99260

Русская культура начала ХХ века

Реферат

Культурология и искусствоведение

Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Цель работы: рассмотреть особенности русской культуры XX века. Социокультурное развитие России на рубеже XIX - XX веков Проблема выбора пути развития России в начале ХХ века из области теоретических дискуссий перешла в сферу практики.

Русский

2016-08-10

97 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «_________________________________________________»

(название кафедры)

Реферат

По дисциплине «Культурология »

Тема: «Русская культура начала ХХ века» 

Руководитель:                                                                 Разработал:

Доктор наук                                                                     студент гр._Д-213

____________ Быстрова А.Н.                              ___________Холодов Р.В.

(подпись)                                                                           (подпись)

_______________                                                ______________

(дата проверки)                                                               (дата сдачи на проверку)


Содержание

[1] Содержание

[2] Введение

[3] 1. Социокультурное развитие России на рубеже XIX - XX веков

[4] 2. «Серебряный век» русской культуры

[5] Заключение

[6] Список литературы


Введение

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века.

Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

Цель работы: рассмотреть особенности русской культуры XX века.


1. Социокультурное развитие России на рубеже XIX - XX веков

Проблема выбора пути развития России в начале ХХ века из области теоретических дискуссий перешла в сферу практики. На рубеже веков в России происходит нарастание тех противоречий, которые накапливались на протяжении всей ее истории. Подобно тому как в социальном плане усиливалось социальное расслоение, в культуре оформляется идейное размежевание, подрываются прежние классические основания культуры как носительницы просвещения, прогресса, гуманизма и народности.

Анализ общественно-культурной жизни конца XIX века показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность.

С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.

Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.

Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.

так, Россия накануне эпохи революций представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, глубоко противоречивых, разрываемых на противоположные начала сразу в нескольких направлениях. Одна из основных причин такой специфики состоит в том, что на этом огромном российском геокультурном пространстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.

Конечно, в Российской империи, как и в других странах, были важны внешние причины, поставившие под сомнение сохранение внешнего порядка. Военные поражения, понесенные Россией на Востоке и на Западе, были несомненными признаками эфемерности огромной империи. Как и повсюду, насущная потребность в модернизации вызвала острые социальные противоречия. Сочетания этих факторов уже было достаточно для революции. Россия стала не только первой и ведущей страной торжествующей революции. В ней она продержалась дольше, чем где бы то ни было. Как свидетельствует история, российское общество долго выходило из революционного состояния.


2. «Серебряный век» русской культуры

Когда мы говорим о русской культуре начала XX века, то на ум приходит именно «Серебряный век», так как именно это направление культуры было ведущим на рубеже веков.

М.А. Слюсоренко отмечает, что «многочисленные изыскания в области духовного состояния творческой жизни в России на рубеже XIX и XX столетий доказывают, что в это время происходила смена доминирующего стиля культуры, мировоззренческого и художественного видения целого поколения. Все тогда обновлялось или начало обновляться: политическое сознание общества и религиозное сознание Церкви, университеты и университетская наука, философия, литература, музыка, театр - все виды искусства. Новые глубинные явления в русской культуре характеризуются стремлением по-новому осмыслить роль человека, религии»1.

По мнению М.А. Слюсоренко «символизм как констатация глубоких изменений в духовной жизни, несмотря на относительную немногочисленность и элитарность его представителей оставил серьезный след в культуре двух столетий, в системе отношений, устанавливаемых между человеком и миром»2. «Эта система. - по мнению Б. Успенского. - с одной стороны, регламентирует поведение человека, с другой - определяет то. как он моделирует мир»3. Новая система отношений выстраивалась в условиях сложного исторического момента, вызвавшего расслоение русской интеллигенции начала XX в. Общим признаком настроений интеллигенции являлась революционность, но если одна ее часть (социал-демократы) была больна проблемой классовой борьбы и равенства, то другая (символисты) - познанием сокровенной сущности мира. М.А. Слюсоренко отмечает, что «и те и другие представляли собой общности очень разных индивидуальностей, предлагавших свое видение перехода от пришедших в противоречие с жизнью порядков к неким новым решениям «больных» вопросов времени, формам жизнедеятельности общества»4. «В то время как наиболее политизированная часть общества пыталась приблизить конец старого мира посредством социальной революции, представители Серебряного века обратились к поискам смысла человеческого существования и выдвинули идею освобождения не экономического и социально-политического, а духовного»5.

М.А. Слюсаренко отмечает, что «Серебряный век» - это не только время, но и отношение художника к этому времени, которое могло проявляться по-разному: теоретически, художественно-практически, в жизнестроительных установках. Отсюда много общего у русского поэтического символизма с другими формами символического искусства - музыкальным творчеством Скрябина и Стравинского, символическим театром Мейерхольда, живописью «мирискусников» и супрематистов, а также философией праздника. Связывает их аксиологический момент - обращение к общечеловеческим началам, смыслообразующим ценностям. Можно предположить, что символистами активно использовались праздничные формы также по причине органической связи последних с символизацией, экзальтацией и игровой природой искусства. Символизм, несмотря на внешние признаки отрыва от реальной жизни, посылы в иные пространства, бездны, пучины, на самом деле не отходит от мира6. Он вызрел как способ превращения «хаоса» в «космос» с выдвижением «на первый план творческого организующего начала, поднимающегося над потолком бессвязных явлений и чувственных впечатлений»7. Исследуя игровое начало в духовной жизни символистов, А. Вислова замечает: «Культ артистизма обретал в этих кругах двоякую функцию для ее участников: с одной стороны, как бы ролевую и поведенческую, а с другой - корпоративную, так как служил одновременно некоей внутренней связью между людьми»8. Данное замечание автор подтверждает мнением участницы событий М. Волошиной-Сабашниковой: «У Ивановых я ощущала, прежде всего, поиски новых живых связей между людьми. Из новых гармоничных отношений между людьми, надеялись они, возникает новая духовность, которая должна будет стать плотью и кровью: некая будущая общность, для которой они искали людей»9. На попытку «слить воедино жизнь и творчество» как о правде символизма указывает Вл. Ходасевич: «Символисты не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно-творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невоплотимая правда, но в постоянном стремлении к этой правде протекла, в сущности, вся его история»10.

О том, в какую сторону вскоре изменился мир в России и почему, написано немало. Принято считать, что «серебряный век» закончился с началом радикальных революционных событий и в связи с отказом места его носителям в новом общественном устройстве. М.А. Слюсоренко в своем исследовании ставит вопрос: «Не оспаривая данный тезис, зададимся вопросом: не послужило ли мирочувствование творцов указанной эпохи одним из вдохновляющих начал масштабной праздничной культуры послереволюционного периода?»11 В литературе можно встретить описание моделей праздников первых десятилетий после 1917 г.. но о том, под влиянием каких социокультурных факторов они формировались, почти ничего нет. По мнению М.А. слюсоренко «в исследованиях праздника, как и других явлениях культуры, до недавнего времени преобладал идеологический подход»12.

На первый взгляд может показаться не совсем корректной такая постановка вопроса, хотя бы уже потому, что творцы «серебряного века» «не желали подменять художественное творчество сочинением лозунгов на злобу дня»13. Они были против превращения искусства в политический плакат; «оно и не может быть призвано на подмогу утилитаризму»14. Их побуждали к творчеству поиски органической полноты бытия, жажда обретения цельной жизни духа, целостного мировосприятия. Как говорил А. Белый, «искусство должно учить видеть вечное»15. Марксисты же признавали за праздником роль эффективного орудия классовой борьбы: не случайно при Всероссийском театральном обществе был создан Совет по массовым представлениям. В первое же десятилетие после революции «праздники в нашей стране превратились в дело государственной важности, и партийные организации повсеместно руководили созданием развернутой системы советских массовых праздников»16. Как известно, революционный энтузиазм увлек ряд ярких представителей «русского культурного ренессанса» (В. Маяковского. А. Блока. А. Белого. С. Есенина). Несмотря на то, что революцию они понимали и принимали, по словам Вл. Ходасевича, «не так, как большевики» и «не в большевизме»17, а также на элитарность праздничной, как и всей эстетствующей культуры «серебряного века», миропонимание ее представителей не могло не увлечь все поколение новым поиском объяснения мира, раскрытия жизненных тайн, отношений между людьми. Колоритность, музыкальность поэзии «серебряного века», глубинная связь с русским фольклором, с античной мифологией не могли не отразиться на характере мировоззрения общества и его праздничной культуре: праздник не как отдых и свобода от трудов, а праздник как духовный труд. А. Луначарский - бывший участник «Сред», отстаивающий на философских собраниях символы серпа и молота, стал главным идейным и духовным вдохновителем массовых праздничных действ, с которыми он связывал проявление свободы народных масс. Празднество, по его убеждению, должно выражать «идейную сущность, надежды, проклятья и всякие другие эмоции народа - те остальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и площади, где происходит праздник, сливаются с этой организованной массой, и. таким образом, можно сказать: весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу»18. Вс. Мейерхольд, близко примыкавший по своим взглядам к сообществу «Сред», председательствующий на собраниях, активно включился в культурное строительство новой жизни, о чем, по замечанию А. Висловой. свидетельствуют его собственные портреты. «...На фотографии 20-хгг. мы видим... энергичного, рвущегося в бой Мейерхольда, сначала в красноармейской фуражке со звездой и в потертой гимнастерке, затем во френче и сапогах, потом в комиссарской кожанке, а в конце 20-х гг. снова в любимой феске»19. Пролеткульт - организация, созданная властью с целью культурного строительства в советской России, поддерживал Мейерхольда с его идеей нового театра. В. Брюсова, заведовавшего Лито. Здесь же находил благосклонное отношение к себе А. Белый, читавший пролеткультовцам свои лекции. В театральные, литературные, музыкально-хоровые студии и студии изобразительного искусства были вовлечены тысячи любителей, которые таким образом получали знания в области театрального дела под руководством «старых» специалистов. В. Ленин назвал революцию «праздником угнетенных и эксплуатируемых», а революционный энтузиазм-«праздничной энергией масс»20. А. Луначарский, надо полагать, не без влияния символизма, называл первым из необходимых элементов праздника «действительный подъем масс, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое празднуется»21.

Поскольку преобразования, проводившиеся в первые десятилетия Советской власти, базировались на представлениях о вторичности всего духовного, то и новый праздник встраивался прежде всего в систему организации труда и производства. Марксистские формулы, связанные с парадигмой праздника, - «превращение труда в наслаждение» и «превращение труда в первую жизненную потребность» не новы, они находят опору как в представлениях Ш. Фурье о «привлекательном труде»22. в категории Ф. Бэкона - «желанный труд»23, так и у представителей «серебряного века». Так. Н. Рерих писал: «Праздник и есть в желанности труда. Если каждый труд осознается на благо человечества, значит, он и будет тем самым желанным праздником духа»24. Н. Рерих связывает в одно целое праздник и желанный труд. Он считает, что праздник приходит не только в результате труда, но и наполняет сам процесс труда. По его мнению, сделать труд праздничным – это, значит, превратить в праздник все дни недели. О необходимости установления количества празднеств «не менее трехсот шестидесяти пяти, чтобы всегда какое-нибудь должностное лицо совершало жертвоприношение какому-нибудь богу или даймону за государство, за граждан и за их достояние»25, говорил Платон. Как о «священных собраниях» - важных вехах на пути к человеческому совершенству - о праздниках говорится в священном писании. Известно, что А. Пушкин труд связывал только с состоянием вдохновения, гармонии. «Стихи, под которыми не стыдно было бы выставить славное его имя. единственная вещь, которою он дорожил в мире. - писались не всегда и не скоро. - вспоминал о поэте его современник М.А. Корф. - ...он мучился над ними по часам, и в каждом стихе, почти в каждом слове было бесчисленное множество помарок. Сверх того. Пушкин писал только в минуты вдохновения, а они заставляли ждать себя иногда по месяцам»26. Для творческого труда как праздника важнейшим условием является царство свободы, как иногда и ее иллюзия. Именно идеал свободы - эта высшая, желанная ценность - подогревает такие, казалось бы. разные явления - символизм, революцию и праздник. Ценности могут исчезать, пересматриваться, но стремление к дальнейшему, перспективе в людях сохраняется. Это показали события во Франции конца XVIII в. В XX столетии в России большевики также пытались использовать праздничную энергию масс и их революционный энтузиазм «для беспощадной и беззаветной борьбы за прямой и решительный путь»27.


Заключение

Рубеж ХIХ-ХХ вв. в духовной биографии России был периодом интенсивных религиозно-философских поисков смысла жизни. Определение пути общественного выбора естественно было сопряжено с осмысление «исторической миссии» России, а соответственно и той духовной реальности, с которой она была связана.

Тот удивительный духовный подъем, который пережила Россия на рубеже веков, не может быть истолкован только как результат свободного проникновения с Запада новых философских идей. Корни его кроются глубже, в смысло-жизненном интересе к этим идеям, в понимании чрезвычайной ответственности момента, который переживался Россией, в переживаемом каждым русским интеллигентом чувстве ответственности за выбор, который он совершает.

Важнейшим и основным фактом русской культуры того периода, были философские идеалистические искания. Новых мыслителей объединяло именно искание, а не готовая программа.

Наибольшее влияние на развитие русской философской мысли, так сложилось исторически, оказывала немецкая философская традиция. Общественное сознание России формировалось под очень глубоким влиянием Гете и Шиллера, Гегеля и Канта, Шеллинга и Шлегеля, а также других немецких мыслителей. Не одно поколение русской молодежи именно из Германии, бесспорно лидирующей и в мире философском, привозило «учености плоды».

Трансцендентальные идеалисты, наследники Канта, вышедшие из него же позитивисты и имманенты во главе с В.Шуппе объявляли сущее фикцией. Торжествует «иллюзионизм». Все в философии сводится к идеям и категориям, за которыми — пустота.

Среди релятивизма того времени возвышалась и поражала одинокая индивидуальность Ницше своими воистину славянскими религиозно-метафизическими исканиями. Ницше действительно в этот период становится фигурой, вокруг которой бушуют философские страсти в России, концентрируются споры и переживания. Выход в бытие, за пределы «чистого опыта» с точки зрения новых русских метафизиков возможен на путях религиозной философии. И здесь мощнейшей фигурой, инициировавшей развитие философской мысли становится Ф.М.Достоевский, как продолжатель отечественной духовной традиции. Проблему нравственного и рационального Достоевский видит как проблему Христа и истинного добра. Потрясающие по силе видения глубин человеческого духа, в котором живет та самая «тоска по смыслу жизни», трагическая подлинность, существующая вопреки и вне мира опыта «имманентного разуму», выводило русскую религиозно-философскую мысль на иные просторы. Новая метафизика была открытием действительно новых истин в человеке-творящем, но несущем в себе Бога. Иной путь в реальность указан был еще Гете, который считал, что, как бы оригинально и искусственно не выглядело творение ума и рук человеческих, оно, как и сам разумный человек, лишь часть того великого целого, которое называется природой. Человек есть мельчайшая частица космоса, но в ней, как в капле воды, отражается мировое бытие. Как натянутая струна звучит он в унисон великому целому, отражая волнение космических стихий.

Эта традиция философского мышления проникает в Россию вместе с учение ставшего популярным среди мыслителей и художников начала века Рудольфа Штайнера. Этот период назван в нашей культуре «Русским Ренессансом» и «серебряным веком».

Понятие «серебряный век» не стало научным термином, оно - скорее мифологический образ. Сами участники этого расцветшего, но загубленного ренессанса сознавали, что живут в пору культурного и духовного возрождения или, по крайней мере, решительного обновления. Контраст между «серебряным веком» и предыдущим безвременьем — разителен. Еще разительнее контраст и даже враждебнее между «серебряным веком» и тем, что наступило после него.

Иногда говорят, что «серебряный век» — является западническим. Действительно, своими ориентирами он временно брал эстетизм Оскара Уайльда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, концепцию сверхчеловека Ницше и др. Велик был интерес и к творениям западных духовидцев — Экхарта, Франциска Ассизского, Якоба Беме, Сведенборга и др. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны света и заглянуть во все века, т.е. как бы вновь прорубить окно в Европу». Характерна сама «география» художественно-философских интересов деятелей культуры начала века: А.Белый — Египет, Гумилев — Абиссиния, Бальмонт— Мексика, Бунин — Индия. А.Белый в ранней юности читает упанишады, позднее отдается антропософии. Брюсов и Гумилев изучают трактаты европейских оккультистов. Волошин интересуется теософией, затем антропософией и Бхагават-Гитой. Вяч.Иванова влекут самого разного рода эзотерические знания. Бальмонт увлекается то Зенд-Авестой, то Лао- цзы, то индуизмом, то буддизмом, то русским сектанством. Игорь Северянин получает творческий импульс от теософии Блаватской.

Вместе с тем начало XX века — это возвращение к своей родной почве, открытие русских национальных традиций и художественного наследия недавнего прошлого. Глубок интерес к своим собственным корням: славянской древности и русской старине, славянской мифологии и русскому фольклору. Стравинский, Кустодиев, Нестеров, Бальмонт, Белый, Васнецов, Блок — список имен деятелей русской культуры, ориентированных на русскую национальную традицию, может быть продолжен.


Список литературы

  1.  Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. – С. 247.
  2.  Бэкон ф. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1977. – С. 394.
  3.  Вислова А.В. На грани игры и жизни // Вопр. философии. 1991. № М. – С. 34.
  4.  Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-XX веков. Томск, 2003. – С. 75.
  5.  Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975. – С.4.
  6.  Жизнь Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2 т. Т. 1. М., 1986. – С. 292.
  7.  Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. М., 1989. – С. 103.
  8.  Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М., 1981. – С. 84.
  9.  Новиков А.Н. История русской философии Х-ХХ веков. СПб.. 1998. – С. 240.
  10.  Платон. Законы // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994. – С. 280.
  11.  Рерих Н. Избранное. М., 1979. – С. 326.
  12.  Слюсаренко М.А. // «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2004. - №2 – С. 111.
  13.  Успенский Б.А. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. – С. 244.
  14.  Фурье Ш. Избр. произведения: В 4 т. Т. 3. М.; Л., 1951-1954. – С. 61.
  15.  Ходасевич Вл. Некрополь. Конец Ренаты. Брюсов. Андрей Белый // Серебряный век. Мемуары. М., 1990. – С. 179.

1 Слюсаренко М.А. // «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2004. - №2 – С. 111.

2 Слюсаренко М.А. // «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2004. - №2 – С. 112.

3 Успенский Б.А. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. – С. 244.

4 Слюсаренко М.А. // «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2004. - №2 – С. 112.

5 Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-XX веков. Томск, 2003. – С. 75.

6 Слюсаренко М.А. // «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2004. - №2 – С. 112.

7 Новиков А.Н. История русской философии Х-ХХ веков. СПб.. 1998. – С. 240.

8 Вислова А.В. На грани игры и жизни // Вопр. философии. 1997. № 12. – С. 30.

9 Вислова А.В. На грани игры и жизни // Вопр. философии. 1997. № 12. – С. 30 – 31.

10 Ходасевич Вл. Некрополь. Конец Ренаты. Брюсов. Андрей Белый // Серебряный век. Мемуары. М., 1990. – С. 179.

11 Слюсаренко М.А. // «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2004. - №2 – С. 114.

12 Слюсаренко М.А. // «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2004. - №2 – С. 112.

13 Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-XX веков. Томск, 2003. – С. 8.

14 Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. – С. 247.

15 Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. – С. 247.

16 Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975. – С.4.

17 Ходасевич Вл. Некрополь. Конец Ренаты. Брюсов. Андрей Белый // Серебряный век. Мемуары. М., 1990. – С. 227.

18 Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М., 1981. – С. 84.

19 Вислова А.В. На грани игры и жизни // Вопр. философии. 1991. № М. – С. 34.

20 Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. М., 1989. – С. 103.

21 Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М., 1981. – С. 85.

22 Фурье Ш. Избр. произведения: В 4 т. Т. 3. М.; Л., 1951-1954. – С. 61.

23 Бэкон ф. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1977. – С. 394.

24 Рерих Н. Избранное. М., 1979. – С. 326.

25 Платон. Законы // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994. – С. 280.

26 Жизнь Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2 т. Т. 1. М., 1986. – С. 292.

27 Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. М., 1989. – С. 103.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69346. Внески до фондів державного соціального страхування 88.5 KB
  В Україні створено кілька фондів залежно від напрямку страхування. Внески на обов’язкове державне пенсійне страхування Внески на пенсійне страхування охоплюють кілька видів платежів які нараховуються як на фонд оплати праці для найманих...
69347. Формування і розвиток податкової системи України 115.5 KB
  Історія становлення податкової системи України розпочалась у 1991 році із введенням податку на продажі та податку на прибуток підприємств. З 1992 по 1994 р. замість податку на прибуток стягувався податок на дохід підприємств, а з 1995 р. знову перейшли до оподаткування прибутку.
69348. Засади організації податкової системи України. Об’єктивні і суб’єктивні чинники становлення податкової системи 148 KB
  Ця категорія стала настільки звичною що існування податків не викликає будьяких сумнівів. Цікаво простежити в цьому відношенні як змінювалася точка зору платників податків на необхідність утримувати державу.
69349. Податок на додану вартість. Загальна характеристика ПДВ 341.5 KB
  Широка база оподаткування яка охоплює не тільки товари але й роботи та послуги забезпечує надійність і стабільність бюджетних надходжень оскільки зміна в уподобаннях споживачів не відображається на зменшенні доходів бюджету що є проблемою для податків на споживання...
69350. Акцизний збір. Загальна характеристика акцизного збору 110 KB
  Акцизний збір так само як і ПДВ включається до ціни товарів і сплачується в кінцевому рахунку покупцем а не виробником товарів. Повâ€язане це з різними чинниками: широким переліком об’€єктів оподаткування у ПДВ який включає більшість товарів робіт та послуг вироблених в країні...
69351. Загальна характеристика мита 123.5 KB
  Мито є непрямим податком що стягується з товарів які переміщуються через митний кордон України тобто ввозяться вивозяться чи прямують транзитом. Введення мита може переслідувати кілька цілей: фіскальні економічні захист вітчизняних товарів від конкуренції з імпортними політичні.
69352. Створення інформаційної системи аудиторської компанії 269.5 KB
  Об’єктом дослідження в даній роботі є інформаційні процеси в сфері аудиту що характеризують здійснення аудиторської діяльності в Україні. Теоретичне значення даної роботи полягає у проведенні аналізу проблем здійснення аудиторської діяльності в Україні аналізу...
69353. Інформаційна база систем обробки економічних даних 93 KB
  ІЗ системи має бути сумісним з ІЗ систем що взаємодіють з нею по змісту системі кодування форматам даних та формою подання інформації. В системі мають бути передбачені методи контролю і відновлення даних. Розробка інформаційного забезпечення є однією з найважливіших частин...
69354. Організаційно-методичні основи проектування інформаційних систем 83 KB
  Користувач повинний приймати участь при висуванні вимог до АІС при оцінки ефективності при розробці постановки задачі при проведенні пробної експлуатації АІС. наскільки автоматизація дозволить підвищити швидкість обробки даних при розробці постановки задачі...