99273

Проблема ценностей по романам С. Моэма Луна и грош, Н. Думбадзе Белые флаги и книге А. Белого Серебряный голубь

Реферат

Литература и библиотековедение

Человек наделяет тот или иной предмет, то или иное явление ценностью. Человеческая природа – оценивать и определенным образом ранжировать все предметы природного, социального и духовного мира. Результатом такой оценки выступает ценность. Поэтому актуальность проблемы ценностей несомненна.

Русский

2016-08-10

77 KB

0 чел.

PAGE  12

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

              Сибирский государственный университет путей сообщения

          Кафедра «Философия»

Проблема ценностей по романам С. Моэма «Луна и грош»,   Н. Думбадзе «Белые флаги» и книге  А. Белого «Серебряный голубь».

                                        

                                           Реферат

          По дисциплине «Культурология»

Руководитель          Разработал

Профессор      студент гр.   Д-113

______ Быстрова А.Н.    ______ Черных Л. А.

(подпись)        (подпись)

___________ ____________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

                                                

                                                                                                                                                                              

                                          

                                           Новосибирск -   2012

                                                    План

Введение……………………………………………………………………3

1. Обретение ценностей по роману А. Белого «Серебряный голубь»…4

2. Переоценка ценностей. «Луна и грош» С. Моэма……………………6

3. Проблема ценностей в романе Н. Думбадзе «Белые флаги»………..9

Заключение………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………….12

Введение

Темой данного реферата является проблема обретения и переоценки ценностей по материалу художественных произведений различных авторов, создавших свои произведения в разных станах в разные эпохи. Это повесть Андрея Белого «Серебряный голубь», роман Сомерсета Моэма «Луна и грош» и роман Нодара Думбадзе «Белые флаги».  

«Ценность – термин, широко используемый в философской, социологической и культурологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности». (Откуда цитата?) Именно человек наделяет тот или иной предмет, то или иное явление ценностью. Человеческая природа – оценивать и определенным образом ранжировать все предметы природного, социального и духовного мира. Результатом такой оценки выступает ценность. Поэтому актуальность проблемы ценностей несомненна.

Цель данной работы рассмотреть процесс обретения и переоценки ценностей на материале произведений художественной литературы. Однако при подготовке реферата необходимо было изучить теоретические основы культурологического подхода к проблеме ценностей. Задачами реферата являются:

- трудности обретения ценностей по повести А. Белого «Серебряный голубь»;

- трагедия переоценки ценностей;

- переоценка ценностей и значение среды при этой переоценки по роману Н. Думбадзе «Белые флаги».

Использовались тексты художественных произведений по изданиям, указанным в списке литературы и электронной публикации («Белые флаги»).

                                                                                                                                                            

1. Обретение ценностей в романе А. Белого «Серебряный голубь».

Повесть Андрея Белого «Серебряный голубь» впервые опубликована в 1910 г., хотя задумана она была в годы первой русской революции 1905 – 1907 гг., в годы,  когда вся Россия осуществляла мучительный поиск новых ценностей, а старые ценности оказались во многом разрушенными, а во многом несостоятельными в глазах интеллигенции. К этому слою людей принадлежит и главный герой повести Петр Петрович Дарьяльский. «Дарьяльский сызмальства прослыл чудаком, но, говорят, прошел ученое заведение, где десяток мудрейших особ из года в год невесть на каких языкахневесть на каких языках непреличнейшего свойства стишки вместо наук разбирать изволят. И охотник же был Дарьяльский до такого рода стишков и сам в этом преуспевал; писал обо всем: и о белолилейной пяте, и о мирре уст, о полиелее ноздрей»1.   Эта характеристика автора показывает, что герой – натура творческая, но отвлеченная от реальной жизни. С детства приохотившийся к чтению, сбегавший из дома вместо гимназии в музеи и библиотеки, где просиживал над книгами целыми днями, изучавший фолианты Я. Беме,  И. Экхарта, Э. Сведенборга, К. Маркса, Ф. Лассаля и О. Конта, томимый неясными желаниями, приобщившийся к новому искусству, но ,судя по всему, не нашедший удовлетворения, Дарьяльский в поисках ответов на мучившие его вопросы о тайнах и смысле бытия уходит в народ.

Место действия повести – не столичный город, а русская полусельская провинция, а герои – не представители высшего света, а народ - люди, живущие своим трудом. Именно поэтому здесь и оказался Петр Петрович. Он уверял сам себя, что в селе Гуголеве он гостил из-за Кати, его возлюбленной, но Катя была девица его круга. И, уже на первых страницах повести,  внимание Дарьяльского привлекает рябая синеглазая баба – Матрена. Так как А.Белый – символист, то это противопоставление Кати и Матрены следует читать как противопоставление привычной герою культуры и его стремления к познанию новой. «Еще он думал вчера – тайна его раскрывается в Кате, в её любви, её поцелуях; новый она его путь и столб нерушимый истиной жизни. Но почему это время вчера – время уже невозвратное: оттого, что тайный взгляд рябой бабы исполнил неистовством его душу…»2.

Этот конфликт старых ценностей героя и новых необретенных еще ценностей – центр повествования. Дарьяльский пытается обрести истинную веру и приобщение к Богу в секте голубей. В стремлении приобщиться к духовной народной стихии он радостно откликается на призыв сектантского братства, с открытым сердцем идет к ним в надежде очиститься от городской скверны, покидает невесту Катю ради синеглазой Матрены и не подозревает при этом, что он оказывается игрушкой в руках сектантов, для которых он всего лишь лодырь из господ, понадобившийся им как подходящий объект для их эксперимента. В этом заключается изначальная ошибка Дарьяльского: совершенно не зная народа, он идет к истине Бога, ведомый только желанием, и при этом принимает желаемое за действительное.

Обретение новых ценностей – гигантская работа духа. В главе «Кто же Дарьяльский» Белый так описывает эту работу: «…в нем жестокая совершалась борьба излишней оглядки слабосилия с предвкушением еше не найденной жизни поведения, совершалась борьба ветхого звериного образа с новой подобной звериной, уже  нечеловеческой; и он знал, что, раз вступив на этой борьбы стезю, ему не идти обратно, что стало быть в этой борьбе за будущий лик жизни ему позволено всё и нет ничего, никого, никогда…»3

Секта голубей готовила Дарьяльского на роль Бога – отца от которого у Матрёны должен был родиться новый сын божий, но когда эксперимент не удаётся, то Петр Петрович становиться ненужным сектантам и его убивают. Случайна ли смерть Дарьяльского? Не сумев принять новые ценности, герой должен был умереть.

  1.  Переоценка ценностей. «Луна и грош» С. Моэма

Наиболее известным романом о переоценке ценностей, настолько кардинальной, что человек круто меняет свой образ жизни и саму жизнь, полностью отдаётся творчеству, полностью раскрывает свой талант и становится гением – это роман английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма «Луна и грош». В центре повествования – Чарльз Стрикленд – гениальный художник, который довольно поздно обратился к живописи и умер на о.Таити от проказы.

У Моэма конфликт романа строится на столкновении двух ценностных систем – общепринятых ценностей буржуазного мира и ценностей творческой личности. Первую систему олицетворяет в романе миссис Стрикленд, вторую - её муж Чарльз Стрикленд, человек, который жил до сорока лет в первой системе ценностей, был биржевым маклером без особого успеха и без проигрышей играл на бирже, обеспечивал жену и двух детей. Миссис Стрикленд давала обеды для представителей лондонской богемы, чем поддерживала свой высокий статус в обществе. Стрикленд не принимал, но и не порицал этого пристрастия жены. И вдруг, в жизни Стрикленда всё меняется. Он оставляет обеспеченную и скучную жизнь ради неудовлетворенной жажды творчества. Мы не знаем его переживаний по этому поводу, его мотивов переоценки. Всё это для рассказчика, да и для всего лондонского общества происходит внезапно, как гром среди ясного неба. Переоценка ценностей здесь вспышка, озарение. Поэтому мир миссис Стрикленд фантазирует со своих снобистских позиций по этому поводу. Все сходятся на том, что виновата другая женщина.

Мы же выясняем, что Стрикленд уехал в Париж с сотней фунтов, т.е. практически без средств к существованию, и писал там картины, даже не пытаясь их продать. Ему были безразличны комфорт, женщины, положение – всё то, что составляло предмет стремлений обитателей его прежнего мира. Он пока не достиг совершенства, но постоянно к нему стремился. Не случайно автор очень долго не видел его картин. И еще, в ценности Стрикленда не входила такая ценность, как потребность в оценке других, ему было совершенно безразлично, что думают о нем, о его поступках, о его картинах. Более того, он терял интерес к своим картинам, как только работа над ними заканчивалась. Гению, важен сам процесс творчества, а не его результат.

Приведем рассуждения автора о том, что ценности общепринятой системы переоцениваются со временем. Речь здесь идет не о материальных ценностях, а о ценностях духовных: «Младшее  поколение, неугомонное и сознающее свою силу, уже не стучится в двери - оно ворвалось и уселось на наши места. Воздух сотрясается от их крика. Старцы  подражают повадкам молодежи и силятся уверить себя, что их время еще не прошло.  Они шумят заодно с юнцами, но из их ртов вырывается не  воинственный  клич,  а жалобный писк; они похожи на старых распутниц, с  помощью  румян  и  пудры старающихся вернуть себе былую юность. Более мудрые с достоинством  идут своей  дорогой.  В  их сдержанной улыбке проглядывает снисходительная насмешка. Они помнят, что в свое время так же шумно и презрительно вытесняли предшествующее, уже усталое поколение, и предвидят, что нынешним бойким факельщикам вскоре тоже придется уступить свое место…Бывает, что человек зажился и из времени, в  котором  ему  принадлежало определенное место, попал в чужое время, - тогда это одна  из  забавнейших сцен в человеческой комедии.»3.

Ценность творчества – это высшая ценность, тот кто одержим этой ценностью уже не признает никакой другой ценности. Стрикленд в романе стоит над всеми людьми и обстоятельствами. Он, подобно богу, не жалеет той глины из которой создаёт свой мир и не обращает внимания ни на какие трудности и лишения. И в этом он жесток и безжалостен. Люди для него такой же мусор как и осенние листья. Он нарушает все законы человеческой порядочности в отношении своего благодетеля – плохого художника Струве, он губит влюбленную в него Бланш. Люди нужны ему только как модели его картин. Стрикленд плохой человек, но он гениальный художник.

В завершающих главах романа Моэм показывает нам Стрикленда на вершине его мастерства, на о.Таити и в самый драматический период его  жизни – в то время когда он заболел неизлечимой болезнью – проказой. Он уже близок к своей цели – создать «свой мир» и он создаёт его, расписывая стены деревянной хижины. После этого он умирает. «Работая в тиши,  зная,  что  это  последняя возможность, он, верно, сказал все, что думал о жизни, все, что разгадал в ней. И, кто знает, может быть, в этом  он  все-таки  обрел  умиротворение.

Демон, владевший им, был наконец изгнан, и вместе  с  завершением  работы, изнурительной подготовкой к которой была вся его жизнь, покой снизошел  на его исстрадавшуюся, мятежную душу. Он был готов  к  смерти,  ибо  выполнил свое предназначение»3.

Стрикленд ослеп, но он  часами  сидел  в  этих  двух  расписанных  им комнатушках, незрячими глазами смотрел на свои  творения  и  видел,  может быть, больше, чем прежде, больше, чем за всю свою жизнь. После смерти Стрикленда его полинезийская жена Ата собственноручно сожгла хижину вместе с росписью. Бог, создавший новый мир умер и он не хотел оставлять это совершенство для других. «Его жизнь была завершена. Он сотворил мир  и  увидел,  что  он  прекрасен. Затем из гордости и высокомерия он уничтожил его»3.

3Моэм У.С. Луна и грош. Роман //У.С. Моэм. Собрание сочинений. Т.2. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 181

 Проблема ценностей в романе Н. Думбадзе «Белые флаги»

В романе «Белые флаги» грузинского советского писателя Нодара Думбадзе показана классическая ситуация переоценки ценностей. Главный герой романа Заза Накашидзе попадает в камеру предварительного заключения Тбилисской тюрьмы по обвинению в убийстве, которого он не совершал. Герой и его сокамерники лишены одной йз главных ценностей человека – свободы и многого, что было необходимо в повседневной жизни. Остаются только неотъемлемые ценности – жизнь, родина, человеческое достоинство и честь.

Сокамерники Накашидзе оказываются в такой же ситуации. В камере все на равном положении, кроме воров, ибо «тюрьма для вора», неоднократно повторяет Думбадзе. Таких, кто попал в «свой дом» в камере двое - налетчик Дедвариани и убийца Гулоян. Остальные семеро на одинаковом положении.

В изоляции у человека уходит внешнее, обостряется внутренний мир и личные переживания. Именно эта ситуация и определяет кто чего стоит и что действительно ценно, а что является ценностью мнимой. Но и эти бытовые ценности, необязательные, которых не замечает человек в обычной жизни приобретают здесь особый смысл. Например, человек, которого сокамерник Накашижзе – Шошуа наблюдает из окна камеры «неправильно» пьет пиво, сдувая пену. Это вызывает искреннее возмущение всех заключенных, которые лишены этого удовольствия. А какими желанными являются домашние котлеты, полученные с посылкой из дома. Их поедание превращается в настоящий ритуал. Ежедневно в камере ждут появления фельдшерицы Нуну, которые заключенные ждут как восхода солнца. «И не догадывалась Нуну, что для нас - жаждавших тепла, радости и женской ласки мужчин - она была многолика, как индийский бог Шива. Одни видели в ней сестру, другие - дочь, третьи - друга, иные - просто женщину, красивую, будоражащую кровь женщину. Это трудно представить себе, но это было так... И поэтому каждый из нас избегал открытого проявления своих чувств к Нуну. Поэтому всякий раз после ухода Нуну в камере воцарялась могильная тишина»4. Не случайно, когда Нуну оказалась ненадолго запетой в камере, уголовник Дедвариани ставит её на табурет, как на мраморный пьедестал и вдохновенно читает ей стихи, как богине.

Солнце – это та ценность, которую нельзя было отобрать и в романе солнце является действующим лицом. Оно заглядывает в окно камеры ненадолго, но Заза просит: «Возьми меня, солнце» вместе с солнечным лучом он совершает воображаемую прогулку по улицам Тбилиси.

Еще одна высшая ценность – мать. Заза видет во сне свою мать, себя в качестве министра внутренних дел, разрешающего свидание своей матери. И произошло первое чудо. Мать в нарушение всех правил добивается свидания с сыном.

Наконец, еще одна ценность – это справедливость. Не та, проаисанная в уголовном кодексе, а справедливость общечеловеческая. Нельзя держать в тюрьме невиновного, нельзя насиловать женщину. Именно за это заключенные жестоко избивают своего сокамерника. Ценность человеческой жизни не так высоко ценится здесь, как справедливость. Однако, Исидор, пожилой человек, которого зять довел до того, что тот выстелил из ружья, незаряженного накануне и убил собственного зятя-подонка, сводит счеты с жизнью после процесса – игры, который устроили сокамерники, когда Лимон даёт ему осознать, что любое убийство – это убийство.

Наконец, сам Думбадзе, устами Исидора, формулирует в своем романе основные ценности. «Огромный белый флаг - это символ всеобщего мира, любви и добра должен развеваться на вершине Джомолунгмы... Один огромный белый флаг!..»5

 

 

4 Думбадзе Н.В. Закон вечности. Белые флаги / Н.В. Думбадзе – М.: Советский писатель, 1980. – С. 221

5Там же. С. 303    

Заключение

Таким образом, прочитав необходимые произведения художественной литературы, мы можем сделать следующие выводы:

- ценность - это субъективно-объектная реальность.

- ценности неотъемлемая часть внутреннего мира человека и общества в целом;

Ценности в обществе составляют определенную систему. Свою систему ценностей имеют различные социальные слои и группы. Система ценностей не застывшее и раз и навсегда данное образование. И общество, и, тем более отдельный человек иногда сталкивается с необходимостью переоценки ценностей.

Переоценка ценностей – процесс болезненный и не всегда протекает гладко. За обретение новых ценностей человек может поплатиться жизнью, как Дарьяльский в «Серебряном голубе», может полностью выпасть из привычной среды, как Чарльз Стрикленд в «Луне и гроше».

Однако существует набор так называемых вечных (общечеловеческих) ценностей, без которых человек перестает быть человеком. Эти ценности составляют фундамент религиозных учений, фундамент обществ в целом. И утрата их личностью ставит эту личность вне общества. Творчество – важная вещь, но мне ближе формулировка Нодара Владимировича Думбадзе - всеобщий мир, любовь и добро.

Список использованной литературы

1. Белый А. Серебряный голубь. /А. Белый // Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1990.-  С. 377 - 644

2. Думбадзе Н.В. Закон вечности. Белые флаги. Романы / Н.В. Думбадзе – М.: Советский писатель, 1980. – 360 с.

3. Моэм У.С. Луна и грош. Роман //У.С. Моэм. Собрание сочинений. Т.2. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 7 – 189

 

1 Белый А. Серебряный голубь. /А. Белый // Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1990.- с. 381

2 Белый А. Серебряный голубь. /А. Белый // Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1990.- С. 404

3 Там же.- С. 461.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9107. ДЕРЖАВА І ПРАВО КИЇВСЬКОЇ РУСІ 166.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО КИЇВСЬКОЇ РУСІ Утворення, розвиток і занепад Київської Русі. Суспільний лад. Державний устрій. Характеристика права. 1. Утворення, розвиток і занепад Київської Русі У Літописі Руськомуo (який містить Повість време...
9108. ДЕРЖАВА І ПРАВО ГАЛИЦЬКО-ВОЛИНСЬКОГО КНЯЗІВСТВА 370 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО ГАЛИЦЬКО-ВОЛИНСЬКОГО КНЯЗІВСТВА (друга половина 11 - середина 14 ст.) Утворення, розвиток і занепад Галицько-Волинського князівства. Суспільний лад. Державний устрій. Характеристика права. 1. Утворення Га...
9109. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЕЛЬ У СКЛАДІ ВЕЛИКОГО КНЯЗІВСТВА ЛИТОВСЬКОГО ТА РЕЧІ ПОСПОЛИТОЇ 306.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЕЛЬ У СКЛАДІ ВЕЛИКОГО КНЯЗІВСТВА ЛИТОВСЬКОГО ТА РЕЧІ ПОСПОЛИТОЇ 1. Приєднання українських земель до Великого князівства Литовського і Речі Посполитої. 2. Виникнення українського козацтва. Запорізька Січ. 3. Суспільний ...
9110. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У ПЕРІОД НАРОДНО-ВИЗВОЛЬНОЇ ВІЙНИ 1648-1654 рр. 143 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У ПЕРІОД НАРОДНО-ВИЗВОЛЬНОЇ ВІЙНИ 1648-1654 рр. Антикріпосницький і національно-визвольний характер народної війни. Суспільний лад України у період народно-визвольної війни. Державний устрій України періоду...
9111. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У ПЕРІОД КОЗАЦЬКО-ГЕТЬМАНСЬКОЇ ДОБИ (СЕРЕДИНА 17 – КІНЕЦЬ 18 СТ.) 287 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У ПЕРІОД КОЗАЦЬКО-ГЕТЬМАНСЬКОЇ ДОБИ (СЕРЕДИНА 17 - КІНЕЦЬ 18 СТ.) 1. Перерозподіли території України між іноземними державами. 2. Суспільний лад Козацько-гетьманської держави. 3. Державний устрій Козацько-гетьманської де...
9112. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У СКЛАДІ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ 19 СТ. 135.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У СКЛАДІ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ 19 СТ. Криза і розпад феодально-кріпосницького ладу. Суспільний лад. Державний устрій. Характеристика права. Криза і розпад феодально-кріпосницького ...
9113. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У СКЛАДІ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ У ДРУГІЙ ПОЛОВИНІ 19 СТ 208.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У СКЛАДІ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ У ДРУГІЙ ПОЛОВИНІ 19 СТ. Скасування кріпосного права. Суспільний лад. Державний устрій. Характеристика права. 1. Скасування кріпосного права Правову основу селянської реформ...
9114. ДЕРЖАВА І ПРАВО ЗАХІДНОУКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЕЛЬ У СКЛАДІ АВСТРО-УГОРСЬКОЇ ІМПЕРІЇ (1772-1918 рр.) 261.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО ЗАХІДНОУКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЕЛЬ У СКЛАДІ АВСТРО-УГОРСЬКОЇ ІМПЕРІЇ (1772-1918 рр.) 1. Загарбання західноукраїнських земель Австрійською монархією і Угорським королівством і австро-угорська колоніальна політика. 2. Суспільний ладзахідн...
9115. ДЕРЖАВА І ПРАВО У ПЕРІОД ВІДРОДЖЕННЯ УКРАЇНСЬКОЇ ДЕРЖАВНОСТІ (1917-1920 рр.) 222.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО У ПЕРІОД ВІДРОДЖЕННЯ УКРАЇНСЬКОЇ ДЕРЖАВНОСТІ (1917-1920 рр.) 1. Лютнева революція 1917 р. у Росії. Розпад Російської імперії і встановлення влади Тимчасового уряду. 2. Утворення Української Центральної Ради. Державний устрій і право ...