99261

Словянофилы и западники в системе русской философии

Реферат

Логика и философия

Представители обоих направлений русской интеллектуальной мысли со своей точки зрения выражали своеобразие русской культуры. При этом значительно выделяется патриотизм и тех и других, но при этом очень бросается в глаза предвзятое отношение к «чужому» в отечественной культуре. Общим для славянофилов и западников было и то, что, осмысляя русскую культуру, ее менталитет, коренные отличия от западной культуры, их споры, таким образом, представляют собой процесс поиска «место» России середины XIX века.

Русский

2016-08-10

101.5 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ В СИСТЕМЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Реферат по дисциплине «Философия»

Руководитель Разработал

профессор студент гр. МПМ-113

______________ Быстрова А.Н. ______________ Хохлов В.Г.

 (подпись)  (подпись)

______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

2013 год


СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[2] ЕДИНЕНИЕ ЗАПАДНИЧЕСТВА И СЛАВЯНОФИЛЬСТВА

[3] ПРИЧИНЫ РАЗНОГЛАСИЙ ЗАПАДНИКОВ И СЛАВЯНОФИЛОВ

[4] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[5] БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Для второй половины XIX века в русской общественной и гуманитарной мысли характерно большое идейное многообразие. Среди различных концепций происходило противостояние. Формирование культурологической мысли в России шло в нескольких направлениях.

Среди них – русская религиозная философия, очень близкая к славянофильству. Это течение ориентировалось на обращение внутрь русской жизни. Если рассматривать взгляды славянофилов, как  некое желание вернуться к прошлому, это будет ошибкой, славянофилы прекрасно понимали, что для России нет пути назад. Они хотели создать новую русскую философию, в основе которой будет находиться православие.

Противоположностью, славянофильства считалась идеология демократического либерализма – западничество, течение, которое ориентировалось на поиски путей обновления России за ее пределами, то есть в Западной Европе. Эти два основных течения философской мысли зачастую служили разделом в русской духовной жизни.

Представители обоих течений, их идеи достаточно хорошо известны. Они оказали огромное влияние на развитие и формирование русской философской мысли в целом и на подходы к изучению собственно русской культуры. Воззрения и мотивы направлений культурного развития России славянофилов и западников, соответствуют современному состоянию философской мысли, то есть они сохранили свое значение и сегодня. Несмотря на явные расхождение во взглядах, и славянофилов и западников объединяла любовь к России и желание предложить наилучший путь ее развития.

Цель работы: исследовать особенности философских взглядов славянофилов и западников.

Задачи для достижения поставленной цели:

  •  рассмотреть общее в идеях славянофилов и западников;
  •  изучить причины разногласий между представителями славянофильства и западничества.


  1.  ЕДИНЕНИЕ ЗАПАДНИЧЕСТВА И СЛАВЯНОФИЛЬСТВА

Споры между представителями славянофильства и западничества продолжались в течение долгого периода. Среди многих представителей западничества, можно выделить Герцена Александра Ивановича, который утверждал, что Россия, хоть и отставшая в развитии от стран запада способна к социальному преобразованию, он считал, что коллективное хозяйство, которое было в то время, могло стать основой для коллективного хозяйства. И несмотря на недостатки такой общины, которые проявлялись в «поглощении миром» личности, он говорил, что социальное преобразование возможно, только при условии «оплодотворения» западной наукой крестьянского «мира», т.е. внедрения этой социалистической идеи. Именно благодаря Западной  науке в России может развиться полная свобода личности, так как не может быть социализма, не основанного на свободе. Таким образом, Герцен хоть и хотел, чтобы Россия пошла по «пути» Запада, но при этом он хотел, чтобы Россия миновала «те промежуточные формы, которыми по необходимости шло, плутая по неизвестным путям развитие Запада». То есть Герцен считал, что Россия может пойти этим путём, но при этом, избегая ошибок Запада, но он не утверждал что этот путь единственный, что это только один из вариантов развития.1 

Это был взгляд западника, но если посмотреть на это со стороны славянофила – Киреевского Ивана Васильевича, на которого ссылается И.Ю. Воробцова, то можно увидеть что он тоже ставил в противоположность западному человеку, русского человека, который являлся носителем «общинного духа». То есть можно сказать, что представители западничества и славянофильства разрабатывали собственную теорию, но при этом они отталкивались от противоположной стороны, придавали теории определенную направленность. Таким образом, почти, что в каждую концепцию свой вклад вносили не только приверженцы своей теории, но и её противники.

Общее было и в основе, на которой разрабатывались взгляды западников и славянофилов. И те, и другие были либералами, т.е. основной ценностью была свобода индивида.

Причем либерализм западников просматривается более отчетливо. Буржуазные порядки, которые утвердились в Европе, находили у них понимание и сочувствие. Представители западнического течения были убеждены в их совершенствовании и дальнейшем распространении в других странах, в том числе и России. Отношение к социализму было отрицательным. Западники стояли за мирный и постепенный путь социальных преобразований.

Славянофилами, и особенно А.С.Хомяковым, была изложена целая система либеральных взглядов. Многие представители славянофилов выступали за равные гражданские права для всех подданных. Хомяков же считал, что русский народ может жить общиной, а община в его представлении была единением свободы каждого и единства всех, но при этом он был нетерпим к общинам, пренебрегающие христианскими законами, также он критиковал протестантизм – в котором есть свобода, но нет единства,  в католицизме же все с точностью до наоборот - есть единство, но нет свободы.2 


  1.  ПРИЧИНЫ РАЗНОГЛАСИЙ ЗАПАДНИКОВ И СЛАВЯНОФИЛОВ

В наше время представляет интерес творчество славянофилов, которые, начиная с середины XIX в., осмысляли проблему национального самосознания, вставали на защиту самобытных традиций и ценностей русского народа.

Стоит отметить, что «старшим славянофилам» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский),  свойственно было придавать общественным отношениям высокий уровень. Точно также они трактовали понятие народа, народного самосознания. Представители славянофилов считали очень значимым и необходимым познание «народного духа».

Кроме того, они высказывались за связь со своим народом, поскольку все достоинства находятся именно в русском «духе». Эти понятия развивались последовательно вместе с развитием культуры всего народа и были связаны со всеми слоями общества, начиная от «простого пахаря» и заканчивая «высшими проявлениями научного и художественного творчества нации». Естественно, культуры различных народов, всегда, в той или иной степени воздействуют друг на друга, но такое воздействие при определенных условиях внутреннего развития  народа. 3

Поэтому славянофилы, считали неотделимым и своеобразным развитие Запада, но в то же время они признавали только «восстановление органической целостности развития русской культуры».

Представители славянофилов считали, что различие западной и русской культур, сформировались на различиях православных вероисповеданий и западных. Однако, известно, что славянофилы неоднозначно относились к достижениям западной культуры, с одной стороны они признавали достижения Западной культуры, потому что они не могли забыть, что православная культура многое взяла у западной и из-за этого их уже нельзя разделить, они связаны.

Но притом, что они имеют общие черты, основания у них разные, так в основании одной находится – «цельность духа», в другой же – рационализм.

Славянофилы видели вершину развития рационализма в философии Гегеля. На основании Гегелевской философии они говорили о несостоятельности рационализма, и невозможности познания реальной действительности с помощью логичности и рассудочности. Именно на этих основаниях, были получены доказательства того что западноевропейский рационализм значительно ограничен. Но при этом славянофилы, взяли многое из европейской философии, Шеллинга, Гегеля, на основе которых создали свою самобытную православную философию. Выбрав этот путь, они стали близки к романтизму, потому что в основе европейской культуры, находится романтизм, поэтому, отмечал Бердяев, отрицание этой зависимости от романтизма, означало бы разрыв с европейской культурой.4

Также славянофилы, считали, что, несмотря на то, что в православной и западной культурах есть что-то общее, невозможно забыть, что основы разные и именно это является одной из причин невозможности введения западного образа жизни для России и невозможно возвращения к допетровским временам.5 Выражается, эта идея в статье А.С. Хомякова «О старом и новом» в котором основным вопросом ставится соотношение «старого» и «нового». И именно тогда, в ответной статье И.В. Киреевский предлагает иной взгляд на проблему, он говорит, что не надо сравнивать что лучше «старое» или «новое», он предлагает нечто третье, соединяющее эти две противоположности.6

А, к примеру, З.В. Смирнова считает, что у И.В. Киреевского «примирение» русской культуры с западной как противоположностей не имеет диалектического характера. Поскольку западная культура, достигшая вершины своего развития, формируется «односторонне» на базе рацио. И.В. Киреевский считал, что её дальнейшее развитие возможно только при условии влияния на неё русской культуры. Поэтому, отмечает З.В. Смирнова, соединение русской культуры и западной, преобразование их в  некую третью культуру возможно только в форме подчинения одной культуры иной.7

Рассмотрев взгляды А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, можно увидеть различия в их рассуждениях о христианстве, если Хомяков считал что у западной цивилизации нет права называться христианскою, то Киреевский полагал, что западная цивилизация имеет право называться христианскою. Хомяков считал что в христианском учении присутствовало кушитское начало, которое поспособствовало искажению христианского учения и сблизило его с язычеством. Таким образом, получается что в основе западной культуры не христианство, а язычество. Такое понимание, выявляет неспособность примирения истинного крестьянства и западного, зараженного язычеством, следовательно, христианство не может быть основанием синтеза русской и западной культур.8

Таким образом, можно сказать, что в обоих течения важнейшая роль отводится религии, этого же мнения придерживается Чаадаев, который считает,  что вера должна объединять, а не разъединять народы (к  примеру, православие и католичество), то есть России нужно вернуть к своим корням, то есть к единому общеевропейскому христианству.9

Для славянофилов православие является духовной особенностью русского народа, и она является неизменной особенностью России. Таким образом, связи, которые установились, в период раннего средневековья, между Россией и православием для них были нерушимы.10

Славянофилы и западники пошли разными путями и в решении схожих проблем. Среди проблем, можно выделить свободу личности, в которой были заинтересованы обе противоборствующие стороны, у славянофилов толковалась через понятие соборности, у западников она толковалась как духовное общение личности с полнотой всей Церкви. Основной принцип Церкви, на взгляд А.С. Хомякова, состоит в совместном поиске пути к спасению, а не в покорности внешней власти. Поэтому, Таким образом, славянофильство ориентируется на «единение людей на основе веры их в православные ценности, которые гарантируют духовную ценность личности, свободу каждого и единство всех членов общества». Западники же, ориентируясь на романтический культ личности, доводили понимание свободы личности даже до индивидуализма.

Для западников идеалом оказываются: свободные поступки, свободные мнения, свободные чувства.11

Критика противоборствующих сторон проявлялась и у славянофилов и у западников, в разной степени.

К примеру, у славянофилов, Киреевский осуждал западников за их рационализм, который истощил западную философию и утратил перспективы развития, связанные с нравственным прогрессом. Но также он утверждал, что западный рационализм подавил христианство. Для него западная церковь это угнетающий враг разума.

А Хомяков, считал, что западная культура не знает общинности, в ней ярко выражены индивидуализм, разъединенность людей, что приводит к разрушению любви и человеческой солидарности. Таким образом, в западном обществе терпимость и общество это понятия несовместимые.

Среди всех, славянофилов, ярковыраженной, фанатичной нетерпимостью к западу проявляет себя Аксаков. Если другие философы, в западной культуре, видели не только отрицательные, но и положительные стороны, то Аксаков не замечал ничего положительного, для него на западе было только отрицательное: ошибочная вера, насилие, зло. Конечно такие явления как терпимость, компромисс, для него тоже были чужды на западе.

Как и предшествующие философы, Данилевский считал, что западная культура имеет черты насильственности и нетерпимости.

Таким образом, какие бы положительные стороны, философы не видели в западной культуре, но в одном они сходятся, все они видели в западной культуре отрицательные качества, с которыми они не могли смириться: насилие, разъединенность.

У западников же были свои критические взгляды на славянофильство, к примеру, Чаадаев, осуждал общинность, в которой он видел свойства крепостного права. У Герцена отрицательными сторонами славянофильства были пассивность и терпение русских. Для Чернышевского в  России отпадает уважение к личности, к свободе личности. Также он видел равнодушие ко всем областям жизни, и он считал, что это равнодушие существует в России со времен домостроевской Руси, то есть оно пришло в наследство от прадедов.

В философии Грановского присутствует свой лозунг « свобода, равенство, братство», который он противопоставляет славянской идеологической триаде» « православие, самодержавие, народность». Таким образом, можно сказать что для Грановского, свобода, это то за что необходимо бороться, при этом необходимо стремиться к равенству и уже потом когда устоятся, свобода и равенство, явится  братство.12

Если посмотреть на эти взгляды, славянофилов, западников, то можно увидеть что каждый из них обращал внимание на позиции своих оппонентов, то есть славянофильство могло  в полной мере, быть рассмотрено только при её обзоре не только со стороны духовной ситуации внутри России, но также надо было учитывать общеевропейскую ситуацию, с внешней стороны. Осмысливая опыт западной культуры, они не пытались слепо подражать западным учениям, они только рассматривали их для создания собственной философии, при это в основе духовной русской жизни должно быть православие.13 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представители обоих направлений русской интеллектуальной мысли со своей точки зрения выражали своеобразие русской культуры. При этом значительно выделяется патриотизм и тех и других, но при этом очень бросается в глаза предвзятое отношение к «чужому» в отечественной культуре. Общим для славянофилов и западников было и то, что, осмысляя русскую культуру, ее менталитет, коренные отличия от западной культуры, их споры, таким образом, представляют собой процесс поиска «место» России середины XIX века.

Рассмотрев эти взгляды, можно сделать вывод:

Эти течения, были во многом схожи, они, моно сказать, дополняли друг друга, выступая соперниками, но при этом у них были вопросы по которым, они не могли достичь консенсуса, западники, не замечали того своеобразия, которое присутствует в русской культуре, славянофилы, видели с Запада только угрозу, которая лишала их возможности, достижения согласия, благодаря которому они могли достичь «единства».


БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Герцен А. И. Сочинения: В 2-х т. Том 1. – М.: Мысль, 1985.
  2.  Хомяков A.C. Сочинения. В 2 т. – М.: Московский философский фонд, «Медиум», Журнал «Вопросы философии», 1994.
  3.  Богданов А.В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество: Учитель, 2008.  № 3. – С. 160-175.
  4.  Воробцова И.Ю. Философские идеи толерантности в воззрениях славянофилов и западников // Вестник МГТУ. - том 11. - №4. - 2008. – С. 581-589.
  5.  Липич Т.И. Славянофильство и западничество: концептуальная оппозиция доктринам классической немецкой идеалистической философии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - том 14. - №13. - 2010. – С. 5-16.

1 Герцен А. И. Сочинения: В 2-х т. Том 1. – М.: Мысль, 1985. – С. 53-56.

2 Воробцова И.Ю. Философские идеи толерантности в воззрениях славянофилов и западников // Вестник МГТУ. - том 11. - №4. - 2008. – С. 582-585.

3 Липич Т.И. Славянофильство и западничество: концептуальная оппозиция доктринам классической немецкой идеалистической философии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - том 14. - №13. - 2010. – С. 12-15.

4 Липич Т.И. Указ.соч.-С.7-10

5 Липич Т.И. Указ.соч.-С.12-13

6 Хомяков A.C. Сочинения. В 2 т. – М.: Московский философский фонд, «Медиум», Журнал «Вопросы философии», 1994. – С. 6-9

7 Липич Т.И. Указ.соч.-С.10-13

8 Липич Т.И. Указ.соч.- С.10-14

9 Богданов А.В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество: Учитель, 2008.  № 3. – С. 164-166.

10 Хомяков A.C. Указ.соч.- С. 282–285.

11 Липич Т.И. Указ.соч. –С.14-15

12 Воробцова И.Ю. Указ.соч.-С.585-587

13 Липич Т.И. Указ.соч.-С.6-8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10929. Проектна робота. Складання ескізу та креслення виробу. Технічне конструювання 42 KB
  Тема: Проектна робота. Складання ескізу та креслення виробу. Технічне конструювання. Мета: ознайомити учнів з правилами виконання креслення в системі прямокутних проекцій; навчити виконувати креслення на дві взаємно перпендикулярні площини проеціювання на дві пл
10930. Прийоми різання дроту кусачками. Інструмент і пристрої для вирівнювання та гнуття дроту 40.5 KB
  Тема уроку: Прийоми різання дроту кусачками. Інструмент і пристрої для вирівнювання та гнуття дроту. Мета заняття: Навчальна: Забезпечити засвоєння прийомів вирівнювання вимірювання та розмічання заготовок з дроту різання дроту кусачками виготовлення виробів
10931. Розмічання за шаблоном, площинне розмічання 44 KB
  Тема уроку: Розмічання за шаблоном площинне розмічання Мета уроку: 1 .Сформувати знання у учнів про розмічання плоских виробів з деревини; 2. Ознайомити учнів з призначенням і будовою розмічального інструменту; 3. Сформувати у учнів вміння і навички при виконанні п...
10932. Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні. Правила безпечної праці 38.5 KB
  Тема: Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні. Правила безпечної праці. Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Розвивати память спостережли
10933. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 501.5 KB
  Учение о конституции, или конституционология, является одной из наиболее запутанных проблем антропологии. Как мы уже неоднократно отмечали, это вызвано отчасти разным пониманием самого термина конституция и трансформацией его содержания в развитии данной области антропологии. В дословном переводе латинское слово constitutio означает состояние, сложение или свойство.
10934. Проектирование локального нормативного акта, регламентирующего делопроизводство в образовательном учреждение интернатного типа 85.28 KB
  Работа с документами неизбежно требует регламентации всего комплекса выполняемых процедур - от момента создания документа до их хранения. В настоящее время в области делопроизводства отсутствуют общегосударственные нормативные правовые акты, устанавливающие единые правила подготовки и обработки управленческой документации.
10935. Техніка. Поняття про механізми 75.5 KB
  Тема. Техніка. Поняття про механізми. Мета: сформувати поняття про механізми перетворення руху їх види призначення та застосування в техніці; розвивати вміння визначати та пояснювати призначення ведучої та веденої деталі сутності процесу передачі руху від однієї д
10936. Технологія обпилювання металевих заготовок напилками 29 KB
  Тема 5:Технологія обпилювання металевих заготовок напилками. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички обпилювання металевих заготовок напилками. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та бережливе ставлення до інструментів. Розвиваюча: розвиват
10937. Технологія свердлильних робіт. Свердла, кути заточування свердел. 29 KB
  Тема 6: Технологія свердлильних робіт. Свердла кути заточування свердел. Мета: Навчальна: сформувати знання навички та вміння свердління виробів з тонколистового металу. Виховна: виховувати в учнів бережливе ставлення до інструментів та культуру...