99265

Философия любви. Теория любви по работе Э. Фромма «Искусство любви»

Реферат

Логика и философия

Наиболее полное классическое определение любви дал русский философ В. С. Соловьев. По его учению любовь – это преодоление собственного эгоизма; способность жить не только в себе, но и в другом; духовное соединение двух в одном (мужчины и женщины в «идеальной личности»); избавление от смерти, которая неизбежна. Смысл истинной любви – это индивидуальное совершенствование и объединение

Русский

2016-08-10

93.5 KB

0 чел.

PAGE  15

      Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

              Сибирский государственный университет путей сообщения

      Кафедра «Философия»

               Философия любви.

           Реферат

          По дисциплине «Философия»

Руководитель          Разработал

Профессор      студент гр. Д-212

______ Быстрова А.Н.    ______ Целовальникова Т.А.

(подпись)        (подпись)

___________ ____________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

                                                

                                  

                                       Новосибирск -   2012

                                              Содержание

Введение…………………………………………………………….3

1. Теория любви по работе Э. Фромма «Искусство любви»…….4

2.  Объекты любви и её виды……………………………………....7

3. Формы псевдолюбви. Практика любви…………………………11

Заключение…………………………………………………………14

Список использованной литературы……………………………...15

Введение

В философии существует много значений понятия «любовь» как в широком смысле слова, так и в узком. В широком смысле любовь воспринимается как одна из высших ценностей. Это объединение и соединенность с кем-либо (чем-либо), что воспринимается за благо. В более узком смысле любовь - это отношение к другой личности.

Наиболее полное классическое определение любви дал русский философ В. С. Соловьев. По его учению любовь – это преодоление собственного эгоизма; способность жить не только в себе, но и в другом; духовное соединение двух в одном (мужчины и женщины в «идеальной личности»); избавление от смерти, которая неизбежна. Смысл истинной любви – это индивидуальное совершенствование и объединение. Тут бы нужно указать и произведение, и страницы, на которых есть эти рассуждения

Философы Запада и Востока обращались к феномену любви с древнейших времен и исследуют эту ценность до настоящего времени. Целью реферата на тему философия любви является изложение взглядов на любовь одного из представителей психоаналитической психологии немецко-американского философа Эриха Фромма (1900 – 1980 гг.). Особенностью философов психоаналитического направления является то, что особое внимание они уделяли внутреннему миру человека, его подсознанию. С этих позиций Э. Фромм рассматривает такое важное свойство человека, как способность и стремление любить и быть любимым. При этом автор подходит к феномену любви не как к страсти, не как к сильному чувству, а как к искусству.

Источником для написания реферата послужила его работа «Искусство любви».  

1. Теория любви по работе Э. Фромма «Искусство любви»

Во вводной главе Э.Фромм объясняет, почему он считает любовь искусством. Автор говорит, что любовь требует знания и усилия.

Люди обычно зацикливаются на следующих соображениях, которые не дают им любить:

Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение - проблема состоит  в том, чтобы тебя любили, и чтобы ты возбуждал чувство любви к себе. А это требует умения и определенных усилий, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин;

- «проблема любви – это проблема объекта, а не проблема способности», то есть, по мнению большинства людей, любить может каждый, но трудно найти объект, достойный любви;

- смешение радости первоначальной влюбленности «с перманентным состоянием пребывания в любви». Чудо неожиданной близости, - пишет философ, -  часто случается легче, если она начинается с физического влечения и его удовлетворения. Однако такого типа любовь по самой своей природе не долговечна. Два человека все лучше узнают друг друга, их близость все более и более утрачивает чудесный характер, пока, наконец, их антагонизм, их разочарование, их пресыщенность друг другом не убивает то, что осталось от их первоначального волнения»1.

Вывод автора: чтобы любовь составила сущность человека, оставалась с ним любви следует учиться, относиться к любви как к искусству, овладевать её теорией и практикой.

Философия – знание теоретическое, поэтому Фромм начинает с теории любви. Фромм начинает свою теорию любви с того, что любовь становится свойственной людям только с отделением человека от природного мира с отдаленностью мужчины и женщины друг от друга. В этом смысле он трактует миф о грехопадении Адама и Евы. «Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение». «Осознание человеческой отделённости без воссоединения в любви - это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги».2 Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет потребность преодолеть свою отдаленность, покинуть тюрьму своего одиночества. В разных племенах, разных культурах в разные времена это чувство отдаленности преодолевалась по-разному от поклонения животным до наркомании и алкоголизма, конформизма и творческой деятельности. Каждый из этих путей возможен, но полного единения с другим человеком человек достигает только в любви. Любовь – симбиотическое единство, два организма не могут обойтись друг без друга, но такое симбиотическое единство возможно в двух формах – активной и пассивной. Пассивная форма симбиотического единства – это подчинение, активная форма – это господство. «В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»3.

В наиболее общем виде активный характер любви Фромм описывает посредством утверждения, что любовь значит, прежде всего, давать, а не брать. Давание  же – это высшее проявление силы. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет человека радостью. Он чувствует себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и потому радостным. Давать – более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение собственной жизнеспособности.       Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание. Давая определение активной формы любви, Фромм заявляет: «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим». Еще один аспект активной любви состоит в желании познать тайну того, кого мы любим, познать тайну человека.

Забота, ответственность, уважение и знание взаимозависимы. Они представляют собой набор установок, которые должны быть заложены в зрелом человеке.  

Над всеобщей жизненной потребностью в единстве возвышается более специфическая, биологическая потребность: желание единства мужского и женского полов. Необходимой основой для любви является женско-мужская полярность. Фрейд выводил эту полярность только из половой функции, по Фромму – это заложено так же в мужском и женском характере. «Мужской характер может быть определен как способность проникновения вглубь, руководства, активности, дисциплинированности и отважности; женский характер определяется способностью продуктивного восприятия, опеки, реализма, выносливости, материнства»4.

Таким образом, Фромм делает вывод, что способность любить является искусством и требует от человека как и всякое искусство овладения определенным набором знаний, которые приобретаются в течение всей жизни.

2. Объекты любви и её виды

По Фромму, любовь – это установка, ориентация, которая задаёт отношение человека к миру вообще. Любовь зависит не от объекта любви. А от способности любить. Любовь направлена на всё, но различаются  типы любви в зависимости от типа объекта любви.

Таких типов  Эрих Фромм выделяет пять: материнская любовь; братская любовь; эротическая любовь; любовь к себе; любовь к богу.

Материнская любовь является безусловным условием утверждения в жизни ребёнка.  Главный аспект материнской любви заключается в утверждении у ребенка любви к жизни. Другой аспект материнской любви – это безусловное обеспечение жизненных потребностей ребенка. Связь между матерью и ребёнком по самой своей природе является неравенством, в котором один полностью нуждается в помощи, а другой её даёт. Сущность материнской любви заключается в том, что мать знает, что ребенок неизбежно будет должен отделиться от матери.

Человек после своего рождения существо беспомощное. Он нуждается в защите. И эту защиту даёт ему, прежде всего мать. «Он воспринимает только положительное действие тепла и пищи, и не отличает еще тепло и пищу от их источника: матери. Мать – это тепло, мать – это пища, мать – это эйфорическое состояние удовлетворения и безопасности»5. Когда ребенок развивается, он начинает воспринимать вещи такими, какие они есть. С этой поры он учится давать им имена и обходиться с ними. Все младенческие переживания «кристаллизуются и объединяются в одном переживании: «я любим». материнская любовь – пассивная любовь. Ребенок любим за то, что он ребенок своей матери. И такое отношение: я любим, потому что это я сохраняется до юношеского возраста. Ребенок воспринимает любовь и с благодарностью принимает её, не много давая взамен. «В конце концов, ребенку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм; другой человек утратит значение всего лишь средства для удовлетворения его собственных потребностей. Потребности другого человека становятся также важны, как собственные – на деле же они становятся даже более важными. Давать становится куда более приятно, более радостно, чем получать; любить даже более важно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе»6.

По самой своей природе материнская любовь является безусловной. Такая безусловная любовь способна восполнить одно из самых глубочайших томлений каждого человеческого существа. И будучи детьми, и будучи взрослыми, все мы томимся по материнской любви.

Связь с отцом совершенно другая.  Отец - «воплощение закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец - это тот, кто учит ребёнка, как узнать дорогу в мир»7. Отцовская любовь - любовь обусловленная. Она следует следующему принципу: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня»8. Отцовская любовь должна быть заслужена.

Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его, руководить им.

«В этом развитии от матерински-центрированной к отцовски-центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости»9.

В конечном счёте, в жизни зрелого человека наступает такой момент, когда он сам становится и собственной матерью и собственным отцом. Внешне он свободен как от материнской, так и от отцовской фигуры, он строит их внутри себя. Более того, несмотря на резкую противоположность материнского и отцовского сознания, зрелый человек способен соединить их в своей любви.

Братская любовь составляет основу всех других типов любви. Фромм понимает под братской любовью «ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь»10. Братская любовь – это любовь между равными.

Эротическая любовь – это полная противоположность братской и материнской любви, так как «она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком»11. В эротической любви есть предпочтительность, которой нет в братской и материнской любви. «Два человека отождествляются друг с другом и решают проблему одиночества, увеличивая единичную индивидуальность вдвое. Они достигают чувства преодоления одиночества, однако, поскольку они отделены от всего остального человечества, они остаются отделенными и друг от друга, и каждый из них отчужден от самого себя. Их переживание единства – иллюзия»12. Любовь к кому-либо это не просто сильное чувство, – это решимость, это разумный выбор, это обещание.

Рассматривая любовь к себе, Эрих Фромм противопоставляет такой  любви эгоизм. Он приходит к выводу, что два этих понятия различаются коренным образом: «Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь их любить как одну личность, а личность эта есть и бог и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково»13.

На человеческой потребности преодоления отчужденности основывается и любовь к Богу. «Во всех теистических религиях, будь то политические или монотеистические религии, бог означает высшую добродетель, самое желанное благо»14. Фромм доказывает необходимость любви к богу и с точки зрения парадоксальной логики. «Не может вообще человек познать, что есть Бог. Одно знает он хорошо: что не есть Бог: «Так, не довольствуясь ничем, разум стремится к обладанию высшим из всех благ»15. В религиозной системе Запада «любовь к богу это в сущности то же, что и вера в бога, в божественное существование, божественную справедливость, божественную любовь… В восточных религиях и в мистицизме любовь к богу это напряженное чувственное переживание единства, нераздельно соединенное с выражением этой любви в каждом жизненном действии»16.

Природа любви человека к богу соответствует природе его любви к человеку. Действительный характер этой любви остается бессознательным, «будучи скрыт и рационализирован более зрелой мыслью о том, что есть его любовь»17. – делает заключение Фромм.

         3. Формы псевдолюбви. Практика любви.

Фромм в предпоследней главе своей работы замечает, что способность любви заложена в характере человека, а характер человека формируется под воздействием культуры. Он отмечает, что современная западная культура способствует не развитию любви, а формированию различных форм псевдолюбви. Это вытекает из ценностей капитализма 19 века с его абсолютизацией конкуренции, удовлетворения потребностей посредством производства и потребления товаров, которые заменили собой ценность целостности человеческого существования. «Согласно Фрейду, полное и ничем не сдерживаемое удовлетворение всех инстинктивных желаний вело бы к духовному здоровью и счастью. Но очевидные клинические факты показывают, что мужчина – или женщина – которые посвящают свою жизнь неограниченному сексуальному удовлетворению, не достигают счастья и очень часто страдают от острых невротических конфликтов или симптомов. Полное удовлетворение всех инстинктивных потребностей не только не дает основы для счастья, но даже не гарантирует психического здоровья»18.  Отличное от фрейдовского понимание любви даёт психоаналитик Г. С. Салливен. Любовь и близость у этого автора это «такой тип ситуации, включающей двух людей, которая дает достаточные возможности для утверждения всех их личных ценностей. Во имя более и более полного, взаимного удовлетворения, а также для поддержания возрастающей у обоих безопасности их положения»19. Таким образом, любовь понимается как сотрудничество, что вполне соответствует духу современного капитализма. Фромм называет такое определение - «эгоизм вдвоём». «Любовь, как взаимное сексуальное удовлетворение, или любовь, как «слаженная работа» сотрудничество и убежище от одиночества это две «нормальные» формы разложения любви, в современном западном обществе социально моделированной патологии любви»20.

Первой формой разложения любви Фромм считает привязанность одного или обоих партнеров к фигуре одного из родителей. При этом различается привязанность к фигуре матери или к фигуре отца.

Вторая форма псевдолюбви, которая нередко встречается «великая любовь», это любовь-поклонение. Человек, подверженный этой форме, «отчужден от своих собственных сил и проецирует их на любимого человека, которого почитает как высшее благо, воплощение любви, света, блаженства»21.

Третья форма – «сентиментальная любовь «Ее сущность в том, что любовь переживается только в фантазии, а не в здесь и сейчас существующих отношениях с другим реальным человеком»22.

Четвертая форма псевдолюбви – использование проективных механизмов: собственные недостатки проецируются на любимого человека, часто такая проекция является взаимопроекцией.

Фромм делает заключение: «любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит, каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Только в таком « центральном переживании» состоит человеческая реальность, только здесь жизненность, только здесь основа любви»4.  

Искусство любви, как и любое искусство, требует постоянной практики для того, чтобы человек овладел им. Фромм не даёт практических рекомендаций, он указывает факторы, необходимые для овладения искусством любви. Первое качество – это дисциплина, второе – сосредоточенность. Третий фактор это терпение, наконец, четвертый фактор – это высшая заинтересованность в обретении мастерства в этом искусстве. Дисциплина должна стать не постоянным принуждением извне и не самопринуждением, а выражением собственной воли человека; сосредоточенность – это умение оставаться наедине с собой («быть сосредоточенным в отношениях с другими людьми это значит, в первую очередь, быть в состоянии слушать… это значит жить полностью в настоящем, в здесь… и  сейчас, а не думать о том, как сделать предстоящее дело, в то время, когда нужно правильно делать что-то именно сейчас»).  Эти факторы овладения искусством любви Фромм называет общими. Фромм приводит и особенные качества необходимые для практики искусства любви:

- преодоление собственного нарциссизма. «При нарциссистской ориентации человек воспринимает как реальность только то, что существует внутри него самого, явления же внешнего мира имеют для него реальность не сами по себе, а только с точки зрения их полезности или опасности для него. Полюс, противоположный нарциссизму, это объективность; она представляет собой способность видеть людей и вещи как они есть, объективно, а также способность отделять эту объективную картину от картины, сформированной собственными желаниями или страхами человека»23;

-   практика искусства любви требует практики веры. Под верой Фромм понимает не иррациональную веру, а веру в себя и в других – веру рациональную. Рациональная вера предполагает отвагу, способность идти на риск, готовность принять даже муки и разочарование;

- активность. Активность означает не делание чего-то, а внутреннюю  деятельность, созидательное использование своих сил. Любовь это активность.  

- на искусство любви влияет и отношение к социальной действительности. Принцип, лежащий в основе капиталистического общества, и принцип любви – несовместимы. Однако Фромм признает, что «капитализм» сам по себе является сложной и постоянно изменяющейся структурой, которая все же допускает много нонконформизма и личной свободы.

Заключение

Таким образом, в работе Фромма «Искусство любви» рассмотрена любовь как форма человеческой активности. Автор делает выводы о том, что любовь рассматривается в современном мире с позиций обладания, в то время как сущность любви состоит в преодолении отчужденности человека от других людей, в обретении им собственного места в мире.

Фромм заявляет, что любовь не является проблемой объекта любви, а является способностью любящего субъекта, но, тем не менее, он проводит классификацию форм любви по объекту, выделяя материнскую, братскую, эротическую любовь, любовь к себе и любовь к богу. Каждая форма различается своей направленностью на одного человека, на людей или на мир вообще и овладение каждой из форм необходимо.

Наряду с формами любви Фромм рассматривает и формы невротической любви, называя их результатом разложения любви в современном капиталистическом мире: любовь, как слаженное сотрудничество, любовь - поклонение, любовь сентиментальная, и любовь – проекция собственных качеств на предмет любви.

Фромм заявляет, что если любовь искусство, то овладение им требует постоянной практики. Он выделяет общие внутренние качества, необходимые человеку для овладения искусством любви: дисциплина, сосредоточенность, терпение и заинтересованность, и специфические качества: преодоление собственного нарциссизма, практики рациональной веры, активности и преодоление социального окружения.  

               Список использованной литературы

1. Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви /Э. Фромм. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

2. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма /В.В. Старовойтов //Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007. - №1. с. 46 – 58

3. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 493–547.

1 Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви. – М.: Педагогика, 1990. – С. 13

2 Э. Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви.  – С 18

3 Там же. – С. 20

4 Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви.  – С. 26

5 Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви.  – С. 25

6 Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви.  – С. 26

7 Там же.

8 Там же.- с. 27

9 Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви.  – С. 40

10Там же.- с. 43

11 Там же

12Там же.- С. 48

13 Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви.  – С. 51

14 Там же.- С. 52

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви.  – С. 63

19 Там же

20 Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви..- С. 64

21 Там же.  – С. 70

22 Там же. – С. 71


4 Там же. – С. 74

23 Фромм. Э. Искусство любви: Исследование природы любви.  – С. 84


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16470. Основи конституційного ладу України 378 KB
  НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ НАУК УКРАЇНИ ІНСТИТУТ ДЕРЖАВИ І ПРАВА ім. В. М. КОРЕЦЬКОГО В. Ф. ПОГОРІЛКО основи конституційного ЛАДУ УКРАЇНИ Київ Ін Юре 1997 ББК 67.94УКР300 1143 Погорілко В. Ф. П43Основи конституційного ладу України. К.: Ін Юре 1997. 40
16471. Права та свободи людини і громадянина в Україні 494 KB
  НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ НАУК УКРАЇНИ ІНСТИТУТ ДЕРЖАВИ І ПРАВА ім. В. М. КОРЕЦЬКОГО В. Ф. ПОГОРІЛКО В. В. ГОЛОВЧЕНКО М. І. СІРИЙ ПРАВА ТА СВОБОДИ ЛЮДИНИ І ГРОМАДЯНИНА В УКРАЇНІ Київ Ін Юре 1997 ББК 67.94УКР300 П43 Погорілко В. Ф. Головчен...
16472. Президент України 276.5 KB
  У брошурі розглядаються питання запровадження в Україні інституту президентства, аналізується конституційний статус Президента як глави держави, висвітлюється порядок його обрання і вступу на посаду. Особлива увага приділяється розгляду конституційних повноважень Президента, його відносини з іншими інститутами державної влади, роль у забезпеченні державного суверенітету України, прав та свобод людини і громадянина.
16473. Верховна Рада України 403.5 KB
  НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ НАУК УКРАЇНИ ІНСТИТУТ ДЕРЖАВИ І ПРАВА ім. В. М. КОРЕЦЬКОГО Л. Т. КРИВЕНКО ВЕРХОВНА РАДА УКРАЇНИ Київ Ін Юре 1997 ББК 67.94УКР300.6 К82 Кривенко Л. Т. К82Верховна рада України. К.: 1н Юре 1997. 47 с Бчка Нова Конституція Украї
16474. Органи виконавчої влади в Україні 419.5 KB
  У брошурі висвітлюються питання змісту, організації та правового регулювання виконавчої влади в Україні. Розглядаються побудова та функціонування системи органів виконавчої влади, характеризуються правовий статус і структура її окремих ланок, а також ключові напрями здійснення адміністративної реформи
16475. Административная ответственность: Учебник 1.39 MB
  Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Статут 2000. 251с. ISBN 5835400373 В учебнике рассмотрены все основные проблемы общеобязательного курса Административная ответственность. В Общей части анализируются базовые институты административной ответ
16476. Антропный принцип: истоки и следствия в Европейской научной рациональности 283.5 KB
  Антропный принцип: истоки и следствия в Европейской научной рациональности А. Н. Павленко Формулировка Б. Картером в 1973 г. антропного космологического принципа АКП первоначально в качестве объяснения совпадения Больших чисел 1040 1080 как и всякое крупное достижение...
16477. Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм 83 KB
  Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм. В.И. Гоманьков И само создание мира его сохранение и управление возвещает величие Божества.Преп. Иоанн Дамаскин ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ Замечательным достижением космологии и физики XX века являет
16478. Антропный принцип Вселенной 98.5 KB
  Антропный принцип 1. Сильный и слабый антропный принцип. Под антропностью Вселенной подразумевается её весьма деликатная конструкция допускающая и может быть предполагающая возможность возникновения в ней жизни и человека. Физические науки достигли весьма выс...