99269

Конфуций Лунь юй

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Основные принципы Конфуция отражённые в книге Лунь юй. Три составные части учения Конфуция. Тема нашего реферата Конфуций Лунь юй актуальна как актуальны и знания учения Конфуция – конфуцианства. Цель реферата – характеристика книги Конфуция Лунь юй.

Русский

2016-08-10

183.5 KB

0 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «философии и культурологии»

Реферат


по дисциплине: «Философия»

Тема: Конфуций «Лунь юй»

Руководитель    Выполнил студент гр. МПМ - 112
       

__________Быстрова А.Н.    ____________Черепанов В.В.

(подпись)       (подпись)

________________               ______________
    
(дата проверки)            (дата сдачи на проверку)
















Новосибирск 2012


Оглавление.

Введение………………………………………………………………………...3
Словарь конфуцианских терминов…………………………………………4
1. Создание книги «Лунь юй» и её место в конфуцианском каноне……5

2. Структура книги………………………………………………………........7
3. Основные принципы Конфуция, отражённые в книге «Лунь юй»…11
4. Конфуцианство – философское течение или религия………………...14
5. Три составные части учения Конфуция………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………….22
Литература……………………………………………………………………..23
Введение.

    Тема нашего реферата «Конфуций «Лунь юй»» актуальна, как актуальны и знания учения Конфуция – конфуцианства.

     В Китае конфуцианство, как государственная идеология и религия, просуществовало до прихода к власти коммунистического правительства в 1949 году. Но по сей день оно почитается и живёт в ментальности и культуре китайцев. Для нас конфуцианство ценно своими принципами – мудрость, человечность (гуманность), верность, почитание старших, мужество.

    Принцип человечности, гуманности помогает становлению доверительных отношений между людьми; принцип почитания старших – гармонизирует отношения между поколениями, способствует укреплению стабильности и преемственности в развивающемся обществе, сохранению в нём нравственности.

    Конфуцианские каноны «благородного мужа», «большого человека» соответствуют современному образу и качествам хорошего руководителя, менеджера – высокая культура, профессионализм, благородство, забота о подчинённых, стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

    Цель реферата – характеристика книги Конфуция «Лунь юй».

    Метод – анализ текста и литературы о Конфуции и его книге.


Словарь конфуцианских терминов.

Жэнь – человечность, небесная основа «сердца-разума» человека. Фундамент любви, уважения, верности, прощения.

Тай-цзи – Великое Высшее; безличное творческое начало, которое проявляется силами инь-янь и присутствует в каждом элементе природы.

Инь-янь – две формы силы, называемой Тай-цзи; их взаимодействие образует всё, что существует или происходит во вселенной.

Ли – ритуал, обряд, правила поведения, нормы этикета, особенно в общественных отношениях.

Син – природная сущность; в сочетании с синь (синь-син) – «человеческая природа» и считается изначально доброй.

Синь – «сердце-разум», душа человека.

Тао(Дао) – Путь или Всеобщий принцип; Путь мудрого правления.

Тянь – Небо, источник всех ценностей и человеческой доброты. Иногда воспринимается как молчащая личность, Бог. Чаще всего используется в значении высшей, созидательной силы (безличной), из которой проистекает всё.

Ци(ки) – жизненная сила (первоначальное значение – «дыхание», «воздух»); единая материальная и энергетическая основа всего сущего.

Ссылки в тексте реферата на изречения из книги «Лунь юй» даются в переводе И.И.Семененко и обозначаются как, например,  – (15.29), где 15 – номер главы, 29 – номер изречения.


1. Создание книги «Лунь юй» и её место в конфуцианском каноне.

    Философско-религиозное учение Китая конфуцианство содержится в четырёх книгах – «Четверокнижии» - «Сы-шу»: «Лунь-юй» («Беседы и суждения», в другом переводе «Аналекты») – книга изречений Конфуция и его учеников;

«Да-сюе» («Великое учение») – учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников;

«Чжун-юн» («Доктрина золотой середины», в другом переводе «Книга о середине»);

«Мэн-цзы» - учение философа Мэн-цзы – самого известного из учеников Конфуция.

    Книга «Лунь-юй» - небольшой трактат, в который входят изречения Конфуция, разговоры между ним и его учениками. По мнению многих современных исследователей наследия Конфуция «Лунь-юй» является единственным достоверным свидетельством о Конфуции и его взглядах (В.Рубин).

    В самой ранней китайской библиографии (1 в. до н.э.) сообщается, что «Лунь-юй» составлена учениками Конфуция после его смерти на основе сохранившихся у них записей. Современные учёные считают, что, будучи действительно основанной на этих записях, книга составлена через 70-80 лет после смерти Учителя – в начале IV в. до н.э. и такой она дошла до наших дней. За эти 70-80 лет по Китаю ходило несколько вариантов книги, естественно, что каждый из них считался истинным.

    К концу 1 в. до н.э. были известны три книги – «Лу лунь» («Речения царства Лу») – 20 глав; «Ци лунь» («Речения царства Ци») – 22 главы; «Гу-лунь» («Древние речения») – 21 глава, по преданию была обнаружена в стене дома Конфуция.

    Именно три эти книги называются в самом раннем упоминании о  Конфуции – «Истории династии Хань», принадлежавшем историку Пань Гу 1 в. до н.э. – со времени смерти Конфуция прошло более 400 лет. Такое множество трудов одного и того же мудреца считалось нормой в истории древнего Китая. Здесь допустимо предположение, что труды древних китайских мудрецов,  переписывались, дополнялись, додумывались их учениками и порой тексты были не о том, что сказал Учитель, а что Он мог бы сказать по тому или иному поводу.


Хронология создания книги «Лунь юнь»

Временной период

Ученики Конфуция
, исследователи

Составные части книги

Варианты названия книги

к I в. до н.э.

 

Существовало три версии книги

"Лу лунь"
( Речения царства Лу")

I в. до н.э.

Пань Гу (историк)

Книга входила в состав труда историка

"Ци лунь"
( Речения царства Ци)

… - v в. до н.э.

Чжан Юй

Соединил "Цу лунь" и "Лу лунь"

"История линастии Хань"



Ван Ян
Лу Фуцин

(под руководством) историка Хоу Чжана

"Чжан Хоу лунь"
( Суждения и беседы)

127 - 200г. До н.э.

Чжэнь Сюань

Вариант не дожил до наших дней;
соединены "Ци лунь" и "Лу лунь"

нет данных о названии

190 - 249г. До н.э.

Хэ Янем

Сведены варианты Чжан Юя и Чжэнь Сюаня;
соответствует современной версии

"Лунь юй"

710г

12 летний юноша,
имя неизвестно

Ученическая копия, обнаружена
в 1969г. В г.Синьцзяне

"Лунь юй"

Таблица 1.

    Считается, что ныне существующая версия «Лунь юй» реальна, не является подделкой. Лишь в связи с многочисленными редакциями могли измениться акценты, которые делал Конфуций в своих беседах и проповедях – он говорил о том, что мы можем прочесть, но скорее всего по-другому, используя другие понятия, вкладывая иной смысл. Сам Конфуций, как и Сократ, был мастером устного слова. Он считал, что всё, что необходимо уже записано, отсылая своих учеников к «И цзину» («Ши цзину») – «Книге перемен», так же вошедшей в Конфуцианский канон. Конфуций говорил: - «Я не создаю, но лишь повторяю изученное».

2. Структура книги Конфуция «Лунь юй».

    «Лунь юй» написана очень лаконичным языком,  состоит из отрывочных записей, затрагивающих самые разнообразные темы – проблемы философии, религии, культуры, морали, политики и детали повседневной жизни Конфуция.

     Особенности текста:

  1.  Структура текста книги неоднородна.
  2.  Слова Учителя перемежаются со словами учеников.
  3.  Фразы в одной главе объединены одним термином, а не тематически.
  4.  Многократно повторяющиеся вопросы имеют разные ответы. С одной стороны, это может говорить о том, что Учитель неоднократно возвращался  к  ответам на эти вопросы, обдумывал их, всякий раз предлагая новое решение. С другой стороны,  что книга составлена не одним учеником, а несколькими.
    Например:  глава 1 - «Учитель сказал: - Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей» (16);
    Глава 4 «Учитель сказал: - Не печалься, что тебе нет места, а печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, но стремись к тому, чтоб заслужить известность» (14);
    глава 14 - «Учитель сказал: - Не печалься, что тебя никто не знает, а печалься о своём несовершенстве» (30);
    глава 15 – «Учитель говорил: - Благородный муж печалится о своём несовершенстве, он не печалится о том, что неизвестен людям» (19).


Содержание первой и второй глав создаёт впечатление, что в них включены самые   важные, яркие и запоминающиеся изречения Конфуция, не объединённые одной темой. Например, изречения из 1 главы:

– «Учитель сказал: - Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица» (3);

«Учитель Цзэн сказал: - Если будут чтить умерших, помнить предков, то в народе вновь окрепнет добродетель» (9).

      Изречения из 2 главы:

- «Учитель сказал: - Если править с помощью закона, улаживать, наказывать, то народ остережётся, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность» (3);

«Учитель сказал: - Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (11); «Учитель сказал: - Жертвоприношение чужому духу заключает в себе лесть. Бездействие в момент, когда возможно поступить по справедливости, означает трусость» (24).

    Третья глава книги посвящена наставлениям в ритуале и музыке:

– «Линь Фан спросил о том, что составляет основу ритуала.

Учитель ответил: - Как важен твой вопрос! При исполнении ритуала бережливость предпочтительнее расточительности; на похоронах чувство СКОРБИ предпочтительнее ТЩАТЕЛЬНОСТИ» (4) (выделено мною).

   Четвёртая глава содержит в себе изречения об основных понятиях конфуцианства – путь Дао, человеколюбие, воспитание человека, почитание родителей, сопоставление «благородного мужа» (цзюнь-цзы) и «маленького человека».

«Учитель сказал: -  Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и познаешь степень его человечности» (7);

«Учитель сказал: - Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду» (16);

«Учитель говорил: - При живых отце и матери Далеко от них не уезжай, А уедешь, будь на одном месте» (19);

«Учитель сказал: - Добродетель не бывает одинокой, у неё непременно есть соседи» (25).

    Пятая и шестая главы – высказывания Конфуция о правителях, своих учениках, продолжаются высказывания о благородном муже.

«Учитель сказал:

- Суть в простаке затмила лоск,

В педанте лоск затмил всю суть,

Лишь в благородном муже

Суть с лоском ровно смешаны» (17)

    Седьмая глава содержит ответы Учителя на различные  вопросы учеников, при этом проступает характер Конфуция, как норматив поведения в обществе:

«Учитель говорил: - Я всем даю советы, начиная с тех, кто мне приносит связку вяленого мяса» (7);

«Когда Учитель находился рядом с человеком в трауре, он никогда не наедался досыта» (9);

«Учитель относился бдительно к посту, войне, болезни» (13);

«Учитель сказал: - Когда бы мне было добавлено ещё немного лет, то в пятьдесят я взялся бы за изучение «Перемен» и смог бы избежать больших ошибок» (17);

(«Книга Перемен» «И цзин» - гадательная книга, вошедшая в конфуцианский канон) «Учитель обучал по четырём разделам: учёности, поступкам, честности и преданности» (25);

«Учитель говорил: - Расточительность ведёт к непокорности, а бережливость – к захудалости. Но лучше захудалость, чем непокорность» (36);

«Учитель молвил: - Благородный муж спокоен, не стеснён, Малых же людей всегда гнетут печали» (37);

«Учитель ласков был, но строг, Внушителен, но не свиреп, Полон почтительности и покоя» (38).

    Восьмая глава состоит из высказываний Конфуция и его ученика Цзэнцзы по различным поводам:

«Учитель говорил: - Учись, словно не можешь обрести, И будто опасаешься утратить» (17)

Девятая и десятая главы включают изречения Конфуция по различным житейским поводам, изречения его учеников о Конфуции, его благородстве и других чертах характера, о том, каким он был человеком. В некоторых изречениях сообщается от чьего имени идёт характеристика Учителя:

«Учителю были чужды четыре недостатка: склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие»  ( 9, 4);

«Учитель говорил: - Бывает, появляются ростки, но не цветут;

Бывает, что цветут, но не дают плодов» (.9, 22);

«Учитель сказал: - Младших по возрасту надо уважать. Как знать, возможно, в будущем они будут не хуже нас? Но не достоин уважения тот, кто не обрёл известности, дожив до сорока-пятидесяти лет» (9, 23)

«Он не садился на циновку, постланную криво» (10, 12);

«Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: - Никто не пострадал? О лошадях не спросил» (10,17);

«Когда умирал его друг, которого некому было похоронить, он говорил: - Я похороню» (10.22).

    Одиннадцатая глава посвящена самому Конфуцию, его ученикам; здесь Учитель говорит о служении духам предков:

«Цзи Лу спросил о служении духам умерших и богам.

Учитель ответил:

- Не зная, как служить живым,

Сумеешь ли служить их духам?

- Осмелюсь узнать, что такое смерть?

- Не зная жизни,

Как познаешь смерть?» (12)

    Двенадцатая глава целиком состоит из ответов Конфуция на вопросы учеников – что значит быть правителем, о человечности, что можно считать разумным, о благородном муже, о дружбе:

«Цзыгун спросил о том, что значит быть кому-то другом. Учитель ответил:

- Будь честен с ним, когда даёшь ему совет, и побуждай к хорошему. Но если он не слушает, то не настаивай, чтобы не быть униженным» (23);

«Учитель Цзэн сказал:

- Благородный муж завязывает дружеские связи с помощью своей учёности, а дружба помогает ему утвердиться в человечности» (24)

    Тринадцатую главу условно можно разделить на две части: первая (1-17 изречения) состоит из высказываний по вопросам управления государством, их задают ученики, и вторая (18-28 изречения) повествует о нормативах благородного мужа цзюнь-цзы, находящегося на службе у правителя.

«Когда Цзыся стал управителем Цюйфу, он спросил о том, как должен действовать правитель.

Учитель ответил:

- Не рассчитывай на скорые успехи и не соблазняйся малой выгодой. Поспешишь – и не добьёшься цели, соблазнишься малым – и не сделаешь великого» (17);

«Фань Чи спросил о том, что составляет человечность.

Учитель ответил:

- Держать себя с почтительностью дома,

Благоговейно относиться к делу

И честно поступать с другими.

От этого нельзя отказываться,

Даже когда едешь к варварам» (19)

    Четырнадцатая глава вновь включает в себя центральные понятия конфуцианской проповеди о самоусовершенствовании человека - о стыде, учёности, человечности, о любви и преданности, о добре и зле, достижениях цели:

«Кто-то спросил:

- Что, если за зло платить добром?

Учитель ответил:

- А чем же за добро платить?

Плати за зло по справедливости,

А за добро плати добром» (34)

    В пятнадцатой главе обсуждается Учителем и учениками тема человека – любящего добродетель, требовательного, лживого, человеколюбивого, всякого:

«Учитель говорил:

- Когда не ведают далёких дум,

То не избегнут близких огорчений»(12)

«Цзыгун спросил:

- Найдётся ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь?

Учитель ответил:

- Но таково ли состраданье?

Чего себе не пожелаешь,

Того не делай и другим» (24)

«Учитель сказал:

-Человек способен сделать путь великим,

Но великим человека делает не путь» (29)

«Учитель говорил:

-Лишь та – ошибка, что не исправляется» (30)

    Последние пять глав «Лунь юя» существенно отличаются от предыдущих пятнадцати. Многие исследователи (В.Рубин, И.И.Семененко, Н.Порублёв, Т.Льюнг и др.) считают, что они  составлены значительно позднее и являлись предметом споров и дискуссий. В них более чётко излагаются характеристики понятий, например, «три полезных друга и три друга, приносящих вред», «три полезных и три вредных радости», «три ошибки», «три запрета», «три трепета», «девять дум» - всё это характеристики благородного человека в шестнадцатой главе.

    В семнадцатой главе таким же образом говорится о «шести достоинствах, переходящих в шесть заблуждений» благородного мужа, о других его качествах. В этой главе появляется новый персонаж Цзы гун.

    Восемнадцатая глава состоит из притч и метафор о Конфуции его учеников.

    Девятнадцатая глава целиком состоит из высказываний учеников Конфуция – они уже сами наставляют, советуют, кого-то критикуют. Учитель для учеников остаётся высшей точкой развития человеческих свойств, запредельной личностью:

«Чжунни (второе имя Конфуция) – это солнце и луна, а их нельзя достигнуть» (24) и «С Учителем нельзя сравниться, как не подняться по ступеням лестницы на Небо» (25)

    Двадцатая глава на первый взгляд лишена логики, состоит из двух притч и последнее изречение главы - слова Конфуция:

«- Не зная Повеления Неба, не сможешь быть благородным мужем.

Не зная ритуала, не сможешь утвердиться.

Не понимая сказанного, не сможешь разобраться в человеке» (3)

3. Основные принципы философии Конфуция, отражённые в книге «Лунь юй».

    Учение Конфуция представляет собой философию этики.

Три составные части его учения - это учение о человеке; учение об обществе, учение о государстве.

     В центре учения Конфуция – человек во всех его социально-политических проблемах: экзистенциальных («ещё не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), религиозных («еще не умея служить людям, как суметь служить Небу?»), гносеологических («знание людей» - это знание).

 Пять принципов конфуцианства.

   1). Принцип «жэнь» ( «гуманность», «человеколюбие») и «ли» («правила», «этикет»). В своём учении Конфуций призывает всех людей к нравственной и моральной  ответственности в любой жизненной ситуации. Учитель считал, что моральная ответственность существует в «жэнь» человека – в его человечности, «добром начале». «Доброе начало» является источником всех добродетелей и присуще каждому человеку. Задействуя своё «доброе начало», человек может достичь  идеального состояния жизни.


Три аспекта жэнь

Цель

Жэнь - Это цель; идеальный человек, который в "Беседах…"(собрании Конфуция) определён понятиями "сверхчеловека"
и "интеллектуал". Понятие жизнь означает то идеальное состояние, в котором человек способен полностью реализовать себя и достичь нравственного совершенства.

Процесс

Жэнь - это процесс достижения цели, воспитания идеального человека. Составными частями этого процесса являются самоосмысление,
самовоспитание и ответственность за свои поступки.

Основание

Жэнь - это подлинная природа каждого человека.
По мнению Конфуция, изначально эта природа неиспорчена.

Таблица 2.

    Конфуций обозначил пять добродетелей: человечность, справедливость, идеальное поведение или этикет, мудрость, верность. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность, доброта), которая состоит в том, чтобы желать блага другим.

    «Учитель говорил: Мягкость и благость – это корни гуманности.

Уважение и внимательность – это почва, на которой она произрастает.

Широта души – это образ действий гуманности.

Последовательность и постепенность – это её искусство.

Ритуал и обряды – это обличье гуманности.

Речи и беседы – её украшение.

Песни и музыка – это благозвучие гуманности.

Раздача накопленного другим людям – это дары гуманности.

Однако, даже обладая всеми этими качествами, учёный не решится сказать, что он обладает гуманностью. Таковы почтительность и уступчивость учёного».

    Проясняя роль каждой добродетели, Конфуций берёт в пример плодовое дерево:

«Жэнь» (человечность) – это корни,

«И» (справедливость) – ствол,

«ли» (идеальное поведение) – ветви,

«жи» (мудрость) – цветы,

«хсинь»(верность) – плоды дерева добродетели.

    «Ли» (правила, этикет) провозглашалось высшим проявлением «жэнь»(человечность). В этих двух понятиях отражалось воззрение Конфуция на государственное устройство и социальное устройство общества.

    Конфуций считал, что лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки, что идеальные правила существовали только в древности и что истинной цивилизации можно достичь только путём морально-нравственных улучшений природы человека. Им были выведены «Правила пяти великих взаимоотношений» - «сяо» - «пять основ благородного поведения» (перевод Н.Порублёва):

  1.  Доброе отношение отца к сыну и почтительное отношение сына к отцу.
  2.  Мягкое отношение старшего брата к младшим и уважительное отношение младших братьев к старшему.
  3.  Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.
  4.  Человеческое отношение старших людей к младшим и почтительное отношение младших к старшим.
  5.  Великодушное отношение правителей к министрам и верность министров и граждан своим правителям.

    Конфуций считал, что незнание этих правил, их несоблюдение ведёт к хаосу в мышлении человека, в его поведении, … и в государстве.

    2) «Быть преданным, честным сановником, почитать правителей» - суть второго принципа учения Конфуция. Он касался всего комплекса вопросов и проблем, связанных с системой управления и нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.

    3) Конфуций в своих рассуждениях понимал, что привести людей к проявлению добродетели путём принуждения невозможно. Это должно идти от сердца, это должно быть убеждением, быть в ментальности человека. Принимал Учитель и то, что искренние убеждения человека могут быть не только добрыми, но и злыми. Так возникло учение о «золотой середине», «следовании среднему пути», «учение о середине» - «чжун юн» - единственный путь избежать крайностей в поведении.

    4) Все дела в государстве должны решаться на основе принципа справедливости. В учении Конфуция понятия «власть» и «справедливость» были едины. «Добродетель князя подобна ветру, а добродетель народа подобна траве. Когда ветер дует, трава, естественно, согнётся» По его мнению, необходимо, чтобы правители являлись примером для граждан. Для того чтобы совершенствовать свой характер, правители должны руководствоваться моральным законом «дао» (Путь или Всеобщий принцип, Путь мудрого правления), а для лучшего понимания «дао» следует развивать чувство «жэнь» (человечность).

    5) Конфуций не отвергал религию – он исполнял ритуалы и приносил жертвы духам предков.

4. Конфуцианство – философское течение или религия.

 

    Исследователи наследия Конфуция до сих пор не пришли к единому мнению в вопросе конфуцианство – философское течение  или религиозное? Этому вопросу столько же лет, сколько истории изучения конфуцианства – несколько столетий.

    Сторонники философии ссылаются при этом на его диалог с учеником, дошедший до нас в книге «Лунь юй»:

«Цзи Лу спросил о служении духам  умерших и богам.

Учитель ответил:

- Не зная, как служить живым,

Сумеешь ли служить их духам?

- Осмелюсь узнать, что такое смерть?

- Не зная жизни,

Как познаешь смерть?» (11.12)

Так же ими цитируется такая характеристика Конфуция учениками: «Учитель на высказывался о чудесном, силе, смуте, духах» (7.21)

    Но не стоит интерпретировать эти изречения как отрицание религиозности Конфуция. Вероятно, он считал, что это наследие древности менее всего требует исправления - «Я не создаю, я лишь повторяю изученное». Конфуций часто отмечал, что он проповедует мудрость, дошедшую из древности, оберегая тем самым её наследие. Учитель полностью воспринял религиозные представления,  дошедшие до него из древности, и принял всей душой, не имея помысла к их изменениям.

    Китайцы издревле почитали Небо (тянь), дух Земли, других духов и души умерших предков. С почитанием божественного Неба связано то, что свою страну китайцы называют «Поднебесная» (тянь ся), правителей – «сын Неба» (тянь цзы).

    Культ Неба, духов и культ умерших нашли своё отражение в изречениях Конфуция. Также, говоря о своей жизни, Конфуций отметил: «В пятьдесят познал веление Неба» (2.4), свои поступки он соотносил с Небом: «Коль я неверно поступил, пусть Небеса меня отвергнут! Пусть Небеса меня отвергнут!»(6.27)

    О религиозности Конфуция говорят его слова: «Кто провинится перед Небом, тому будет некому молиться» (3.13)

    Во всех своих изречениях Конфуций старается утвердить почитание воли Неба. Его идеал «благородного мужа» тоже был с этим связан: «Благородный муж трижды испытывает трепет: он трепещет перед повелением Неба…» (16.8) и «Не зная Повеления Неба, не сможешь быть благородным мужем…» (20.3)

    Именно авторитет «воли Неба» во всех изречениях и рассуждениях Конфуция помогали воспринимать учение Учителя, как вечную небесную истину.

    Многие исследователи наследия Конфуция сравнивают его с Сократом и Иисусом Христом. В чём же суть этого сравнения? В монографии И.И.Семененко «Афоризмы Конфуция» черты сходства и различия определены наиболее чётко.

                           

Сходство Сократа и Конфуция.

  1.  Сократ и Конфуций считали, что ученик сам должен доходить до истины.
  2.  Разговаривают с разными людьми по-разному.
  3.  У Сократа между Богом и человеческим самосознанием – Совесть в виде личного Бога человека, у Конфуция совесть определена как Добродетель.

Сходство Иисуса Христа и Конфуция.

  1.  Иисус Христос и Конфуций являются основателями нового религиозного культа – оба говорят о сверх естественной сущности, правящей миром.
  2.  Причину бедствий человека видят в его виновности, которую может устранить только сверхчеловек, посредник между Богом у Христа, Небом у Конфуция и людьми.
  3.  Главная жизненная миссия и залог спасения человеческого общества – добровольное принесение себя в жертву.
  4.  Иисус Христос и Конфуций провозглашают конец современного им общественного неустройства и установление Царства Небесного на Земле.
  5.  Критикуют современное им общество.


Различия между мудрецами приведены в таблицах, для более удобного прочтения.

Сравнение по основаниям

Сократ

Конфуций

Объект познания

Человек, человеческая деятельность

Древность, традиции

Предмет познания

Мысль человека

"Сердце - тело" сверхчеловека тождество
с древностью и Небом

Анализ

Отделение идеального от материального

Слияние идеального с материальным

Цель

Абстрактное понятие/внутреннее философское
убеждение

Формирование сверхчеловека/иррациональная
вера

Метод

Логическая абстракция

Мистик

Структура школы

Учил всех

Иерархическая структура

Терминология

Совмещает не совместимые
противоположности

Стремление к точным терминам

Логика

Отсутствует логический анализ

Многословие, логические поиски

Сократ - Бог, Конфуций - Небо -
как понятие

Бог находится вне мифа и культа

Небо - потусторонняя реальность, тождественная
культу и древним мудрецам

Связь человека с Богом

Философская связь

Отождествляет с приобщённостью
человека к Небу и древности

Итог рационализации

Создание рационалистической
философии

Создание новой религиозности

Тип личности

Оптимист

Пессимист

Героизм человека

Героическое призвание человека -
в земных делах

Героизм в жертвенном самоуничижении

Таблица 3.

Сравнение по основаниям

Иисус Христос

Конфуций

Идеология: философия
или религия

Типично релегиозная идеология

Нет ничего религиозного
( по мнению большинства исследователей)

Понимание свехестественного

Монотеизм

Многобожие, мифические герои

Способ принесения
себя в жертву

Физическая смерть Христа и Его второе
пришестиве

Религиозное подвижничество в течении
всей жизни и в каждом новом поколении

Чем достигается
вера в Бога?(Неба)

Легенды о чудесах - нарушение
законов природы. Бог стоит над
всем миром

Демонстрирует сверхестественное в
естественном. Чудачества

Отношение к больным и убогим

Излечивает чудесным образом

Предрекает смерть по воле Неба.
Всё естественно, всё по воле Неба

Понимание вины человека

Человек изначально виновен;
"Дух Божий"
соединяется с человеком как
с чем-то чуждым

Люди изначально не только виновны,
но и оправданны. "Святость врождена
человеку, который призван её "узнать"
и к ней "вернуться".

Авторитет среди
последователей

Абсолютный

Ученики ориентируются не только
на Учителя, но и на заключённую
в них святость

Отношение к выбору
человеком веры

Свобода выбора

Для тех, кто родился с недостаточно
сокральными способностями, путь к Небу
закрыт

Кто может быть
приверженцем веры?

Свобода выбора - любой человек;
стремление распространять свою веру по всему миру

"Корпоративная замкнутость избранных",
не стремиться залезть в душу каждому

Таблица 4.

    Учение Конфуция было в основном направлено на пользу обществу.

5. Три составные части учения Конфуция.

  1.  Учение о человеке.

Цель учения – постижение смысла жизни человека, изучение его  природы и мотивации.

Учение Конфуция о человеке создавалось им на основе своего личного опыта и общения с людьми. Учитель считал, что со временем нравы в обществе меняются в худшую сторону.

Людей он разделил на три группы, основанием такого деления были положение  в обществе и обладание определёнными качествами:

Цзюнь-цзы (благородный муж) – идеальный человек, пример для подражания, занимает центральное место в учении Конфуция.

Жэнь – обычные люди.

Сло-Жэнь - ничтожный человек.

О Цзюнь-цзы « Конфуций сказал: - Благородный муж вынашивает девять дум. Когда глядит, то думает, ясно ли увидел; а слышит – думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ли его манеры, искренна ли его речь, благоговейно ль отношение к делу»; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях; и перед тем, как что-то обрести, думает о справедливости» (16.10)

Смысл жизни благородного человека – в достижении дао: « Благородный муж стремится лишь к пути, но не заботится о своём пропитании. Бывает, голодают, занимаясь хлебопашеством; бывает, получают жалованье, когда обращаются к учению. Благородный муж тревожится об обретении пути, он не тревожится о своей бедности» (15.32)

    Учитель определяет качества, которыми должен обладать благородный муж, как «жэнь» и «вэнь»: «жэнь» - благородный муж должен быть гуманным, человечным, честным; «вэнь» - внутренне культурен, душевно красив. Цзюнь-цзы сочетает в себе естественные природные качества и приобретённую учёность. Достигнуть  этого может лишь идеальная личность.

    Принадлежность человека к одной из этих категорий определяли принципы «хэ» и «тун». «хэ» - правдивость, искренность, независимость во взглядах – это важнейший критерий благородного мужа, часть теории конфуцианского управления государством. Например:

- « Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии» (13.23)

- «Легко служить, когда правит благородный муж, но угодить ему непросто. Ему не угодить, если угождать, не следуя пути. Когда же он руководит людьми, то исходит из талантов каждого.

    Трудно служить, когда правит малый человек, но угодить ему легко. Ему можно угодить, если даже угождать, не следуя пути. Когда же он руководит людьми, то крайне к ним взыскателен» (13.25)

- «Увы, бывает благородный муж – и нет в нём человечности, но не бывает, чтобы малый человек – и был он человечен!» (14.6)

- «Благородный муж постигает высшее,

Малый человек постигает низшее» (14.23)

- «Благородный муж в нужде не отступает; малый человек, терпя нужду, становится распущенным» (15.2)

- «Благородный муж взыскателен к себе,

Малый человек взыскателен к другим» (15.21)

- «Благородный муж не ценен в малом, но ему по силам всё великое; малым людям не по силам всё великое, но они ценны в малом» (15.34)

- «Благородный муж трижды испытывает трепет: он трепещет перед Повелением Неба, с трепетом относится к великим людям и трепещет перед словом людей высшей мудрости.

Малый человек, не зная Повелений Неба, перед ними не трепещет, непочтительно ведёт себя с великими людьми и пренебрегает словом людей высшей мудрости» (16.8)

    «Сло-жэнь»(ничтожные люди) должны выпонять черновую работу. «Сло-жэнь» - это пример к чему может скатиться человек не стремящийся к образованию и самосовершенствованию, это пример, который надо избегать. «Сло-жэнь» приписывались все отрицательные свойства.

    В то же время Конфуций считал, что люди могут преодолеть в себе всё негативное, если будут следовать «установленному для них Дао».

  1.  Учение об обществе.

    Учение Конфуция об обществе так же основано на его жизненном опыте и ориентировано на период внедрения системы доносов в китайское общество. Конфуций понимал, что такое общество не имеет будущего. Необходимо было создать такую модель общественных отношений, которая бы укрепляла нравственность и система доносительства изжила бы себя сама. В формировании этой модели основную роль сыграли «Правила пяти великих взаимоотношений» - «пять основ благородного поведения» - «сяо».

    Основная черта такого общественного устройства – забота о старших, о родне – таким образом устанавливалась связь между поколениями, связь современного общества с предыдущими его стадиями, обеспечивалась преемственность опыта и традиций. Такое общество очень сплочённо и способно к быстрому эффективному развитию.

    Конфуцием был сформирован и культ грамотности, знаний. Конфуций считал, что в обучении людей необходимо:

- довести человека до того, чтобы задавал вопросы;

- благодаря вопросам идти вглубь себя;

- познавая себя  - познать Небо и Законы;

- познавая Небо и Законы – познать других людей;

- познавая других людей – создать общество как отражение Духовных благ.

    Чтобы стать достойным членом такого общества необходимо было укреплять свои знания о природе, о родине, о невмешательстве человека в природные процессы, необходимо было только созерцать их в поисках внутренней гармонии.

    Все критерии нравственности, необходимые в конфуцианском обществе, Учитель объединил в принцип «ли» (правило, ритуал, этикет). «Ли» и «жэнь» Конфуцием связывались воедино.

  1.  Учение о государстве.

Все учения Конфуция ценны тем, что строились они на основе его личного жизненного опыта, а учение о государстве основано еще и на том, что Учитель находился какое-то время на государственной службе и неплохо там преуспел.

Конфуций видит государство во взаимосвязи с обществом и отдельным человеком этого общества.

Схема государственного устройства, управление государством и обществом базировались на «ли» (правилах). «Ли» Учитель придавал большое значение, ведь, по сути, они устанавливали морально-этические основы жизни общества, человека, государства. Здесь у Конфуция произошло слияние «ли», «жэнь», «сяо»(сыновья почтительность), «жан» (вежливость). Государство было сродни большой семье, по схеме Учителя, правитель возвышался над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Конфуций считал, что равенство всех перед законом базируется на насилии и нарушает основы управления государством. Он считал, что всё насильственно навязанное человеку сверху не дойдёт до души и сердца, а, значит, не способно эффективно функционировать. Роль закона, по Конфуцию, выполняли Правила «ли». Правитель должен следить за выполнением Правил и чтобы общество не сошло с истинного Пути.

Людей Конфуций разделил на «управляющих» и «управляемых».

В своём учении о государстве, Конфуций большее внимание уделил качествам «управляющих». По его мнению, они должны были обладать качествами Цзюнь-цзы (благородного мужа). Именно они должны осуществлять власть в государстве, быть примером для всех остальных, воспитывать народ, направлять его на правильный путь. Цзюнь-цзы в государстве – это отец в семье, управляющие – отцы народа.

Для правителей Конфуций определил четыре Дао:

- чувство самоуважения;

- чувство ответственности;

- чувство доброты при воспитании народа;

- чувство справедливости.

По мнению многих исследователей конфуцианской теории государства, Конфуций был противником абсолютной власти царя и большое значение придавал тому, чтобы основные решения в государстве принимались группой лиц. Он считал, что так исключался субъективный подход к решению многих вопросов управления государством. Учитель считал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа власти. Власть, которой доверяет народ, способствует развитию  и  стабильности государства.

Взгляды конфуцианства на мир.

Подлинная
природа человека

Жэнь ("подлинная природа человека") - основное и изначально доброе свойство человека.
Оно служит источником и
основанием всех добродетелей и обрядов.

Требование небес

Жэнь - это требование Небес. В обычном понимании фраза "требование Небес" подразумевает существование
атропоморфного божества, предъявляющего нравственные требования. Тем не менее в конфуцианстве всё иначе: "требование Небес"
- это закон природы или нравственный порядок, присущий всему.

Основа гармонии

В основании гармоничной жизни должны лежать
осознание человеком своего жэнь и его реализации.

Таблица 5.

Заключение.

   

    Конфуцианство – единственное учение китайского происхождения, которое получило распространение за пределами Китая. Конфуцианство было официальной идеологией, политикой, административной системой, регулятором экономических и социальных процессов Китая более двух тысяч лет, более 500 лет  Кореи, а также Японии и Вьетнама.

    Через два года после смерти Конфуция по приказу князя Ай-гуна (правитель царства Лу) его дом был перестроен в поминальный храм. Первое официальное жертвоприношение на могиле Конфуция совершил в 195 г. до н.э. император династии Хань.

    Учение Конфуция представляет собой философию этики и охватывает все сферы жизни человека. Во многом ссылаясь на «веление Неба» Конфуций возвышает роль человека в мире. Он верил в то, что человек добр по своей природе и способен достичь нравственного совершенства своими силами – верил в самосовершенствование человека и учил этому, не придавая значения сверх естественному.

     Конфуцианство сформировало ментальность китайцев, японцев, корейцев, вьетнамцев. Оно повлияло на их умы, убеждения, мышление и поведение, психологию, образ жизни, культуру, национальные черты. Всё это не осталось в прошлом, благодаря консерватизму и культу древности в конфуцианстве.

    Святитель Николай Японский говорил о конфуцианстве: «Конфуций привлекает прежде всего красотой своей литературной речи, его фраза исполнена лаконизма и силы и по временам блещет красками остроумных метафор…если заглянуть под эту привлекательную оболочку, то вы увидите… мысль, прямо или непрямо направленную к утверждению системы пяти отношений. Эти отношения – господина и слуг, отца и сына, мужа и жены, брата и брата, друга и друга, - и составляют сущность Конфуциева учения, то, что доставило Конфуцию славу величайшего мудреца, неподражаемого учителя, полубога…»

 Изучение наследия Конфуция продолжается современными синологами. Создана Глобальная сеть Институтов Конфуция (孔子学院) - сеть китайских культурно образовательных центров, создаваемых Китайским государственным комитетом по распространению китайского языка за рубежом совместно с зарубежными ведущими вузами. 21 декабря 2006 года при Дальневосточном Федеральном Университете (ДВФУ) появился Институт Конфуция.

Литература

  1.  Васильев Л.С. «Культы, религии, традиции в Китае» – М., Наука, 1970.
  2.  Кобзев А.И «Философия китайского конфуцианства» – М., 2006.
  3.  Конрад Н.И. «Синология. Сборник» – М., Ладомир, 1995.
  4.  Ломанов А.В. «Современное конфуцианство», 2006
  5.  Порублёв Н. «Культы и мировые религии» - Благовестник, 1994.
  6.  Рубин В. «Идеология и культура древнего Китая (четыре силуэта)» – М., Наука, 1970.
  7.  Семененко И.И. «Афоризмы Конфуция» – М., МГУ, 1987

Сайты:

  1.  http://henx-90.narod.ru/cont/fil/19.htm
  2.  http://confucius.dvfu.ru/
  3.  http://www.synologia.ru/art-general-21.htm
  4.  http://www.bibleist.ru/biblio.php?q=002/023&f=07.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25436. Идеологическая подготовка масс к предстоящей войне 13.71 KB
  Воскресные номера газет за 22 июня 1941 г. 22 июня в 12 часов дня Центральное радио передало правительственное Заявление о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. 22 июня ЦК ВКПб и правительство ввели военное положение на территориях Прибалтики Белоруссии Украины Молдавии и ряда областей РСФСР. 23 июня была объявлена мобилизация военнообязанных 19051918 гг.
25437. Проблематика советской журналистики периода Великой Отечественной войны 13.22 KB
  центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Советской Армии на территориях европейских стран освобождаемых от фашистской оккупации и Германии. центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества...
25438. Через неделю после начала войны 11.26 KB
  В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы врага в отношении народов Советского Союза раскрыть его захватнические планы. Фронтовые газеты стали выходить с самого начала войны. На начальном этапе войны была предпринята попытка издания газет рассчитанных на разложение войск противника.
25440. Стереотипы поведения лояльного бюргера в Третьем рейхе 16.11 KB
  С этим было связано и характерное для идеологии фашизма подразделение на идеологию масс и идеологию элиты. Многие из фашистских идей рассчитанных на массовое потребление определяли мировоззрение и соответственно поведение представителей элиты. Она использует ее наиболее целесообразным путем для осуществления своих стремлений Для идеологии фашистской элиты был характерен аристократизм основанный на ницшеанском презрении к простому человеку к плебсу к больным и слабым. Для элиты расовая теория имела прежде всего социальный смысл ибо...
25441. Зарубежный опыт социальной работы с различными категориями населения 24.02 KB
  Зарубежный опыт социальной работы с различными категориями населения На рубеже 19 и 20 веков во многих европейских государства Великобритания Германия Нидерландах Швеции и Франции а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности которая развивалась наряду с благотворительными организациями. Социальные проблемы обусловливаются как индивидуальными так и общественными причинами. Одной из специфических форм такого предложения является социальная работа. Отличительной чертой системы социальной...
25442. Основные состовляющие системы социальной защиты в странах Европы 11.77 KB
  Европейская модель отличается от американской высокой степенью участия государства в определении направлений планирований финансирований и непосредственных проведений в жизнь социальной политики. Первые специализированные законы по социальной защите были приняты в 1936 году о защите ребенка об алкоголизме о бродяжничестве это был шаг к созданию структуры социальной защиты и предоставлению социальных услуг по целевым программам. В сферу социальной защиты входят: здравоохранение пенсии уход за престарелыми детские дома помощь...
25443. Модель социальной защиты 12.06 KB
  К моменту вторжения на советскую территорию в немецких войсках предназначенных к войне на Восточном фронте было сформировано 19 рот пропаганды и 6 взводов военных корреспондентов СС. Внутренняя структура министерства пропаганды постоянно менялась росло число отделов. Под контролем министерства пропаганды находилось все немецкое радиовещание.
25444. Сущностная характеристика социальной работы 17.91 KB
  Сущностная характеристика социальной работы. Соц. Человек как объект соц. Множество потребностей человека определяется его двойственной социальнобиологической природой.