождения.

4. Год рождения.

5. Сколько сейчас полных лет.

6. Номер дома и квартиры.

7. Номер кабинета нашего класса.

8. Сколько человек в классе?

9. Сколько в классе девочек?

10. Сколько в классе мальчиков?

11. Кого/ чего в классе только 1? (учитель, пианино, доска, компьютер, имя Ангелина и т.д.)

12. Кого/ чего в классе только 2? (2 имени Алёша, Вика, 2 глобуса и т.д.)

13. Кого/ чего в классе только 3? (3 окна, 3 ряда парт, 3 части доски и т.д.)

14. Кого/ чего в классе только 4? (4 команды в классе и т.д.)

15. Кого/ чего в классе только 5? (5 цветов на полочке, 5 дней учимся и т.д.)

Вторник: Конкурс поделок «Занимательные числа и фигуры».

Учащиеся на уроке технологии изготавливают панно «Занимательные числа и фигуры». За основу берётся картонная заготовка в виде геометрической фигуры (круг, овал, ромб и др.). Затем дети из пластилина лепят числа и прикрепляют на фигурную основу. Работы получаются яркие и необычные.

Из выполненных работ в классе оформляется выставка. В конце недели ребята выбирают понравившиеся панно и учитель вручает грамоту «Приз зрительских симпатий».

Среда: Выставка рисунков «С кем дружат числа». Здравствуй, новая игра! Математическая!

Выставка рисунков «С кем дружат числа». На уроке ИЗО учащиеся рисуют любую цифру в виде какого–нибудь предмета, на который она похожа. Например, 1 – стоящий боком человек, 2 – лебедь, стоящая змея, 3 – птица в полёте, 4 – перевёрнутый стул, 5 - одноколёсный велосипед и т.д.

Здравствуй, новая игра! Математическая!

Игра «Озорная Единичка».

Учащиеся встают полукругом перед учителем. Учитель обходит их и незаметно вкладывает в руки ученика единичку (пластмассовая или бумажная, или из другого материала). Этот человек становится озорной Единичкой. При счете: «Один, два, три, Единичка, выходи!» тот, у кого цифра, должен выбежать из ряда. А, те, кто стоит рядом с этим учеником, должны его удержать. Тот, кто первым засалит выбегающего, становится ведущим.

Игра «Найди пару».

Один человек — цифра два. За пять минут цифра два должна разделить детей по парам так, чтобы оба увлекались одним и тем же видом спорта; оба в паре были одного роста; у обоих был одинаковый цвет волос или глаз; у обоих была одежда одинакового цвета; оба ходили в один и тот же кружок; оба сидели на одном и том же ряду в школе и т.д. Игра проигрывается несколько раз. Побеждает тот, кто за пять минут успеет собрать больше пар.

Игра «Вызов номеров».

Учащиеся делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Рассчитываются по номерам. В каждой команде есть 1, 2, 3 и т.д., которые стоят рядом друг с другом. Перед командами посередине в 3-4 метрах от первого номера стоит кегля. Учитель называет любой номер, а учащиеся с такими номерами из одной и из другой команды должны выбежать и взять кеглю. Побеждает та команда, которая чаще первая брала кеглю.

Четверг: Математический марафон

Математический марафон.

Подготовка: красочные карточки в виде геометрических фигур с именами всех учащихся – 25 штук; большие буквы «Математический марафон»; карточки с вопросами: 15 штук для 1 тура, 8 штук для 2 тура, 5 штук для 3 тура, 3 штуки для 4 тура, 2 штуки для 5 тура.

Правила проведения игры: в данной игре участвуют все учащиеся. Учитель приглашает двух учеников, выбрав их при помощи именных карточек, и задаёт им вопрос. В следующий тур выходит тот, кто ответил быстро и правильно.

Например: в классе 25 человек, значит, в первом туре участвуют все 25 человек, во второй тур выходят 12 – 13 человек, в четвёртый – 6 – 7 человек и т.д. Кто ответил в паре верно, занимает место для продолжающих соревнование, а кто проиграл, пополняет зрительские места.

1 тур Геометрические фигуры.

1. Как называется линия, имеющая начало, но не имеющая конца?

2. Назовите многоугольник с наименьшим количеством углов.

3. Как называется фигура, не имеющая углов?

4. Сколько прямых углов у прямоугольного треугольника?

5. Как называется треугольник с двумя одинаковыми сторонами?

6. Дайте иное определение ломаной замкнутой линии из 3 звеньев.

7. Как называется прямоугольник с 4 равными сторонами?

8. Что находится сложением всех длин сторон многоугольника?

2 тур Компоненты действий.

1. Как называется первый компонент при сложении?

2. Что найдём, если из вычитаемого вычесть разность?

3. Как называется второй компонент при вычитании?

4. Самое большое число при вычитании.

5. Что найдём, если к разности прибавить вычитаемое?

4 - 5 тур

Общие вопросы на сообразительность.

1. Вероника спросила своего брата «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?»

2. Сколько ушей у 6 мышей?

3. Иру спросили: «Сколько учеников у вас в классе?» Ира ответила «Это число меньше 26, но больше 23 и является чётным». Сколько учеников в классе у Иры?

4. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки?

5. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?

Пятница: Защита проекта «Математика в нашей жизни

Защита проекта «Математика в нашей жизни».

В начале недели учитель предлагает учащимся поработать над творческим проектом «Математика в нашей жизни». Каждый ученик выбирает число для небольшого исследования. В помощь учитель выдаёт карточку с планом работы. Ответы на вопросы (предложенные в плане и дополненные самостоятельно) учащиеся рисовали, чертили схемами, записывали стихами, ребусами, загадками. А в пятницу каждый желающий представлял свою творческую работу всему классу.

Примерный план работы над проектом «Математика в нашей жизни»:

1. Представь и нарисуй 1.

2. На что похожа эта цифра?

3. Запиши эту цифру десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только один?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 1?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 1.

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтает единица?

9. Как ты думаешь, почему у человека один язык, но два уха и два глаза?

10. Какие события в жизни человека случаются только один раз?

2 1. Представь и нарисуй 2.

2. На что похожа эта цифра?

3. Запиши эту цифру десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только два?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 2?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 2.

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтает двойка?

9. Когда о людях говорят «Два сапога пара» или «Как две капли воды»? Как ты думаешь, должны ли друзья быть «как две капли воды» и почему?

10. Какие две черты характера ты назовешь у себя самыми главными?

3 1. Представь и нарисуй 3.

2. На что похожа эта цифра?

3. Запиши эту цифру десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только три?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 3?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 3.

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтает тройка?

9. Какие три качества помогут тебе решить любую проблему?

10. Что значит «заблудиться в трёх соснах»? Придумай три способа, как найти дорогу, если вы заблудились в лесу или в городе (на выбор)?

4 1. Представь и нарисуй 4.

2. На что похожа эта цифра?

3. Запиши эту цифру десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только четыре?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 4?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 4!

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтает чётверка?

9. Как ты понимаешь выражение «на все четыре стороны»?

10. Запиши 4 самых заветных желания.

5 1. Представь и нарисуй 5!

2. На что похожа эта цифра?

3. Запиши эту цифру десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только пять?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 5?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 5.

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтает пятёрка?

9. Как ты понимаешь выражение «как свои пять пальцев»? Что ты знаешь «как свои пять пальцев»?

10. Запиши пять человек, с которыми ты наиболее дружен в классе.

6 1. Представь и нарисуй 6.

2. На что похожа эта цифра?

3. Запиши эту цифру десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только шесть?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 6?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 6.

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтает шестёрка?

9. Вспомни слова из песни «Весёлая компания»:

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот компания какая!

Из скольких членов состояла компания? Запиши, а кого бы ты хотел иметь с собою в весёлой компании?

10. Перечисли своих шесть любимых вкусностей.

7 1. Представь и нарисуй 7.

2. На что похожа эта цифра?

3. Запиши эту цифру десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только семь?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 7?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 7.

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтает семёрка?

9. Как ты понимаешь «на седьмом небе от счастья»? Когда ты бываешь «на седьмом небе от счастья»?

10. Перечисли семь сказочных героев, которые тебе наиболее симпатичны.

8 1. Представь и нарисуй 8.

2. На что похожа эта цифра?

3. Запиши эту цифру десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только восемь?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 8?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 8.

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтает восьмёрка?

9. Как ты понимаешь «восьмое чудо света»? Что для тебя является чудесами на Земле?

10. Перечисли восемь самых интересных животных на твой взгляд.

9 1. Представь и нарисуй 9.

2. На что похожа эта цифра?

3. Запиши эту цифру десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только 9?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 9?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 9.

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтает девятка?

9. Что означает выражение «за тридевять земель»? Как ты думаешь, что может находиться «за тридевять земель»?

10. Перечисли 9 самых любимых предметов.

10 1. Представь и нарисуй 10.

2. На что похоже это число?

3. Запиши это число десять раз, подчеркни три самых красивых.

4. Чего в мире только десять?

5. В названиях, каких сказок, фильмов есть 10?

6. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 10.

7. Что в твоей жизни связано с этим числом?

8. Как ты думаешь, о чем мечтают цифры, составляющие число десять?

9. Какой подарок ты хотел бы получить на свой первый юбилей – 10 лет?

10. Запиши 10 человек из класса, с кем ты дружишь и хотел бы дружить?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5367. Составление гидравлической схемы и рассчет привода волочно-пакетирущей машины 159.5 KB
  Исходные данные для проектирования Валочно-пакетирующая машина. Поворот платформы. Нагрузка на штоке гидроцилиндра - Т=130 (кН) Скорость движения штока цилиндра – V=24 (м/с) Температура окружающей среды...
5368. Проектирование агрегатного участка и повышение технологического процесса в агрегатном участке 950 KB
  Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым у...
5369. Метод оценки загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом с использованием геоинформационных систем 669.5 KB
  Актуальность темы В 2007 году выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Российской Федерации достигли 16,3 млн. тонн при неуклонном росте объема выбросов с 1997 г. В большинстве городов вкл...
5370. Проектирование техпроцесса изготовления детали ось 97 KB
  Целью представленного курсового проекта являлось проектирование техпроцесса изготовления детали ось. В результате был разработан техпроцесс, состоящий из девяти операций, приведены расчеты режимов резания, припусков, дано описание и расче...
5371. Основы внешнеэкономической деятельности 38 KB
  Определите круг вопросов, относящихся к компетенции федеральных органов. В компетенции федеральных органов решение следующих вопросов: Определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом ...
5372. Коллоидная химия. Конспект лекций 1.83 MB
  Коллоидная химия Коллоидные системы и предмет коллоидной химии Коллоидные системы Историческая справка Первоначально коллоидная химия была лишь главой физической химии. Теперь это самостоятельная дисциплина со своим кругом идей...
5373. Конкурентоспособность промышленной продукции и пути ее достижения 48.1 KB
  Данная работа посвящена проблеме достижения конкурентоспособности продукции предприятия. Рассмотрены этапы жизненного цикла продукции от ее разработки до упадка. Проведен анализ стратегии поведения служб фирмы на этих этап...
5374. Трансляция программы на языке программирования keil-C. Отладчик программ 64 KB
  Цель работы. Изучить интегрированную среду программирования keil-C. Получить навыки работы с текстовым редактором этой среды программирования. Получить навыки работы с программными проектами. Научиться транслировать программы...
5375. Системы передачи дискретной цифровой информации 219 KB
  В настоящее время системы передачи дискретной - цифровой информации играют огромнейшую роль в современной жизни и являются основой современной техники связи. Это накладывает требования на знание методов расчета параметров этих устройств и ...