99254

Философия сверхчеловека в трудах ницше

Реферат

Логика и философия

Сверхчеловек – это человек, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы и представляющий собой качественно иное, высшее существо. Такое значение этого слова дается в философском словаре. Ницше придает понятию «сверхчеловек» абсолютное значение, одновременно освобождая его от всякого конкретного содержания. Сверхчеловек представляется как следующий за человеком этап биологической эволюции, и объявляется смыслом человеческого бытия.

Русский

2016-08-10

96.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 16

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

ФИЛОСОФИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ НИЦШЕ

(тема реферата)

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель: профессор

Быстрова А.Н.

______________

(подпись)

______________

(дата проверки)

Разработал: cтудент гр. У-212

Чистяков А.С.

______________

(подпись)

______________

(дата сдачи на проверку)

2012 год


Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………............................................................................................3

ГЛАВА 1. СУТЬ ФИЛОСОФИИ СВЕРХЧЕЛОВЕКА……………...………......4

ГЛАВА 2. ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО.......................................................................6

ГЛАВА 3. КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА.........................................................................7

ГЛАВА 4. ДУХ И ПОЗНАНИЕ...............................................................................10

ГЛАВА 5. ЗАБЛУЖДЕНИЯ.....................................................................................12

ГЛАВА 6. О ВРАГЕ И ДРУГЕ.................................................................................12

ГЛАВА 7. ДРУГИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОЗИЦИИ...............................................13

ГЛАВА 8. ВОЛЯ........................................................................................................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................15

БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................................................................16

Введение

     Пожалуй, прежде чем понять философию сверхчеловека следует познакомиться с человеком, который ее написал. Стефан Цвейг в своей книге «Ницше» с хорошей точностью описывает жизнь самого Ницше.

    Ницше был одинок. У него не было ни друзей, ни жены. Вернее сказать поначалу друзья были, но позже они покинули его, оставив наедине с самим собой. Всю жизнь говорит, борется, страдает Ницше в одиночестве. [3, 89]

    Идеи Ницше опережали свое время, поэтому они не находили отголоска в обществе. Никто не понимал его. В самые великие мгновения для трагедии Фридриха Ницше ни зрителей, ни слушателей, ни свидетелей в немецком мире нет. [3, 90]

    Стефан Цвейг описывает заблуждение, что Ницше был мускулистым, коренастым мужчиной, который всем своим видом выражал волю, здоровью и силу. На самом деле это был обычный сутуловатый человек, по виду ничем не отличавшийся от окружающих. [3, 94]

    Ницше болел всякими разными болезнями и на столе в его комнате стоял целый арсенал различных снадобий и микстур. Болезни останавливали его мыслительную деятельность на долгие часы, и Ницше приходилось бороться с ними. Лекарства были против всего: против желудочных судорог, против рвотных спазм, против вялости кишечника и, прежде всего, ужасные средства от бессонницы – хлорал и веронал. Иногда он целыми днями не вставал с постели. [3, 95]

    В поисках наиболее благоприятного климата для своего больного организма Ницше объездил самые знаменитые курорты Европы. Он был в Сорренто, Турине, Венеции, Ницце, Мариенбаде. И за все долгие годы скитания ни минуты бодрящего отдыха в веселом дружеском кругу. Одиночество было неотъемлемой частью его жизни. [3, 96]


Суть философии сверхчеловека

    Сверхчеловек – это человек, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы и представляющий собой качественно иное, высшее существо. Такое значение этого слова дается в философском словаре.

    Ницше придает понятию «сверхчеловек» абсолютное значение, одновременно освобождая его от всякого конкретного содержания. Сверхчеловек представляется как следующий за человеком этап биологической эволюции, и объявляется смыслом человеческого бытия.

    Следует, что не представляется возможным понять, каким должен быть сверхчеловек, не поняв, что из себя представляет сам человек.

    Существует несколько версий происхождения слова «человек». Одной из них является индогерманская версия (manushya, manisco), означающая «мыслящий, наделенный духом». Отсюда Ницше говорит, что понятие слова «человек» следует трактовать, как оценивающий. [2, 69]

    Ницше считает, что давать оценку и создавать ценности – это самые важные функции человека. Вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир. Таким образом, Ницше ставит созидателей ценностей в центр своей системы отсчета, своей философии. [2, 161]

    Также в функции входит бороться и созидать. Созидать – это избавление от страдания и облегчение жизни. Собственное желание созидать делает человека свободным. [2, 100]

    По мнению Ницше, человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Далее Ницше говорит: «в человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель». ? Человек должен готовить мир к приходу сверхчеловека, не жалея себя. С приходом существа более сильного, более слабое существо погибает. Поэтому приход сверхчеловека означает гибель человека, и человек не должен бояться этой гибели. То есть человек должен стремиться к самопогибели. В дальнейшем будем называть его сильным человеком. [2, 11]

    Философия сверхчеловека не учит, как быть или стать сверхчеловеком, но учит, как быть сильным человеком. Сверхчеловек – это цель, чтобы быть сильным человеком.

    Быть же сильным человеком почетно, так как он является предшественником сверхчеловека.  При этом вовсе не гарантировано, что каждый человек станет сверхчеловеком. Но зато у каждого есть возможность стать сверхчеловеком, считает Ницше. Для него нет разницы, откуда начинать правильную жизнь, главное это ее начало и ее цель – сверхчеловек. Новая жизнь – это жизнь по принципам, которые описывает Ницше. Также он описывает ошибки людей, которые не следует допускать.

    Сам по себе один сильный человек не станет сверхчеловеком. Чтобы пришел сверхчеловек, нужно много сильных людей, образующих народ. А уже от народа произойдет сверхчеловек. Учение о сверхчеловеке – это учение, направленное на человека, для пользы целого народа. [2, 93]

    Для того, чтобы ускорить приход сверхчеловека, по мнению Ницше, должны ожесточиться внешние условия. [2, 362]

    В книге «Так говорил Заратустра» описано, как быть сильным человеком. Так как все в природе эволюционирует, то человек, будучи частью природы, тоже должен эволюционировать. У него нет права быть оттоком этой «великой волны».

    Человек обязательно должен стать сильным без помощи кого-либо или чего-либо, так как, взобравшись на высоту с чьей-то помощью, он там уже сам не выживет без этой помощи. [2, 364]

    Следует, что сверхчеловек не будет внешне отличаться от человека, но он будет отличаться внутренне. Новыми ценностями и новой моралью. «Перемена ценностей – это перемена созидающих» говорит Ницше. И действительно сейчас создает человек, потом будет творить сверхчеловек.

    По Ницше существует и противоположность сильному человеку – это «последний человек» «Последний человек» живет только ради себя. И он считает себя счастливым только потому, что он живет. И для его жизни цель вовсе необязательна. Последний человек является идеальным так же как и сверхчеловек. Последний человек – это вид человека, крайнее отрицательное его состояние. [2, 14]

    Также Ницше вводит понятие «великая надежда». Великая надежда – это надежда что придет сверхчеловек. Эта надежда и есть движущая сила философии сверхчеловека. [2, 94]

    Все совершенное учит надеяться, считает Ницше. А также все зрелое хочет умереть. Ницше делает такой вывод, опираясь на природу. Природное желание  умереть –  это осень. [2, 407]

Взгляд на общество

    Ницше отрицательно относится к обществу. По его мнению, общество в основной своей массе состоит «маленьких людей».

    Маленькие люди – это слабые люди, которым еще предстоит стать сильными. Они живут и желают по сути одного, чтобы никто не причинял им страдания, поэтому они вежливы с другими и делают им добро. В этом проявляется их трусость. Сколько у них есть такой доброты, справедливости и сострадания, столько у них и слабости. Маленькие люди – господа сегодняшнего дня, так как они заботятся о сохранности и выживании человека. Сильные же люди – господа завтрашнего дня, так как они стремятся к гибели человека. [2, 360]

    У некоторых из маленьких людей есть своя воля, но в основной массе они подчиняются чужой воле. Ницше считает, что всем маленьким людям свойственно малодушие. Маленькие люди не заслуживают королей, но не смотря на это, сильный человек все равно должен управлять слабыми. [2, 208]

    Тут следует перейти к теме государства. Ницше считает, что там, где кончается государство, начинается человек. По его мнению, государство нужно для толпы, общества. Государство – это следующий кумир, после Бога. Ницше отрицательно относится к кумирам. Культура, по его мнению, – это кража толпы достижений сильных людей. [2, 55]

    Также в обществе существуют калеки. Калека – это такой человек, у которого не хватает физической или духовной его части. По мнению Ницше, существуют также «калеки наизнанку». Быть ими еще хуже, чем просто калеками. Так как «калека наизнанку» – это такой человек, у которого все духовные части малы, а какое-то одно в избытке. Отсюда общество в целом представляется Ницше, как обломки человека. [2, 170]

Качества человека

    Ницше описывает основные качества, которыми должен обладать человек. Одно из них это благородство.

    Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. Такое значение этого слова дается в словаре Ожегова.

    По мнению Ницше, Благородный – это тот, кто всегда стоит поперек чьего-либо жизненного пути. Так происходит, потому что благородный вызывает зависть у людей. [2, 49]

    А зависть берется с того, что он отличается от простых людей своим благородством. Благородный желает создавать новое. Благородный ничего не желает иметь даром. Благородному следует бороться и завоевывать даже право, которое ему могут просто дать в обществе. [2, 248]

    Также Ницше считает, что сильный человек должен быть одинок, так как окружающие слабые люди не любят его, убивают его даже своим присутствием. Ницше аргументирует: «Так как укором совести является сильный для слабых». Одинокий должен стать для себя всем во всех лицах. Своего рода театр одного актера для одного зрителя. Все роли должен исполнять одинокий и при этом не сойти с ума. [2, 58]

    Ницше говорит, каждый сильный человек инстинктивно стремится к своему замку и тайному убежищу, где он избавляется от толпы, от многих, от большинства, где он может забыть правило «человек» как его исключение. [1, 585]

     «Для одного одиночество есть бегство больного; для другого одиночество есть бегство от больных». Отсюда следует, что существует два вида одиночества, и их не следует путать. Для мудреца одиночество должно быть в виде второго случая.

    Также Ницше считает, что не следует путать одиночество и покинутость, так как это разные вещи. Одиночество – это уход человека от общества, оно представляется как свобода. Покинутость – это уход общества от человека, оно представляется как наказание. [2, 227]

    Ницше предупреждает, что в уединении растет то, что каждый вносит в него. В том числе и отрицательные качества. Потому не всем следует уединяться и гнаться за одиночеством, а только сильным людям. [2, 366]

    Человек должен быть целомудренным, потому что это делает чувства невинными, а похоть это грязь. Целомудрие – это строгая нравственность, чистота. [2, 62]

    Также у человека обязательно должна быть честь. Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости. Такое значение этого слова дается в словаре Ожегова. По мнению Ницше, честь должны составлять не прежние заслуги, а новые цели и устремления, воля для достижения их и то, что человек делает и создает для этих новых целей. [2, 253]

    Сильному человеку также должно быть присуще мужество. Мужество – это храбрость, присутствие духа в опасности. Мужество есть только у того, кто знает страх, но побеждает его. [2, 361]

    Ницше утверждает, что сильный человек обязательно не должен быть зависимым ни от кого. Независимость – удел сильных, преимущество сильных. Но на нее не следует покушаться без особой надобности, ибо тот, кто осмеливается на это, «вступает в лабиринт, в тысячу раз увеличивает число опасностей, которые жизнь сама по себе несет с собою; из них не самая малая та, что никто не видит, как и где он заблудится, удалится от людей и будет разорван на части каким-нибудь пещерным Минотавром совести. Если такой человек погибает, то это случается так далеко от области людского уразумения, что люди этого не чувствуют и этому не сочувствуют, – а он уже не может вернуться назад. Он не может более вернуться к состраданию людей!» Иными словами слабый человек не сможет достичь независимости, он погибнет от нее, и, следовательно, он обречен быть зависимым от сильного человека. [1, 588]

    Добродетель – это положительное нравственное качество, высокая нравственность. Такое значение этого слова дается в словаре Ожегова. По мнению Ницше, дарящая добродетель – это высшая добродетель. Хорошо дарить есть искусство, и притом высшее, самое мудреное искусство доброты. Противоположность ей – это вырождение. «Мы угадываем всегда вырождение там, где нет дарящей души». Чтобы дарить, нужно сначала впитать. Человек предстает в виде своеобразного фонтана. Если же человек только впитывает, то это эгоизм и, как следствие, вырождение.[2, 88]

    Также Ницше перечисляет  добродетели маленьких людей, то есть маленькие добродетели: покорность, скромность, благоразумие, старание, осторожность. [2, 360]

    «То, что служит пищей или усладой высшему роду людей, должно быть почти ядом для слишком отличного от них и низшего рода», – говорит Ницше. Добродетели заурядного человека были бы у философов равносильны порокам и слабостям. [1, 589]

    Ницше оправдывает «три наиболее проклятые вещи»: сладострастие, властолюбие и себялюбие. Он считает, что эти качества вредны только для слабых людей. Сильного же человека они испортить не в состоянии, и даже наоборот в определенной мере обязательно должны присутствовать в человеке. [2, 233]

    Ницше считает, что надо научиться любить самого себя. Эта любовь должна быть цельной и здоровой, а не быть любовью больных и лихорадочных. Эта любовь нужна для того, чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду. Такое скитание называется любовью к ближнему. Но Ницше не противопоставляет христианской заповеди новую заповедь. Он называет любовь к себе искусством, и при том самым тонким, самым хитрым, последним и самым терпеливым из искусств. [2, 239]

    Также сильный человек должен уметь смеяться как над собой, так и над окружающими. Отсюда следует, что сильный человек должен быть самокритичен. [2, 368]

Дух и познание

    Дух – это психические способности (сознание, мышление), то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действия. Такое значение этого слова дается в словаре Ожегова.

    Ницше считает, что дух должен совершить 3 превращения. Сильный и выносливый дух должен превратиться в верблюда. Тогда желая узнать, насколько он силен, он водружает на себя тяжести и уходит в пустыню. В пустыне совершается второе превращение. Верблюд становится львом, потому что хочет стать свободным и побороть своего господина, которым является дракон по имени «ты должен». Дракон «ты должен» - это тысячелетние ценности. Лев «я хочу», так как он является духом выносливым, должен завоевать себе право на новые ценности, поборов дракона. И наконец, лев превращается в ребенка, чтобы обрести свою волю, создавать новые ценности и свой новый мир. [2,25]

    Тело – это большой разум. Дух – это маленький разум, находящийся внутри тела. [2, 36]

    Тут следует перейти к познанию. «Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается; душа того, кто возвысился, становится радостной». Следует, что в процессе познания очищается разум, и в конечном счете познание приносит радость. Жизнь – это  родник радости, по мнению Ницше. [2, 92]

    Ницше говорит, что главное – это найти самого себя. В этом он перекликается с Сократом. Трудно открыть человека, а себя самого труднее всего. Того, кто смог это сделать, можно называть мудрецом. [2, 94]

    Также  нужно уметь сохранить себя – сильнейшее испытание независимости. Не привязываться к личностям, к отечеству, к состраданию, к науке, к собственному освобождению, к нашим добродетелям и не становиться их жертвой.[1, 598]

    Ницше говорит: «Мудрость – женщина, и любит всегда только воина». Отсюда следует, чтобы стать мудрым, надо безжалостно сражаться за истину. [2, 45]

    Настоящий мудрец по Ницше должен быть одинок. Мудрец, находясь в обществе, не ищет истину, а это его главная и единственная цель. Мудрецы в обществе служат народу, тащат его за собой по своей дороге, чтобы он развивался. Уважение к мудрецу в обществе выглядит как благодарность, к одинокому мудрецу как трепет. [2, 122]

    Не в сытости должно смолкнуть желание познания мудреца, а в красоте. Мудрец должен разгадать загадки не только окружающего мира, но и загадки своего собственного внутреннего мира. [2, 142]

    Но и тут Ницше находит подводные камни. Он предостерегает философов от приношения себя в жертву истине. Он говорит: «истина не такая простодушная и нерасторопная особа, которая нуждается в защитниках». [1, 584]

Заблуждения

    В книге «Так говорил Заратустра» описываются основные заблуждения людей. Ницше считает, что люди верят в потусторонние миры, потому что они либо страдают, либо не в силах справиться с выпавшей трудностью (т.е. верят от бессилия). [2, 36]

    Также ошибкой людей Ницше считает то, что они поклоняются небу и богам, и, по его мнению, поклоняться следует земле и телу. Так как это то, от чего мы непосредственно зависим. Тело – это и есть мы, а земля  – это мать нашего тело.

О враге и друге

    Любопытно описывает Ницше правильное отношение к врагу. Врагом должен быть тот, кого бы можно было ненавидеть, а не презирать. То есть врагом должен быть только достойный, а не каждый подряд. Врагом следует гордиться. «Тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами» – говорит Ницше. Врагу не следует платить за зло добром. Вместо этого необходимо доказать врагу, что он сделал нечто доброе.

    Ницше говорит про друга: «Друг – это третий в разговоре Я и «меня»». Ницше говорит, что одному быть не каждому под силу, даже среди сильных людей.

    «Если ты хочешь иметь друга, ты должен вести войну за него; а чтобы вести войну, надо уметь быть врагом». В этой цитате Ницше показывает неразрывность понятий друга и врага. А также можно видеть, что прежде чем обрести друга следует обрести врага.

    Существуют и определенные правила в дружбе. «Другом не может быть раб, а тиран не может иметь друзей». [2, 64]

Другие философские позиции

     Ницше отрицательно относится к философской позиции, что жизнь есть страдание, и к позиции, что следует стремиться к «вечной жизни». Ницше считает, что жизнь – это борьба, борьба за мир для сверхчеловека. И ее следует вести до конца. Всех, кто говорит о вечной жизни, он гневно призывает убраться в эту вечную жизнь. [2, 51]

    Также Ницше критически относится к позиции, которая заключается в том, что всякая вещь называется хорошей, а этот мир наилучшим из миров. Он называет такую позицию вседовольством. Он сравнивает людей, придерживающихся такой позиции, со свиньями, которым без разницы какая еда им предлагается, потому что они все равно назовут ее вкусной и в итоге съедят. «Вседовольство, умеющее находить все вкусным, – это не лучший вкус!» – говорит Ницше. [2, 241]

Воля

    Воля – это способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для достижения этой цели. Такое значение этого слова дается в словаре Ожегова.

    Ницше считает, что миром движет не борьба за выживание или существование, а воля к власти. Воля к власти – это творящая воля к жизни. Он говорит, что глупо звучит, когда то, что уже существует, борется за это существование, которое у него уже есть. По мнению Ницше, воли к существованию не существует, и тот, кто придумал это словосочетание, явно не попал в истину. Большое властвует малым, и это малое радо подчиняться только ради того, чтобы ему подчинилось еще меньшее. «Все живое есть нечто повинующееся». Всему присуща воля к самоутверждению. Повелевать труднее, чем повиноваться, так как на повелевающем лежит ответственность за повинующихся, и эта ответственность, это бремя может раздавить его. Повелевают тому, кто не может повиноваться самому себе. Там, где есть жизнь, есть и воля, но не воля к жизни, а воля к власти. [2, 136]

    Отсюда следует, что люди не равны между собой от рождения, так говорит справедливость. Они не равны по своим правам и обязанностям. И даже по своим желаниям они не равны. Наиболее нужен всем тот, кто приказывает великое. Совершить великое трудно, но еще труднее его приказать. [2, 154]

    Но Ницше понимает, что теория воли к власти не совершенна, и показывает проблемные направления этой теории. Ими являются зачатие и питание. Их Ницше не смог истолковать с позиции воли к власти, но он в своей книге «По ту сторону добра и зла» не оставляет надежды на разрешение этих проблем, и приписывает это успех новым молодым философам.[1, 595]

Заключение

    Я считаю, что философия сверхчеловека всегда будет актуальной. Эту философию сложно распространить в здоровом и крепком обществе. Но это и не требуется. Вместо этого она может быть лекарством для больного, ослабшего общества, либо для нездоровых слоев населения.

    Философия сверхчеловека подталкивает человека к самовоспитанию и саморазвитию, дает цель на краткосрочный период времени (потому что потом последует понимание, что сверхчеловек недостижим). А наличие цели очень важно. Как пример можно взять ту самую современную молодежь. В подростковый период человек переживает кризис своего развития. Все сущее подростка рвется к новому и неизведанному. Тут то и следует познакомить его с идеей сверхчеловека. С идеей того, что работа над собой может приносить успех и удовольствие соответственно, что, имея волю, можно достигать больших высот. А личный успех одного человека перерастает в успех целого общества, и таким образом оно начинает выздоравливать.

    Опасность заключается в том, что философию сверхчеловека можно применять и далеко не в благих намерениях. Здесь ярким примером является фашистская Германия. В больном униженном послевоенном обществе Германии, ко всему прочему попавшем под волну Великой депрессии, было посеяно семя фашизма, одной из теоретических основ которого являлась переиначенная теория сверхчеловека Ницше. Это общество достигло успеха, оно преодолело кризис, но дальше эта философия использовалась совсем не в мирных целях, и последствия этого всем нам хорошо известны.

    Но следует помнить, что философия сверхчеловека от этого не изменилась. И сама по себе она была и остается полезной, если не в плане воспитания, так уж точно в плане развития, личного развития личности.

Библиография:

  1.  Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. – Харьков: ФОЛИО, 1998. – 1054 с.      

  1.  Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: ЭКСМО, 2011. – 413 с.

  1.  Цвейг С. Ницше. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1990. – 255 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14032. «Окуляри» С. Руданський 28.5 KB
  УРОК № 21 Тема. С. Руданський. Окуляри. Мета: ознайомити учнів із твором письменника допомогти їм усвідомити його зміст; закріпити знання про гумор комічне; розвивати навички виразного читання аналізу співомовок співставлення головної думки твору з реальним життя...
14033. Понятие о закономерностях размещения 68.5 KB
  Развитые страны еще в доиндустриальную эпоху были культурно однородными и политически централизованными государствами с ориентацией общественного сознания на рационализм и научные факты. В отличие от них многие страны «Третьего мира» лишь недавно добились политической независимости
14034. Виразне читання напам’ять поезії Я. Щоголіва «Листопад» 71.5 KB
  УРОК № 22 Тема. Виразне читання напамять поезії Я. Щоголіва Листопад. Мета: розвивати память навички виразного читання коментування аналізу поетичних творів висловлення власної думки щодо прочитаного асоціативне мислення вміння робити словесне малювання по
14035. Учет и анализ основных средств на примере ООО «Меркурий» 45.36 KB
  Цель выпускной квалификационной работы - охарактеризовать основные средства, как экономическую категорию, рассмотреть принципы их бухгалтерского учета и проанализировать имеющиеся данные о составе и движении основных средств ООО «Меркурий», дать рекомендации, направленные на повышение эффективности использования основных средств.
14036. «Маленький горбань» С. Черкасенко 36 KB
  УРОК № 23 Тема. С. Черкасенко. Маленький горбань. Мета: ознайомити учнів із життям і творчістю письменника зі змістом його оповідання; розвивати навички виразного читання переказу епічних творів їх коментування висловлення своєї думки щодо прочитаного; виховуват
14037. Маленький горбань С. Черкасенко 31 KB
  УРОК № 24 Тема. С. Черкасенко. Маленький горбань. Мета: допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст оповідання; розвивати навички виразного читання переказу висловлення власної думки з приводу прочитаного; виховувати почуття милосердя доброти толера
14038. Багаторічна мінливість повторюваності та кількості опадів в місті Одеса 3.18 MB
  Мета дипломного проекту – розглянути статистичні характеристики кількості опадів, числа днів з дощем та числа днів зі снігом в місті Одеса за період 1973-2012 роки. Визначити динаміку кількості опадів та числа днів з дощем та снігом за останні сорок років. Виявити тенденцію притаманну кількості та повторюваності опадів.
14039. Повышение лояльности потребителей в ЗАО «СМО «Спасение» 3.56 MB
  Значение лояльности как фактора конкурентоспособности подтверждается конкретными статистическими данными. По оценкам Ф.Ф. Райхельда и его коллег, низкий уровень лояльности в деловой среде снижает показатели эффективности экономической деятельности на 25—50%, а иногда и более процентов.
14040. Маленький горбань. Урок з української літератури С. Черкасенко 52.5 KB
  УРОК № 25 Тема.С. Черкасенко. Маленький горбань. Мета:продовжити ознайомлення з твором С. Черкасенка Маленький горбань; розвивати навички звязного мовлення аналізу епічного твору характеристики героїв; на прикладі художньої літератури допомогти учням усвідоми