99283

Культура Японии: религия, язык, характерные черты

Реферат

Культурология и искусствоведение

В Японии уникально все – язык культура природа. Современное положение Японии в мировом хозяйстве её авторитет и мнение сложившееся о стране в умах людей – результаты продолжительного развития и становления японской культуры. Данн убежден что основу нынешней социальной жизни Японии издревле составляли две религии: синтоизм и буддизм идущие бок о бок через всю историю этого государства.

Русский

2016-09-04

70.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT12

Федеральное агентство железнодорожного   транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «управления процессами перевозок»

Культура Японии: религия, язык, характерные черты.

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель

Профессор

                            Быстрова А.Н.

                            .

                                       

      

                                           Разработал                  

  Студент гр. Д-112

               Чухвитская Е.О.

                                          .

2012 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Религия……………………………………………………………….......4

              Синтоизм………………………………………………………………...4

              Буддизм………………………………………………………………….5

Глава 2.Язык……………………………………………………………………….6

Глава 3.Гейши……………………………………………………………………..7

Глава 4.Сумо………………………………………………………………………8

Глава 5.Самураи…………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….11

Библиография…………………………………………………………………….12

Введение

Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, потрясающая величественная страна. Она первой встречает солнце из-за морского горизонта, поэтому часто величается, как «Страна восходящего солнца». Единая высокоразвитая капиталистическая страна со своими устоями и традициями, богатой культурой на протяжении многих веков вызывала интерес людей.

В Японии уникально все – язык, культура, природа. Способность японцев всегда и во всем находить гармонию по сей день удивляет. Древнейшая философия продолжает существовать в современном мире и поддерживается многочисленными последователями. Особенности языковой японской культуры, японская картина мира, роль иероглифической письменности в жизни японцев, специфика форм вежливости, особенности женской речи и ряд многих других культурных аспектов представляют данную страну весьма интересной для изучения.

Современное положение Японии в мировом хозяйстве, её авторитет и мнение, сложившееся о стране в умах людей – результаты продолжительного развития и становления японской культуры.

Японская культура, несомненно, удивительна и уникальна, она насыщена разнообразием и контрастами. Изучение данной культуры является очень актуальным как для многих людей, так и для меня.

Религия

Г. Бостонов писал: «...если вы спросите у японца, какая его вера, он вас не поймет. Все, что он сумеет вам ответить, это, что, согласно обычаю, ему при рождении дали имя в синтоистском храме и что, вероятно, при похоронах его будут провожать буддийские бонзы. Между этими двумя крайними точками жизни он легко может стать на время христианином». Где это он писал?

Ч. Данн убежден, что основу нынешней социальной жизни Японии издревле составляли две религии: синтоизм и буддизм, идущие бок о бок через всю историю этого государства. Где он это высказал?

Синтоизм

Слово «синто» в Китае значило «божественная истина», но японцы понимали его как «путь богов», противопоставляя его «учению Будды». [1, 8]

Самые ранние сведения о синтоизме можно найти в «Кодзики» и «Нихонги». Главная идея синтоизма состоит в том, чтобы подчиняться законам природы и поклоняться ей. Взгляд японцев на окружающий мир заложен в пяти особых концепциях. Первая говорит о том, что мир совершенен и появился сам по себе. Вторая предполагает уважение всего естественного кроме «не чистого», но всякое «не чистое» возможно отчистить и принять. Третья концепция предполагает единство живого и не живого. Японцы-синтоисты верят, что в человеке живет божество ками,  некоторые даже считают, что человек и есть ками. С помощью слияния с ками человек может достичь спасения. Вера в многобожие по религии синто заключена в четвертой концепции. В начале VIII века пантеон синто насчитывал 3132 бога, но в процессе развития истории это количество увеличивалось. С малых лет японец убежден в том, что он полностью принадлежит синто, так как согласно пятой концепции боги синто породили не всех людей на земле, а исключительно японцев. Поэтому поклонение синто иностранцев кажется японцам просто смешным.[3,14]

Многие японцы наравне с синто связывают себя с другими религиями и активно проповедуют их. Ладанов и Пронников утверждают, что общее население страны количественно меньше, чем сумма всех японцев, принадлежащих к отдельным конфессиям.[3,14]

Причиной длительного существования синто является простота поклонения, ритуальных действий. Каждый японец вправе поклоняться любому божеству отдельного храма. Обряды между разными храмами различаются. [3,14]

Попытка власти сделать синто государственной религией увенчалась неудачей, но им удалось создать систему обучения священников, которые осуществляли культовые действия в храмах. Храм для синтоистов был местом проведения  и пышных праздников, которые отмечают не только молящиеся, но и все жители города. Такие праздники в Японии назывались мацури.[3,15]

Различие почитания богов на внутренне убранство храмов никак не влияло. В каждом храме в хондэне – святилище, хранилась святыня или божество – синтай. Молитвы проходили в специальном зале, который назывался хайдэн. Японские храмы синто никогда не украшались изображениями богов, зачастую их украшали изображения животных, которые считались посланниками божеств. Например, храм Хиэ был украшен изображениями обезьян, а Касуга – оленей.[3,15]

Буддизм

Буддизм принесли в Японию буддийские монахи ещё в VI веке. Первые буддийские книги, появившиеся в Японии, были написаны на китайском языке.

Ч. Данн пишет: «…буддизм, который пришел  в Японию из Китая через Корею примерно полторы тысячи лет назад, принес с собой, наряду с уникальными элементами китайской цивилизации и высоким уровнем развития искусств иной взгляд на мир, стремление уйти от мирской жизни, интерес к загробной жизни и принятие смерти, как таковой».

Полное отречение от страстей, уход от житейской действительности, призыв к душевному покою – все это принципы буддизма. По учениям Будды, чтобы перейти в мир нирваны, то есть подлинный мир, нужно бежать от иллюзорного мира – сансары. Реальность в буддизме комбинация дхарм – цепь бесконечных перерождений. Согласно посланиям Будды к своим ученикам, чтобы не переродиться  в худшей варне (сословие), нужно соблюдать все предписания буддизма.[3, 17 ]

На территории Древней Японии китайские и корейские монахи создавали буддистские секты, использовавшие концепции доктрин хинаяны и махаяны. Вторая была более приемлемой для японцев.[3, 17]

Японский исследователь Кисимо Хидэо отмечает высшую цель буддизма в освобождении человека от страданий. Ключ к преодолению этих страданий, по мнению ученого, в самом человеке.

Японский буддизм отличается от классического тем, что проповедует не полный отказ от деланий, а напротив разумное отношение к ним. Сатори (просветление) для японцев никак не связано с отказом от прелестей жизни, и,  достигнув сатори, японец продолжает свое наслаждение жизнью.[3, 18]

Японский язык

В современном мире на японском языке говорят около 120 млн.  жителей Японии.

Многие источники сообщают, что японский язык происходит от китайского и во многом схож с ним. Однако Чарльз Данн утверждает, что структура японского языка во многом схожа с корейским и монгольским языками, но единственным самым близким к нему является язык, на котором говорят жители острова Рюкю. [2, 7 ]

Исследователи Японии Ладанов и Пронников в своей книге «Японцы» пишут, что письменность – это единственное, что может объединять японский и китайский языки. Грамматика и лексика второго имеют аналитический строй, а первого – агглютинативный. В древности японцы использовали китайскую письменность. Китайские иероглифы имели совершенно иные понятия в японском языке и читались на японский лад. Слова, которые японцы не могли записать китайскими иероглифами, они записывали с помощью кана – специальной слоговой азбуки. [3,3-4]

Вся культура дальневосточного региона складывалась веками на основе единой системы иероглифики, поэтому иероглифы делают японскую культуру привязанной к общей дальневосточной, однако кана, как считают Ладанев и Пронников привносят в язык японцев некую самобытность, а специфическая речь усиливает это ощущение.

Гейши

По мнению Е.А Гаджиевой, современные европейцы имеют неверное представление о том, кто такие гейши. Писатель утверждает, что и само употребление термина «гейша» неправильно. «Гей ся» в Киото были актеры, музыканты и танцоры, уже позднее с развитием городской культуры женщин-искусниц, владеющих искусством развлекать собеседника, стали называть «гей ся», в русском языке – «гейша».

Гейши никогда не оказывали  сексуальных услуг, этим занимались дзёро, не имеющие ничего общего с гейшами.

Бедные семьи продавали своих дочерей дому гейш – окейе, где девочки проходили сложное обучение в течение нескольких лет. Если у гейши рождалась дочь, она шла по стопам матери, начиная обучение с 3 лет. В начале профессиональной карьеры молодую гейшу – «мейко» (ученица) сопровождала старшая сестра, которая знакомила её с различными важными особами в обществе, чтобы способствовать продвижению мейко в карьере. Отношения со своей старшей сестрой гейши хранили на протяжении всей жизни. [1,17]

Главной ценностью юной мейко считалась её невинность. Богатые мужчины могли купить право первой ночи, принося тем самым окейе немало денег. Гейши строго следили за своей репутацией, для того чтобы найти своего покровителя – «данна». Данна оплачивал практически все расходы своей любовницы, а она взамен дарила ему свидания. Такие коммерческие отношения были очень выгодны для окейи и для самой гейши. Количество предложения зависело от популярности гейши. Дорогие роскошные наряды, прическа, своеобразный макияж и походка, все в гейше делало её произведением искусства. Одним только присутствием эти женщины создавали красоту, поэтому так высоко ценились в японском обществе.[1,17]

Сумо – национальная японская борьба

Е.А. Гаджиева пишет, что эпоха сумо начинается с развития самурайской культуры. Достоверные источники упоминают о распространении данного боевого искусства, начиная с VII века, когда появляются регулярные соревнования. Однако историки сумо находят подтверждения его существования ранее, исходя из различных описаний в «Кодзики» (яп. 古事記, «Записи о деяниях древности») и «Нихонги» (яп. 日本紀, «Анналы Японии»). Воин Номиносукунэ, победивший в древней схватке, описанной в «Нихонги», признан божественным покровителем национальной японской борьбы. Изначально, как сообщает писатель, в борьбе сумо не было никаких запретов техники ведения боя, разрешалось многое, что в современных соревнованиях недопустимо.

Свод правил, определяющий поведение во время боя, появился при правлении Тогукава.  Встреча борцов и сами боевые действия должны были проходить только в пределах дохё – специальный помост. Победителем становился тот, кому первому удастся вывести противника за пределы круга.[1,18]

По мнению Е.А. Гаджиевой, ритуальная часть поединка самая интересная в сумо. Перед самым началом поединка все борцы совершали круг почета на арене, замыкающим всегда шел ёкодзуна – «великий чемпион», за всю историю японского сумо это звание смогли завоевать не более 70 человек. Ёкодзуна топал ногами, чтобы отогнать злых духов, затем выходила пара бойцов и совершала обряд очищения, разбрасывая соль по арене и натираясь ею. В начале схватки бойцы пытаются одержать победу над соперником морально: они становятся друг напротив друга и смотрят друг другу в глаза, пока не бросятся друг на друга. Эта особая церемония – «сикири».

Воспитание борцов сумо начиналось в раннем возрасте в специальных школах и строилось на строжайшей дисциплине. С восходом солнца десятилетние мальчики умывались и отправлялись на изнурительную тренировку, где юных бойцов обучали искусству равновесия, так оно более важно, чем простое умение свалить противника в бою, только в полдень им разрешался прием пищи. Второй прием пищи проходил после послеобеденного сна и легкой тренировки. Такой режим дня способствовал наращиванию большой массы тела, что немало важно в данном виде борьбы. [1,18]

Самураи

Ч. Данн пишет в своей книге о том, что изначально слово «самурай» означало «слуга». Так называли вассалов, затем так стали называть все военное сословие, которое, как утверждает автор, тоже состояло из вассалов сёгуна (высший военный чин).

Е.А. Гаджиева приводит другое значение слова «самурай». Само слово образованно от японского глагола «сабурахи» («служить великому человеку»), а воинов называли «буси». Человек мог стать самураем тремя путями: ими становились бывшие губернаторы, становившиеся феодалами, разбогатевшие крестьяне или бывшие слуги богатых семей.

Каждый воин имел право получить довольствие в зависимости от своего чина. Земли получали только вассалы высшего ранга, низшие получали довольствия в коку – эквивалент риса, равный примерно 150 килограммам. [2,22-24]

Жилище самурая так же зависело от его положения в обществе. Сёгун жил в собственном замке-дворце в Эдо. Некоторые даймё – князья и крупные землевладельцы, тоже имели замки, вокруг которых в последствии вырастали целые города. Самураи, имеющие более низкий чин, могли позволить себе жилище в зависимости от размера коку. Если оно было достаточным, то это были удобные жилища. Если дела самурая шли плохо, то он мог жить в храме или в любом убежище, которое находил. [ 2,28]

Во внеслужебное время самураи носили кимоно без хаори  (куртка с широкими рукавами длиной в три четверти)  и хакама (очень широкие и длинные шаровары, с разрезами по бокам, которые держались с помощью имеющихся спереди и сзади завязок, оборачиваемых вокруг талии). Выходя в город, они старались прятать лицо под шапкой в форме корзины. Для церемониальных случаев у каждого самурая имелось парадное кимоно, соответствующие чину.

Очень важной особенностью была прическа самурая. Макушка обязательно должна была быть выбрита, оставшиеся волосы сзади и с боков собирались в «хвост» и смазывались маслом. Если в бою связку перерезал мечем противник, то это становилось большим позором для её обладателя.[2,32-33]

Под влиянием буддизма, конфуцианства и синтоизма сформировался особый кодекс предписаний – «Бусидо» («Путь война»), который включал в себя ряд жестких правил поведения для самураев. Умереть за господина в бою, исходя их данного кодекса, было самым почетным в жизни воина. Верность самурая своему сюзерену не имела границ. Иногда вассалы совершали ритуальные самоубийства – «сэппуку», что для русских людей более привычно, как «харакири», после смерти господина.[1, 9]

Самураи были единственным сословием, которому разрешалось носить сразу два меча. По мнению Данна, они использовали мечи гораздо реже, чем это показано во многих фильмах, но это было самое грозное оружие всех времен.

Самураи тщательно берегли свою репутацию. За любое малейшее оскорбление, самурай мог лишить жизни обидчика, а в случае провала совершал самоубийство.[1, 9]

Заключение

Сегодня в XXI веке Япония является высокоразвитой страной, сумевшей через века пронести и сохранить уникальные традиции, принципы, жизненный уклад. Культурное наследие этой великолепной страны многогранно и наполнено множеством интереснейших особенностей.

Во все времена зрителей поражали мощь и пластичность гигантов-сумоистов, поэтому популярность этого вида спорта не угасает и в наши дни.  Миллионы женщин по всему миру используют приемы и рецепты красоты гейш, чтобы завораживать мужчин.

Черты национального характера, специфика языка, национальный менталитет японцев, их отношение к природе к миру всегда удивляло и интересовало людей. Многие философские концепции и убеждения японцев продолжают бытовать и в современном мире.

Уникальность японской культуры заключается в том, что она консервативна и в тоже время способна поддаваться влиянию внешних культур. Изменяя их, переиначивая на свой собственный лад, она развивалась и процветала на протяжении долгих веков.

Библиография

  1.  Гаджиева Е.А. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии –  Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
  2.  Данн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. – М.: «Муравей», 1997
  3.  Ладанов И.Д.,  Пронников В.А.  Японцы(этнопсихологические очерки). – М.: Наука, 1985


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4361. Выявление изнашивания валков плющильного стана и выбор способа их восстановления для повторной эксплуатации 2.71 MB
  Цель работы: выявление изнашивания валков плющильного стана и выбор способа их восстановления для повторной эксплуатации, совершенствование процесса упрочнения и восстановления валков, с целью повышения долговечности и снижения себестоимости. Для эт...
4362. Характеристики web – сайтов, методы измерений и управления 326 KB
  Характеристики web – сайтов, методы измерений и управления Критерии оценки Web сайтов Общие требования к ИКТ web сайтов Мониторинг работы сайтов, порталов Инструментарий для мониторинга Критерии оценки Web сайтов Каковы "требования времени" к р...
4363. Методы тестирования интернет - приложений и web-серверов 286 KB
  Методы тестирования интернет - приложений и web-серверов Как тестировать сайт, насколько тестирование важно для успеха сайта. Определение способов, наиболее применимых для конкретного сайта Разработка методологии тестирования Управление процессом ...
4364. Проблемы информационной безопасности в интернет 312 KB
  Проблемы информационной безопасности в интернет Описание проблемы Возможные нарушения безопасности Оценка рисков нарушений безопасности Направления защиты информации Аппаратное обеспечение безопасности Программные средства обеспечения безопасности О...
4365. Основы языка разметки HTML 179.5 KB
  Основы языка разметки HTML HTML - язык разметки документов, текущая версия 4.01 HTML документы хранятся на сервере. Просмотр документов осуществляется при помощи клиентской программы – браузера. Браузеры (Internet Explorer, Opera, Netscape Comm...
4366. JavaScript. Необходимость применения динамических технологий 126.5 KB
  JavaScript. Необходимость применения динамических технологий Наиболее распространенные технологии (Macromedia Flash, Java Applet, JavaScript, VBScript) Сценарий JavaScript внедряется в тело HTML документа. Пример простого скрипта...
4367. Скриптовой язык программирования JavaScript 43.5 KB
  Скриптовой язык программирования JavaScript Способы функционального применения скриптов 1) гипертекстовая ссылка (схема URL) 2) обработчик события (handler) 3) вставка (элемент SCRIPT). Гипертекстовая ссылка. Применяется в следующих элементах: А...
4368. SSI (Server Side Include) - Включения на стороне сервера 39.5 KB
  SSI (Server Side Include) - Включения на стороне сервера - набор команд, позволяющий включить в страницу информацию, недоступную средствами HTML. Веб-сервер обрабатывает HTML-документ cSSI-директивами, выполняет их, результат возвращает клиент...
4369. Создание статических сайтов с помощью PHP 74.5 KB
  Создание статических сайтов с помощью PHP Статические сайты представляют собой совокупность HTML страниц, связанных между собой ссылками. Страницы заранее создаются разработчиками, помещаются на сервер и выдаются клиентам в ответ на запрос. В отличи...