99274

Фундаментальные принципы научного мышления. Ценность науки

Реферат

Логика и философия

Раскрыть основные философские принципы, лежащие в основании науки; указать взаимоотношения между разнообразными областями знания и опыта; доказать ценность науки для развития общества. Взаимоотношения между различными областями знаний и опыта...

Русский

2016-08-10

70.5 KB

0 чел.

Содержание

[1]
1. Фундаментальные принципы научного мышления

[2]
3. Ценность науки

[3]
Заключение

[4] Список литературы


Введение

Во времена СССР государство сделало много для того, чтобы развить науку и образование. Делалось это не только для того, чтобы наука помогала развитию экономики, но прежде всего для того, чтобы повысить грамотность населения, чтобы мировоззрение человека было основано на научных представлениях, а не на верованиях и предрассудках. Потому как это является определяющим условием эффективного развития общества.

К сожалению, в современной России наука находится в упадке, а потому она не может серьезным образом влиять на мировоззрение людей. В обществе процветают всевозможные шарлатаны, новоявленные мессии, религиозные экстремисты. Россия находится в духовном кризисе, и только развитие науки может помочь выйти из него. А потому изучение теоретических основ развития научного знания представляется чрезвычайно актуальным.

При написании данной работы мной были исследованы книги таких ученых как П.В. Копнин, Дж. Бернал. Выбор этих книг обусловлен тем, что в них авторы непосредственно рассматривают вопросы философии науки. Однако основой для написания реферата, явилась книга замечательного французского математика, физика и философа А. Пуанкаре. Он достаточно подробно рассмотрел различные проблемные аспекты из сферы философии науки (вопросы построения гипотезы, методологические проблемы и т.д.) в цикле произведений, объединенных общим названием «О науке».

Цель данной работы – показать роль науки в формировании мировоззрения человека.

Задачи:

- раскрыть основные философские принципы, лежащие в основании науки;

- указать взаимоотношения между разнообразными областями знания и опыта;

- доказать ценность науки для развития общества.


1. Фундаментальные принципы научного мышления

Наука – это особый тип познавательной деятельности, направленной на разработку объективных, системно организованных знаний об окружающем мире. Она взаимодействует с другими типами познавательной деятельности: обыденным, религиозным, мифологическим, художественным, философским постижением мира ([3], стр. 457).

Накопление знаний об окружающем мире начало происходить уже с возникновения человечества. С развитием письменности, в городах древних цивилизаций накапливались (аккумулировались) и осмысливались практические знания о человеке, природе и обществе, появлялись зачатки геометрии, логики, астрономии, математики, медицины. Древнегреческие ученые, для которых поиск истины становится основной деятельностью, так сказать, подготавливают все условия развития направления для современных ученых.

Наука в понимании современного человека начала развиваться с 16-17 вв. В ходе исторического развития влияние науки вышло за рамки развития техники и технологий. Наука превратилась в один из важнейших социальных, гуманитарных институтов, оказывающих значительное влияние на все области общества. Объём научной деятельности с 17 века удваивается каждые 10-15 лет (рост научной информации, открытий, количества научных работников).

Научное знание начинается со сбора и накопления данных. Накопление знаний осуществляется при помощи различных методов. Ученые разных отраслей науки пользуются разными методами, хотя существуют и универсальные для всех отраслей науки.

В работе «Наука и метод» ([4], стр. 369-525) А. Пуанкаре собрал разные этюды, непосредственно относящиеся к проблемам научной методологии. Научный метод с его точки зрения заключается в экспериментировании и наблюдении. В этом с ним согласен Дж. Бернал: «Методы, используемые учеными-практиками, развиваются из разделения методов, используемых в повседневной жизни, в частности в ручных ремеслах. Вначале вы взглянете на работу, а затем испробуете что-нибудь и увидите, будет ли это действовать. Если говорить на более ученом языке, мы начинаем с наблюдений и сопровождаем их опытом…» ([1], стр. 22).

С моей точки зрения, вопросы метода и методологии в науке являются важнейшими, так как от появления новых методов и подходов к изучаемому объекту зависит получение нового знания.

Следующим этапом достижения научного знания является выдвижение гипотезы. Проблему построения гипотезы А. Пуанкаре поднял в книге «Наука и гипотеза».

Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – форма научного знания, обеспечивающая продвижение к новому знанию. Гипотеза выводит за рамки имеющегося знания и способствует реализации новой идеи ([3], стр. 170).

Научные истины выводятся из небольшого числа предложений при помощи цепи рассуждений: данные истины присущи не только человеку, но и всей природе. Они ставят границы свободы творца и позволяют ему сделать выбор между небольшим количеством немногочисленных решений. Тогда небольшого количества опытов хватит, чтобы раскрыть, что за выбор им сделан. Из любого опыта с помощью метода дедукции можно сделать множество следствий, и каждое из них позволит познать какой-либо уголок Вселенной.

В этом виде понятие научной достоверности представляется школьникам или студентам, получающим первые знания по физике. Так школьники и студенты понимают роль математики и опыта. Точно так же понимало ее в XVIII веке и большинство ученых, мечтавших построить мир, беря из опыта минимум материала. Но, задумавшись, подметило, что математику, а экспериментатору тем более, невозможно обойтись без гипотезы. И тогда появился вопрос, прочны ли все данные построения, и появилась мысль, что при маленьком дуновении они должны рухнуть. Быть скептиком такого рода, это значит быть поверхностным. Верить всему или сомневаться во всем – оба решения, удобные одинаково; и то и другое позволяет нам не размышлять.

Таким образом, вместо того чтобы выносить приговор, ученые строят гипотезы; можно сказать, что они не только нужны, но и законны.

Пуанкаре говорит, что есть гипотезы различного рода: «одни нуждаются в проверке и, подтвержденные этой проверкой, становятся истинами; другие, не приводят к ошибкам и могут быть полезными, фиксируя мысль, также, существуют гипотезы, которые только кажутся гипотезами, но сводятся только к определениям» ([4], стр. 8).

Последние гипотезы встречаются чаще всего в математических науках. Отсюда и происходит точность данных наук. Эти условные гипотезы представляют продукт деятельности ума, который в математике не знает препятствий. Тут ум может утверждать, потому что он здесь предписывает; однако эти предписания налагаются на науку, потому что без них она была бы невозможна, эти предписания не налагаются на природу. Но произвольны ли данные предписания? Нет, так как они стали бы безрезультатны. Опыт дает ученому свободный выбор, однако при этом он руководит ученым, помогая ему выбрать путь, более всего удобный. Эти предписания, следовательно, подобны предписаниям мудрого правителя, который советуется со своими советниками.

Ученые были поражены характером данных утверждений, выступающих в некоторых основных началах наук. Эти ученые предались обобщению всего и вся, к тому же забыв, что свобода – это не произвол. Поэтому, они пришли к так называемому номинализму, и перед ними появился вопрос, не заблуждается ли ученый в своих определениях и не является ли мир, который он хочет открыть, просто созданием его желания. При этих условиях наука являлась бы достоверной, но была бы лишена значения.

П.В. Копнин, так же как и А. Пуанкаре, придает большое значение роли гипотезы в развитии теории науки: «Необходимым путем к достоверной теории является гипотеза. Без гипотез не обходится исследование ни в одной области науки» ([2], стр. 229).

Я соглашусь с исследователями данной проблемы. Гипотеза чрезвычайно важна в научных исследованиях. Без выдвижения гипотез, пусть даже зачастую неправильных, не возможно получение новых знаний.

Выдвижение гипотезы, таким образом, еще не означает получения нового научного знания. Гипотезу нужно аргументировать и доказать. Существует много операций, лежащих в основе научной аргументации и доказательств гипотезы: индукция, дедукция, абдукция.

Индукция – это тип обобщения, который связан с предвидением результатов экспериментов и наблюдений на основе эмпирических данных. В индукции данные опыта приводят к общему, а потому индуктивные обобщения рассматриваются как эмпирические истины.

Дедукция – способ мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования.

Абдукция – познавательная процедура принятия гипотезы. Отбирая среди множества различных гипотез наиболее существенные, исследователи, тем самым, двигают науку вперед.

В работах по искусственному интеллекту распространена такая формализация абдукции: Пусть D - множество наблюдаемых фактов. Т - заданная теория. Я - бесконечное множество гипотез. Тогда множество высказываний E будет называться абдуктивным объяснением D, если для него выполняются такие условия: (1) E содержится в Я, (2) из объединения Т и E выводится D, (3) Т и E- непротиворечивы. Таким образом, задача получения абдуктивного объяснения сводится к нахождению E.


2. Взаимоотношения между различными областями знаний и опыта

Цель науки – объяснение окружающего мира.

Объяснение – это функция познания, которая реализуется через процедуру экспликации сущности одного явления, через другое, имеющее статус достоверного. Отрасли наук пользуются достоверными знаниями других отраслей для получения своего нового знания. Таким образом, современное развитие науки идет по пути взаимодействия между различными областями знаний и опыта.

Современный этап развития науки характеризуется двумя фундаментальными процессами: математизацией науки и тесным взаимодействием разных отраслей науки. Это является залогом дальнейшего научно-технического прогресса. Математизация науки, охватывающая сегодня фактически все формы научного познания мира – явление положительное, способствующее развитию всех отраслей науки и каждой отрасли науки в отдельности. К примеру, в области исторического знания сегодня широко применяются методы математического моделирования и статистики. При помощи данных методов уточняются датировки различных событий, выясняется численность армий, населения стран и т.д.

Научное знание непрерывно взаимодействует и с практической деятельностью людей.

По словам Дж. Бернала: «Все возрастающая роль науки в экономике высокоразвитых индустриальных стран сочетается, ни в коей мере не случайно, со все большим углублением и расширением понимания явлений природы, что характеризуется такими выдающимися открытиями, как открытие строения атома и химических процессов, происходящих в живых организмах. Это само по себе предъявило большие требования научным теориям и имело своим результатом быстрое возникновение совершенно новых теорий, таких, как теория относительности и квантовая механика.

В то же время и благодаря тем же самым факторам происходят быстрые преобразования в области экономики и политики… с совершенно другим отношением к взаимосвязям между наукой и обществом на практике. Это неизбежно оказывает глубокое влияние на научную теорию...» ([1], стр. 34).

До недавнего времени основным видом взаимоотношения науки и практики было внедрение уже полученных результатов научного знания народное хозяйство. В данном случае весь цикл – от теоретической идеи до ее воплощения на практике оказывается однонаправленным. В результате иногда внедряется совсем не то, что нужно потребителю, а то, что выгоднее для тех, кто создает технику.

Это затрудняет оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. В ходе реализации идеи на практике начинают выявляться нежелательные эффекты. Они тем больше, чем одностороннее решается комплексная проблема. Ликвидация подобных эффектов отвлекает большую часть научного потенциала.

Сегодня мы можем не знать точно, какими будут в каждом случае нежелательные последствия реализации новых научно-технических достижений на практике. Однако уже имеется определенный опыт для того, чтобы предвидеть саму возможность их возникновения и быть готовыми к их ликвидации. Ясно, что для этого необходимо опираться на данные всего комплекса наук. Особая роль принадлежит здесь наукам общественным, призванным оценивать результаты и тенденции научно-технического прогресса с точки зрения интересов развития общества и личности.


3.
Ценность науки

Таким образом, важнейшей проблемой современности является проблема истины и ценности науки для общества и личности.

Поиск истины должен быть целью деятельности ученого. Это – одна единственная цель, что достойна научной деятельности. Но, сначала ученый должен постараться избавить человечество от всех страданий и бед. Тут возникает вопрос – зачем? Отсутствие страданий – отрицательный идеал, который был бы достигнут вместе с уничтожением мира. Если ученый хочет избавить человечество от материальных забот, это затем, чтобы оно могло употребить эту свободу от материальных забот на исследование истины.

Но истина иногда пугает ученого. Он знает, что она иногда обманчива. Ученый также знает, как истина бывает жестока, и он спрашивает себя, не является ли иллюзия более утешительной и более надежной. Потому что она дает ему уверенность. Если бы пропала иллюзия, осталась ли бы у ученого надежда, и хватило ли бы у него храбрости действовать?

Так, по мнению А. Пуанкаре, «лошадь на выездке, скорее всегда, откажется двигаться вперед, если ей предварительно не завяжут глаза. Потому – чтобы искать истину, надо быть независимым. Напротив, если ученый хочет действовать, если хочет быть сильным, то бывает необходимо объединяться. Вот поэтому ученые пугаются истины; они видят в истине причину слабости; но все же не надо пугаться истины, ибо только она прекрасна» ([4], стр. 199).

Если мы говорим об истине, то мы, прежде всего, говорим об истине научной; но вместе с тем мы говорим и об истине моральной, по отношению к которой справедливость, это только один вид истины из нескольких. Кажется, что можно злоупотребить словами и под одним названием соединить две вещи, не имеющие общего; что истина научная, которая доказывается опытным путем, не может сближаться с моральной истиной, которая чувствуется.

Тем не менее, нельзя отделять их, и те, кто любит одну, не могут не любить другую истину.

Если человек не должен бояться истины моральной, то тем более не надо страшиться научной истины. Прежде всего, эта истина не может враждовать с моралью. У науки и морали собственные сферы, которые связаны друг с другом, но они не проникают друг в друга. Моральная истина показывает, какую цель необходимо преследовать; научная истина открывает средства к достижению ее. Поэтому, они никогда не могут противоречить друг другу, так как не могут сталкиваться.

Таким образом, ценность науки для общества, по мнению А. Пуанкаре, заключается в ее моральности. Наука должна быть моральной и действовать исключительно в интересах человечества. Таким образом, взгляды А. Пуанкаре на данную проблему отличаются субъективизмом. В этом его критикует философ-марксист П.В. Копнин, говоря о том, что истина должна быть всегда объективной и не зависимой от морали и других форм чувственного познания: «истина является продуктом деятельности человека и человечества, но это нисколько не исключает того, что цель деятельности – достижение такого знания, содержание которого не зависит от человека и человечества» ([2], стр. 138).

Я считаю, что истина должна быть объективной, или, по крайней мере, ученый должен всегда стремиться к объективности в своих исследованиях. Наука должна формировать мировоззрение людей, а не наоборот. Иначе она будет субъективной и истины никогда не достигнет.


Заключение

В заключение следует подвести итоги.

Одной из задач, поставленных мной в данной работе, было раскрытие основных философских принципов, лежащих в основании науки.

Наука - это особый тип познавательной деятельности, направленной на разработку объективных, системно организованных знаний об окружающем мире. Научное знание начинается со сбора и накопления данных. Аккумулировать знания можно при помощи различных методов. Разные ученые разных отраслей науки пользуются разными методами. Но есть универсальные для всех наук методы.

Следующим этапом достижения научного знания является выдвижение гипотезы. Гипотеза - форма научного знания, обеспечивающая продвижение к новому знанию. Выдвижение гипотезы еще не означает получения нового научного знания. Гипотезу нужно аргументировать и доказать. Существует много операций, лежащих в основе научной аргументации и доказательств гипотезы: индукция, дедукция, абдукция.

Другой задачей работы было рассмотрение взаимоотношений между разнообразными областями знания и опыта. Современный этап развития науки характеризуется двумя фундаментальными процессами: математизацией науки и тесным взаимодействием разных отраслей науки. Научное знание непрерывно взаимодействует и с практической деятельностью людей.

Третьей задачей данной работы было доказательство ценности науки для развития общества. Существуют различные точки зрения на роль науки в обществе. Я считаю, что наука должна формировать мировоззрение и мораль людей, а не наоборот. Иначе она будет субъективной и истины никогда не достигнет.

Таким образом, роль науки в формировании мировоззрения человека является определяющей. Это является решающим условием эффективного развития общества.

Список литературы

  1.  Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.: Издательство иностранной литературы, 1956.
  2.  Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М.: Мысль, 1974.
  3.  Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Проспект, 2006.
  4.  Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 1983.

13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38136. Концептуальні засади соціального і гуманітарного забезпечення та виховної роботи в Збройних Силах України 188 KB
  Актуальність вивчення даної теми полягає в тому, що знання командиром (начальником) концептуальних засад гуманітарного та соціального забезпечення, змісту і основних напрямків соціальної і гуманітарної політики, основ морально-психологічного забезпечення, на сучасному етапі розвитку ЗС України виступає важливою передумовою ефективного навчання та виховання особового складу в підрозділі (частині).
38137. Організація морально-психологічного забезпечення окремих видів бойової підготовки підрозділів 157 KB
  Оголосити тему заняття, її актуальність та звязок з іншими темами, мету та навчальні питання, які будуть розглянуті. Особливу увагу на занятті необхідно звернути на те, що існує обєктивна потреба в оволодінні всім офіцерським складом загальними поняттями про психологію спілкування у військовому колективі, а також розкрити сутність, функції та структура спілкування,