99258

Картина мира в древнекитайской философии

Реферат

Логика и философия

Даосизм. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. В книге публикуется выполненный автором научный перевод памятника древнекитайской философии Дао дэ цзин- основного труда школы даосизма самой философичной школы в древнекитайской философии. Она берёт начало от первых философов конфуцианства даосизма Книги перемен.

Русский

2016-08-10

285.22 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

КАРТИНА МИРА В ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                    Разработал

Доктор философских наук                                              Студент группы Д-212

Профессор    

__________ Быстрова А.Н.                                        ___________ Холодков А.О.

   (подпись)                                                                                                           (подпись)

_______________                                                         ______________

  (дата проверки)                                                                                                (дата сдачи на проверку)

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

1. Периодизация китайской философии……………………………………4

2. Предфилософия Древнего Китая…………………………………  ……..5

3. Школы и течения в древнекитайской философии................................8

4. Картина мира в древнекитайской философии……………………...9

    4.1 Конфуцианство….……....................................................................10

    4.2 Моизм............. ..................................................................................14

    4.3 Даосизм.................................................................................................17

Заключение……………………………………………….………………….20

Список используемой литературы………………………….………….......22

Введение

Китай — страна древней цивилизации и богатого философского наследия. В  Древнем Китае   зарождаются первые философские взгляды на мир. Здесь человек давно стал искать ответы на вопрос о происхождении жизни, о возникновении самого себя, о том, как устроено окружающее его пространство и каково  место самого человека в нём. Картина мира, в представлении древнекитайских философов не обычна, требует детального рассмотрения.

Из большого количества источников я остановился на трёх, достаточно точно и образно, на мой взгляд, раскрывающих данную тему:

  1.  Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. В книге публикуется выполненный автором научный перевод памятника древнекитайской философии «Дао дэ цзин»- основного труда школы даосизма, самой философичной школы в древнекитайской философии.     
  2.  Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. В книге наиболее полно и ярко отражены обычаи, нравы, поверья древних китайцев.
  3.  Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. В книге даётся характеристика одной из самых оригинальных и интересных философских школ древнего Китая и её создателя Мо Ди.

Целью данного реферата является анализ картины мира в древней китайской философии.

Задачи: рассмотреть формирование картины мира в древнекитайской философии, проанализировать философские воззрения Древнего Китая.

Предмет исследования : картина мира в древнекитайской философии.

Объект исследования: философия древнего Китая.

  1.  Периодизация Китайской философии.

 Китайская философия появилась в эпоху Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) и Чжаньго (V-III вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (XI-I1I вв. до н.э.). Она берёт начало от первых философов конфуцианства, даосизма, «Книги перемен». У учёных нет единого мнения относительно периодизации китайской философии. Периодизация осуществляется по различным критериям.

1. История китайской философии подразделяется на хронологические  периоды по порядку смены правящих династий. Например: философия периода Чуньцю - Чжаньго, философия периода двух династии Хань и т.д.

2.Согласно европейской системе хронологии  выделяются четыре периода развития китайской философии: древний (Х1-III вв. до н.э.); средневековый (III в. до н.э. - XIX в.); новый (середина XIX в. - 4 мая 1919 г.); новейший (с 1919 г. - по настоящее время).

3. История китайской философии делится по основным направлениям. Каждое из направлений, в свою очередь делится на периоды. Например, конфуцианство делится на раннее конфуцианство, современное конфуцианство и т.д. 

Что касается древнего периода китайской философии, то здесь  у исследователей нет разногласий. Он устанавливается в рамках VII-III вв. до н.э.  Это время расцвета Китайской философии. 

  1.  Предфилософия Древнего Китая.

 Предфилософия – это духовный источник философии. «В самом широком смысле слова предфилософия – совокупность развития мифологии и зачатков наук (математики, астрономии, медицины, физики).2 

 Древние китайские мыслители представляли себе Вселенную примерно так. Над всем главенствует круглое небо, внизу расположена квадратная земля. В самом её центре находится Китай, который ещё называли Поднебесной страной.

 Согласно древнекитайским мифам мир вначале представлял собой хаос, состоящий из мельчайших частиц. Эти частицы разделились на лёгкие и светлые, которые получили название ян,  из них образовалось небо. И на тяжёлые, тёмные частицы, которые были названы инь – земля. И только потом появился человек. Все предметы и явления произошли от взаимопроникновения, взаимодействия ян и инь. В Книге В.Я Сидихменова мы находим тому подтверждение: «Чередование ян – инь неизбежно, как чередование движения и покоя, света и тьмы, лета и зимы, дня и ночи. Инь – ян проникая друг в друга, меняются местами – так создаётся «круговорот вещей».3 

Эти два начала породили пять стихий: землю, воду, огонь, дерево, металл. Те в свою очередь -  явления природы и свойства человека. Например: пять состояний погоды - дождь, холод, жару, ясную погоду;  пять добродетелей -человеколюбие, справедливость, пристойность, знание обрядов, верность, и другие.  

Два первоначала инь и ян пребывали в мире и согласии. Согласие между ян и инь выражалось в том, небо – отец творило добро земле – матери. «Небо согревало землю своим теплом и оплодотворяло дождём, делая её способной порождать живые существа, и вскармливать их».4 

      Существует и миф о творце вселенной, сверхъестественном человеке Паньгу. Он зародился внутри космического яйца, в котором царил хаос. Превратившись во взрослого человека, он расколол его. Всё лёгкое поднялось вверх и образовало небо. Все тяжёлое и мутное опустилось вниз и стало землёй. Чтобы они не соединились, он упёрся головой в небо и так постоял миллионы лет. За это время небо поднималось всё выше и выше. Рос и сам Паньгу , пока не превратился в гиганта. Когда небо достигло максимальной высоты, а земля утвердилась, Паньгу умер. Из тела гиганта возникли части мироздания.   В.Я. Сидихменов  приводит отрывок из древнекитайского предания  : «…голова его превратилась в горы, а кровь в реки; его тело стало землёй, а дыхание – ветром; его голос стал громом; его руки и ноги стали четырьмя сторонами света; его зубы, кости и мозг – металлом и скалами; его кожа и волосы  - травой и деревьями; капли пота – дождём; насекомые, которые ползали по его телу, стали человеческими существами».5

 Так на земле зародился людской род. 

Это не все мифы о происхождении жизни на земле. Но всех их объединяет  мысль, что Небо, Земля и Человек являются главными силами мироздания. Причём,  Небо и Земля, не смотря на их различия, являются его основой.

Древнекитайская предфилософия связана с древними книгами. Их ещё называют «Пятикнижие». Это «Книга песен» («Ши  цзин»), «Книга истории» («Шу  цзин»), «Книга перемен» («И  цзиин»), «Книга обрядов» («Ли цзи») и летопись  «Чуньцю». В них можно увидеть зародыши философского мышления.

Так, в книге «Шу  цзин» говорится о пяти явлениях природы: дожде, северном сиянии, жаре, холоде и ветре. Делаются попытки разъяснить неблагоприятные стороны жизни человека, то самое зло, от которого он страдает.  По мнению неизвестного автора, всё зависит от поведения правителя. Если он мудр и в стране порядок, то ему сопутствует хорошая погода, и, значит, в мире царит гармония. Если же он глуп, ленив, распущен гармония в природе нарушается и ему грозит непогода. Автор призывает каждого своим  поведением поддерживать гармонию мира.

 ВКниге Перемен представлена оригинальная система философских построений :  человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано. В «И цзин», впервые в истории человечества была сделана попытка представить мир в двоичной системе – в системе ян и инь. Они были представлены  сплошной и прерывистой линиями (чертами). Их чередование в различной последовательности даёт название различным вещам, явлениям. Например, две сплошные черты изображали Солнце и тепло; две прерывистые – Луну и холод.  Сочетание инь и ян по три образуют триграммы. Их восемь, они обозначают небо и землю и всё, что находится между ними. Потом идут гексаграммы, они состоят из шести линий в различных комбинациях. Их 64. Они обозначают такие понятия, как изобилие, наступление, ожидание, творчество  и т.д. А если инь приравнять к нулю, а ян к единице, то каждому понятию будет присущ определённый набор цифр. А это уже математика.  «И цзин» впервые в истории китайской философии  понятийно истолковывает мир, показывает его в развитии, в том числе и человека. Так же зарождается представление о «дао» (путь),  как о мировом законе, которому подчиняются и природа и люди. «Дао» - это первоначало, предшествующее миру вещей. 

  1.  Школы и течения древнекитайской философии.

Философия в Древнем Китае возникает в конце периода Лего. Но своего расцвета она достигла в следующем  за ним периоде Чжанго (VI – III вв. до н.э.). Этот период историки называют периодом «борющихся царств». Но в философии он известен, как «золотой век китайской философии».  Количество различных философских направлений был настолько большим, что сами китайцы говорили о существовании «ста школ». Самый заметный след в философии Древнего Китая оставили шесть основных школ:

  1.  конфуцианство
  2.  моизм
  3.  школа закона, по- европейски – легизм
  4.  даосизм
  5.  школа натурфилософов («инь – ян»)
  6.  школа имёнмин цзя»)

Одни  школы назывались по имени основателя (моисты – последователи философа Моцзя),  другие – по профессии и составу ( учёные – конфуцианцы), третьи – по символу (даосисты – по Дао).

 Теперь остановимся подробнее на некоторых философских школах этого периода.

4. Картина мира в древнекитайской философии.

Философия (греч. phileo -- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к мудрости) – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.6 

Картина мира отвечает на вопросы: что такое человек, и каково его место в мире, как этот мир устроен, и кто его населяет, какие законы в нём действуют. В каждую историческую эпоху господствует определённая картина мира.

Выделяют три картины мира: мифологическую, преобладавшую в древнейшей человеческой истории; религиозную, которая характерна для Средневековья; и научную, сменившую религиозную и существующую во многих странах и сейчас. Наряду с этими существует и философская картина мира, которая сформировалась в период распада мифологической, и оказала большое влияние на развитие научной картины мира.

Рассмотрим,  как представляли картину мира древнекитайские философы.

4.1 Конфуцианство.

В современном Китае есть небольшой древний городок Шаньдун. В нём в 551 г. до н.э. родился самый известный мыслитель древнего Китая, которого европейцы знают под именем Конфуций. По – китайски его фамилия  Кун, а имя Цю. Получатся  Кунцзы (Учитель Кун), его чаще всего так и называли. Биография его такова.

Рано потеряв отца, в семь лет он идёт в школу, где прилежно учиться десять лет. Особый интерес проявляет к обрядам и ритуалам. В 19 лет он женится. Работает на различных должностях, но больших чинов не занимает. Оставив службу, он решает заняться проповедью своих взглядов. Разъезжая по разным территориям, он давал правителям советы в области управления, проповедуя своё учение. В 66 лет вернулся в родное княжество, где пожил до смерти. Учение его было очень популярно, кто разделял его взгляды и хотел знать больше, становились его учениками. Их и него насчитывалось около 3 тысяч.  Его учение изложено в книге «Луньюй» («Рассуждения и беседы»). Умер Конфуций в возрасте 72 лет.

Следует отметить, что в  тот  период истории древнего Китая, когда жил Конфуций  происходило много междоусобных войн между различными княжествами. По мнению Конфуция, многие князья забыли  о высоких принципах, которые были у древних правителей. Он решил их возродить т.к. считал себя их хранителем. В книге В.Я. Сидихменова мы находим его рассуждения: « Я толкую, но не создаю. Я верю в древность и люблю её Учение моё не что иное, как учение, которое преподали и оставили нам древние. Учение это неизменно – само небо его создатель…».7

 Конфуций считал, что если правитель и его подданные будут соблюдать моральные принципы, то в обществе богатых бедных установится справедливость. Получается, что конфуцианство старалось решить социальные проблемы не экономическими методами, а моральными поучениями. Небо дало знатным людям власть, а задача простых людей трудиться для них – так считал Конфуций. Чтобы не было недовольных простолюдинов, их нужно приучать к покорности, воспитывать её: сын должен подчиняться отцу, жена – мужу, мелкий чиновник  – более крупному, и все они – правителю. Идея покорности  проходит по всему учению.

Всех людей Конфуций поделил на «благородных людей» («цзюньцзы») и «ничтожных людей» («сяожэнь»).  Небо наделило «благородного мужа» пятью добродетелями :  человеколюбиемжень»), долгоми»), нормами поведенияли»), знаниемчжи»), верностьюсинь»).  

Человеколюбиеэто милосердие, скромность, доброта, сострадание, любовь к людям. Для Конфуция это основная добродетель, на которой основываются остальные.

Долг. Человеколюбие претворяется в жизнь при помощи долга. Это обязанности, которые добродетельный человек берёт на себя.

Нормы поведения: церемонии, обряды, этикетэто главное в учении Конфуция. Человек не должен поддаваться гневу или радости, любви или ненависти. Он должен был придерживаться норм, существовавшим ещё в древности. «Преодолей себя, восстанови ритуалы»8

- говорил Конфуций. Отношения между отцом и сыном, правителем и подданным строго регламентировались и должны были сохранить старую систему. Если человек не выполняет своего долга перед обществом и Небом, не соблюдает ритуалы, не выражает должной почтительности  вышестоящим и несправедлив к нижестоящим, то его карает власть. Если же нет, то Небо посылает наказание на всё государство.

     Знание. Для конфуцианства знать - значит знать людей. Природа его не интересует. Учиться нужно у современников и у древних, но всё новое обязательно подгонялось под старое. Учиться нужно только основному «слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему».9 Конфуцианство мешало зарождению новых знаний в древнем Китае.

 Верность. Согласно учению верность – это покорность своему правителю.

«Благородному человеку» противопоставляется «ничтожный человек». Это всегда простолюдин, крестьянин который стремиться к удовлетворению только низменных потребностей и страстей, который думает только о своей выгоде. Он не понимает «веления неба», ему нельзя доверить великие дела. Через всю книгу «Луньюй» проходит противопоставление «благородного» и «ничтожного» человека. По сути, в этом делении ясно виден классовый подход Конфуция.

 Времена менялись, и нужно было заботиться о том, чтобы в обществе всё оставалось прежним, неизменным. Для этого конфуцианством была выдвинута идея «исправления имён» («чжэн мин»), согласно которой каждый человек должен занять своё место в обществе – быть правителем, чиновником, простолюдином и т.д. и поступать соответственно своему положению. Таким образом, восстанавливалось иерархическое деление общества, которое в  дальнейшем  сыграло большую роль в застойности Древнего и средневекового Китая.

В учении Конфуция дальнейшее развитие получил культ Неба. Всё, что Небо повелевало, осуществлял правитель – его «представитель» на земле. В.Я.Сидихменов приводит пример из «Луньюй»: «Небо, давая жизнь людям, дало им и страсти. Если бы люди остались без управителя, то произошли бы смуты – вот почему небо породило высокоразумного человека, который в состоянии в должное время сделаться правителем».10 Он, правитель – посредник между миром людей и миром божеств. Значит, конфуцианство обожествляло власть правителя.

Таковы основные положения конфуцианского учения. Может показаться, что в нём нет ничего положительного. Но всё познаётся в сравнении. В центр своей философии мыслитель поставил человека. Гуманность, милосердие, должны быть главными в отношениях между людьми. В повседневной жизни надо руководствоваться определёнными правилами. Главное из них – не делай другим того, чего не желаешь себе. Положительное у Кун Фу – цзы было и  то, что главным средством  управления народом он видел в силе примера, даже убеждения, а не в принуждении. 

Представитель конфуцианства, Сюнь – цзы  (ок. 298 – 238 гг. до н.э.), так же, как и Конфуций считал небо единственным источником происхождения всех вещей, в том числе и человека. Но если Конфуций наделял небо способностью определять судьбу людей, то Сюнь – цзы отрицал способность неба определять положение дел в государстве, в жизни человека.  В.Я. Сидихменов в своей книге приводит размышления мыслителя на эту тему: «Вместо того,  чтобы возвеличивать небо, не лучше ли, самим умножая вещи, подчинить себе небо?! Вместо того, чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах.11

 

Для Сюнь – цзы небо и земля – части единой природы, которая подчиняется строгим законам взаимодействия естественных сил ян и инь. Все явления природы (движения звёзд, комет, затмения солнца и луны) – это не особенные знамения, а результат действия этих сил. Такое материалистическое учение шло вразрез с утверждение Конфуция о воле неба как божественной силы, определяющим судьбу людей. 

4.2 Моизм.

Другой философской школой древнего Китая считается моизм, основанной Мо Ди (Мо – цзы). Точные годы жизни учёными не установлены. О его биографии известно не много. Родился, как и Конфуций, в царстве Лу в семье ремесленников, был широко образован. Ученики называли его «учителем учителей Мо» ( Цзы Мо – цзы) или просто Мо – цзы – «Учитель Мо». Имя философа Ди. Книга «Мо – цзы» - совместный труд Мо Ди и его учеников.

Моизм – коренная противоположность учению Конфуция. Мо Ди считал, что современные правители далеки от образца человеколюбия и добродетели. Но, не видя другой силы, способной управлять обществом, он излагает свой принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды» посредством Неба. Эти принципы изложены в книге М.Л.Титаренко: «Кто следует велениям неба, распространяет взаимную любовь и взаимную выгоду, тот непременно получит вознаграждение. Кто нарушает волю Неба, сеет зло между людьми и занимается разбоем, тот обязательно будет наказан».12 Небо является образцом для правителей благодаря своему человеколюбию, всеобщей любви. « Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малое, сильная семья притесняла слабую, маленькую семью, чтобы сильный  грабил слабого, хитрый обманывал простодушного, знатный кичился перед не знатным».13 Наоборот Небо хочет следующего « чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг друга. Небо так же желает, чтобы верхи проявили усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах».14Так Мо Ди доказывал тезис о необходимости хороших отношений между людьми, о любви не только к ближнему, как у Конфуция, но и к дальнему. А это уже говорит о там, что древнекитайская философия становится зрелой и доказывает равенство всех людей перед Небом, т.е природой. 

Небо, по мнению Мо Ди, не предопределяет всё, оно  только желает, чтобы люди любили друг друга. С этой стороны, согласно Мо Ди Небо выступает как некая сила, приносящая всеобщую любовь и пользу.

С другой стороны Небо – это солнце, луна, звёзды и другие светила, смена времён года и природные явления – снег, дождь, град, роса, это сама окружающая природа. Таким образом, Небо – это совокупность явлений природы. И наряду с карающей и награждающей силой Неба у Мо Ди была заложена совершенно новая, рациональная идея – необходимо следовать естественному порядку природы. И если его нарушить, как например, нарушить ход сельскохозяйственных работ, это приведёт к бедствиям, в данном случае неурожаю и наоборот.

Однако моисты не могут отойти от старых взглядов на мир. Небо у них, так же, как и в конфуцианстве, обладает волей, может желать и не желать; наказывать и награждать. Тема Неба « была не более  чем чистейшей подпоркой для учения Мо – дзы о всеобщей любви»15- утверждает в своей монографии М.Л.Титаренко, в чём я с автором согласен.

Мо Ди верил в способность человека познавать мир и открывать его тайны. «На основе прошлого познаём будущее, на основе ясного познаём скрытое».16

- утверждает философ. Его интересует процесс познания человеком окружающего мира ( что противоречило конфуцианскому учению о врождённых знаниях). Источникам знания для него является народ, его современники: «Правило проверки знания о том, существует ли нечто в Поднебесной или нет, непременно состоит в том, чтобы брать за образец факты, которые видели или слышали массы людей».17 Знания Мо Ди нужны были для практической деятельности, для улучшения жизни людей. Чтобы обеспечить людей пищей, нужно научиться лучше возделывать поля; чтобы иметь орудия труда, необходимо овладевать ремеслом; вести торговлю, чтобы купить новые вещи; ткать, чтобы иметь одежду. Он убеждён, что никто не сможет опровергнуть его. В книге М.Л.Титаренко мы находим этому доказательство: «Если пытаться словами опровергнуть мои рассуждения, то это всё равно, что яйцом пытаться разбить камень. Если даже перебьют все яйца в Поднебесной, то камень останется таким же, он не разрушиться».18

Главным в моистском учении о знании является то, что их, знания человек приобретает путём исследования, сравнения, как своих личных наблюдений, так и мнения других людей, а так же прошлого опыта других поколений. Мо Ди не признавал «врождённый знаний». Для него все люди рождаются с одинаковыми способностями. Но в течение жизни некоторые из них приобретают больше опыта и знаний. Таких людей он называл «совершенномудрыми». Человеческое познание прошло долгий путь развития. Моизм стоит у самого начала этого пути.

4.3 Даосизм

Одним из важнейших направлений развития философской мысли в Китае был даосизм. Его отличие от других учений в том, что даосы рассматривая картину мира,  впервые обратились к проблемам бытия, небытия; развили учение о «дао», под которым понимается Великий Путь, по которому движется Вселенная.

Основателем  даосизма считается Лао – цзы, жившего в конце VII – начале VI века до н.э.Престарелый мудрец», «Престарелый младенец»).  Сведения о нём противоречивы. Многие  учёные – историки  считают этот образ собирательным, в основе которого лежит жизнь нескольких людей.

По значению и популярности Лао – дзы  считают вторым после Конфуция философом Китая. Его учение изложено в знаменитом трактате «Даодэцзин», что означает «Книга пути и добродетели». 

Само название учения – даосизм – говорит о том, что в его основе лежит «дао» («путь»). Согласно древнекитайской предфилософии в мире сначала был хаос, тогда даже не существовало Неба. Но «дао» было всегда, бесконечно порождая себя, чтобы дать начало всему миру. «С древних времён и поныне  Его имя не исчезает»19, говорится в трактате.

«Дао» первоначально, подтверждение тому мы находим неоднократно: его «можно считать матерью Поднебесной»20, «благодаря ему всё сущее рождается»21и т.д. Но «дао» не только начало, но и конец всему, всё в него возвращается. «Дао» вечно и первично по отношению к богу: «Я не ведаю, чей это сын. Видимо, родоначальник Первопредков».22 «Дао» первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.

Наиболее глубоким  местом в даосизме является его учение о двух «дао». Первое «дао» безымянно, вечно, невидимо, бесформенно, пустотно, неизменно. В «Даодэцзине» это звучит так:  

«Смотрю на него – не вижу, именем называю «невидимый».

Слушаю его – не слышу, именем называю «беззвучный».

Ловлю его – не обретаю, именем называю «сокрытый».

Эти три нельзя разграничить, потому, как смешаны

и образуют одно – единое.

Его верх не светлый, его низ не тёмный,

его невозможно наименовать.

Оно нашло пристанище в невещественном.

Иду навстречу ему – не вижу его лица.

Следую за ним – не вижу его спины».23

Эта пустота, небытие очень ценились даосами. Потому, что в ней ничего не существует, и в то же время предполагается что угодно. Понятно, что это то, что будет ценится больше, чем то, что есть сейчас, когда уже возникло Небо.

Но есть и второе  «дао», которое  обладает  противоположными свойствами. Оно бесконечное, неисчерпаемое, непобедимое, всемогущее, повсеместное. Это то же самое  «дао», только  наделённое уже другими свойствами, или новое ?  Скорее всего, верно последнее.  Оба «дао» внутренне связаны между собой: 

«Оба они из тождества происходят,

но различно именуются.

В тождестве они называются первоначалом.

Первоначало и еще первоначало -- вот дверь ко всем тайнам».24

Уже в  самом начале  трактата «Даодэцзин» мы знакомимся с понятиями «бытие» и « небытие» : «бытие и небытие друг друга порождают», «мириады вещей в Поднебесной рождаются в бытии, бытие рождается в небытии».25 Из этого вырисовывается даосская картина  мира. Небытие первично. Это «дао», не имеющее имени,  о нем можно говорить только отрицательно. Небытие порождает бытие, прежде всего, Небо и Землю. Бытие – это «дао», имеющее имя. Все вещи, входящие в его состав, непрочны и существуют лишь временно. Закончив свою жизнь, они, возвращаются в небытие, которое вечно. Получается, что «дао» не только первооснова, но и конец бытия. Вот как об этом говорится в самом источнике:

«Вещей многое множество, но каждая возвращается к их общему корню.  Возвращение к корню называю покоем,                                                            покой называю судьбой возвращения;                                                             судьбу возвращения называю постоянством».26 

Трактат называется «Даодэцзин» или «Книга о дао и дэ».  На уровне вещей «дао» неразрывно связано с «дэ» («добродетель», «гармония»). Это благородная сила, при помощи которой которой «дао» себя во всём выражает. Всё, что «дао» рождает, проявляется через «дэ» - «дао рождает, дэ вскармливает», читаем мы в трактате. Без взаимоотношения «дао» и «дэ» не возможно ничего в мире. Лао – цзы считал: задача человека – познать «дао», встать на путь гармониидэ») – слиянии человека и природы.

 Итак, в основе мировоззрения даосов лежит «дао». Это начало, основа и конец всего, что происходит в мире. По сути – это первоначальное небытие, становящееся бытиём. Все вещи, имея в основе небытиё, в действительности становятся бытиём, в конце они снова возвращаются в небытие, и там обретают свой покой. А это и есть постоянное движение в мире.

Мир у даосов вечен и находится в постоянном движении и изменении и подчинён закону «дао». Получается, что жизнь на земле управляется не Небом, а в соответствии с естественным законом «дао». Как мне думается, так  подрывается учение о божественной роли неба. 

Заключение.

 История философии показывает, что философия это не оторванные от жизни рассуждения мудрецов, а что во все времена она была тесно связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы. Отличительной чертой  древнекитайской философии  был принцип рассмотрения мира               ( природа, человек и общество ), как единой системы, все элементы которой взаимосвязаны и находятся в равновесии.

С древнейших времён китайские мыслители  уделяли большое внимание нравственной природе человека, этики и морали. Так, в центре внимания конфуцианства - вопросы воспитания, нравственности, духовности. Человек должен жить в согласии с людьми и с самим собой, соблюдать "золотую середину": вести себя достойно, уважать старших, не обманывать, не срывать свой гнев на других и т.д. 

          Древнекитайская философия  стремилась объяснить окружающую человека действительность, осмыслить соотношение бытия и небытия. Причину изменчивости и движения природы философы древнего Китая объясняли взаимодействием противоположных космических сил ян и инь. Они являются первопричиной постоянной изменчивости в природе. На этих категориях основывается китайская диалектика.

         Главным объектом философских споров было учение о небе. Для одних небо – это божественная сила, определяющая судьбу людей. Для других – часть единой материальной природы.

Наряду с учением о небе в древней Китайской философии основополагающую роль занимает учение о «дао» («пути»). В нём «дао» понимается, прежде всего, как Великий путь, которым следует Вселенная, или как Космический закон, согласно которому идёт возникновение, развитие и исчезновение мира. Человек и человеческое общество – это часть природы, поэтому их развитие определяется «дао».

Вместе с тем, слабым звеном древнекитайской философии является её оторванность от естествознания. Философия и естествознание как бы отгородились друг от друга. Поэтому некоторые вопросы развития природы, человеческого сознания, мышления и другие оказались не до конца изученными. Отсюда  картина мира у древнекитайских философов не была  достаточно цельной и реалистичной.

Несмотря на рад недостатков  можно с полным основанием утверждать, что философы Древнего Китая своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философской мысли  на многие века вперед.

Список используемой литературы :

 

1. Дьяченко А. В.  "Философская мысль Древнего Востока" [Электронный ресурс].-Internet.-Режим доступа:http://www.arts.fromru.com/dav/phil/konsfil2.htm

2. Лукьянов А.Е. Лао – цзы и Конфуций: Философия Дао. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 384 с.

3. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 446с., илл. – («Популярная историческая библиотека»)

4. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 245 с.

5.Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичёв. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

2 Дьяченко А. В.  "Философская мысль Древнего Востока".- http://www.arts.fromru.com/dav/phil/konsfil2.htm

3 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 4с

4 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 5с

5 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 19с.

6 Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичёв. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – с.726

7 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 143с.

8 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 145с.

9 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 146с.

10 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 151с.

11 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 446с.

12Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 104 с.

13 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 108 с.

14 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 109 с.

15 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 115 с.

16 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 171 с.

17 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 164 с.

18 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 165 с.

19 Лукьянов А.Е .Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао.-М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- § 21.с.186

20 Лукьянов А.Е.Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- § 25.с.187.

21 Лукьянов А.Е.Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- § 34.с.191.

22 Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- § 4.с.180

23 Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- § 14.с.183.

24 Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- § 1.с.179

25  Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- § 40.с.193

26 Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.- § 16.с.184

21


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19188. Моделирование процессов производства твэлов и ТВС по методу IDEF3 в среде Bpwin 20.05 MB
  ЛЕКЦИЯ 23 Моделирование процессов производства твэлов и ТВС по методу IDEF3 в среде Bpwin Для оптимизации последовательности и времени выполнения технологических операций широко применяются методы сетевого планирования. В настоящее время известны программные продукты...
19189. Элементный и структурный анализ в развитии современных технологий 112 KB
  электронный конспект лекций Лекция 1 Элементный и структурный анализ в развитии современных технологий. Основные определения используемые в последующем изложении. Упругое рассеяние в лабораторной системе координат. Широкое внедрение тонкопленочных технологий ис...
19190. Упругое рассеяние в системе центра масс. Связь между сечением рассеяния и прицельным параметром 171 KB
  Лекция 2 Упругое рассеяние в системе центра масс. Связь между сечением рассеяния и прицельным параметром. Вычисление сечения рассеяния в лабораторной системе координат по известному сечению рассеяния в системе центра масс. Рассмотрим процесс упругого рассеяния в сис
19191. Сечение рассеяния в кулоновском и обратноквадратичном потенциале 136.5 KB
  Лекция 3 Сечение рассеяния в кулоновском и обратноквадратичном потенциале. Кулоновский потенциал взаимодействия имеющий вид Ur = /r где  = q1q2 – один из немногих потенциалов для которого можно вычислить аналитически дифференциальное сечение рассеяния. На его приме
19192. Упругое рассеяние иона на атоме при экранированном кулоновском потенциале взаимодействия 206 KB
  Лекция 4 Упругое рассеяние иона на атоме при экранированном кулоновском потенциале взаимодействия. Функция экранирования. Линдхардовское сечение рассеяния для экранированного кулоновского потенциала. Аппроксимация аналитическими выражениями. Рассмотрим процессы
19193. Ядерная и электронная тормозная способность и их связь с удельными потерями энергии при движении ионов в твердом теле 250 KB
  Лекция 5 Ядерная и электронная тормозная способность и их связь с удельными потерями энергии при движении ионов в твердом теле. Расчет тормозных способностей ионов для кулоновского и экранированного кулоновского потенциалов взаимодействия. Расчет тормозных способнос
19194. Расчет траекторных пробегов ионов в твердом теле и распределение внедренных ионов по глубине образца 285 KB
  Лекция 6 Расчет траекторных пробегов ионов в твердом теле и распределение внедренных ионов по глубине образца. Коэффициент отражения и зарядовый состав отраженных ионов. Под пробегом будем понимать путь который проходит ион в твердом теле до полной остановки. Перед в
19195. Расчет коэффициента распыления в модели Зигмунда. Эмпирические формулы расчета коэффициента распыления 167 KB
  Лекция 7 Расчет коэффициента распыления в модели Зигмунда. Эмпирические формулы расчета коэффициента распыления. Энергетическое и угловое распределение распыленных частиц. Ионное травление. Расчет скорости ионного травления. Профиль ионной имплантации при учете расп
19196. Отраженные и вторичные электроны электрон-электронной эмиссии. Энергетический спектр и угловые характеристики 154 KB
  Лекция 8 Отраженные и вторичные электроны электронэлектронной эмиссии. Энергетический спектр и угловые характеристики. Расчет удельных потерь энергии и траекторного пробега. В методах элементного и структурного анализа обычно используются электронные пучки с энерг...