99222

Информационные технологии в современном школьном образовании

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Особенности применения баз данных в школьном образовании. Электронные библиотеки – это распределенные каталогизированные информационные системы позволяющие хранить обрабатывать распространять анализировать а также организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов через глобальные сети передачи данных. Электронные библиотеки ориентированы на анализ поиск данных а также на структуризацию классификацию и систематизацию информации. Одно из направлений сбора и систематизации о различных видах деятельности...

Русский

2016-08-08

2.37 MB

2 чел.

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет социологии

Кафедра математических методов в социальных науках

Курсовая работа

по предмету: Информационные системы и технологии

Тема: Информационные технологии в современном школьном образовании

Выполнила:

Лаврова С.Н.

Группа 1015

Научный руководитель:

Махныткина О.В.

Преподаватель.

__________________                     (подпись)

Оценка  ___________

Барнаул 2014
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5

1.1 Понятие информатизации школьного образования 5

1.2. Плюсы и минусы информатизации 12

1.3 Особенности применения баз данных в школьном образовании 14

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ВЫПУСКНИК» 20

2.1 Анализ информационных ресурсов Хабарской СОШ №2 20

2.2 Проектирование АИС «Выпускник» 22

2.3 Разработка интерфейса АИС 26

Заключение 33

Список литературы 34


Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса вместе с развитием и перестройкой общества, с созданием единой системы непрерывного образования, является характерной чертой обучения в России. Осуществляемая в стране реформация школьного образования направлена на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного знания, повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы и подготовить учащихся к деятельности в условиях перехода к информационному обществу.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышают  качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияют на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повышает его качество.

В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Типология используемых в образовании педагогических программных средств весьма разнообразна: прикладные программы, предназначенные для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером; диагностические, тестовые программы, цель которых — констатация причин ошибочных действий обучаемого, оценка его знаний, умений, навыков; инструментальные программные средства, предназначенные для конструирования программных систем учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных "надстроек" программы [5,6].

Объект: Информационные технологии.

Предмет: Информационные технологии в современном школьном образовании.

Цель: Разработать автоматизированную информационную систему учета систематизации и анализа информации о выпускниках школы.

Задачи работы:

  1.   рассмотреть особенности использования информационных технологий в образовании;
  2.   выявить направления, преимущества и недостатки информатизации образовательного процесса;
  3.  разработать автоматизированную информационную систему «Выпускник».


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Понятие информатизации школьного образования

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. Информационными и телекоммуникационными технологиями принято считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации. Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации [3].  Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированы на реализацию психолого-педагогических целей обучения и восприятия. Процесс информатизации образования реализуется в три этапа. Первый этап – массовые закупки учреждениями образования компьютерных классов и периферийного оборудования, подключение к глобальной сети Интернет. Второй этап – разработка учебно-методических комплексов нового поколения. Третий этап – трансформация традиционного образования [1].

Особую задачу представляет собой информатизация деятельности каждой школы, отдельно взятого университета, колледжа или института.

Информатизация конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности современного учреждения образования [9].

К сожалению, очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определяющее влияние на повышение качества подготовки специалистов. Однако, изучая информатизацию образования, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий.

Информационные технологии способны существенно повысить эффективность внеучебной деятельности школьников . Очень часто данная область, традиционно не привлекающая должного внимания со стороны педагогов и учащихся, становится более приоритетной при условии полноценной информатизации образования.

Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации управления различными направлениями образовательной деятельности. Это порождено дефицитом времени, перегрузкой педагогов и администраций школ, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации и многие другие.

Использование информационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности учащихся. Это не случайно, поскольку процедура управления учебным процессом отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок.

Еще одним направлением информатизации образования является подготовка квалифицированных специалистов по разработке и применению технологий и средств информатизации образования.

Нельзя забывать, что информатизация образования – это еще и учебная дисциплина, являющаяся частью системы подготовки и переподготовки педагогов. Перед этой дисциплиной стоят достаточно обширные цели, в числе которых:

  1.  Ознакомление педагогов с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
  2.  Формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе;
  3.  Формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения технических средств информатизации образования;
  4.  Формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения в сфере образования технологий создания, обработки, представления, хранения и передачи информации;
  5.  Ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений;
  6.  Формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах и методах оценки их качества;
  7.  Обучение педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования, вообще, и в конкретной сфере профессиональной деятельности, в частности;
  8.  Выработка у педагогов устойчивой мотивации к участию в формировании и внедрении информационной образовательной среды;
  9.  Обучение формирующемуся языку информатизации образования;
  10.  Выравнивание возможностей разных педагогов в области использования средств информатизации в своей профессиональной деятельности [13].

Сформулированные цели во многом определяют содержание обучения информатизации образования и, следовательно, структуру и основное содержание данной курсовой работы.

Использование Интернет - технологий в учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов учебных дисциплин.

В связи с активным внедрением в учебный процесс интернет-технологий изменились образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации. Возрастает роль компьютерных и интернет-технологий, непрерывного, в том числе дистанционного образования, требующего постоянной работы участников педагогического процесса с мультимедиа и интернет-ресурсами [7].

Сейчас уже все понимают, что интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами.

Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можно применять в образовательном процессе.

Одной из важных задач современного образования является организация доступа к электронным информационным ресурсам. Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы является создание электронных библиотек.

Электронные библиотеки – это распределенные каталогизированные информационные системы, позволяющие хранить, обрабатывать, распространять, анализировать, а также организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов через глобальные сети передачи данных. Электронные библиотеки являются новым этапом в развитии обычных (традиционных) библиотек.

Электронные библиотеки имеют ряд преимуществ перед традиционными аналогами [6]:

  1.  по характеру решаемых задач. Электронные библиотеки ориентированы на анализ, поиск данных, а также на структуризацию, классификацию и систематизацию информации. Традиционные библиотеки – только на систематизацию по определенным правилам;
  2.  по организационной структуре. Электронная библиотека является электронным ресурсом, который может включать в себя ресурсы, принадлежащие не одной организации, а различным организациям или даже частным лицам;
  3.  технологические принципы формирования ресурсов фонда библиотеки и обслуживания клиентов.

Основными целями электронных библиотек на сегодняшний день являются [6]:

  1.  сделать информацию более доступной;
  2.  содействовать сохранению научного и культурного наследия;
  3.  повысить эффективности работы и обучения.

В связи с  широким распространением глобальной вычислительной сети Интернет электронные библиотеки становятся доступны практически всем. Благодаря электронным библиотекам, ученик имеет возможность получать новые знания, не выходя из дома.

Вебинары - это семинары, которые проводятся в удаленном режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств. К ним относятся программное обеспечение для проведения вебинаров, а также наушники, микрофон. В некоторых случаях ПО для вебинаров поддерживает использование веб-камеры, чтобы участники могли видеть друг друга.

Обычно от участника вебинара не требуется ничего устанавливать на своем компьютере - достаточно просто щелкнуть по ссылке, предоставленной организатором вебинара, и приложение запустится в Интернет-браузере.

Преимущества использования вебинаров:

  1.  независимость от территориальной удалённости обучающегося от места обучения;
  2.  уменьшение финансовых расходов на аренду помещений, кофе-брейки, распечатку раздаточных материалов;
  3.  все вебинары записываются на электронные носители, что позволяет в дальнейшем использовать учебные материалы повторно.

Основным недостатком вебинаров является ограничение обратной связи для участников. В настоящее время ведутся активные исследования для решения данной проблемы [8].

Система электронных журналов - это удобный, мощный,  инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

С помощью данной системы родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнавать вовремя о родительском собрании, получать все замечания учителя. Ученикам система помогает напомнить расписание и домашнее задание. Учителя получат удобный и надежный способ коммуникации с родителями, кроме того электронный смс-дневник  помогает им в составлении отчетов для учёта успеваемости, позволяет внедрять систему электронного тестирования.

Благодаря развитой системе шаблонов и справочников, работа из рутинной превращается в удовольствие. А система разделения прав пользователей позволяет вовлекать в процесс всех педагогов школы, включая неподготовленных [3].

Электронная почта (E-mail) считается самой старой службой Интернета. Своё существование она начала в середине 70-х годов. Принцип ее работы довольно прост: вы подключаетесь к компьютерной системе, пишите письмо и отправляете его человеку, чей компьютер подключен к другой системе. Сообщение идет по лабиринту связанных между собой компьютерных систем, пока не дойдет до места назначения. С помощью программ обработки электронной почты вы можете не только отправлять текстовые сообщения, но и присоединять к письмам файлы других типов – документы, таблицы, графические, звуковые и видео файлы. Для использования электронной почты, необходимо получить электронный адрес. Адрес электронной почты выглядит примерно так: имя_пользователя@доменное_имя. Первая часть адреса – это имя или псевдоним. Символ @ (собака) используется для отделения пользовательского имени от доменного имени сервера. На сегодняшний день существуют сотни организаций, предоставляющих бесплатный почтовый ящик. 

Одно из направлений сбора и систематизации о различных видах деятельности образовательного учреждения реализуется при помощи разработки базы данных.

1.2. Плюсы и минусы информатизации

Может сложиться впечатление, что использование средств информатизации образования всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Перечисленные положительные стороны информатизации образования далеко не единственны. Использование современных средств информатизации образования во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информатизации образования, что особенно характерно для студентов, обучающихся дистанционно. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке [2].

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств информатизации во всех формах образования является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию [4].

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств информатизации образования, предоставляющие педагогам и учащимся значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает учащегося «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала [9].

Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

1.3 Особенности применения баз данных в школьном образовании

Неотъемлемой частью современной повседневной жизни стали базы данных, для поддержки которых требуется некоторый организационный метод, или механизм. Такой механизм называется системой управления базами данных (СУБД).

База данных (БД) - совместно используемый набор логически связанных данных (и их описание), предназначенный для удовлетворения информационных потребностей пользователей [7].

Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение (ПО), с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также получать к ней контролируемый доступ [7].

Классификация баз данных.

По содержанию материала базы данных подразделяются на фактографические и документальные. Фактографические содержат в себе краткую информацию об описывающихся объектах. Информация предоставляется в определённом виде и формате. Например, если речь идёт о библиотечной базе данных, то в ней о каждой книге представлены библиографические сведения типа года и места издания, автора, названия и т.д. Содержание произведения, сам текст книг такая база данных содержать не будет. Отдел кадров в своей БД сохранит анкетные сведения о сотрудниках – ФИО, дата и место рождения, оконченные учебные заведения, полученные профессии, места работы, занимаемые должности и т.д.

Документальная база данных может содержать огромный объём разнотиповой информации: это тексты, графика, файлы мультимедия. Примером такой базы может служить информация о проведенных внеучебных развлекательных мероприятиях. Из неё можно узнать что проходило на мероприятии, какие прозвучали музыкальные композиции, послушать их, посмотреть снятие видеоролики и фотографии.

Благодаря современным технологиям границы между фактографическими и документальными базами данных перестали быть резкими. Сейчас без труда можно подключить информацию из одного типа БД к другому.

Информационный склад – вот что такое база данных, и доступность к огромному их количеству благодаря интернету стала весьма и весьма простой задачей [11].

По типу обработки и подачи информации базы данных делятся на реляционные и сетевые.

Что такое реляционная база данных, можно разобраться, если оформить информацию в виде таблиц. Таблицы будут взаимосвязаны. Так, наглядно увидеть успеваемость учеников, например выпускного класса, можно легко и быстро, создав таблицу, в которой по вертикали будут перечислены фамилии учеников, а по горизонтали название дисциплин и полученные по ним оценки.

Реляционная база данных очень удобна в пользовании и привычна с давних пор. Школьный дневник с расписанием уроков, с записями домашних заданий, оценками и замечаниями – это все табличная БД. Реляционная база данных состоит из строк и столбцов. Табличная строка иначе называется записью, а столбец – полем. В одной записи представлена информация об одном системном объекте, моделью которого таблица является.

Более сложной моделью БД является сетевая база. По сути дела, сетевая база данных – это сам Интернет, Всемирная Паутина, Глобальная Сеть. Благодаря гиперссылкам, миллионы документов оказываются связанными между собой. Так они образуют единую распределительную сетевую базу данных. И практически любой пользователь интернета может подключиться к ней и получить нужную информацию.

Помимо этого, если несколько компьютеров подключены к одному главному и могут, благодаря ему, одновременно работать в сети, они образуют локальную сеть или локальную базу данных.

Чаще всего базы данных создаются в режиме SQL. Стремительный рост популярности SQL является одной из самых важных тенденций в современной компьютерной промышленности. За несколько последних лет SQL стал единственным языком баз данных. На сегодняшний день SQL поддерживают свыше ста СУБД, работающих как на персональных компьютерах, так и на больших ЭВМ. Был принят, а затем дополнен официальный международный стандарт на SQL. Язык SQL является важным звеном в архитектуре систем управления базами данных, выпускаемых всеми ведущими поставщиками программных продуктов, и служит стратегическим направлением разработок компании Microsoft в области баз данных [10].

SQL является инструментом, предназначенным для обработки и чтения данных, содержащихся в компьютерной базе данных. SQL - это сокращенное название структурированного языка запросов (Structured Query Language). Как следует из названия, SQL является языком программирования, который применяется для организации взаимодействия пользователя с базой данных. На самом деле SQL работает только с базами данных одного определенного типа, называемых реляционными [13].

Достоинства SQL

SQL — это легкий для понимания язык и в то же время универсальное программное средство управления данными. Успех языку SQL принесли следующие его особенности:

• независимость от конкретных СУБД;

• переносимость с одной вычислительной системы на другую;

• наличие стандартов;

• поддержка со стороны компании Microsoft (протокол ODBC);

• реляционная основа;

• возможность выполнения специальных интерактивных запросов:

• обеспечение программного доступа к базам данных;

• возможность различного представления данных;

• полноценность как языка, предназначенного для работы с БД;

• возможность динамического определения данных;

•поддержка архитектуры клиент/сервер.

Все перечисленные выше факторы явились причиной того, что SQL стал стандартным инструментом для управления данными на персональных компьютерах, мини-компьютерах и больших ЭВМ.

Классическим представителем реляционной СУБД является Access. С помощью Access пользователь получает удобное средство для создания и эксплуатации достаточно мощных баз данных без необходимости что-либо программировать. В то же время работа с Access не исключает возможности программирования. При желании систему можно развивать и настраивать собственными силами. Для этого нужно владеть основами программирования на языке Visual Basic.

Еще одним дополнительным достоинством Access является интегрированность этой программы с Excel , Word и другими программами пакета Office . Данные, созданные в разных приложениях, входящих в этот пакет, легко импортируются и экспортируются из одного приложения в другое.

Открыв программу, отчетливо видно, что исходное окно Access отличается простотой и лаконичностью. Шесть вкладок этого окна представляют шесть видов объектов, с которыми работает программа.

1) Таблицы. Таблицы - основные объекты базы данных. В них хранятся данные. Реляционная база данных может иметь много взаимосвязанных таблиц.

2) Запросы. Запросы - это специальные структуры, предназначенные для обработки данных базы. С помощью запросов данные упорядочивают, фильтруют, отбирают, изменяют, объединяют, то есть обрабатывают.

3) Формы. Формы - это объекты, с помощью которых в базу вводят новые данные или просматривают имеющиеся.

4) Отчеты. Отчеты - это формы "наоборот". С их помощью данные выдают на принтер в удобном и наглядном виде.

5) Макросы. Макросы - это макрокоманды. Если какие-то операции с базой производятся особенно часто, имеет смысл сгруппировать несколько команд в один макрос и назначить его выделенной комбинации клавиш.

6) Модули. Модули - это программные процедуры, написанные на языке Visual Basic. Если стандартных средств Access не хватает для удовлетворения требований заказчика, программист может расширить возможности системы, написав для этого необходимые модули или использовав готовые.

С организационной точки зрения в работе с любой базой данных есть два разных режима: проектировочный и эксплуатационный (пользовательский). Создатель базы имеет право создавать в ней новые объекты (например таблицы), задавать их структуру, менять свойства полей, устанавливать необходимые связи. Он работает со структурой базы и имеет полный доступ к базе. У одной базы может быть один, два или несколько разработчиков.

Пользователь базы - это лицо, которое наполняет ее информацией с помощью форм, обрабатывает данные с помощью запросов и получает результат в виде результирующих таблиц или отчетов. У одной базы могут быть миллионы пользователей, и, конечно, доступ к структуре базы для них закрыт.

Режим работы с базой выбираются с помощью командных кнопок:

Открыть, Конструктор, Создать.

- Кнопка «Открыть» открывает избранный объект. Если это таблица, то ее можно просмотреть, внести новые записи или изменить те, что были внесены ранее.

- Кнопка «Конструктор» тоже открывает избранный объект, но по другому. Она открывает его структуру и позволяет править не содержимое, а устройство. Если это таблица, в нее можно вводить новые поля или изменять свойства существующих полей. Если это форма, в ней можно изменять или создавать элементы управления. Очевидно, что этот режим служит не для пользователей базы, а для ее разработчиков.

- Действие командной кнопки «Создать» соответствует ее названию. Она служит для создания новых объектов. Этот элемент управления тоже предназначен для проектировщиков базы. Таблицы, запросы, формы и отчеты можно создавать несколькими разными способами: автоматически, вручную или с помощью Мастера.

В современных школах без баз данных не обойтись. Они хранят много ценной информации для образовательного учреждения. Например таких, как базы с личными данными учителей и учеников, базы, созданные в бухгалтерии для различных отчетов. Огромное значение в жизни школы играют электронный журнал и электронная библиотека.


ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ВЫПУСКНИК»

2.1 Анализ информационных ресурсов Хабарской СОШ №2

Практическая работа по созданию базы данных лучших выпускников разрабатывается для Хабарской СОШ №2. Данное учебное заведение зарегистрировано 4 января 1994 года. Полное название: "Хабарская средняя общеобразовательная школа №2", Муниципальное общеобразовательное учреждение, ОГРН: 1022202893668, ИНН: 2286001702. Регион: Алтайский край, Хабарский район. Организация МУЧ "Хабарская общеобразовательная школа №2" расположена по адресу: 658780, Алтайский край, Хабарский район, с. Хабары, ул. ЛЕНИНА, д. 54. Основной вид деятельности: образование - основное общее и среднее (полное) общее образование [15].

В Хабарской СОШ №2 насчитывает более 400 учеников и около 40 учителей высшей и первой квалификационной категории. Учебное заведение имеет собственный сайт, расположенный по адресу  http://habary2.ucoz.ru/. Сайт собрал в себя всю необходимую информацию о школе. Зайдя на главную страницу, отчетливо видно разделение информации по следующим блокам: главная, документация, школа, ученикам, родителям, библиотечный информационный центр, дистанционное обучение, требования ФЗ №273, ФГОС, обратная связь и инновационная деятельность. Каждый блок в свою очередь подразделяется на несколько подблоков. На рисунке 2.1 показана главная страница официального сайта МБОУ «Хабарская СОШ №2».

Рисунок 2.1 главная страница сайта

Пример подблоков, входящих в состав одного из главных блоков можно просмотреть на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 пример подблоков

Сайт содержит в себе основную документацию учебного заведения: устав школы, отчеты, акты, предписания и прочее. Богатый библиотечный фонд насчитывает тысячи электронных книг, журналов и учебно-методических пособий. В блоке «Школа» представляются сведения об учителях ХСОШ № 2, выпускниках-медалистах, о достижениях школы и фотогалерея, в которую любой желающий может добавить фото. Блок «Ученикам» позволяет подробно ознакомиться с расписанием кружков и секций в школе, с расписанием занятий и домашней работе, а также информирует учеников по разным вопросам, связанным с ЕГЭ и ГИА. Ознакомиться с электронным журналом и нежной информацией для родителей можно в разделе «Родителям».

Как уже упоминалось ранее, в разделе информации о школе, подраздел «Выпускники» содержит в себе только тех выпускников, которые получили в дополнение к аттестату золотые и серебренные медали «За особые успехи в учении». На мой взгляд – это не правильно. Многие выпускники школы, не отличавшиеся выдающими способностями в учебе, прекрасно себя показали в других направлениях – музыка, спорт, творчество. О таких учениках сайт информацию нам не выдает, поэтому мною была разработана база данных, в которую входят все лучшие выпускники школы за двадцать лет.

2.2 Проектирование АИС «Выпускник»

Первым делом в разработке базы данных необходимо продумать сущности и определить связи между ними. В моей базе данных шесть сущностей:

  1.  Личные данные
  2.  Достижения
  3.  Место учебы
  4.  Место работы
  5.  Интересная информация
  6.  Фотогалерея

Подробную информацию о структуре сущность-связь можно рассмотреть на рисунке 2.3 в детализированной ER-модели.

Рисунок 2.3 Детализированная  ER-диаграмма

Таблица 1 «Личные данные»

Атрибут

Тип

Ключ

Описание

№ выпускника

Числовой, счетчик

К1

Идентификатор выпускника

ФИО

Текстовый

ФИО выпускника

Дата рождения

Числовой

Дата рождения выпускника

Год  выпуска

Числовой

Год окончания учебы

Классный руководитель

Текстовый

ФИО классного руководителя

Медаль

Текстовый

Наличие медали «За особые успехи в учении»


Таблица 2 «Место учебы»

Атрибут

Тип

Ключ

Описание

№ выпускника

Числовой, счетчик

К2

Идентификатор выпускника

Место учебы

Текстовый

Место учебы после школы

Год окончания

Числовой

Год выпуска учащегося

Факультет

Текстовый

Название факультета

Специальность

Текстовый

Точное название специальности

Вид набора

Текстовый

Определение вида набора

Таблица 3 «Место работы»

Атрибут

Тип

Ключ

Описание

№ выпускника

Числовой, счетчик

К3

Идентификатор выпускника

№ работы

Числовой, счетчик

К4

Идентификатор работы

Место работы

Текстовый

Название организации

Должность

Текстовый

Занимаемая должность

Дополнительная информация

Текстовый

Информация о месте работы


Таблица 4 «Достижения»

Атрибут

Тип

Ключ

Описание

№ выпускника

Числовой, счетчик

Идентификатор выпускника

№ достижения

Числовой, счетчик

К5

Идентификатор достижения

Год

Числовой

Год, в котором произошло достижение

Описание

Текстовый

Краткое описание достижения

Таблица 5 «Интересная информация»

Атрибут

Тип

Ключ

Описание

№ выпускника

Числовой, счетчик

К6

Идентификатор выпускника

Хобби

Текстовый

Любимое занятие в свободное время

Любимый предмет

Текстовый

Любимый предмет в школе

Любимый учитель

Текстовый

Любимый учитель в школе

Интересная школьная история

Текстовый

Интересная история из школьной жизни

Отзывы учителей

Текстовый

Отзывы учителей о выпускнике


Таблица 6 «Фотогалерея»

Атрибут

Тип

Ключ

Описание

№ выпускника

Числовой, счетчик

Идентификатор выпускника

№ Фото

Числовой, счетчик

К7

Идентификатор фото

Фото

Текстовый

Фотоснимок

Описание

Текстовый

Краткое описание действий на фото

Детализированная ER-модель подробно информирует о сущностях и атрибутах программного продукта , которые в последствии  будут внесены в  Microsoft Access. На рисунке 2.3 показано главное окно программы, в которой будет создаваться база данных.

2.3 Разработка интерфейса АИС

Рисунок 2.3 Главное окно программы

Запросы создаются в режиме SQL, после чего в базе данных появляются следующие таблицы, заполняющиеся в последующем необходимой информацией.

Таблица «Личные данные» на рисунке 2.4 включает  себя: № выпускника, ФИО, дату рождения, год выпуска, ФИО классного руководителя и наличие медали.

Рисунок 2.4 Таблица «Личные данные»

Таблица «Место учебы»  на рисунок 2.5 информирует о № выпускника, месте учебы, дате окончания учебы, названии факультета, специальности и вида набора.

Рисунок 2.5 Таблица «Место учебы»

Таблица «Место работы» показанная на рисунке 2.6 включает в себя информацию о № выпускника, № работы, месте работы, должности и дополнительной информации.

Рисунок 2.6 Таблица «Место работы»

Таблица «Личные достижения» на рисунке 2.7 выдает информацию о № выпускника, № достижения, показывает год, в котором совершено достижение и его краткое описание.

Рисунок 2.7 Таблица «Личные данные»

Таблица «Интересная информация» показанная на рисунке 2.8 информирует о № выпускника, его хобби, о любимом учителе, предмете, о интересной школьной истории и отзывах учителей.

Рисунок 2.8 Таблица «Интересная информация»

Таблица «Фотогалерея»на  рисунке 2.9 выводит на экран № выпускника, № фото, само фото и его описание.

Рисунок 2.9 Таблица «Фотогалерея»

Для каждой из таблиц создаются формы:

Личные данные. Рисунок 2.10

Место учебы. Рисунок 2.11


Место работы. Рисунок 2.12

Личные достижения. Рисунок 2.13

Интересная информация. Рисунок 2.14

Фотогалерея. Рисунок 2.15

Следующим этапом разрабоботки базы данных является создание запросов в режиме SQL. Первый запрос на выборку выпускников по году выпуска. На экран выводится следующия информация: год выпуска, № выпускника, ФИО выпускника, дата рождения, классный руководитель и наличие медали. Данные действия показаны на  рисунках 2.16, 2.17.

Рисунок 2.16 Окно выборки по году выпуска

Рисунок 2.17 Список выпускников по запрошенному году

Второй запрос выводит на экран ФИО выпускника, год выпуска и интересную школьную историю, которой поделился выпускник.

Рисунок 2.17 Окно запроса № 2

Третий запрос информирует о выпускниках, получивших золотые и серебренные медали.

Рисунок 2.18 Окно запроса № 3

Четвертый запрос производит выборку достижений всех выпускников за опредеженный год. Рисунки 2.19, 2.20 отображают данные действия.

Рисунок 2.19 Выборка достижения по необходимому году

Рисунок 2.20 Ответ на выборку достижений по году

Пятый запрос помогает быстро найти основную информацию о выпускнике, задав ФИО нужного человека в запросе выборки.

Рисунок 2.21 Выборка по ФИО выпускника

Рисунок 2.22 Ответ на выборку по ФИО вупускника

Для удобства работы в базе данных была создана форма с интерфейсом, показанноом на рисунке 2.22. Форма состоит из восьми кнопок, каждая из которых открывает данные для чтения или их редактирования.

Рисунок 2.22 Главная форма базы данных

Первые две кнопки позволяют произвести поиск по ФИО выпускника и по году выпуска. Остальные кнопки открывают шесть форм, которые описывались ранее. Главная форма дает возможность не только удобного просмотра информации о внесенных в базу данных выпускниках, но и добавлять новые данные.

Для примера работы объекта «Отчеты» созданы два вида отчетности по базе данных.

Первый отчет дает краткую информацию о выпускнике. На рисунке 2.23 можно просмотреть блоки на некоторых выпускников, в которые входит следующая информация: ФИО, дата рождения, год выпуска, классный руководитель, отзывы учителей.

Рисунок 2.23 Краткая информация о выпускнике

Второй отчет информирует соискателя о месте учебы выпускников. Отчет отображает следующую информацию: ФИО выпускника, год выпуска, место учебы, год окончания, факультет, специальность и вид набора

Рисунок 2.24 Информация о месте учебы выпускников


Заключение

Инфopмaционные тexнoлoгии в современном школьном oбpaзoвaнии с каждым годом совершенствуются и улучшаются. Инфopмaтизaция школ прогрессирует вместе со своими  учителями, учениками и их родителями.

В работе рассмотрены особенности использования информационных технологий в школьном образовании. Проанализировав данные особенности можно сказать, что их применение необходимо для привлечения интереса учащихся, для частичной подмены учителя при совместном обучении, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности преподавателя.

В ходе работы были выявлены некоторые   преимущества и недостатки информатизации образовательного процесса. Основными преимуществами информатизации образовательного процесса являются: индивидуализация обучения, повышение уровня активности и реактивности обучаемого, развитие альтернативного мышления. К недостаткам можно отнести: сокращение социального взаимодействия и общения, отсутствие проведения реальных опытов своими руками, негативное влияние  нa здоровье всех участников образовательного процесса.

В практической части курсовой работы была разработана автоматизированная информационная система «Выпускник», которая позволяет систематизировать, анализировать данные о выпускниках, учитывая их достижения, профессиональную и общественную деятельность.

Требования к автоматизированной информационной системе «Выпускник» были согласованны с руководством Хабарской СОШ №2. Разработанную автоматизированную систему «Выпускник» планируется разместить на официальном сайте. В режиме просмотра она будет доступна всем посетителям сайта школы.

Данная работы была апробирована на региональной молодежной конференции «Мой выбор- Наука», получила одобрение со стороны жюри.


Список литературы

  1.  Вигурский К.В. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспектив / К.В. Вигурский, Е.А. Горный. – М.: Гендальф, 2012 – 188 с.
  2.  Воронина, Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т.П Воронина, В.П. Кашицин, О. П.Молчанова. - М.: Наука, 2009. – 220 с.
  3.  Гохберг, Г.С. Информационные технологии / Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. – М.: Наука, 2010. – 126 с.
  4.  Григорьев, С.Г. Информатизация образования / С.Г.Григорьев, В.В. Гриншкун. М.: Наука, 20013. – 276 с.
  5.  Заславская, М.А. Информационные ресурсы образования / М.А. Заславская,  Г.Б Прончев. – СПб.: Наука, 2013. – 171с.
  6.  Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2011. – 192 с.
  7.  Кириллов, В.В. Основы проектирования реляционных баз данных: учебное пособие /В.В. Кириллов. – СПб.: ИТМО, 2011. – 90 с.
  8.  Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе: учебное пособие / Э.М. Красченя. – М.: ТетраСистемс, 20010. – 272 с.
  9.  Кузнецов, А.Ю. Эпоха компьютеров / А.Ю. Кузнецов, А.С. Анисимов. – М.: Академия, 2013. – 219 с.
  10.  Ливаницкий, М.А. Информационные технологии в образовании / М.А. Ливаницкий. – М.: Наука,2022. – 57 с.
  11.  Максимов, Н.В. Информационные технологии / Н.В. Максимов, Л.И. Алешин. – М.: Наука, 2009. – 239 с.
  12.  Молокова, А.В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса / А.В. Молокова. – Нск.: Новосиб. гос. ун –т, 2009. – 80 с.
  13.  Ротмистров, Н.Ю. Мультимедиа в образовании / Н.Ю. Ротмистров. – М.: Образование, 2009. – 90 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43482. Бухгалтерский учет. Методические указания 329.5 KB
  Золотухин Приводятся методические указания и требования к выполнению курсовой работы и подготовке к экзаменам по дисциплине Бухгалтерский финансовый учет для студентов всех форм обучения специальности 080109Бухгалтерский учет анализ и аудит . Представлен перечень теоретических вопросов по вариантам и заданий для написания курсовой работы и подготовке к экзаменам исходные данные списки рекомендуемой литературы и Интернетсайтов. Курсовая работа включает в себя исходные данные и методические указания по выполнению курсовой работы.
43484. Расчет усилителя звуковой частоты на основе микросхемы TDA 2009 350 KB
  Для разработки данного усилителя мощности следует произвести предварительный расчёт и оценить количество и тип основных элементов. После этого следует выбрать интегральную микросхему и, при необходимости, принципиальную схему предварительного усилительного каскада.
43485. Организация работы вагоносборочного участка по ремонту цистерн для перевозки спирта 466 KB
  Особое внимание уделяется оптимизации межремонтных периодов и сроков службы вагонов повышению качества ремонтных работ внедрению новых и совершенствование существующих форм организации производства созданию поточноконвейерных линий по ремонту вагонов и их отдельных частей. Большое внимание уделяется развитию технической базы для текущего ремонта вагонов. Создаются крупные механизированные пункты подготовки вагонов к перевозкам совершенствуется работа пунктов технического обслуживания расположенных на сортировочных и участковых станциях....
43486. Оптимизация портфеля ценных бумаг 609.5 KB
  Краткое описание задачи Портфель ценных бумаг. При инвестировании в ценные бумаги обычно инвестор сталкивается с различными целями инвестирования. Поэтому лицу осуществляемому инвестиции на рынке ценных бумаг сложно выбрать объект инвестирования так как вложения в отдельные активы имеют высокую доходность а соответственно и высокий риск либо относительно невысокий риск и низкую доходность. Для достижения оптимального соотношения доходности и риска инвесторы формируют портфель ценных бумаг содержащий в себе различные виды ценных...
43487. Птенцы гнезда Петрова 108.5 KB
  Содержание Введение Жизнь Петра I Оценка личности Петра Великого Оценка реформ Петра Птенцы гнезда Петрова Лефорт Франц Яковлевич Меншиков Александр Данилович Шереметев Борис Петрович Ромодановский Федор Юрьевич Брюс Роман Вилимович Заключение...
43488. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ООО «ПРОФМЕДИА ФИНАНС» 293 KB
  Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей обеспечивающей контроль за правильностью исчисления полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога. В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учета: принцип денежного измерения т. 271 272 НК РФ; принцип последовательности применения норм и правил налогового учета т. нормы и правила налогового учета должны применяться...
43489. Информационно-поисковая система веб-форума 402 KB
  Сортировка производится согласно выбранному алфавиту (по умолчанию используется шведский). Эту установку можно изменить при запуске сервера MySQL. Чтобы ознакомиться с примером очень грамотной сортировки, можно обратиться к коду сортировки для чешского языка. MySQL поддерживает много различных кодировок, которые можно задавать во время компиляции и в процессе работы.
43490. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 183 KB
  Общая характеристика договора розничной куплипродажи. Понятие договора розничной куплипродажи Элементы договора розничной куплипродажи. Виды договора розничной куплипродажи. Содержание договора розничной куплипродажи Обязанности продавца.