99241

Wiki-технологии. Wiki-технология в образовании

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Уже не интересно выкладывать информацию в Интернет, не зная, нужна ли она кому-нибудь. Намного интереснее создавать коллективное информационное пространство, которое подлежит обсуждению, критике и видоизменению. Это стало возможно благодаря Wiki-технологиям. В данной работе будет рассмотрена интернет технология Wiki, с помощью которой возможно построение Web-сайта, позволяющая пользователям принимать непосредственное участие в редактировании его контента – исправлении ошибок, добавлении новых материалов без необходимости использования специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML.

Русский

2016-08-08

52.57 KB

6 чел.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Факультет физико-математического и естественно-научного образования

Кафедра прикладной математики, информатики,

физики и методики их преподавания

WIKI-ТЕХНОЛОГИЯ

Курсовая работа по информатике

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Информатика и информационные технологии в образовании

Студент:

Муратов Наим Сергеевич

Руководитель:

доцент, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики, информатики,

физики и методики их преподавания

Волков Владимир Викторович

Борисоглебск 2014

Содержание

Ведение……………….…………………………....………………………...3

  1.  История…………….…………………………...………………..……...4
  2.  Wiki-технологии….………………………………………..………...5
  3.  Основные характеристики................................................................5
  4.  Устройство Wiki………………...………….……………………....7
  5.  Плюсы Wiki………………………………..……...……………….10
  6.  Проблемы Wiki……………...……………..…………………..….11
  7.  Wiki-технология в образовании…………………………………..12
  8.  Возможности технологии Wiki в педагогической практике.......16
  9.  Задачи учебного процесса………………………………………..17
  10.  Недостатки использования Wiki в образовании………………18

Заключение……………………………………………..............................19

Список литературы………………………………………………………20

   


ВВЕДЕНИЕ

Внедрение информационных технологий в сферу образования идет нарастающими темпами. В последние годы в России реализованы крупные проекты по поддержке процессов информатизации образования: все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, созданы крупные федеральные и региональные хранилища электронного образовательного контента высокого качества, сеть федеральных образовательных порталов, в сети Интернет появилось большое число коммерческих и некоммерческих образовательных проектов, активно развиваются электронные библиотеки. В российском образовании происходят массовые позитивные изменения по отношению к использованию ИКТ в учебном процессе.

Уже не интересно выкладывать информацию в Интернет, не зная, нужна ли она кому-нибудь. Намного интереснее создавать коллективное информационное пространство, которое подлежит обсуждению, критике и видоизменению. Это стало возможно благодаря Wiki-технологиям.

В данной работе будет рассмотрена интернет технология Wiki, с помощью которой возможно построение Web-сайта, позволяющая пользователям принимать непосредственное участие в редактировании его контента – исправлении ошибок, добавлении новых материалов без необходимости использования специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML.

Целью работы является исследование возможностей Wiki-технологий, выявление актуальности использования Wiki-технологий в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1.  определить понятие, изучить развитие, основные характеристики Wiki-технологий;
  2.  охарактеризовать возможности Wiki-технологий в образовании.
  3.  ИСТОРИЯ

Wiki – это коллекция взаимосвязанных между собой записей. Первая вики была разработана в 1994 году и в 1995 впервые появилась в Интернете. Первым Wiki-сайтом стало «Портлендское хранилище образцов», созданное Уордом Каннингемом, где собирались фрагменты программного кода.

В 1999 году появился веб-проект Everything2, который дал возможность любому посетителю участвовать в создании сборника всевозможных сведений.

Прародителем Википедии принято считать Нупедию — проект энциклопедии на английском языке, реализующий принципы свободы информации. Статьи Нупедии писали учёные и люди из академической среды: Лоуренс Сэнгер – главный редактор и организатор проекта,  Джимми Уэйлс – исполнительный директор компании Bomis, финансировавшей проект.

Технология Wiki стала знаменитой после того, как была запущена в 2001 году русскоязычная версия Нупедии – Википедия, крупнейшая энциклопедия, бесплатная и открытая.

Изначально создатель технологии называл это приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия. Позже в качестве названия прижился термин WikiWiki, что на гавайском языке означает «быстро-быстро». При использовании данной технологии человек может не заботиться об использовании команд языка гипертекстовой разметки. Текст любой страницы коллекции интерпретируется программой как гипертекст.

Технология  Wiki изначально создавалась как открытое программное обеспечение, на базе ее желающие могут построить свое сообщество легко и быстро.

2000-е года развитие Wiki-технологий в сфере создания учебных энциклопедий ведущих Российских ВУЗов.

В наше время получило распространение использование Wiki-технологий в качестве механизма реализации коллективных проектов.

  1.  WIKI-ТЕХНОЛОГИИ
  2.  Основные характеристики

Wiki – это технология построения веб-сайта, с помощью которой пользователь сам через веб-интерфейс активно включается в процесс редактирования контента, добавляет новый материал [9]. Wiki-технологии не требуют использования специальных программ, регистрации и знания HTML. Информация, представленная в Wiki, имеет нелинейную структуру. Каждая страница обычно содержит большое количество гиперссылок на другие страницы.

Сегодня Wiki-технологии применяется для создания справочников, баз знаний и т.д. Современные Wiki-движки позволяют работать не только с текстами, но и с электронными таблицами, календарями, галереями изображений, файлами и т. д. С помощью Wiki-технологий можно строить и картографические сервисы.

Wiki призвана решать следующие задачи [4]:

  1.  дать возможность каждому посетителю участвовать в разработке контента;
  2.  участвовать не только в качестве комментатора, но и в качестве полноценного автора и редактора.

Основополагающим принципом Wiki является то, что любой посетитель может добавить на сайт все что угодно с помощь обычного веб-браузера. Каждая Wiki-страница содержит ссылку «редактирование». При нажатии на нее на экран выводится та же самая страница, но представленная в виде плоского текста. Пользователь после редактирования информации нажимает клавишу «сохранить», что приводит ее к конвертация в HTML, и на экране появится обновленная Wiki-страница. Таким образом, любой пользователь может вносить изменения в общий информационный ресурс, заменяя его новыми версиями. При этом старые версии сохраняются, что в дальнейшем позволяет осуществлять откат на любую глубину.

Характерными отличительными чертами Wiki-технологий  являются [3,4]:

  1.  большое количество авторов;
  2.  возможность многократного редактирования текста, без применения особых языков программирования;
  3.  появление изменений сразу после их внесения;
  4.  разделение информации на страницы, где у каждой своё название;
  5.  возможность размещения фотографий и загрузки файлов;
  6.  учёт изменений текста и возможность отката к ранней версии.

Если какой-то пользователь намеренно стремится навредить другим пользователям Wiki-сайта, то возможно запретить ему редактировать статьи.


  1.  Устройство Wiki

Wiki – это коллекция взаимосвязанных между собой записей. Сам текст любой страницы интерпретируется программой как гипертекст. Гипертекстом называется любой текст, в котором обнаруживается одна и более ссылок на другие фрагменты.

Страницы Wiki связаны между собой при помощи   простой системы адресации. Такая простота требует введения определенных правил. Для того чтобы такая возможность поддерживалась, необходимо иметь однозначные образцы-шаблоны. Шаблоны Wikiособые страницы, содержимое которых можно вставить в другие страницы [7]. Изменения в шаблоне отражаются на всех страницах, в которые они встроены. Шаблоны позволяют создавать образцы и повторно использовать их на страницах. Шаблон – обычная Wiki-страница и ее тоже может редактировать любой автор. Шаблон вставляется следующим образом:

{{Имя шаблона}}.

При отображении страницы на указанное место будет помещено содержимое страницы «Шаблон:Имя шаблона». Если её ещё нет, то пометка будет отображена как ссылка на несуществующую статью шаблона. В качества шаблона можно использовать любую страницу. Если статья «Имя шаблона» есть в главном пространстве имён, или имя статьи предварено двоеточием (что означает ссылку на главное пространство имен), то ссылка не будет автоматически направляться в пространство имён «Шаблон:». Если вызывать так картинку или категорию, то будет подставлена описательная часть картинки и категории соответственно).

Wiki – система, поддерживающая простой и доступный способ создания гипертекста и провоцирующий ее индивидуальное или коллективное написание. При создании гипертекста писатель или группа писателей не отвлекается на HTML-кодирование и установку связей между различными частями текста.  

Технология Wiki изначально создавалась как открытое программное обеспечение и в настоящий момент в сети существует большое количество ее клонов и площадок.

Различные клоны Wiki могут быть устроены по-разному и могут пользоваться разными правилами. Например, в классическом варианте Wiki в качестве шаблона для поиска использовалось следующее выражение:

«[A-Z][a-z0-9]+([A-Z][a-z0-9]+)+»;

что в переводе с языка регулярных выражений на русский означает: «Обязательная латинская буква в верхнем регистре, за которой следует обязательная одна латинская буква в нижнем регистре или цифра плюс еще и еще сколько угодно таких букв и цифр, за которыми следует (обязательная латинская буква в верхнем регистре, за которой следует обязательная одна буква в нижнем регистре или цифра и еще сколько угодно таких букв и цифр). Комбинация символов, выделенная в предыдущем предложении курсивом и взятая в скобки, может повторяться сколько угодно раз» [1].

На человеческом языке правило выглядит не очень благозвучно, но для программы вполне понятно. Например, слова WikiWiki, FireFox или SourceForge в первых Wiki были правильными, а MSOffice неправильным.

Современные программы Wiki чаще всего понимают русский язык и с ним уже можно разговаривать используя русские WikiСлова. Используя русскоязычные Wiki, следует помнить, что русские существительные гораздо изменчивее английских и это создает дополнительные возможности для неверного толкования программой намерений человека. Вы по невнимательности можете ввести новые слова, которые программа расценит как WikiСлова. При этом никаких сообщений об ошибке выдано не будет. Программа просто предложит Вам разъяснить содержание новых WikiСлов. Для того чтобы сделать ссылку на уже существующее или новое понятие, достаточно просто употребить в тексте WikiСлово, записанное согласно данному правилу.

Внутренняя ссылка на страницу внутри базы данных Wiki создается когда вы погружаете слово или несколько слов ссылки в двойные квадратные скобки - [[Внутренняя Ссылка]]

Внешняя ссылка создается, когда вы погружаете слово или несколько слов ссылки в одинарные квадратные скобки. При этом перед словом должен быть прописан адрес, на который ссылка будет отправлять читателя - [http://ru.wikipedia.org Русская Википедия].

Wiki придерживается другой идеологии создания новых страниц, чем та, к которой мы привыкли при построении веб-сайтов. Классические правила хорошего тона при связывании гипертекстовых страниц требуют, чтобы сначала была создана страница, а уже затем на эту страницу была бы сделана ссылка. В Wiki такое предварительное создание страниц просто невозможно. Невозможно сначала создать новую страничку, а потом присоединить ее к тексту. Всякое новое определение сначала вводится, а потом уже разъясняется. Например, мы можем ввести в тексте новый термин. После сохранения этого текста мы получаем страничку, на которой перед неизвестным для WikiСловом, слово будет выделено красным. Красный цвет ссылки указывает, что страница, на которой поясняется определение, пока еще не существует.

  1.  
    Плюсы Wiki:

Создание эффективной образовательной информационной среды на базе Вики-технологий позволяет [8]:

  1.  осуществлять эффективное информационное взаимодействие;
  2.  обеспечивать доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса;
  3.  организовывать эффективное управление и педагогическое наблюдение;
  4.  формировать сетевые сообщества обучающихся, для которых характерно: интенсивный обмен знаниями, высокая мотивация в постижении нового, взаимная поддержка, обмен опытом, самоорганизация.

Отличительной чертой сетевых Веб 2.0 коммуникаций является единое пространство объектов обсуждения и самого обсуждения. Веб 2.0 – второе поколение сетевых сервисов, действующих в Internet’е. В отличие от первого поколения сервисов, Веб 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе веб-приложений социальных сервисов).

Общение участников непосредственно связано с проектированием учебного материала. Более того, всякое высказывание становится объектом, который может быть включен в проектирование. Текст, рисунок, схема, видеозапись, ссылка сохраняются и получают постоянный адрес. В любой момент можно вернуться и посмотреть на действия, которые человек совершал в прошлом. Таким образом, у учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Это чрезвычайно важно для формирования долговременных отношений, все члены сетевых сообществ могут наблюдать за деятельностью друг друга. В рамках Wiki преподаватели могут просматривать и редактировать все существующие страницы, находить общие темы и показывать учащимся, куда движутся партнеры и как можно с ними взаимодействовать.

  1.  Проблемы Wiki

Кроме указанных «плюсов», Wiki как технология имеет ряд проблемных моментов [2,3]:

  1.  дублирование информации. В базе знаний, растущей в рамках проекта, рано или поздно оказываются внутренние пересечения – один, два, три абзаца повторяются на разных страницах, ссылки на ресурсы могут дублироваться в разных разделах. В итоге, прежде чем что-то изменить, поправить «битую» ссылку или дополнить абзац, нужно проверить всю систему на предмет повторов и дубликатов, которые надо убрать;
  2.  невозможность структурирования. Отсутствие иерархии гиперссылок, расположенных на Wiki-сайте, приводит к потере времени при поиске необходимой информации. Можно бесконечно переходить по неструктурированным ссылкам, расположенным на страницах, и, в итоге, «потерять» ту страницу, с которой начал;
  3.  ненадёжность информации. Ненадёжность информации, субъективность ее освещения, недостаточно эффективная работа участников проекта – эти показатели напрямую зависят от компетентности пользователей, принимающих участие в наполнении сайта;
  4.  вандализм. Технология Wiki позволяет редактировать страницы сайта практически любым посетителем, полагаясь на их добросовестность. Но не исключены случаи вандализма на Wiki-сайтах – вредительское добавление, удаление или изменение содержания, совершённое умышленно в целях скомпрометировать достоверность и авторитетность сайта. В основном вандализм проявляется в замене содержимого качественных статей на ругательства, граффити, заведомо ложные данные или другое содержимое, абсолютно не имеющее отношения к теме статьи. Нанесенный вред сайту можно легко исправить посредством «отката» текущей версии статьи до любого из предыдущих состояний, а автора, причинившего ущерб, лишить прав редактирования сайта.  
  5.  
    Wiki-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Создание эффективной образовательной информационной среды на базе технологии Wiki позволяет [5,6]:

  1.  осуществлять эффективное информационное взаимодействие;
  2.  обеспечивать доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса;
  3.  организовывать эффективное управление и педагогическое наблюдение;
  4.  формировать сетевые сообщества обучающихся, для которых характерно: интенсивный обмен знаниями, высокая мотивация в постижении нового, взаимная поддержка, обмен опытом, самоорганизация.

На основе технологии Wiki разработано достаточно много образовательных порталов, наиболее известные и широко используемые приведены в таблице:

Wiki-ресурс

Режим доступа

Описание

Википедия

http://wikipedia.org/

Онлайн-энциклопедия, написанная самими пользователями. Каждый посетитель сайта энциклопедии может внести свой вклад: подправить статью, добавить или удалить информацию

Летописи

http://letopisi.ru/

Общенациональный образовательный проект с международным участием

КМ-Wiki

http://wiki.km-school.ru/

Образовательный портал, посвященный использованию контентной образовательной информационной системы «КМ-Школа» в образовательном учреждении. Содержит тренинги для учителей по использованию мультимедиа контента «КМ-Школы» в учебной деятельности, конкурсы и проекты для учителей и учащихся, методические сообщества, опыт школ в использовании «КМ-Школы», научно-методические разработки

wiki.vspu.ru

http://wiki.vspu.ru/

Портал образовательных ресурсов студентов и учителей.

Совместная работа по разработке образовательных ресурсов, публикация материалов, обсуждение важных вопросов использования новых технологий в современном образовании.

На сегодняшний день в России существуют следующие региональные учебные площадки, использующие технологию Wiki:

  1.  Вики Иркутск Wiki Восточно-сибирской академии образования - сообщество учащихся, студентов и педагогов, открытых для общения
    и совместной работы, созданное в рамках проекта "Ось»
  2.  СарВики (Саратов) Wiki на сервере Саратовского ИПКиПРО. Это была первая в России вики, в которой преподаватели из Саратова, Нижнего Новгорода и Пскова совместно, в межрегиональном взаимодействии, экспериментировали с поиском форм организации учебной деятельности школьников при обучении их работать в новой среде
  3.  ПскоВики (Псков)Основные направления проекта: ВикиШкола, ВикиНовости, ВикиХранилище, ВикиСмех и др. В разделе ВикиШкола планируется размещение информации о проектах, дистанционном обучении, методике преподавания различных школьных предметов. Здесь представлены материалы, полезные как учителям, так и школьникам элективные курсы, подготовка к экзаменам, ссылки на полезные ресурсы и др.
  4.  ТолВики (Тольятти) Wiki на базе Центра информационных технологий города Тольятти, виртуальная народная летопись «Тольятти от А до Я»
  5.  Wiki-Vladimir (Владимир) портал проектной деятельности педагогов и школьников Владимирской области
  6.  ЭНЭ экспериментальная научная энциклопедия (Шатура) – проект работает на базе института проблем лазерных и информационных технологий РАН (ИПЛИТ РАН) в сотрудничестве с отделом образования Шатурского района Московской области.
  7.  СтавВики (Ставрополь) Wiki-сайт, поддерживаемый сотрудниками Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. 
  8.  КузВики (Кузбасские Вики, Кемеровская область) страница предназначена для организации очного и заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, проведения конференций, тренингов, информационного сопровождения и организации конкурсов, проведения проектов педагогами Кемеровской области; освоения новых форм сетевого взаимодействия.
  9.  МетодВики «Летний лагерь»это ресурс для вожатых детских оздоровительных лагерей.
  10.  НовоВики, город Новосибирск единая образовательная среда учителей, методистов и школьников Новосибирска и Новосибирской области, где каждый желающий может рассказать о своей работе, разместить материалы сетевых проектов, провести семинары, тренинги, мастер-классы или конференции, принять участие в конкурсах.

Каждая рассмотренная мною региональная учебная площадка использующая Wiki-технологию содержит систему «навигации», «поиска», «инструментов». Каждый Wiki-сайт представляет собой единую образовательную среду, где каждый желающий может рассказать о своей работе, разместить материалы сетевых проектов, провести семинары, тренинги, мастер-классы принять участие в конкурсах на Wiki-сайтах представлены материалы, полезные как учителям, преподавателям, так и школьникам и студентам элективные курсы, подготовке к экзаменам, ссылки на полезные ресурсы и др. информация.

  1.  
    Возможности технологии Wiki в педагогической практике

Возможности технологии Wiki могут быть использованы в педагогической практике различными способами [5,6,8]: 

  1.  представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Каждая статья в рамках Wiki связана со страницей обсуждения, которая может рассматриваться как дополнительная или оборотная сторона статьи. На этой оборотной стороне все заинтересованные участники могут оставлять свои комментарии и вести обсуждение. Электронный вариант представления учебных материалов дает учащимся возможность проследить связи между текстами. Система обратных ссылок позволяет проследить, из каких материалов ссылки обращаются к данному автору;
  2.  совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами; 
  3.  коллективное создание творческих работ — сказок, стихотворений, эссе; 
  4.  коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий.
  5.  
    Задачи учебного процесса

Перечислим задачи учебного процесса, в осуществлении которых технология Wiki может быть особенно полезной [6]: 

  1.  актуализация информации, когда необходимо найти данные в хранилищах, перевести информацию в форму цифровых объектов и сделать эти цифровые объекты доступными для дальнейшего использования. В среде Wiki наиболее последовательно воплощена идея коллективного редактирования и совместного использования цифровых ресурсов;
  2.  расширение сообщений, когда нужно обогатить лекционные материалы фотографиями, аудиозаписями и видеофрагментами, совместить внутри одного рассказа различные точки зрения, различные научные подходы;
  3.  региональный контекст обучения, когда нужно показать связь знаний и событий с местом, где события происходят, с историческим контекстом обучения;
  4.  совместный характер знания и обучения, когда мы стремимся включить в учебный процесс коллективное творчество, критическое мышление, толерантность и понимание относительности любого знания.

Технологии Wiki целесообразно использовать в академическом образовательном процессе, в научных исследованиях, поскольку они дают большую свободу и студентам, и преподавателям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, а вторым – применять творческие подходы к обучению. Возможности использования Wiki в образовании не ограничены, однако наиболее эффективным будет использование данного сервиса на уроках в качестве средства создания студенческих коллективных творческих проектов внутри группы, а также проектов со студентами из других групп. При создании совместных учебных проектов учащиеся не просто делятся информацией с партнёрами, а работают над каким-либо проектом и достигают определенной поставленной цели.

  1.  
    Недостатки использования Wiki в образовании

Помимо обозначенных положительных сторон использования Wiki-технологий в образовании существуют также недостатки ее использования в образовании [6,8]:

  1.  необходимость специальной подготовки преподавателей и студентов для использования сервисов. Чтобы ресурс функционировал, его нужно настроить, и хотя Wiki-движки являются одними из самых простых систем управления, при работе с ними все равно необходимы определенные навыки;
  2.  проблема доверия к информации – не все участники образовательного процесса являются добросовестными пользователями, поэтому информация нуждается в перепроверке;
  3.  затруднение выражения эмоций посредством текстового канала коммуникации;
  4.  проблемы приватности;
  5.  психологические проблемы Internet-общения: Internet-зависимость, агрессия в сети и другое;
  6.  интеллектуальная собственность и авторское право.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенных мною исследований выявлено, что Wiki-технология позволяет:  

  1.  создавать эффективную образовательную информационную среду;
  2.  обеспечивать доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса;
  3.  осуществлять эффективное информационное взаимодействие;
  4.  организовывать эффективное управление и педагогическое наблюдение;
  5.  формировать сетевые сообщества, для которых характерно: интенсивный обмен знаниями, высокая мотивация в постижении нового, взаимная поддержка, обмен опытом, самоорганизация.

В образовательном процессе Wiki-технологии применяются как эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного учебного курса, коллективное создание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе; коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий; совместное создание сетевых отзывов или рецензий на ученические, педагогические работы; публикация материалов, необходимых для организации проектной деятельности учащихся; распространения информации, обмен информацией между учащимися, педагогами.


Список литературы

  1.  Быховский Я. С., Ястребцева Е. Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.podelise.ru/docs/index-4945.html?page=4  24.06.2014. – Загл.с экрана
  2.  ВикиВики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://letopisi.org 24.06.2014.Загл. с экрана.
  3.  Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httpHYPERLINK "http://wikipedia.org/"://wikipedia.org 24.06.2014.Загл. с экрана.
  4.  Вики-вики – среда коллективной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipk.68edu.ru/consult/oir/464-oir.html 15.06.2014.Загл. с экрана.
  5.  Вики-технология и ее использование в образовании. (Воеводина) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.uspi.ru/index.php 17.06.2014.Загл. с экрана.
  6.  Гладун А. Wiki-технологии / Гладун А., Рогушина Ю. // Телеком. Коммуникации и сети, 2008, с. 58.
  7.  Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю /  Е.Д. Патаракин // 2-е издание, исправленное и дополненное / Москва, 2007, с 51
  8.  Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении/ Основные преимущества применения Вики в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikibooks.org 15.06.2014.Загл. с экрана.
  9.  Технологии вики и возможности сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httHYPERLINK "http://wiki.vspu.ru/wiki/wiki"pHYPERLINK "http://wiki.vspu.ru/wiki/wiki"://wiki.vspu.ru/wiki/wiki 15.06.2014.Загл. с экрана.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26906. Непарные ветви брюшной аорты 3.35 KB
  Чревная артерия a. Делится на 3 ссуда: Селезеночная артерия a. Henaus переходит в левую желудочную Левая желудочная артерия a. Печеночная артерия a.
26907. Внутренняя и наружная подвздошные артерии 4.1 KB
  Внутренняя подвздошная артерия – а.: 1 внутренняя срамная артерия – а. От неё берут начало: а пупочная артерия а. vesicalis cranialis; б артерия предстательной железы влагалищная а.
26908. Артерии тазовой конечности 5.3 KB
  Наружная подвздошная артерия а.: 1окружная глубокая подвздошная артерия – а. 2 маточная артерия а. 3глубокая бедренная артерия – а.
26909. Краниальная полая вена. Вены головы 5.32 KB
  Краниальная полая вена. Краниальная полая вена v.путём слияния левой и правой чрёмных вен с левой и правой подмышечными венами. Ярёмная вена на своём пути принимает: пищеводные трахеальные и мышечные ветви.
26910. Каудальная полая вена. Воротная вена 7.65 KB
  Глубокая венозная магистраль- начин.из концевой дуги и из венозной сети копыта 2 плантарными пальцевыми венами- в. Digitalis plantares medialis et lateralis. Они под путовым суставом обр.дистальн.глубокую плантарную дугу. Из дуги берут начало 5 вен: 2 и 3 плантарные плюсневые вены
26911. Вены грудной конечности 3.51 KB
  она из концевой дуги и из венозной сети копыта 2мя пальмарными пальцевыми венами медиальн. 3 общая пальмарная пальцевая вена и 3 пальм.пястная вена формир. Из неё выходит лучевая вена в.
26912. Вены тазовой конечности 2.56 KB
  большеберцовую вену в. Tarsea pertorans они переходят в дорсальную вену стопы в. Saphena medialis она впадает в бедренную вену.
26913. Морфофункциональная х-ка и анатомический состав лимфатической системы 4.82 KB
  Морфофункциональная хка и анатомический состав лимфатической системы. Лимфатическая сма выполняет в орг. Она отводит лимфу из тканей в краниальную полую вену. Лимфатич.
26914. Лимфатические узлы головы и шеи 5.94 KB
  Лимфатические узлы головы 1 Околоушной лимфатический узел – ln. 2 Подчелюстной лимфатический узел –ln. 3 Медиальный заглоточный лимфатический узел ln. Отток лимфы в трахеальный лимфатический проток.