99282

Рыночное равновесие как парадигма неоклассической школы Асимметричность информации

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Место информации в современной экономике. Применение информации в экономической теории. Информационное общество. Информация как товар. Асимметричность информации. Рынок лимонов. Рынок труда. Рынок медицинского страхования 8 Кредитный рынок. Способы преодоления асимметрии информации...

Русский

2016-09-04

52.27 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История экономических учений»

на тему: «Экономические теории информации»

Выполнила:

студентка 166 группы 1 курса факультета мировой экономики и мировой политики

Степушина Дарья Дитриевна

Проверил:

                                                                                             профессор кафедры                       

                                                                               экономической методологии и        истории НИУ ВШЭ, доктор экономических наук

Гловели Георгий Джемалович                                                                                

 

Москва

2013

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Рыночное равновесие как парадигма неоклассической школы 4

Глава 2. Место информации в современной экономике 5

Применение информации в экономической теории 5

Информационное общество 6

Информация как товар 6

Глава 3. Асимметричность информации 7

«Рынок «лимонов» 7

Рынок труда 8

Рынок медицинского страхования 8

Кредитный рынок 9

Глава 4. Способы преодоления асимметрии информации 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

Список использованной литературы 12

Введение

Прошлое столетие по праву можно назвать поворотной точкой в развитии человека. Бурные социальные, политические и экономические потрясения, которыми была наполнена история на протяжении последних десятков лет, и стремительно развивающийся научно-технический прогресс полностью сломили уклад жизни, присущий девятнадцатому веку, коренным образом изменили сознание людей и их мировоззрение и, естественно, повлияли на создание нового общества с другими целями и средствами их достижения.

Необходимо заметить, что стихийные изменения, охватившие различные сферы общественной жизни, не обошли стороной и экономику. Бурное развитие производства, связанное сначала с внедрением электричества, а затем информационных технологий в производственный процесс, структурная реорганизация экономик разных стран в связи с переходом на новый уровень развития, интеграция все большего количества государств в единую систему мировой экономики (которая, соответственно, приводит к возрастанию взаимозависимости стран) и другие новшества переставали подчиняться законам господствующих тогда экономических теорий и требовали появления новой теоретической базы. Так, например, Великая Депрессия показала несостоятельность постулата саморегулирования рынка, который свойственен неоклассической школе, и послужила одним из стимулов к «кейнсианской революции», ознаменовавшей новую страницу в истории экономической мысли.

Кроме того, не стоит забывать еще об одной важной предпосылке неоклассического направления, которая как на протяжении прошлого столетия, так и на данный момент, была достаточной серьезным, если не опасным, заблуждением. Согласно ей на микроуровне экономический агент осуществляет экономическую деятельность в условиях полноты информации, причем его действия абсолютно рациональны. Однако очевидно, что такое поведение далеко от того, которое можно наблюдать в реальности, следовательно, существует вероятность, что подобное допущение ведет к ошибочности многих выводов и, соответственно, несостоятельности теории.

Затронутый вопрос особенно заинтересовал ученых-экономистов во второй половине двадцатого века, когда, с одной стороны, проблема неполноты информации становилась все более острой в силу ряда причин, а с другой - начали появляться пути ее разрешения (по мере развития информационных технологий). Вручение в 2001 году Нобелевской премии по экономике Джорджу Акерлофу, Майклу Спенсу и Джозефу Стиглицу за исследования в области данной проблематики еще раз продемонстрировало ее крайнюю актуальность для стабильного экономического развития и далеко идущие перспективы для изучения.

Глава 1. Рыночное равновесие как парадигма неоклассической школы

Согласно наиболее знаменитой за всю историю экономической мысли метафоре, которая известна не только в кругах людей, чья деятельность связана с экономикой, но и далеко за их пределами, каждый экономический агент «…имеет в виду лишь свой собственный интерес, и […] преследует лишь свою собственную выгоду […] он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения […] Преследуя свои собственные интересы, он часто (но не всегда!!!) более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».[6] Образ «невидимой руки», который упомянут в данной цитате «отцом экономики» Адамом Смитом, играет ключевую роль в экономической теории. Он является основополагающим для микроэкономики, приобретая новую форму на протяжении многих лет  изучения рыночных механизмов. И, хотя до сих пор ведутся активные споры по поводу того, какой именно смысл вкладывал в эту идею сам Смит (ввиду неопределенного контекста) [8], на данный момент большинство экономистов все же сходится на мнении, что указанный образ может быть интерпретирован следующим образом:

  1.  экономический агент в процессе осуществления своей деятельности стремится к максимизации прибыли (если это производитель) или извлечению максимальной полезности из приобретаемых товаров и услуг при ограниченном доходе (если это потребитель);
  2.  из подобного рационального поведения агента вытекает возможность существования эффективного рынка, способного к «очищению», то есть достижению равновесия, при котором не остается нераспроданных благ, а спрос на них полностью удовлетворяется (из этого можно сделать вывод о необходимости принципа государственного невмешательства).

Также к данным постулатам необходимо добавить предпосылку обладания агентом всей полнотой информации (которая наряду с рациональностью поведения положительно влияет на способность к саморегулированию рынка, и в настоящий момент вопрос о справедливости такой предпосылки стоит наиболее остро – именно он будет рассмотрен в данном реферате). Однако, даже на первый взгляд, становится достаточно очевидным тот факт, что подобное допущение может увести дальнейшее изучение предмета в сторону от реальности. Существование изложенной аксиомы в качестве парадигмы науки приводит к значительному упрощению даже наиболее сложных из моделей, построенных на основе перечисленных условий. Из этого вытекает вывод о том, что они могут быть попросту неэффективны, так как не объясняют происходящие процессы, что чревато уже гораздо более серьезными последствиями.

Не возникает сомнений, что факт несовершенства информации также был известен экономистам-неоклассикам. Но при развитии моделей конкурентного равновесия, основанного на указанных выше постулатах, они надеялись, что выявленные для эффективного рынка законы будут оставаться действенными и в условиях небольшой погрешности, при которых несовершенство информации достаточно мало и не может оказать сильного влияние на стройность теории. Сейчас мы можем наблюдать, что их надежды не оправдываются в большинстве случаев. Поэтому в последнее время предпринимается все более активные попытки уйти в сторону от старой парадигмы. Уже к настоящему времени были достигнуты существенные успехи в данном направлении, которые в будущем определенно будут иметь значительные результаты. [7]

Глава 2. Место информации в современной экономике

Но прежде чем углубиться в проблему неопределенности и, как следствие, рынков с информационной асимметрией, необходимо понять, какую роль в экономике играет информация.

Применение информации в экономической теории

Одним из первых ученых, пытавшихся найти применение информации в экономической теории, был Джейкоб Маршак. Как пишет Кеннет Эрроу в краткой биографии Маршака, последний, будучи профессором Чикагского университета, заинтересовался попытками некоторых экономистов прояснить понятие ликвидности, которые впоследствии привели к выводу о важности информации для экономического поведения. Ценность информации определялась теми преимуществами, которые она давала при оптимальном использовании. Дальнейшие исследования в данной области привели Маршака (работающего совместно со своим учеником Роем Раднером) к изучению «теории команд». «Командой» (или «группой») является организация, в которой все ее члены имеют одинаковые предпочтения и убеждения, но уровень их осведомленности различен. Маршак и Раднер изучали методы наиболее эффективного поведения «команды», учитывая перечисленные условия, однако, в силу значительного упрощения построенных моделей относительно действительности, конкретных решений, которые можно было бы использовать в действительности, найдено не было. [2]

Информационное общество

Помимо этого, следует отметить переход наиболее развитых стран мира к новой ступени развития – информационному обществу, в котором, очевидно, информация играет ключевую роль: она становится ценнейшим ресурсом и фактором производства. В этом контексте можно рассмотреть науку как синоним к слову «информация». Затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в развитых странах постоянно увеличиваются. Только в 2009 г. затраты на НИОКР в США достигли 2.9 % ВВП, что в абсолютном значении равно порядка 403 млрд. долл. (данная сумма, к примеру, почти в 33 раза превышает ВВП целого государства Афганистан за этот же период  - 12,4 млрд. долл.)2. Указанные данные наглядно демонстрируют, что даже в условиях кризиса приобретение новых знаний является актуальным, а инвестирования в науку играют серьезную роль в процессе экономического развития. Во-первых, НИОКР «позволяют быстро обновлять номенклатуру производимой продукции». [5, С. 152] Увеличивается не только количество созданных товаров и услуг, но и их качество – основное условия интенсивного роста. Во-вторых, научные исследования существенно сокращают издержки производства по ряду причин:

  1.  улучшение технологии производства,
  2.  сокращение срока «массового освоения изобретений» [5, С. 152]

Информация как товар

С другой стороны, информация одновременно является товаром, на который предъявляется спрос (так как самое рациональное поведение в условиях неопределенности -  попытаться ее уменьшить, то есть получить информацию). При этом товаром она является необычным и очень разностороннем, так как в качестве информации можно рассматривать научные разработки, различные статистические данные, положение на рынке, качество товаров, прогнозы о будущих ценах и других показателях, даже в определенной степени образование – одним словом, все знания, которые необходимы для успешной экономической деятельности. Однако, в любом случае, процесс приобретения этого «товара» – получение информации – является достаточно дорогостоящим и трудоемким, а в большей части случаев вовсе невозможным. Особенно это касается сведений о текущем положении рынка. Нехватка информации (или неопределенность) относительно состояния рынка или разный уровень ее обладания приводит к ситуации, получившей в научной литературе название «информационной асимметрии» после выхода в 1970 году статьи Джорджа Акерлофа «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм». Статья вызвала широкий резонанс и оказала колоссальное влияние на развитие данной области экономической науки, задав ей вектор в сторону отхода от старой парадигмы, которая более не оправдывала себя.

Глава 3. Асимметричность информации 

В определенный момент времени игнорировать указанную проблему, практически совсем не рассматриваемую неоклассиками, стало нельзя, поскольку предпосылка обладания полной информации уводила сконструированные модели вдаль от реальности, которая, в свою очередь, не подчинялась (или не всегда подчинялась) теории. Следовательно, необходимость приблизить науку к действительности становилась все острее. Попытки это осуществить предпринимались целым рядок ученых-экономистов, но среди них особо можно выделить Джорджа Акерлофа, Джозефа Стиглица и Майкла Спенса, получивших в 2001 году Нобелевскую премию, как уже было сказано во введении.

«Рынок «лимонов»

В указанной выше статье Джордж Акерлоф рассматривал так называемый рынок «лимонов» (или «подставок», что также встречается в русскоязычной литературе). «Лимонами» в Соединенных Штатах называются автомобили, продаваемые на вторичном рынке. Соответственно, прослеживается асимметричность информации: продавцы, пользовавшиеся автомобилями, знают все свойственные данным механизмам характеристики, в то время как покупателям, наоборот, практически ничего не известно о соотношении «цена-качество» приобретаемого товара. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что продавцы хороших машин и покупатели оказываются в крайне не выгодном положении по причине одинаковой цены и на хорошие автомобили, и на плохие: первые не могут продать качественные товары по их настоящей цене, а вторым не известно, какие машины являются «лимонами», поэтому они рискуют купить плохую машину. В результате происходит процесс, в некоторой степени аналогичный закону Грешама о вытеснении «хороших» денег «плохими». Однако аналогия в данном случае неполная: по причине одинаковой цены покупатель не знает, какие машины являются качественными, а какие – нет, а, согласно закону Грешама, «испорченность» монеты могут определить и продавец, и покупатель. В итоге Акерлоф приходит к выводу, что вероятен случай, когда «плохие автомобили вытесняют с рынка "не совсем плохие", "не совсем плохие" вытесняют машины среднего качества, которые вытесняют "не совсем хорошие", а те, в свою очередь, хорошие, так что рынок полностью прекратит свое существование.» [3, C. 93]

Наряду с рынком «лимонов», существуют другие примеры рынков, для которых характерна асимметричная информация. Среди них можно выделить следующие: рынок труда, рынок медицинского страхования, кредитный рынок (особенно в развивающихся странах) рынок ценных бумаг и другие.

Рынок труда

На рынке труда также достаточно очевидна асимметрия информации: работодатель знает о профессиональных характеристиках нанимающегося работника значительно меньше последнего, из-за чего возникают многие трудности. Проблема на рынке труда качественно очень близка только что рассмотренной на рынке «лимонов»: у «потребителя» (в данном случае у компании) возникают сложности в определении уровня профессиональной пригодности «продавца» своих способностей и знаний, хотя у фирмы, в отличие от покупателя подержанной машины, гораздо больше возможностей, чтобы обезопасить себя от «брака». Одним из таких методов является «поощрительная заработная плата» (efficiency wages), предложенная Джозефом Стиглицем. Суть данной теории заключается в том, что если фирма назначает уровень оплаты труда выше равновесного, то таким образом она привлекает более профессиональных работников. Кроме того, подобный денежный «бонус» положительно влияет на трудоспособность и производительность штата сотрудников, так как у них появляются дополнительные стимулы к добросовестной работе. [7] Похожая модель рассматривалась и Джорджем Акерлофом. В статье «Labor contracts as partial gift exchange» он сравнил надбавку заработной платы выше определенной общей нормы (то есть «очищающей» нормы оплаты труда) в обмен на лучшую работу сотрудников с обменом подарками (norm-gift-exchange model): компания «дарит» своим служащим излишек средств существования, поучая «в подарок» более высокую производительность и верность фирме.

Хотя, в целом, прогноз существования рынка рабочих мест в силу ряда вполне естественных причин далеко не так пессимистичен, на нем тоже возникают сбои. Одним из них можно назвать сложность поиска рабочего места у представителей национальных меньшинств, поскольку «национальная принадлежность может служить достаточно надежным статистическим показателем социального происхождения кандидата, качества его образовательной подготовки и его способностей как работника». [3, С. 97] Из этого следует, что даже человек с неординарными природными задатками будет испытывать трудности с трудоустройством, подвергаясь национальной дискриминации. Особенно его положение ухудшается, если он не обладает должным образованием (то есть никакое образовательное учреждение, имеющее хорошую репутацию, не подтвердило его знания соответствующим сертификатом).

Рынок медицинского страхования

Асимметрия информации свойственна еще одному рынку, а именно медицинского страхования. Возникает проблема, в точности повторяющая предыдущие: страховая компания знает о здоровье клиента меньше, чем он сам, поэтому ей сложнее оценить степень риска заболеваний, возможных у страхователя. С этим связана сложность получения страховки у людей старше 65 лет. Поскольку с увеличением возраста желающего застраховаться значительно увеличиваются страховые взносы, платить их посчитают разумным только те, кто уверен в необходимости страхования – имеющие проблемы со здоровьем. Это ведет к тому, что «страховые компании чрезвычайно неохотно предоставляют медицинскую страховку лицам старшего возраста» [3, С. 96], поэтому вступает в силу «неблагоприятный» («негативный» или «регрессивный» - названия в русскоязычной литературе могут меняться) отбор: тот самый процесс, который Акерлоф сопоставил с законом Грешама. [3]

Кредитный рынок

Последний рынок, который хотелось бы рассмотреть – это кредитный рынок. Ситуация опять-таки повторяется: кредитор может быть не полностью осведомлен о финансовом положении заемщика, что является еще одним примером асимметричной информации. Но если в развитых странах вопрос стоит не так остро, то в более отсталых государствах данная проблема является в высшей степени серьезной. Как отмечает Джордж Акерлоф, «в Индии высокая норма процента была главным фактором разорения крестьян» [3, С. 101], так как в особенности высокие процентные ставки, называемые Акерлофом «грабительскими», в деревнях достигали 25, а иногда 50 процентов (к примеру, в штате Мадрас на зерновые ссуды), хотя базовые ставки банков равнялись от 6 до 10 процентов. Акерлоф объясняет данный парадокс тем, что «ссуда предоставляется только если кредитор (1) имеет возможность принудить заемщика исполнить условия договора или (2) знаком с заемщиком лично. Любой посредник, который попытался бы заняться арбитражными операциями, играя на разнице между процентными ставками ростовщиков и центрального банка, неизбежно стал бы притягательной мишенью для "лимонов" и потерпел убытки». [3, С. 102]

Глава 4. Способы преодоления асимметрии информации

Трудности, возникающие в связи с асимметричной информации, как было сказано ранее, могут серьезно повлиять, как и на поведение конкретного экономического агента, так и на экономику в целом. Поэтому возникает очевидная необходимость решения данной проблемы, хотя, без сомнений, поставленная задача является трудновыполнимой и, в силу определенных причин, недостижимой. Однако некоторые шаги все же могут быть предприняты в данном направлении.

Главный путь преодоления информационной асимметричности – установление доверия между двумя условными группами экономических отношений: «потребителями», которые испытывают недостаток информации, и «продавцами», которые, в свою очередь, ей обладают. В задачу последних входит передать «сигнал» о качестве своей «продукции» (под которой можно понимать различные категории: товары и услуги, уровень профессиональной квалификации, возможность заплатить по кредиту и т.д.). Для товаров и услуг таким сигналом может быть гарантия или фирменный знак, подтверждающий качество товара. При наличии гарантийного талона ответственность и издержки за недоброкачественный продукт возлагаются на продавца, таким образом, потребитель имеет возможность оградить себя от плохой продукции. Фирменный знак также является некоторой гарантией качества, позволяющий избежать «лимонов». [3]

Кроме того, достаточно эффективной может быть проверка экзаменом. Аттестат об образовании является в своем роде фирменным знаком, показывающем уровень профессиональной пригодности и дающим представления о квалификации соискателя рабочего места. Проверка финансового состояния позволяет определить, готов ли заемщик вернуть взятую ссуду и проценты. Медицинское обследование может послужить довольно точным критерием при определении уровня здоровья страхователя, которое нужно знать страховщику. Уместно заметить, что у страховых компаний имеется достаточно богатый набор методов для выявления наиболее здоровых клиентов: включение в полис свободный вход клуб здоровья («моя мало не понимай»), размещение на высоком этаже в здании без лифта, куда могут подняться только здоровые люди, и т.д. [7] 

Все перечисленные способы в различных модификациях могут быть достаточно действенными и показывают ощутимые результаты. Более того, добросовестные «продавцы» всегда заинтересованы в передаче информации о качестве товара, в какой-то степени облегчая поиск «потребителя». В свою очередь, вторые имеют возможность провести отбор с помощью проверки, таким образом, получая необходимую информацию. Стоит признать, что данные процессы существенно помогают преодолеть информационную асимметрию.

Заключение

Однако, несмотря на заметный прогресс в изучении теории информации, еще рано говорить о каких-либо ощутимых результатах в этой области. Поскольку, как было сказано ранее, информация – категория крайне необычная и сложная, при ее анализе неизбежно возникают непреодолимые(??) трудности в построении теорий и моделей, которые призваны объяснить экономические процессы. Однако свойственное неоклассическому подходу пренебрежение ее влиянием на экономику и характерными чертами, особенно в условиях информационного общества, может быть опасно и непростительно. Как показывают исследования, «даже малые количества информационных несовершенств могут изменить результаты стандартного анализа, касающиеся существования и природы равновесия» [7, С. 387], что приводит к неустойчивости модели конкурентного равновесия и, как следствие, всей современной экономической теории.

Список использованной литературы

  1.  Akerlof, G.A. Labor Contracts as Partial Gift Exchange // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 97. №4 (Nov., 1982). P. 543-569.
  2.  Jacob Marschak, A Biographical Memoir by Kenneth J. Arrow [Электронный ресурс] // NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES: [сайт]. URL: http://www.nasonline.org/publications/biographical-memoirs/memoir-pdfs/marschak-jacob.pdf (дата обращения 03.05.2013).
  3.  Акерлоф, Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. вып. 5. 1994.
  4.  Гловели, Г.Д. История экономических учений. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2012. – 742 с.
  5.  Кудров, В.М. Мировая экономика: учебник. – М.: Юстицинформ, 2009. – 512 с.
  6.  Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [электронный ресурс] // Библиотека Гумер [сайт]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/04.php (дата обращения 02.05.2013).
  7.  Стиглиц, Дж. Информация и смена парадигмы в экономической науке // Политикам об экономике. Лекции нобелевских лауреатов по экономике / Вступительная статья, общ. ред. Г.Ю. Семагина. – М.: Современная экономика и право, 2005. – С. 351- 424.
  8.  Эрроу, К. Информация как товар // Экономический журнал ВШЭ. Т. 16 (2012), № 2. C. 161–171.

15 баллов.

2 Источник – данные Всемирного банка, http://data.worldbank.org/